Доклад дымковская игрушка 5 класс изо

Обновлено: 28.03.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ « Дросковская средняя общеобразовательная школа»

Проект по изобразительному искусству

на тему : «Дымковская игрушка»

Выполнила: учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «Дросковская СОШ «

с. Дросково- 2020 г.

1.1 Выбор и обоснование проекта………………………………………………..3

1.3 Цели и задачи проекта………………………………………………………..4
II . Основная часть.
2.1 История возникновения дымковской игрушки……………………………4

2.2. Технология изготовления дымковской игрушки………………………….6
III . Заключительная часть . 11

3.1 Экономическое обоснование………………………………………………12

3.2 Экологическое обоснование………………………………………………13

I . Введение

1.1 Выбор и обоснование проекта

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

1.2 Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

1.3 Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитала много книг, ответила на различные вопросы о дымковской игрушке и узнала много полезного и интересного.

II . Основная часть

2.1. История возникновения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова). Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из глины, обжигается в печи и по белому фону ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото.
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России.

Она отличается предельно простой, пластической формой, яркой орнаментной росписью. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
К 1917 году в Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина. Мерзина Анна Афанасьевна (1853-1938), российская мастерица дымковской игрушки, родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа.
Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки
2.4. Технология изготовления дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МКОУ БРЕДИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬУрок изобраз.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания архитектуры для детей в возрасте от 7-10 лет: поурочное планирование на базе истории архитектуры


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись

  • Сейчас обучается 394 человека из 68 регионов


«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МКОУ БРЕДИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬУрок изобраз.

МКОУ БРЕДИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬ
Урок изобразительного искусства
5 класс
Учитель: Садыкова Зульфия Рашитовна
Апрель 2014

«РАБОТА ХОРОША , ЕСЛИ В НЕЙ ПОЛЬЗА И ДУША»

«РАБОТА ХОРОША ,
ЕСЛИ В НЕЙ ПОЛЬЗА И ДУША»

ЦЕЛЬ: Образовательный аспект – научиться выполнять роспись в технике мазков.

ЦЕЛЬ:
Образовательный аспект – научиться выполнять роспись в технике
мазкового письма и печаткой – тычком;
Воспитательный аспект -- способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного художественной культуры;
Развивающий аспект - - закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке

ЗАДАЧИ:
дать обучающимся возможность выявить характерные особенности росписи дымковской игрушки;
сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность обучающимся почувствовать себя мастером по росписи дымковской игрушки.

Планируемые результатыПредметные : Базовый уровень - умение видеть форму, цве.

Планируемые результаты
Предметные :
Базовый уровень - умение видеть форму, цвет, декор игрушки и
передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах
Повышенный уровень - умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи
Метапредметные:
Познавательные - представление о народном промысле – глиняная Дымковская (Вятская) игрушка (Кировская область)
Коммуникативные - умение эстетически подходить к любому виду деятельности
Регулятивные - умение моделировать (макетировать) объёмные формы
Личностные: - проявление познавательной активности, осознание значения знаний для человека


ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬ



Дымковские игрушки


Слобода ДымковоПочему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские? Дав.

Слобода Дымково
Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Здесь издавна селились печники и гончары. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. Вот и прозвали то село Дымково, а игрушки дымковскими. Существует легенда о том кто научил жителей этому славному ремеслу…

Рядом с деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины.

Рядом с деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, индюков, барынь и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками. И узоры были разные: точки, кружочки, волнистые линии, завитки. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство. Постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. А волшебница была очень добрая, подарила им на память свои расписные игрушки и научила их своему мастерству
Вот с тех пор лепят весёлых, ярких, красочных игрушек и свистулек. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали на горе Раздерихе весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса, и ну свистеть (ведь первоначально дымковская игрушка была свистулькой), зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушка Выполнил : ученик 5А класса Трохалёв Никита

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания архитектуры для детей в возрасте от 7-10 лет: поурочное планирование на базе истории архитектуры


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись

  • Сейчас обучается 394 человека из 68 регионов


«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка Выполнил : ученик 5А класса Трохалёв Никита

Дымковская игрушка Выполнил : ученик 5А класса Трохалёв Никита

Цель работы: Изучить и исследовать историю и традицию возникновения дымковс.

Цель работы: Изучить и исследовать историю и традицию возникновения дымковской игрушки.

Задачи Для достижения цели, я должен решить следующие задачи: 1. Изучить лите.

Задачи Для достижения цели, я должен решить следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной теме; 2.Найти и изучить основные особенности и отличительные черты дымковской игрушки;

Гипотеза: Изготовление дымковской игрушки влияет на развитие творческих спосо.

Гипотеза: Изготовление дымковской игрушки влияет на развитие творческих способностей человека, развивает моторику, воображение и влияет на развитие эстетического вкуса человека.

Барыни. Кормилицы. Мужики. Скоморохи. Звери. Птицы. Кавалеры.

Барыни. Кормилицы. Мужики. Скоморохи. Звери. Птицы. Кавалеры.


Дымково находилось на низменном берегу реки Вятки, напротив города Хлынова, п.

Дымково находилось на низменном берегу реки Вятки, напротив города Хлынова, переименую затем Вятку. Отсюда и пошёл один из самых известных в стране старинных художественных промыслов.

Мерзина Анна Афанасьевна Мерзина Анна Афанасьевна (1853 – 1938) российская ма.

Мерзина Анна Афанасьевна Мерзина Анна Афанасьевна (1853 – 1938) российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа,которая существует только в еди.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа,которая существует только в едином экземпляре. Каждая мастерица вносит свой подчерк.

Эту игрушку называют ‘’дымковской’’ по месту происхождения. С берега реки Вят.

Эту игрушку называют ‘’дымковской’’ по месту происхождения. С берега реки Вятки, на которой стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали её – Дымково. Отсюда и название игрушки.

Языческое божество Оберег Игрушка Сувенир Элементы украшения Праздничные сви.

Языческое божество Оберег Игрушка Сувенир Элементы украшения Праздничные свистульки Подарок

Изготовление игрушки Глина + песок Лепка игрушки Сушка Прокаливание Беление м.

Изготовление игрушки Глина + песок Лепка игрушки Сушка Прокаливание Беление мелом с молоком Роспись

Игрушка рождается в три раза. В первый раз игрушка рождается, когда её лепят.

Игрушка рождается в три раза. В первый раз игрушка рождается, когда её лепят из глины. Потом её несколько дней сушат.

Во второй раз игрушку надо обжечь , чтобы она стала прочной. От сильного жара.

Во второй раз игрушку надо обжечь , чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает ,глина становится звонкой и крепкой.

В третий раз игрушку отбеливают. Игрушки погружают в раствор мелко молотого м.

В третий раз игрушку отбеливают. Игрушки погружают в раствор мелко молотого мела, разведённого на молоке, и ставили на сквозняк. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Головной убор и жакет одноцветные Цвет орнамента на юбке такой же как на жаке.

Головной убор и жакет одноцветные Цвет орнамента на юбке такой же как на жакете и головном уборе Лицо барыни; бровки – дугой, глазки – точки, рот – кружок, бантик и сердечко Румянец на щеках и цвет рта одинаковы

О цвете Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов; красного м.

О цвете Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов; красного малинового жёлтого оранжевого голубого зелёного синего и чёрного.

Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные; Белоснежны, как берёзки, круж.

Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные; Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Рисуем крупные элементы Полоски и точки на носят в последнюю очередь Начинаем.

Рисуем крупные элементы Полоски и точки на носят в последнюю очередь Начинаем рисовать со светлого фона Незабываем оставлять белое поле

 Музей дымковской игрушки

Музей дымковской игрушки

Отличительные черты Силуэт отличается плавностью Множество лепных деталей; во.

Отличительные черты Силуэт отличается плавностью Множество лепных деталей; воланы, жгуты, косички.

Свистулька Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал. И пошла б.

Свистулька Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал. И пошла базаром сказка – Родился в весёлый час Вятский праздник – ‘’ Свистопляска,’’ Город весь в пустился в пляс.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 223 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Ермолинская Е.А., Медкова Е.С. и др.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Оставьте свой комментарий

  • 31.08.2018 1187
  • PPTX 3.8 мбайт
  • 39 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Капотова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

64 минуты

«Как формировать здоровое поколение в современном мире»

63 минуты

«Как пережить подростковый возраст»

83 минуты

«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.


» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Сюжетная игрушка

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Читайте также: