Допускается ли использование игрушек которые не подлежат влажной обработке в детском саду

Обновлено: 27.04.2024

Дошкольное учреждение требует особенного внимания к поддержанию чистоты, поскольку от этого напрямую зависит здоровье детей, посещающих садик. Уборка в ДОУ регламентируется нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 – данный документ определяет порядок работ, требования к используемым моющим и чистящим средствам, особенности уборки во внутренних помещениях и на прилегающей территории детского сада.

Уборка в детском саду подразделяется на два вида: ежедневная и генеральная. Основная задача ежедневной уборки – поддерживать благоприятные санитарные условия и чистоту. Ежедневная уборка в ДОУ включает в себя: мытье и дезинфекционную обработку игрушек, протирку мебели, мытье сантехники, очистку ковровых покрытий и мытье полов, проветривание помещений и кварцевание. Регулярное проведение уборок позволяет исключить быстрое развитие патогенной микрофлоры в помещениях и, тем самым, снизить нагрузку на детский иммунитет. Очень важно своевременно выполнять влажную уборку, чтобы не допускать скоплений пыли в помещениях. Удаление пыли позволяет снизить риск развития аллергических реакций у воспитанников. Наконец, тщательная обработка поверхностей, в частности, в санузлах и пищеблоке, обеспечивает профилактику кишечных инфекций.

Генеральная уборка помещений в ДОУ проводится согласно графику, построенному на основании СанПиН. Пример такого графика представлен на рисунке ниже.

Генеральная уборка в ДОУ выполняется ежемесячно. В отличие от каждодневной уборки, генеральная проводится с особой тщательностью и охватывает абсолютно все помещения и поверхности. В процессе уборки очищаются все труднодоступные места, которые не обрабатываются во время ежедневных уборок: плинтусы, участки пола под мебелью, осветительные приборы, вентиляционные вытяжки и т.п. Проводится влажная чистка ковров и жалюзи, мытье радиаторов отопления. Матрасы, одеяла и подушки проветриваются. Все дидактические материалы тщательно очищаются от пыли. Также проводится мытье окон. Ковры могут быть отданы в химчистку при необходимости.

Генеральная уборка и дезинфекция проводится в ДОУ в даты, назначаемые руководителем учреждения.

Кроме того, в детском саду периодически проводится уборка прилегающей территории от снега и льда, палой листвы, мусора и т.п. Пример такого графика с указанием периодичности приведен на рисунке ниже.

Уборка помещений ДОУ в теплое и холодное время года выполняется по схожему графику. Исключение составляет только периодичность и длительность проветриваний, изменяющаяся в зависимости от сезона.

Уборка помещений в ДОУ – базовые правила

СанПиН регламентирует базовый порядок уборки помещений во всех дошкольных учреждениях, который является обязательным к исполнению. Дважды в день необходимо проводить влажную уборку, используя безопасные моющие средства. Влажная уборка включает протирание поверхностей от пыли и мытье полов. Уборка в спальнях проводится после окончания тихого часа, в комнатах для приема пищи – после еды, в спортзалах – после занятий.

Влажная уборка помещений в ДОУ также включает обязательное мытье всех предметов, с которыми взаимодействуют дети: игрушек, мебели, спортивного инвентаря и т.п. Все столы необходимо промывать с мылом перед едой и после. Также обязательно нужно чистить стулья и пеленальные столики в ясельных группах. Спортинвентарь очищается после каждого занятия детей в спортзале. Маты чистятся мыльно-содовым раствором.

Особое внимание необходимо уделять мытью и дезинфекции санузлов. Унитазы, бачки, душевые поддоны, раковины, краны обязательно промываются с мылом и обрабатываются дезинфицирующим средством. Детские горшки нужно очищать ершиком с мылом после каждого использования.

Уборка пищеблока в детском саду

Кухня – помещение, от чистоты которого зависит здоровье каждого воспитанника. Нормы СанПиН строго регламентируют требования к чистоте пищеблоков в детских садах. Уборка кухни должна выполняться ежедневно. Помимо мытья полов, такая уборка включает: удаление пыли и остатков пищи с рабочих поверхностей, протирание стен и подоконников, промывание шкафов, радиаторов и колпаков ламп. Рабочие столы также необходимо мыть после каждого приготовления пищи, используя горячую воду с моющим средством. Столы для работы с сырыми продуктами обязательно дезинфицируются в конце смены.

Мытье и хранение посуды в пищеблкое ДОУ также имеет свои нюансы:

  • посуда для сотрудников и для воспитанников должна храниться по отдельности;
  • вся посуда маркируется согласно своему назначению;
  • мойка посуды проводится в два этапа: сначала посуда промывается горячей водой с моющим средством, затем тщательно ополаскивается.

Подробнее о мытье и обработке посуды в ДОУ читайте в соответствующей статье.

Уборка в ДОУ при коронавирусе

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в работу многих учреждений, в том числе, детских садов. При сохраняющейся угрозе коронавируса ужесточаются требования к уборке в ДОУ – как к генеральной, так и к ежедневной.

Основное отличие заключается в постоянном использовании дезинфицирующих средств, а также в повышенном внимании к обработке контактных поверхностей. Дезинфектантом обрабатываются все используемые игрушки и инвентарь. В частности, пластиковые и резиновые изделия помещаются в дезраствор. Все поверхности, к которым прикасаются сотрудники и дети, обрабатываются не реже двух раз в день.

График проведения уборки в ДОУ составляет руководитель учреждения, он же контролирует исполнение этого графика. Кроме того, периодически качество уборки проверяют сотрудники санэпидстанции.

Как автоматизировать контроль уборки?

Для этого удобно использовать программный модуль «Охрана здоровья сотрудников и детей» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 20 журналов и позволяет вести контроль по COVID-19 с целью снижения заболеваемости детей и сотрудников.

К примеру, посмотрите на видео, как работать в системе с журналом генеральной уборки:

В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости ОРВИ, гриппом и сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных организациях для детей и подростков (школы, детские сады).

В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.

В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.

Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.

В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).

Детские сады

Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.

Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.

Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.

При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.

Влажная уборка

Влажная уборка в образовательных организациях, ее кратность и качество проведения также играет большую роль в профилактике гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции.

уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;

обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;

ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;

генеральную уборку не реже одного раза в неделю;

обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;

регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;

организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;

мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.

Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.

Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.

Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом или иным моющим средством; нагрудники из ткани -стираются.

Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.

Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей.

Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции производителя.

Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается использовать в качестве демонстрационного материала.

Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборка учебных и вспомогательных помещений проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.

При организации обучения в несколько смен, уборка проводиться по окончании каждой смены.

Уборка помещений интерната при общеобразовательной организации проводится не реже 1 раза в день.

При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ, гриппом и новой коронавирусной инфекцией среди детей резко снижается.

В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости ОРВИ, гриппом и сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных организациях для детей и подростков (школы, детские сады).

В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.

В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.

Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.

В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).

Детские сады

Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.

Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.

Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.

При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.

Влажная уборка

Влажная уборка в образовательных организациях, ее кратность и качество проведения также играет большую роль в профилактике гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции.

уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;

обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;

ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;

генеральную уборку не реже одного раза в неделю;

обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;

регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;

организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;

мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.

Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.

Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.

Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом или иным моющим средством; нагрудники из ткани -стираются.

Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.

Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей.

Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции производителя.

Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается использовать в качестве демонстрационного материала.

Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборка учебных и вспомогательных помещений проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.

При организации обучения в несколько смен, уборка проводиться по окончании каждой смены.

Уборка помещений интерната при общеобразовательной организации проводится не реже 1 раза в день.

При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ, гриппом и новой коронавирусной инфекцией среди детей резко снижается.

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2022

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

Дезинфекцию проводят путем обеззараживания воды, предметов бытовой обстановки, пищевых продуктов и т. д.

  • профилактическая;
  • текущая;
  • заключительная.

Профилактическую дезинфекцию проводите ежедневно с целью предотвратить заболевания среди детей и работников.

При инфекционных заболеваниях (подозрениях на них) проводите дезинфекцию текущую и заключительную, чтобы предотвратить распространение болезни.

Кто может проводить дезинфекцию

Профилактическую и текущую дезинфекцию проводят специально обученные работники образовательной организации. Заключительную дезинфекцию – специально обученные работники либо организация, которая осуществляет дезинфекционную деятельность.

Дезинфекция медицинского кабинета – часть услуг по оказанию медицинской помощи. Проводят дезинфекцию в медицинском кабинете, если есть лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Чтобы дезинфицировать помещения, которые не связаны с медицинской деятельностью, лицензия не нужна.

Как проводить уборку и профилактическую дезинфекцию

Уборка и дезинфекция в школе

Влажная уборка туалетов, столовой, вестибюлей, рекреации

После каждой перемены

Уборка учебных и вспомогательных помещений при открытых окнах или фрамугах

После окончания уроков или по окончании смены, когда школа работает в две смены. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут. При неблагополучной эпидемиологической ситуации перерыв для дезинфекционной обработки увеличивают до 60 минут

Уборка туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения с использованием дезинфицирующих средств

Уборка помещений интерната (при его наличии)

Обеззараживание санитарно-технического оборудования

Смена постельного белья и полотенец

По мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю

Генеральная уборка всех помещений школы и интерната (при его наличии)

Чистка вытяжных вентиляционных решеток

Обработка постельного белья в дезинфекционной камере

Перед началом учебного года

Такие требования установлены в пунктах 10.13, 12.3, 12.6, 12.7 СанПиНа школы.

Уборка и дезинфекция в детском саду

Влажная уборка в спальнях

После ночного и дневного сна. Если спальню используют для игровой и образовательной деятельности, то дополнительно уборку проводят за 30 минут до сна детей

Влажная уборка в групповых

После каждого приема пищи

Мытье столов в групповых помещениях горячей водой с мылом

До и после каждого приема пищи

Чистка ванн, раковин, унитазов

Влажная уборка спортивных залов

Один раз в день и после каждого занятия

Чистка ковровых покрытий с использованием пылесоса

Обеззараживание санитарно-технического оборудования

Мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников в помещениях пищеблока

Мытье стен, осветительной арматуры, чистка стекол от пыли и копоти в помещениях пищеблока

Смена постельного белья, полотенец

По мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю

Генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря

Мытье окон снаружи и изнутри

По мере загрязнения, но не реже двух раз в год (весной и осенью)

Сухая химическая чистка ковров

Химическая чистка или обработка в дезинфекционной камере постельных принадлежностей

Жалюзийные решетки и шахты вытяжных вентиляционных систем

По мере загрязнения

Мытье мочалок для мытья детей (замачивание в дезинфекционном растворе, полоскание проточной водой, просушка)

Мытье горячей водой с мылом

стульев, пеленальных столов, манежей и другого оборудования, подкладочных клеенок, клеенчатых нагрудников

Такие требования приведены в пунктах 13.15, 13.17, 13.19, 17.1, 17.5, 17.6, 17.10, 17.14, 17.16, 17.17 СанПиНа детского сада.

В детском саду необходимо дезинфицировать игрушки.

Совет: изучите инструкцию изготовителя или ярлык игрушки, чтобы узнать способ ее чистки и дезинфекции.

Игрушки, которые подлежат дезинфекции (пластмассовые, резиновые, комбинированные, металлические), кладут в раствор дезинфицирующего средства.

Крупные игрушки протирают ветошью, смоченной раствором дезинфицирующего средства.

После обработки игрушек дезинфицирующим средством их промывают проточной водой (температура 37 °C) и высушивают на воздухе.

Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста – два раза в день. Кукольную одежду стирают по мере загрязнения детским мылом и проглаживают.

Когда качество игрушки не позволяет провести полноценную обработку дезинфицирующими средствами (мягконабивные, ворсованные), обработку проводят согласно инструкции изготовителя.

Игрушки, которые не подлежат дезинфекции, используют только в качестве дидактического материала.

Такой порядок дезинфекции игрушек установлен в пунктах 17.12, 17.13 СанПиНа детского сада.

Игрушки обеззараживайте в дезинфекционной камере. Обеззараживание мягких игрушек, которые имеют шероховатую поверхность, проводите пылесосом.

Совет: игрушки, которые ребенок приносит из дома, оставляйте в индивидуальном шкафчике для верхней одежды.

Ситуация: можно ли и как проводить ультрафиолетовое обеззараживание в образовательной организации

Проводите ультрафиолетовое обеззараживание воздуха в помещениях образовательной организации, чтобы снизить количество микроорганизмов и осуществить профилактику инфекционных заболеваний.

В отличие от дезинфекции с хлорсодержащими веществами ультрафиолетовое обеззараживание исключает вредное воздействие на человека.

Используйте ультрафиолетовые бактерицидные облучатели и установки.

Облучатели закрытого типа разрешено применять в присутствии людей, открытого типа – только когда в помещении никто не находится.

Удобнее использовать передвижные бактерицидные облучатели.

Включенная бактерицидная лампа не выделяет озон, поэтому ее применение безопасно для органов дыхания. Поэтому помещения с непрерывно работающими бактерицидными лампами не требуют проветривания.

Проводите ультрафиолетовое облучение для обеззараживания игрушек, которые невозможно обработать дезинфицирующими средствами. Во время ультрафиолетового обеззараживания выставьте крупные игрушки на открытое пространство, а составные игрушки максимально разберите.

Для повышения эффективности обеззараживания включайте облучатели во время проведения дезинфекции поверхностей и предметов или сразу после нее.

Нормируемой величиной для детских игровых комнат, помещений образовательной организации является объемная бактерицидная доза – 130 Дж/куб. м.

Ситуация: можно ли в образовательной организации установить уголок живой природы и как проводить его дезинфекцию

Уголки живой природы размещайте только в отдельных помещениях или специально выделенных местах.

Нельзя размещать аквариумы, животных, птиц в групповых помещениях (п. 6.11 СанПиНа детского сада).

В помещениях с уголками живой природы проводите ежедневную влажную уборку, чистку клеток, кормушек, замену подстилок, мытье поилок и смену в них воды.

Чтобы предотвратить заболевания у животных и заражение детей, обрабатывайте один раз в две недели клетки для животных, кормушки, поилки. После дезинфекции промывайте их проточной водой и высушивайте. Используйте специальные дезинфицирующие средства для обработки клеток животных (кроликов, попугаев и др.).

Как проводить дезинфекцию при инфекционных заболеваниях

При выявлении инфекционного заболевания в образовательной организации проводите текущую и заключительную дезинфекцию. Цель такой дезинфекции – предупредить заражение лиц, которые находятся в контакте с больными, и распространение инфекционного возбудителя за пределы образовательной организации.

Совет: при выявлении инфекционного заболевания в образовательной организации необходимо изучить и региональные нормы

Связано это с тем, что при некоторых заболеваниях согласно федеральному законодательству требуется проводить только текущую дезинфекцию (при чесотке, при стрептококковой инфекции). Однако в некоторых региональных документах установлена необходимость и заключительной дезинфекции. Например, приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 26 сентября 2005 г. № 383 предписывает при выявлении чесотки проводить и заключительную дезинфекцию силами дезинфекционной станции.

Существуют общие требования к проведению дезинфекции при любой болезни.

Текущую дезинфекцию проводите, если больной находится в образовательной организации. Обеззараживайте белье и посуду больного, помещения, в которых он находится. Проводите ежедневную влажную уборку полов и поверхностей дезинфицирующими средствами. Очищайте воздух, в том числе проводите ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений.

Заключительную дезинфекцию осуществляют в очагах тех инфекций, возбудители которых устойчивы в окружающей среде (при вспышках сальмонеллеза, полиомиелита, глистных инвазий, педикулеза и т. д.).

Внимание: медицинский работник образовательной организации сообщает в территориальные учреждения здравоохранения о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди обучающихся и работников

Заключительную дезинфекцию выполняйте после того, как заболевший покинул здание образовательной организации, в самые короткие сроки. Дезинфекционные мероприятия проводите согласно предписаниям, выданным органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Если не хватает сил и средств, чтобы провести заключительную дезинфекцию, привлекайте специалистов дезинфекционных станций.

Работники осуществляют дезинфекцию в очагах карантинных инфекций в защитной одежде.

Заключительную дезинфекцию проводят так:

  1. Медицинский работник образовательной организации или руководитель дезинфекционной бригады осматривает помещения, выясняет эпидемиологическую обстановку, определяет объем, содержание и очередность дезинфекционных работ.
  2. Готовят рабочие растворы соответствующей концентрации, которые обладают необходимым спектром действия.
  3. Обеззараживают наиболее важные в эпидемиологическом отношении объекты (мокроты, выделения, остатки пищи, посуда, белье). Одновременно отбирают вещи, которые подлежат камерному способу обеззараживания.
  4. При обнаружении насекомых в очаге их уничтожают.
  5. Обеззараживают помещения от более отдаленных комнат и помещений к более близким к выходу.
  6. Обеззараживают отдельные предметы (игрушки), собранные с мест, где присутствовал больной ребенок.

Методы и средства заключительной дезинфекции зависят от видов предметов и поверхностей, которые требуют обработки.

Обеззараживание физическим методом: обжигание, кипячение, пастеризация, горячий воздух, высушивание или ультрафиолетовое излучение.

Механические приемы дезинфекции: обмывание, вытряхивание, промывание с использованием мыла и синтетических моющих средств.

Химический метод дезинфекции предусматривает использование химических веществ, чаще всего в виде водных растворов. Данный метод применяют для изделий из стекла, коррозионно-стойких металлов, полимерных материалов, резины.

Воздушный метод дезинфекции предусматривает применение сухого горячего воздуха в воздушном стерилизаторе (сухожаровом шкафу) в лотках без упаковки.

Паровой метод применяют для изделий из термостойких материалов.

Как проводить обеззараживание предметов обихода, белья

Обеззараживание как способ дезинфекции постельного белья проводите с помощью кипячения и проглаживания с обеих сторон. Шерстяные одеяла, ковры, матрацы, пледы, занавески обрабатывайте пылесосом (с последующим обезвреживанием пыли специальными средствами). После чего подсушивайте и встряхивайте на солнце, проглаживайте горячим утюгом через ветошь. Пыль из контейнеров пылесосов после обезвреживания утилизируйте в общую канализацию.

Зимой, при температуре от -15 °C и ниже, предметы обихода и белье выносите на улицу на 40–45 минут.

Белье и другие вещи обеззараживайте в дезинфекционной камере.

Обеззараживание поверхностей помещений, раковин, кранов, ручек дверей, целлофановых и резиновых игрушек проводите орошением или протиранием специальными средствами, разрешенными к применению.

Какой инвентарь использовать для уборки и дезинфекции

Чтобы провести уборку и дезинфекцию, вы должны иметь:

  • промаркированный уборочный инвентарь (ведра, тряпки). После использования промывайте такой инвентарь горячей водой с моющими средствами и просушивайте;
  • рабочий запас дезинфицирующих средств;
  • инструкции по приготовлению растворов дезинфицирующих средств в различной концентрации. Концентрация зависит от эпидемической ситуации и конкретного возбудителя заболевания;
  • промаркированную емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе. Для обеззараживания посуды используют и сухожаровой шкаф.

При текущей и заключительной дезинфекции используют:

  • гидропульт;
  • ведра с мерными отметками;
  • щетки для чистки мягких вещей;
  • распылители порошков и жидкостей;
  • мешки для транспортировки вещей в дезинфекционную камеру;
  • клеенчатые мешки для чистой и использованной ветоши, для использованных комплектов спецодежды;
  • средства индивидуальной защиты (очки, резиновые перчатки).

Какие дезинфекционные средства использовать

Перечень моющих и дезинфицирующих средств, которые разрешены к использованию в образовательных организациях, нормативными правовыми актами не определен.

Дезинфицирующие средства должны иметь:

  • свидетельство о госрегистрации;
  • сертификат соответствия системы ГОСТ Р;
  • инструкцию, которая утверждена изготовителем, или методические указания по их применению.

Выбирайте дезинфицирующие средства:

  • предназначенные для использования в детских организациях;
  • с низкой токсичностью (по параметрам отнесены к IV классу (малоопасные) по ГОСТ 12.1.007-76, утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 10 марта 1976 г. № 579);
  • с широким спектром антимикробного и противовирусного действия (против ротавирусов, энтеровирусов, норволк-вирусов, ECHO-вирусов, вируса гепатита А, вирусов гриппа, ОРВИ и т. д.).
  • активные в отношении микобактерий, хламидий, грибов;
  • с моющими свойствами растворов и их хорошей смываемостью. Если заявлены моющие свойства, то дезинфекционное средство используют и для влажной уборки, и для дезинфекции;
  • стойкие в рабочих растворах (срок годности растворов – не менее двух недель);
  • которые не содержат хлор, фенолы, альдегиды, гуанидины.

Изучите инструкцию к дезинфицирующему средству, чтобы определить его состав и свойства.

Совет: периодически меняйте используемые средства, чтобы не появлялись устойчивые к дезинфекционным средствам штаммы микробов.

Закупайте несколько средств для дезинфекции различных объектов. Так, дезинфекционные средства с разными свойствами выбирайте для дезинфекции санитарно-технических приборов, предметов и поверхностей, которые контактируют с пищевыми продуктами, медицинского оборудования и инвентаря, рук работников и т. д.

Как расходовать моющие и дезинфицирующие средства

На федеральном уровне нормы расхода моющих и дезинфицирующих средств не приняты.

Утвердите нормы расхода моющих и дезинфицирующих средств внутренним локальным нормативным актом (приказом руководителя). Такое право следует из статей 28, 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

За основу возьмите Примерные нормы расхода, утвержденные приказом Министерства просвещения СССР от 28 января 1986 г. № 45. Несмотря на то, что данный нормативный правовой акт утратил силу, используйте его в качестве примера.

Как хранить дезинфекционные средства

Дезинфицирующие растворы и моющие средства храните в местах, которые не доступны для детей.

Такими местами являются:

  • закрытые шкафы в санузле;
  • подвальные и технические помещения, в которых храните запасы средств.

Емкости с растворами дезинфицирующих и моющих средств закрывайте плотно. На каждой емкости укажите:

Мытье игрушек в детском саду по СанПиН предусматривает ежедневную обработку мылом или содовым раствором. Можно использовать и моющее средство, но его состав должен подходить для детей – не содержать красителей и аллергенов. Лучше всего отдавать предпочтение средствам, специально разработанным для ухода за детскими вещами. Вымытые игрушки необходимо тщательно просушить, прежде чем давать воспитанникам.

Как мыть игрушки в детском саду: основные правила обработки

Мытье кукол, кубиков и других игровых предметов, согласно СанПиН, должно выполняться ежедневно, после ухода воспитанников домой. В ясельных группах эта процедура проводится дважды в день: днем и вечером. Если игрушки использовались на прогулке, то их необходимо вымыть сразу после того, как дети вернутся в помещение ДОУ. Применять одни и те же наборы игрушек для уличных игр и занятий в помещениях нельзя – это должны быть разные комплекты. Хранить их нужно также раздельно, в специально отведенных для этого шкафчиках.

Мягкие игрушки тоже необходимо мыть. Инструкция по мытью игрушек в детском саду предусматривает тщательную чистку таких предметов, поскольку в них сильнее накапливаются пыль и грязь. Каждый день их необходимо выбивать или пылесосить, а стирать – раз в 7-10 дней и как следует просушивать, желательно – на свежем воздухе. Разрешена ручная или машинная стирка (согласно рекомендациям производителя). СанПиН рекомендует применять мягкие игрушки в качестве учебных пособий, а для регулярных игр отдать предпочтение пластиковым или резиновым.

Если в детском саду есть куклы, их также обязательно нужно мыть, а кукольную одежду – стирать (вручную или в машинке) не реже раза в неделю. После стирки одежда проглаживается утюгом.

Выполняя мытье игрушек в ДОУ, важно иметь в виду, что маленькие дети нередко грызут игрушки, поэтому после обработки ни на одном предмете не должно быть ни моющего средства, ни воды. А сами игрушки должны быть изготовлены из тех материалов, которые возможно продезинфицировать специальными составами – резина, дерево, пластик. Во время мытья сотрудник, выполняющий процедуру, также обязан обращать внимание на общее состояние каждого изделия, отсутствие повреждений и неудаляемых загрязнений.

Алгоритм мытья игрушек в детском саду достаточно простой. Изделия помещают в тазик или ванночку, наполненную теплой водой с мылом (или с моющим средством) и как следует промывают с помощью губки. Емкость и губка должны быть соответствующим образом промаркированы и использоваться только для обработки игрушек. По окончании процедуры игрушки необходимо тщательно промыть в проточной воде и высушить.

Игрушки из пенолатекса, а также мягкие изделия могут обрабатываться мыльно-содовым раствором (200-220 г раствора на 10 л воды). После обработки их нужно как следует отжать и только потом промывать в проточной воде и высушивать.

Температура воды различается в зависимости от того, какие именно игрушки обрабатываются. Так, для ясельной группы температура должна составлять +50⁰ С, а для более старших групп достаточно 37-38⁰ С.

Дезинфекция и мытье игрушек в ДОУ при карантине

В условиях сезонных эпидемий вирусных заболеваний необходимо уделять особенное внимание дезинфекции игрушек. В качестве дезинфицирующего средства можно применять гидрохлорид натрия.

Обработка должна также проводиться и в том случае, если кто-то из воспитанников детского сада заразился вирусным заболеванием. Профилактическая обработка выполняется минимум 4 раза в год. В случае повышенного риска развития очагов заболевания руководство ДОУ может принять решение о проведении ежедневных дезинфекций.

График мытья игрушек в ДОУ

Каждое дошкольное учреждение составляет свой точный график выполнения этой процедуры, но в целом эти графики отличаются только точным временем. Пример графика приведен ниже.

Время обработки Младшая группа Старшая группа
День 12.40
Вечер 18.20 18.30

Для учета процедур по мытью и дезинфекции игрушек используется специальный журнал мытья игрушек в ДОУ. В этом журнале указываются: время и дата проведения обработки, список обработанных предметов, тип обработки и сведения об использованном моющем средстве, маркировка емкости и данные ответственного сотрудника, который ставит свою подпись в журнале.

Автоматизировать ведение журнала мытья игрушек можно с помощью программного модуля «Охрана здоровья сотрудников и детей» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 20 журналов и позволяет вести контроль по COVID-19 с целью снижения заболеваемости детей и сотрудников. Подробнее о программе читайте здесь.

Тщательная уборка игрушек в детском саду – залог здоровья всех его воспитанников, особенно в обострившейся эпидемиологической ситуации. Своевременное и правильное мытье и дезинфекция дают возможность избежать распространения заболеваний и уберечь малышей от множества неприятностей, которыми чреват контакт с загрязненными поверхностями. Наряду с мытьем посуды, обработка игрушек является одной из наиболее ответственных и важных процедур, поэтому ей необходимо уделять самое пристальное внимание.

Читайте также: