Для чего нужны книжки игрушки

Обновлено: 02.05.2024

С момента появления малыша на свет его родители стараются всячески помочь ему в развитии, чтобы он рос умным, красивым и здоровым. Лучший вариант для детей с первых же месяцев появления на свет – это развивающие книжки. Данные игрушки доступны для приобретения практически во всех магазинах игрушек. При этом многие родители также делают книжки самостоятельно, если позволяет время.

В этой статье мы покажем несколько идей, которые можно будет взять себе на вооружение при создании или покупке развивающей книжки.

ПЛЮСЫ РАЗВИВАЮЩИХ КНИЖЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ

Развивающая книжка имеет массу преимуществ для детей. Среди таких плюсов можно отметить:

Нередко подобные развивающие книги делаются из картона. Однако лучше всего брать не бумажные материалы, а какие-либо другие, поскольку картон непрактичен. Если на него попадет вода, то игрушка быстро размокнет и перестанет быть функциональной. Книга быстро испортится, а отремонтировать ее не удастся.

Лучше всего брать книжки на основе ткани. Такие изделия обязательно понравятся ребенку. Как пример, можно сделать книгу из фетра. Это очень удобный в работе материал, который можно просто и быстро обработать. Он приятен в плане тактильных ощущений, а потому ребенок будет очень рад получить такую игрушку в свое распоряжение.

Также встречаются книги для купания малыша. Эти книги состоят из мягких страниц с клеенчатым основанием. Такие книги нередко имеют пищалки или разные увлекательные элементы. В зависимости от температуры некоторые книги могут изменять цветовую гамму страниц. В итоге малыш сможет различать цвета.

При создании книг для купания применяются только самые безопасные и проверенные материалы. В результате этого ребенок сможет развиваться даже во время отдыха в ванной.

КАК РАБОТАТЬ НАД РАЗВИВАЮЩЕЙ КНИЖКОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА

Сразу скажем, что разработка такой игрушки требует много времени и сил. К тому же необходимо проявлять свои креативные и творческие способности в полной мере. Для начала нужно понять, какова будет тематика развивающей книги. После этого уже можно будет выбрать материал и все необходимые инструменты.

Что потребуется для создания книги:

  • Швейная машинка.
  • Иголки.
  • Комплект разнообразных ниток.
  • Тканевые лоскуты.
  • Блестящие детали и компоненты.
  • Вата и синтепон.
  • Декоративные элементы.

Пошив книги всегда будет идти по одним и тем же правилам. Вы будете только вносить свои идеи в декор книги.

Процесс воспитания талантливого читателя начинается задолго до его появления на свет. Будущим мамам и папам нужно готовить себя к этой роли, стать настоящими знатоками детской книги. Очень полезно знать разновидности книг, способных приобщить вашего малыша к книжному миру.

Книжка-игрушка - 1

Ребенку до года нужны книжки-игрушки — яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Такие книги положительно влияют на развитие мозга ребенка, способствуют формированию первых представлений о мире: знакомят с названиями предметов, развивают мелкую моторику, речь, внимание, зрительное восприятие, память.

Книжка-игрушка - 2

На малышей от 1 месяца до 1 года рассчитаны книжки, в которых отсутствует текст. Их основное назначение — знакомство с такими понятиями, как цвет, форма. Они помогают при формировании первых математических представлений, дают ребенку понятие о простейших геометрических фигурах и основных цветах, а также формируют пространственное мышление.

Ребенок от года до двух

После года у детей активно развивается мышление и понимание речи. Малыш этого возраста уже хорошо узнает изображения знакомых предметов. На этом этапе особенно важно приобретать для него книги с картинками, где предметы и животные легко узнаваемы (впрочем, без лишних мелких деталей). Свое положительное действие для развития малыша могут оказать тактильные книжки-игрушки. На страничках этих книг встроены различные тактильные элементы, передающие фактуру изображенного предмета (ткань, мех, дерево, картон, пластик, поролон, фольга и т.д.).

Книжки-игрушки, предназначенные детям этого возрастного периода, можно условно разделить на такие виды:

  • книжки-игрушки для привлечения и удержания внимания малыша;
  • книжки-игрушки для развития некоторых бытовых навыков;
  • книжки-игрушки для развития мелкой моторики;
  • книжки-игрушки для развития тактильных впечатлений;
  • книжки для обучения: книжки, которые призваны помочь малышу выучить названия различных объектов, явлений и действий

Ребенку от 1 года до 2 лет:

  • Пальчиковые книжки-игрушки, которые созданы специально для развития познавательного интереса: расширение представлений об эмоциях и жестах, развитие воображения, целенаправленного внимания, пространственного мышления, формирования активной речи. Если надеть на пальчик мягкую бабочку, пчелку, червячка, они оживут: начнут радоваться, грустить и удивляться. Пальчиковая книжка поможет вовлечь малыша в сюжетно-ролевую игру, разыграть с ним мини-спектакль.
  • Книжки-пышки, напоминающие магнит: при закрытии пухлые страницы плотно примыкают друг к другу. Ребенку их приятно держать в руках, открывать, закрывать, перелистывать.
  • Книжки-пищалки очень занимательны: имеют богатый иллюстративный материал, небольшой по объему текст и игрушку-пищалку, привлекающую внимание ребенка к книге.

Ребенок от двух до трех

Игрушки и игры для детей 2-х – 3-х лет очень интересны и многообразны. Это период, требующий самых разных игрушек. Совершенствуется мелкая моторика малыша, он с удовольствием манипулирует предметами. В возрасте от двух до трех лет малыш жаждет создавать и исследовать. Книги для детей 2 и 3 лет – это разнообразные сказки и стихи.

Чтение никогда не покажется вашему ребёнку скучным занятием, если вы познакомите его с серией увлекательных книжек–игрушек.

Книжки-игрушки, предназначенные детям этого возраста, можно условно разделить на следующие категории:

  • книжки-игрушки для развития навыков;
  • книжки-игрушки для развития мелкой моторики;
  • книжки-игрушки для развития тактильных впечатлений;
  • книжки-игрушки для обучения: книжки, которые призваны помочь малышу выучить буквы, цифры, названия геометрических фигур, животных и т.д.
  • книжки-игрушки для развития творческих способностей, которые учат лепить, рисовать, клеить, конструировать и т.д.

Для детей 2-х – 3-х лет:

  • Книжки-игрушки с выдвижными картинками («потягушки»), где на каждой странице маленьких читателей ожидает веселая загадка или занимательный вопрос.
  • Книжки-превращалки.
  • Книга-пазл.
  • Книжка-вырубка (обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте).
  • Книжки-кусалки.

Для ребенка игра - это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально - познавательный разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. Это убедительно доказано как научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов, дефектологов. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовер-шенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие. Малыши, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать, испытывают большие трудности.

Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны для детей, и поэтому мною было создано дидактическое пособие «Книжка - игрушка», включающая в себя различные виды игр, позволяющие ребенку переключать внимание, чаще менять вид занятий, что позволяет поддерживать интерес к обучению.

формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством обучающих и развивающих игр.

Задачи:

1. Обогатить сенсорный опыт детей в ходе предметно - игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2. Сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

3. Сформировать речевые навыки.

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Благодаря этой книжке ребёнок получит не только замечательную игрушку, но и сможет в игровой форме (прогноз):

• развивать общую и мелкую моторику, формировать различные умения (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);

• развивать восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);

• воздействовать на тактильные ощущения;

• формировать представления о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);

• расширять кругозор и обогащать словарный запас;

Книжка - игрушка имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку я рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и социальным педагогам.

Алгоритм работы по данному пособию следующий:

3. Вводная часть.

• Беседа по теме и художественное слово, определяющее тему.

4. Основная часть.

• Непосредственная работа по пособию.

• Самостоятельная игровая деятельность детей.

5. Заключительная часть.

Описание опыта работы с использованием дидактического пособия.

Пятая страница развивающей книжки. Тема: «Бабочки и цветы».

Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок выпить сладкий сок.

Цвет зелёный у листочка,

Красный цвет - у помидора.

Синий - это неба цвет

Жёлтый - самый яркий цвет!

Развивающие элементы: бабочки и цветочки четырёх основных цветов на липучках; две бабочки пристрочены.

Игра «Растения и насекомые» способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным и растительным миром.

Игра «Бабочки и цветы» способствует развитию логического мышления, цветового восприятия.

Игра «Большие и маленькие» способствует развитию навыков сопоставления предметов по величине, развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности.

Игра «Сравни предметы» способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования предметов по цвету.

Игра - занятие «Бабочки и цветы»

Цель: развитие логического мышления, цветового восприятия.

Материал: бабочки и цветочки на липучке четырёх основных цветов.

1. Вводная часть. Беседа о природе и художественное слово, определяющее тему.

Сегодня мы познакомимся с удивительным миром насекомых.

Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок выпить сладкий сок.

На нашей Земле много бабочек. Они летают днем и ночью. Крылья бабочек яркие, красивые, но очень хрупкие. У бабочки есть длинный ротик-хоботок, которым она пьет сладкий нектар с цветочков.

2. Основная часть. Действия с предметом обозначаются словом.

Летом, на лугу растут красивые и яркие цветы. Посмотрите и скажите, какого они цвета? «Это красный цветок. Это…» и т. д. Над лугом порхают бабочки. По-смотрите на бабочек и назовите их цвет: «Эта бабочка зелёная. Это…» и т. д. Захотели бабочки сесть отдохнуть. А чтобы стать незаметными, каждой бабочке нужно сесть на цветок такого же цвета, как она сама. Помогите бабочкам спрятаться.

2. Непосредственно игровая деятельность детей.

а) Ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ребенка и педагога при направляющем педагогическом руководстве.

Дайте ребёнку бабочек, чтобы он посадил их на цветы такого же цвета. Попросите ребёнка рассказать о бабочках. «Жёлтая бабочка села на цветок жёлтого цвета» и т. д. «Все бабочки спрятались. Их не видно».

Динамическая пауза «Бабочка»

Утром бабочка проснулась. Плавные взмахи руками.

Потянулась, улыбнулась. Выполнять движения в

Раз – росой она умылась. соответствии с текстом.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

б) Ребенок действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание всего, что ребенок делает, побуждая его вступить в речевое общение.

4. Заключительная часть. Вывод.

Апробация пособия показала следующие результаты:

1. Дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические фигуры.

2. У детей сформировалось умение сравнивать объекты по величине.

3. Уровень развития познавательного процесса имеет положительную динамику.

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений - замедленный.

По итогам диагностики определена коррекционная работа через систему разнообразных игр, упражнений, заданий.

В дальнейшем планируется создание тематических книжек - игрушек: «Обувь», «Одежда», «Игрушки», «Транспорт» и др.

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 8,7% 35,5% 33,9% 61,4% 13,2% 27,2%

Сред-ний 37,3% 45,5% 57% 38,6% 26,3% 46,4%

Низ-кий 54% 19% 9,1% - 60,5% 26,4%

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 7,6% 36,2% 44% 66% 30,8% 44%

Сред-ний 52,8% 33% 40,6% 34% 27,4% 36,2%

Низ-кий 39,6% 30,8% 15,4% - 41,8% 19,8%

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий - - 19,8% 55% 17,6% 39,6%

Сред-ний 25,2% 47,2% 51,6% 45% 38,4% 34%

Низ-кий 74,8% 52,8% 28,6% - 44% 26,4%

Художественная сфера (развитие мелкой моторики)

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 6,3% 58,1% 63,5% 83,4% 31,7% 34%

Сред-ний 56,7% 24,7% 24,6% 16,6% 43,2% 48,9%

Низ-кий 37% 17,2% 11,9% - 25,1% 17,1%

Методическая разработка «Книжка-игрушка»



Проект «Книжка — самоделка»

Проект «Книжка — самоделка» Руководитель: Деревнина Татьяна Михайловна воспитатель 2 квалификационной категории МДОУ Детский сад №10 «Солнышко» г. Чайковский, Пермский.

Стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы Стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы 1. «Моем руки» Кран откроем, руки моем,.

Моё новое увлечение - создание развивающих книжек из фетра. Хочу поделиться с вами одной из них. Эта книжка для детей от 2-х до 5-ти лет. Она поможет в игре развить у ребёнка тактильное и пространственное восприятие, мелкую моторику, воображение и мышление, познакомит с различными видами застё жек: кнопками, крючками, пуговицами, молнией, липучкой. С этой книжкой,как и с любой развивающей игрушкой, не нужно оставлять ребёнка наедине, нужно обучать его выполнять различные действия, отвечать на вопросы взрослого, придумывать сюжет игры. И тогда она поможет развить речь малыша, пополнить и расширить его словарь, закрепить правильное употребление предлогов и т. д. В книжке много съёмных элементов, в том числе пальчиковые игрушки,которые можно использовать в других играх. Играя с этой книжкой, ребёнок учится считать в пределах пяти, составлять простые задачки, сравнивать предметы. И ещё много-много интересного, если взрослый проявит фантазию!

«Книжка-игрушка» для развития малышей











«Книжка для малышей». Советы для родителей Родителей очень волнует вопрос, каким вырастит их малыш?Родителям хочется видеть своего малыша умным и любознательным. И в возрасте раннего.

Дидактическая игрушка для развития моторики рук у детей раннего возраста своими руками

Дидактическая игрушка для развития моторики рук у детей раннего возраста своими руками Дидактическая игрушка способствует развитию умение открывать и закрывать кран, звонить по телефону, пользоваться розеткой и выключателем,.

Дидактическая игрушка для развития мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений «Крокодил»

Дидактическая игрушка для развития мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений «Крокодил» Мною была изготовлена дидактическая игрушка «крокодил» для детей своими руками. Дидактическая игрушка «крокодил»– это комплексная развивающая.

Мастер-класс «Игрушка-паровоз» для развития мелкой моторики

Мастер-класс «Игрушка-паровоз» для развития мелкой моторики Мастер-класс "Игрушка-паровоз" для развития мелкой моторики. Исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте,.

Многофункциональная игрушка, как средство всестороннего развития ребенка Игрушка - это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Будучи обязательным спутником.

Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия.

Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия. Несколько лет я работаю по теме о развитии мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому многие мои посты так.

Примерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышей

Примерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышей Примерная серия игр на развитие мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития детей от 1.5 до 3 лет. «Ум ребенка.

Программа музыкального развития для малышей и их родителей Пояснительная записка В настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что.

Развивающая мягкая книжка для малышей

Развивающая мягкая книжка для малышей В этом учебном году ко мне в группу придут новые детки (2-3 года). Мне очень хотелось сделать для них что-то интересное, красочное и познавательное.

Перед родителями маленького ребенка в период с 1 года до 3 лет стоит несколько важных задач: научить малыша говорить, познакомить с названиями основных предметов и явлений окружающего мира, развить крупную и мелкую моторику. Все эти задачи можно осуществить с помощью развивающих книг.

* Мягкие развивающие книжки ― это формат книг, который позволяет детям не только рассматривать картинки, но и дает самому ребенку возможность взаимодействовать с фигурками из книги, перемещать их по своему желанию. Именно это делает игру с книгой такой увлекательной и запоминающейся.

* Все съемные детали книжки могут использоваться как самостоятельнее игрушки. Например: набор овощей и фруктов можно использовать для игры в магазин, кухню или огород, рыбок и морских обитателей для игры в рыбалку, зверюшек для кукольного театра, геометрические фигуры использовать как конструктор и т.д.

* Развивающие книги для детей направлены на всестороннее развитие малышей. В зависимости от тематической направленности, они знакомят ребенка с цветами, формами, счетом, тренируют память, внимание и логическое мышление.

* В развивающих книгах большое внимание уделяется развитию мелкой моторики ребенка, которая, как известно, напрямую связана с развитием речи и других навыков у детей. В книгах вы увидите множество милых деталей – пуговки, молнии, застежки, кнопочки, ленточки, которые помогут ручкам вашего малыша стать более умелыми и ловкими.

* Мягкие, приятные на ощупь книги, придутся по душе любому ребёнку. Материал, из которого изготавливают игрушки, имеет особое значение. К примеру, известно, что мягкие игрушки, в отличие от пластмассовых, снимают психологическое напряжение, воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. Есть у таких книг и еще одно большое преимущество – они не рвутся, ребенок может все детали книжки мять, гнуть, отсоединять и присоединять до бесконечности.

* В книжке изготовленной по индивидуальному заказу будет все то, что нравится именно вашему ребенку. Идеи страничек и их количество можно выбирать самим.

* Существует ещё одна причина, почему развивающие книжки так популярны. Они очень нравятся детям! Как известно, маленькие дети не умеют читать, а только рассматривают картинки. Именно для них создаются красочные, яркие картинки и фигурки в книгах. Познакомьте малыша с мягкой развивающей книжкой, и он будет в восторге.

Закажите развивающую книжку своему ребенку или в подарок.
Учитесь и развивайтесь играя.

Читайте также: