Дидактические свойства игрушки это

Обновлено: 15.05.2024

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется.

Воспитательное значение игрушек:

¾ это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

¾ наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешанный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

¾ должны быть безопасными и гигиеничными;

¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение;

¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность,

¾ учитывать гендерный подход.

Гигиенические требования к игрушкам:

¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

Дидактические игрушки- это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это задачи на развитие восприятия, памяти, мышления, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка появляются с первых дней его жизни. Они помогают ребенку найти эмоциональный комфорт, облегчить душевное состояние, поднять настроение: развеселят плачущего, ободрят робкого, успокоят расшалившего, помогут расслабиться рассерженному ребенку.

Цели и задачи.

Основная цель: снизить напряженность периода адаптации, помочь освоиться в новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми, создать эмоционально-комфортную атмосферу.

Задачи:

- снятие эмоционального и мышечного наряжения, снижение излишней двигательной активности, агрессии;

- создание условий для взаимоотношений и взаимодействий с другими детьми и взрослым, развитие коммуникативных навыков;

- сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

- развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);

- развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

дидактические игрушки развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение…

В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов (деревянных и пластмассовых). С помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты, домики и башенки с обыгрыванием постройки.

Дидактические игры отличаются своей классификацией, которая является разнообразной. С формировалось классическое разделение дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные. Дидактическая игра используется при решении образовательных областей: «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», в развитии сенсорной культуры воспитанников.

РЕЧЕВОЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Презентация «Дидактические свойства игр и игрушек в предметно-развивающей среде»




ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ПДД УГОЛКИ






ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛКИ.



«ДОМ»





Прикреплённые файлы:

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО Дата проведения анализа: сентября 2016г Характеристика.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Подготовила Е. К. Пономарёва - воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома. «Требования к развивающей.

Дидактические материалы и игры из фетра в предметно-пространственной среде

Дидактические материалы и игры из фетра в предметно-пространственной среде Здравствуйте,представляю вашему вниманию дальнейшее развитие моего творческого увлечение. Фетровая зависимость меня поглотила с головой.

Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой.

Региональный компонент в предметно-развивающей среде

Региональный компонент в предметно-развивающей среде Региональный компонент в предметно-развивающей среде. Мы живём в Ростовской области. Наш край богат историей живших здесь казаков. Так хочится.

Фотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группе

Фотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группе Предметно-развивающая среда в нашей подготовительной группе "Ягодка"Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена.

Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Ранний возраст- важнейший период жизни человека.

Проект создания предметно-развивающей среде в старшей группе в соответствии с ФГОС Актуальность проблемы. В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного.

Требование к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС) Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день.

Творческий подход к предметно-развивающей среде

Творческий подход к предметно-развивающей среде В группе предметно - пространственная развивающая среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Она отвечает интересам и потребностям.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ними.

Игрушка по образному выражению А. С. Макаренко,- «материальная основа»игры,она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль

Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которая входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус.

Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр,жизненных ситуаций,в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

2. История игрушки

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду X-XV веков. В это время игрушки делали из подручного материала, - дерева, кожи, соломы, глины, ткани. Первые артефакты относятся к территории самых древних русских городов – Новгорода, Коломны, Москвы, Киева, - и их окрестностей. Забавные игрушки не просто копировали черты реальных героев, но и хорошо подчеркивали неразрывное единство человека с природой.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. А делали их из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности.

Раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы.

Кукле отводили Важную роль, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

3. Педагогические требования к игрушке

Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках о дошколят» : игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньки дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста.

Малышам нужны игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, стимулировать самостоятельную деятельность. А старшим детям, необходимы игрушки,которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры. Особое требование предъявляются к тематике содержания игрушки, от этого зависит характер игры действия. Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Если игрушка такова,что ребенок только созерцает ее,то она не окажет влияния на его развитие.

Предъявляются требования к оформлению игрушки, чтобы вызвать у ребенка эмоциональное отношение,воспитывать художественный вкус. Игрушки должны отвечать ряду гигиенических требований. Примитивная,дешевая «штамповка» из пластика угрожает здоровью и жизни детей,особенно раннего возраста. Игрушки должны быть не токсичными, не горючими, с надежной гарантией качества.

Необходим частый контроль за состоянием игрушек, особое внимание обращать на края металлических и деревянных частей,мелкие детали игрушек, прочность, окраску.

Для самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы. Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля.

4. Виды игрушек и их характеристика

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образные игрушки,прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:куклы,фигурки животных,транспортные средства,посуда,мебель.

Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр,в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:матрешки,пирамиды,бочонки,бирюльки.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Одни напралены на укрепление мышц рук, предплечья, координации движения (мячи, обручи, другие: навыкам бега, прыжков, укрепление мышц ног, туловища (велосипеды, самокаты, коньки, скакалки).Для коллективных игр настольный баскетбол, хоккей и др.

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха – это детские балалайки, гармошки, барабаны,дудки. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх.

Театрализованные игрушки- это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок, к этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов.

Технические игрушки вводят детей в мир техники : знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (машинки,самолеты т. д.)

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

5. Игрушки для детей раннего возраста

Значение игрушки для психического развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечет за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. Действие с игрушками как первые практические действия,которые ребенок постигает,удовлетворяют и стимулируют его потребности в работе анализаторов, во внешних впечатлениях,движениях.

Основные типы игрушек для детей раннего возраста : пирамидки, кубики, пупсы, транспортные игрушки, мозаики, кукольное хозяйство.

Игрушка имеет важное значение в раннем возрасте ребенка. Игры обучают и воспитывают детей. Они являются жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушки является не отменной частью игры и регулятором психического и физиологического развития ребенка

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Современные дошкольники.

Вся познавательная деятельность ребенка строится на базе игры. Игра необходима ребенку для того, чтобы реализовать своё стремление жить во взрослом мире и поступать как взрослые, но сохраняя при этом детские желания получить немедленный результат.

Л.С. Выготский определяет сущностью игры, как реализацию обобщенных стремлений ребенка, содержащих в своей основе систему взаимоотношений с взрослым миром. Л. С. Выготский " Об игре ".

Что должна дать детям игра

Игра представляет собой вид деятельности ребенка, где он на основе эмоций, а позже посредством интеллекта усваивает себе всю систему отношений между людьми. Воспроизводя и моделируя окружающую действительность, ребенок через игру осваивает все базовые навыки, которыми он будет руководствоваться во взрослой жизни.

С самого рождения ребенку нужно накапливать опыт об окружающем нас мире. Начиная с опыта ощущения объема предметов окружающего нас мира. Сетчатка нашего глаза дает нам «плоское изображение», объем, оно получает уже непосредственно в мозге. Конечно эффект стереоскопии, благодаря наличию двух глаз и эволюционные механизмы заложенные с рождения позволяют приблизить двухмерную картинку к трехмерному пониманию этого мира, но только на примитивном уровне.

Трогая руками игрушки и другие предметы ребенок «заносит в базу данных» своего мозга знание об этих предметах. Тоже происходит во всех прочих ситуациях. Двигаясь, перемещая предметы, опрокидывая их или собирая, карабкаясь и ударяясь, раскручивая и сматывая и т.д и т.п. ребенок набирает богатый опыт создающий, через кинестетические и тактильные каналы восприятия ощущения пространства и объемов. Посредством этого происходит развитие теменных зон коры головного мозга отвечающих за ощущение объема, пространства и их соотношение.

Развитие этих ощущений ложиться, в будущем, в основу возможностей абстрактно мыслить. Абстрактное мышление позволяет усваивать такие предметы как геометрия, физика, алгебра и строить сложные конструкции при прогнозах возможного развития событий.

Поэтому так опасно повсеместное увлечение «гаджетами» в качестве «обучающих» и «развивающих» пособий и игр. Плоское, цифровое изображение и виртуальный мир подавляют развитие теменной доли мозга и ведут к деградации процессов отвечающих за формирование абстрактного мышления. О вреде «цифры» в деле развития детей можно почитать у доктора А. Курпатова, в его «Универсальных правилах».

На помощь в этом вопросе могут прийти старые, добрые дидактические игры от рождения и до начальной школы. О них пойдет речь.

Дидактические игры, что это? Цели, структура и задачи, решаемые с их помощью

Дидактическая игра представляет собой получение знаний, умений и навыков ребенком в форме активной игровой деятельности, имитирующий и моделирующий системы, процессы и явления, предлагаемые ему к освоению.

Целью дидактических игр, как и многих других видов образовательной деятельности, является обучение и воспитание, но характерной их особенностью является, то, что при наличии дидактической цели, они по-прежнему остаются играми. Участие в таких играх должно увлечь ребенка, - по видимости он участвует в игре, а по сути, занят решением предложенной ему дидактической задачи.

Дидактические игры по классификации делятся на:

Игры с использованием игрушек и предметов

Речевые (словесные) игры

Структурно любая дидактическая игра разделяется на составляющие:

Дидактическая задача - основной элемент, суть и стержень любой игры. В зависимости от цели воспитания или обучения они содержат:

познание окружающего мира (цвета, размеры и объемы предметов, окружающая природа, фауна и флора);

знания о человеке (бытовая жизнь, труд и профессии, общество и его организация);

речевые навыки (произношение звуков, пополнение словарного запаса, постановка речи);

математика и логика (абстрагирование, фиксация и развитие начальных арифметических знаний).

Содержание игры – объединяет игровой замысел, ход игры и игровую задачу. Замысел обозначается названием самой игры и часто может звучать как вопрос, который создает проекцию хода самой игры. Игровая задача маскирует от детей саму дидактическую задачу, для того, чтобы сам ребенок стремился её выполнить, на уровне игрового фона усваивал обучающие и воспитательные моменты, направленные на формирование его мышления.

Правила – призваны для организации поведенческих реакций ребенка и деятельности по ним. Помимо того, что с их помощью игра становится напряжённой и интересной, через исполнение предписаний и соблюдение ограничений играющим, они исподволь воспитывают в ребенке преодоление отрицательных эмоций при неудачах и тренируют силу воли.

Игровые действия – процесс самой игры, являющийся её основанием. Расширение диапазона игровых действий, повышает заинтересованность ребенка. В зависимости от тематики игр различаются игровые действия в соотношении и связи самих играющих и ориентации их действий. Игры могут содержать действия по ролям, решение квестов, конструктивные и объемные изменения пространства и т.п. Сочетание определенного количества последовательных фрагментов игры в одном игровом действии сосредотачивает ребенка на выполнении установленных правил на более продолжительный отрезок времени и больше погружает его в содержание игры, что благоприятно сказывается на качестве решения дидактической задачи.

Дидактические игрушки для каждого этапа развития ребенка

Дидактические игрушки

Из вышесказанного можно прийти к заключению, что сама по себе игрушка не в состоянии решить вопрос обучения или воспитания ребенка. Только взрослый человек вызывает у ребенка заинтересованность игрушкой, а самое главное – учит игре с ней, а не совершать примитивные манипуляции.

Место же дидактических игрушек в формировании личности ребенка, начиная от рождения и вплоть до младших классов, переоценить невозможно. Дидактические игрушки призваны развивать процессы формирования здоровой психики ребенка, связанные с восприятием, памятью и мышлением, через решение развивающих задач, соответствующих возрастным параметрам ребенка.

До одного года посредством игр с дидактическими игрушками (пирамидка, кубики, шарики и пр.) карапуз будет учиться определять признаки и особенности предметов, – цветовую гамму, разнообразие форм, размеров и соотношения между ними. Путем выполнение игровых задач на выборку их по идентичности или наоборот, - отличию и в других играх этого плана.

В организации игры с дидактическими игрушками для взрослых главным правилом будет постепенность и последовательность действий. Все игрушки разом ребенку не предоставляются, идет их чередование, для сохранения увлеченности ребенка игрой. Обязательным является показ детям, как играть, при этом стоит принимать во внимание реальные способности ребенка, обусловленные его возрастом. Начиная с ограниченного числа игрушек и пособий планомерно добавлять их по мере усвоения ребенком игры.

С изменением возраста, должны меняться и задачи исходя из возможностей интеллекта малыша. В соответствии с этим правилом идет подбор игрушек, помогающих ему в развитии.

Так, после года малыш уже сможет сопоставлять предметы и соотносить их с пространственными объектами. Для закрепления данных навыков имеются игрушки, под общим названием «почтовый ящик» изготовленные в форме пластикового ящика с прорезями под форму простых геометрических фигур, ребенку предлагается в процессе игры вкладывать в прорези, предметы, которые им соответствуют по форме.

Развивая музыкальный слух и чувство ритма можно применять игры с использованием барабана, детской дудочки, колокольчиков, ксилофона и других простейших игровых музыкальных инструментов, выбирая их по принципу чистоты тона их звучания.

От года и далее ребенка можно учить действовать в согласовании с имеющимся образцом, так сказать, по инструкции. Специальные дидактические игры с образцами научат строить домик, цветочек. Начинать играть нужно вместе с ребенком, чтобы он уловил суть. Элементы должны быть достаточно крупными и их должно быть небольшое количество, не более 7.

Позже от этого можно переходить к собиранию пазлов, которых поначалу тоже должно быть 5-6 единиц, солидной величины. Изображение к ним не должно содержать изображений маленьких деталей, достаточно вообще одного, максимум двух предметов на картинке. По цвету фигурки должны заметно контрастировать с фоном, а сам предмет должен состоять из 2-3 элементов. Собирать пазлы надо совместно с малышом несколько раз, после чего он начнет делать это сам. По мере усвоения этого навыка и увеличение возраста необходимо увеличивать число элементов.

Взросление должно сопровождаться такими семейными играми как «Домино», «Лото» пока просто с изображениями животных, растений или предметов. Далее следует усложнять задачи, организую игры с вопросами, например, «Кто их мама?» - про животных; «Чьи это инструменты» - по профессиям, дальше можно поиграть в ассоциации к словам.

При приближении к школе и в начальных классах игры могут носить обучающую направленность, связанную с буквами, слогами, словами, числами, примерами арифметики и на закрепление таблицы умножения, а также с иными предметами школьной программы, которые можно дать в форме игры.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

в) конструкторы и строительные наборы;

д) музыкальные игрушки.

Игрушки по степени готовности:

Готовые:

- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

- Из тканей, в том числе набивные игрушки.

- Из бумаги и картона.

- Из керамики, фарфора и фаянса.

- Из древесных материалов, папье-маше.

- Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

- Мелкие (размером от 3 до 10 см).

- Средние (размером от 10 до 50 см).

- Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

- Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

- Электронные (на компьютерной основе).

- Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

- Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности и творческой деятельности деток. Традиционные игрушки различных народов издревле применяют с целью эстетического, умственного, нравственного, физического воспитания. В ходе игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает общественный опыт. Игрушка - средство передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Умственному воспитанию малышей в особенности способствуют дидактические (учебные) игрушки. Используя их, дошкольники учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разные игрушки (конусные башенки, цветные мисочки, шарики, разные мозаики и др.) призваны помогать сенсорному развитию малыша. Разборные игрушки, конструкторы формируют у деток умение к анализу, синтезу, обобщение, сопоставление, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представления малыша об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас.

Применение технической игрушки развивает ее конструктивные способности, формирует внимание к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, направление, состояние, размере, протяженность такое. Игрушки помогают усваивать ч/з игровые обстановке правила и нормы поведения и контакта людей.

В выборе образной игрушки, действиях с ней в существенной степени проявляется чувства к тому, что она олицетворяет. Применение народной игрушки в воспитании способствует приобщению малыша к духовному, эстетическому, бытового опыта народа. Игры с дидактическими игрушками учат соблюдать правила игры, воспитывают терпение и усидчивость, желание достичь успеха благодаря своим знаниям и умениям.

Художественно оформленная игрушка возбуждает у малыша эстетические отношение и переживания, формирует эстетический вкус. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно влияют на психическое положение малыша, мировосприятия, активизируют жизненный тонус, что оказывает влияние на здоровье и физическое развитие. Игры с мячом, погремушками, кеглями и иными предметами развивают точность движений, координацию, меткость, ловкость, выдержку.

На создание самостоятельных игр деток раннего возраста продуктивно влияют сюжетно-образные игрушки, посреди которых выделяют: реалистичные - разные куклы с ярко выраженными характерами; условные - куклы с обобщенными чертами (к примеру, кукла-неваляшка) символические (предметы-заменители), которые лишь обозначают настоящий предмет и имеют кое-какие типичные для него свойства. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если в ней мало-помалу применять условные, реалистические, символические игрушки, изображающие животных.

Подбор их обязан учитывать черты игровой деятельности деток, мнение образа игрушки в различные возрастные периоды, практичный и игровой опыт малыша. Сюжетная игрушка помогает малышам отображать понятные действия людей с предметами. С хорошей игрушкой играют долго и активно, глубоко постигая ее черты и функции. В игре случается закрепление познаний о назначении предметов, простейших орудий усилий, общих способов действия с ними. Используя символическую игрушку (предметы-заменители), ребенок начинает в первый раз своими силами оперировать образами, обобщает собственный предыдущий игровой опыт.

На малышей младшего и среднего дошкольного возраста в особенности влияют игрушки, изображающие людей, существ и предметы реального мира: животных, рыб, птиц, растительность, предметы быта, техники и т.д.. Они не только лишь побуждают к различным по содержанию игры, но еще и помогают войти в роль, сделать ненаглядный игровой образ, реализовать замысел. Средством реализации замысла игрушка может стать только в том случае, если ребенок верно воспринимает ее образ, имеет определенные познания о предмете, а игрушка вызывает осознанный внимание и стремление вести игру.

Благодаря игрушке реальными становятся игровые действия дошкольников: "доктор" использует "фонендоскоп", "водитель" - "автомобиль" и иные. В этом, как утверждает русский педагог К. Зворыгина, заключается психологическая особенность игры: "в ней немало воображаемого, условного . однако переживания тех, кто играет, вечно искренни, настоящие, и действия их реальные".

Выбор ребенком дошкольного возраста игрушки для сюжетно-ролевой игры - индикатор уровня ее роста. Одни дети выбирают игрушки для игры независимо от замысла. Тогда игрушка определяет направление роста сюжета, однако сюжетные действия крайне ограничены и бедные. Иные дети подбирают игрушку целенаправленно, в зависимости от задуманного сюжета или попутно с его формированием. Сознательный выбор, банда и классификация игрушек по их ситуативными признаками помогают ребенку реализовать игровой замысел.

Читайте также: