Для чего нужны народные игрушки

Обновлено: 18.05.2024

Мы все в свое время играли в куклы. Даже мальчики. Кукла для ребенка имеет огромное значение. Она учит играть определенные социальные роли: матери и отца, старшей сестры, учительницы, подружки. С куклой ребенок делится своими радостями и переживаниями, для нее готовит и шьет "одежку".

Во все времена кукла была и остается главной игрушкой почти с первых дней жизни ребенка. Анималистические игрушки приходят уже в более взрослом возрасте и несут несколько иное значение. Кукла - это воплощение человека, она живая и требует к себе отношения как к личности.

Народная игрушка помимо социальной роли играет и защитную роль. Это в своем роде оберег. Часто бывает так, что кукла олицетворяет умершего родственника, душа которого в нее переселилась. Народная кукла несет в себе ключевые символы культуры, поэтому любая деталь в ней не случайна.

Русская народная игрушка - это как правило символическое изображение женской фигуры. Если обобщить, то изготавливалась она из скрученного жгутом куска ткани, лицо из белого льна, коса, груди из лоскутных шариков, соответствующий региону и назначению костюм.

Лоскутки красивых тканей, оставшихся после пошива одежды или домашнего текстиля, хранились специально для кукол. Особенно ценились красные ткани, этот цвет издавна имел обережное значение. Кукол дарили родственникам по праздникам и на крестины. В семьях же куклы для детей "крутили" из старого тряпья. Считалось, что материя пропитывается жизненными силами рода, и кукла из ношеной одежды способна защитить ребенка (по той же причине новорожденных кутали в нательные рубахи матери). Наибольшее сакральное значение имели подолы фартуков, так как они соприкасались с землей, вбирая ее силу.Примечательно, что лоскутки на кукольный наряд никогда не резались ножницами, но только рвались руками по долевой нитке. Считалось, что это гарантирует владелице целостность без изъянов.

Кукольная одежда не снималась. Здесь важно понимать, что народная кукла - это не манекен для переодевания, а цельный образ, в котором костюм имеет решающее значение. Костюм в народной кукле как правило в точности повторяет одежду данного региона. Он искусно декорируется в соответствии с традициями. Однако зачастую мастерицы прибегали к упрощению, например поневу шили из цельного куска, тогда как женская понева была четырехклинной. Из сложных головных уборов бралась только самая эффектная часть. Однако это работало на особую выразительность образа куклы, нисколько не умаляя ее достоинств.

Кукла являлась также и олицетворением мифологического мира. Простейшая кукла из жгута, перетянутого в месте шеи и пререпоясонного, была символом триединства мира: верхнего (голова), земного (туловище) и нижнего (нижняя часть). Крестовидные куклы указывали на четыре стороны света. Являясь переходным мостом между материей и духом, кукла несла в себе понятия о жизни и смерти.

Безликость народной куклы имеет сакральное значение. На вопрос о том, почему у куклы нет лица, крестьянские женщины говорили, что в доме не должно быть лишних глаз. Действительно, глаза, нос, рот, являясь символическими вратами, давали путь как для добрых, так и для злых сил. Зрячая кукла опасна для ребенка. Кукла, лишенная бытовой конкретики, сама в себе, полноценна. Только в таком случае можно сохранить тайну рода. В южных регионах России кукольные лица перетянуты крестом. Крестообразное перетягивание частей тела кулы также имеет символическое значение. Крест - символ солнца, мощный оберег и источник энергии.

Непременным элементом красоты куклы была коса. Как правило коса плелась из льняной кудели, а иногда и из настоящих волос. Сплетенная из трех прядей, коса была символом гармонии триединого мира. Настоящие волосы на кукле были элементом приобщения последней к роду. Женские волосы не только роскошное украшение, но и сакрально значимый элемент. Обрезанные волосы никогда не выбрасывали, а только сжигали, считая, что через волосы можно сглазить человека.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрации. Большинство из них - это копии или авторские народные куклы. Иллюстрации взяты из замечательной книжки про народную куклу, однажды попавшую ко мне в руки. К сожалению, мне не хватило ума записать автора и название книжки, удалось толко сфотографировать картинки. Возможно, среди моих читателей найдется счастливый обладатель экземпляра этой книги. Просьба дополнить мое эссе указанием авторства. Спасибо за внимание и возможные дополнения!

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 1

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 2

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 3

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 4

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 5

Грудастые девки - символ материнства и плодородия. Крест на груди также символизирует плодородие.

Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. В. Сухомлинский.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в новом содержании образования и воспитания младших школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России : трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности». Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, необычных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, сточки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Народные же традиции играют важнейшую роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Важное место в комплексе нравственного воспитания и художественно-творческого развития отведено народной игрушке, которая несет особую функцию в воспитании ребенка. Помимо познавательной, развлекательной и эстетической функции народная игрушка это средство социализации ребенка, его связь со взрослыми, с миром. Народные игрушки очень просты для понимания, это дает возможность освоить их в том объеме, который допустим для ребенка. Игрушки были всегда, и даже тысячу лет назад они играли ведущую роль в воспитании, целью которого было уважение и сохранение традиций предков. Используя в игре такие игрушки, ребенок как бы впитывает подсознательно эти традиции, знакомится с видами искусства, обучается ремеслу, входит в социум. Ведь в игрушках заложена хозяйственная, культурная жизнь, искусство и трудовая деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру, коллективный опыт предыдущих поколений. Народные игрушки делаются взрослыми для малышей из простых, доступных материалов: веток и коры, древесины и глины, соломы и ткани, сухих плодов и ягод, которые превращаются в уникальный объект, а порой и в произведение искусства, который становится средством общечеловеческого воспитания. Персонажи и сюжеты для игрушек, как правило, берутся из жизни, они просты, лаконичны и доступны. Это звери и птицы, музыкальные инструменты, и человечки за работой, или же орудия труда в миниатюре. В них отсутствуют зачастую детали, нет ничего второстепенного, а обобщенность доведена порой до предела, что является ярким педагогическим приемом, с помощью которого усиливается влияние образа народной игрушки на формирование мировоззрения маленького человека. Именно благодаря примитивности возникает стимул к творческому инстинкту малыша. Более того, она настолько проста, что ребенок может сам сделать что-то похожее. Феномен же народной игрушки в том, что кроме внешнего облика, она имеет внутреннее содержание. Немаловажная роль в детских играх отводится кукле, которая может включаться в сюжетные игры, ей могут присваиваться разные роли, в том числе и социальные, - именно это и делает игрушку предметом социализации ребенка, развивает личностные качества, учит быту и общению. Народные игрушки влияют не только на нравственные и эстетические качества ребенка, но и формирует умственное и физическое развитие. Развивают воображение, учат анализировать ситуацию, сравнивать и выбирать, формируют первые моральные принципы. Знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, их веселят народные свистульки. Но этими изделиями они не только любуются. Вместе с детьми мы воспроизводили их : лепили эти игрушки из пластилина, из солёного теста, затем расписывали их как дымковские мастера. Расписывали силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, собирали матрёшек из множества деталей, сделанных из картона, при этом знакомились с видами росписи. Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Эта та игрушка, которое больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познаёт окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации. Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины, из растительных материалов - плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом. Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера; игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки; дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.

Всё это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем забытые нашими детьми.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Роль народной игрушки

в воспитании дошкольника.


Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

По содержанию игрушки можно подразделить на:

1. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребенок в повседневной жизни. К таким игрушкам относятся фигуры женщины, коня, медведя, петуха и т.д.

Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества . Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки , которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка . Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру .

2. Народная дидактическая игрушка – это игрушка , в которой отражена народная мудрость , весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка , как и всё народное творчество , отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям . Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребё нку : шары, бочонки, кольца и др.

В народной дидактической игрушке поставлена цель : дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы, они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны , они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой , ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус , развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога : поправки вносит сама игрушка .


3. Игрушки-самоделки – это игрушка, которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, каталки на колёсах, лодки из коры деревьев и т. д.

Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Как влияет народная игрушка на развитие и воспитание дошкольников:

· способствует развитию у детей эстетического восприятия.

· может быть использована в процессе трудового воспитания дошкольников - последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд.

· способствует умственному развитию дошкольников.

· способствует решению задач сенсорного воспитания. Обследование игрушки осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм.

· народная игрушка содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании

· Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем мире. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

Игрушки не подменяют реальные предметы, но они отражают их свойства и являются средством усиления впечатления, привлечения внимания к тому, с чем встречается ребёнок повседневно, но не знает, не замечает его качеств.


Ценность народной игрушки заключается не только в том, что воспитатель знакомит ребёнка с цветом и формой, но и в том, что с помощью игрушки он учит детей мыслить , воспитывает привычку к умственному труду, культивирует познавательные способности – ценное качество, отличающее человека от всех других живых существ. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разностороннем воздействии на развитие его чувств, ума и характера. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.

Простота народной игрушки , её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулика Мария Владимировна

Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в рамках изучения отношения учащихся младших классов и их родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе, а также даются некоторые рекомендации по использованию народной игрушки в образовательном процессе .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулика Мария Владимировна

Результаты экспериментального исследования по изучению влияния народной игрушки на духовно-нравственные качества младших школьников

THE VALUE OF POPULAR FOLK TOYS IN THE LIVES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article discusses the importance and functions of folk toys in education. It analyses the scientific literature. It presents data from survey conducted in the study of the relationship of junior pupils and their parents to the use of traditional toys in education, and provides some guidance on the use of traditional toys in the educational process .

Текст научной работы на тему «Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста»

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в рамках изучения отношения учашдхся младших классов и их родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе, а также даются некоторые рекомендации по использованию народной игрушки в образовательном процессе.

Ключевые слова: игрушка, многофункциональность игрушки, образовательный процесс.

Игрушка - непременная принадлежность детства, поэтому весь смысл любой игрушки должен соответствовать интересам детей с учетом современной действительности.

Во все исторические эпохи игрушка была связана с ребенком, в процессе происходило формирование его умственных, физических и нравственных качеств. Исторические и экономические условия каждой эпохи накладывали отпечаток на форму, содержание игрушки, но, несмотря на это, некоторые игрушки обладают устойчивостью и универсальностью [1, с. 8].

Необходимо отметить, что ребенок, рожденный в конце ХХ - начале XXI в., использует игрушки, которые были распространены в более ранние века и эпохи. Все образы народной игрушки решены творчески. Творчество как фантазия, остроумие, смелость, изобретательность проявляется в этой области с особенной полнотой и многосторонностью.

Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помо-шью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление [2, с. 96].

Рассматривая значение народных игрушек в жизни детей младшего школьного возраста, необходимо проанализировать функции, которые несет в себе игрушка:

- культурологическая - заключается в том, что игрушка выступает объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития;

- эстетическая - в ней строго соблюдается «закон красоты». Эстетическая привлекательность -один из самых главных критериев при выборе той или иной игрушки. В то же время именно игрушка является «эталоном» красоты, которую ребенок проносит через всю свою жизнь;

- гуманизирующая - данная функция просматривается в том, что она создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей. Роль игрушки в этом процессе очень велика;

- воспитательная - заключается в воспитании сознательного отношения детей к ценностям этого мира, а также способна отражать ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Поэтому игрушка всегда отражает общечеловеческие ценности, характерные для всех стран и народов: материнство, добро;

- креативная - выступает в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Этот аспект используется в учебном процессе, когда ставится задача активизации творческих способностей ученика, повысить интерес к процессу обучения. В этом случае творчество может носить «субъективный характер», так как познание будет новое лишь для ученика;

- когнитивная - заключается в изучении знаний о мире с помощью предметно-пространственной среды на этом обобщении образов и восхождении мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному;

- информационная - заключается в том, что являясь источником информации о предметном мире, игрушка выступает средством предметного моделирования объектов;

- функциональная - позволяет ребенку узнать функцию назначения многих сложных вещей раньше, чем он сможет понять слова, которые характеризуют ту или иную функцию вещи;

- образовательная - заключается в использовании игрушки как дидактической единицы в обучении различным учебным предметам [3].

Как отмечает Г. Л. Дайн, игрушку используют в образовательном процессе в XIX в. Использование игрушки способствовало развитию средств обучения, в том числе и игрушки, которая используется и на учебных занятиях в школах. Начиная с 70-х гг. XIX в. в России выходило большое количество учебных пособий и обучающих игрушек. Среди них головоломки, пиротехнические забавы, «лабиринты», архитектурные игрушки, тематические наборы. С их помощью ребенок начинал свой первый опыт в различных областях знания [4, с. 104].

Необходимо отметить, что наравне с функциями народной игрушке присущи следующие отличительные черты:

- гуманизм (человечность, доброта);

- мягкость и лиричность;

- жизнелюбие и праздничность [1].

Современная педагогика предъявляет к игрушке следующие основные требования:

1) содействие воспитанию подрастающего поколения;

2) быть средством всестороннего развития детей, затрагивая умственные, нравственные, эстетические и физические качества ребенка.

Поэтому современные педагогические технологии уделяют большое внимание воспитательнообразовательному значению игрушки. Разрабатываются новые типы и образы игрушек, соответствующие по своему содержанию и оформлению различным возрастам и запросам детей.

Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывая волевые качества, способствуя развитию мелкой моторики.

Отражающая действительность, быт, родную природу, традиционная народная игрушка способствует формированию интересов детей, помогая воспитывать их активными и творческими людьми.

В своих проявлениях игрушка во все времена служила импульсом к действию, требуя от ребенка живого участия, при этом на ранних этапах в нее необходимо было вложить частичку своего труда, а впоследствии - вложить и творческое начало [5].

Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Готовый результат не должен украшать полку, а обязательно должен быть использован по прямому назначению.

Соглашаясь с мнением Г. В. Лабунской, мы можем сказать, что игрушка пробуждает у детей знание об окружающей действительности. Воспринимаемая младшим школьником как эстетический объект, народная игрушка воспитывает эстетические чувства. Благодаря игрушке в жизнь младшего школьника входит искусство.

Таким образом, значение народной игрушки в жизни детей обуславливается следующими положениями:

- во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности младшего школьника;

- во-вторых, способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожест-венный и этнокультурный компонент;

- в-третьих, формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формиро-

ванию ценностного отношения к окружающей действительности.

Анализируя приведенные выше теоретические знания, нами был поведен социологический опрос среди учащихся общеобразовательных школ города.

Так, отвечая на предложенные вопросы анкеты, мнения 59 детей распределились следующим образом:

- 15 детей отрицательно относятся к народной игрушке;

- 32 ребенка считают народную игрушку неотъемлемой частью культуры своего народа;

- 12 детей считают народную игрушку не нужной в современных условиях жизни, но при этом они могли бы посещать кружок по изучению и изготовлению игрушки, а также отметили, что игрушку можно использовать на уроках музыки (см. диаграмма 1).

Диаграмма 1. Отношение учащихся к использованию народной игрушки на занятиях

Также в социологическом опросе принимали участие родители детей младшего школьного возраста. В результате были получены следующие данные:

Мнения 24 опрошенных родителей распределились следующим образом:

- 11 родителей уверены, что игрушка является одним из основополагающих компонентов воспитания ценностей у их детей;

- 10 родителей не знают практически ничего о народной игрушке и равнодушны к ней. Хотя некоторые родители могут допустить мысль о том, что игрушка может помочь в формировании ценностного отношения к миру;

- отрицательное отношение к народной игрушке высказали всего трое родителей, не мотивируя своего ответа (см. диаграмма 2).

■ отрицательное отношение I положительное отношение I нейтральное отношение

Диаграмма 2. Отношение родителей к формированию ценностей через народную игрушку

Анализируя анкеты с учетом возрастного ком -понента, мы заметили, что родители, чей возраст составляет 27-30 лет, в основном придерживаются мнения о том, что игрушка является пережитком прошлого и ее нельзя использовать в целях обучения и воспитания. Родители, чей возраст ограничивался 31-37 лет, высказали нейтральное отношение к игрушке, так как они мало знают о влиянии игрушки на сознание и психологиче-

После обработки и анализа данных анкет были разработаны следующие рекомендации. Так, учителям начальных классов, которые хотели бы использовать игрушку в качестве составной части урока, можно предложить следующее:

- классному руководителю придумать игрушку в виде одного из сказочных персонажей, который будет «ходить» в школу вместе с учениками. Учитель через эту игрушку будет следить за правописанием и прилежным поведением учеников;

- на уроках математики составлять задачи, используя сказочные мотивы и вводя народные игрушки в процесс обучения;

- на уроках внеклассного чтения - разделить класс на группы и устраивать состязания: «Кто быстрее поможет любимой игрушке пройти все препятствия», «Строим домик для тряпичной куклы» и т. д. За быстрое и правильное прочтение определенной части текста или за очень близкий пересказ ко -манда получает какую-то часть домика, карты и т. д.;

- для проведения внеклассной работы со школьниками 1-4-х классов организовать кукольный театр с самостоятельным изготовлением русских народных игрушек (глиняной, тряпичной) и разыгрыванием в нем спектаклей с использованием фольклорных мотивов;

- организовать цикл бесед по этике с использованием игрушки.

Опираясь на разработанные рекомендации, приходим к выводу о необходимости разработки спецкурса по дисциплине «народная игрушка».

Данный спецкурс составлен для учащихся начальной школы. Программа предусматривает различные виды деятельности - лекции, беседы, конкурсы и викторины, игры.

В ходе реализации дисциплины планируется проведение письменных работ, творческих зада-

скую сторону развития ребенка, но считают при этом возможным ее использование в процессе воспитания. Родители, чей возраст 39 и старше, высказались в пользу положительного влияния игрушки на процессы формирования ценностного отношения (см. табл.). Ведь посредством игрушки могут быть сформированы такие ценности, как трудолюбие, усидчивость, чувство красоты, доброты и т. д.

ний, а также организация выставок детских поделок.

1) познакомить учащихся начальных классов с историей возникновения игрушки и раскрытие проблем, связанных с современными игрушками;

2) дать представление об игрушках регионов России (севера, центра и юга).

- рассмотреть особенности всех видов народных игрушек (глиняной, тряпичной, деревянной);

- развитие творческого мышления;

- контроль усвоения теоретических знаний при помощи загадок, игр;

- развитие художественно-творческой деятельности путем включения в процесс самостоятельного решения изобразительно-пластических задач на основе региональной и национальной школы народной игрушки;

- зародить интерес к культурному наследию своего народа через народное художественное творчество.

В разработанный спецкурс «Народная игрушка» также входят:

- примерный тематический план занятий с учащимися 1-х классов;

- планы практических занятий;

Необходимо также отметить, что введение игрушки в общеобразовательный процесс должно сопровождаться рядом целевых ориентаций, таких как:

- преследование дидактической цели, которая проявляется в расширении кругозора, а также развитии общеучебных и трудовых навыков;

- воспитательная целевая ориентация включает в себя воспитание самостоятельности, формирова-

Отношение родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе

с учетом возрастных особенностей

Гипотеза 27-30 лет 31-37 лет Старше 39 лет

Отрицательное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 3 100 0 0 0 0

Положительное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 0 0 2 18 9 82

Нейтральное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 6 60 4 40 0 0

ние нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, коммуникативность;

- развивающая ориентация, когда развивается внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять, а также стимулирует развитие воображения, фантазии, творческих способностей;

- социализирующие целевые ориентации заключаются в приобщении ребенка к нормам и ценностям общества, адаптируют к условиям среды.

В результате, исходя из основных положений государственного стандарта и авторских программ, игрушку можно применять в различных программах общеобразовательных школ.

Использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все - от личностного отношения педагога к ребенку до содержания программ - направлено на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Таким образом, народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как имен-

но через нее ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения. При рассмотрении проблемного поля, можно отметить, что народная игрушка является составной частью проблем этнопедагоги-ческого взаимодействия учителя и ученика, поэтому проблемы этнокультурного образования связаны именно с содержательным компонентом [6].

Процесс подмены ценностей детского сознания не должен пройти для воспитания незамеченным. Как раньше, так и сейчас определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствует его нормальному физическому развитию.

Педагогические исследования, основанные на изучении процесса игровой деятельности, показали, что нет одинакового подхода к созданию и отбору игрушек, поэтому педагог должен особым образом учитывать возрастные закономерности развития.

2. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути исторического развития. М.; Л.; АНСССР, 1936. 109 с.

3. Жданова Н. С. Многофункциональность игрушки - как фактор активного использования ее в учебном процессе // С. 5 - 8.

4. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981. 192 с., ил.

5. Блинова Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. М.: Детская литература, 1977. 189 с.

6. Малиновская С. М. Развитие идей этнопедагогики в историческом контексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 99-102.

Шулика М. В., ассистент, аспирант.

Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Ул. Королёва, 7, Белгород, Россия, 308034.

Материал поступил в редакцию 27.11.2013.

THE VALUE OF POPULAR FOLK TOYS IN THE LIVES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article discusses the importance and functions of folk toys in education. It analyses the scientific literature. It presents data from survey conducted in the study of the relationship of junior pupils and their parents to the use of traditional toys in education, and provides some guidance on the use of traditional toys in the educational process.

Недавно задумалась: как появились развивающие игрушки и кто первый начал их шить. А потом мне пришла мысль " Как вообще появились игрушки и что известно о их происхождении"?

Приглашаю почитать мою статью, надеюсь, будет интересно :)

Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи в отдаленных, оторванных от торговых центров селах или деревнях.

Издавна содержание игрушек в основном определялось тремя группами образов:

1. Зверей и птиц.

2. Сказок, былин и других произведений народной фантазии.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 1

Кустарь-крестьянин, первый народный художник-игрушечник, в своей работе использовал природные материалы, которые он мог найти в лесу, на реке, — дерево и глину.

Но игрушки делали ещё и из других материалов: травы (соломы).

История возникновения игрушек на Руси, фото № 2

Золы (зольная кукла). Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка.Такая кукла называлась Баба — женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 3

Со временем изготовление игрушек совершенствовалось. Стали делать игрушки из таких материалов как: солома, лён, пряжа, дерева, глины, кости, камня, металла.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Многие известные компании, занимающиеся игрушкой, начала свою деятельность в 1890-х и 1900-х годах. Британцы начали делать игрушечных солдатиков, а затем игрушечные фермы, зоопарки, ковбоев и индейцев и железные дороги. Во время Второй мировой войны производство игрушек было в упадке. Возрождалась домашняя игрушка.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 4

История возникновения игрушек на Руси, фото № 5

История возникновения игрушек на Руси, фото № 6

История возникновения игрушек на Руси, фото № 7

На картинках русско-народные игрушки. Но когда они были изготовлены я точно не знаю, к сожалению, очень тяжело в интернете найти игрушки старинных времен без подписей на фото. И если честно я была немного разочорованна тем, что не много информации о игрушках.

Напишите свое мнение было ли вам интересно читать эту статью и узнали ли вы что-то новое из нее.

Читайте также: