Дореволюционные игрушки для детей

Обновлено: 02.05.2024


Сохранилось несколько фотографий и описание игровой комнаты цесаревича Алексея в Александровском дворце Царского Села. Большая угловая комната на втором этаже Александровского дворца была буквально забита игрушками. В одном из углов комнаты находилось возвышение – подиум. Там был устроен уголок из детской и игрушечной мебели. Из этого множества игрушек можно выделить золоченый стул с музыкальным ящиком. Музыка начинала играть, когда ребенок садился на стул. У подиума находилась стойка с детскими ружьями. Там же хранилась настоящая ручная граната системы Лишина, присланная наследнику с фронта в 1916 г. В игровой находились доспехи средневекового рыцаря, индейское снаряжение – две пироги, луки, головной убор и вигвам. Множество моделей было расставлено вдоль стен: модель четырех трубного миноносца, модель госпитального фургона, модель пулемета и пушки. Под потолком крепились модели самолетов. Ещё была большая собака из белого шерстяного плюша с рыжими ушами, на колесах с механизмом. Это – подарок наследнику от кайзера Германской империи Вильгельма II. Имелись в комнате и игрушки с политическим подтекстом. Один из клоунов-паяцев был изготовлен с лицом известного германского революционера Бебеля.

При подборе игрушек в игровых комнатах цесаревича учитывалась и "география" резиденции. В Ливадийском дворце в Крыму у цесаревича Алексея в "собственной" игровой преобладала морская тематика, учитывая, что сам дворец расположен на морском побережье. Там хранилась целая флотилия подводных лодок и военных кораблей. Разноцветные сигнальные флажки знакомили наследника с морской азбукой.

А во что же играли девочки?
На праздники девочки получали дорогие подарки – фарфоровых красавиц всех именитых фабрик Франции, Германии и России. Кроме того, их привозили из-за границы родственники и друзья царской семьи, дарили гости.

(без названия)


Но фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и даже в царской семье, впрочем, и без того привыкшей к скромности в быту, девочек приучали относиться к ним бережно. Дорогие куклы – одетые, как свои маленькие хозяйки, в кружева, шёлк и батист, в шляпки и капоры с цветами и бантами красавицы с длинными локонами и закрывающимися глазами – хранились в закрытых шкафах и вынимались по особым случаям. Для повседневной же игры существовали куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, композита и мастики из Англии и российского производства, включая кустарные; бывало даже так, что покупались отдельные головки, а туловища мастерились самостоятельно.

(без названия)

(без названия)


Императрица часто принимала участие в играх, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых воспитанниц и ухаживать за ними и их нарядами.
Каждый день, в час чаепития маленькие цесаревны в белых платьях, подпоясанных цветными шёлковыми кушаками, спускались из детской в бледно-лиловый будуар матери и большую часть времени играли на полу, на огромном ковре, где специально для этого были свалены игрушки.

Искусно выполненная кукольная мебель и тончайшие фарфоровые сервизы участвовали в кукольных чаепитиях и прочих домашних заботах – светский этикет и правила домоустройства постигались в игре. Кроме кукол-барышень были и куклы-морячки, и солдаты, и крестьяне. Помимо них в играх были заняты и мягкие игрушки немецкой фирмы Steiff – слоны, зайцы, медвежата… Незвано приходил большой рыжий кот. И вся эта пёстрая компания требовала угощения, внимания и достойного обращения!

Был бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя».
Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.

После того, как 1 августа 1917 года царская семья окончательно покинула свой любимый дом, Александровский дворец в Царском селе, его детская довольно долго сохраняла свою обстановку в неприкосновенности, как все было еще при своих маленьких хозяевах.
После революции часть интерьеров: «Детская половина», «Комната младших княжон» и «Комната наследника», были открыты как постоянная экспозиция для посещения.
А в 1931 году началась борьба со всем царским, не вписывавшимся в советскую жизнь, и экспозиция была закрыта. С экспонатами поступили варварски — их просто раздали в детские дома и приюты, где их следы потерялись окончательно. Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение музей в В Сергиевом-Посаде с 32-ого года. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.

В Сергиевом-Посаде есть музей игрушек :старый особняк красного кирпича над Келарским прудом напротив Троице-Сергиевой лавры, конечно, самый волшебный из всех музеев. Несмотря на название, он притягивает взрослых не меньше, чем детей. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.

Музей грушек в Сергиевом Посаде.

У этих игрушек очень непростая судьба. Вот, что рассказывает главный хранитель музея Тамара Никитична Атюшева:

"С 1918 по 1931 год, были постоянные экспозиции в Александровском дворце в Царском Селе: «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника». Естественно, там были и игрушки. А потом, после 31-го года, все царское, и особенно то, что не вписывалось в образ «монархов - угнетателей трудового народа», стали стирать со счастливого лица новой советской жизни.

После 1931 года экспозиции эти были свернуты. Игрушки и вещи царских детей были распределены по детским домам, приютам. И с тех пор следы царских игрушек официально теряются. Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение наш музей в 32-м году. У музея не было тогда даже своего помещения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Причем без всякого указания, что это вещи особенные. Просто «Куклы XIX века», и все. Нашлись, к счастью, энтузиасты, которые по своей инициативе их поддерживали, реставрировали, одна из реставраторов даже отрезала себе волосы и подарила их одной из кукол."

«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — записала однажды в своем дневнике императрица Александра Федоровна.
О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны.

Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий. Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».

Какими игрушками играли дети царя., фото № 1

Настольная игра "Путешествие по России" 1885 год.

Был бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя». Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.

Декорации к спектаклю "Жизнь за царя"

Какими игрушками играли дети царя., фото № 2

У цесаревича Алексея был театр Гиньоль , принадлежащий Музею игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 3

У цесаревича был набор для тиснения по коже: начиная с кусочков кожи, которую можно вырезать по трафаретам, штампиком сделать фактурной, подтонировать и изготовить, скажем, рамку для фотографии. На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков. Он сам собирал их по схеме, приобретая навыки часовщика. В музей игрушек эти часы попали разобранными на детали,когда часовщики их собрали, они пошли.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 4

Шахматы, которыми играли дети в царской семье.

У княжон были наборы для шитья платьев на кукол. Вообще, у детей Николая IIбыло много кукол, например, куклы в костюме крестьянки Тульской губернии, крестьянки Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка».

Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме.

Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи.
Был игрушечный терем, и большая шкатулка-ларец, вызывающая ассоциации с произведениями русских сказок и народного искусства. Все вещи выполнены с тщательностью и вниманием к традициям. Все это показатель того, что детям (особенно наследнику) внушалось: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 6

Какими игрушками играли дети царя., фото № 7

Примерно так выглядела комната великих княжон. Фото с выставки.

Дочери русского императора имели большую коллекцию кукол из англии, Франции, Германии и России, особенно любимимы были немецкие форфорвые куклы с закрывающимися глазами и с натуральными волосами.Одеты эти красавицы были в великолепные платья из батиста и атласа, украшенные кружевами.
При взгляде на принадлежавшие великим княжнам куклы с их многочисленными изящными платьицами, шляпками, юбками, сумочками и украшениями — просто дух захватывает.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 8

Какими игрушками играли дети царя., фото № 9

Можно предположить, что платьица для кукол были сшиты самими царскими дочерьми. Известно, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала своих дочек к труду. И как известно, плоды этого воспитания сказались в 1914 году, когда старшие великие княжны работали в госпитале, выполняя там самую тяжелую работу.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 10

Какими игрушками играли дети царя., фото № 11

Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг.
Фарфор, стекло, ткань, мохер, парча, мех, галун. Высота 32 см.

Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка. Германия, 1910-е гг.
Метал, стекло, ткань, кожа. Высота 65 см.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 12

В игрушках царской семьи поражает не только качество исполнения самой игрушки, но и то мастерство с которым выполнены аксессуары для нее, будь то одежда или предметы интерьера. У княжон был великолепный чайный сервиз мейсенского фарфора: туда входили чашечки, чайники, сахарница, молочник, маленькие ложечки.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 13

Подлинный медвежонок Альфонсо, принадлежавший Княжне Ксении Романовой.

Царственные родители чрезвычайно волновались за состояние здоровья цесаревича, которое могло сильно ухудшиться от малейшей травмы, от обычного падения. Естественно, еще тщательнее его оберегали от опасных предметов в детской комнате. Но, несмотря на это, Алексей воспитывался прежде всего как будущий наследник престола, которому предстоит управлять огромной державой, и в том числе армией. У него было все, что следует иметь маленькому воину: игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечные сабли, игрушечный корабль («Броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом. А еще то, что вызовет восторг и у современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 14

Электрическая железная дорога. Германия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 15

Какими игрушками играли дети царя., фото № 16

Игровая комната Алексея . Александровский дворец в Царском Селе.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 17

Солдатики. Россия, начало ХХ века.
Мастика, дерево, роспись.
Пушка на лафете. Германия, начало ХХ века.
Жесть, штамповка, окраска.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 18

Фишки-кораблики из настольной игры. Россия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска. Высота 3 см.
В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная «игра в индейцев».

Какими игрушками играли дети царя., фото № 20

Велосипед, на котором катался царь.

В этом году 2 июняв Государственном музее-заповеднике "Царское Село"состоялось открытие выставки «Александровский дворец. В гостях на Детской половине.

Основная задача выставки – освещение одного из важных аспектов истории царскосельской резиденции, рассказ о детских годах, воспитании и образовании венценосных особ, любивших Царское Село. Это первый шаг на пути «возвращения» к жизни уникального историко-художественного комплекса комнат Детской половины Александровского дворца.


Малышка- Ольга (1913 г.), данная редчайшая куколка-экспонат стоит в отдельной витрине и посвящена первенцу Николая II и Александры Федоровны — великой княжне Ольге.

В октябре 1896 года Николай со своей семьей посетил Францию с визитом, который должен был укрепить русско-французский союз. Особое умиление французов вызывала малышка Ольга, которую родители взяли с собой в поездку. Именно в честь годовалой дочери русского монарха французская фирма Lanternier зарегистрировала в 1896 году торговую марку BEBE OLGA, и к визиту высокого гостя во Францию приурочила выпуск маленькой куклы Bebe Olga с коробочкой приданого: платьями, бельем и аксессуарами. Французский президент в знак внимания и подарил маленькой Ольге такую куклу с её богатым приданым. К сожалению, именно та кукла не сохранилась, но на выставке представлена совершенно аналогичная, оригинальная кукла, изготовленная в 1913 году.
Через три года французский президент Феликс Фор совершил ответный визит в Петербург. По этому случаю французская шоколадная фабрика выпустила открытку, которую вкладывала в свою продукцию, на которой был изображен Фор, приносящий в дар Ольге, маленькой дочери Николая Второго, куклу во время приема в Александровском дворце. Репродукция этой открытки также является экспонатом выставки и представлена позади куклы, а оригинал этой открытки находится в частном собрании французского коллекционера кукол.


Еще одна кукла Княжны Ольги, представленная на выставке, одета в мундир Третьего гусарского Елисаветградского полка, шефом которого и была великая княжна Ольга:

Как я поняла, костюм этой девочки воспроизведен уже в сегодняшнее время в точном соответствии с оригиналом.
Самой Ольге довелось надеть форму, когда в 1845 году она была назначена шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка: «Потом дядя Михаил провел передо мной моих гусар в их чудесной белой форме, с белым ментиком. Папа непременно хотел нарядить меня так же, включая расшитые чакчиры генерала. Я же протестовала против брюк, Папа настаивал на этом, и впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец, был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась. Папа представил меня разным лицам в форме моего полка и заказал для полка мой портрет в форме елисаветградских гусар».


Кукла в платье медсестры времен Первой мировой войны. Германия, фирма Queen Louise.

Костюм именно этой куколки также был воспроизведен из аутентичных тканей в нынешнее время по фотографиям, найденным коллекционерами в различных источниках.
Думаю, что кукла в таком костюме появилась в семье Романовых не случайно.Как известно из литературных источников, в годы Первой мировой войны княжны Ольга и Татьяна работали в военном госпитале вместе матерью под руководством женщины-врача, одной из первых женщин-хирургов Веры Гедройц.Великие княжны помогали тяжело раненым солдатам: снимали с них порванную в клочья одежду, мыли их искалеченные тела, чистили загноившиеся раны, делали перевязки. Трудно представить, что при этом чувствовали совсем молоденькие Ольга и Татьяна, одной из которых в то время было 19 лет, а другой-17. Интересным является тот факт, что в 1914 году княжны специально учились сестринскому делу, получив аттестаты и красные кресты.
Остальные куклы коллекции не менее шикарны и интересны, являются гордостью не только современных коллекций, но и были гордостью царской семьи. Этих фарфоровых красавиц известных фабрик Франции, Германии и России царские дочери получали в подарок на праздники.Недаром Великим княжнам дозволялось играть с ними только в присутствии матери- Императрицы Александры Федоровны, обращались с ними очень аккуратно и бережно. В остальное время девочки играли с более простыми куклами и игрушками.

У этой куклы в ушах настоящие шикарные серьги, красиво подчеркивающие её благородство и уникальность:

На ножках нежные светло-голубые туфельки с аккуратным бантиком:

Кукольный туалетный набор, Франция 1880-1890 годы:



Эта девочка (на фотографии ниже) Kammer & Reinhardt. Её рост 58 см. Одета куколка в оригинальный старинный матросский костюм, на её ножках- черные кожаные туфельки.На выставке нам рассказали, что маркировка этой куколки — Simon & Halbig Kammer * Reinhardt 58. В Маркировках кукол K&R двузначное число на шее означает размер в сантиметрах, а не номер молда. Мне, как человеку ни разу не державшему в руках антикварных кукол, было очень интересно узнать об этом.




Левее, в бархатном бордовом платье кукла-реплика, изготовленная художником по куклам из Тюмени Галиной Шульгиной. Галина уже много лет изготавливает куклы-реплики французских мастеров 19 века. Прочитав и посмотрев информацию в Интернете я увидела сколько прекрасных работ у этого мастера.


«Маленький гусар»-реплика оригинальной куклы, изготовлен мальчик в единственном экземпляре ростовским мастером-реставратором Светланой Деркач.

Французская лошадка-каталка младшей дочери четы Романовых-княжны Анастасии:

Великая Княжна Анастасия Николаевна родилась 18 июня 1901 года в Петергофе. Никогда ранее не знала, что Анастасию назвали этим именем в честь черногорской принцессы Анастасии Николаевны, с которой была дружна Александра Федоровна Непоседа, младшая дочь Императора Николая II. За шалости ее называли «швыбзик», а за умение рассмешить любого – «солнечным лучиком», эта шустрая девочка очень любила подвижные игры и соответствующие этому игрушки. Поэтому лошадка считается одним из основных экспонатов выставки, характеризующих личность именно этой маленькой Княжны.
Ну и напоследок фотографии солдатиков, часть из которых ( а именно оловянные) принадлежали цесаревичу Алексею и активно использовались им во время игр. Как известно, маленький Алексей страдал очень коварным и неизлечимым заболеванием-гемофилией, в связи с чем ему были запрещены активные игры, дабы избежать получения травм. Поскольку цесаревич был наследником престола и, соответственно, обязан был знать военные науки, солдатики использовались не только для игры, но и для обучения.
:
А это уже копии фигурок, которые изготавливались в наши дни по фотографиям и сведениям из архивов:

Вот такой обзор этой замечательной выставки получился у меня сегодня. На самом деле было очень интересно посмотреть на все эти экспонаты своими глазами и осознать, что многих из этих кукол и игрушек держали в своих руках более 100 лет назад пусть и не именно царские дети, но девчонки и мальчишки, жившие несколько поколений назад.

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Читайте также: