Древние игрушки в современных игрушках

Обновлено: 18.05.2024

В народных представлениях он был символом растительных сил земли, вечной живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода .

Древо жизни Дымковское древо Каргопольское древо Филимоновское древо

Землю , ее плодородие связывали в древности с этим образом. Божество, выражавшее представление о земле, которая родит и продолжит род.

Женский образ (образ матери) Дымковская барыня Филимоновская барыня Каргопольская барыня

Один из древнейших и любимых образов . Он был столь же необходим крестьянину, что бы выращивать хлеб , как и само солнце.

Конь Филимоновский Дымковский Каргопольский

В давние времена люди верили, что этот образ символ света и тепла прогонял своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, теплое летушко.

Птица Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка

1.В какой местности производится игрушка 2.Для чего игрушки использовали 3.Какие персонажи лепили 4.Особенности формы 5.Особенности узора 6.Какова цветовая гамма

Барыня Дымковская Филимоновская Каргопольская монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

1.В какой местности производится игрушка 2.Для чего игрушки использовали 3.Какие персонажи лепили 4.Особенности формы 5.Особенности узора 6.Какова цветовая гамма

Конь Филимоновский Дымковский Каргопольский чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники; кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, разноцветные черточки

1.В какой местности производится игрушка 2.Для чего игрушки использовали 3.Какие персонажи лепили 4.Особенности формы 5.Особенности узора 6.Какова цветовая гамма

Птица Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

Задание Создать эскиз народной игрушки Будет учитываться: 1. правильность выбора цвета; 2. правильность рисования элементов; 3. композиция; 4. аккуратность выполнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк.


презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. .


ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ

Конспект урока ИЗО в 5 классе.

"Древние образы в современных народных игрушках"

Декоративная роспись круглых форм.


Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка".


урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)

для учителей искусства.

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творч.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины. Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки.

Игрушке столько же лет, сколько и человечеству. Образы коня, птицы, бабы были.

Игрушке столько же лет, сколько и человечеству. Образы коня, птицы, бабы были известны в эпоху палеолита. Правда, тогда они имели магический смысл – оберегали, охраняли человека от таинственных сил природы.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы, они были уч.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотрись к современным народным игрушкам - и ты заметишь, что в них живут те же образы - это конь, птица, баба. В них живут память народа, его древние традиции.

Это каргопольская глиняная игрушка. Ее родина — Русский Север, Каргопольский.

Это каргопольская глиняная игрушка. Ее родина — Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

Дымковская игрушкаВсе глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичн.

Дымковская игрушка
Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

Филимоновская игрушкавсе филимоновские игрушки – свистульки.

Филимоновская игрушка
все филимоновские игрушки – свистульки.

Детская игрушка на протяжении сотен лет сопутствует предкам осетин. Игрушки и.

Детская игрушка на протяжении сотен лет сопутствует предкам осетин. Игрушки изготавливали из дерева, из кожи, из глины, из лоскутков ткани, из войлока, из шерсти и даже из теста.
Кожаная уточка

Наиболее распространённой игрушкой была тряпичная кукла. Тряпичные куклы имел.

Наиболее распространённой игрушкой была тряпичная кукла. Тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. Самодельные куклы представляли собой стилизованные человекообразные фигурки. Тряпичные куклы по технике изготовления можно условно разбить на два вида. Куклы на деревянном каркасе (Къæцæлын чындз) и войлочные куклы (Нымæтын чындз).

Более тщательно каркасные куклы изготовлялись в осетинских семьях взрослыми.

Более тщательно каркасные куклы изготовлялись в осетинских семьях взрослыми. Без преувеличения их можно назвать подлинными шедеврами прикладного искусства осетин. Добротно сшитые из кусочков отработанных тканей, украшенные орнаментальными мотивами вышивок, куклы эти занимали определённое место в эстетике традиционного быта.

Изящные по характеру изготовления и богато декорированные образцы кукол могла.

Изящные по характеру изготовления и богато декорированные образцы кукол могла изготовить не каждая женщина, а лишь известная своим рукоделием мастерица.

Ещё большей популярностью у детей пользовались войлочные куклы. Изготавливал.

Ещё большей популярностью у детей пользовались войлочные куклы. Изготавливали их кройкой из остатков войлока и шерсти, которые снаружи обшивались подручными разноцветными лоскутками. В детских играх эти куклы пользовались большим успехом, так как отсутствие жесткой основы из дерева позволяло кукле садиться, двигать руками и ногами, нагибаться. Они тщательно, с большой любовью отделывались декоративными средствами.
Изготовлялись и куклы – парни. Они были игрушками и для девочек и для мальчиков.

Изготавливались игрушки и из теста. К празднику Нового года изготовляли фигур.

Изготавливались игрушки и из теста. К празднику Нового года изготовляли фигурные печенья, называемые «басилтӕ». Различные по форме, они готовились преимущественно из пшеничной муки. Готовили их взрослые женщины. Чаще всего изображались хорошо известные детям барашки, туры, козлята, птицы. Воспроизводили образы горских красавиц, джигитов, старух и стариков. Зерна злаковых, древесные угольки, надрезы ножом, изюм – вот излюбленные способы оформления этих обрядовых хлебцев.

Куклы в жизни осетин играли важную роль. Они выполняли обрядово – магические.

Куклы в жизни осетин играли важную роль. Они выполняли обрядово – магические функции и являлись развлекательными атрибутами.

Кукла как развлечение применялась больше в кругу женского досуга. Одной из св.

Кукла как развлечение применялась больше в кругу женского досуга. Одной из своеобразных игр на подобных посиделках была девичья игра «къахты чындз» (ножная кукла). Кто-нибудь из присутствующих девушек ложился на спину и перпендикулярно полу поднимал ноги. На них надевали женское платье, на ступнях ног сооружалась тряпичная голова, разукрашенная подручными красками. В итоге изображалось подобие обычной народной куклы. К рукавам платья прикреплялись палочки, противоположные концы которых находились в руках у лежащей девушки. С их помощью она манипулировала руками изображаемой куклы. Присутствующие задавали кукле различные вопросы шуточного характера, а девушка – исполнительница отвечала на них, сопровождая ответ комическими движениями рук и ног, и тем самым смешила работающих подруг.

Также у осетин были и куклы-дергунчики. Такой своеобразный кукольный театр св.

Также у осетин были и куклы-дергунчики. Такой своеобразный кукольный театр связан с именем известного сказителя Куырм Бибо (Б. А. Дзугутаты) из сел.Батакоикау. Свои выступления он сопровождал представлением кукольного театра. Как писал М. С. Туганов, «черные шелковые нити шли от пальцев его левой руки ко дну опрокинутой чаши незаметно, откуда путем особого сцепления через отверстия проходили по палочкам нити, на которые были нанизаны куклы и таким образом приводились в движение». И таких музыкантов-сказителей в Осетии еще в начале XX в. было немало.

В наше время создавала свои прекрасные декоративные керамические скульптурки.

В наше время создавала свои прекрасные декоративные керамические скульптурки – Национальные женские типы О. Г. Малтызова. Тема сельской женщины – осетинки – излюбленная в творчестве Малтызовой. Художник – декоратор зорко всматривается в народные костюмы, в облик осетинской женщины, девушки.
В одной мы узнаём старую свекровь с недовольным лицом. Кажется, ещё минута и раздастся её сердитый голос. Другая фигура – олицетворение хозяйственности и домовитости. Надменно подняты брови у третьей – чувствуется: горда и несговорчива.

Ольга Малтызова.

Сегодня народная кукла украшает выставочные залы нашей республики и является.

Сегодня народная кукла украшает выставочные залы нашей республики и является очень популярным сувениром.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках.

Древние образы в современных народных игрушках.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были у.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов.
Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. В народных игрушках живут те же образы – конь, птица, женская фигура.

Филимоновская игрушка возникла в деревне Филимоново Тульской области.

Филимоновская игрушка
возникла в деревне Филимоново Тульской области.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выгл.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.

Разнообразны и животные-свистульки: коровки, кони, бараны, олени, птицы.

Разнообразны и животные-свистульки: коровки, кони, бараны, олени, птицы.

Элементы росписи филимоновской игрушки.

Элементы росписи
филимоновской игрушки.

Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельск.

Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

По-детски решены приземистые фигурки людей и животных. Крепкие деревенские ба.

По-детски решены приземистые фигурки людей и животных. Крепкие деревенские бабы и мужики большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату.

Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушённых тонах, они отличаютс.

Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами.
На поверхности фигурок наведены древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.

Элементы росписи каргопольской игрушки

Элементы росписи
каргопольской игрушки

Самые знаменитые в России – дымковские игрушки. Родились они в Дымковской с.

Самые знаменитые в России –
дымковские игрушки.
Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалёку от города Вятки.

Широкова Инна Алексеевна «Мастерица дымковской игрушки» С.Гуркина.

Широкова Инна Алексеевна

«Мастерица дымковской игрушки» С.Гуркина.

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголи.

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголих с кавалерами, и нянек с детьми на руках.

Важные индюки.

Кони, олени

Целые сюжетные композиции.

Целые сюжетные композиции.

Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается плавностью и округлостью.

Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается плавностью и округлостью.
Много лепных деталей: оборок, воланов, косичек, жгутиков.

В росписи дымковской игрушки преобладают круги, овалы, клетки, полоски, точки.

В росписи дымковской игрушки преобладают круги, овалы, клетки, полоски, точки.
В росписи используют жёлтый и синий, малиново-красный и зелёный, чёрный цвета.

Практическое задание: Выполнить эскиз глиняной народной игрушки.

Выполнить эскиз глиняной народной игрушки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 367 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 26.02.2017 28161
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 3216 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Князева Инна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

136 минут

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

77 минут

«Обзор традиционных и современных методик для формирования навыков арифметических вычислений в уме у младших школьников»

60 минут

«Здоровье детям через спорт»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Древние образы в современных народных игрушкахПрезентацию подготовила Учитель.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древние образы в современных народных игрушкахПрезентацию подготовила Учитель.

Древние образы
в современных народных игрушках
Презентацию подготовила
Учитель ИЗО ЧОУ СОШ «Полис-лицей»
г. Дубна, Московская область
Саливон Маргарита Геннадьевна

Есть одна удивительная профессия – это игрушечных дел мастера…

Есть одна удивительная профессия – это игрушечных дел мастера…

В глубокой древности глиняные игрушки были участниками древних обрядов

В глубокой древности глиняные игрушки были участниками древних обрядов

Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, они пластичны, расписаны традици.

Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму,
они пластичны, расписаны традиционным орнаментом

Деревня Филимоново в Тульской области – центр производства этих игрушек. Од.

Деревня Филимоново в Тульской области – центр производства этих игрушек.
Одоев – музей филимоновской игрушки
Филимоновская игрушка

Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно пере.

Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках - птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. Перед нами образ филимоновской барышни - потомка одной из древнейших игрушек России.
Образ филимоновской игрушки

Основные цвета и орнамент филимоновской игрушки

Основные цвета и орнамент филимоновской игрушки

Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Ка.

Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области. Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.
Каргопольская игрушка

Каргопольской игрушке несмотря на небольшие размеры, свойственна монум.

Каргопольской игрушке несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщенная передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая — белая, черная, да редкие мазки киновари.
Образ каргопольской игрушки

Основные цвета и орнамент каргопольской игрушки

Основные цвета и орнамент каргопольской игрушки

Дымковская игрушкаДымковская игрушка – один из старейших художественных промы.

Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Образ дымковской игрушкиВсе дымковские игрушки монолитны и даже монументальны.

Образ дымковской игрушки
Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Создание дымковской игрушкиВесь путь создания уникальной и неповторимой дымко.

Создание дымковской игрушки
Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
лепка
сушка
обжиг
побелка
роспись

Основные цвета и орнамент дымковской игрушки

Основные цвета и орнамент дымковской игрушки

Создай из глины или пластилина свой образ игрушки. Вспомни игр.


Создай из глины или пластилина свой образ игрушки.

Вспомни игрушечные промыслы (Филимоновский, Дымковский, Каргопольский).

Распиши игрушку по мотивам народных промыслов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 367 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Тема: Красота в искусстве и в жизни
  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Тема: Искусство открывает новые грани мира
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях)», Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Натюрморт
  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Тема: Искусство открывает новые грани мира
  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Тема: Искусство как универсальный способ общения

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 24.02.2018 7636
  • PPTX 9.6 мбайт
  • 473 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Саливон Маргарита Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

74 минуты

«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования по ФГОС»

50 минут

«Обмен педагогическим опытом в условиях современного российского школьного образования»

73 минуты

«Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством интегрированного обучения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.
  • познакомить обучающихся с народными промыслами «Хлуднёвская игрушка»,«Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Кожлянская игрушка»;
  • освоить особенности формы и росписи современных художественных промыслов (Хлуднево, Дымково, Филимоново, Каргополь);
  • сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров.

На уроке мы узнаем:

  • характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.

мы научимся:

  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Глоссарий по теме урока:

Игрушка – особый вид народного творчества.

Деревня Хлуднево – центр народного промысла хлуднёвской игрушки.

Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Деревня Филимоново - центр производства Филимоновской игрушки.

Каргопольскй район - центр производства Каргопольской игрушки.

Дымково - центр производства Дымковской игрушки.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

С давних времён к нам пришла замечательная профессия – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.

Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.

Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе.

В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.

Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.

Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов.

Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый; синий; желтый; оранжевый; розовый; ярко — красный; малиновый; черный.

Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.

Птица считалась хорошим оберегом, символизировала весну, тепло, солнце. Образ птицы символизировал счастливую семейную жизнь, например, жениха и невесту величали «лебедем да лебёдушкой». Образ птиц можно увидеть и в сюжетных композициях. Например, древо жизни с птицами, баба с птицей в руках и другие.

«Дерево жизни» - это древний собирательный образ матери-природы, дающий жизнь всему живому.

Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.

Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.

В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.

Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.

Дымковские свистульки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятки (сегодня - Киров).

Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами, где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.

Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.

Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.

Чередующиеся дужные полосы красно-малинового, желтого и зелёного цветов филимоновской игрушки.

Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Каргопольская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.

Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Хлудневская игрушка.

Текст задания. Выберите изображения хлудневской игрушки.


1.


2.


3.


4.


5.


6.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Глиняные народные игрушки.

Текст задания. Установите соответствие между изображением глиняных народных игрушек и их названиям.

Читайте также: