Доклад про народную игрушку

Обновлено: 18.05.2024

Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа. Но при этом нельзя пройти мимо одной проблемы. Мы все знаем, какое место в жизни ребенка занимают игрушки. А история народных традиций не может быть не связана с историей народной игрушки. И вот что характерно: в настоящее время у детей абсолютно не развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители не покупают современным детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Постараемся немного увлечь родителей историей народной игрушки, чтобы они смогли рассказать об этом своим малышам.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее почитаемый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо более разнообразно.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее в старину. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. В игрушках русского народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

А деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.

Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Промысел сохранился и до наших дней. Славу и известность промыслу принесли многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Роспись делали вручную, очень красочно и оригинально. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Северная каргопольская игрушка происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека, двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Для филимоновской игрушки характерны образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Затем появилась семеновская матрешка.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Оно стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, детали прокрашивались очень слабо; некоторые из них, по старой традиции, делали подвижными. Вы наверняка встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные, забавные. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. Сейчас главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Он присутствует во многих игрушечных композициях : "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты.

Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка - это культурный объект. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были очень просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

Лепка мордовской народной игрушки «Конь» «Лепка мордовской народной игрушки “Конь”» (Конспект НОД по лепке для детей старшей группы) Цель: выяснить, каких результатов достигли дети.

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста»

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста» «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для.

Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.

Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.

Презентация «История про игрушки» Игрушки старины Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками.

Проект «История новогодней игрушки» в старшей группе Проект в старшей группе «История новогодней игрушки». Автор: Минина Галина Михайловна, воспитатель 1 категории Продолжительность проекта:.

Проект «История происхождения народной куклы» Проект «История происхождения народной куклы» Старшая логопедическая группа. МБДОУ №295 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель высшей.

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. В далёком прошлом она была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Предназначалась не только для игры, но и украшала быт. Глиняную игрушку делали повсюду, где занимались гончарным мастерством, не придавая ей особого значения, потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детишек, они же стали и расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы, быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий. Поэтому нет в ней ничего лишнего, мелких налепных деталей, роспись также была лаконична и условна, подчёркивала главное. Образы игрушек достаточно просты, универсальны и выразительны: люди, различные животные, в том числе и фантастические.

Каргопольские игрушки родом из Архангельской области России.

hello_html_m72bf1fc3.jpg

Во всех наивных и красочных образах дымковской игрушки так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. Родом она из Вятки (Россия). Яркая, праздничная, дымковская игрушка светилась недаром — она поистине уникальна!

hello_html_40ee2d09.jpg

Филимоновская игрушка таинственна, об истории её создания почти ничего неизвестно, существует, однако, красивая легенда о гончаре Филимоне, открывшем под Тулой (Россия) залежи особой глины — «синики», которая при обжиге становилась белой и не требовала дополнительной грунтовки.

hello_html_m522bb77f.jpg

Украинская глиняная игрушка исстари изготавливалась в селе Опошня, под Киевом.

hello_html_m49e6da3.jpg

Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки . Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному «поливой». Чаще всего использовали «муравлёные» (зелёные) и «цениные» (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.

hello_html_m29792357.jpg

Богородский промысел оказал, по-видимому, большое влияние на изготовление белорусских народных игрушек из дерева . Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др.

hello_html_m1b37433d.jpg

Народная глиняная игрушка

Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки известные еще из глубокой древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый ранимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности) . Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфельная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Русская Народная игрушкаАвтор: Воспитатель МКДОУ №36 г.Тосно Кудрявцева О.Н.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская Народная игрушкаАвтор: Воспитатель МКДОУ №36 г.Тосно Кудрявцева О.Н.

Русская Народная игрушка
Автор: Воспитатель МКДОУ №36 г.Тосно
Кудрявцева О.Н.

Алый шёлковый платочек, Русский сарафан в цветочек Упирается рука в деревянны.

Алый шёлковый платочек,
Русский сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская матрёшка!

Матрёшка (от уменьшительного имени Матрёна) – русская деревянная игрушка в ви.

Матрёшка (от уменьшительного имени Матрёна) – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей
Куклы меньшего размера. Число кукол три и более. Почти всегда они овальной формы с плоским дном и состоят из двух частей – верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.
МАтрёшка

Богородская игрушка

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются дер.


Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (курочки, клюющие зернышки; медведи, бьющие по наковальне и др.). Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы. Вот уже более 300 лет в селе Богородское живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков. Игрушки режут из липы. Перед тем как пойти на изготовление игрушки, дерево должно сохнуть два года. Отходы липы — щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные.
Содержание игрушек разнообразно — это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они — игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу
богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка изготавливается из глины. Роспись довольно простая.

Каргопольская игрушка изготавливается из глины. Роспись довольно простая: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристая. Иногда добавляются золотая и серебряные краски
Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенно.

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенной возле города Кирова.
Всем нравятся живые, праздничные, пышные по оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.
Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна. Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских, по-прежнему изготавливая и расписывая игрушку вручную, отчего она обладает неповторимыми формами и колоритом.

филимоновская игрушка

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Одоевского района.

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.
Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.
У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей.

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон

городецкая деревянная игрушка

городецкая деревянная игрушка

Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Гор.


Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем.
В 19 веке в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и расписную деревянную игрушку.
Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака. Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Сюжетами для городецких изделий являются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни. Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки и сопелки, погремушки, трещотки, балалайки и колокольчики доставляют малышам радость не только производимыми с их помощью звуками и шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками – и звук получался разный. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, как уже говорилось, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.

Тряпичная игрушка

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых.


У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Своим рождением каждая кукла обязана трудовой деятельности человека, органично связанной с природой (возделыванием земли, ловлей рыбы, охотой и т.д.).
Изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы. Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы. Деревенские девочки играли в тряпичных кукол.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая.


История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.
Видимо игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Богатищевский детский сад»

«Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Подготовила: Федорова Ю.А.

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ - это игра.

Основной атрибут игровой деятельности - это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.[4]

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестаёт быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребёнка она ведёт себя так, как это нужно в данный момент её хозяину. Ребёнок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла - заместитель идеального друга. Кукла для ребёнка - объект общения во всех его проявлениях и партнёр в игре. В игре с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство - время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы - в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

А.П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) подчёркивала, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Исследовательница называла народную игрушку «живой», поскольку она представляет народное искусство в жизни детей и будет, по её мнению, жить вместе с сегодняшними игрушками.

Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (А.В. Алексеенко, Н.А. Гусакова, Т. С. Комарова, Л. А. Кузнецова, А.Ю. Лозко, В. С. Мухина, А.С. Найден, С. Н. Новикова, Н.П. Сакулина, Н.Бы. Халезава, Т. Я. Шпикалава и др.).

Исследователи замечают, что обучение детей с самого начала должна строиться на родной почве, чтобы они были тесно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в них души родной семьёй. Имеют значение и игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они расширяют их первые представления, развивают память и внешние чувства.

Крупный украинский исследователь народной игрушки А.С. Найдён утверждает, что именно традиционная народная игрушка сохраняет в себе пластическую и образную память про те далёкие времена, когда человек впервые начал использовать природные материалы для создания вещей, которые не только в чем-то помогали, что-то обозначали, но и что-то символизировали. Именно традиционная народная игрушка в своих определённых функциях, формах, пластике, образных основах несёт информацию о начальные причины человеческого предметно-духовной среды. В этом смысле традиционная народная игрушка в наше время выступав как информативна и эстетически совершенная вещь. Исследователь уверен, что игрушка содержит больше информации, чем любая компьютерная игра или память компьютера.

А.С. Найдён подчёркивает, что ребёнок сегодня должна воспринимать народную игрушку не как предмет быта, объект игры (хотя и такое восприятие не вредное), а как произведение искусства, который требует изучения, определённого анализа творческого наследия, повторения. Такое отношение к народной игрушки способствует её сохранению и духовному обогащению ребёнка. Важным мнением исследователя представляется то, что народная игрушка в семье, детском саду, различных кружках должна не вытеснять современную игрушку, не заменять её, а существовать рядом с ней, дополнять её, давать ребёнку то, что не способна дать современная игрушка.

Путём воссоздания реальных и воображаемых вещей и образов игрушка помогает ребёнку познавать, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. Это значит, что игрушка, как часть детской игровой реальности, выступает незаменимым средством инкультурации - вхождения в мир родной культуры.

Сказанное в полной мере касается и народной игрушки. По всеобщему признанию, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Уже упоминалось, что народная игрушка, как и все традиционное народное искусство, лишено элементов внешнего этнографизма. Настоящая народная игрушка, как правило, содержит минимум внешних атрибутов и этнической принадлежности. Именно в этом заключается её образная и содержательная сущность. Поэтому традиционная народная игрушка отличается простотой формы, лишено ярких цветов, сложной орнаментации. В ней, отмечают исследователи, целый мир образов, она содержит нюансы психментального характера этноса. Указанные особенности народной игрушки в совокупности дают возможность осуществить основные эстетические и педагогические функции культуры.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Читайте также: