Добровская игрушка липецкая область

Обновлено: 17.04.2024

Добровская глиняная игрушка. Да была ли такая? Многие ли знают о ней? А ещё в пятидесятые годы на улицах райцентра можно было видеть старьёвщика, собирающего ненужные вещи и щедро одаривающего за это ребятишек глиняными игрушками.

Делали их местные гончары — братья Иван Константинович и Василий Константинович Пустоваловы. И они были не одиноки. Ещё до войны в Добром располагалась артель мастеров, на гончарном кругу изготавливающих посуду, пользующуюся большим спросом.

А вообще-то промысел этот существовал и в девятнадцатом веке, и ещё раньше. На годовых ярмарках охотно раскупались не только махотки, но и глиняные свистульки, простенькие, украшенные только несколькими красными и синими полосками. На них можно было сыграть разные мелодии.

Времена и забавы изменились, игрушки превратились в сувениры, которыми на досуге занимались последние хранители секретов уходящего поколения — Пустоваловы. Их изделия пополняли многие частные коллекции, в том числе и за рубежом. Пока они были живы, их опыт приезжали перенимать студенты и преподаватели Липецкого педагогического института, которые в наши дни пытаются возродить исконно русскую традицию игрушки, докопаться до корней, уходящих в глубокую древность, и очистить эту игрушку от более поздних, безликих и модернизированных наслоений.

Ведь в каждом элементе птиц, красавиц, всадников изначально был заложен непонятный современному человеку глубокий смысл. Ещё в языческое время — а первые находки относятся к каменному веку — народ использовал символы, заменяющие людей, для защиты от порчи и сглаза в так называемых оберегах. Магические фигурки сопровождали малыша от самого рождения, отвлекая на себя нечистую силу, развивая и воспитывая в соответствии с укладом жизни предков.

Прошлое и настоящее в Добром рядом. Очень часто, строя дом или проводя водопровод, люди то тут, то там встречают остатки старинных фундаментов, каменной кладки, монеты царского времени, осколки глиняной посуды. Случаются и находки фрагментов игрушек.

Недалеко от места, где когда-то стоял дом Пустоваловых, в течение ряда лет на огородах среди обычной картошки из земли выкапывали такие вот детали — туловище птички-свистульки, головка от другого, явно более позднего „жаворонка", кукольная голова с отбитым кокошником. Интересно, что дочь И.К. Пустовалова — Лидия Ивановна Сарафанова — не признавала в них игрушки своего отца или какие-то похожие по традиции исполнения.

Преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства художественнографического факультета ЛГПУ и ученица Пустовалова Светлана Юрьевна Пастухова считает, что эти уникальные по своей ценности находки могли бы пролить свет на загадочную историю добровской игрушки, восполнить существующие пробелы в её жизнеописании от языческого атрибута и до одного из символов современного российского села.

Очень может быть, что эти фрагменты относятся к более раннему периоду — например, к концу XIX века.

Прошлый садово-огородный сезон принёс новые находки. Коллекция учителя истории и обществознания Добровской первой школы Таттьяны Черномордовой пополнилась сразу двумя фрагментами головок игрушечных лошадок. Символично, что вслед за первой вереницей стали попадаться другие части игрушек. Нога, правда, у них на всех одна, но за отсутствием левшей это, скорее, преимущество. А если серьёзно, то самой ценной в этой серии представляется голова наездника — ещё одно указание на присутствие антропоморфного направления (то есть изображающего людей) в добровской игрушке. Хотя ещё неизвестно, конный ли это или пеший. На такие соображения влияет стереотип (или архетип?) актуального сегодня понятия „гендерная роль" мужчины: всадник, воин-защитник или пахарь.

Или вот головка уточки с характерной „шляпкой". Обращает на себя внимание уровень лепки: отдельные контуры выполнены прямо-таки с анатомической точностью. Народный мастер Виктор Васильевич Маркин датировал её началом XX века и однозначно назвал романовской. По его словам, „добровская игрушка" (в отличие от добровской гончарной керамики) была далеко не самостоятельным художественным направлением, а сочетала романовские мотивы с абашевской техникой изготовления.

Заинтересовалась „уточкой" и заведующая кафедрой истории и теории культуры ЛГПУ Наталья Прямкова. Наталья Андреевна давно изучает традиционное искусство Липецкой области и тоже отметила высокую технику исполнения игрушки. При этом она не столь категорична с выводами и подчёркивает необходимость всестороннего исследования загадок истории специалистами.

Сколько людей — столько и мнений. Жаль только, что пока тема эта не вызывает отклика у людей, которые могли бы оказать реальную помощь и поддержку в возрождении этого народного промысла. Дело не в том, какую технику использовали предшественники Пустоваловых, а в том, что гончарный промысел в нашем крае существовал испокон века, был востребован, широко известен за пределами области. У нас сохранилось не так много своего традиционного, народного, действительно уникального, чем можно гордиться. И пока есть возможность, надо это сокровище возрождать. Оно ещё нам понадобится в прямом смысле слова.

По утверждению историков, гончарный промысел в с. Доброе (бывшем городе) существовал уже в XVII – XVIII вв. В начале XX в. в Добром несколько семей занимались гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Пустоваловы, Тюрины, Линевы. Гончары работали на дому, некоторые затем вошли в организованную в 1938 году артель «Ударник». Традиционно в Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого традиционно передавались по мужской линии. Промысел кормил гончаров и их семьи. Глину добровские гончары добывали в Екатериновском овраге, привозя ее в свои мастерские на телегах, запряженных лошадью, а то и коровою. Глина эта имела серый цвет, после обжига черепок приобретал бело-розовый оттенок.

Качества местной глины, помноженные на высокое мастерство гончаров, позволяли тянуть посуду с тонким, прочным черепком, плавным « певучим » силуэтом. Посуда добровских гончаров славилась своей легкостью, красотой и гармоничностью форм, долговечностью и удобством использования. Прочная посуда была с тонким, звонким черепком от кремового до персикового цвета. « Возами возили » гончары свои крынки в соседнее с. Замартынье на молочную ферму. Изделия добровских гончаров пользовались большим спросом в близлежащих селах и городах.
Кроме посуды, мастера так же изготовляли игрушку. Своим существованием добровская народная игрушка в большой степени обязана народному мастеру Ивану Константиновичу Пустовалову (1926-2001). Сам мастер, как и его брат, Василий Константинович Пустовалов (1933-2013), – потомственные гончары. Поскольку братья Пустоваловы работали на производстве, в керамическом цехе с. Доброе, цвет и особенности декора игрушек определялись диапазоном производственных керамических красителей – коричневый, желтый, зеленый, синий ангоб с последующим закреплением слоем прозрачной глазури, желто-зеленая и коричневая глазурь.
Добровскую игрушку условно можно разделить на две группы. Одна, наиболее многочисленная, связана с влиянием романовской глиняной игрушки (6, с.127.) – это пустотелые и цельные фигурки-свистульки птиц и животных, вытянутые по горизонтали и окрашенные подобно романовским – одним цветом голова и три разноцветных полосы поперек спины. В эту же группу можно отнести всадника.
К другой группе относятся игрушки гончарного типа. Появление подобных игрушек естественно в промысле, где преобладает гончарное дело. Идентичность формы в изображении женской и мужской фигур свидетельствуют, по утверждению Н.А. Прямковой (5), о достаточно архаичных истоках этого сюжета. Кроме игрушек, добровские гончары лепили также игрушку (как и «игрушечную» посуду выделывали) для своих малых деток и внуков.
Основные образы игрушек из глины.
Форма добровской глиняной игрушки, особенности пластической трактовки образов напрямую связаны с особенностями глины как исходного материала, традиционных способов его обработки, приемов лепки, выверенных поколениями гончаров. «Форма вытягивается, наращивается, вдавливается и набухает, образуя выпуклости, приобретает четкий, выразительный силуэт. В произведениях У. Бабкиной, Т. Зоткина, А. Карповой, И. Пустовалова и других наблюдения за действительностью преломляются через фольклорные представления. Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей несет тепло прикосновений рук талантливых мастеров, форма организует пространство, образ монументализируется» (3, с. 26). Игрушки различны не только по «краске», но и по форме, особенно юбки-стакана (рюмки): юбки нерасписных барышень пропорционально более вытянуты, имеют иной характер силуэта в области «талии-бедер».
Мастера лепили фигурки-свистульки птиц и животных, оленей, кавалера-орденоносца, всадников, подбоченившихся барынь. И.К. Пустовалов выделывал также копилки. Баба-копилка выполняется на гончарном круге на основе формы кувшина для вина (масла). Копилки были, соответственно, несколько большего размера, чем игрушки. Сзади-сбоку они имели щель для монеток. «Юбки» копилок Иван Константинович впоследствии украшал налепами в форме кружочков (цветов) и жгутиков (листьев, веток). Добровская баба-копилка представляется вполне органичной – женский образ в народном искусстве неразрывно связан с плодородием, благосостоянием, достатком. Иван Константинович изготавливал также копилку-мужика, возможно, в пару бабе, чтобы не скучно ей было. И опять же, с гармоникой.
Уникальным и самобытным образцом народной пластики является добровская «барыня», которая лепится на основе выполненной на гончарном круге рюмки (чашки, стакана). В основе юбки барыни – перевернутая рюмка, из ножки которой вытягиваются руки фигурки. Голова и детали налепливаются дополнительно. Барыня изображается с ребенком, с двумя детьми, с птицей, а также с собачкой под мышкой, с сумочкой, платочком, либо вообще без этих элементов. Форма рюмки в добровском промысле очень естественно и логично легла в основу антропоморфной фигурки, которая, по словам Пустовалова, могла быть рюмкой-перевертышем.
«Наряд» добровской барыни отражает особенности женского традиционного костюма селений Добровского района (Добринского уезда). Форма юбки добровской барыни, имеющая гончарную основу, претерпела с течением времени некоторые изменения. Характер декорировки также менялся.
В основе мужской фигуры в добровской игрушке – также перевернутая рюмка (чашка, стакан). Идентичность формы в изображении женской и мужской фигур свидетельствуют, по утверждению Н.А. Прямковой, о достаточно архаичных истоках этого сюжета (6, с.127.).

Литература:
1. Истоки: Добровская керамика: Информационно-методический сборник №5: Издание Липецкого областного дома народного творчества. – Липецк, 1997.
2. Колобкова И.А. Экспедиции ГРМ в центры традиционной глиняной игрушки // Народное искусство: Исследование и материалы. – СПб, PALACE EDITION, 1998. – С. 137-143.
3. Некрасова, М.А. Современное народное искусство: По материалам выставок 1977-1978 годов / М.А. Некрасова. – Л: Художник РСФСР, 1980.
С. 26
4. Пастухова С.Ю. Глиняная игрушка села Доброе Липецкой области / С.Ю. Пастухова // Образование. Наука. Культура Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б.В. Илькевича, Ответственный редактор: Н.В. Соловьева. – Гжель: ФГБОУ «Гжельский государственный художественно-промышленный институт» (Электроизолятор), 2015. – С.155-160.
5. Пастухова С.Ю. Традиционная керамика села Доброе Липецкой области / С.Ю. Пастухова // Сборник по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы сохранения и развития гончарства в России». – Вологда, 2007. – С.20-25.
6. Прямкова, Н.А. Пустовалов И.К. / Н.А. Прямкова // Липецкая энциклопедия. Т.3. – Липецк, 2001. – С.127.


Мастер добровского гончарного промысла И.К.Пустовалов (1926-2001 г.г.). Из фонда С.Ю. Пастуховой.


Гончарная посуда И.К. Пустовалова (1926-2001 г.г.). Из фонда С.Ю. Пастуховой.


Добровские барышни. Из фонда С.Ю. Пастуховой (1972 г.).


Полочка с керамикой в доме И.К.Пустовалова (1926-2001 г.г.). Из фондов С.Ю. Пастуховой (1972 г.р.).


Последовательность лепки "собачки". Из фонда С.Ю. Пастуховой (1972 г.р.).


Последовательность лепки "птички". Из фонда С.Ю. Пастуховой (1972 г.р.).


Мастер и исследователь добровского гончарного промысла С.Ю. Пастухова (1972 г.р.).


Добровские барышни. Мастер С.Ю. Пастухова (1972 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


"Олень" добровская глиняная игрушка. Мастер С.Ю. Пастухова (1972 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Мастер С.Ю. Пастухова (1972 г.р.). Творческая лаборатория "Технология изготовления традиционной добровской игрушки". Фотоархив ОЦКНТ, фото В.А. Живанович, 2017 г.


Мастер С.Ю. Пастухова (1972 г.р.) и И. Пастухов. Творческая лаборатория "Технология изготовления традиционной добровской игрушки". Фотоархив ОЦКНТ, фото В.А. Живанович, 2017 г..


Изготовление добровской "бабы". Творческая лаборатория "Технология изготовления традиционной добровской игрушки". Фотоархив ОЦКНТ, 2017 г.


Мастер И. Пастухов за работой. Творческая лаборатория "Технология изготовления традиционной добровской игрушки". Фотоархив ОЦКНТ, фото В.А. Живанович, 2017 г.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


Встреча участников кружка "Глиняная игрушка" ЦДТ "Октябрьский", руководитель Л.Ю.Тихонова (Люрис) с мастером И.К. Пустоваловым (1926-2001). Фото В. Кулик, 1993 г.


Встреча участников кружка "Глиняная игрушка" ЦДТ "Октябрьский", руководитель Л.Ю.Тихонова (Люрис) с мастером И.К. Пустоваловым (1926-2001). Фото В. Кулик, 1993 г.

Видеозаписи

27-28 октября 2012 г. в Липецке прошел I Межрегиональный фестиваль-конкурс традиционной народной игрушки. Среди большого разнообразия глиняных игрушек мне посчастливилось найти колокольчики, выполненные в традициях добровской глиняной игрушки.

Керамические колокольчики «Баба» и «Мужик с гармонью» сохраняют в себе форму, технику и основной сюжет добровской глиняной игрушки нач. XX века.

Колокольчик

Колокольчики в традициях добровской глиняной игрушки, автор С.Пастухова. Коллекция Ю.Чуриловой

Добровская глиняная игрушка

Автор этих работ – Светлана Юрьевна Пастухова, живет в г. Грязи, Липецкой области. Закончила художественно-графический факультет Липецкого Государственного Педагогического Университета. Сейчас, здесь же, работает и преподает студентам керамику, а также является руководителем кружка «Живая глина». Как рассказывает сама Светлана Юрьевна, познакомилась она с добровским гончарным промыслом, учась в университете. Ей посчастливилось учиться у мастеров из династии потомственных гончаров Пустоваловых – Ивана Константиновича и Василия Константиновича. Добровская игрушка, буквально, потрясла будущего мастера с первого взгляда, заворожила своей красотой. Светлана Юрьевна сравнивает это чувство с волшебством: «…это настоящее волшебство, когда из кусочка грязи рождается нечто сказочное, его потом можно обжечь, и оно еще свистит. Оно превращается в нечто волшебное, с чем можно жить дальше, что никогда уже не сгорит, не растворится в воде, можно носить с собой, передавать будущим поколениям».

Добровская глиняная игрушка

Автор И.О. Пастухов

Гончарный промысел в с. Доброе Липецкой области зародился в XVII-XVIII вв. и по сравнению с другими гончарными центрами данной области просуществовал дольше всех.

Глиняная добровская игрушка разнообразна: некоторые экземпляры напоминают романовскую глиняную игрушку – для них характерны те же образы животных, та же роспись и выполнены они в виде свистульки. Другой вариант добровской игрушки достаточно тесно переплетается с гончарным делом – нижняя часть женских и мужских фигур повторяют форму глиняной чашки. Что касается цветов, то в основном использовали коричневый, желтый или зеленый ангоб (жидкая глина с пигментом, нанесенная на изделие до обжига), а закрепляли прозрачной или коричневой глазурью. Секреты и мастерство добровских керамистов передавались, в основном, по мужской линии, именно промысел помогал кормить семью. Производство игрушек занимало второстепенную роль, выполнялись они прежде, прежде всего, для детей, родственников, в подарок, но не на продажу. Много игрушек разбивалось, т.к. дети играли с ними, т.е. сначала игрушка именно выполняла практическую функцию, намного позже она стала появляться в коллекциях России и за рубежом.

Добровская глиняная игрушка

Добровская игрушка С.Ю. Пастуховой

В сер. 60-х годов XX века В.К. Пустовалов немного видоизменяет привычный образ игрушки: роспись становится ярче, более красочной, форма юбок выполняется на основе гончарных рюмок, принимает вид перевернутого бокала, чашки или стакана, наблюдается обилие декоративных элементов. Костюм барышни отражает традиционный костюм Добровского района.

Добровская глиняная игрушка

И.К. Пустовалов. Игрушки «Баба», 1987. ГМЗ «Царицыно». Фото О. Поповой, 2015 г.

Добровская глиняная игрушка

Добровская игрушка на выставке «Свистульки мира. История и современность», Фонд НХП, 2009 г. Фото О. Поповой

Добровская глиняная игрушка

С.Ю. Пастухова, копозиция по мотивам сказки А.Н. Корольковой «Почему петух нарядный?». Диплом II степени в номинации «Традиционная глиняная игрушка» VIII Всероссийского фестиваля-конкурса народной игрушки «Игрушка-говорушка», 2017 г. Фото О. Поповой

По мнению С.Ю. Пастуховой, очень сложно заниматься традиционной игрушкой, ведь каждый мастер мечтает о создании своих, авторских изделиях. Работать в промысле тяжело, т.к. нет уже потомственных мастеров, некому подсказать, помочь. А о традициях нельзя забывать, и нельзя от них отступать. Необходимо найти верных учеников, последователей, т.к. создание традиционных игрушек – это продолжение дела, это слияние душ. Светлане Юрьевне в этом вопросе повезло, она воспитала не одно поколение студентов, а самое главное - её дети тоже увлекаются глиной, делают добровские игрушки, а старший сын принимает участие в выставках и фестивалях.

Добровская глиняная игрушка на выставке на выставке «Гончарных дел мастер. Русское гончарное искусство и народная игрушка второй половины XX – начала XXI веков в рамках Всероссийского фестиваля „Гончары России“»

Добровская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Добровская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Добровская глиняная игрушка

Добровская глиняная игрушка. Мужик с балалайкой

Игрушка-скульптура «Мужик с балалайкой», 2003 г. С.Ю. Пастухова

Добровская глиняная игрушка. Мужик

Игрушка-скульптура «Мужик», 2003 г. С.Ю. Пастухова

Добровская глиняная игрушка. Баба с детьми

Игрушка-скульптура «Баба с детьми», 2003 г. С.Ю. Пастухова

Добровская глиняная игрушка. Мужик с балалайкой

Игрушка-скульптура «Мужик с балалайкой», 2003 г. С.Ю. Пастухова

Добровская глиняная игрушка. Баба с птицей

Игрушка-скульптура «Баба с птицей», 2019 г. И.О. Пастухов

Добровская глиняная игрушка. Барыня-копилка

Игрушка-скульптура «Барыня-копилка», 1980-е гг.И.К. Пустовалов

Добровская глиняная игрушка. Птичка

Игрушка-свистулька «Птичка», 1975 г. И.К. Пустовалов

Добровская глиняная игрушка на выставке Гончарных дел мастер

Добровская глиняная игрушка на выставке «Гончарных дел мастер»

Добровская глиняная игрушка. Барыня с ребенком

Игрушка-скульптура «Барыня с ребенком», 1990 г. В.К. Пустовалов

Добровская глиняная игрушка. Гармонист

Игрушка-скульптура «Гармонист», 1991 г. И.С. Князева

Фото В. Леонова, О. Поповой
Всероссийский музей декоративного искусства
Москва, 24.12.2021

Мастер-класс и готовые изделия

В 2017-м основные фестивальные события разворачивались не на площади, а вдоль улицы Карла Маркса. Здесь стояли палатки мастеров и сцена, около которой проходил мастер-класс по лепке «птицы счастья».

Мастер-класс и готовые изделия


Мастер-класс

Мастер-класс и готовые изделия


Готовые изделия

В палатках мастера не только продавали свои изделия, но и проводили мастер-классы для детей.

Сказки Деда Филимона

Мастер-класс

Колокольчики, встретившиеся на фестивале

Теперь перехожу к обзору колокольчиков, встретившихся на фестивале.

Колокольчики в стиле богородицкой игрушки


Колокольчики в стиле богородицкой игрушки (автор Виктор Потапов, г. Богородицк, Тульская область)

Яснополянская керамика


Яснополянская керамика (Тульская область)

Яснополянская керамика


Яснополянская керамика (Тульская область)

Работы тульских керамистов


Работы тульских керамистов

Колокольчики и керамика из г. Богородска


Колокольчики и керамика из г. Богородска (Нижегородская область)

Колокольчики и керамика из г. Богородска


Колокольчики и керамика из г. Богородска (Нижегородская область)

Колокольчики


Работы смоленских мастеров

Колокольчики


Работы смоленских мастеров

Колокольчики


Работы смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)

Колокольчики


Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)

Колокольчики


Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)

Колокольчики


Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)

Колокольчики


Колокольчики смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики смоленских мастеров



Колокольчики смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики смоленских мастеров

Колокольчики


Колокольчики Елены и Андрея Сыромятниковых (Орловская область)

Колокольчики


Колокольчик Елены и Андрея Сыромятниковых (Орловская область)

Колокольчики


Автора не помню

Колокольчики


Колокольчики Екатерины Семеновой из керамической мастерской «Майолика» (г. Орел)

Колокольчики


Керамика и колокольчики Ольги Шониной (г. Балашиха, Московская область)

Колокольчики


Котоколокольчики Николая Ярошко (г. Луганск)

Колокольчики


Колокольчики Лидии Пейч (г. Химки, Московская область)

Колокольчики


Колокольчики Ольги Аристовой (г. Калуга)

Колокольчики


Колокольчики московских керамистов в итальянском стиле

Колокольчики


Колокольчики Гончарной мастерской (г. Скопин, Рязанская обалсть)

Колокольчики


Работа Наталии Петровой (г. Москва) в стиле курской игрушки

Колокольчики


Колокольчики в традициях филимоновской игрушки в сувенирной лавке музея

Экспозиция в Музее филимоновской игрушки

Одна из «специализаций» фестиваля «Сказки Деда Филимона» — глиняная игрушка. Хочу показать игрушки, представленные в Одоеве. Начнем с экспозиции в Музее филимоновской игрушки.

Рязанский оберег


Детско-юношеский Центр народных промыслов «Рязанский оберег»

Мордовская игрушка


Мордовская игрушка

Жбанниковская игрушка


Жбанниковская игрушка (Нижегородская область)

Дивеевская игрушка


Дивеевская игрушка (Нижегородская область)

Дивеевская игрушка


Дивеевская игрушка (Нижегородская область)

Салецкая игрушка


Салецкая игрушка (Великий Новгород)

Авторская игрушка из Удмуртии


Авторская игрушка из Удмуртии

Орловская обрядовая игрушка


Орловская обрядовая игрушка

Игрушка


Игрушка Валерия Марчука (Белоруссия, г. Брест)

Игрушка


Игрушка Валерия Марчука (Белоруссия, г. Брест)

Федоровская игрушка


Федоровская игрушка (Тамбовская область)

Авторская игрушка


Авторская игрушка Светланы Калинкиной (Нижегородская область)

Авторская игрушка


Авторская игрушка Светланы Калинкиной (Нижегородская область)

Оятская игрушка


Оятская игрушка Людмилы Ивановой (Ленинградская область)

Тульская городская игрушка


Тульская городская игрушка

В музее встретились и вот такие резиновые сапожки, расписанные в филимоновских традициях!

Резиновые сапожки

Резиновые сапожки

Резиновые сапожки

Игрушки и свистульки, встреченные на Ярмарке мастеров

Игрушка


Откуда эти красавцы, к сожалению, не знаю. Может кто подскажет.
UPD 26.04.19: работы Виктора и Ольги Макиевских Белгород

Баннер


Под таким баннером предлагали свои изделия мастера романовской игрушки (Липецкая область)

Романовская игрушка


Романовская игрушка (Липецкая область)

Романовская игрушка


Романовская игрушка (Липецкая область)

Романовская игрушка


Романовская игрушка (Липецкая область)

Добровская игрушка


Добровская игрушка (Липецкая область)

Мастера из Старого Оскола (Белгородская область) предлагали и традиционную игрушку, и маленьких куколок в национальной одежде:

Игрушка


Традиционная игрушка

Игрушка


Куклы в национальной одежде

В 2017-м я очень расстроилась, что нет таких куколок-колокольчиков. Но уже в следующем году такие колокольчики появились вначале на «Русском поле», а затем на зимней Ладье.

Колокольчики


Старооскольские куклы-колокольчики

Хлудневская игрушка


Хлудневская игрушка (Калужская область)

Жбанниковская игрушка


Жбанниковская игрушка (Нижегородская область)

Абашевская игрушка


Абашевская игрушка (Пензенская область)

Игрушка


Плешковская и чернышенская игрушки Николая Комова (Орловская область)

Игрушка


Игрушки Николая Комова

Плешковская и чернышенская игрушки


Плешковская и чернышенская игрушки Натальи Фроловой (Орловская область)

Распоповская игрушка


Распоповская игрушка (Орловская область)

Карачунская игрушка


Карачунская игрушка Галины Котельниковой и Людмилы Дедовой (Воронежская область)

Карачунская игрушка


Карачунская игрушка Галины Котельниковой и Людмилы Дедовой (Воронежская область)

Филимоновская игрушка


Филимоновская игрушка (Тульская область)

Тульская городская игрушка


Тульская городская игрушка

Авторская игрушка


Авторская игрушка Виктора Потапова (г. Богородицк, Тульская область)

Псковский гончар


Продукция «Псковского гончара»

Псковский гончар


Продукция «Псковского гончара»

Что еще было на фестивале «Сказки Деда Филимона»? На сцене выступали народные коллективы.

Самодеятельные артисты


Самодеятельные артисты

Зрители


Зрители

А потом состоялось торжественное гашение почтовой открытки, посвященной филимоновской игрушке и Дню семьи, любви и верности. В церемонии гашения приняли участие директор музея «Филимоновская игрушка» Сергей Кузнецов, заместитель министра культуры Тульской области Ирина Иванова, депутат Государственной Думы РФ Наталия Пилюс, директор филиала Почты России в Тульской области Елена Щукина.

Гашение почтовой открытки

Гашение почтовой открытки

Гашение почтовой открытки

Таким был фестиваль «Сказки Деда Филимона» в 2017 году.

20 июля этого года мастера вновь соберутся в гостеприимном Одоеве на Четвёртый межрегиональный фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. Надеюсь, что будет много интересного. Ведь Музей филимоновской игрушки переехал в новое здание, и его экспозиция обновилась. Открылся новый музей «В детство», где представлены игрушки советского периода.

До встречи в Одоеве.

Еще больше фотографий с мероприятия можно посмотреть здесь.

Кстати, после посещения фестиваля мы отправились на экскурсию в Анастасов монастырь, расположенный рядом с Одоевым. Фотографии из обители можно посмотреть здесь.


Глиняные поделки села Романово ныне Липецкой области известны с XVI в. Принято считать, что гончарный промысел в Романове появился после того, как в эти края переселились крестьяне из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии и было это в XVI веке.

Эту глиняную игрушку в народе ласково прозвали по названию села — «романушка». О ней написано много статей и книг. С первого взгляда, она впечатляет своей выразительностью и разнообразием образов.

Романовская малая скульптура сохранила милую непосредственность и самобытность, праздничность и сказочность, не утратила поэтического строя.

Лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре — более 40 основных сюжетов насчитывалось уже по официальным упоминаниям в конце XIX века.

Барыня с ребенком. Романовская игрушка, Липецкая обл. 1919 г. ГМЗ Царицыно.

К перечисленному можно прибавить: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег.

Все они имели и обрядовый смысл: собака — охранитель; индюк — игрушка для ребенка и оберег, её привязывали к люльке; козел ржаной — хлебное изобилие.

Позже появились образы утки, селезня, быка, коровы.

К наиболее поздним (начало XX в.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

Игрушка романушка. Всадник на коне.

История романовской игрушки

Романовской эта игрушка называется по названию села Романово. Там и в ближайших сёлах Пады, Хрущевка, Троицкое активно развивался гончарный промысел, лепили посуду и игрушки. В этих местах на высоком берегу реки Воронеж отличные месторождения гончарных глин разных сортов.

Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с романушкой произошло именно так. Игрушки ценили как малую скульптуру, их охотно покупали в городе и в деревне. Скупщики покупали и вывозили романушку далеко за пределы области.

Скорее всего, они и стали заниматься гончарным ремеслом, да и игрушки, если присмотреться, чем-то напоминают скопинские скульптуры.

Научный и искусствоведческий интерес к игрушки-романушки возник благодаря известному просветителю, подвижнику и краеведу Михаилу Павловичу Трунову (1867–1942 )и «Петровскому обществу». Игрушки стали покупать для коллекции. В отчете общества за 1909 год говорится:

В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ.

Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя.

Именно тогда и начали собирать первые глиняные игрушки для Краеведческого музея и для других российских музеев.

Наибольшего расцвета романовский промысел достиг во второй половине XIX в., а вот к 1930-м годам промысел стал угасать. Новое развитие он получил в 1980-е, когда его стали изучать студенты Липецкого педагогического института.

В настоящее время современные мастера, опираясь на романовские традиции прошлых веков, возрождают древний игрушечный промысел Липецкого края.

Офицер. Традиционный сюжет. Полива.

Романовская игрушка очень разнообразна, мастера лепят более полусотни сюжетов — от глубоко традиционных животных, птичек-свистулек, всадников, до современных сиринов и медведей; от простых собачек, до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Как и встарь, игрушка покрывается поливой или окрашивается краской.

Село Романово

История села непосредственно связана с династией Романовых и начинается в XVI веке. Земли Романовых в Скопинском уезде были разорены и тогда крестьян переселили сюда.

Образовалось городище, затем город Романов. Поначалу земли относились к Тамбовской губернии, а потом перешли к Липецкой. До сих пор иногда, в описаниях фондов музеев, в описании можно встретить, что игрушка — Тамбовской губернии.

С XVIII века город снова стал селом. После революции 1917 года село Романово переименовано в Ленино, так оно зовётся и сейчас.

За всё время существования села там процветал гончарный и игрушечный промысел. Угасание произошло с приходом технического прогресса и в связи с политическими переменами в стране после революции.

Есть предположения, что отказ кустарей от гончарного производства в этих краях связан с высоким налогом на гончарство.

Музыкальная игрушка

Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий.

Поют в романушке и барыньки, и медведи, и диковинные петухи с огромными гребешками. Мастера утверждают, что именно местная глина даёт необыкновенные акустические возможности.

Курортный сувенир

Игрушка поначалу была довольно простой, лепили в основном образы домашних животных. На развитие сюжетности во многом повлияло открытие Липецкого курорта в XIX веке.

Игрушки стали яркими и более выразительными. Появились многофигурные композиции: сани с возницей, гуляющие пары в нарядных одеждах, тройки, шикарные диковинные птицы-индюки с пышными хвостами.

Каждый, кто приезжал на Липецкие воды, считал необходимым увезти красивый сувенир.

На сюжетность игрушки также ещё повлияла и мода на фарфоровые статуэтки. Появилось выражение «комодная игрушка». Барыни, офицеры, нянюшки и наездники — эти образы появились сразу в разных ремёслах — сергиевской игрушке, тульской городской и других, не обошли они и романушку.

Читайте также: