Дореволюционные игрушки на елку

Обновлено: 28.04.2024

Высокий указ

За день до нового, 1936 года в московских магазинах пропала вся вата, грецкие орехи в скорлупе и фольга. А еще — ленты, клей, нитки и хлопушки.

Причиной такого ажиотажа стала маленькая заметка в газете "Правда"от 28 декабря. Три абзаца, подписанные просто, без чинов — П. Постышев, — были озаглавлены так: "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!"

Павел Постышев, позже печально прославившийся организацией массовых политических репрессий, был соратником Сталина и вторым секретарем Компартии Украины. Его предложение организовать елку для детей было как гром среди ясного неба — ведь до этого уже больше десяти лет она была вне закона!

Обличающие статьи и насмешки над традицией устраивать елку, демонстрации рабочих против рождественских и новогодних гуляний, запрет на продажу елей перед Новым годом, и вдруг — такое заявление. Все были не просто удивлены — растеряны.

Призыв Постышева "в школах, детских садах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в кино и театрах — всюду должна быть детская елка" читался как приказ — ослушаться нельзя. Понимали все — без согласия главы страны такое заявление никогда бы не напечатали. Пришлось быстро, на бегу, организовывать праздник.

Артелей, которые продолжали мастерить елочные игрушки в период гонений на елку, — по пальцам пересчитать, стеклодувные фабрики не делают шары, и нарядных игрушек взять просто негде.

Первый Новый год с советской елкой люди встречали скромно и праздничное дерево наряжали кто чем — в ход шли и самодельные бумажные снежинки, и шахматные доски, и коробки из-под конфет, и куклы, и плюшевые мишки. После в прессе появятся статьи с критикой подобных "украшений": будет много говориться о том, что для елки должны быть специальные игрушки: блестящие, сверкающие, праздничные.

Опыт буржуазной России

Опыта массового производства елочных игрушек в России не было. До революции их делали небольшие артели, но в основном привозили из Германии — Постышев не лукавил в своей статье, называя эту традицию прерогативой "богатеев".

Хотя лесная красавица бывала на праздник и у бедняков, и у мещан, украшали они рождественское дерево не игрушками, а сладостями — конфетами, орехами, пряниками, а потом раздавали их детям.

Прятать вкусности на елке было принято и в дворянских домах, но там для этого были специальные сюрпризницы — игрушки с небольшой полостью или коробочкой внутри, в которую клали конфеты или драже. А могли положить и украшение, и куколку, и солдатика.

Популярностью пользовались и игрушки из плотного прессованного картона с оттиском, затем покрашенного или разрисованного — картонажи.

Украшения подороже выполнялись из металла: из него делали почтовые ящики, кареты, машины, кораблики, для декора использовался искусственный жемчуг, бисер, вышивки.

В 1936-м советские мастера обратились к опыту немецких игрушечников, переняв технологию производства, но изменив саму идею праздника. Если в царской России он был связан с Рождеством и елку украшали звездами и ангелами, то в СССР игрушки становятся рычагом советской пропаганды.

"Красная" елка

Уже в 1936-м по всей стране открываются фабрики елочных игрушек, самые крупные — в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде. Украшения делают из ваты, папье-маше, картона и бумаги.

Выдувают и стеклянные шары — тяжелые, не слишком изящные, но именно такие игрушки считаются самыми ценными и стоят дорого. На них тоже алеет символика советского государства и Красной армии, гербы и флаги республик.

Существует версия, что в 37-м в продаже появились наборы шаров с портретами Ленина, Сталина, Кирова и других членов Политбюро, но скоро их перестали выпускать — слишком неоднозначно могла быть расценена такая елка с "повешенными" на дереве вождями и их соратниками в эпоху уже начавшихся политических репрессий.

Один из самых страшных годов в российской истории — 1937-й — советские граждане встречают с красиво наряженными елками: на них — пионеры и красноармейцы, стрелки и моряки, всадники в буденовках и милиционеры, рабочие и спортсмены.

Сталин любит авиацию, в почете летчики, и миллионы мальчишек мечтают поступить в летное училище, как только вырастут, — а пока с упоением рассматривают на елке собранные из десятков стеклянных трубочек и бус монтажные игрушечные самолетики, тряпочных и картонных парашютистов и пилотов.

В стране популярно воздухоплавание. В 1935 году чудом удалось предотвратить трагедию — шквалистый ветер на аэродроме сорвал дирижабль В-2 со штопорных якорей, и воздушный корабль стал подниматься ввысь. На его борту находились четыре члена экипажа и одиннадцать пионеров, которые приехали на экскурсию. Командиру дирижабля Николаю Гудованцеву удалось по тросам забраться в гондолу и взять управление под контроль. Пассажиры остались целы и невредимы, а судно было благополучно посажено. За этот подвиг командира наградили орденом Красной Звезды.

Спустя три года Гудованцев отправился в Арктику спасать полярников-папанинцев на другом дирижабле — В-6 ОСОАВИАХИМа, но тот полет закончился катастрофой: дирижабль в условиях плохой видимости столкнулся с горой под Кандалакшей и потерпел крушение. Из 19 членов экипажа 13 погибли, в том числе и Гудованцев. По воспоминаниям современников, проститься с героями вышли тысячи москвичей.

После этих событий знаменитые дирижабли появляются в виде елочных игрушек: их делают из картона — плоскими и из папье-маше — объемными.

Пограничник Карацупа

В 30-е по Союзу гремит слава о героях-пограничниках — грозе преступников и диверсантов, и уже в 37-м году в продаже появляется картонаж — пограничник Никита Карацупа с овчаркой.

Никиту Карацупу сейчас называют "дедушкой всех пограничников". Он служил на Дальнем Востоке, на границе с Маньчжурией и Китаем. За свою жизнь он поймал 338 нарушителей государственной границы, участвовал в 120 боевых столкновениях, однажды смог задержать диверсантов, пытавшихся взорвать мост.

Карацупа прекрасно ладил с собаками, за время службы у него сменилось пять собак, и всех их он называл одной кличкой — Индус. Ни одна собака не умерла от старости: он погибли при исполнении задания или были отравлены. Последнего пса пограничник пытался спасти и даже привез в Москву, надеясь на помощь столичных ветеринарных врачей, но — тщетно. На память из погибшей собаки сделали чучело, которое сейчас находится Центральном пограничном музее России.

Елка на военном положении и игрушки из погон

Несмотря на начавшуюся войну, Новый год празднуют по всей стране.

Не только профильные игрушечные фабрики — каждое предприятие или завод стремится смастерить елочные украшения к празднику, вот толко ни ваты, ни картона, ни цветной фольги с красками во время войны не достать.

В ход идут подручные средства: обрезки ткани, металла, проволоки. Даже остаткам от пошива военной формы находят применение — и вот уже на елке кораблик, сделанный из погон. Еще один сверкает металлическими бортами — парус и корпус у него из стального листа, а мачты — из проволоки.

Не только в Москве, но и в осажденном Севастополе и блокадном Ленинграде, в поселках и деревнях для детей устраивают елки. Угощают праздничным обедом из жидкого супа и второго, но подарки могут подарить не везде, поэтому многим раздают игрушки прямо с елки.

В годы войны новогодняя елка стала для миллионов людей той соломинкой, которая не дала потерять надежду на мир и радость.

Полеты Гагарина и кукуруза Хрущева

После войны политическая окраска стала постепенно сходить с елочных игрушек. Они становятся по-настоящему детскими — среди них теперь фонарики, мишки и зайчики, Айболит и Мизгирь. К столетию Пушкина в продаже появляются наборы стеклянных игрушек, выполненных по мотивам его сказок.

В 1955 году в Ленинграде открывается метрополитен — станция "Автово" его первой ветки появляется на елочных шарах. В том же году Никита Хрущев разворачивает знаменитую кукурузную кампанию, желая переориентировать сельское хозяйство на эту культуру. Кампания окажется провальной, зато на елках всей страны в Новый год будут сверкать стеклянные золотистые початки.

В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе, и это событие тут же находит отражение в игрушках: в канун 62-го года елка украшена ракетами и космонавтами.

Коллекционеры и свалки

У елочных игрушек есть одна уязвимость — они очень хрупкие. Поэтому до наших дней их дошло немного. В эпоху переселения в хрущевки огромное количество старых игрушек было утрачено — их или разбили, или просто выбросили в мусор, разбирая при переезде антресоли.

По мнению коллекционеров, больше всего старинных игрушек сохранилось в Петербурге: панельная застройка не так коснулась исторического центра Питера, как других городов.

Ценнейшие и редкие игрушки иногда спасали именно со свалок, куда их выбросили родственники умерших дедушек и бабушек, разбирая старые квартиры.

Елка, наряженная игрушками-сюрпризницами 30-х—50-х годов XX века

Сегодня искать старинные елочные украшения легче всего через интернет. Редкие образцы находятся и в частных коллекциях, но людей, собирающих старинные елочные украшения, в стране не много. По их признанию, зачастую редкие и интересные игрушки находятся не в России — в руках потомков эмигрантов, и приходится потратить много времени и сил, чтобы выкупить украшения и вернуть на родину.

ТАСС ВЫРАЖАЕТ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА ЧАСТНЫМ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ ТАТЬЯНЕ БОЧАРОВОЙ, МАРИНЕ СЕРГУНИНОЙ И ГУЛЕ МИНГАЗОВОЙ

Над материалом работали

В материале также использованы фотографии Фотохроники ТАСС (Олег Иванов и Борис Кавашкин, Георгий Коновалов) и Карины Салтыковой.

Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки. 1922 год. Музей личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки. 1922 год. Музей личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Вот и Новый Год наступил, и Рождество, а скоро и Новый Год по старому календарю придёт! Наряженные ёлки у всех ещё стоят, сверкают огнями, отражающимися в стеклянных ёлочных игрушках. У нас дома почти нет современных елочных игрушек, они, наверное, хорошие, но те, с детства знакомые, ближе, теплее, приятнее.

Правда, совсем уж старинных, дореволюционных у нас нет. Вот интересно, а чем украшали ёлку, скажем, сто или больше лет назад?

Послушаем Лидию Чарскую. Вот что она пишет в "Записках институтки", изданных в 1901 году. "Оживленные и порозовевшие от мороза, мы вошли снова под тяжелые своды нашего институтского здания. В семь часов вечера нас повели в зал, двери которого целый день были таинственно закрыты. В это время из залы донеслись звуки рояля, двери бесшумно распахнулись, и мы ахнули.
Посреди залы, вся сияя бесчисленными огнями свечей и дорогими, блестящими украшениями, стояла большая, доходящая до потолка елка. Золоченые цветы и звезды на самой вершине ее горели и переливались не хуже свечей. На темном бархатном фоне зелени красиво выделялись повешенные бонбоньерки, мандарины, яблоки и цветы, сработанные старшими. Под елкой лежали груды ваты, изображающей снежный сугроб. Мне пришло в голову невольное сравнение этой нарядной красавицы елки с тем маленьким деревцом, едва прикрытым дешевыми лакомствами, с той деревенскою рождественскою елочкою, которою мама баловала нас с братом. Милая, на все способная мама сама клеила и раскрашивала незатейливые картонажи , золотила орехи и шила мешочки для орехов и леденцов. И все это с величайшей осторожностью, тайком , чтобы никто не догадывался о сюрпризе. Та елка, скромная, деревенская, которую делала нам мама, была мне в десять раз приятнее и дороже. Я невольно вздохнула. "

А вот что писала о ёлке известная писательница Тэффи. "Валя со слоненком толковала целые дни про елку. Надо было, значит, непременно елку схлопотать. Выписала по секрету от «Мюра и Мерилиза» картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики, но лучше всего был маленький ангел с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блестках. Он висел на резинке, крылышки шевелились. Из чего он был - не понять. Вроде воска. Щечки румяные, и в руках роза. Я такого чуда никогда не видала.." (Н. А. Тэффи. рассказ "Валя" 1920).

Упомянутые картонажи и являлись теми ёлочными игрушками, которыми чаще всего украшали ёлки до 1910-1920-х годов. Они появляются в России около 1880 года и изготавливались фабричным способом в Германии. начало этому производству было положено в Дрездене, поэтому све игрушки этого типа обычно назывались дрезденским картонажем. Вскоре их стали изготавливать и в России.

Совсем скоро наступит Новый год – в воздухе уже витает запах мандаринов и пахнет хвоей, а с антресолей достаются старинные елочные игрушки и другие украшения. Кажется, что традиция наряжать ёлку была в России всегда. Но нет: она пришла к нам из Германии лишь в XIX столетии. Интересно, какими украшениями блистала лесная красавица в царской России?

Указ Петра I

Западноевропейский обычай ставить ёлку на Рождество настолько понравился Петру I, что в 1699 г. вышел его знаменитый указ. В нём предписывалось отмечать Новый год в России 1 января, как в Европе, а дом украшать ветками ёлки, можжевельника и сосны, причём без всяких прикрас. Поначалу указ Петра Алексеевича старательно выполняли, но после его смерти про обычай позабыли, и зелёная красавица появлялась в рождественские праздники только на крышах кабаков.

Когда ёлка в царской России стала символом Рождества

Народное признание пришло в начале XIX столетия – большую роль в этом сыграли немецкие корни многих российских императриц. Принимая православие, немецкие супруги российских императоров признавали наши обычаи, но про традиции своей страны тоже не забывали. В Германии каждый человек, будь-то бедняк или богач, украшал на Рождество ель – для немцев она была и атрибутом христианского праздника, и национальным символом. (Говорят, что встретить классически украшенную ёлку возможно только в Германии).

Поскольку в начале XIX столетия население Петербурга на треть состояло из немцев, очень скоро наряженную к Рождеству ель можно было увидеть в домах богатых и титулованных семей.

Ёлочные украшения, символизирующие христианский праздник

До революции жители Петербурга наряжали ёлку на европейский манер. Большинство украшений было связано с библейскими сюжетами: колокольчики, похожие на божественный голос, фрукты (груши и яблоки), напоминающие райскую пищу. Венки, гирлянды в виде цепей и бус – атрибут святости, орехи – символ скрытой мудрости, и, конечно, свечи – символ полной волнения человеческой души.

Долгое время, вплоть до середины ХХ столетия, семейной традицией было крепить на ёлку настоящие свечи. Рождественское дерево с зажжёнными свечками выглядело очень эффектно, но последствия такого украшательства нередко были драматическими. В конце XIX в моду вошли безопасные электрические гирлянды (первая такая гирлянда украсила публичную ёлку в Царскосельском манеже в 1882). Но удовольствие это было не из дешёвых, и простой народ продолжал зажигать свечи.

«Вкусный» декор ёлки

Доходы населения в середине XIX столетия были низкими. К примеру, зарплата городских и уездных врачей составляла 180 – 224 руб/год. А у провинциальных приказчиков и того меньше. Цены на ёлку в царской России колебались в пределах 20 – 200 руб., и простой городской житель не мог позволить себе такую роскошь. Да и в крестьянской избе встретить украшенную к праздникам ёлку было большой редкостью.

Интересно, что за ёлкой приходилось идти не куда-нибудь, а в немецкую кондитерскую. Например, в кафе Пфейфера рядом с Александринским театром или кондитерскую «Доминик», что на Невском проспекте. Причём продавалась она уже наряженной. Помимо гирлянд и китайских фонариков, на дереве красовались ароматные прянички, шоколадные зверушки, позолоченные орешки, засахаренные яблочки.

К концу XIX столетия съедобный декор ёлки пополнился “вкусняшками” в русской тематике. Это были козули – пряники из ржаного теста, покрытые глазурью. Их выпекали самых разных форм, на что хватало фантазии: ангелы, звёзды, животные, паровозы, пароходы, дирижабли…

Кстати, о дирижаблях. Игрушки на ёлку часто делали в духе времени: в прабабушкиных сундуках до сих пор встречаются дирижабли из стекла и папье-маше.

Стеклянные игрушки

Первые ёлочные украшения из стекла появились в Германии 1848 году… из-за неурожая орехов и яблок! Постепенно стеклянные яблоки, шишки, колокольчики и фигурки животных появились и в России, но дорогие изделия были не каждому по карману. Чтобы украсить ёлку к Рождеству, простые люди мастерили игрушки самостоятельно. Накануне праздника женская часть семейства вырезала из картона снежинки, фигурки зверей и ангелов. В этом был воспитательный момент, а обычай украшать рождественское дерево постепенно распространялся на все сословия.

Всенародной традиция стала с приходом советской власти: ёлка из рождественской превратилась в новогоднюю, а по ёлочным игрушкам можно «прочесть» историю нашей страны. С тех пор много воды утекло, современные новогодние украшения прекрасны. Но они не сравнятся с украшениями прошлых лет, ведь старинные елочные игрушки таят в себе особую магию и хранят тепло поколений.



Xmas to Greet You. Greetings card. Place of origin: England (made). late 19th century (made). Artist/Maker: Unknown. Chromolithography and embossing with gold block printing, on paper. Museum number: E.380-1971. Victoria and Albert Museum, London. Source

Отрывок из книги Алла Сальникова "История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку", вышедшей в 2012 году в издательстве Новое литературное обозрение. Из раздела "Вхождение елки и елочной игрушки в русский быт": продолжение текста, начато которого в Части 1.

" Считается, что первая русская «публичная» елка, украшенная разноцветными бумажными лоскутами, была установлена в 1852 году в Петербурге на Екатерингофском вокзале [36]. Но лишь начиная с последней трети XIX века украшенные елки стали устанавливаться в общественных местах повсеместно.


2.

Xmas to Greet You. Greetings card. Place of origin: England (made). late 19th century (made). Artist/Maker: Unknown. Chromolithography and embossing with gold block printing, on paper. Museum number: E.380-1971. Victoria and Albert Museum, London. Source

Например, в той же Казани в первые рождественские дни публичные детские елки устраивались практически во всех театрах и клубах города [37]. Новогодние балы (часто костюмированные) с великолепными, богато украшенными рождественскими деревьями традиционно проводились в залах Дворянского, Военного и Купеческого собраний. Они не носили замкнутого, сословного характера. Уплатив 50 копеек и получив рекомендацию члена клуба, можно было посетить взрослые и детские новогодние балы и маскарады в Благородном (Дворянском) и Военном собрании, а в Купеческий клуб вход был возможен вообще «без всякой рекомендации» [38]. Большой танцевальный зал Дворянского собрания, где обычно устанавливалась елка, вмещал более 1200 человек. Новогодние балы и елки обычно продолжались до Крещения — 6 января.


3.

A Happy New Year to You. Christmas card. Place of origin: Britain (made). Date: c.1870s (made). Artist/Maker: Unknown. Chromolithography with cut paper work and embossed borders. Museum number: E.2029-1953. National Art Library. Victoria and Albert Museum, London. Source. [ Queen Victoria married the German Prince Albert in 1840 and from 1841 ] Queen Victoria married the German Prince Albert in 1840 and from 1841, the Royal Family observed the German tradition of having a decorated evergreen tree in their home at Christmas. The Queen's popularity led many in the British Empire to adopt the custom. The origins of the practice lay with St Boniface who converted the Germans to Christianity. According to legend, St Boniface used the conical shape of a fir tree as an example of the Holy Trinity. Some believe that a miraculous fir grew on the spot where the Saint chopped down an oak tree worshipped by pagans.

Charles Dickens published 'A Christmas Carol' in 1843. Its enormous popularity led to an increase in the celebration of Christmas in private homes, both rich and poor, and the tree became a central feature of the festivities.


4.

Toys around a Christmas Tree. Illustration from a children's book, c. 1850. Folded greeting card. Published by Victoria and Albert Museum, London. via

В канун Рождества витрины и столичных, и крупных провинциальных магазинов сверкали великолепным елочным убранством, остающимся — увы! — недоступным для большинства городских жителей и вызывавшим смешанную с восхищением зависть у тех, кто не в состоянии был его купить. Описывая увиденную им в витрине одного из шикарных магазинов на Невском наряженную елку, переполненный впечатлениями нищий мальчик-сирота оживленно рассказывает своему пьянице-покровителю: «Большущая. а под ей старик весь белый-пребелый с длинной бородой. а на елке-то, дяденька, видимо-невидимо всяких штучек. И яблоки. и апельсины. и фигуры. И вся-то она горит. свечей много. И все вертится. » [42]

Даже в первые десятилетия XX века наряженные елки устанавливались преимущественно в богатых и зажиточных домах, в домах интеллигенции. В низшей городской, а тем более в сельской среде это было не принято [43] — ведь ни праздновавшееся здесь Рождество, ни традиционно отмечавшиеся святки никогда не включали в себя обряда украшения ели. Показателен в этой связи один из самых популярных русских дореволюционных букварей — «Букварь» известного педагога и просветителя Д.И. Тихомирова (1844-1915), переиздававшийся более 160 раз. В разделе о временах года этой книги не только нет каких-либо упоминаний о Рождестве, рождественской елке или веселых святочных гуляниях, но и сами зимние месяцы благодаря помещенному здесь стихотворению Ивана Никитина предстают как время безмолвной тишины и умиротворяющего покоя:

Пусто, одиноко
Сонное село.
Вьюгами глубоко
Избы занесло [44].


7.

"Everything for Your Xmas Tree". From the 1916 Sears, Roebuck and Co. catalogue. Source

Правда, существовали общественные благотворительные елки для бедных, которые позволяли побывать на празднике детям из малообеспеченных семей [45]. «Нищая русская деревня елки не знала, как не знала ее и детвора городских рабочих окраин», — утверждал советский педагог в 1936 году [44]. Но это было не так. Информация о проведении елок для бедных регулярно встречалась в казанских, пензенских, симбирских, самарских и других губернских дореволюционных газетах [47]. Кроме того, дети из бедных семей могли быть приглашены на елку в дома своих более обеспеченных родственников и знакомых (вспомним Сашку из знаменитого «Ангелочка» Леонида Андреева или чеховского Ваньку Жукова, который просит деда, «когда у господ будет елка с гостинцами», взять для него у барыни Ольги Игнатьевны «золоченый орех» [48]). Но, в сущности, елка была не их: такая роскошная, такая чужая. Для этих детей наряженная елка казалась скорее чудом, чем устоявшейся деталью праздничной повседневности. Поэтому сами упоминания о рождественской елке и ее украшениях и в русской мемуарной литературе, и в русской беллетристике всегда четко указывали на социально-сословную принадлежность семьи.


8.

"Everything for Your Xmas Tree". From the 1916 Sears, Roebuck and Co. catalogue. Source

К концу XIX века круг людей, приобщившихся к елке и елочной игрушке в России, заметно расширился и демократизировался. Елочная игрушка вошла в праздничный быт многих русских детей. Как отмечал в 1898 году священник, педагог и воспитатель Е. Швидченко (Б. Быстров), автор одной из первых в России работ, специально посвященных рождественской елке, «редкая школа даже по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает. для детей елки» [49], и все они обязательно украшаются.


9.

"Everything for Your Xmas Tree". From the 1916 Sears, Roebuck and Co. catalogue. Source

И если ямщик Евстрат из рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Около нодьи» (1891) еще «не слыхал никогда» о рождественской елке, то земский почтальон Лука не только рассказывает ему про это «баловство», но и упоминает о елке, которую его жена, служившая швеей у господ и выучившаяся «разным господским порядкам», устраивает для их семилетней дочери и четырехлетнего сына [50]. В данном случае имеет место случай двойной рецепции елки — как праздничного атрибута, заимствованного из «господского дома», и как рефлексии по его поводу.


10.

Гораздо позже – французский торговый рождественский каталог 1934 года / 1934. French catalog xmas decor. via

Вплоть до середины XX века редко можно было встретить наряженную елку в крестьянской избе. Тем не менее в документальных источниках и литературе не только приводятся примеры устройства на исходе 1890-х годов рождественской елки в российских сельских школах, но в ряде случаев обоснованно заявляется, что на рубеже XIX-XX веков праздник этот стал здесь повсеместной традицией. «Викторианская традиция рождественского дерева, уже прочно утвердившаяся в российских больших и малых городах к концу века, — пишет американский исследователь Стивен Фрэнк, — проявилась в сельских школах в 1890-е годы и широко распространилась в сельской местности после 1900 года» [51].


11.

Сильно позже – 1934 год / Page from a French trade catalog of Ets. Paz et Silva, Paris, France, unknown date. (bib no. 88844). via

В своей книге, посвященной истории школы и детства в российской Карелии в конце XIX - начале XX века, О.П. Илюха подробно описывает «елочные» мероприятия в земских и министерских школах Олонецкой губернии, приходившиеся на 90-е годы XIX века. Елку обязательно украшали. Правда, большинство игрушек были самодельными — флажки, фонарики, фигурки животных, сказочные персонажи изготовлялись детьми под руководством учителя по выкройкам, помещенным в педагогических и детских журналах. Венчала елку Вифлеемская звезда. Некоторые украшения выписывались из Петербурга: в специальные наборы для украшения школьных елок входили флаги, свечи, подсвечники, обезьянки, птички, картонажи, дождь, кометы, звезды и пр. [52]


12.

Сильно позже – 1936 год, Германия / Pages from a 1936 trade catalog, Erwin Geyer, Lauscha, Germany (bib no. 101943), illustrating ornaments, as well as other decorative items for Christmas. via

По свидетельству сельских учителей из различных российских губерний — Рязанской, Орловской, Вятской, Олонецкой, [53] — елки были «единственным развлечением для здешнего захолустья», их приезжали смотреть из деревень, расположенных на расстоянии 20-30 верст. Народу набиралось столько, что небольшие школьные помещения не могли всех вместить. Тогда люди стояли на улице, любуясь наряженным рождественским деревом через окно [54]. К концу XIX века елки в сельских школах, как отмечали современники, «крепко прижились и крепко полюбились детям и самим отцам» [55]. Процесс украшения елки должен был развивать у учащихся эстетические чувства и интеллектуальные способности, отвлекать их от занятий, «не подходящих для детского возраста», и воспитывать таким образом «более здоровое (физически и морально) новое поколение» российских граждан [56].


13.

Сильно позже – 1936 год, Германия / Pages from a 1936 trade catalog, Erwin Geyer, Lauscha, Germany (bib no. 101943), illustrating ornaments, as well as other decorative items for Christmas. via

На Рождество елки традиционно и повсеместно устанавливались как в сельских, так и в городских церковно-приходских школах [57]. В XX веке сельская елка вышла за пределы школы. В рассказе М. Круковского, опубликованном в рождественском номере журнала «Мирок» за 1914 год, упоминается случай, когда в одной из сельских школ Олонецкой губернии детям отказались устраивать елку. Тогда они сами срубили и установили рождественское дерево, а затем нарядили его так, как смогли, — в тряпочки и конфетные обертки — и зажгли на нем свечи. Анализируя этот случай, О.П. Илюха усматривает причину столь быстрого и стойкого приобщения детей к «елочной» традиции в созвучии ее карельским языческим ритуалам [58].


14.

Сильно позже – 1936 год, Германия / Pages from a 1936 trade catalog, Erwin Geyer, Lauscha, Germany (bib no. 101943), illustrating ornaments, as well as other decorative items for Christmas. via

В литературе сложилось устойчивое представление о том, что в рабочее жилище елка пришла только в советское время, ближе к концу 1930-х годов. Однако согласно источникам, наиболее «передовые» рабочие Москвы и Петербурга устраивали рождественские елки для своих детей еще в начале прошлого века [59]. Тем не менее даже в первое послеоктябрьское десятилетие елка в доме рабочего была действительно явлением крайне редким, если не уникальным — ведь, как показывали обследования тех лет, даже в семьях «наиболее сознательных» рабочих с тремя и более детьми дошкольного возраста средний расход на игрушки в середине 1920-х годов не превышал 0,4 % от годового бюджета [60], а следы присутствия самих детей («уголок с жалкими игрушками или кучка учебников и рисунков на столе или на окошке, иногда коробочки из-под конфет, картинки, цветочки, яички где-нибудь на полочке или на стене») были минимальны [61]. Что уж было говорить о рождественской елке и украшениях!

Елочная игрушка стала своеобразным «мостиком» в установлении межкультурных контактов с представителями иных, далеких от рождественской традиции конфессиональных групп. Так, по данным местной русскоязычной газеты «Харбинский вестник», в управлении КВЖД в декабре 1904 года была устроена рождественская елка «для детей обоего пола» с приглашением «нескольких китайцев с семьями» и вручением им снятых с елки подарков [62]. Потому совсем не удивительно, что, по свидетельству современницы, китайцу «никогда не опаздывали оказаться на улицах. с елками перед Рождеством« чтобы успеть их продать [63].


16.

Vintage Blown Glass Christmas Tree Ornaments. Source

К 1917 году елка и елочная игрушка представляли собой непременные атрибуты российской рождественской праздничной культуры, четко стратифицированные по социальному принципу (елка «богатая» и «бедная» «семейная» и «благотворительная», «дворянская», «купеческая» и «интеллигентская», «городская» и «сельская» и т. д.). История ее существования в России насчитывала к тому времени уже несколько десятилетий, на протяжении которых мода на елочный стиль и убранство постоянно менялась. Долгое время — вплоть до начала XX века — в моде была елка богато украшенная, елка, на которой было много золота, серебра и блеска. В богатых домах в качестве елочных украшений (особенно в 1840-е — 1850-е годы, когда в России явно ощущался их дефицит) использовались дорогие ткани и ленты, драгоценности, ювелирные изделия — кольца, перстни, серьги [64]. Образ «дорогой» елки прочно утвердился в детском сознании. В этой связи Е.В. Душечкина приводит весьма курьезный случай (со ссылкой на воспоминания А.Ф. Кони), когда маленький мальчик на вопрос матери «Кто этот дядя?» о нанесшем им праздничный визит господине, грудь которого была щедро увешена орденами, ответил: «Я знаю — это елка» [65]. И впоследствии о женщине, без меры увешанной украшениями, часто говорили — «ряженая елка».

На рубеже XIX-XX веков елочная мода стала резко меняться. Раздавались призывы к простоте и естественности, выдвигался лозунг: «Убрать больше, чем добавить!» Перегруженное игрушками рождественское дерево конца XIX столетия должна была заменить «новая» елка, но какая? Единого мнения по этому поводу не существовало. В Европе ратовали за «возврат к старине», когда рождественское дерево украшалось лишь яблоками и выпечкой, или за его «органическое» украшение, запрещавшее вывешивать на елку все то, что не имело отношения к хвойным растениям — никаких яблок, никаких пряников! Модной считалась также «серебряная» елка. Такую елку должны были украшать лишь белые свечи и имитации снега и льда: серебряные шары и мишура, блестящая вата, «волосы ангела» и пр., что считалось показателем хорошего вкуса и изысканности. Как пишет одна из наиболее видных немецких исследователей елочной игрушки Э. Штилле, это были попытки создать из рождественского дерева произведение искусства не посредством внешних символов, а через воспитание эмоций, но особого успеха они не имели [66].

В России в моду также стала входить более строгая елка, выполненная в бело-серебристых тонах, и фольклорная елка в «неорусском стиле», с деревянными резными украшениями, изготовленными русскими мастерами-игрушечниками, знаменовавшая собой тенденцию к возрождению национального своеобразия русской культуры. Но далеко не все следовали этой новой елочно-игрушечной моде. Многие продолжали наряжать пышную, шикарную елку. Так, елка конца XIX века, по описанию А.И. Куприна, — это елка, «украшенная сотнями свечей, золотыми и серебряными лентами, сверкающими погремушками, дорогими подарками, китайскими фонариками и целой коллекцией плюшевых птиц, жуков из фольги, стрекоз, пестрых бабочек и рыбок» [67]. Все это, естественно, требовало игрушечного изобилия, и такое изобилие в первые десятилетия XX века действительно было достигнуто. "

Глава 2. От какого наследства хотели отказаться большевики. / Вхождение елки и елочной игрушки в русский быт.

Иллюстрации к книге отношения не имеют.
OCR – gorbutovich. Номер примечания оставлен, но его содержание опускаю в целях экономии знаков. Если вдруг кому надо – спрашивайте – напишу или смотрите в книге.

Интересные факты о русской истории, культуре, традициях.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Ёлочные игрушки и украшения в дореволюционной России








Елка в церковно-приходских школах Екатеринославской губернии. Екатеринославские епархиальные ведомости. Издание Братства Св.Владимира при духовной семинарии. 1910 год, №3.






Ольгинский детский приют Трудолюбия Синельниковского Общества благотворителей и Попечения сирот в г. Красноярске.




1912 год. Елка на Рождество в Томской окружной лечебнице для душевнобольных. Существует с 23 октября 1908 г. (Из приложения к газете "Сибирская Жизнь" за 1912 год.)

Читайте также: