Дорисуй узор дымковская игрушка

Обновлено: 19.04.2024

Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками.

- познакомить детей с дымковской игрушкой;

-научить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, волнистые линии);

-учить составлять узор из знакомых элементов на готовых изделиях;

-закрепить знания цветового колорита;

-воспитывать интерес к рисованию, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

-активизация словаря: дымковская игрушка, кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия.

Материалы и оборудование:

Дымковская игрушка «Индюк», несколько иллюстраций дымковских игрушек; магнитная доска, магниты; заготовка индюка без хвоста, клей карандаш; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, заготовки перьев.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Мотивация.

- Ребятки, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями). Улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

- Ребята, посмотрите, какую корзинку я вам принесла. Давайте, посмотрим, что в ней лежит.

Воспитатель достает из корзинки дымковскую игрушку «Индюк».

- Это индюк – дымковская игрушка. Он сделан из глины. Посмотрите, какой он яркий, нарядный, красивый.

2. Основная часть.

- Давайте, рассмотрим узоры, которыми он украшен (дети рассматривают узоры).

- А теперь послушайте ребята откуда пришел наш гость.

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить из глины весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их делали за долгую зиму. Каждое утро вставали, печки топили, игрушки в печах обжигали. Голудой дымок стелился до самой речки. Вот и прозвали то село Дымково. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Давайте, рассмотрим их получше.

Воспитатель показывает детям изображения дымковских игрушек и прикрепляет их к магнитной доске.

-А скажите мне, пожалуйста, какого цвета основа дымковской игрушки? (Всегда только белые)

- А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо)

- Какие цвета использованы в росписи?

(Разные, яркие- красные, синие)

- Ребята, посмотрите, Индюк к нам пришел не один, а со своим другом. (Воспитатель достает из корзинки изображение индюка без хвоста.) По дороге с ним случилась беда – он потерял свой красивый хвост. Посмотрите какой он грустный.

- Как мы можем помочь бедному индюку? (Нарисовать ему хвост) Вы готовы?

(Дети садятся за столы)

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила рисования. Покажите, как мы правильно держим кисть, что нужно сделать сперва? (намочить кисточку, убрать ненужную воду, взять чуть- чуть краски, перед сменой краски, кисть надо как следует промыть).

Воспитатель показывает, как надо рисовать узор на перышке.

- Из каких узоров состоит рисунок? (кружочки, точечки, волнистые линии, прямые линии). Давайте все вместе прорисуем в воздухе элементы узоров.

- Садитесь поудобнее, засучите рукава. Разомнем наши пальчики, чтобы нарисовать красивые узоры.

3. Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем рисовать,

Предлагаю пальчики размять. (сжимаем и разжимаем пальцы)

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья,

За работу вам пора. (стучим пальцами по столу, «танцуем»)

(Дети выполняют рисунок, воспитатель помогает тем, кто затрудняется сделать это самостоятельно, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

- Заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, подходите ко мне. Составим из ваших перышек хвост индюку.

- Посмотрите, какой красивый, нарядный получился индюк. Какое теперь у него настроение?

1. Ребята, что мы сегодня делали?

2. Какими узорами мы расписывали перышки для индюка?

3. С какими игрушками вы познакомились?

Молодцы, все старались создать красивые дымковские узоры и очень помогли индюку, он остался очень доволен.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД по рисованию «Рисование дымковских узоров. Украсим тарелочку» во второй младшей группе

Конспект НОД по рисованию «Рисование дымковских узоров. Украсим тарелочку» во второй младшей группе Цель: создать условия для знакомства с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки,.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»

Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок» Цель: Познакомить детей с многообразием дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (характерными элементами и цветосочетаниями);.

Конспект занятия в первой младшей группе по рисованию «Знакомство с кисточкой и красками»

Конспект занятия в первой младшей группе по рисованию «Знакомство с кисточкой и красками» Цель: 1. Познакомить детей с изобразительным искусством (правилами работы с кисточкой и красками). 2. Учить правильно держать кисточку во.

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (изобразительная деятельность).

Темы, отражённые в карточках: элементы дымковской росписи; цветовое разнообразие элементов росписи; отличие дымковской росписи от городецкой; материал, необходимый для изготовления дымковской игрушки; элементы хохломского, городецкого и жостовского орнамента.

Возраст: дети 5-7 лет (старший дошкольный возраст).

Тип занятия: изучение, закрепление и систематизация материала.

Требуемые для работы знания и умения ребенка: знание истории возникновения дымковской игрушки; умение называть видовое разнообразие игрушек; знание элементов росписи; умение отличать дымковскую роспись от городецкой, хохломской и жостовской; умение сравнивать, анализировать и рассуждать.

Ожидаемые результаты: закрепление и систематизация знаний о дымковской росписи; формирование умения отличать ее от других видов росписи; формирование умения создавать свой орнамент при работе с дымковской игрушкой, подбирая соответствующие цвета и элементы.

Материал: ламинированные карточки размером 11*16 см (10 штук), влажная тряпочка, фломастеры разных цветов.

Инструкция по использованию карточек

1.«Какая игрушка лишняя? Почему?»

Цель: закрепить умение находить дымковскую игрушку по элементам росписи.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и обвести в кружок лишнюю игрушку, объяснить свое решение, назвать все виды росписи (лишняя – деревянная лошадка в городецкой росписи).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image.jpg

2.«Какими узорами украсим барыню?»

Цель: закрепить умение подбирать элементы дымковского орнамента.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и соединить стрелочками барыню с элементами орнамента, которые использовали дымковские мастера. Объяснить свое решение, назвать все виды росписи (хохломская, дымковская, городецкая, жостовская).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%282%29.jpg

3.«Повтори узор»

Цель: закрепить умение рисовать элементы дымковской росписи.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и повторить их по образцу.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%283%29.jpg

4.«Найди вторую половинку»

Цель: закрепить умение находить вторую половинку игрушки.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелками соединить половинки дымковских игрушек.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%284%29.jpg

5.«Каким цветом раскрасим игрушку?»

Цель: закрепить умение подбирать цвета для дымковской росписи.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с геометрической фигурой того цвета, который мастера использовали для росписи дымковских игрушек ( на карточке все цвета являются подходящими).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%285%29.jpg

6.«Из чего сделана игрушка?»

Цель: закрепить умение находить и называть материал, необходимый для изготовления дымковской игрушки.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с тем материалом, который используется для ее изготовления. Объяснить свое решение, назвать все виды материалов (бумага, ткань, глина, шерстяные нитки, деревянные доски).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%286%29.jpg

7.«Чем украсим коня?»

Цель: закрепить умение подбирать виды орнамента дымковской росписи, которыми украшали коня.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с тем видами орнамента, которые используются для росписи коня. Объяснить свое решение, назвать все виды орнамента и их использование (клеткой и волной украшали юбку барыни).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%287%29.jpg

8.«Назови игрушку»

Цель: закрепить умение узнавать и называть основные виды дымковских игрушек.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть карточку и назвать все игрушки (всадник, индюк, конь, барашек, водоноска, птичка).

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%288%29.jpg

9.«Дорисуй узор»

Цель: закрепить умение дорисовать элементы дымковской росписи.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и дорисовать их по образцу.

Время, отведенное на работу с карточкой: 3-4 минуты.

image%289%29.jpg

10.«Раскрась узор»

Цель: закрепить умение раскрашивать элементы дымковской росписи по замыслу.

Ход: предложить детям внимательно рассмотреть элементы росписи и раскрасить их по замыслу.

Цель: Формирование знаний о дымковских игрушках, об особенностях узора. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами.

Образовательные задачи:

Закреплять умения выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки);

Продолжать формировать умение создавать узоры по собственному замыслу;

Продолжать учить работе с гуашью и кистью (рисовать линии, круги и точки); повторить основные цвета

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_hudozhestvenno.docx 15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей младшей группы (рисование) на тему: «Расписные игрушки».

Цель: Формирование знаний о дымковских игрушках, об особенностях узора. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами.

Закреплять умения выделять элементы геометрического узора дымковской росписи ( круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки );

Продолжать формировать умение создавать узоры по собственному замыслу;

Продолжать учить работе с гуашью и кистью ( рисовать линии, круги и точки ); повторить основные цвета

Развивать эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства; творческое мышление, моторику рук, внимание, память;

Воспитывать аккуратность при работе с гуашью, самостоятельность; вызывать положительный, эмоциональный настрой от результатов своего труда.

Материалы: картинки с дымковскими игрушками; заготовки игрушек из белой бумаги; краски красного , желтого, зеленого цветов, кисточки, банки с водой, салфетки.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, открыток, картин о дымковских игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке, чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и дымковских игрушках. Чтение русских потешек, песенок, загадок

(Дети сидят на стульчиках, воспитатель достает письмо)

Воспитатель :- Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо из деревни Дымково.

хотите узнать кто нам написал? Тогда давайте прочитаем скорее письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Петрушка, я живу в деревне Дымково. У нас каждый год в деревне проходит ярмарка игрушек. Но в этом году мастера не успели дорисовать игрушкам узоры. И я прошу вас о помощи, дорисовать их. Поэтому отправляю вам эту посылку.

Воспитатель :- Ребята, как вы думаете, что в этой посылке?

Что нас попросил сделать Петрушка? Вы хотите помочь Петрушке?

Какие игрушки вы видите? Назовите их

А как называют эти игрушки?

Воспитатель: Давайте вспомним, как делают дымковские игрушки?
Дети: Сначала игрушки вылепили из глины, потом высушили, окрасили в белый цвет и украсили узорами.
Воспитатель: Какого бывают цвета дымковские игрушки?
Дети: Только белые.
Воспитатель: А какие узоры?
Дети: Кольцо, круг, точка, прямая линия, волнистые.

Воспитатель :- Мы с вами сегодня превратимся в мастеров росписи и украсим узорами наши игрушки.

Воспитатель : — Но сначала мы с вами разомнём наши пальчики , чтобы они сумели нарисовать самые красивые узоры.

Мы ребята удалые,

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре, пять,

Все идем мы рисовать.

Воспитатель : Ребята я вам предлагаю выбрать себе ту игрушку, которой вы хотите нарисовать узоры (дети выбирают заготовки игрушек).

Давайте вспомним как мы будем рисовать узоры, и нарисуем их в воздухе с помощью наших пальчиков

Кто нам поможет с вами нарисовать узоры? (краски, кисти)

Какие цвета мы с вами будем использовать ? (желтая, красная, зеленая)

Воспитатель: Садитесь поудобнее, начинаем работу.

(Дети рисуют узоры самостоятельно. При затруднении оказываю индивидуальную помощь ребятам).

Воспитатель : Давайте все наши расписные игрушки разложим на столе.

Посмотрите, какие игрушки получились яркие, нарядные, красивые.

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

Воспитатель: Как называются эти игрушки?

Ребята, а кто же нам прислал эти игрушки? Зачем?

Что мы с вами делали? Какими узорами украшены игрушки?

Ребята, вы все молодцы, умнички! Когда наши дымковские игрушки подсохнут, мы положим их в посылку и отправим Петрушке на ярмарку. Он будет очень рад!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей старшей группы Тема: "Новогодние игрушки"

План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа).


Конспект по художественно-эстетическому развитию детей средней группы Рисование на тему: «Ёлка в гости к нам пришла»

Конспект по художественно-эстетическому развитию детей средней группыРисование на тему: «Ёлка в гости к нам пришла»Программное содержание:Образовательные задачи: Учить детей пер.


Конспект ОИС по художественно–эстетической деятельности в первой младшей группе Рисование: «Клубочки для котят».

КонспектОИС по художественно–эстетической деятельности в первой младшей группеРисование: «Клубочки для котят».


Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка».


Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Рисование по теме «Утка Марфутка»

Познакомить детей с дымковской игрушкой; учить выделять элементы росписи, наносить на шаблон уточки; развивать умение рисовать концом кисти и способом примакивания; воспитывать интерес и любовь к наро.

Конспект организованной деятельности художественно - эстетической направленности для детей младшей группы. Тема: "Вот оно какое солнышко"

Цель данной деятельности показать детям и научить изображать разными способами солнечные лучи.

Художественно-эстетическая деятельность во второй младшей группе. Рисование на тему: " Град! Град!"

Програмное обеспечение: - Учить детей изображать тучу и град ватнми палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен.

- учить детей аккуратно закрашивать рисунки, не заходя за линию контура.

- развивать у детей мелкую моторику рук, память

- воспитывать умение слушать задание до конца, следовать советам

педагога, воспитывать самостоятельность в работе, развивать творческую

- словарная работа: дымковская игрушка, роспись, печатание, кисть, гуашь,

- развивать зрительно-двигательную координацию.

Предварительная работа: организация выставки «Дымковская игрушка»;

рассматривание иллюстраций и таблиц с элементами узоров; аппликация

Подготовка материала и оборудования:

Для воспитателя: Мольберт, стол, стул, дымковские игрушки, печать-кольцо из бросового материала, кисть, баночка с водой, гуашь, альбомный лист с контуром лошадки.

Для детей: альбомные листы с контуром лошадки, кисти, печати - кольцо, гуашь, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

Ребята посмотрите кто у нас сегодня в гостях:

- Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.

Правильно, это дымковская игрушка, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?

Вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка?

Да, потому что её мастерят в селе Дымково.

Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек?

Индюк, петух, собачка, барышня, лошадка. Молодцы.

Сегодня я предлагаю вам стать мастерами дымковской игрушки и расписать лошадку.

Давайте рассмотрим эти игрушки.

Какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?

Кружки, кольца, полоски, змейки, точки.

Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?

Да, цветовая гамма очень разнообразна: синий, оранжевый, жёлтый, зелёный, красный, голубой, немного чёрного.

Дымковские игрушки расписываются яркими, нарядными, праздничными цветами.

У меня для вас есть игрушки, которые не успели расписать дымковские мастера. Давайте мы поможем им?

Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку.

Давайте вспомним. Как будем расписывать её. Какие части мы закрашиваем полностью?

Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта. Каким цветом?

Где мы расположим узор?

Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.

Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки?

Круги, точки, линии.

Садитесь на свои рабочие места.

Давайте подготовим наши пальчики к работе - сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчик толстый и БОЛЬШОЙ

В сад за сливами пошел.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога

Указал ему дорогу.

СРЕДНИЙ пальчик — самый меткий.

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

Круги мы будем делать с помощью печатки-тычка. Для этого нужно взять печатку за кончик, опустить другой её конец в гуашь, снять лишнюю краску о край баночки и прижать её к бумаге, чтобы получился отпечаток. Круги на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз. Вот как я это делаю. Затем отложим печатку на поднос возьмём кисточку. Как мы берём кисточку?

Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Макаю кисть в воду и о край баночки снимаю лишнюю каплю. Обмакну кисть об салфетку. И на весь ворс набираю краску другого цвета. Кончиком кисти я рисую точки на нашем узоре. Теперь нам нужно закрасить гриву и хвост нашей лошадке. Для этого я хорошо промою кисточку в воде, сниму лишнюю каплю, обмакну о салфетку и наберу краску чёрного цвета. Закрашиваю гриву и хвост прямыми линиями сверху вниз. За линии не захожу.

Посмотрите, дети, теперь наша лошадка стала красивой и яркой. Давайте вспомним, с чего начнём расписывать лошадку. Правильно, сначала печатаем колечки вдоль ног, шеи, туловища. Затем кончиком кисточки рисуем точки, а после закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями сверху вниз.

Теперь можем приступить к работе.

Даю каждому ребёнку индивидуальные указания :

Саша, держи правильно кисть около железного наконечника. Вика, сними каплю воды о край баночки.

Лиза, не заходи краской за линию контура, закрашивай аккуратно.

Дети, давайте посмотрим на лошадок, которые вы расписали. Какие яркие, красочные узоры на них. Вы хорошо потрудились. Теперь мы можем устроить выставку дымковской игрушки.

Лепка Конспект занятия в средней группе «Дымковские игрушки».

Тема: «Дымковские игрушки».

Программное содержание: учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку; закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. Формировать представление о станице Дымково; расширять знания о дымковских игрушках. Закреплять счет в пределах 5, закрепить знание цветов спектра.

Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Расширять знания детей о транспорте.

Материал: глина, доски для лепки, влажные салфетки, фартуки на каждого ребенка; корзина с дымковскими игрушками.

Ход Непосредственной Образовательной Деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет необычная гостья – мастерица из слободы Дымково. Вы что-нибудь знаете о «Дымково»?

Дети: Да, знаем. В селе Дымково лепят игрушки и называются они «Дымковские игрушки».

Воспитатель: Правильно (стук в дверь). А вот и гостья наша.

Мастерица: Здравствуйте. Я мастерица из Дымково. Пришла я к вам в гости, чтобы рассказать о своем родном крае.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымкове слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Пришла я к вам не с пустыми руками. Принесла вам в подарок игрушки.

(Достает из корзины игрушки)

Но игрушки эти не простые. Знаете как их называют?

Дети: Да. Эти игрушки называют - Дымковские игрушки.

Мастерица: Верно. А может вы знаете и из какого материала их изготовливают?

Дети: Дымковские игрушки изготавливают из глины.

Мастерица: Посмотрите, сколько здесь игрушек и все они разные. Давайте посчитаем их.

(Дети считают игрушки)

Дети: Здесь пять дымковских игрушек.

Мастерица: Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов. Из каких цветов состоит узор дымковских игрушек?

Дети: Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.

Мастерица: Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их. Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Мы ребята удалые,

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Мастерица: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, где будем лепить из глины дымковскую игрушку – уточку.

(Дети усаживаются за столы)

Мастерица: Для начала, давайте внимательно рассмотрим уточку. Посмотрите на ее туловище, какой оно формы?

Дети: Туловище уточки овальной формы.

Мастерица: Посмотрите какая у нее длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Мастерица: Еще у уточки есть клюв и хвост. У вас на столах лежат доски и глина для лепки. Давайте обсудим, какие приемы мы будем использовать в лепке.

1 прием – раскатывание. Мы раскатываем овал между ладошками.

2 прием – вытягивание. Вытягиваем шею и голову утки.

3 прием – прищипывание. Прищипываем клюв и хвост.

4 прием – сглаживание. Сглаживаем поверхность, убираем неровности.

(Дети выполняют работу, мастерица им помогает) .

Мастерица: Посмотрите, какие замечательные уточки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами дымковских игрушек?

Мастерица: Мне пора возвращаться домой. Досвидания, ребята.

Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с мастерицей, узнали о селе Дымково и о Дымковских игрушках. А еще мы сами были мастерами и лепили из глины Дымковскую игрушку – уточку.

Воспитатель: Вы все молодцы.

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».

Словарь: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, трафареты козликов, гуашь, кисточки.

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Здравствуйте дети! ( дети стоят кругом)

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

«…Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

И село большое „Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

А вот дымковские барыни:

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель : Посмотрите, дети, какие красивые эти игрушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Ответы детей)

Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Ответы детей: Всегда только белые)

Воспитатель: А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей)

Воспитатель: Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

(Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Воспитатель: Какими приёмами выполняются узоры? (Ответы детей: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Пальчиковая гимнастика под музыку «Утро» (диск № 37)

Воспитатель: Мне очень понравилось, какими словами вы называли дымковские игрушки. Сейчас я познакомлю вас со сказкой про козлика Золотые Рога.

Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг все уже. Козлик Золотые Рога и говорит: «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки все ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин выбрал!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!

Воспитатель: Эту сказку любят вспоминать дымковские мастера. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота!

Физкультминутка: «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы. А королева Кисточка приготовила для нас козликов, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать козликов. Давайте вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? (рога, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног)

Воспитатель: А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать своего дымковского козлика, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши козлики засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: Роспись дымковских игрушек

Программное содержание : Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек; уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской; воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

Материал : таблица с элементами дымковской росписи и гончарные круги на всех детей, краски – гуашь, кисти двух размеров, тряпочки, подставки, стаканы с водой, красивый подвесной шкафчик с полочками, проигрыватель.

Предварительная работа : Роспись силуэтов игрушек, плиточек, бус. Дидактическая игра «Магазин игрушек», «Что игрушка расскажет о себе». Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их, беседы с детьми о дымковском промысле.

Воспитатель: Дети сегодня наша группа превратилась в художественную мастерскую, а мы с вами в художников. Будем украшать наши любимые игрушки, чтобы они получились, как настоящие дымковские. Но сначала давайте вспомним особенности дымковской росписи. Чем вас привлекает дымковская игрушка?

Дети: Узором, простотой, яркостью, праздничностью.

Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

Дети: Из пяти. Точка, линия, волнистая, круг, клетка.

Воспитатель: Какие цвета чаще использует художники?

Дети: Желтый, синий, оранжевый, зеленый, а фон у игрушек белый.

Воспитатель: Как правильно пользоваться красками?

Дети: Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге.

Воспитатель: Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки. Можно пользоваться таблицами.

Приступайте к работе.

Во время деятельности детей воспитатель дает возможность детям (5-7 мин) трудиться самостоятельно.

Анализ занятия: Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось! Ребята, у нас в мастерской есть шкаф, полочки у него не простые, а волшебные. Как только игрушки попали на эти полочки, они ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами. Давайте послушаем, что они говорят!

Воспитатель рассказывает об игрушках:

Какая у меня красивая красная кофточка с длинными рукавами и пелериной, на юбке- клетки желтые с синими горошками, а на фартуке узор точек. Мой мастер очень хорошо потрудился, красивые цвета подобрал. (Барыня)

А мой наряд еще лучше: здесь и кольца оранжевые и горошины зеленые, а рога и хвост — ярко-красные, видимо, веселое настроение у художника, который меня разрисовал. (баран)

Вот как разговорились игрушки. И красавец индюк тоже заговорил. Таня, что индюк говорит о себе?

Дети рассказывают от имени игрушек.

Воспитатель: Вот так игрушки хвастались друг перед другом яркими узорами, любовались своими нарядами, а когда раздалась плясовая мелодия игрушки сначала медленно, затем быстрее закружились в веселом хороводе.

Дети рассматривают работы слушают русскую нарядную плясовую мелодию («Светит месяц», «Из под дуба» и т.п)

Игра - ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста.

Для педагогов дошкольного образования незаменимым помощником в обучении и воспитании детей является дидактическая игра. Именно дидактическая игра даёт возможность поставить перед ребёнком в игровой форме дидактическую задачу и создать условия для её выполнения. В условиях дидактической игры задача решается наиболее комфортно, создавая положительный эмоциональный настрой у детей.

Дидактическая игра "Дымковские узоры" способствует художественно-эстетическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель: Развивает зрительное восприятие цвета, формы, размера.

Развивает ориентацию в пространстве (на листе квадратной формы).

Развивает сенсорное восприятие.

Развивает мелкую моторику рук.

В состав игры входят

- 6 квадратов белого цвета размером 15х15 см ("дымковские платочки");

- 50 кругов красного, синего, жёлтого, зелёного цветов диаметром 4 см;

- 50 кругов красного, синего, жёлтого, зелёного цветов диаметром 2,5 см;

- 50 кругов красного, синего, жёлтого, зелёного цветов диаметром 1 см;

- по 12 полос красного, синего, жёлтого, зелёного цветов размером 15х1,5 см.

Материал: картон белый и цветной.

Дидактическая игра «Дымковские узоры» своими руками для детей среднего и старшего дошкольного возраста





Ход игры:

Детям предлагается украсить дымковский платочек, используя полосы и круги.

Это может быть создание параллельных полос с украшением кругами в определённом ритме (по цвету, по размеру, по цвету и размеру).




Можно предложить украшение платочка, создавая рисунок клетки с помощью полос. А сами клеточки украсить кругами различного диаметра и цвета.

Задача педагога проследить, чтобы ребёнок смог максимально точно передать мотив дымковской росписи при украшении платочка.






Представленная вашему вниманию игра очень увлекает детей. Творчество ребят не знает границ!


Спасибо за внимание!

Дидактическая игра для детей среднего и старшего возраста «Все профессии важны!»

Дидактическая игра для детей среднего и старшего возраста «Все профессии важны!» Дидактическая игра "Все профессии важны!" для детей старшего возраста Цель игры: Формирование представлений детей о разнообразных профессиях.

Дидактическая игра «Кубик эмоций» с элементами ТРИЗ для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Кубик эмоций» с элементами ТРИЗ для детей среднего и старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Кубик эмоций» с элементами ТРИЗ 1. Данная игра предусмотрена в использовании детьми средней, старшей и подготовительной.

Дидактическая игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Собери снеговиков»

Дидактическая игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Собери снеговиков» Предлагаю Вашему вниманию игру для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Собери снеговиков» Все части снеговиков распечатаны на.

Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста «Домики» Дидактическая игра «Домики» Цель: Формирование понимания и восприятия отношений окружающей среды. Усвоения понятий: рядом, напротив, отдельно,.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста своими руками «Шаг за шагом»

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста своими руками «Шаг за шагом» В жизни старшего дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игры для него – основной вид деятельности, форма организации жизни.

Дидактическая игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Правила поведения в природе»

Дидактическая игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Правила поведения в природе» Дидактическая игра «Правила поведения в природе» Сопроводительный лист к инновационному продукту. Муниципальное Дошкольное Образовательное.

Развивающая игра своими руками для детей дошкольного возраста «Волшебные листики»

Развивающая игра своими руками для детей дошкольного возраста «Волшебные листики» Развивающая игра своими руками для детей дошкольного возраста «Волшебные листики». Игровое оборудование: разноцветные листики разного размера.

Экологическая акция «Создадим красоту своими руками» для детей среднего дошкольного возраста

Экологическая акция «Создадим красоту своими руками» для детей среднего дошкольного возраста .

Читайте также: