Дидактические игрушки это какие

Обновлено: 28.04.2024

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, которая соответствует возрасту ребенка. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос : полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку? Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, развивают лексическую сторону, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. Таким образом, в ходе игр и занятий происходит всестороннее развитие ребенка.

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними:

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень

2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме ( объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).

3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр., способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см) : куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т. п. а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма).

Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста» В развитии детей раннего возраста большую роль играет мелкая моторика. Игры с водой и песком являются хорошим способом её тренировки.

Консультация для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей»

Консультация для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей» Дидактические игры помогают в обучении детей. Их особенность в том, что задание предлагается в игровой форме. Ведь игра - это самое важное.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Вся познавательная деятельность ребенка строится на базе игры. Игра необходима ребенку для того, чтобы реализовать своё стремление жить во взрослом мире и поступать как взрослые, но сохраняя при этом детские желания получить немедленный результат.

Л.С. Выготский определяет сущностью игры, как реализацию обобщенных стремлений ребенка, содержащих в своей основе систему взаимоотношений с взрослым миром. Л. С. Выготский " Об игре ".

Что должна дать детям игра

Игра представляет собой вид деятельности ребенка, где он на основе эмоций, а позже посредством интеллекта усваивает себе всю систему отношений между людьми. Воспроизводя и моделируя окружающую действительность, ребенок через игру осваивает все базовые навыки, которыми он будет руководствоваться во взрослой жизни.

С самого рождения ребенку нужно накапливать опыт об окружающем нас мире. Начиная с опыта ощущения объема предметов окружающего нас мира. Сетчатка нашего глаза дает нам «плоское изображение», объем, оно получает уже непосредственно в мозге. Конечно эффект стереоскопии, благодаря наличию двух глаз и эволюционные механизмы заложенные с рождения позволяют приблизить двухмерную картинку к трехмерному пониманию этого мира, но только на примитивном уровне.

Трогая руками игрушки и другие предметы ребенок «заносит в базу данных» своего мозга знание об этих предметах. Тоже происходит во всех прочих ситуациях. Двигаясь, перемещая предметы, опрокидывая их или собирая, карабкаясь и ударяясь, раскручивая и сматывая и т.д и т.п. ребенок набирает богатый опыт создающий, через кинестетические и тактильные каналы восприятия ощущения пространства и объемов. Посредством этого происходит развитие теменных зон коры головного мозга отвечающих за ощущение объема, пространства и их соотношение.

Развитие этих ощущений ложиться, в будущем, в основу возможностей абстрактно мыслить. Абстрактное мышление позволяет усваивать такие предметы как геометрия, физика, алгебра и строить сложные конструкции при прогнозах возможного развития событий.

Поэтому так опасно повсеместное увлечение «гаджетами» в качестве «обучающих» и «развивающих» пособий и игр. Плоское, цифровое изображение и виртуальный мир подавляют развитие теменной доли мозга и ведут к деградации процессов отвечающих за формирование абстрактного мышления. О вреде «цифры» в деле развития детей можно почитать у доктора А. Курпатова, в его «Универсальных правилах».

На помощь в этом вопросе могут прийти старые, добрые дидактические игры от рождения и до начальной школы. О них пойдет речь.

Дидактические игры, что это? Цели, структура и задачи, решаемые с их помощью

Дидактическая игра представляет собой получение знаний, умений и навыков ребенком в форме активной игровой деятельности, имитирующий и моделирующий системы, процессы и явления, предлагаемые ему к освоению.

Целью дидактических игр, как и многих других видов образовательной деятельности, является обучение и воспитание, но характерной их особенностью является, то, что при наличии дидактической цели, они по-прежнему остаются играми. Участие в таких играх должно увлечь ребенка, - по видимости он участвует в игре, а по сути, занят решением предложенной ему дидактической задачи.

Дидактические игры по классификации делятся на:

Игры с использованием игрушек и предметов

Речевые (словесные) игры

Структурно любая дидактическая игра разделяется на составляющие:

Дидактическая задача - основной элемент, суть и стержень любой игры. В зависимости от цели воспитания или обучения они содержат:

познание окружающего мира (цвета, размеры и объемы предметов, окружающая природа, фауна и флора);

знания о человеке (бытовая жизнь, труд и профессии, общество и его организация);

речевые навыки (произношение звуков, пополнение словарного запаса, постановка речи);

математика и логика (абстрагирование, фиксация и развитие начальных арифметических знаний).

Содержание игры – объединяет игровой замысел, ход игры и игровую задачу. Замысел обозначается названием самой игры и часто может звучать как вопрос, который создает проекцию хода самой игры. Игровая задача маскирует от детей саму дидактическую задачу, для того, чтобы сам ребенок стремился её выполнить, на уровне игрового фона усваивал обучающие и воспитательные моменты, направленные на формирование его мышления.

Правила – призваны для организации поведенческих реакций ребенка и деятельности по ним. Помимо того, что с их помощью игра становится напряжённой и интересной, через исполнение предписаний и соблюдение ограничений играющим, они исподволь воспитывают в ребенке преодоление отрицательных эмоций при неудачах и тренируют силу воли.

Игровые действия – процесс самой игры, являющийся её основанием. Расширение диапазона игровых действий, повышает заинтересованность ребенка. В зависимости от тематики игр различаются игровые действия в соотношении и связи самих играющих и ориентации их действий. Игры могут содержать действия по ролям, решение квестов, конструктивные и объемные изменения пространства и т.п. Сочетание определенного количества последовательных фрагментов игры в одном игровом действии сосредотачивает ребенка на выполнении установленных правил на более продолжительный отрезок времени и больше погружает его в содержание игры, что благоприятно сказывается на качестве решения дидактической задачи.

Дидактические игрушки для каждого этапа развития ребенка

Дидактические игрушки

Из вышесказанного можно прийти к заключению, что сама по себе игрушка не в состоянии решить вопрос обучения или воспитания ребенка. Только взрослый человек вызывает у ребенка заинтересованность игрушкой, а самое главное – учит игре с ней, а не совершать примитивные манипуляции.

Место же дидактических игрушек в формировании личности ребенка, начиная от рождения и вплоть до младших классов, переоценить невозможно. Дидактические игрушки призваны развивать процессы формирования здоровой психики ребенка, связанные с восприятием, памятью и мышлением, через решение развивающих задач, соответствующих возрастным параметрам ребенка.

До одного года посредством игр с дидактическими игрушками (пирамидка, кубики, шарики и пр.) карапуз будет учиться определять признаки и особенности предметов, – цветовую гамму, разнообразие форм, размеров и соотношения между ними. Путем выполнение игровых задач на выборку их по идентичности или наоборот, - отличию и в других играх этого плана.

В организации игры с дидактическими игрушками для взрослых главным правилом будет постепенность и последовательность действий. Все игрушки разом ребенку не предоставляются, идет их чередование, для сохранения увлеченности ребенка игрой. Обязательным является показ детям, как играть, при этом стоит принимать во внимание реальные способности ребенка, обусловленные его возрастом. Начиная с ограниченного числа игрушек и пособий планомерно добавлять их по мере усвоения ребенком игры.

С изменением возраста, должны меняться и задачи исходя из возможностей интеллекта малыша. В соответствии с этим правилом идет подбор игрушек, помогающих ему в развитии.

Так, после года малыш уже сможет сопоставлять предметы и соотносить их с пространственными объектами. Для закрепления данных навыков имеются игрушки, под общим названием «почтовый ящик» изготовленные в форме пластикового ящика с прорезями под форму простых геометрических фигур, ребенку предлагается в процессе игры вкладывать в прорези, предметы, которые им соответствуют по форме.

Развивая музыкальный слух и чувство ритма можно применять игры с использованием барабана, детской дудочки, колокольчиков, ксилофона и других простейших игровых музыкальных инструментов, выбирая их по принципу чистоты тона их звучания.

От года и далее ребенка можно учить действовать в согласовании с имеющимся образцом, так сказать, по инструкции. Специальные дидактические игры с образцами научат строить домик, цветочек. Начинать играть нужно вместе с ребенком, чтобы он уловил суть. Элементы должны быть достаточно крупными и их должно быть небольшое количество, не более 7.

Позже от этого можно переходить к собиранию пазлов, которых поначалу тоже должно быть 5-6 единиц, солидной величины. Изображение к ним не должно содержать изображений маленьких деталей, достаточно вообще одного, максимум двух предметов на картинке. По цвету фигурки должны заметно контрастировать с фоном, а сам предмет должен состоять из 2-3 элементов. Собирать пазлы надо совместно с малышом несколько раз, после чего он начнет делать это сам. По мере усвоения этого навыка и увеличение возраста необходимо увеличивать число элементов.

Взросление должно сопровождаться такими семейными играми как «Домино», «Лото» пока просто с изображениями животных, растений или предметов. Далее следует усложнять задачи, организую игры с вопросами, например, «Кто их мама?» - про животных; «Чьи это инструменты» - по профессиям, дальше можно поиграть в ассоциации к словам.

При приближении к школе и в начальных классах игры могут носить обучающую направленность, связанную с буквами, слогами, словами, числами, примерами арифметики и на закрепление таблицы умножения, а также с иными предметами школьной программы, которые можно дать в форме игры.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.

ВложениеРазмер
6.docx 18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и игрушки

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры .

Цель дидактических игрушек: передача детям разных знаний, развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и т.д.

Занятия с дидактическими игрушками:

  • формируют практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов;
  • стимулируют их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста;
  • учат простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи;
  • укрепляют правильность произношения звуков;
  • постоянно обогащают свою речь за счет общения в процессе игры .

Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие детей, а так же на их словарный запас.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры.

Содержание дидактических игр определяется «Программой воспитания в детском саду», оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, порченные на занятия по разным «предметам», разным разделам программы.

Структура дидактических игр включает о сновные компоненты - дидактические и игровые задачи, игровые действия, а также дополнительные компоненты - сюжет, роль .

Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого .

Правила направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачу.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической задачи является решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач - показатель эффективности игры. Младшие дошкольники осознают игровой результат. Старшие начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом состоит ее своеобразие.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной,(деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы .

Настольно-печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Организация словесных дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами развития связной речи;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения словесной дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой .

Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием) .

Подведение итогов игры - это ответственный , так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. Анализ проведенной игры направлен на выявление эффективности в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в развитии связной речи детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Маленький ребенок уже в раннем возрасте знакомиться с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают, неточны, неполноценны, непорядочны. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактическую игру.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, усваивать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметами и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме и др., что очень важно, для развития отвлеченного, логического мышления.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки, в них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материалах, из которого делаются игрушки, о предметах необходимых людям в разных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной деятельности, подсказывать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами и др.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Настольно – печатные игры. Это интересное занятие для детей, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задания усложняются, ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение установления связи между предметами; дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотнося с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки; или дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действиями.

Запоминания состава, количества и разложения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, умение рассказать связно о тех изменениях которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задачи этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целые предметы.

Описание, рассказ о картинках с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

В старших группах дети изображают действия, нарисованные на картинках и др. – отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди.

В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску, в создании необходимого образа.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющееся представление о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

В среднем дошкольном возрасте, когда у детей начинается активно формироваться логическое мышление чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Так как способствуют подготовке ребят к обучению к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находит нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Структура дидактических игр. В независимости от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактических игр и упражнений являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача обучающая:Это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Например, в игре: «Узнай предмет по звуку», обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. Детям предлагают следующую игровую задачу прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы и отгадать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программой» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнять. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры «угадать по описанию», «Скажи наоборот», «Отложи картинку» и т. д.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уме имеющимся знаниям и представлениям. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего иметь в виду какие знания, представления детей (о природе о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)

Например, в хорошо известной всем воспитателям игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформировать так: закреплять знания детей об игрушках, их свойства, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

При определении дидактической задачи избегать повторений в ее содержании трафаретных фраз (воспитывать внимание, память, мышление и др.) Как правило эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше узнать. Например, развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Игровые правила:Обеспечивать реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участки игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер, и условия выполнения игровых действий устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее…

Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать, как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка,

Мальчик играет с дидактическим пособием

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактический круг по изучению разных сфер жизнедеятельности

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Дидактический материал в виде автомобиля и светофора с навинчивающимися цветными крышками

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Дошкольники рассматривают коллекцию минералов

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

Игровой макет проезжей части с машинками, дорожными знаками и светофором

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.

    Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

      материал в картинках;

    Предметные картинки по теме «Игрушки»

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

    Раздаточный материал по теме «Транспорт»

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

    Плакат «Средства музыкальной выразительности»

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

    Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

    Дидактический материал для детского сада своими руками

    Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

    1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
    2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    Дидактическая игра «Цветное лото»

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

    Фланелеграф с изображением нот, ёлочек, птичек, листочков и др

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

    С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

    Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

    Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

    Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

    Фотогалерея: дидактические материалы по математике

    Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

    Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

    Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

    Видеоматериалы по теме

    Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

    Читайте также: