Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек

Обновлено: 07.05.2024

В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек :

дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки);

сюжетные (образные) : куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

готовые наборы игрушек, объединё нные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

наборы, составленные воспитателем или детьми, - мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятия нужно использовать новые или чем-то обновлённые знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Виды занятий по игрушкам.

1. Описание игрушки - связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребёнка к ней, или описание действий и образа жизни изображённого в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды, «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принёс посылку» и др.). Дидактические игры на описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определённый словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются её живость, определённый ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребёнка. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. В начале дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств - цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно - почтальон принёс посылку. Затем об одной из игрушек даётся загадка : «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей чёлка» (конь); «Идёт мохнатый, идёт бородаты, ножницами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран). Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2. Сюжетные рассказы (повествования) :

а) рассказ по набору игрушек - связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребёнок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

б) рассказ по отдельной игрушке - это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания. В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение. В повествовании - выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточится при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа - разговор; какие игрушки у тебя есть дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто её купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду? На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки : две куклы - одна с бантом, другая без банта; две кошки разного цвета. Игрушки поочерёдно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель прячет игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдёт белую кошечку, Миша чёрную, а Соня куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что? В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашёл чёрную кошечку. У неё на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко м мяукает: мяу! мяу!». Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагается повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приёмы, направленные на оказание ребё нку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания). На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания. В гости к детям приходит котёнок. Его рассматривают («Какой котёнок? - Маленький, пушистый, шаловливый. - Как его можно назвать ласково? - Котёночек, котик. - Что любит котик? - Молоко. - Давайте вместе расскажем про него»). Даё тся логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котёнок). Он (маленький, пушистый). Котёнок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котёнка?». Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов. В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощённого в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; чёрный, мохнатый, мягкий медвежонок и др. ; провести лексическое упражнение. Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет - от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задаёт вопросы в определённом порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания. Наиболее распространённое средство построения связного текста (связь между предложениями) - повтор слов. Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» - «Это ёж». - «Кто колючий?» - «Ёж колючий». - «У кого на спине иголки?» - «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребёнок может оперировать в своём ответе. Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» - «Зайчик». «Какие уши у зайца?» - «У зайца длинные уши». - «Какой хвост у зайца?» - «У зайца короткий хвост». Затем можно использовать приём, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку. «Скажи, как Петрушка», «Скажи как я». Петрушка и ребёнок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой чёрный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой чёрный». Ребё нок: У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего мишки уши круглые и пушистые». Ребё нок: «У моего мишки тоже уши круглые, пушистые». Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3-4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приё мы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала даётся представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребёнку заполнить его содержанием. Пример схемы рассказа «В лес за ягодами» : «Дело было (летом). Собрались (подруги в лес за грибами). Взяли они (корзиночки) и (отправились в лес). Идут девочки и весело (разговаривают). На небе появились (тёмные тучки). Вдруг загремел (гром) и (пошёл дождик). Девочки (испугались) и (спрятались под дерево). Когда дождь закончился, они (пошли домой). Заполнение схемы помогает ребёнку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда. Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развить сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал - убежал, встретил, и, стали они, учит включать диалог действующих лиц (спросил - ответил, элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2-3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. На этом этапе основным приёмом обучения является образец, который даётся после рассматривания. Пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идёт на встречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» - «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» - «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой». Воспитатель может разыграть сценки с игрушками. Для рассказывания игрушки объединяются по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек. Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребёнок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец - отгадать, какая это игрушка, и продать её. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать её понятнее.

Интересные игры-занятия разработаны Э. П. Коротковой. На них обучение описания игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описания постепенно усложняются, используются приёмы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.

Детские иллюстрации к истории о мишке-игрушке

Детские иллюстрации к истории о мишке-игрушке Сейчас вы познакомитесь с некоторыми творческими работами разновозрастной группы моих воспитанников, выполненными во время первого месяца.

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках»

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках» Материал будет полезен воспитателям с целью организации ООД по развитию речи с детьми второй младшей группы. Цель: развитие устной речи.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: "Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок" Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект занятия «Рассказывание сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»» МБДОУ ДС № 35 «Ручеёк» г. Туапсе Воспитатель Ануфарьян К. С. Конспект НОД «Рассказывание сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Размышление об игрушке Немало усилий было приложено исследователями игрушки для того, чтобы дать ей определение. Но мы его до сих пор не имеем. Слишком большая.

Развитие речи. Рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки»

Развитие речи. Рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки» Цель: учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней можно играть, какая игрушка, из чего она сделана.

Конспект «Составление рассказа о любимой игрушке». Средняя группа Задачи: -связная речь:учить описывать и сравнивать кукол:правильно называть характерные признаки,строить законченные предложения; -словарь.

Творческое рассказывание по картине «Зимние забавы» в подготовительной группе

Творческое рассказывание по картине «Зимние забавы» в подготовительной группе Творческое рассказывание по картине «Зимние забавы» подготовительная группа Цель: создать условие для составления связного рассказа по.

Для обучения монологической речи используются сле­дующие виды игрушек:

— дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бо­чонки);

— сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

— готовые наборы игрушек, объединенные одним со­держанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

— наборы, составленные воспитателем или детьми, — мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

3.21 Какие виды занятий по игрушкам вы знаете?

1. Описание игрушки — связное последовательное описа­ние внешнего вида игрушки, иногда с добавлением лич­ного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

2. Сюжетные рассказы (повествования).

а)рассказ по набору игрушек — связный пос­ледовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего со­провождаемый игровыми действиями воспитателя с игруш­ками по типу игры-драматизации.

б)рассказ по отдельной игрушке — это связ­ный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя — данной игрушки. Это наи­более трудный вид рассказывания.

«Рассказывание по картине».

Какие серии картин специально разработаны для формирования умений

Описывать картины и составлять рассказы-повествования? Назовите их, дайте краткое содержание этим картинам.

Предметные картины — на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного вза­имодействия между ними (мебель, одежда, посуда, жи­вотные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» — автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи на­ходятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задача­ми обучения родному языку. Предметные картинки распо­лагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изоб­раженного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ре­бенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Серия или набор картин, связанных единым сю­жетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).

Используются и репродукции картин мастеров искус­ства:

пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилете­ли»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Бере­зовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосно­вый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поле­нов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «На­тюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Какие требования предъявляются при отборе картин?

- содержание картины должно быть интересным, понят­ным, воспитывающим положительное отношение к окру­жающему;

- картина должна быть высокохудожественной;

- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

- условное формалистичес­кое изображение не всегда воспринимается детьми;

- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвле­каются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

- Назовите структуру занятий в каждой возрастной группе.

- Перечислите методические особенности обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах.

3. Внимательно прочтите план-конспект занятия для средней группы. (дан после теоретического материала). Выделите структурные части. Соблюдены ли требования к структуре занятий по составлению рассказа по игрушке?

4. Напишите технологическую карту занятия «Пересказ литературного произведения» старшая группа. Техкарту пришлите на проверку.

1.Повторите тему « Обучение пересказыванию литературных произведений».

2.Продумайте цель, структурные части занятия, методы и приемы, которые можно использовать.

3.Вспомните алгоритм написания конспекта занятия:

1) Постановка цели занятия. Она должна содержать две части: образовательный продукт и условия, которые создаем для того, чтобы получить продукт образовательной деятельности. Цель должна быть реальна, достижима и измеряема.

2).Постановка дидактических задач занятия трех видов:

a. Обучающая задача (Знания, умения, навыки). /закрепление, обобщение полученных знаний введение/закрепление слов/

b. Развивающая задача (развитие психических процессов (каких)?)

c. Воспитательная задача (ставится, исходя из способов организации или содержания дидактического материала занятия).

Задачи – это способ достижения цели. Они должны быть связаны с целью и темой занятия.

3). набор наглядных и дидактических средств, проведения занятия

( оборудования, методы, приемы)

4). Составление хода занятия, который включает 3 части (вводную, основную и заключительную).

Рассказывание по игрушкам

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы. Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, научить связывать предложения и части высказывания.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

1). дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

2). сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

3).готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; · 4).наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

(ВАЖНО!)Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Виды рассказов и занятий по игрушкам.

1). Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. ЗАДАЧА: определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение.

Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).

А. занятия, на которых дети приобретают умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления.

Б.Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети уже учились описывать игрушку. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение.

В. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран). Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2). Сюжетные рассказы (повествования). ЗАДАЧА: выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

А. рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

Б. рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Рассказ по игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях или приключениях героя, который строится на основе творческого воображения и собственного опыта.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек :

• дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

• сюжетные (образные) : куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

• наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака [15].

Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения.

Сюжетные (образные) игрушки – это модели неодушевленных или одушевленных объектов, предназначенных для сюжетных и ролевых игр, способствующих развитию мышления, памяти, речи, эмоций и помогающие познавать окружающий мир.

Наборы игрушек – совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку. Наборы игрушек помогают детям развить способности и получить навыки, необходимые для взрослой жизни.

В основу всех видов занятий по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит [13].

2.2. Роль рассказывания по игрушкам в развитии связной монологической речи детей 3 - 4 лет

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.

Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Сюжетные рассказы (повествования) : рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации; рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками.

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность. В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию. Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок.

Обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей [15].

Процесс формирования речи у ребенка – это сложный и трудный процесс.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Педагоги начинают процесс формирования связной речи у ребенка с развития монологической речи.

Монологическая речь — это развернутый вид речи, форма ее произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь является одним из первых этапов формирования связной речи ребенка. Овладев этим видом речи, ребенок может развивать свою речь дальше, расширяя свой словарный запас и навыки овладения более сложными построениями и конструкциями своей речи, обогащать свой активный словарный запас и использовать свой пассивный.

Речь в младенческом возрасте выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира.

При развитии связной речи ситуативная речь ребенка переходит к речи контекстной. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, возникает речь контекстная.

С возрастом совершенствуется и монологическая, и диалогическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний, используют свои знания и опыт в формировании речевых оборотов, акцентируют внимание на деталях, эмоционально окрашивают свою речь, учатся логическим построениям.

В дошкольном возрасте развитию монологической речи очень способствует работа с игрушками, картинками, окружающим миром, фольклорными элементами. Наиболее эффективным методом обучения является рассказывание по игрушкам. Существуют различные виды и приемы обучения ребенка навыкам сравнения, выделения главного признака, обобщения, логического мышления. При описании игрушек ребенок начинает эмоционально окрашивать свою речь, подбирать более точные определения и характеристики, учится составлению рассказа, связной истории, чаще использует свой пассивный запас, обогащает свою речь новыми словами и словосочетаниями. В процессе обучения происходит отбор содержания, высказывания, освоение способов соединения слов, предложений, что способствует формированию коммуникативно-речевых умений. На разных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности и любознательности меняется методика обучения рассказыванию. Таких методик существует немалое количество.

Таким образом, главным в процессе обучения должна сохраняться заинтересованность ребенка к познанию, к умению грамотно и связно высказать свою мысль, к коммуникативным навыкам, к освоению родного языка

1. Батура И. Н., Здорикова Н. Г. Теория и методика развития речи детей дошкольного воз- ТЗЗ раста [Текст] : курс лекций/ авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 88 с.

2. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений/ О. А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие/ А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.

4. Веракса, Н. Е. «От рождения до школы» [Текст] : учеб. пособие/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеево - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

5. Дедюкина М. И., Платонова А. В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / авт. -сост. М. И. Дедюкина, А. В. Платонова. – Электрон. текст. дан. (1,7 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).

6. Максимов В. И. [и др. ] Русский язык и культура речи [Текст] : Учебник / Под. ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2001. – 413 с.

7. Мигунова Е. В. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учеб. – метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого/ Е. В. Мигунова. – Великий Новгород: 2007. – 151 с.

8. Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей [Текст] : Методическое пособие/ Л. Г. Парамонова. – М. : Национальный книжный центр, 2018. – 192 с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

10. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования/ Н. А. Стародубова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

11. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.

12. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада/ Е. И. Тихеева. Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.

13. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О. С. Ушакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

14. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

· дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

· сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек , объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

· наборы, составленные воспитателем или детьми , – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Виды занятий по игрушкам.

  1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Например, вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).

Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2. Сюжетные рассказы (повествования).

· рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

· рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»

Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания

В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.

На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение.

Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было. (летом). Собрались. (подруги в лес за ягодами). Взяли они. (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело. (разговаривают). На небе появились. (темные тучки). Вдруг загремел. (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они. (пошли домой)».

Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» – «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» – «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой».

Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.

Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» (медвежонок, зайчик, телефон, неваляшка, самосвал) один ребенок описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она. В конце можно дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

Ценность таких занятий состоит в подведении детей к составлению загадок. При составлении загадок образец почти не применяется, дети справляются с заданием самостоятельно. Полезно использовать схемы описания (о них упоминалось при характеристике приемов обучения рассказыванию).

Приведем пример рассказывания по сюжетной игровой обстановке «В гостях у Кати». Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сценок: «Катя школьница. Она научилась хорошо читать. К ней в гости приходят ее младшие подружки. Вот однажды стук в дверь. Кто это? Это пришли Таня и Оля. Таня в синем платье с белым воротничком и манжетами. На ногах белые босоножки. Оля пришла в белых брючках и красной блузке. На ногах белые носочки и черные туфли. Обе подружки нарядные, веселые. Поздоровались и сели за стол. Катя стала им читать сказку про волка и семерых козлят. А потом они рассматривали картинки. Так и время прошло. Пора домой идти. Молодец Катя! Любят ее маленькие детишки». Далее дети сами проводят драматизации.

Наиболее сложно придумать рассказ по одной игрушке . Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. Трудность заключается в том, что определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов.

Наиболее простой прием – образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ.

Интересные занятия с игрушками описаны в ряде методических пособий. Особо можно выделить игры-занятия, разработанные Э. П. Коротковой (СНОСКА: Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982). На них обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.

Читайте также: