Древние образы в народных игрушках дымковская игрушка филимоновская игрушка

Обновлено: 18.05.2024

приобретение опыта создания художественного образа дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек через их роспись.

Дать сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, каргопольские, филимоновские игрушки, учить передавать в лепных изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; лепить фигурки по мотивам народных игрушек, освоить их декоративную роспись; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески

и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; развивать творческие способности детей

Научить передавать единство формы и декора в игрушке.

Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

компьютер, экран, презентация 1 «Древние образы в современной народной игрушке», презентация 2 «Технология создания глиняных игрушек», учебник и рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса, игрушки.

игрушка из глины (пластилина), (вариант: рисунок игрушки) одного из промыслов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения : узнают об элементах дымковской, коргопольской и филимоновской росписи, научатся выполнять декоративную работу.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – научиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о приемах рисования элементов декоративной росписи игрушек;

регулятивные – научится принимать и сохранять учебную задачу;

коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности.

Организационная структура урока

1. Организация класса

1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

2. Проверка рабочего места.

3. Организация внимания.

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Слушают учителя.

Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний учащихся

1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

1. Загадать загадку.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.

Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поёт, не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
А зовут её … (народная игрушка)

Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности.

- Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи. Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. (К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным.) Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. -Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Возвращаемся к началу урока.

- Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены игрушки, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

2. Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве?

3. Делаю вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба).

Предлагаю открыть учебники.

Слушают, участвуют в формулировании цели.

2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах.

- самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели;

- дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек.

3. Изучение нового материала

1. Сформулировать тему и учебную задачу урока.

2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?».

2.Демонстрирую слайд 1 в презентации 1 и сообщаю тему урока.

3. Задаю вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

4. Постановка художественной задачи.

5. Показываю приёмы и последовательность выполнения одной игрушки.

Базовый уровень - рисунок игрушки) одного из промыслов.

Высокий – лепка игрушки по схеме в учебнике или свистульки по продемонстрированной схеме.

1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок.

2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

3. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов.

Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

4. Закрепление новых знаний и способов действий.

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию.

1. Предлагаю самим выполнить игрушку, используя традиции одного из промыслов.

2. Обеспечить контроль

за выполнением задания.

1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат.

осуществляют работу по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки).

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

осуществляют взаимоконтроль, оценивание.

межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой.

5. Этап контроля

Контроль за правильностью выполнения способа действия.

1. - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

Дать инструкцию по выполнению диагностической работы.

2. Предлагаю рассказать, какие способы применили при создании своего образа игрушки и декорирования.

3. Задаю задание по разгадыванию кроссворда

1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов.

2. Разгадывают кроссворд в рабочей тетради.

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

рефлексия своих действий.

осуществляют пошаговый контроль по результату.

6. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

- А вы знаете, что мы познакомились только с тремя промыслами. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. Организация дифференцированного ДЗ.

Информация о домашнем задании (2 мин). Базовый: Занести в словарь и выучить определения (солярные знаки, народные промыслы). Повышенный: найти в интернете понятие «солярные знаки» и рассказать об их значении в народном творчестве.

Высокий: сделать презентацию «Расписные глиняные игрушки».

Представление права выбора ДЗ.

Делают выбор ДЗ, задают вопросы.

участвуют в обсуждении вариантов ДЗ.

осуществляют выбор в выполнении ДЗ.

1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников.

Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

1. - Где мы с вами сегодня «побывали», и с каким искусством познакомились?

2. - Где можно познакомиться с искусством глиняной игрушки?

3. - Что вы узнали нового?

4. - Почему называют глиняную игрушку народным искусством?

5. - Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему? Учитель: --предлагаю выбрать смайлик (улыбка - понравилось, печаль-нет) – понравился ли ученикам урок. Учитель: А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд!

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

2. Убирают рабочее место.

- умеют использовать речь для регуляции своего действия;

- строят понятные для собеседника высказывания.

- дают объективную самооценку результатов своей деятельности.

3. Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов - Москва: Белый город, 2004. – 47с.

4. Пономарев Е. Я познаю мир: История ремесел / Е. Пономарев, Т. Пономарева– М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 200 – 416 с.: ил.

Данный урок изобразительного искусства – это урок знакомства с глиняной игрушкой: дымковской, каргопольской, филимоновской.

Урок соответствует принципам обучения. Материал доступный, научный.

Урок соответствует психофизическим особенностям школьников.

Дидактический материал, используемый на уроке, соответствует теме урока и способствует реализации поставленных целей.

Этапы урока логически увязаны. Они развивают интерес учащихся к народному промыслу, истории, воспитывают аккуратность и последовательность.

Обучение проводи тся информационно-коммуникативным, деятельностным, проблемным методами.

Спланированы комфортные условия каждому ребенку.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Свистулька «Птичка ». МБОУ-СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Брянской области Автор: Марина Владимировна Малыгина учитель ИЗО первой категории 2014 – 2015 уч. год

Все филимоновские игрушки – свистульки. Это делает их более забавными и интересными. Свистулька – птичка, свистулька – корова, даже «барыня» и «солдат» держат под рукой птичку – свистульку, которую мастерицы из Филимоново называют «курицей ». Но сделать свисток – совсем не простая задача. Поэтому возьмем несложные формы. Например, вот такую маленькую птичку или кувшинчик. Их можно сделать в виде кулонов, если привязать к ним красивую веревочку.

Возьмем кусочек глины величиной чуть больше грецкого ореха. Разомнем из него пластину, обернем вокруг пальца, чтобы сделать полую (пустую внутри) форму. Сожмем нашу полую форму на пальце с одной стороны, придав ей форму цилиндра. Снимем с пальца. С другой стороны вылепим горлышко кувшина или готовку птички (смотря, что вы выбрали). Стараемся не смять внутреннюю полость формы, когда лепим горлышко кувшина или головку птицы. Теперь лепим свисток по схеме.

Полая форма птички уже готова. Стеком вертикально протыкаем дырочку вниз. Вытаскиваем стек и пальцем примнем слегка спинку птички сверху. Можно двумя пальцами слегка сжать цилиндр свистка. Горизонтально проткнем плоским тонким стеком цилиндр свистка так, чтобы кончик стека вышел над спинкой птички. «Язычок» должен получится прямо напротив щели, в которую затем будем дуть. Пробовать получится звук или нет можно сразу в процессе лепки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках.

Древние образы в современных народных игрушках.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были у.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов.
Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. В народных игрушках живут те же образы – конь, птица, женская фигура.

Филимоновская игрушка возникла в деревне Филимоново Тульской области.

Филимоновская игрушка
возникла в деревне Филимоново Тульской области.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выгл.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.

Разнообразны и животные-свистульки: коровки, кони, бараны, олени, птицы.

Разнообразны и животные-свистульки: коровки, кони, бараны, олени, птицы.

Элементы росписи филимоновской игрушки.

Элементы росписи
филимоновской игрушки.

Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельск.

Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

По-детски решены приземистые фигурки людей и животных. Крепкие деревенские ба.

По-детски решены приземистые фигурки людей и животных. Крепкие деревенские бабы и мужики большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату.

Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушённых тонах, они отличаютс.

Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами.
На поверхности фигурок наведены древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.

Элементы росписи каргопольской игрушки

Элементы росписи
каргопольской игрушки

Самые знаменитые в России – дымковские игрушки. Родились они в Дымковской с.

Самые знаменитые в России –
дымковские игрушки.
Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалёку от города Вятки.

Широкова Инна Алексеевна «Мастерица дымковской игрушки» С.Гуркина.

Широкова Инна Алексеевна

«Мастерица дымковской игрушки» С.Гуркина.

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголи.

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголих с кавалерами, и нянек с детьми на руках.

Важные индюки.

Кони, олени

Целые сюжетные композиции.

Целые сюжетные композиции.

Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается плавностью и округлостью.

Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается плавностью и округлостью.
Много лепных деталей: оборок, воланов, косичек, жгутиков.

В росписи дымковской игрушки преобладают круги, овалы, клетки, полоски, точки.

В росписи дымковской игрушки преобладают круги, овалы, клетки, полоски, точки.
В росписи используют жёлтый и синий, малиново-красный и зелёный, чёрный цвета.

Практическое задание: Выполнить эскиз глиняной народной игрушки.

Выполнить эскиз глиняной народной игрушки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 367 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 26.02.2017 28162
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 3216 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Князева Инна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

59 минут

«Активная оценка: для тех, кто верит в лучшее образование»

78 минут

«Медиация как инструмент разрешения конфликтов в образовательной среде»

64 минуты

«Развитие коммуникативных умений школьников посредством игровой технологии»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила
Ботвиновская Юлия Владимировна
Учитель ИЗО и технологии
МОАУ «СОШ № 76» г. Оренбурга

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет

Возле Вятки самой
Дымково-посёлок,
Окаймлён лесами
уголок весёлый.
Дым идет из труб столбом:
Словно в дымке все кругом.
Все в тумане голубые дали
И село большое
Дымково прозвали.

Зимой, когда основная крестьянская работа была закончена, все от мала до велика принимались за любимое занятие…В селе дымково это были игрушки из глины. Дымковской игрушке около 400 лет. Первыми игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски»
-он длился несколько дней
и был наполнен свистом
.

Начиналось всё со свистулек для забавы детей.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька

А дальше ассортимент игрушек увеличился:
появились барышни, водоноски, няньки, детки, молодцы, индюки, козлики, медведи, петушки, свинки и многое другое.
Дымковскую игрушку стали продавать на ярмарках. Так и пошла слава о вятской дымке и возник промысел.

Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промысел еще называют ремеслом. Им можно заниматься в одиночку или большой бригадой.

Так раньше семьями изготавливали дымковскую игрушку для ярмарки

Этапы работы над игрушкой:
1)Лепка

Оформляют игрушки на любой вкус

2) Далее игрушку сушат, сначала на столе, потом в печи.
Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие

3) Следующий этап работы – отбеливание.
Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк.
Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи

Незамысловатые узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки превращались в расписные композиции.
А яркие краски: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – делали игрушки пёстрыми и веселыми, как в хороводе.

УЗОРЫ РОСПИСИ
Круги –символизировали солнышко

Полоски и волнистые линии – это волны на воде

Клетка -Засеянное поле

И завершающий штрих –
мастерица украшает игрушку сусальным золотом.

Дымковские игрушки такие разные:
это и простые фигурки животных и птиц…
Индюк
Олень
Петух

Козел и баран
Уточки
Лошадка

… людей…
Водоноска
Нянька
Кавалер с дамой

и даже целые сюжеты.

ЗАДАНИЕ :
А мы попробуем нарисовать и расписать игрушки по шаблонам
(на ваш выбор –конь или барышня в зимней шубке)

Образец росписи лошадки
(используйте свои узоры)

Образец росписи барышни в зимней шубке
(используйте свои узоры)

Спасибо за внимание!
Творческих успехов!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 367 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Древние образы в современных народных игрушках

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Искусство Гжели
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
  • Тема: Тема 9. Плетёные орнаменты
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Городецкая роспись

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Оставьте свой комментарий

  • 26.11.2020 728
  • PPTX 27.6 мбайт
  • 84 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ботвиновская Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

56 минут

64 минуты

«Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

65 минут

«Ребенок с ОВЗ в семье и школе. Как выстроить единую систему поддержки»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древние образы в современных народных игрушках
Филимоновская игрушка

В глиняной игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия.
В росписях игрушек мастера по-своему показывают близость к природе.
Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали в дымковской , филимоновской и каргопольской игрушке.
Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды, земли, плодородия и др.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области.Деревня находится около залежей хорошей глины.
Возможно, это и определило ее промысел
(легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки).В основном же игрушечным делом занимались женщины.Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить
"свистушки".Работали зимой, в свободное от сельских трудов время.Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор.
Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым.
Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол!
Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Издавна в Торопове, Гринёве, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел
на местных красных глинах.

Летом каргопольские гончары работали в поле,
а с октября до весны занимались изготовлением
глиняной посуды — печных горшков,
кубов, кринок, мисок.
Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети.
Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью,
её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера лепили игрушки,
не придавая им особенного значения.
Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого,
особенным спросом не пользовались,
и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными».
После обжига раскалённое изделие
погружали в «болтушку» — густой мучной раствор.

Дымковская игрушка – игрушка городская,
исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров).
Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица,
фантастическая птица с большим хвостом и другие.
Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали,
так и цветовое оформление глиняной поверхности.
На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета:
красный, желтый, оранжевый, синий.

Долгими зимними вечерами при свете лучины,
под звуки простой русской песни
лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров,
водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов.
.

Работы учащихся 5 класса
1. орнаменты дымковской игрушки

2. орнаменты филимоновской игрушки

3. орнаменты каргопольской игрушки

Тест
Тема:
«Древние образы
в современных
народных игрушках»

Знаешь ли ты ?
1. Художественные промыслы глиняных игрушек:

2. Все народные игрушки имеют:

А. одинаковую форму

Б. одинаковые орнаменты

В. одинаковый материал

3.Филимоновская игрушка имеет пропорции:

4. Каргопольская игрушка по цвету:

А. желтая с узором из полосок красных и зеленых

Б. красно-серая игрушка с кругами, кольцами, крестами, веточками

5. Дымковская игрушка появилась:

А. в Тульской области

Б. в слободе города Вятки

В. в Архангельской области

Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства Трибушинина Р.А.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 367 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2015 1829
  • PPTX 5.7 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трибушинина Регина Алимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

30 минут

«Делаем интерьерное украшение - гербарий между двумя стёклами»

36 минут

«Внимательный ребенок – 10 веселых игр для развития детей от 5 лет»

28 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.
  • познакомить обучающихся с народными промыслами «Хлуднёвская игрушка»,«Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Кожлянская игрушка»;
  • освоить особенности формы и росписи современных художественных промыслов (Хлуднево, Дымково, Филимоново, Каргополь);
  • сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров.

На уроке мы узнаем:

  • характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.

мы научимся:

  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Глоссарий по теме урока:

Игрушка – особый вид народного творчества.

Деревня Хлуднево – центр народного промысла хлуднёвской игрушки.

Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Деревня Филимоново - центр производства Филимоновской игрушки.

Каргопольскй район - центр производства Каргопольской игрушки.

Дымково - центр производства Дымковской игрушки.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

С давних времён к нам пришла замечательная профессия – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.

Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.

Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе.

В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.

Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.

Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов.

Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый; синий; желтый; оранжевый; розовый; ярко — красный; малиновый; черный.

Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.

Птица считалась хорошим оберегом, символизировала весну, тепло, солнце. Образ птицы символизировал счастливую семейную жизнь, например, жениха и невесту величали «лебедем да лебёдушкой». Образ птиц можно увидеть и в сюжетных композициях. Например, древо жизни с птицами, баба с птицей в руках и другие.

«Дерево жизни» - это древний собирательный образ матери-природы, дающий жизнь всему живому.

Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.

Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.

В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.

Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.

Дымковские свистульки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятки (сегодня - Киров).

Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами, где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.

Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.

Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.

Чередующиеся дужные полосы красно-малинового, желтого и зелёного цветов филимоновской игрушки.

Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Каргопольская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.

Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Хлудневская игрушка.

Текст задания. Выберите изображения хлудневской игрушки.


1.


2.


3.


4.


5.


6.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Глиняные народные игрушки.

Текст задания. Установите соответствие между изображением глиняных народных игрушек и их названиям.

Читайте также: