Дореволюционные игрушки из ваты

Обновлено: 01.05.2024

Елочная игрушка из ваты, так похожая на пушистый снег, давно стала непременным атрибутом новогодних праздников.

В статье используются как фотографии автора, так и из свободных ресурсов интернета.

Эта игрушка пережила периоды взлёта и забвения.

Приблизительно, с 1936 года начинается возрождение елочной игрушки, и ватной в первую очередь.

Благодаря податливости, удобству в работе, этот материал позволяет изготовить фигурки на любую тематику.

Спортсменов, полярников, пограничников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок, да и просто детишек на санках и лыжах выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие.

А эти ребятишки на качелях!

Или зверюшки в конвертах!

В создании этих игрушек учитывали опыт потомственных мастеров, работавших в этой технике ещё до революции.

Как же создавалась игрушка из ваты?

На первый взгляд, все просто. Но, есть ряд нюансов, которые необходимо учитывать.

Основа для фигурки ватного человечка - проволочный каркас, обмотанный ватой.

Лицо формовали из папье-маше или воска, затем грунтовали и тоненькой кисточкой вручную писали глаза, брови, губы, а вот щёчки румянили ватным тампоном.

Костюм мастерили из белой или заранее окрашенной ваты, иногда добавляя элементы из гофрированной бумаги.

Готовую фигурку покрывали клеем (крахмальный клейстер), и посыпали стеклянным снегом, отчего он становился похож на искрящийся снег.

Для того, что бы получить искусственный снег, выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.

Ещё один популярный сюжет в игрушках из ваты - сочные и румяные овощи и фрукты.

Лимоны, огурчики, сливы, яблоки, грибочки стали не просто игрушками, а символами изобилия и благополучной жизни.

В 1936 году В 1936 году на Ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты, т. к. округлая, практически, симметричная форма большинства плодов позволила механизировать производство.

И, все же, игрушка из ваты - рукодельное творение, так радующее нас своей неповторимостью и особой изысканностью.

В наше время мастера продолжают традиции по изготовлению елочной игрушки из ваты, создавая реплики и авторские экземпляры.

История ватной елочной игрушки, фото № 1

Белая и пушистая, она так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране.

Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления не от Сотворения Мира, как было принято ранее, а от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку, получившей распространение в России во второй половине 19 века.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1-го на 14 января. Реформа не была принята церковью и вызвала растерянность у простых людей. Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись.

История ватной елочной игрушки, фото № 3

К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Причины возрождения праздника и его смысл объясняла статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», опубликованная в газете «Правда» 28 декабря 1935 года.
Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».

История ватной елочной игрушки, фото № 4

Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов.

История ватной елочной игрушки, фото № 5

В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас сегодня в этих неярких, но по-своему изысканных елочных игрушках.
Однако по той же причине в последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.

В России отмечать Новый год стали 1 января 1700 года по указу Петра I.

Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили, в основном, на крышах питейных заведений.

Техника создания ватной игрушки очень схожа с техникой папье-маше, которая появилась еще до нашей эры , в Китае.

Первое упоминание об ватной игрушке можно найти с 1774 года.

Традиция украшать Рождественскую ель пришла из Германии, а первая праздничная елка в России датируется 1817 годом. Ее устраивала великая княгиня Александра Федоровна.

Первые ватные игрушки были с картонными лицами, сама игрушка делалась из ваты и обрабатывалась бертолетовой солью , для мерцания.

В России наряжать елку на Рождество стало очень модно в с середины 19в.

Однако позволить себе такую роскошь могли только обеспеченные люди.

Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого.

На рубеже XX века за один стеклянный шар торговцы игрушками просили 20 рублей, а за набор могли взять и 200. И это при том, что за 20 рублей в те времена можно было купить корову, за 200 – дом под Петербургом.

Так создание ватной елочной игрушки стало популярным и недорогим ремеслом.

Распространению ремесла способствовали дворянские дочери.

Воспитанницы институтов благородных девиц делали игрушку на уроках. Долгое время эту игрушку называли “царской игрушкой”.

Намного позднее игрушка получила повсеместное распространение, и превратилась в потешное ремесло. Самые предприимчивые крестьяне открывали артели по производству ватной елочной игрушки.

В специальных магазинах изящных вещей продавались вырубные листы с хромолитографическими изображениями из Дрездена. Из этих листов можно было вырезать лица тех же ангелов, детей или дедов Морозов и приклеить на ватную или тканевую игрушку. Это значительно упрощало изготовление.

Ватная игрушка уже несла определенное пожелание, так зайчик с колоском - пожелание хорошего урожая, для женщины -плодовитости, зайчик с колокольчиком- защита дома от нечистой силы, зайчик с сеном- сено, символизирует ясли, в которых лежал христос. Ангел с рогом изобилия – достаток в доме, ангел с фонариком помогает в поиске, ангел с сердцем- встреча с любовью…

На протяжении всего XIX века макушку рождественской ели украшали или Вифлеемская звезда, или фигурка Иисуса Христа. Обычно их делали из дрезденского картонажа и для большего эффекта подсвечивали свечами.

Фабричное производство елочных игрушек было впервые налажено в России в годы Первой мировой войны.

В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты. Они-то научили русских мастеров выдувать из стекла елочные шарики и бусы.

Первой мировой войне мы обязаны и другим украшением, без которого невозможно представить современную елку – верхушкой в виде шпиля (навершия солдатских касок и шлемов).

В советские годы Вифлеемская звезда была заменена на красную кремлевскую.

С 1929 по 1936г. Рождественская елка была отменена. «Только тот, кто друг попов - Елку праздновать готов»

. Комсомольские патрули даже пытались проверять по домам, нет ли там елки. Те, кто продолжали соблюдать традиции рождественской елки, делали это в большой тайне, за занавешенными окнами, устанавливая маленькое деревце, которое легко можно было спрятать.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

С этого момента начинается эра советской елочной игрушки.

Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики. Как и прежде, их делали из дрезденского картонажа, ваты и стекла.

А вот сюжеты стали иными – библейских персонажей заменили красноармейцы, матросы, пионеры и колхозницы в красных косынках с серпом в руках. Также у советских граждан были популярны избушка на курьих ножках, румяные спортсмены и дворник с метлой.

Внучка у Деда Мороза появилась только в советские годы. В 1937 года в Колонном зале Дома Союзов впервые была устроена детская елка. Хозяином на этом празднике был Дед Мороз. Но ему нужен был помощник. Поначалу устроители елки хотели назначить таким помощником Снеговика-почтовика. Но потом вспомнили о героине пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» – прекрасной светловолосой девушке, вылепленной из снега. В конце 30-х годов фигурки Снегурочек стали ставить под елку. Их изготавливали из ваты или папье-маше. В одном из вариантов Снегурочка была пролетарской девочкой в сафьяновых сапожках и с красным флагом.

По елочным игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. Так, в 1938 году московские артели по производству елочных игрушек выпустили серию ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс. В ней были: полярник с медведем, станция Северный полюс и медведь-лыжник, разносящий почту.

Изготовлением ватной игрушки занимались в основном предприятия Москвы и Ленинграда. . Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, персонажей любимых детских сказок создавали лучшие художники и скульпторы.

В создании украшений из ваты использовали и опыт потомственных мастеров из семей, еще до революции занимавшихся производством елочных игрушек.

С развитием индустриализации , после 1966 года ватная игрушка стала частично механизированным трудом, поэтому коллекционной считается именно игрушка до 1966 года выпуска. В конце 70-хх годов игрушка перестала выпускаться совсем и технология была утеряна на долгие .

Сейчас этот вид искусства переживает свое второе,или даже третье рождение,все больше и больше мастеров создают авторскую ватную игрушку, дополняя ее другими техниками, что позволяет создавать разнообразные образы и воплощать любые задумки.

Приветствую вас на канале "Квартал мастеров". Сегодня будет не знакомство с творчеством мастера, а экскурс в историю ватной ёлочной игрушки. Статью подготовила и прислала мне мастер-кукольник Марина Лосева. Далее будет от лица автора.

Автор статьи Марина Лосева

Друзья мои, приглашаю вас поговорить о елочной ватной игрушке.

В каждой семье есть вещи, которые трепетно сохраняются как память о ком-либо или о чем-либо.

В нашей семье бережно хранятся елочные ватные игрушки. Их немного, Они уже довольно старенькие и потертые, но от этого не менее дороги . Вместе с ними хранятся аж три Деда Мороза! Все они, и игрушки, и Деды Морозы разных годов изготовления. И в какой-то степени по ним можно прослеживать историю ватных игрушек.

Каждый год, наряжая елку их приятно брать в ладошки и чувствовать их нежность и теплоту. Занявшись созданием кукол, я решила познакомиться и с историей возникновения, и создания ватной игрушки.

Как оказалось, история ватной игрушки интересна и занимательна.

Ватная игрушка изначально появилась как украшение на елку. Раньше елку наряжали не на Новый год, а на Рождество 25 декабря. Возникла эта традиция в Средневековье у германских народов.

В России летоисчисление велось от Сотворения мира и Новый год начинался с 1 сентября.

Указом Петра I № 1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года» повелевалось летоисчисление нового года считать с 1 января по году 1700 от Рождества Христова, а не с 1 сентября 5508 лет от Сотворения мира. «…А в знак того доброго начинания и нового столетнего века … учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых …» Правда никаких украшений на тех ветках не было. И до начала XIX века елки в России в домах так и не ставили. Инициатором этого действа считается великая княгиня, по происхождению из Пруссии, Александра Федоровна. Елка была установлена 24 декабря 1817г. в личных покоях императорской семьи, Москве. До начала 1840-х годов рождественские елки были исключительно дворцовыми. В середине сороковых годов «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». По традиции макушку елки венчала Вифлиемская звезда.

Первая, для общественного увеселения, ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. «Установленная в зале вокзала огромная ель с одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги»

Со второй половины XIX века на ёлках начали развешивать различные картонные игрушки: гирлянды, китайские фонарики, стеклянные шары, сначала немецкого, затем российского производства. Но эти украшения были дороги. В результате, в качестве альтернативы, появились невоспламеняющиеся ватные игрушки. Их можно было приобрести в магазине (например, Гебгардта и у Петто в Петербурге) или изготовить самостоятельно.

В дамских журналах того времени печатали поэтапное создание ватной игрушки. По аналогии современного мастер-класса.

Сегодня мы хотим показать вам замечательно выразительные игрушки из ваты, которые делает мастер-кукольник из города Иваново Валентина Марычева .

Мы задали автору несколько вопросов о творчестве. Полюбуйтесь этими работами вместе с нами!

- Валентина, когда вы начали создавать авторские куклы и игрушки? Когда? Всегда этого хотели или получилось случайно?
- В нашей семье было принято рукодельничать, дед делал санки, плёл корзины, делал мебель, мама и бабушка шили, вязали, вышивали, поэтому и я с детства любила мастерить всякую всячину из ткани и бумаги, рисовать, лепить. Однажды я слепила из пластилина целый город, но когда он случайно попал под яркие солнечные лучи, то растаял. было много слёз! Всегда что-то придумывала для воплощения. А по профессии я учитель рисования. По характеру я очень увлекающаяся, но и многое умею делать: когда дочка была маленькой, постоянно шила и вязала для нее игрушки, а лет десять назад буквально заболела куклами и с тех пор не могу остановиться.

- А где вы учились созданию кукол и игрушек?
- Специально созданию кукол я не училась, мне интереснее изобретать велосипед самой, чем получить готовую технологию. Училась в педагогическом университете по специальности ИЗО, да и просто много чем увлекалась в жизни, поэтому удачным образом мои умения шить, вязать, лепить, рисовать и многое другое пригодилось мне в деле создания кукол, - просто как пазлы сложились в целую картину.

- Вы давно занимаетесь куклами, и вдруг - ватная игрушка!

-Да, год назад накрыло меня новое увлечение. Честно скажу: ватные игрушки антикварные, дореволюционные и советского периода меня совершенно не вдохновляли, а вот когда увидела высокохудожественные современные ватные игрушки, руки запросили попробовать самой, ну а остановиться очень трудно. Вата удивительный материал, она пластична, податлива, у нее много возможностей, и, вместе с тем, она на удивление прочная, что совсем удивительно! Окрашивается практически любыми красками, я выбрала акрил ,а иногда окрашиваю кофе, от чего игрушка кажется старенькой.

- Придумывать персонажей для ватной игрушки это особое удовольствие, - рассказывает Валентина . - Мы все родом из детства, поэтому стоит лишь закрыть глаза и вспомнить свое детство, в котором зимы были снежными, горки высокими, санки крепкими, а мы весёлыми и счастливыми.

Считается, что немецкий обычай устанавливать ёлки с игрушками на них стал общемировым, по одной из версий, после Нового 1842 года, когда супруг английской королевы Виктории – принц Альберт , происходящий из немецкого рода герцогов Саксен-Кобург-Готских , по старинному обычаю своей страны повелел установить и украсить в парадной зале Виндзорского дворца рождественскую елку. Популярный английский журнал The Illustrated London News опубликовал живописный этюд, изображающий необычную королевскую инсталляцию. Так немецкая традиция декорации рождественского дерева вошла в дома аристократии и обывателей Великобритании . Уже со следующего года в преддверии праздников в Лондон стали поставляться норвежские ели, которые украшались небольшими самодельными игрушками, бисквитами, конфетами и маленькими мешочками со сладостями.

В России первые игрушки появились,по одной из версий( которая мне особенно понравилась), благодаря супруге Николая I Александре Федоровне , родившейся и выросшей в Пруссии . Именно она установила первую елку с гирляндами, свечами и игрушками во дворце императорской семьи.

Стеклянные елочные игрушки стоили невероятно дорого. За один шар торговцы могли запросить 20 рублей, а за набор - все 200 рублей. И это при том, что за 20 рублей можно было купить корову, а за 200 - дом в Петербурге . Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно.

В России до революции ватные игрушки и игрушки в технике дрезденского картонажа были очень популярны. Для запуска собственных стеклодувных заводов Россия не располагала необходимым количеством сырья, а завозить готовую продукцию из зарубежья было очень дорого. Поэтому ёлочные игрушки стали изготавливать из ваты .

Вата обладала отличными характеристиками: она ценилась за свою мягкость, податливость, долговечность и способность взаимодействовать с другими материалами. Сырья для работы было достаточно, и мастера на фабриках вкладывали всю душу в создание праздничного декора.

Из ваты делались самые разнообразные фигурки: ангелы с крыльями, райские птицы, девочки на коньках и мальчики на лыжах. Часто головки у таких куколок были из фарфора. В Европе в магазинах продавались вырубные листы с изображением лиц. Их можно было вырезать и приклеить к ватной игрушке. Молодые девушки и дети проводили немало предпраздничных декабрьских вечеров, сворачивая из цветной бумаги рожки для конфет, сшивая из шелковых лоскутов мешочки для цукатов и миндаля, превращая вату в пухлых снежных человечков и делая помпоны с кисточками из шелковых лент и нитей бисера.

В 30-е годы XX века елочные игрушки в России изготавливали вручную. В Москве были организованы две артели — "Художественная игрушка" и "Всё для ребенка" . Ватные игрушки в этих артелях делались из скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы — "скелетики" для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.

Изготовлением игрушек занимались вовсе не случайные люди. Чтобы делать из ваты людей и животных, надо быть художником. И то, что игрушки эти производились в большом количестве и к тому же стоили недорого, свидетельствует лишь о том, что в то тяжелое время было достаточное количество людей, имевших художественные способности, готовых работать за копейки. Современные ёлочные игрушки из ваты стоят дорого, и многие, кто пытался что-то делать своими руками, знают - почему Делать их сложно!

Лицо в виде маски делали из мастики, папье-маше или воска , затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты .

Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, которые отражали советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажи любимых детских сказок.

Позже процесс изготовления игрушек становился автоматизированный. Были созданы станки для намотки ваты, а также был придуман метод горячего тиснения. Однако технологию изготовления ватной игрушки механизировать так и не удалось. Поэтому в 1950-х годах ватная игрушка исчезла с прилавков магазинов. В среде коллекционеров раритетными считаются игрушки, выпущенные до 1966 года.

Читайте также: