Доклад о федосеевской игрушке

Обновлено: 18.05.2024

Разработчики: старший воспитатель Митрофанова О. Л.

Музыкальный руководитель Киселёва И. Б.

Педагоги:Севастьянова А. П.

г. Семёнов 2012 год

Проект «Федосеевская игрушка - улыбка детства»

1 этап. Целеполагание.

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство - это живой, чистый родник, который несёт в себе особое историческое, эстетическое, национально –психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности.

Особое место среди изделий народного искусства принадлежит

игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, является знакомство детей с произведениями народного декоративно – прикладного искусства. Особое значение в работе по приобщению детей к народному искусству принадлежит федосеевской деревянной игрушке.

Федосеевская деревянная игрушка.

Можно считать, что появление игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Деревянная игрушка была изготовлена в 18 веке. Об этом можно судить из сохранившихся записей дворцовых расходов: «для детей Петра 1 куплено в Москве на торгу разных игрушек…3 коровы. 2 коня, 2 оленя, 4 барана, 2 пары лебедей, 2 петуха, город с солдатами.». Город Семёнов стал центром выделки деревянных игрушек к концу 19 века. Искусство семёновской народной игрушки, возникшее на ремесленной основе выделялось исполнительным разнообразием форм, развивалось законами и традициями края, его обычаев нравов.

Эстетическую и педагогическую ценность федосеевской игрушки трудно передать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в неё так много что всё время возникает ощущение чего – то недосказанного. Отметим самое главное.

Федосеевская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из осины, сосны, липы. А весь инструмент – топор и нож.

Федосеевская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Когда ребёнок начнёт терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней.

Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней, и будет кормить курочек и петушка, катать на лошадке игрушки. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.

Возможность поэкспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребёнка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.

Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребёнка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде транспорта, домашних животных, он овладевает приёмами приведения игрушек в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса.

С возрастом интерес ребёнка к действиям с федосеевской игрушкой снижается, но её эстетическое воздействие сохраняется. Игрушка становится важной частью предметно – развивающей среды ребёнка - она украшает быт, идейно – эмоционально организует его: учит ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Цель проекта.

Приобщение детей к традициям родного края, расширению кругозора в ознакомлении с федосеевской игрушкой, интеграции разных образовательных областей: коммуникации,

познания, художественного творчества, музыки.

1. Обеспечить сотрудничество педагогов детского сада, сотрудников историко – краеведческого музея, мастеров по изготовлению и росписи федосеевских игрушек.

2. Повысить качество информационного просвещения родителей.

3. Вызвать эмоциональный отклик детей при встрече с федосеевскими игрушками.

4. Развивать технические навыки и умения декоративного рисования и аппликации воспитанников.

5. Закреплять знания детей об игрушке, используя дидактические игры.

6. Интеграция при ознакомлении с федосеевскими игрушками разных видов деятельности: познание,, художественное творчество, музыка, социализация, речевая.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

• Сформируется коллектив единомышленников среди педагогов и социума по знакомству детей с федосеевской игрушкой.

• Коллекция детского сада пополнится новыми игрушками : колыбель, лошадка с тележкой, новые виды самолётов.

• Интерес родителей к проблеме сохранения народных традиций и декоративного прикладного творчества.

• Расширятся знания детей о федосеевской игрушке.

Разработка проекта.

• Подбор литературы и рисование шаблонов с изображением игрушек.

• Довести до сведения родителей о важности этой темы.

• Составление плана работы с педагогами, детьми, социумом.

Выполнение проекта.

Исходя из задач, мы наметили следующие формы работы:

1. Экскурсия педагогов в музей «Золотая Хохлома»

2. Мастер – класс для педагогов по росписи федосеевских игрушек художницей Вагановой Е. А.

3. Проведение родительских собраний.

4. Экскурсия детей старшей группы в историко – краеведческий музей с мастер – классом по росписи федосеевских игрушек.

5. Приглашение мастера по изготовлению федосеевских игрушек Муравьёва Н. С. в детский сад.

6. Изготовление игр для воспитанников по данной теме.

7. Составление конспектов организованной образовательной деятельности в группах.

8. Подбор физкультминуток, потешек, стихотворений.

9. Организация выставки детских работ «Федосеевские балясы».

10. Изготовление альбомов в группах с разными видами игрушек.

11. Приобретение новых игрушек : самолёты, кровать, колыбель, лошадка с повозкой.

12. Проведение экспериментов с деревом.

Презентация проекта.

• Выставка рисунков детей «Федосеевские балясы».

• Проведение организованной образовательной

деятельности в группах.

1 младшая группа: комбинированная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Кораблик» педагог Севастьянова А. П.

1 младшая группа: комбинированная организованная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Сломались колёса у машин» педагог Рогова Т. П.

1 младшая группа: организованная образовательная деятельность по познанию «В гости к федосеевским игрушкам» педагог Логинова Л. С.

2 младшая группа: комбинированная организованная образовательная деятельность по коммуникации и художественному творчеству «Подарок для Машеньки»

педагог Зеленкова Т. А.

2 младшая группа: организованная образовательная деятельность по коммуникации «Подарки бабушки Забавушки» педагог Потехина И. В.

Средняя группа: организованная образовательная деятельность по познанию «В гости к нам пришли игрушки» педагог Полевая Е. В.

Старшая группа : организованная образовательная деятельность по познанию и художественному творчеству «Рисунки на выставку» педагог Поднозова Т. И.

Подготовительная группа : организованная образовательная деятельность по познанию «прошлое и настоящее федосеевской игрушеки» педагог Куфтырёва В. П.

Срок выполнения проекта : 1 сентября 2011г. - 15 апреля 2012 г.

Участники проекта : педагоги детского сада, дети, экскурсовод историко – краеведческого музея Жаринова А. С. мастер по изготовлению федосеевских игрушек Муравьёв Н. С. художница Ваганова Е. А.

Описание реализации проекта.

Был разработан проект, в котором приняли все педагоги дошкольного учреждения.

На групповых родительских собраниях мы старались донести до родителей значимость возрождения федосеевской игрушки.

Показывали достижения детей в художественном творчестве, организованную образовательную деятельность на видео, приглашали родителей посмотреть на детей во время организованной образовательной деятельности, просили приобретать для детей такие игрушки, посещать с детьми историко - художественный музей. Вместе с педагогами посетили музей «Золотая хохлома». Художница Ваганова Е. А. провела для воспитателей мастер – класс по росписи федосеевской игрушки. Во время подготовки к организованной образовательной деятельности педагогами были подобраны физкультминутки, потешки, изготовлены дидактические игры, альбомы с образцами федосеевских игрушек.

Все конспекты мы составляем совместно с педагогами, потому что эта тема ещё не разработана.

Дети старшей группы посетили историко – художественный музей с мастер – классом по росписи игрушек из деревни Федосеево.

Педагоги старались отразить работу ознакомлению с федосеевской игрушкой в разных видах деятельности, интегрируя разные образовательные области: познание, социализацию, коммуникацию, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыку. Музыкальный руководитель Киселёва И. Б. подбирала музыкальное сопровождение.

В подготовительную группу был приглашён мастер Муравьёв Н. С. Он рассказал и показал детям, как мастерит свои игрушки. Дети смогли рассмотреть инструменты, подержать их в руках, задать свои вопросы.

Презентацией проекта было проведение организованной образовательной деятельности в 8 группах детского сада.

Мы верим, что наша работа с детьми, останется в умах и сердцах наших воспитанников. И кто – из них продолжит

возрождать забытое ремесло федосеевских мастеров по изготовлению игрушек – забав.

Проект «Федосеевская игрушка — улыбка детства»

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Птица счастья

Птица счастья – это игрушка, выполненная из дерева, в виде птички. Еще ее называют Северной птицей, Архангельской, деревянной птицей или Поморским голубком. Считается, что она символ семейного счастья и благополучия.

Место происхождения резного, деревянного промысла – территория Архангельской губернии, в состав которой в 20 веке входили земли современных Мурманской, Архангельской областей, некоторые районы республики Карелия и Ненецкого автономного округа (Поморье). Историки в своих работах упоминали, что в 19 веке деревянная птичка, подвешенная к потолку, была обязательной деталью любого дома. Такие игрушки изготавливали поморские жители и мурманские ремесленники. Детям будет интересно послушать древнюю легенду о том, как появилась птица счастья. Однажды морозной зимой, примерно 300 лет назад, в одной деревне Архангельской губернии от болезни умирал маленький мальчик. Родители отчаялись вылечить своего сына, т.к. никакие лекарства и лечебные травы не помогали, а врачи и знахари были бессильны. Папа мальчишки «щепил лучину» когда сын спросил его: «Папа, а когда придет весна?». На что отец ответил: «Когда прилетят птички, так и наступит весна». «Вот когда прилетят птички, тогда и я пойду на поправку» – сказал мальчик и крепко уснул, измотанный болезнью. И тогда у отца возникла идея – вырезать птичку из дерева. Сразу же он принялся за работу: вырубил туловище птицы и тонкие деревянные перышки, которые собрались в пышное оперение. Дивную птицу было решено повесить над кроваткой больного ребенка. На удивление, мальчик пошел на поправку, ежедневно наблюдая полет пышноперой птицы, разглядывая тени, которые она отбрасывала своими резными крыльями – не иначе, как чудо! С тех пор, птицу счастья подвешивают над колыбелькой: пусть кроха любуется прекрасным узором, а птица размахом своих крыльев будет защищать малыша от бед и несчастий. Русский писатель Михаил Пришвин писал: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок», много раз в своих произведениях автор заостряет свое внимание на необычном украшении домов поморских жителей. Поморский старообрядческий голубь – это элемент этнических и религиозных верований поморских народов. Птицу счастья, как семейный оберег подвешивали в красном углу деревянной комнаты, рядом с обеденным столом. По вечерам, когда семья собиралась вместе за ужином, на стол ставили большой самовар, от горячего пара резная птица начинала медленно кружиться вокруг своей оси, как будто «осматривая свои владения».

Описание игрушки

Птицу счастья изготавливают из цельного деревянного бруска или щепы (поэтому, еще одно ее название – щепная птица), обычно используется дерево пихты, сосны, ели или кедра. Для соединения деталей не используют дополнительные материалы, типа клея, гвоздей и прочих крепежей. Каждое перышко вырезается тонким лепестком и изгибается специальным образом. Процесс тонкого отделения слоев – самая ответственная и сложная операция при создании птицы. Брусочки соединяются между собой, а потом мастер «распускает» перья крыльев и хвоста. Перышки соединяются между собой нитями. Мастера, пытаясь продемонстрировать истинную красоту дерева, подбирают текстуру древесного слоя под оперение птички, выделяя форму туловища, головы и хвостика. Мифическую птицу счастья не окрашивают красками и не покрывают лаком преднамеренно, считается, что только настоящее, живое дерево положительно влияет на человека. По прошествии времени деревянная птичка приобретает бронзовый оттенок. Такая необычная игрушка прекрасно впишется в интерьер любого современного дома, особенно эффектно будет выглядеть полет птицы счастья, если ее традиционно подвесить рядом с источником света. Лучи от лампы будут проходить сквозь тонкий и резной узор крылышек, создавая необычные тени.

Как играть?

Сегодня благодаря Интернету и большому количеству учебной литературы попробовать себя в этом древнем промысле может любой желающий. Подробные мастер-классы и детальное описание процесса изготовления необычной игрушки помогут Вам своими руками создать настоящий шедевр. Единственное, обработка и обпил дерева требует знаний, сноровки и умения пользоваться ножом. Поэтому такой процесс не стоит доверять детям. Приступать к такому виду творчества можно не ранее 7-ми лет под обязательным присмотром взрослым. А вот раскрасить тонкие перышки яркими красками могут даже самые маленькие члены семьи. Для творчества подойдут любые краски: обычная гуашь или яркие и более стойкие акриловые краски.

Плюсы и минусы

Вместе с малышами можно попробовать изготовить птицу счастья в технике оригами из обычной бумаги и с возможным использованием бумагопластики (использование гофрирования для оформления крыльев, хвоста и хохолка). Таким образом, следуя инструкциям и схемам, дети самостоятельно смогут изготовить красивый и необычный оберег в виде птицы счастья. Такая поделка принесет удачу в дом, прогонит злых духов, будет оберегать семью от бед и радовать всех членов семьи своим видом. Словно Жар-птица из русских сказок, необычная щепная птичка защищает людей и помогает решить проблемы.

В десятке километров от Семёнова расположена деревня Федосеево. Здесь, по рассказам старожилов, мастер Яков Александрович Александров однажды смастерил забавную игрушку, она была сколочена из щепочек и дощечек и была подвижной.

Очень простая по форме, но забавная и конструктивная, с яркими цветочками, эта игрушка быстро завоевала популярность и к концу XIX века сложился федосеевский промысел.

За забавную подвижность и весёлый вид игрушку в народе прозвали «балясинкой» (баляса — забава, шутка). Откуда сам мастер Яков Александров взял идею такого дела, никто уже и не вспомнит.

Суть мастерства

Сами по себе игрушки делали с помощью ножа и топора, и они не зря назывались «топорщина». Деревянные щепочки, дощечки да чурочки, попросту сколачивали гвоздиками и раскрашивали незамысловатыми цветочками.

Самое интересное в этих игрушках — их подвижность. Крутятся колёсики, можно повертеть даже штурвал капитана многопалубного парохода.

Топорщиной занимались во многих сёлах семёновского района, но прославились именно федосеевские мастера. Никто лучше них не мог так смастерить ножом и топором коника или птичку за несколько минут.

Игрушки раскрашивали поначалу гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной анилиновой краской. Позже стали окунать изделие целиком в жёлтую краску, получая солнечный фон, а уж затем наносить цветы.

Анилиновые красители были очень недолговечны, быстро выгорали. Мастера придумали замешивать анилин на столярном клее и краски стали более прочными.

Изделия

Самые излюбленные — это конечно кони. Их делалось больше всего, но ассортимент этим не ограничивался, благодаря фантазии и конструктивной мысли мастеров, делалась многообразная кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики.

Очень интересны волжские пароходы. Они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, всякие трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки. В советское время стали делать самолёты и трамваи на колёсиках.

Развитие промысла

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семёнов. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семёновскому кооперативу.

Игрушки, не утеряв своей основы, стали аккуратнее, раскрашивать их стали прочными красителями, покрывать лаком. Цветовая гамма — жёлтый фон, красные цветочки и зелёные листья, остались прежними.

В таком виде федосеевские игрушки производства Семёновского кооператива можно было купить по всей стране ещё в 1950-х годах. Затем промысел постепенно стал угасать.

Кони-колёски

Эти кони, состоящие из одной фигурки или упряжки по два или три коня с возком или без него, вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощённая форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост.

Ставились такие фигурки на струганую тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него и человечка из дерева вырезанного посадить.

Федосеевские шедевры

Талантливый игрушечник Л. В. Котиков мастерил «потешки с секретом», его игрушки с незамысловатой механикой, с колесной передачей, вызывали удивление, персонажи на каруселях и каталках двигались, кружились, стучали, трещали.

Антон Мордашов в 1930-х годах смастерил целую ложкарную мастерскую, где в миниатюре был воспроизведен весь процесс изготовления ложки. Гончары и льновыбивальщики, танцоры и музыканты оживали в произведениях А. И. Мордашова.

Н. С. Муравьёв

Николай Сергеевич Муравьёв родом из города Семёнов, а сейчас живёт в д. Малое Зиновьево, где при клубе-мастерской занимается возрождением федосеевской игрушки.

Идея такая появилась по предложению одного из старейших игрушечников Евгения Арсеньевича Мордашева. Решили по музейным образцам, сперва просто копируя их, восстановить образ игрушки.

Теперь Муравьёв уже сам придумывает свои образы, не отступая от традиций. Он обучает мастерству ребят, и так продолжается ремесло. И в Семёнове и в Малом Зиновьеве ребята старшеклассники с удовольствием занимаются федосеевской игрушкой.

Фотогалерея — федосеевские игрушки

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация доклада «Федосеевская игрушка»
Федосеевская игрушка

В семёновском районе на базе народного ложкарезного промысла в конце XIX века возник новый центр топорно – щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.

Стиль росписи федосеевской токарно – щепной игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Её особенность – жёлтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелёнными листочками.

Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек имело очень большое значение. Все они расписывались в каждом центре на свой лад. Но форма также во многом определяет стиль игрушки. В федосеевской «топорщине», стиль ящичный: предметы сколочены из дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками.

Фигурки федосеевских коньков и человечков в сечении имеют пирамидальные формы. Это их особенность. Жёсткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы.

Эти игрушки ласково назывались «балясы», что означало веселые, забавные, сделанные остряком и весёлым человеком. Мастера настолько были умельцами, что при изготовлении этих игрушек использовали всего два инструмента – нож и топор.

Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко - жёлтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелёными листьями.
До 70 видов игрушек могут выполнить народные мастера.

Игрушка в постоянном развитии, быстро откликалась на все жизненные изменения. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадниках на конях, повозки и деревенские сани. Позднее появились игрушки – мельница, карусель, мебель, пильщики досок.

Технический прогресс начала XX века создал игрушечные образы парохода, самолёта, автомобиля, трамвая и др.
Изготовляют игрушки в домашних условиях, обычно в небольшой мастерской рядом с домом. Женщины помогали в росписи игрушек.

Зачинателем федосеевской игрушки считают Якова Александрова, который умел сделать игрушечный образ простым и необычно выразительным. Традиции игрушки продолжили – династии мастеров Шестериковых, Пачуевых, Полуэктовых.

Последним известным игрушечником считается Зотей Родионович Кокурин, изготовлявший в свои 80 лет не менее 30 разновидностей игрушек. Помрёт он – и всё. Сгинет игрушка…

Заключение
Умер З. Р. Кокурин, и прекратилось изготовление федосеевских игрушек. Вины в этом мастера нет. Мы виноваты…Железо да пластмасса заполнили прилавки детских магазинов.
Мы ещё спохватимся, но будет поздно. Далеко улетит забавный федосеевский промысел, очень далеко…
Традиции русской деревянной игрушки богаты и разнообразны. Они хранят опыт народных умельцев и художественно выразительные формы.
Народная деревянная игрушка учит любовному отношению к материалу, использованию всех его свойств, учит видеть в простом и остроумном техническом приёме эстетическое начало и любви к своей Родине, к своему народу.

Для своего проекта я выбрал федосеевскую игрушку «Конь в упряжи» Несколько слов о федосеевских коньках. Их фигурки мы видим на вращающихся дисках каруселей и на дощечках с колёсами, в упряжи под лучинковой красной или зелёной дугой. В них своя юмористическая интонация. Этот конек робок по сравнению с городецкими огненными конями. У него большая голова с глазами в виде спиралевых завитков, раскрытый рот, тонкие ножки – подпорки, приставленные к массивному туловищу. Коньков по контрасту с жёлтой повозкой оставляют белыми и разрисовывают их прямо по дереву, как в начале расписывалась вся федосеевская игрушка. Человеческие фигурки – седочки характеризуются под стать коню, схематично, с юмором.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Народные промыслы России

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы России

Народные промыслы России

Федосеевская игрушка (д. Федосеево Нижегородской обл.)

Федосеевская игрушка
(д. Федосеево Нижегородской обл.)

Федосеево — еще один центр нижегородских игрушек. Он находится недалеко от го.

Федосеево — еще один центр нижегородских игрушек. Он находится недалеко от города Семенова, известного токарными изделиями и знаменитой хохломской росписью. С давних пор делали федосеевцы деревянные ложки. А в конце прошлого века вдруг занялись топорно-щепной игрушкой. Начали они делать, во-первых, мебель для кукол. Это были не только расписные столы и стульчики, кресла и диваны, но и буфеты с настоящим зеркальцем. Да еще и предметы кукольного обихода: корыта, топоры, вальки для белья.
Но это не все. Стали федосеевцы делать уж вовсе необычную для народных промыслов игрушку — техническую. Это были колесные пароходы» сани, повозки и даже новинки городского транспорта: паровозы, самолеты, автомобили, трамвайные вагончики, велосипеды. Сделаны они были на совесть — ладно сколочены из дощечек, планок, лучинок.
Сначала игрушки расписывались, как до этого ложки: гусиным пером и сажей рисовали цветы, птиц, людей и расцвечивали их зеленым кроном и красным суриком. Позднее придумали другой способ украшения. Стали окунать свои игрушки в ярко-желтую анилиновую краску, а потом уж наносить узор — лиловые завитки цветов и листьев закрашивали красным и зеленым фуксином. Игрушки получались яркими, веселыми. Недаром их в народе назвали «балясами», что означает — шутливые, забавные.

Жостовская роспись (Жостово, Московская обл.)

Жостовская роспись
(Жостово, Московская обл.)

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и.

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Ростовская финифть (Ростов, Ярославская обл.)

Ростовская финифть
(Ростов, Ярославская обл.)

Ростовская финифть в современном понимании – это художественное произведение.

Ростовская финифть в современном понимании – это художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали. Это может быть икона, портрет, пейзаж или натюрморт, кроме того, финифтью украшают церковную утварь, ювелирные изделия, предметы домашнего быта.
Финифть представляет собой стекловидную массу (эмаль), наплавленную на выкованную особым образом металлическую пластину и расписанную надглазурными красками. Краски поэтапно вплавляются в поверхность эмали в муфельной печи при температуре 700-900 градусов по Цельсию. Ростовская финифть – самая долговечная из технологий изобразительного искусства. Как и любые изделия из эмали, она чрезвычайно стойка к влиянию времени. Примером тому могут послужить самые ранние из найденных археологами эмалей. На протяжении трёх тысячелетий они сохраняют свой первозданный вид.

Пуховые платки (Оренбург)

Пуховые платки (Оренбург)

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (х.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России.
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии.

Гжель (Московская область)

Гжель (Московская область)

Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русск.

Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.

Ивановские ситцы (г. Иваново)

Ивановские ситцы (г. Иваново)

Ивановские ситцы - название ситцев, которые выпускали предприятия большого се.

Ивановские ситцы -
название ситцев, которые выпускали предприятия большого села Иваново (ныне г. Иваново) с прилегающими к нему селами: Шуя, Кохма, Тейково и г. Александрова бывшей Владимирской губернии. Для лучших образцов характерны изящество рисунка, изысканность и декоративность цветного решения. Главным достоинством текстильного рисунка считалась тончайшая проработка деталей, прорисовка всех элементов узора.

Дятьковский хрусталь (г. Дятьково, Брянская обл.)

Дятьковский хрусталь
(г. Дятьково, Брянская обл.)

Дятьковское хрустальное производство существует более 200 лет и имеет богату.

Дятьковское хрустальное производство существует более 200 лет и имеет богатую историю.

Завод основан в 1790 году известными Русскими промышленниками Мальцовыми. Разнообразный ассортимент от самых простых обиходных предметов - стаканов, рюмок, бокалов, графинов, вазочек - до многопредметных сервизов и уникальных деталей архитектурного убранства, широко известен и очень популярен в России и за ее пределами.

Каслинское литьё (г. Касли, Челябинская обл.)

Каслинское литьё
(г. Касли, Челябинская обл.)

Каслинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, пр.

Каслинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли Челябинской области, Россия.

Уральские камнерезные промыслы (г. Кунгур Пермского края)

Уральские камнерезные промыслы
(г. Кунгур Пермского края)

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов.

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства - города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка. Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

Вологодское кружево (г. Вологда)

Вологодское кружево
(г. Вологда)

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревян.

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Поделки из кости (с. Холмогоры Архангельской обл.)

Поделки из кости
(с. Холмогоры Архангельской обл.)

Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел.

Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Ювелирные изделия «Северная Чернь» (г. Великий Устюг)

Ювелирные изделия
«Северная Чернь»
(г. Великий Устюг)

Великоустюжское чернение по серебру - русский народный художественный промысе.

Великоустюжское чернение по серебру - русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).

Палехская миниатюра (с. Палех Ивановской обл.)

Палехская миниатюра
(с. Палех Ивановской обл.)

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязников.

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Дымковская игрушка (г. Киров)

Дымковская игрушка
(г. Киров)

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промысл.

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки. Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.

Тарусская вышивка (г. Таруса Калужской обл.)

Тарусская вышивка
(г. Таруса Калужской обл.)

Таруса славится своей неповторимой вышивкой. Ее отличают особая выразительнос.

Таруса славится своей неповторимой вышивкой. Ее отличают особая выразительность и декоративность, лаконизм и законченность форм. Яркий, насыщенный колорит, многоцветные узоры тарусской вышивки производят праздничное впечатление. Для расцветки узоров применяются красные, зеленые, синие и желтые нитки.

Читайте также: