Дипломная работа дымковская игрушка

Обновлено: 15.05.2024

История происхождение дымковской игрушки. Эволюция от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Технология изготовления дымковской игрушки "Индюк": подготовка глины, общие способы исполнения игрушки, основной и заключительный этапы работы.

Подобные документы

История самобытного промысла глиняной игрушки, зародившегося в XIX веке в Пензенской области в селе Абашево близ города Спасск. Животные и люди - главные герои абашевской игрушки. Ее особенность - определенная степень фантастичности данных фигурок.

презентация, добавлен 23.04.2015

Характеристика народных художественных промыслов, занимающих видное место в декоративно-прикладном искусстве. Особенности хохломской и гжельской, подглазурной росписи фарфора и керамики. Русские расписные игрушки: дымковская, хохломская, абашевская.

реферат, добавлен 23.01.2010

Исследование истории культурного центра России города Санкт-Петербурга. Изучение серии тематических работ, которые выполнены в технике ручного ткачества и художественной росписи ткани. Анализ лепки и характерных особенностей росписи дымковской игрушки.

дипломная работа, добавлен 19.12.2013

Основные этапы в технологии росписи филимоновской игрушки, характеристика используемых знаков и символов. Наиболее распространенные фигурки: люди, птицы, животные, многофигурные композиции. Известные мастерицы росписи, музей и проведение фестивалей.

презентация, добавлен 29.01.2014

Народные художественные промыслы. Народное декоративно-прикладное искусство. Изготовление глиняной посуды. Чернышинская игрушка. Как оживала древняя игрушка. Выставка народной игрушки. Как рождается красота. Творчество Евдокии Ильиничны Лукьяновой.

контрольная работа, добавлен 21.08.2008

Жостовский художественный промысел: декоративная живопись на металлических подносах. Дымковская и филимоновская игрушки, городецкая и хохломская росписи. Расписные пасхальные яйца (писанки) как прообраз русской матрешки. Гжельская и скопинская керамика.

реферат, добавлен 13.06.2009

Понятие матрешки как точеной и расписанной деревянной игрушки-сувенира, которая состоит из нескольких вкладывающихся одна в другую игрушек. Репутация русской матрешки, ее японские корни. Создание первых матрешек в Сергиевом Посаде как забавы для детей.

реферат, добавлен 02.10.2013

Художественный промысел резьбы по дереву в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Организация мастерской художниками абрамцевского кружка в 1882 году. Изделия артели "Возрождение" в Кудрине. Русский художественный промысел - производство игрушки.

реферат, добавлен 17.12.2009

Скопинская керамика и игрушка, история развития. Сезонный гончарный промысел на местных красных глинах в деревнях Каргопольского уезда. Дымковская, вятская и кировская игрушка, её наиболее распространённые сюжеты. Искусство филимоновских мастериц.

реферат, добавлен 15.06.2012

Материалы для урока и правила работы. Ель как одно из самых красивых деревьев в мире. Легенда появления рождественской ёлки. Изготовление объёмной ёлочки из бумаги. Указ Петра I о переносе нового года. Необходимые материалы для изготовления елки.

28.03.2017 г. ООД «Составление описательного рассказа о дымковской игрушке барышне» (Приложение 18).

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ об игрушке с опорой на схему.

Задачи: Обучающая: Совершенствовать умение передавать выразительность образа мимикой и жестами. Формировать эстетическое отношение к дымковскому промыслу.

Развивающая: Развивать способность самостоятельно придумывать последовательность события. Автоматизировать звук «л» в связной речи. Повторить последовательность технологии изготовления дымковской игрушки. Продолжать поддерживать интерес к дымковскому промыслу.

Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.

Материалы и оборудование: Видео и аудио аппаратура, видео и аудио записи, костюм дымковской барышни, элементы одежды и головные уборы для перевоплощения детей в дымковские образы (шляпы, кокошники, зонтик, муфта, игрушечная собачка, сумка, головные уборы для мальчиков, карточки «Технология изготовления дымковской игрушки», печка, образцы дымковских игрушек-барышень, сундучок, глиняные заготовки игрушек для росписи, схема для составления описательного рассказа, смайлики веселые и грустные для каждого ребенка

29.03.2017 г. Д/ и: «Декоративное домино».

Цель: Учить детей различать народные росписи, знания их элементов.

Детям предложили рассмотреть карточки с элементами различных росписей. Из всех элементов росписи дети нашли дымковские узоры. После чего собрали все узоры по принципу домино.

30.03.2017г. ООД. «Водоноска» по мотивам дымковской игрушки» (Приложение 19).

Цель: Учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки). Упражнять в выполнении технических навыков раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов. Учить, стекой прорисовывать узоры.

Обучающая: Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки). Упражнять в выполнении технических навыков раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов. Учить, стекой прорисовывать узоры.

Развивающая: развивать творчество и фантазию, образное мышление. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.

31.03.2017 г. Подвижная игра «Горелки»

Цель: Упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры

31.03.2017 г. проведено родительское собрание по теме: «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка». (Приложение 20).

Расширять знания родителей о русских традициях и народно – прикладном искусстве.

Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

Цель: Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества.

03.04.2017 г. Д/ и: «Продолжи узор»

Цель: Формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.

Дети выбирали понравившиеся им карточки с рисунком. После чего продолжили рисовать на карточки узор. По окончанию игры, мы рассмотрели рисунки. Можно сказать, что дети узнают элементы дымковской росписи, правильно подбирают цветовую гамму

04.04.2017 г. Д/ и: «Декоративное домино»

Цель: Закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов, развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Детям предложили рассмотреть карточки с элементами различных росписей. Из всех элементов росписи дети нашли дымковские узоры. После чего собрали все узоры по принципу домино.

01.04.2017 г. во время дневной прогулки проведена подвижная игра «Птички – невелички»

Цель: Учить детей имитировать летящих птиц, при этом каждый может воображать себя той птицей, которая ему больше нравится.

04.04.2017 г. ООД. Лепка. «Дымковский петушок» (Приложение 21).

Цель: Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать творчество и фантазию, образное мышление. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.

В начале ООД была проведена предварительная беседа с детьми, проведен инструктаж безопасности. Предложен показ готовых работ дымковской игрушки из глины и пластилина. Мы рассказали детям особенности лепки из глины, последовательность изготовления игрушек, особенности соединения деталей между собой. Затем дети приступили к изготовлению своих игрушек, которые начинаются с продумывания замысла, изготовления основных и по необходимости дополнительных деталей. Оказывалась индивидуальная помощь в подборе материала, и приема лепки. По окончанию проведен анализа работ при котором учитывалась степень самостоятельности, аккуратность выполнения, соответствие теме.

07.04.2017 г. ООД «Роспись дымковского петушка» (Приложение 22).

Цель: Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими узорами.

Развивать у детей умение пользоваться элементами дымковской росписи. Уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской. Воспитывать самостоятельность, уверенность, творческое воображение, желание сделать свои работы красивым.

Детям было предложено попробовать составить узоры из дымковских элементов, на листе бумаги. Затем дети расписывали глиняную игрушку изготовленную на предыдущей организованной образовательной деятельности.

11.04.2017 г. Д/ и: «Разрезные картинки»

Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки.

В игре принимали участие несколько детей. Мы показывали образцы, давали возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу, дети собирали из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывал тот, кто первым справится с заданием.

12.04.2017 г. ООД «Аппликация декоративная по мотивам дымковской игрушки». (Коллективная работа) (Приложение 23).

Цель: Закреплять навыки аппликации по мотивам «дымковской игрушки» (кружок, полоски, волнообразные линии). Закрепить знания о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Закрепить умение детей самостоятельно составлять узор знакомых элементов. Развивать чувство цвета, воображение. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством; самостоятельность и творчество.

16.04.2017 г. Праздник «Праздник в Дымково» (Приложение 24).

Цель: Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке. В данном мероприятие широко используется художественное слово – это стихи, загадки и потешки, которые обогащают словарь дошкольников.

В качестве работы с родителями нами был изготовлен буклет по развитию творчества в лепке дымковской игрушки.

На этом формирующий этап был завершен, что позволило нам перейти к контрольному этапу.

2.3. Организация работы на контрольном этапе

Контрольный этап проводился с 13.04. по14.04.2017 г.

Задачи контрольного этапа:

1. Выявить изменения в уровне сформированности творческого развития детей подготовительной к школе группы МБДОУ «детский сад «Островок» пгт. Смирных

2. Разработать методические рекомендации по теме тематического периода «Веселая карусель», рекомендации, пособия по дидактическим играм, консультация для родителей, буклеты и т. д.

13.04.2017 г. Для выявления изменения в уровне сформированности творческого развития детей подготовительной к школе группы в декоративной лепке дымковской игрушки была проведена повторная диагностика Комаровой Т. С. Для проведения диагностики была использована та же методика, что и констатирующем этапе. Использовались те же критерии оценки результатов. Результаты контрольного этапа занесены в таблицу и диаграмму (Приложение7,8).

Проанализировав работу детей, мы сделали следующие выводы:

• Высокий уровень сформированности творческого развития у детей показали двое детей (№1,6, что составило 20%. Дети передают форму игрушки точно. Не допускают ошибок в передаче характерных особенностей дымковской игрушки, в процессе изготовления владеют навыками лепки. Во время изображения вносит свои дополнения в соответствии со стилем дымковской росписи. Использует всю цветовую гамму. Дети дополняют игрушку элементам в лепке и росписи, в работе имеют свой «подчерк». Не обращается за помощью взрослого.

• Средний уровень сформированности творческого развития у детей показали пять детей (№ 3, 5, 7,8, 9, что составило 50%. Ребенок передает форму игрушки в лепке с небольшими искажениями. Допускает незначительные ошибки в передаче особенностей лепки. Ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской игрушки, но не может передать их в росписи игрушки. Выделяет только яркие и крупные элементы. Вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Проявляет интерес только после напоминания взрослого. Часто обращается за помощью взрослого, в процессе изготовления в основном владеет навыками лепки, но при выполнении декоративных элементов затрудняется.

• Низкий уровень сформированности творческого развития у детей показали три ребенка (№ 2, 4, 10,что составило 30%. Ребенок не умеет передавать форму игрушки в лепке. Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской игрушке, не умеет лепить элементы. Не выделяет элементов росписи. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами дымковской росписи, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Не знает цвета дымковской росписи. Не придаёт значения форме и композиции. Ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей изготовления, не справляется с заданием самостоятельно. Проявляет незначительный интерес. Постоянно просит помощи взрослого.

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя опытно-исследовательскую работу по лепке дымковской игрушки, мы пришли к выводу, что необходимо развивать детское творчество через народные художественные промыслы.

В ходе опытно-экспериментальной работы был апробирован план тематического периода «Веселая карусель» по лепке дымковской игрушки в подготовительной к школе группе МБДОУ «Детский сад «Островок» пгт. Смирных.

В ходе тематического периода была проведена следующая работа :

• знакомство детей с дымковской игрушкой через подвижные, дидактические, хороводные, настольно-печатные игры;

• беседы о дымковской игрушке с использование ИКТ;

• проводилась организованная образовательная деятельность, на которой дети учились лепить игрушку, а затем ее расписывать в соответствии с ее образом;

• проводилась работа с родителями : консультация, родительское собрание, совместно с родителями была организованна выставка детских работ.

Для отслеживания динамики результатов обследования на констатирующем и контрольных этапах, нами было проведено сравнение уровней сформированности творческих навыков в декоративной лепке дымковской игрушки. Результаты сравнительной диагностики обследования на констатирующем и контрольном этапах занесены в таблицу и диаграмму (Приложение 9,10).

Сравнив результаты уровня сформированности творческого развития у детей подготовительной к школе группы на констатирующем и контрольном этапах, мы пришли к выводу, что:

• количество детей с высоким уровнем сформированности выросло с 30% до 50%,

• средний уровень сформированности вырос с 40% до 50%,

• низкий уровень сформированности упал с 30% до 0%.

Таким образом, исходя из сравнительной диагностики на контрольном этапе, дают нам основание полагать, что гипотеза полностью подтверждена, так как творческое развитие детей подготовительной к школе группы в процессе лепки дымковской игрушки….

В целях реализации были разработаны следующие рекомендации:

• Обращать внимание на возрастные особенности детей дошкольного возраста.

• Создавать эмоциональный настрой детей.

• чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.

• систематизировать дальнейшую работу по использованию народных игрушек не только на занятиях изодеятельности, но и в самостоятельной деятельности детей;

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М. : Проспект, 2013. 160с.

2. «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155г. Москва

3. Веракса Н. Е. От рождения до школы. М. : Мозаика Синтез, 2014. 304с.

4. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка И. Я. Богуславская. М. : Просвещение, 2006.116 с.

5. Величкина Г. А. Дымковская игрушка Г. А. Величкина. М. : Мозаика Синтез, 2014. 24 с.

6. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации А. А. Грибовская М. : Просвещение, 2005. 64 с.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: 1999. 344с.

8. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Скрипторий, 2005- 64 с.

9. Доронова Т. Н. Использование дымковской игрушки в работе с детьми. Дошкольное воспитание. 2012. № 12. С. 1314

10. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. М. : Мозаика Синтез, 2013г. 144 с.

11. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М. : Мозаика-Синтез, 2006-136 с.

12. Корчинова О. В. Декоративно прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. М. : Феникс, 2005. 63 с.

13. Коссаковская Е. А. Лепка в детском саду. М. : Просвещение, 2013. 145 с.

14. Лыкова И. А. Дымковская игрушка. М. : Карапуз Дидактика, 2015. 56 с.

15. Педагогический энциклопедический словарь Гл. ред. Б. М. Бим Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003.528 с.

16. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М. : Издательский центр, 2013. 352 с.

17. Пономарева Е. А., Иванова С. А. Дымковская игрушка. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста. Изд. : Айрис-Пресс, 2008.8 с.

18. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу Под редакцией Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006-143 с.

19. Соломенникова О. А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. М. : Мозаика-Синтез, 2006-132 с.

20. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М: Скрипторий, 2003-128 с.

21. Тихонова О. Декоративная лепка в детском саду. Дошкольное воспитание. 2014. № 11. С. 36 40 с.

22. Халезова Н. Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду. М. : Просвещение, 2015. 112 с.

Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 1)

Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 1) Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» - объемная аппликация с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 2)

Коллективная работа «Летят скворцы во все концы» (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 2) Коллективная работа "Летят скворцы во все концы" (совместное творчество педагога и детей). Мастер-класс (часть 2) В публикации использовано.

Конкурсная работа «Природа просит доброты» (часть 2) 2.2. РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Важнейшим фактором становления человеческой.

Конкурсная работа «Природа просит доброты» (часть 3) Интересным и ценным для восприятия детей для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается.

Мастерская Деда Мороза. Коллективная работа — цепочка-гирлянда (часть 5). Предновогодние хлопоты. Фотоотчет

Мастерская Деда Мороза. Коллективная работа — цепочка-гирлянда (часть 5). Предновогодние хлопоты. Фотоотчет Мастерская Деда Мороза. Коллективная работа - цепочка-гирлянда (часть 5). Предновогодние хлопоты. Фотоотчет Дорогие друзья и гости.

Проект «Я часть России» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24 «ПОЛЯНКА» г. СВЕТЛОГРАД Познавательный.

Работа с пластилином. Коллективная работа «Чудо-дерево». Вторая младшая группа

Работа с пластилином. Коллективная работа «Чудо-дерево». Вторая младшая группа Дети любой возрастной группы очень любят творческую работу. Продемонстрирую итоговое мероприятие,которое сделали мои воспитанники (2 младшая.

Экскурсия в пожарную часть

Экскурсия в пожарную часть В декабре 2016 года в рамках проекта "Неделя безопасности" для ребят детского сада "Берёзка" п. Березник были проведены различные мероприятия:.

Экскурсия в пожарную часть.

Экскурсия в пожарную часть. . досталась им опасная работа - - тушить огонь, стоящий на пути. Воспитателями детского сада «Сказка» была организована экскурсия в пожарную.

В современном образовании большую роль играет патриотическое воспитание, приобщение детей к народной культуре. Эту задачу педагог решает через беседы и рассказы о Родине, а также через знакомство с народно - прикладным искусством. Реализуя образовательную программу МДОБУ «Детский сад № 21», в рамках знакомства с народными промыслами России, был реализован проект «Дымковская роспись».

Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, дымковских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Проект «Дымковская роспись»

(подготовительная к школе группа)

Проект : краткосрочный (2 недели)

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы № 2, воспитатель, родители.

Актуальность проекта : Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Неотъемлемой частью народной культуры является декоративно-прикладное искусство.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

Цель: Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Дымковская роспись»

Задачи: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки; с основными цветами и элементами, правилами и особенностями росписи; развивать творческие способности детей, умение видеть красоту геометрических и растительных узоров, их колорит и чередование; Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных, Российских промыслов.

Дети познакомятся с искусством Дымковской росписи, научатся передавать простейшие элементы узора; научатся самостоятельно выбирать цвет, материал; повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности; появится желание использовать дымковскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности; появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творческом процессе.

Воспитатели: разработаны беседы, конспекты занятий, демонстрационный материал, практический материал по всем видам детской деятельности.

Родители: повысится интерес к совместной работе с ДОУ, участие в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Продукт проекта : мини - музей Дымковской игрушки.

План реализации проекта «Дымковская роспись»

этапы мероприятия Срок выполнения

1. Подготовительный -Подбор методической литературы, наглядного пособия, стихотворений, загадок.

-подготовить материал для создания игры

-Определение итогового продукта. Ноябрь

2. Основной -Ознакомление с историей создания дымковской игрушки.

-Ознакомление с основными цветами и элементами дымковской росписи.

-Ознакомление с правилами и особенностями росписи дымковской игрушки.

-Чтение : стихотворений, потешек, загадок, сказок.

-Декоративное рисование «Дымковские узоры»

Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка».

Роспись плоскостных силуэтов дымковской игрушки.

Лепка дымковской игрушки из глины.

Изготовление игры. Ноябрь

3. Заключительный Создание мини-музея Дымковские игрушки

Образовательная область Формы работы

Познавательное развитие -Конспект занятия «История возникновения дымковской игрушки», «Дымковские игрушки» Презентация дымковские игрушки

Социально – коммуникативное развитие -Беседы «История дымковской росписи», «Цветовая палитра" «Правила росписи дымковской игрушки», игра-лото «Дымковская игрушка».

Художественное – эстетическое развитие Рисование «Дымковские узоры»

Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка».

Роспись плоскостных силуэтов дымковской игрушки.

Лепка дымковской игрушки из пластилина, глины.

Речевое развитие Заучивание стихотворения «Дымковские игрушки» Н. Агошкина; чтение Сказки о русской игрушке Дымке; заучивание потешек; разгадывание загадок.

Физическое развитие -Физкультминутки: «Дымковские барышни», «Дымковские игрушки».

Работа с родителями -помощь в изготовлении игрушек для музея.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа)

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа) Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) «Моя любимая игрушка». Подготовительная группа. Интеграция областей:конструирование,.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа)

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа) Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов Век бурно развивающихся технологий,.

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа)

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа) Актуальность проекта: Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа).

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа). Тема проекта: «Космическое путешествие». Актуальность: Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.

2.7 . Работа рисования дымковской игрушки с образца.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.

Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски.

Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.

Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Дымковская игрушка очень нарядная. Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». Листочки золота очень тонкие, легче пуха.

Кого лепят мастерицы?

Это водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, олени, петухи, наездники…

Самая большая коллекция дымковской игрушки находится в Кировском областном краеведческом музее.

Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Ознакомление с порядком росписи игрушки? Рисование дымковской игрушки? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы зарисовки чертежа фигурки, «Дымковской игрушки»;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее рисования и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок рисования игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитала много статей и просмотрела множество интернет ресурсов на эту тему, ответила на различные вопросы о дымковской игрушке и узнала много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.


Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.


Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


С вернуть следующие два блина и получаются

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 3 класса на тему "Дымковская игрушка".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Дымковская игрушка"»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 101

Научно-практическая конференция «Вектор знаний»

Исследовательская работа на тему:

« Дымковская игрушка»

Выполнила: ученица 3 «А» класса

Научный руководитель: Вашунина Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ ………. 3

История создания дымковской игрушки …. 3

Мастерица Мерзина А.А. 4

Особенности вятской глины …. 4

Роспись дымковской игрушки. 4

Практическая работа …. 5

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 6

Проблема: В современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к народной глиняной игрушке.

Цель: Заинтересовать друзей и всех окружающих красотой дымковской игрушки.

Задачи:

1. Определить: что такое глиняная игрушка?

2. Изучить историю возникновения дымковской игрушки.

3. Исследовать глиняную игрушку в современности.

4. Выяснить процесс изготовления глиняной игрушки.

5.Представить выставку своих глиняных игрушек.

История создания дымковской игрушки

Где родилась дымковская игрушка? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнала, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки. Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

Мастерица Мерзина А.А.

МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей. Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.

Особенности вятской глины

Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

Роспись дымковской игрушки

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фону.

В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Для выбора проекта изделия я теоретически изучила историю происхождения дымковской игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

На осенних каникулах мы с классом ездили на экскурсию в Гончарную мастерскую. Там я узнала о технологии изготовления глиняной игрушки. Мы побывали в мастерской, увидели печи, в которых обжигают готовые работы, узнали какими красками надо расписывать поделки.

После лекции с нами провели викторину.

В мастерской очень большая коллекция глиняных игрушек, посуды, панно. Они нам так понравились, что мы все купили глиняные игрушки и свистки.

Нас научили делать кошечку из глины. Её мы делали из цельного куска глины, а потом вытягивали голову, лапки, хвостик. Я тоже сделала свою кошку.

Мне очень нравится создавать свои игрушки. У меня дома целая коллекция моих авторских работ.

В школе на уроке технологии мы лепили игрушки из пластилина. В конце урока мы сделали выставку своих работ.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив историю и технологию создания дымковской игрушки, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:

Возникновению и развитию промысла дымковской игрушки способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.

У дымковской игрушки свои секреты и традиции. Форма игрушек и её роспись очень характерны для данной местности.

Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

Необходимо сохранить дымковскую глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

Дымковская игрушка родилась в селе Дымково.

Дала ей второе рождение Мерзина Анна Афанасьевна.

Сначала были свистульки потом животные, потом люди.

Популярна она стала в связи с праздником .

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Библиотека школьника. История искусств. Минск: Литература, 1997

Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

Читайте также: