Доклад про игрушку матрешку

Обновлено: 08.05.2024

Чаще всего мастера делали матрешки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

старая матрёшка из 8 куколок

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи. Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Районный конкурс исследовательских работ младших школьников

«Я - исследователь » – 2013

Чудо – игрушка - матрешка

Автор Бадмаева Светлана, ученица 4 класса

Гунэйской средней общеобразовательной школы

Руководитель : Семенова Светлана Жигжитовна,

учитель Гунэйской средней

1. Введение

Наша исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала нас не случайно. Во-первых, с этой игрушкой мы встречались в детском садике, в школе на уроках изобразительного искусства. Много раз мы задумывались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. Во-вторых, официальным талисманом Олимпийских игр в Сочи 2014 года станет матрешка. Матрешка – это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда и сегодня не потеряла актуальность. И вот мы решили побольше узнать об этом чуде – игрушке - матрешке с помощью исследования.

Для начала мы определили цель нашего исследования: узнать историю возникновения матрёшки, п ознакомиться с видами русской матрешки, нарисовать свою матрёшку (авторскую).

Для достижения цели наметили, какие задачи нам необходимо выполнить: изучить специальную литературу по теме исследования, создать презентацию по результатам исследования, представить свою творческую работу, используя фантазию и мастерство.

Перед началом исследования мы выдвинули две гипотезы исследования:

1 гипотеза: мы предполагаем, что матрёшка хранит в себе много секретов. 2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи авторской матрешки.

2. Основная часть.

Мы с бабушкой и учительницей, которые решили помочь нам в исследовании, отправились в библиотеку. Почитали книги, журналы, посетили сайты Интернет и вот, что интересного для себя открыли…

2.1. Появление матрешки.

Сначала мы стали искать в словаре, что обозначает слово матрешка. Интересно, что в словаре Даля о матрешке нет никаких сведений. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный). Матрешка - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. 2. перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу.

Деревенская расписная красавица молода, ей чуть более ста лет! Для народной игрушки – это не возраст. Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина (1859-1937).

В одних источниках информации говорится о том, что предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукуруджи (Фукурумы), в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенного с острова Хонсю в 1890 году. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безызвестный русский монах.

В других предполагается, что прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри и в большие вкладываются меньшие.

Почему же оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»?

Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина».

Русская матрешка является олицетворением самой России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.

2.2. Виды русской матрешки.

При изучении литературы, информации из Интернета мы узнали, что матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности.

Сергиево-Посадская матрешка. В конце 90-х годов XIX века началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

Полховская матрешка. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись. Мастера Полховского Майдана, как и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой,.

Семеновская матрешка. Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Мастера-семёновцы расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Авторская матрёшка. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных кукол. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях, где существует обширный рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Современные художники – матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера-игрушечники.

2.3. Технология изготовления и росписи матрешки.

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. После раскраски матрешек лаки­ руют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски при­ обретают особую яркость.

2.4. Создание авторской матрешки.

Мы долго думали над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. И вот идея… Учитывая то, что часто матрешка символизирует мать мы подумали, а не создать ли нам матрешку-мать. Только не одну, а целых пять матери-матрешки – самых главных в нашей жизни. Первая матрешка – мать Малая родина, вторая матрешка – мать Бурятский округ, третья – Забайкальский край, четвертая – мать Россия и пятая матрешка – Мать Земля.

Матрешка, символизирующая мать малая родина самая маленькая, у нее в руках Знак Гуновцев. Это самая близкая и родная для нас мать. Матрешка побольше символизирует мать Агинский Буряткий округ. Костюм ее расписан символиками округа, без заботы этой матери нам не обойтись. Ещё чуть побольше символизирует мать край. Также костюм ее расписан символиками края. Следующая матрешка – мать Россия символизирует нашу страну. Костюм ее расписан тоже символами страны. И самая большая мать – это мать Земля. Платье этой матрешки напоминает цветущую поляну. На переднем плане находится цветущее дерево – символ жизни и процветания. Все эти матери заботятся о нас с самого рождения. И мы тоже должны их беречь и ценить.

3. Выводы по теме:

В ходе исследования мы открыли для себя много нового и интересного: 1) первая матрешка появилась в России в конце XIX века. 2) выточил ее токарь В Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина. 3) имя матрешки появилось от имени Матрёна что означает «знатная дама». 4) матрешка является символом плодородия, богатства, материнства. 5) существует несколько видов матрешки: Сергиево –Посадская, Полхов – Майданская, Семеновская, авторская.

Мы попробовали стать мастерами по росписи матрешки и создали матрешек: Мать Земля, Мать Россия, Мать Край, Мать Округ, Мать малая родина.

И так пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по росписи авторской матрешки. И не только это. Мы начали учиться творческой деятельности, пока еще нам помогали в работе взрослые, но они старались учить нас самих искать необходимую информацию, анализировать ее, делать соответствующие выводы. Работа принесла нам огромное удовольствие и удовлетворение. С удовольствием примем участие и в других исследованиях.

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера.

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера.


Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал.

История создания матрешки

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

Какой была первая матрешка?

Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.

Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.

Матрешка в современном мире

игрушка

В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках.

Матрешки могут изображать:

  • исторических личностей,
  • литературных персонажей,
  • героев народных сказок и басен.

Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:

  • Семеновская матрешка;
  • Загорская матрешка;
  • Тверская матрешка;
  • Вятская матрешка.

Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.

Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.

Такие музеи есть

  • в Сергиевом Посаде;
  • В Нижнем Новгороде;
  • В Ногинске;
  • В Вознесенском.

Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.

Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

РУССКАЯ МАТРЕШКА – СИМВОЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Моя работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрёшке. Много раз я задумывалась о её происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто её создал, кто придумал роспись этой игрушки. И вот я решила подробнее узнать об этом чуде – Русской Матрёшке.

Русская матрёшка - символ русской культуры

Деревянные подружки

Все похожи друг на дружку.

В сарафанчиках цветных

И платочках расписных.

Помогите отгадать,

Как подружек этих эвать?

Куклы бывают сув e нирные или игровые. А наша русская матрёшка – и то, и другое. Дети с удовольствием играют куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет без этой расписной «крестьяночки». Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Вот как это было.

Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом пониже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В. Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.

Токарь Московской мастерской «Детское воспитание» В.П. Звёздочкин выточил для нее форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу.

И назвали ее «Матрёшка с петухом». Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха, а внутри устроились: старшие дочки-помощницы – в фартучках, с серпом, с плошкой, мальчонка в косовороте, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлеными…

Было это в 1899 году, а в 1900 году владелица мастерской М.А. Мамонтова отвезла матрёшку на Всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушки. С тех пор и начался массовый выпуск матрёшек в России.

Первые матрёшки были не такими пёстрыми, как сегодня. Краски были неяркими, тёплыми, лица тонко выписаны. Дело в том, что росписью матрёшек занимались в основном иконописцы Троице-Сергиевой лавры. Конечно, они использовали те же живописные приемы, что и в росписи икон.

Вслед за Сергиевым Посадом матрёшек стали делать в разных местах России: в Липецке, Воронеже, Вятке (Кирове). Первыми освоили новую игрушку в Семёновском уезде Нижегородской губернии. По сравнению с сергиево-посадской она стала стройнее и наряднее: на её переднике впервые расцвели букеты алых роз с ярко-зелёными листочками. Немного позже таких же ярких матрёшек стали делать в Полховском Майдане под Нижним Новгородом и в соседнем с ним Крутце.

У всех матрёшничников свой секрет, своя «особинка». В селе Полховский Майдан сегодня рождаются самые знаменитые матрёшки. Может оттого, что они самые яркие, весёлые. Основные цвета в росписи – фиолетовый, алый, жёлтый, голубой. Узор – цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника …

Было время, когда искусство народных умельцев было в загоне, начало затухать. Но сейчас оно вновь возродилось, приобрело новое дыхание. Каких только матрёшек сегодня не встретишь – не только деревенских красавиц, но даже… политических деятелей.

В Музее-усадьбе художника В.Д. Поленова хранится матрёшка-шарж, сделанная по рисунку другого знаменитого художника – В.А. Серова. Она изображает самого хозяина и его талантливых друзей, одетых в турецкие костюмы. К столетию со дня рождения Н.Гоголя была сделана «матрёшка», изображающая героев его произведений. К столетию Отечественной войны 1812 года – Кутузова и Наполеона с их генералами.

Были матрёшки – герои народных сказок («Репка»). Пытались «освоить» нашу матрёшку и в других странах. Во Франции ее одели в национальную французскую одежду. В Германии изображали в виде Синей Бороды и семи его жён. Но всё это сохранилось в истории лишь в качестве курьёзов.

Знаменита на весь мир именно русская матрёшка-крестьяночка. Она считается истинной выразительницей русского стиля даже на родине своего «дедушки» - Японии.

Список литературы:

1.Алексахин Н.Н. «Матрешка», - М., «Издательство «Народное образование», 1998г.

2. Дайн Г.Л. «Русская игрушка», - М., «Советская Россия», 1987 г.

3.Юрина Н.Г. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки», - М., ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999г.

Читайте также: