Дизайнер игрушек профессия где учиться

Обновлено: 29.04.2024

Сейчас я прохожу испытательный срок на должность младшего геймдизайнера в компании Tilting Point, работаю над проектом Star Trek Timelines — по вселенной «Стар-трек» , хотя прежде работала маркетологом.

Если коротко, геймдизайнер продумывает правила игры, ее логику и баланс, управляет эмоциями игроков. Иногда пишет в том числе историю.

Расскажу, как мне удалось попасть в геймдев без опыта и с помощью бесплатных курсов. На все про все — от задумки до получения оффера — у меня ушло четыре месяца.

Интерес к играм

Я открыла для себя видеоигры в 13 лет. Тогда я играла в Will Rock — бегала по греческим развалинам, стреляя в минотавров. С тех пор постоянно во что-то играю. Постепенно пересела на мобильные игры: играть в них можно где угодно, да и ноутбук не всегда тянул то, что мне нравится.

Несмотря на увлечение, я даже не думала, что можно связать свою жизнь с играми. Это же хобби, при чем здесь работа?

Я работала маркетологом: настраивала контекстную и таргетированную рекламу, делала лендинги, писала рекламные тексты, разрабатывала СММ-стратегии. Вкладывалась в обучение, повышала квалификацию — словом, достигла уровня, когда могла получать неплохие деньги. На последнем месте работы зарплата была 60 000 Р и проценты.

Но меня не покидало ощущение, что я занимаюсь чем-то не тем. И продолжала убивать свободное время в играх.

Между тем я кое-что знала о профессиях и навыках, нужных в индустрии: мой знакомый работал геймдизайнером, а на предыдущей работе одним из проектов была онлайн-школа в этой сфере. Но все равно казалось, что попасть в геймдев нереально. У меня не было опыта работы с играми, я не умею рисовать или писать код.

Но любопытство оказалось сильнее неуверенности, и я изучила профессии в геймдеве глубже. Их очень много: есть художники, моделлеры, аниматоры, программисты, сценаристы, тестировщики, но геймдизайн понравился больше всего. Показалось, что в нем я смогу и удовлетворить творческие амбиции, и самореализоваться.

Осенью 2020 года я по знакомству попала на стажировку в студию, которая делает мобильные игры в жанре «три в ряд». Писала игровые документы по шаблонам, узнала, что такое игровой движок и система управления версиями — Git.

Правда, поработать с ними так и не получилось, по личным причинам пришлось уйти. К февралю следующего года я поняла, что хочу вернуться к играм: начала учиться, мониторить рынок труда. В конце июня получила оффер.

Как я училась

Попасть в геймдев джуном — то есть совсем с нуля или с небольшими знаниями — несложно, моя проблема заключалась в том, что я не могла набираться опыта на практике, работая за 30 тысяч рублей в месяц. Примерно столько получает младший геймдизайнер уровней во Friday’s Games в Петербурге. Чтобы претендовать на большую сумму, нужно иметь хоть какие-то знания.

Зарплаты в геймдеве

Платить за обучение я боялась: в свое время купила дорогой курс по маркетингу на «Скиллбоксе». Он был хороший, но какой от него толк, если я сменила профессию. Поэтому искала способы учиться самостоятельно и бесплатно. Я понимала, что бесплатное обучение не даст того объема знаний, какой дадут платные курсы. Но не теряла уверенности, что изучу достаточно, чтобы стать младшим сотрудником.

Ресурсы я делю на теоретические и практические.

Теория

Самыми полезными для меня стали видео XYZ из плейлиста «Игры искусство», где разбираются аспекты той или иной игры, например саунд-дизайн в The Last of Us 2

Курсы. Помимо канала у XYZ есть бесплатные вводные курсы по геймдеву — от концепт-арта до моушн-графики и 3Д-моделирования. Курс «Введение в игровую индустрию» расскажет, какие профессии есть в геймдеве, и поможет понять, какая по душе.

От редакции

В июне 2021 года выяснилось, что XYZ School задержала платный курс по разработке игр и попала в корпоративный конфликт. Учитывайте это при выборе платных курсов.

Бесплатные курсы размещает «Скиллбокс», у «Медиа Нетологии» есть раздел со статьями о геймдизайне. Считаю, ими пренебрегать не стоит. Никогда не угадаешь, что пригодится для выполнения тестового — любая информация на вес золота. Кроме того, при смене профессии мне было важно понимать, какая работа ждет в будущем: вдохновляют ли меня истории успеха, хочется ли «делать так же », когда смотришь влог геймдизайнера о прототипах, не удручат ли меня гейм-диздоки (составление игровой документации).

Выделю бесплатные курсы от Dev2Dev. Они рассказывают и об основах геймдева, и о маркетинге мобильных игр, и о математике в геймдизайне. Об этих курсах я слышала больше всего положительных отзывов от знакомых из ИТ-сферы . А приятель, который рассказал мне об этой платформе, многое узнал на базовом курсе маркетинга мобильных игр.

Сама я прошла курс «Психология в геймдеве», чтобы узнать, какие психологические приемы делают игру интересной и удерживают игрока. Оттуда узнала о сегментации игроков по психотипам, которую вывел исследователь игр и психолог Ричард Бартл. По его системе игроки делятся на накопителей, киллеров, исследователей и социальщиков. Исходя из этой классификации можно сбалансировать механики игры, чтобы она была интересна каждому психотипу игроков, или, наоборот, сделать упор на привлечении того или иного психотипа.

Курс дает понимание, почему люди вообще играют. Мне кажется, это важное знание для будущего геймдизайнера, хотя курс, на мой взгляд, пригодится и художникам, и эйчарам, и разработчикам.

Книги. Книга американского геймдизайнера Джесси Шелла «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все» подойдет геймдизайнерам, которые еще ничего не умеют. Книга отличается простым языком и хорошей структурой.

К выходу статьи я ее не дочитала, но уже лучше ориентируюсь в задачах. Профессия расплывчатая, и на каждом новом месте могут потребоваться разные навыки: компании используют разные движки, системы ведения документации и расчета баланса, часто есть локальные инструменты, разработанные специально для компании. Поэтому важно в целом понимать, как устроено создание игр, чтобы не запутаться в инструментах.

Вот еще несколько книг для начинающих геймдизайнеров, но до них я еще не добралась:

    , Раф Костер; , Scott Rogers; , Brenda Brathwaite, Ian Schreiber; , Михаил Кадиков.

Платные курсы по геймдизайну

У меня не было опыта платного образования в геймдизайне, но вот курсы, которые заслуживают внимания исходя из отзывов и рейтингов:

Практика

Найти и освоить теорию довольно легко, с практикой сложнее. Поскольку платных курсов я не проходила, то лишилась их преимуществ: большого количества практических заданий, обратной связи от преподавателей и других студентов. Также платные курсы предполагают, что на выходе у студента будет портфолио, некоторые школы вроде «Нетологии» помогают с трудоустройством.

Звучит заманчиво, но есть обратная сторона. На прохождение курса тратишь не только деньги, но и время — как правило, не меньше полугода. Да и гарантия трудоустройства в описании курса не означает, что ученик отправится на стажировку в большую компанию на высокооплачиваемую должность.

Я собиралась заниматься нарративным дизайном — то есть придумывать игровую историю. Чтобы пополнить портфолио, бесплатно поработала в команде разработчиков над проектом по типу Genshin Impact — игра с квестами в открытом мире. Увидела в «Твиттере» объявление, что ребята ищут людей, готовых помочь в разработке. Откликнулась и написала один обучающий квест.

Этот опыт дал мне понимание, как организован процесс разработки, на какие нюансы обратить внимание, создавая сценарий. Например, при написании реплик нужно было учесть, сколько времени игрок проходит квест, отметить моменты смены локаций, поз, интонаций персонажей.

Мы прописывали и тексты для рецептов зелий, свитков, краткие описания квеста: как они отображаются в игровом меню и в журнале заданий. Одновременно мы рассчитывали баланс: сколько нужно ингредиентов для зелий, какие механики использовать.

По приблизительным подсчетам, в Genshin Impact играют больше 40 млн человек по всему миру. Источник: HoYoLAB

Я не сомневалась, что могу заниматься нарративом, скорее меня пугал геймдизайн в целом. Для меня ли эта область, сумею ли рассчитывать баланс? Больше всего меня волновала работа с движком. Но все оказалось не так страшно. У XYZ есть бесплатный курс Intro Hypercasual о работе с движком Unity и создании простенькой мобильной игры без знаний. Курс убедил меня, что разобраться в движке мне по силам.

Азы даются за день: познакомилась с интерфейсом и основными инструментами Unity, научилась создавать простейшие фигуры. Но занятия я не закончила, потому что уже готовила тестовое на геймдизайнера, да и основную работу никто не отменял. Впоследствии оказалось, что знание движка на старте работы мне не понадобилось.

Тяжелые игры разрабатывают на мощных компьютерах, у меня же был ноутбук HP 14s-fq0019ur 22P65EA, сейчас такой стоит около 25 тысяч рублей. Он вполне тянет «Юнити» и «Ютуб», на которых я и училась. Источник: «Яндекс-маркет»

Интерфейс создания игры «Юнити». Насколько я знаю, каждая компания делает выбор в пользу какого-то одного движка, полностью освоить разные сложно. Источник: Unity

Где я искала и нашла работу

Одновременно с обучением я изучала вакансии. По описаниям узнавала, что ждут компании от соискателя. Список игровых компаний в России и СНГ смотрела на сайте ВШЭ.

На «Хедхантере» не ограничивалась запросом «геймдизайнер»: проверяла все игровые студии, которые могла найти на сайте, смотрела вакансии каждой, оценивала, на какую могла бы откликнуться. Отдельно вела документ с контактами заинтересовавших компаний, чтобы напрямую спрашивать, не ищут ли они амбициозного джуна без опыта работы. Документ, правда, не сохранился.

Также подписалась на телеграм-каналы с вакансиями и мероприятиями:

По моим наблюдениям, компании ищут в основном разработчиков, тестировщиков, художников, маркетологов, — мало вакансий, связанных исключительно с нарративом, сценариями или саунд-дизайном. Исследование сайта Ingamejob показывает примерно то же самое. Сначала это открытие заставило меня опустить руки, но потом я решила, что нужно все равно откликаться на имеющиеся вакансии.

Отклики на вакансии — тоже способ учиться. Скорее всего, после отклика предложат выполнить тестовое задание. Обычно на него дают от двух до пяти дней. Я сделала только одно, для компании Tilting Point, где сейчас прохожу испытательный срок. Но изучала где-то пять тестовых из тех, что приходили на почту. Также я общалась с приятелем, который работает в индустрии и делал тестовые на геймдизайнера, и разговаривала о тестовых с эйчар-специалистом в компании, где сейчас работаю.

Тестовое выполнимое, если претендуете на джуна и представляете, чего от вас хочет потенциальный работодатель. По моим наблюдениям, задание обычно включает следующее:

  1. Оценить плюсы и минусы игры — той, что предложил работодатель, или на выбор.
  2. Описать игровой цикл игры, разобрать ее недостатки и предложить изменения, которые, на взгляд соискателя, пришлись бы по вкусу аудитории.
  3. Рассчитать баланс с исходными данными, например вероятность выпадения легендарного меча из лутбокса (здесь чистая школьная или универская математика: уравнения, теория вероятности).
  4. Написать план квеста, описание персонажа, диалог между предложенными персонажами.
  5. Описать собственный игровой опыт, проанализировать плюсы и минусы любимой игры, предложить для нее изменения.

Воздушных замков относительно денег я не строила, понимала, что джуны получают от 30 тысяч рублей. Но такая зарплата не позволила бы платить за аренду и покупать еду. Я была готова брать подработки, правда, боялась, что в первые месяцы будет сложно: на новом месте было бы много новой информации. На собеседовании я честно озвучивала, что рассчитываю на зарплату от 40 000 Р . И через тестовое задание показала, тяну ли я.

зарплата на которую я рассчитывала

Забавно, что выполнение тестового, которого я боялась, заняло всего полтора дня, большая часть времени ушла на собеседования — их было три или четыре за месяц. Думаю, их так много, потому что джуна придется всему учить — и работодатель хочет убедиться, что кандидат не уйдет через неделю из-за нагрузки.

Не могу сказать, что собеседования сильно отличались от собеседований на другие вакансии. Были общие вопросы обо мне, моем опыте, текущем месте работы, о том, почему решила сменить сферу.

Были и специфические: о любимых играх и почему я хочу работать в игровой индустрии. Уточняли, понимаю ли я, чем занимается геймдизайнер, готова ли к большому объему информации и рутинной работе, которой не избежать. Также спрашивали и о самом проекте: как я отношусь ко вселенной «Стар-трека» , какой любимый персонаж, почему заинтересовала эта игра.

У меня нет привычки готовиться к собеседованиям, просто придерживаюсь правила «не врать». Честно говорю, что уже знаю и умею, а о чем не имею ни малейшего представления.

На тот момент я была в сообществе фанатов «Стар-трека» довольно давно, хотя знакома с ним по современным фильмам Абрамса.

На собеседовании рассказала, почему посмотрела эти фильмы, что меня в них зацепило, и добавила: несмотря на то, что я не смотрела оригинальный сериал и другие передачи по «Стар-треку» , многое узнала из фандом-вики . Предупредила, что практического опыта в разработке игр у меня нет, да и о создании игр знаю только в теории.

Словом, на собеседовании дала понять, что хочу учиться, развиваться в этой сфере и мне действительно интересен проект. В июне получила оффер и сейчас прохожу испытательный срок.

Что я делаю на работе

В августе 2021 года идет второй месяц моего испытательного срока. Команда, в которой я работаю, занимается мобильной игрой по «Стар-треку» . Помимо того что я вникаю в рабочие процессы, я еще больше вливаюсь во вселенную, в которой проходит игра.

Мой основной рабочий инструмент — гугл-документы . Пока разнообразие задач небольшое, половина связана с составлением документов по новым персонажам. Мои опасения насчет баланса и движков были напрасными: освоить систему расчета баланса оказалось не так сложно, когда тебе все доходчиво объясняют, с движком пока работать не доводилось. На испытательном сроке я поняла, что грамотный тимлид в случае чего поможет.

Я работаю и в локальных инструментах, разработанных специально для проекта, они нужны для балансировки навыков. Еще меня учат работать с Perforce — это программа для контроля версий — делать конфигурации персонажей, правильно искать референсы. Наверное, в другой компании у меня были бы другие задачи.

Моя история больше про риск и желание. Еще год назад я подумать не могла, что могу работать с играми и заниматься геймдизайном. Была уверена, что эта работа — из другого мира, что она «не для девчонок» и что мне нет смысла соваться в индустрию. Тем не менее я решила попробовать, и оказалось, что в профессии есть место и для меня.

Специалист по игровому арту

Специалист по игровому арту — это игровой художник, который рисует графику и художественное оформление игры. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).


Именно графика создает ту самую «атмосферу игры» и предопределяет ее популярность, обеспечивая или не обеспечивая успешные продажи. Игровой арт считается комплексной сферой, воплощающей творчество и креатив , а также содержащей целый набор различных функций.

Особенности профессии

Для того чтобы арт был максимально функциональным, художнику необходимо тесно сотрудничать со всеми разработчиками игры.

Категории игровых художников:

  • Лид-артист занимается проектированием общего стиля игры и направления всех художников в компании.
  • Специалист по интерфейсу разрабатывает функционал игры, максимально адаптируя его под потребности игроков.
  • Художник, рисующий персонажи.
  • Художник по окружению, отвечающий за объекты, пейзажи, локации.
  • Концепт -артист – этот профиль считается наиболее творческим и желанным для большинства начинающих художников.

Арт-художники могут работать в таких игровых стилях:

  • Casual – включает в себя детскую графику, женскую тематику с определенной цветовой гаммой (розовый, фиолетовый), мужские системы ( хардкор , упрощенная графика).
  • Реализм – включает в себя стиль настоящего времени, фентези и dark (использование мрачных тонов и приглушенных красок).
  • Стилизация – авторская, создается самим автором, Low - Poly , пиксель-арт – использование пикселей , аниме и комиксы.

Художник должен обязательно учитывать интересы своей аудитории, создавая работы. Необходимость постоянно мониторить рынок и следить за новыми проектами – одно из ключевых условий успешной деятельности.

Плюсы и минусы профессии

Возможность реализовать свой творческий потенциал и воплотить свое видение персонажей игры в реальность, несомненно, являются преимуществами этой профессии. Но стоит учитывать, что удачная игра – это не только арт, но и качественная работа программистов, дизайнеров карт и геймдизайнеров. Поэтому способность работать в команде является очень важной для специалистов по игровому арту. Необходимо быть устойчивым к критике и признавать ее конструктивность. Общение с другими художниками позволит совершенствовать свое ремесло.

Плюсы:

  • творческая реализация;
  • востребованность и перспективность профессии;
  • возможность совершенствоваться в своей сфере;
  • достойная оплата труда – арт-специалист зарабатывает наравне с техническими разработчиками.

Минусы

К минусам этой профессии можно отнести относительную сложность трудоустройства. Ведь устроиться художнику в игровой индустрии считается большой удачей.

Важные качества

Какими качествами должен обладать игровой художник? Ключевым и основополагающим, конечно, является умение рисовать и нестандартно мыслить. Какие еще качества необходимы:

  • восприимчивость к конструктивной критике;
  • организованность;
  • стрессоустойчивость;
  • гибкость;
  • оперативность;
  • объективная самооценка;
  • ответственность;
  • представления о свете и композиции.

Не менее важным качеством считается умение выгодно презентовать себя, показать свои работы с более презентабельной стороны. Это очень важно на этапах поиска работы.



Обучение на Специалиста по игровому арту

Чтобы отточить свое мастерство художественного рисунка можно поступить в художественный ВУЗ:

  • Московский экономический университет по направлению «графический дизайн»;
  • Московский технический университет по направлению «графический дизайн»;
  • Институт бизнеса и дизайна в Москве, по направлению визуальный или графический дизайн;
  • Южно-Уральский госуниверситет по направлению «дизайн».

Срок обучения в этих учреждениях – четыре года. После окончания можно получить диплом бакалавра.

Если не охота учиться целых четыре года, то можно пройти специальные курсы на многих интернет ресурсах. Например, сайт Ctripaint . com предлагает бесплатный курс обучения технике цифрового рисунка. YouTube канал Game Design Quest ориентируется на концепт -арт и предлагает около ста видео-уроков на эту тему.

Познавательно также будет посетить виртуальный архив известного шведского художника Nikalas Janssjn – Android Arts , где собраны развернутые статьи о технике цифрового рисунка.

Место работы

Компании, занимающиеся разработкой виртуальных игр, профильные гейм -организации являются главными «потребителями» арт-специалистов. Студии игрового дизайна также приветствуют игровых художников и могут даже работать с ними по удаленному принципу.

Несколько советов для желающих устроиться в компании на должность игрового художника:

  1. Создать качественное портфолио.
  2. Изучить досконально всю информацию о потенциальной компании-работодателе.
  3. Определиться со стилем.
  4. Держать равнение только на лучших из лучших в своей сфере.
  5. Досконально изучить рабочие инструменты ( Photoshop , ZBrush , 3DsMax).
  6. Пользоваться советами специалистов, не бояться критики.

Оплата труда

Зарплата специалиста по игровому арту на июнь 2022

Хороший специалист по игровому арту – это востребованная и достойно оплачиваемая должность. В зависимости от опыта и навыков заработная плата варьируется от 40 тысяч рублей и более. Если развиваться в своей сфере, то доход, соответственно, также будет расти в геометрической прогрессии.

Карьера

Рядовой художник в игровой компании может стать арт-директором. Все зависит от личных качеств сотрудника, его таланта, упорства и старательности. Многие концепт-художники, начинающие в стандартных гейм-компаниях, в последствии создавали свои компании и успешно функционировали и функционируют на профильных рынках.

Профессиональные знания:

  • Навыки работы в Adobe Photoshop с масками и цветографикой;
  • Грамотное использование стилей;
  • Владение современными графическими редакторами;
  • Знания в сфере теории и истории концепт -дизайна.

Известные арт-специалисты, графические художники

Сегодня такое направление только набирает обороты, а некоторые первопроходцы еще десятилетия назад создавали свои графические шедевры, чем заслуженно завоевали почетные места в истории игрового рисунка. Среди них японский художник Shu Mizoguchi , который также начинал свой творческий путь в профильной игровой компании. Сегодня он – независимый художник с мировым именем, который работает в стиле фентези . Anry Nemo считается одним из передовых отечественных арт-специалистов. В миру его звать Андрей Иванченко . Занимается графикой художник уже более десятка лет и сотрудничает со многими известными брендами .

Все эти примеры показывают, что имея искру таланта, немного упорства и желания можно добиться в игровой индустрии значительных успехов. И если люди старой закалки скептически относятся к такой профессии, то представители нового поколения точно знают, что гейминдустрия – перспективная и развивающаяся отрасль, которая еще не достигла своего пика.

Дизайнер

Дизайнер – общее название большого количества профессий, представители которых постоянно генерируют новые идеи, что-то создают и улучшают. Они заботятся не только о декоративной привлекательности вещи, интерьера или программы, но и об их удобстве, функциональности. Профессия связана с мировой художественной культурой, историей, творчеством и рисованием. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Кто такой дизайнер

Дизайнер – это человек, который разрабатывает красивую и функциональную оболочку любого продукта, используя свою фантазию, творческие способности. Каждый дизайнер должен уметь рисовать от руки, но важны и навыки работы с программным обеспечением и профессиональными девайсами: графическими планшетами, 3D Studio MAX, Adobe InDesign и другими.

Этапы работы всех дизайнеров схожи, ведь изначально они знакомятся с общей идеей проекта, выслушивают пожелания заказчика или вносят свои предложения. После этого они приступают к выполнению поставленных задач:

  • прорисовывают эскизы;
  • выполняют 3D-моделирование, необходимое для визуализации;
  • отвечают за подготовку макетов, конструирование и прототипирование.

Промышленные, ландшафтные, интерьерные и многие другие дизайнеры лично контролируют все этапы реализации проекта, если для работы надо нанимать подрядчиков.

Дизайн – это большое поле деятельности, в котором вам вряд ли станет скучно. Вы можете начать с графического дизайна и перейти в цифровой, или в дизайн цифровых продуктов, или моушен-дизайн. Возможностей большое количество, каждый может идти своим личным путем, получая уникальный опыт в профессии. Также немаловажным моментом является то, что дизайн создает культуру вокруг нас не только визуальную. И вы можете сделать мир чуточку лучше.

Александр Обанин


Особенности профессии

Дизайнеры – творцы, креативные люди, умеющие создавать проекты, способные «взорвать» рынок. Условно все виды дизайна можно разделить на отрасли:

  • имиджа человека – это разработка моделей одежды, обуви, аксессуаров и других вещей, создающих образ;
  • информационный – структурирование данных и их подача в удобной для восприятия форме;
  • полиграфический – разработка дизайн-макетов баннеров, POS-материалов и другой полиграфической продукции;
  • графический – подготовка материалов в корпоративном стиле, рекламной продукции, создание шрифтов, оформление книг и т. д.;
  • звуковой – создание звукошумовых эффектов для фильмов, игр, мультфильмов, рекламных роликов и другой медиапродукции;
  • архитектурный – оформление фасадов и интерьеров зданий;
  • ландшафтный – благоустройство частных, коммерческих и общественных муниципальных территорий.

Есть более 20 видов дизайна, каждый из которых имеет индивидуальную специфику и требует определенного уровня знаний. Например, промышленные дизайнеры занимаются разработкой концепций, которые воплощаются в жизнь при создании бытовой техники, индустриального оборудования, автотранспортных средств, инвентаря и инструмента. Для ведения деятельности в сфере промышленного дизайна необходимо высшее образование. А вот дизайнеры, работающие в сфере имиджа, могут окончить курсы или колледж, чтобы создавать удобную обувь, украшения и прочие изделия для стильных look’ов.

В отдельную группу стоит отнести дизайнеров, которые занимаются разработкой интерфейсов сайтов, игр, мобильных приложений, графики. Сегодня воспитывается новое поколение дизайнеров, деятельность которых тесно переплетена с инновациями. Например, уже существуют техно-стилисты и дизайнеры носимых энергоустройств, разрабатывающие одежду и продукцию, в которые встроены гаджеты или функция генерации энергии. Дизайнер биопечати создает макеты, в перспективе использующиеся для 3D-печати органов и тканей (3D-биопринтинг).


Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия оставляет широкие просторы для творчества и постоянного развития.
  2. Талантливые дизайнеры могут работать в крупных компаниях, создавать собственные агентства и регистрировать торговые марки.
  3. Доступное обучение, ведь профессию можно получить в образовательных учреждениях разного уровня.
  4. Возможность брать подработки во время обучения.
  5. Дизайнер может работать в компании или на себя и брать частные заказы.
  6. Работа через интернет не ограничивает географию заказчиков – они могут из любой точки мира.
  7. Профессиональные дизайнеры получают стабильный высокий доход.
  8. Профессия актуальная и востребованная, ежегодно появляются новые направление дизайна.
  9. Возможность самостоятельно планировать рабочее время и вносить изменения в проект.

Минусы

  1. Необходимо постоянно быть в тренде.
  2. Высокая конкуренция на рынке труда.
  3. Для этой сферы характерно профессиональное выгорание, связанное с творческими кризисами.
  4. Видение дизайнера и заказчика может различаться, что влечет за собой конфликты и стрессовые ситуации.
  5. Рядовые, неизвестные дизайнеры получают не слишком высокие гонорары.

Александр Обанин видит в профессии дизайнера немного минусов, причем основной из них связан скорее с учебой:

Во-первых, это конкуренция, ведь дизайном занимается очень много людей. Второе: везде, где вас учат, очень мало рассказывают про работу с реальным заказчиком, взаимодействие с коллегами в проектных командах. А жаль, нужно помнить, что неотъемлемая часть дизайна – переговоры, защита своей работы, работа с аргументацией. У каждого человека, заказчика может быть своя точка зрения, и с этим надо как-то работать. Например, это могут быть убеждения вроде правил дизайна – что нельзя использовать больше трех шрифтов, или ненависть к решениям, которые связаны с какой-то персоной на рынке.

Александр Обанин

Важные личные качества

Каждый дизайнер должен уметь рисовать, обладать хорошо развитым художественным вкусом и эстетической грамотностью. Нередко дизайнеры отстаивают свои идеи, не хотят вносить изменения в эскизы, тем самым отталкивая от себя заказчиков. Поэтому на первый план выходят стрессоустойчивость, неконфликтность и умение уступить в ситуациях, где это необходимо. В их характере должны преобладать креативность, пространственное и логическое мышление, любознательность, организаторские способности и коммуникабельность.


Обучение на дизайнера

Подготовкой дизайнеров занимаются в школах дизайна и графики, разнообразных центрах, а также в вузах и ссузах. В вузах самое популярное направление – «Дизайн» (код: 54.03.01) с профилями:

  • «Графический дизайн»,
  • «Промышленный дизайн»,
  • «Дизайн костюма»,
  • «Коммуникационный дизайн»,
  • «Гейм-дизайн и виртуальная реальность»,
  • «Дизайн среды» и другими.

При поступлении на это направление абитуриенты сдают ЕГЭ по русскому языку, а также по литературе, истории, обществу или математике (перечень зависит от профиля и требований вуза). В большинстве случаев приходится проходить творческое испытание, которое показывает уровень художественных навыков абитуриента.

После окончания 9 и 11 классов можно поступить в колледж, чтобы получить образование по специальности «Дизайн» (по отраслям) (код: 54.02.01). Ссузы ведут подготовку графических дизайнеров, дизайнеров костюмов, среды, интерьеров и других специалистов. При поступлении тоже нужно пройти творческое испытание, нарисовав, например, натюрморт в карандаше.

Курсы

SkillBox

SkillBox



Цифры статистики тоже показывают, что рынок более чем серьезный. Только за последние 2 года объем игрового рынка вырос почти на $20 млрд (19%) и составил $175,8 млрд (по данным NewZoo на июнь 2021 года). Это ведет как к значительному росту уже имеющихся игровых компаний, так и к открытию новых. В последнее время в СНГ новые игровые компании с многомиллионными вложениями от профильных и непрофильных основателей открываются по несколько в месяц.

Индустрия игр уже обогнала по доходам рынок музыки и кино и продолжает расти
в среднем на 20% в год. Если до недавнего времени родители относились к играм, как к чему-то несерьезному, то сегодня геймдев — это очень перспективная карьерная траектория, — считает директор Университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-заде.

Стоит отметить, что пока доля российского рынка игр в мировом составляет всего 2%: это 11-е место в мире и пятое в Европе (по данным PwC). Однако, спрос на профессионалов для игровой индустрии растет: по данным Values Value, в 2020 году компании Wargaming, Sperasoft, MY.GAMES, Vizor Games, WakeApp и другие больше, чем годом ранее, нуждались в новых разработчиках, художниках и маркетологах для игр.

Специальности индустрии игр и роль гейм-дизайнера в ней

Давайте разберемся, что же такое Game Design и чем занимается гейм-дизайнер. Гарри Холмвуд, преподаватель компьютерных наук Norwich University of the Arts характеризует дизайн игр так: «Это весь процесс создания игры, участие в котором принимают профессиональные программисты, дизайнеры, художники, аниматоры, писатели, менеджеры проектов, музыканты и многие другие».

Есть определенная проблема в терминах, когда разработка игр обсуждается в массовом инфополе, – считает Андрей Карсаков, руководитель программы магистратура «Технологии разработки компьютерных игр» Университета ИТМО. Зачастую термин «гейм-дизайнер» используют как обобщение всех, кто занят в разработке игр, хотя на самом деле это не так: гейм-дизайнер – всего лишь одна из множества специальностей людей, которые заняты в геймдеве.

Если сравнивать с индустрией кино, то гейм-дизайнер в играх, как режиссер в кинофильмах. Разработать игровой процесс, составить техническое задание исполнителям, рассчитать экономику, сбалансировать бои, проработать монетизацию, проанализировать поведение игроков и добавить нужный им элемент в игровой мир – все это и многое другое, делает гейм-дизайнер, – уточняет Вячеслав Уточкин.

Образование в сфере Game Design

На запрос гейм-индустрии на готовых профессионалов реагирует и рынок образования. По данным сервиса TalentsInGames, у 40% сотрудников игровых компаний (а это разработчики, гейм-дизайнеры, тестировщики и др.) образование никак не связано с их нынешней деятельностью. Более-менее «родной» сфера игр оказалась для программистов (41%), а вот среди гейм-дизайнеров профильного образования почти ни у кого нет (8%). Эксперты прогнозируют, что в следующие 5–10 лет эта ситуация изменится.

С виду может показаться, что в игровой индустрии задействованы, в основном, художники. Но, если копнуть чуть глубже, то в играх очень много технической составляющей, — отмечает Андрей Райгородский, д. ф.-м. н., профессор, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, — основу игры составляет программный "движок", движение персонажей и разнообразные взаимодействия внутри мира игры. Затем, есть многопользовательские игры, где важную роль берёт на себя клиент-серверное взаимодействие. Игровые правила, задаваемые гейм-дизайнерами, зачастую содержат сложные формулы. В играх имеет место и инженерный подход, что, в свою очередь, требует серьезной математической подготовки. Этим как раз и силен Физтех. У нас открыто множество кафедр и лабораторий, направленных на подготовку квалифицированных программистов и математиков.

Быть узкоспециализированным гейм-дизайнером получается очень редко, – поясняет Александр Мясищев, исполнительный директор Helio games, преподаватель программы "Технологии разработки компьютерных игр" Университета ИТМО. В индустрии спрос на специалистов уже несколько лет в разы опережает предложение. Андрей Карсаков отмечает острую нехватку профессиональных кадров по всем уровням и специальностям – от джунов до тимлидов, от гейм-дизайнеров до разработчиков движков. Компании готовы забирать студентов чуть ли не на старте, сразу после их поступления на образовательную программу.

Где учат гейм-дизайну в России

Если раньше профильные программы по геймдеву были доступны только в университетах США, Европы и Азии, то сегодня степень бакалавра или магистра в индустрии игр можно получить в частных и государственных вузах России, среди них — МФТИ, Scream School (Universal University), ВШЭ, ИТМО, РТУ МИРЭА. В России уже есть не только программы магистратуры и дополнительного профессионального образования для тех, кто решил сменить профессию и уйти в игры, но и профильные программы бакалавриата, – подчеркивает Екатерина Черкес-заде.

До сих пор образование в игровой индустрии выглядело немного догоняющим, — соглашается Андрей Райгородский: «В России мы пусть и не первые, но одни из первых запускаем профильную программу. Надеюсь, у нас получится синхронизировать образование с актуальными потребностями студий-разработчиков. Сейчас в стране не так много крупных игровых компаний, а заинтересованные в этой области люди были всегда. Многие уезжали работать в игровые студии за границу». Создатели совместных программ бакалавриата по программированию в играх и магистратуры по гейм-дизайну Scream School и МФТИ рассчитывают, что с появлением новых программ часть выпускников будут оставаться в России и начнут создавать свои проекты здесь.

С каждым годом программ по гейм-дизайну, концепт-арту, программированию для игр все больше, — и в вузах, и в сегменте ДПО, и в формате массовых онлайн-курсов. Многие учебные заведения заручились партнерствами с компаниями, что дало студентам возможность учиться у практиков. Но по мнению Екатерины Черкес-заде, многим программам не хватает кросс-дисциплинарности. Студенты получают знания и навыки четко по своему профилю и никак не пересекаются со студентами других игровых специальностей, не говоря уже о коллегах из других креативных индустрий (кино, дизайн, музыка, маркетинг). А ведь в этом состоит реальность работы в игровой компании: концепт-артисты, технические художники, гейм-дизайнеры, программисты, разработчики игр, продюсеры игр, маркетологи, — все они работают в команде над одним проектом. Потом к ним подключаются композиторы, локализаторы, актеры дубляжа.

Как найти работу выпускнику

По статистике трудоустройства своих выпускников, которую ведет ВШЭ, сейчас получается, – комментирует Вячеслав Уточкин, – что уже более 75% тех, кто приходит в ВШЭ с целью пойти на работу в игровую индустрию реализовывают ее уже во время обучения или по его итогам. Это обусловлено качеством обучения, благодаря которому выходят готовые к работе специалисты, которые сразу могут приносить пользу компании, а не тратить время опытных сотрудников компании, совершая типовые ошибки и требуя массы сил на обучение с нуля. Работу найти более чем реально, – подтверждает Александр Мясищев, – в ИТМО часть студентов разбирают еще до конца обучения в магистратуре. Большинство студентов начинают работать, ещё обучаясь в РТУ МИРЭА, – рассказывает Андрей Зуев, директор института ИТ РТУ МИРЭА. По его мнению, специалист, качественно владеющий, к примеру, движком Unreal Engine, может претендовать на очень конкурентную заработную плату сразу после университета. Специалистов не хватает, потому что индустрия растёт быстрее, чем те, кто может создавать качественный контент. Плюс зарубежные студии традиционно хантят российских разработчиков, программистов, 3D-дизайнеров. Конкуренция за таланты в индустрии очень высокая, и это только на руку молодым специалистам.

Индустрия гейм-дизайна в России и мире в ближайшие 5 лет

Хочется, чтобы случился качественный перелом, гейм-дизайн стал профессией на уровне архитектора и требования к ней стабилизировались, а профессионализм повысился, – комментирует Александр Мясищев.

За последние несколько лет мы стали свидетелями огромного роста отрасли – во многом благодаря мобильным играм, которые резко увеличили количество людей, играющих в них, и открытию новых рынков, таких как Китай, который сейчас является крупнейшим в мире. Гарри Холмвуд, считает, что мы увидим еще больше развития, когда другие страны, такие как Индия, станут одновременно крупным рынком для игр, а также будут иметь более сильную индустрию разработки игр. Кроме того, все более распространенными становятся такие тенденции, как многопользовательские игры и переход от модели «плати один раз» к постоянной оплате игр как услуги, причем все большее распространение получают такие вещи, как сезонные абонементы, новый контент и модели free-to-play. Новые технологии, такие как VR (виртуальная реальность), AR (дополненная реальность) и блокчейн, также открывают новые возможности для разработки игр. В то же время инструменты, которые используются, становятся все более мощными – например, последний движок Unreal Engine может генерировать человеческие персонажи в реальном времени, и они почти неотличимы от реальных.

По прогнозам Вячеслава Уточкина, основные изменения в гейм-дизайне будут продиктованы требованиями развивающегося мобильного рынка. Из-за высокой конкуренции и большого числа продуктов стоимость рекламного трафика неуклонно растет. В ответ на это разработчики ищут всё новые способы удержания игроков. Один из них – добавление нарративных механик и сценария в мобильные игры. Этот способ удержания всегда был более характерен для PC-продуктов, но уже сейчас наблюдается растущая популярность как казуальных игр с сюжетом (например, мобильные визуальные новеллы), так и более сложных мидкорных игр (батлеры, стратегии и т.д.). Как следствие, на российском рынке будут более востребованы нарративные дизайнеры и требование к их квалификации возрастет. Что касается международного рынка, то на Западе, наоборот, крупные студии, которые раньше были ориентированы на PC и консольные игры, все больше делают мобильных игр, а значит им потребуется больше гейм-дизайнеров-балансеров и аналитиков.


Компьютерные игры уже давно стали частью нашей жизни. Они помогают отдохнуть, отвлечься от повседневных дел и просто скоротать время. Существуют учебные игры для усвоения навыков и симуляторы для пилотов и водителей. Обширный функционал, реалистичный дизайн, интерактивность – все это сделало из видеоигр настоящее искусство, которое прямо сейчас рождается талантливыми гейм-дизайнерами.

Описание

Многие ошибочно полагают, что за профессией гейм-дизайнер скрывается человек, который придумывает локации и внешний вид героев игр. Однако это не так. Гейм-дизайнер – это специалист, который разрабатывает правила, структуру и содержание компьютерных игр. В его обязанности входит целый ряд обширных задач. Он придумывает идею с учетом анализа целевой аудитории, детально описывает механику игры в дизайн-документе, контролирует процесс разработки, принимает участие в тестировании игры. Но даже после выпуска продукта гейм-дизайнер может поддерживать свое детище, исправляя ошибки и устанавливая патчи (от англ. «patch» – заплатка).

Плюсы

Если специалисту удастся хорошо проявить себя в профессии гейм-дизайнер, им могут заинтересоваться зарубежные студии. Возможность получить выгодное предложение по работе – не единственный плюс этой специализации. Есть и другие существенные преимущества.

    Высокая оплата труда

Минусы

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. У профессии гейм-дизайнер есть и минусы.

    Расходы на обучение

Где учиться

Профессия гейм-дизайнер очень молодая, и до недавнего времени в России не существовало специальных образовательных программ в области разработки игр. Однако спрос на специалистов возрос, и сегодня абитуриенты в некоторых российских городах могут выбрать вузовскую программу, направленную на профессию гейм-дизайнера.

Но это не значит, что если поблизости нет вуза с программой для будущего гейм-дизайнера, то можно попрощаться с мечтой получить востребованную и интересную профессию. Есть и другой путь: абитуриент может поступить в университет или среднее специальное учебное заведение на разработчика программного обеспечения, а затем пройти специализированные курсы.

Каждый день мы пользуемся приложениями, которые упрощают наши повседневные дела, экономят время, помогают в работе и даже планируют отдых. И все это благодаря профессии разработчик мобильных приложений

Учебные заведения

Приведем несколько примеров вузов, где уже разработали программы для будущих гейм-дизайнеров.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва) предлагает программу бакалавриата «Гейм-дизайн и виртуальная реальность». Преподаватели готовят профессионалов, которые будут компетентны на всех этапах разработки компьютерной игры: от задумки до релиза.

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна приглашает выпускников 11 классов на обучение по программе «Анимация и графика компьютерных игр». Такие профессиональные дисциплины, как ПО трехмерной графики, режиссура в игровой графике, дизайн интерфейса и многие другие сформировывают компетенции гейм-дизайнера. Программа рассчитана на 4 года.

В Московском политехническом университете разработана программа «Информационные технологии в медиаиндустрии и дизайне». Студенты изучают дисциплины в области программирования и дизайна. Выпускники становятся дипломированными специалистами, способными эффективно управлять всеми этапами создания игры

Читайте также: