Довлатов анализ рассказа игрушка

Обновлено: 04.05.2024

Прочитал рассказ, чтобы хоть как-то ответить на вопрос.
Я так понимаю, что в этом рассказе Довлатов в чём-то критикует свою профессию. И через рассуждения рабочего хочет показать, что не нужно считать занятие журналистикой выше работы на заводе. Ну, это грубо. А вообще, мне кажется здесь главная мысль, это встреча двух пылких сердец (в общем-то влюблённых в своё дело) . И далёких от сухости и деловитости своих начальников. Но ещё, здесь происходит катарсис журналиста. Он рассуждал свысока и скажем так по-ботански. А рабочий, заставил его совершенно по-другому взглянуть на многие вещи. И выходит, что не журналист заставил задуматься читателей, о простой (как он ожидал) жизни простого рабочего, а как раз-таки "простой" рабочий оказался совсем даже непростым.
Но мне лично очень понравились вот эти строки (очень в духе Довлатова + можно использовать в современной жизни)
1) — Тут у вас борода, — сказал наконец вахтер, — а в натуре ее не видать. Расхождение. Постойте здесь.
— Пока борода не вырастет? — спросил журналист.
2) — Чем больше узнаешь, тем труднее вникать.. . Когда я был студентом, явился как-то раз к профессору на консультацию. А он зачет принимает. Название темы на доске «Образ лишнего человека в русской литературе» . Двадцать гавриков строчат, не поднимая головы. Профессор меня и спрашивает:
«Сколько бы вам понадобилось времени, чтобы осветить эту тему? » Я отвечаю: «Дней пять» . «Ну вот, — говорит профессор, — вы бы управились за пять дней, мне двух пет мало, а им трех часов достаточно» .
— Поучительная история.
Вобщем-то эта "поучительная история" и есть основная мысль рассказа (на мой взгляд) .
Тема лишнего или маленького человека. Грустная и одновременно очень оптимистичная. Как в "Иностранке" у Довлатова же.
С любовью, грустью и надеждой.

А кто тебе сказал, что у рассказа должна быть главная мысль? Может быть, а может и не быть. Главное, чтобы интересно было и послевкусие осталось.

Идея сборника рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» заключается в том, чтобы показать противоречивость жизни в СССР.

Все восемь рассказов сборника демонстрируют разные общественные проблемы советской действительности. Здесь затрагиваются и проблемы свободы, и экономические проблемы, и проблемы, связанные со сферой культуры. С помощью образов конкретных людей, а также произошедших с ними историями показывается абсурдность жизни в СССР. Автор неслучайно обращается к различным сферам жизнедеятельности, а также к образам различных слоев населения. Это и писатели, и журналисты, и спекулянты, и заключенные, и многие другие.

С помощью иронических и сатирических приемов С.Д. Довлатов показывает нелогичность советской действительности, когда нормальными для того времени явлениями считались такие явления, которые противоречили всякой логике. В рассказах показано, что тоталитарная действительность губит лучшие умы, заставляет их бросать свою Родину и эмигрировать лишь из-за того, что их права и свободы оказываются притесненными властью. С.Д. Довлатов показывает, что людям, для того чтобы просто существовать в те времена, приходилось приспосабливаться к абсурдности советской действительности, в противном случае – люди терпели притеснения со стороны власти.

В рассказах показано, что человек должен приспосабливаться к действительности, если он не хочет нажить себе проблем. Главный герой Сергей Довлатов пытается приспособиться и найти себе место и предназначение в СССР, но все его попытки оказываются тщетными, поэтому он сначала тяготится своим существованием, а затем уезжает за границу. И чемодан, в котором оказалось лишь восемь предметов одежды, становится олицетворением жизни главного героя в СССР. Он рассуждает так: «Это было все, что я нажил за тридцать шесть лет. За всю мою жизнь на родине. Я подумал – неужели это все? И ответил – да, это все».

Однако нельзя сказать о том, что С.Д. Довлатов настроен негативно против СССР. В рассказе «Поплиновая рубашка» показано, что решение эмигрировать первоначально принимает жена главного героя. Сергей Довлатов же решается остаться, аргументируя это так: «Трудно сказать, почему я решил остаться. Видимо, еще не достиг какой-то роковой черты. Все еще хотел исчерпать какие-то неопределенные шансы». Если бы главного героя действительно бы нервировала существующая система, если бы она не давала ему жить, то он бы эмигрировал вместе со своей женой, однако сделал он это позже.

На неоднозначность жизни в СССР указывает и эпиграф ко всему сборнику рассказов. Это строчки из стихотворения А.А. Блока «Грешить бесстыдно, беспробудно»: «Но и такой, моя Россия, // Ты всех краев дороже мне…». Эти слова показывают, что какой бы абсурдной не была советская действительность, С.Д. Довлатов ценит и уважает свою Родину.

В сборнике «Чемодан» видна тоска по Родине, которая сочетается с демонстрацией абсурдности и нелогичности жизни в СССР. Эти два явления в рассказах С.Д. Довлатова не противопоставляются друг другу, не взаимоисключают друг друга, наоборот, тесно связаны между собой.

Центрального героя-рассказчика сборника рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» Сергея Довлатова можно сравнить с главным героем повести Ю. В. Трифонова «Обмен» Виктором Дмитриевым.

Главное сходство между Довлатовым и Дмитриевым заключается в том, что оба персонажа являются представителями тогдашней интеллигенции. С.Д. Довлатов и Ю.В. Трифонов демонстрируют своих героев в быту, на фоне тогдашней действительности. И Довлатов, и Дмитриев оказываются вовлеченными в проблемы, рожденными эпохой.

Сергей Довлатов и Виктор Дмитриев – интеллигенты, которые обременены бытом. Писатели показывают, что их герои тонут в повседневной жизни со всей ее абсурдностью. Жизнь Довлатова и Дмитриева наполнены различными проблемами психологического и нравственного характера.

Сходство между персонажами заключается также в том, что и Довлатов, и Дмитриев чувствуют себя одинокими, находясь в огромном скоплении людей. В сборнике рассказов «Чемодан» все персонажи, которые связаны с главным героем, не представлены как близкие друзья Сергея Довлатова, с которыми он бы чувствовал себя комфортно. Даже жена Сережи Довлатова описывается как чуждый, отдаленный человек. Таким же одиноким чувствует себя и Дмитриев, который не находит близких людей ни на работе, ни в собственной семье (как в родительской семье, так и в семье своей жены). Даже отношения с любовницей заканчиваются, и Дмитриев не чувствует особой связи со всеми окружающими людьми.

Несмотря на то что Сергей Довлатов и Владимир Дмитриев похожи тем, что они являются одинокими, ото всех отдаленными интеллигентами, погрязшими в абсурдной действительности, данные образы контрастируют между собой.

Сергей Довлатов видит абсурдность советской действительности. Долгое время он пытается найти себя в этой действительности, найти собственное применение в сложившихся условиях жизни. Однако Сергей Довлатов больше не может мириться со всей нелогичностью жизни того времени, он чувствует, что живет в атмосфере тотального неблагополучия. По этой причине главный герой эмигрирует. Чемодан с предметами одежды, который Сергей Довлатов берет с собой за границу, становится олицетворением «пропащей, бесценной, единственной жизни». Главный герой не подчиняется миру вещей, то, что Сергей Довлатов не пользуется вещами, взятыми из СССР, говорит об его отказе от абсурдного существования. Сережа Довлатов руководствуется внутренней свободой, он не может поставить ее под удар абсурдной действительности.

Владимир Дмитриев не отстаивает собственную внутреннюю свободу. На протяжении всей повести показана внутренняя борьба главного героя, который не хочет делать то, что предлагает и даже требует его жена, но в итоге все равно подчиняется ей. Можно сказать, что Дмитриев выбирает подчинение окружающей действительности, он выбирает покой и благополучие, которые достигаются как раз-таки путем подчинения. В отличие от Сергея Довлатова, Владимир Дмитриев оказывается подчиненным миру вещей, и это становится олицетворением его окончательного поражения. Дмитриев пытается делать то, что принято в обществе, и это приводит к отказу от интеллигентности.

Сергей Довлатов не играет по правилам действительности, не подчиняется ей, а Владимир Дмитриев полностью подчиняется советской жизни.


Он вздрогнул. Когда его неожиданно окликали, писатель вздрагивал. Это началось давно, еще с армейских лет, когда писатель был охранником в Мордовии.

Григорий Борисович с досадой и облегчением прервал работу. Вышел на крыльцо.

– Это я – Ариэль. Я машину принес…

Действие происходило в летней русской колонии чуть западнее Монтиселло. Ариэль был племянником Мишкевицеров. Писатель жил от них в двадцати метрах, ближе к железнодорожной линии. Еще левее жили Касперовичи.

– Вы спрашивали про машину. Я наигрался. Ваша очередь.

– А, – сказал писатель, – наконец-то…

Разговор этот начался еще вчера. Григорий Борисович заметил машину, с жужжанием катившуюся по траве. Следом шел Ариэль. В руках у него была черная продолговатая коробочка.

Писатель счел нужным заметить:

Что означало, например – додумаются же люди.

И вот явился Арик.

В спешке Ариэль начал заикаться. При этом речь его звучала с какой-то дополнительной отчетливостью.

– Вот смотрите. Так включается. Так выключается. Так вправо. Так влево. А так, значит – прямо. Поняли? Учтите – заднего хода нет.

– Как всегда, – реагировал писатель.

Григорий Борисович тронул пластмассовый рычажок. Машина с жужжанием покатила вдоль газона. Из-под нее вылетали мелкие камешки. Писатель сделал неосторожное движение. Машина резко повернула в сторону. Левое крыло ее уперлось в стену.

Писатель выключил мотор. Затем сказал: «Фантастика», – и удалился. Коробочку оставил на подоконнике. Рядом, возле кривоватой дачной лампы, ожидали его сенсационные мемуары Яновского.

Затем был телефонный звонок из Нью-Йорка. Приходила Фаина жаловаться на мужа. Звучала по карманному радио LЛенинградская¦ симфония Шостаковича. Вслед за Шостаковичем явился Мишкевицер. Интересовался погодой на завтра.

Ариэль появился вечером, когда уже стемнело:

– Конечно, – сказал писатель, – увлекся. Все дела забросил…

Машины не было. Коробочка лежала на подоконнике.

– Странно, – удивился писатель, – может, дети взяли?

– Не беспокойтесь, – сказал Ариэль, – я найду.

– Спроси у Левушки. Или у Буси…

Наутро мальчик появился снова.

– Ну как дела? – спросил писатель. Он не выспался. Пил среди ночи кофе.

– Ты о чем? – спросил Григорий Борисович. – Ах, да…

– Они не знают, где машина.

– Так. Куда же она могла подеваться?

Ариэль задумался, потом сказал:

– А вы под домом смотрели?

– Наверное, она под домом.

Григорий Борисович тяжело опустился на колени. Припал к сыроватой земле. Вдыхая болотный запах, протиснулся между двумя гнилыми столбами.

Под домом обнаружились лыжи, железная решетка, мяч и корпус гитары без струн. Машины не было.

Писатель оглядел свои испачканные брюки.

– Что-то фантастическое, – сказал он.

– Не беспокойтесь, – утешил его Ариэль, – подумаешь. Мне дядя Леня новую купит. У него знаете сколько долларов.

– Сколько? – вдруг заинтересовался Григорий Борисович.

– Очень много. Думаю, больше ста.

– Вы под кроватью не смотрели?

– Я посмотрю, – сказал Григорий Борисович.

Писатель отодвинул кровать. Заглянул в кладовку. Порылся в ящиках стола.

– Я завтра приду, – сказал Ариэль.

С этого дня началась ежедневная пытка. Рано утром к нему заходил Ариэль:

– Я только хотел спросить насчет машины.

– Как сквозь землю провалилась, – жаловался писатель.

– Ничего, я вечером зайду.

В конце недели Григорий Борисович принял решение. Дневным автобусом поехал в Монтиселло. Зашел в игрушечный магазин LПлейленд¦. Выбрал машину за сорок шесть долларов. Вернулся. Разыскал Ариэля и вручил ему большую, довольно тяжелую коробку

– Играй, – сказал он.

– Зачем? – говорил он, срывая пластиковую ленту. – Не беспокойтесь. Она найдется…

– К тому же это, в общем, другая машина. Капот не открывается.

– Капот? – переспросил Григорий Борисович. – А я и не заметил. Колеса, думаю, на месте… Дверцы, руль…

– Это не та машина, – весело сказал Ариэль.

И положил ее в коробку. Поролоновые крепления вставил. Ленту приклеил на старое место.

– Может, сойдет? – упавшим голосом выговорил писатель.

– Вы не беспокойтесь. Подумаешь, машина. У меня их штук двадцать пять. Правда, у той был капот. И фары.

– У этой тоже фары.

– У той были никелированные… Она найдется. Вы на кухне смотрели?

– За плитой еще не смотрел.

Григорий Борисович вынул из стола рейсшину. Долго водил ею за газовой плитой. Выкатил оттуда россыпь дряни, напоминавшей экскременты.

– Не густо, – сказал писатель.

– Найдется, – в который раз повторил Ариэль…

Короче, лето превратилось в ад. Ариэль появлялся, как тень отца в «Гамлете». Ужасом веяло на писателя от его слов:

– Не беспокойтесь. Она найдется.

Писателю снились автомашины. Они съезжались к нему, беспомощному – черные, громадные. Капоты их были угрожающе подняты. Никелированные фары сверкали.

Писатель обратился к Мишкевицеру. Тот сказал:

– Да бросьте. Подумаешь, машина. У него их целый автопарк. Найдется… Вы на чердаке смотрели?

– Нет у меня чердака, – сказал писатель. Он почувствовал, что близок к нервному срыву. Забросил все свои дела. Позвонил в Нью-Йорк литературному агенту Гордону Брукмайеру.

– Помнишь, Горди, ты хотел отдать мне свой автомобиль?

– Бери. Он только даром место занимает.

– «Бьюик-ригал», восемьдесят первого года. Что называется, в рабочем состоянии. Для новичка в самый раз.

– Как это? Зачем ему подниматься?

– Не поднимается капот?

– Поднимается, когда надо.

– Радуйся, мизерабль, – сказал Ариэлю писатель, – ликуй. В четверг тебе пригонят настоящую машину.

– Почти. «Бьюик» восемьдесят первого года.

– Знаю, – сказал Ариэль, – всего шесть цилиндров. К тому же я еще маленький. А когда вырасту, дядя Леня подарит мне новенькую «Тойоту»…

Писатель удалился, сгорбившись, жестикулируя и беззвучно шевеля губами.

А потом все разъяснилось. Машину утащил хозяйский пес Дунай. Она поблескивала в глубине его невзрачной будки, как сокровище. Когда хозяин вытащил машину, на боках ее обнаружились глубокие следы зубов.

Теперь писатель часто видел Ариэля около собачьей конуры. Мальчик приближался к Дунаю, беседовал с ним. Что-то внушал ему настойчиво и мягко. Дунай виновато скулил и припадал к земле. Задние лапы его судорожно вздрагивали.

– Ничего, – издали шептал Григорий Борисович, – потерпи. Лето все равно уже кончается.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Разочарованные странники (главы из повести Сергея Довлатова «Н А Ш И» )


Курс повышения квалификации

Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях

Курс профессиональной переподготовки

Право: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы организации здоровьесберегающей среды в средней школе


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разочарованные странники (главы из повести Сергея Довлатова «Н А Ш И» )

Разочарованные странники (главы из повести Сергея Довлатова «Н А Ш И» )

ПЛАН УРОКА1. Знакомство с биографией Сергея Довлатова. 2. Обзор творчес.

ПЛАН УРОКА
1. Знакомство с биографией Сергея Довлатова.
2. Обзор творчества писателя.
3. Беседа по повести С.Довлатова «НАШИ».
4. Итоги урока. Домашнее задание.

Довлатов Сергей Донатович

Довлатов Сергей Донатович

Довлатов Сергей Донатович Настоящая фамилия Мечик. Родился 3 сентября.

Довлатов Сергей Донатович
Настоящая фамилия Мечик. Родился 3 сентября 1941 года в Уфе в семье эвакуированных во время войны из Ленинграда театральных работников. С 1944 года и до эмиграции в 1978 жил в Ленинграде, с перерывом на армейскую службу и журналистскую работу в Таллине. Оказавшись в армии, служил охранником в лагерях Коми АССР.

В 1959-1962 годах учился на финском отделении филологического факультета Ленинградского университета, после армии — там же на факультете журналистики, но не закончил его.

Работал в малотиражных газетах, а также сторожем, камнерезом, экскурсоводом в.

Работал в малотиражных газетах, а также сторожем, камнерезом, экскурсоводом в Пушкинском заповеднике.
В 1978, эмигрировав в США, поселился с семьей в Нью-Йорке, был одним из создателей и главным редактором русскоязычной газеты «Новый американец», много работал на радио «Свобода».

Проза СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА

В Америке проза Довлатова получила признание, публиковалась в американских г.

В Америке проза Довлатова получила признание, публиковалась в американских газетах и журналах. Он стал вторым писателем, печатавшимся в журнале «Нью-Йорк».
Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник, ставшая первым значительным произведения писателя, изданным на родине.

Основные произведения Довлатова: «Зона», «Невидимая книга», «Записные книжки.

Основные произведения Довлатова:
«Зона», «Невидимая книга», «Записные книжки» (1980), «Компромисс» (1981), «Заповедник» (1983), «Наши» (1983), «Марш одиноких» (1985), «Ремесло» (1985), «Чемодан» (1986), «Иностранка» (1986), «Не только Бродский» (1988).

В основе всех произведений Довлатова лежат факты и события из биографии писа.

В основе всех произведений Довлатова лежат факты и события из биографии писателя.
«Зона» – записки лагерного надзирателя, которым Довлатов служил в армии.
«Компромисс» – история эстонского периода жизни Довлатова, его впечатления от работы журналистом.
«Заповедник» – претворенный в горькое и ироничное повествование опыт работы экскурсоводом в Пушкинских Горах.
«Наши» – семейный эпос Довлатовых.
«Чемодан» – книга о вывезенном за границу житейском скарбе, воспоминания о ленинградской юности.
«Ремесло» – заметки «литературного неудачника».

писателем. Цель Довлатова - не документальность, а «ощущение реал.

Цель Довлатова - не документальность, а «ощущение реальности», узнаваемости описанных ситуаций в творчески созданном выразительном «документе».
В своих новеллах Довлатов точно передает стиль жизни и мироощущение поколения 1960-х годов, атмосферу богемных собраний на ленинградских и московских кухнях, мучения русских эмигрантов в Америке. Свою позицию в литературе Довлатов определял как позицию рассказчика, избегая называть себя писателем.

Афоризмы Сергея Довлатова У Бога добавки не просят. Трудно выбрать между дур.

Афоризмы Сергея Довлатова
У Бога добавки не просят.
Трудно выбрать между дураком и подлецом, особенно если подлец — ещё и дурак.
Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь.
Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать.
Не надо быть как все, потому что мы и есть как все…
Желание командовать в посторонней для себя области — есть тирания.
Гений — это бессмертный вариант простого человека.

БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА «Н А Ш И»

БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА
«Н А Ш И»

ПОДВЕДЁМ ИТОГИКак вы думаете, существует ли «лекарство от разочарования»? Со.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Как вы думаете, существует ли «лекарство от разочарования»?
Создайте свой «РЕЦЕПТ» лекарства от разочарования.
Как вы думаете, разочарование – это потеря чего-то или обретение опыта и новых жизненных сил?

Домашнее заданиеПрочитать стихотворение Булата Окуджавы «Полночный троллейб.

Домашнее задание
Прочитать стихотворение Булата Окуджавы «Полночный троллейбус».
Почему именно это стихотворение завершает картину «РАЗОЧАРОВАНИЕ»?
Выучите стихотворение наизусть и ответьте на вопрос: «Какой рецепт спасения от разочарования даёт Б.Окуджава?» (письменно).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: