Древние образы в современных народных игрушках изо 5 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 06.05.2024

Тема: « Древние образы в современных народных игрушках».

Цели: Познакомить учащихся с многообразием народных глиняных игрушек разных прмыслов; найти общее и различие между ними; расширить знания учащихся об игрушках; развивать технику работы кистью; воспитывать художественный вкус, наблюдательность, формировать потребность в самовыражении.

Оборудование: презентация « Игрушки», таблицы с различными видами игрушек, глиняные игрушки, раздаточный материал « Традиционный орнамент дымковской игрушки».

Материалы:гуашь, акварель, маленькие и большие кисти, белая бумага.

Задание: нарисовать дымковскую игрушку на белом листе и украсить её декоративной росписью в традиции дымковской игрушки.

Словарь:филимоновская игрушка, каргопольская игрушка, дымковская игрушка, тверская игрушка.

I. Организационный момент.

б) Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель. Глиняные игрушки пришли к нам из тех далёких времён, когда русские поклонялись языческим богам. Особым почитанием пользовались богиня домашнего очага Рожаница и бог солнца Ярило. Рожаницу изображали крепкой и здоровой женщиной, и бога солнца – двух – или трёхглавым конём, на груди которого красовался круг с лучами – символ солнца. Считалось, что поклонение этим богам принесёт в семью благополучие и хороший урожай. Нужного бога мог слепить из глины каждый. А чтобы боги поняли, что от них хотят, рядом с ними изображали то . о чём просили. Именно поэтому Рожаницу часто лепили с домашними животными, если молили о ребёнке лепили Рожаницу с младенцем на руках.

На смену языческой вере пришла христианская религия.Однако по традиции женщины продолжали делать из глины фигурки языческих богов. А чтобы церковь не запретила, называли их игрушками.

С годами ритуальный смысл фигурок терялся. Богиню Рожаницу изображали барыней, няней, водоноской.

III.Изучение нового материала.

Посмотрите и послушайте о знаменитых глиняных игрушках разных промыслов. Для вас говорят ваши одноклассники..

1учащийся. «Дымковская игрушка».

Лепили эту игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки.

По преданию, промысел возник в связи с древнейшим праздником Свистунья – гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.

Лепили фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц.

Лепят фигурки из красной глины. После обжига все фигурки покрываются белым цветом. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов.

Все фигурки как будто одеты в яркую ткань.Дымковская игрушка- самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Почти в каждой игрушке присутствует чёрный цвет (рога, копыта, украшенияиз точек).

2.Учащийся. « Филимоновская игрушка»

Это яркая весёлая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообразны: фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных – оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлинённые пропорции фигурок с небольшой головкой.

Образы обобщённые: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой.

Глина белая служит фоном. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, веточки, звёздчатые розетки. Игрушки добрые, весёлые.

3.Учащийся. «Тверская игрушка»

Город Торжок Тверской области (бывшей Калининской) – родина тверской игрушки.

Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, её работы находятся в музее г. Твери. На основе найденых игрушек были созданы современные игрушки – птицы, животные, женские фигурки, одну назвали «Новаторка».

Птицы украшаются налепами и затем расписываются. Игрушка лепится из коричневой глины, является фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки- капельки. Сочетание цветов разное- голубой, синий, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный.

.4.Учащийся. « Каргопольская игрушка»

Раньше эту игрушку лепили в селе Гринёве, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры»

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передаёт народный быт Русского Севера. Это коренастые фигурки людей, животных, Каждый изображён в действии: заняты работой (плетут лапти, с лукошком, играют на гармошке)

Самый загадочный образ- Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

Лепят игрушки из красной глины, после обжига фигурки белят и раскрашивают в неяркие цвета- серый, розовый, зелёный, коричневый, жёлтый, красный. Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, пятен.

Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли.

А теперь внимательно рассмотрим декор ( роспись) игрушек.

Откроем учебник на стр. 66.

Необычайно ярка филимоновская игрушка в своих пёстрых декоративных «одеждах»- узорах, нанесённых прямо на поверхность обожжёной глины. Окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.

Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастерицы белили фигурки мелом, разведённым на молоке.Обратите внимание на основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки (круги, овалы, клетки,полрски, точки) они выстраиваются в узор, на яркость красок. Цвета яркие жёлтый, синий, малиново- красный и зелёный. Яркие цвета дополняют мягкими, приглушёнными: голубым, розовым,оранжевым, коричневым.

Роспись каргопольской игрушки сохраняет прочную связь с древними мотивами.

Тверская игрушка украшается налепами и затем расписываются.

Краска накладывается в три слоя, роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья. Выделяются гребешок, хохолок.

Сочетание цветов- голубой, синий, красный, коричневый, зелёный

И жемчужины – белые точки.

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш»

И, как зайки, поскакали.

И за кустиком пропали( тихо сели)

IV. Практическая работа.

Выполните рисунок дымковской игрушки на весь листи, выполнить роспись. У вас на каждой парте лежит таблица с традиционным орнаментом дымковской игрушки. Вы можете пользоваться ими.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока ИЗО в 5 классе (ФГОС)

УМК: 1. Учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2012.

2. О.М. Гусева. Методическое пособие по изобразительному искусству. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Тема: Древние образы в современных народных игрушках

создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов на примере народной глиняной игрушки, изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Дымково, Филимоново, Каргополья.

Образовательные: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; изучить древние образы через три известные школы народных игрушек: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской; формировать умение

сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; умение видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов; умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству; уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций.

Здоровьесберегающие: с помощью динамических упражнений, гимнастики для глаз укреплять физическое и психическое здоровье; с помощью смены видов деятельности повышать и стимулировать активность детей на уроке; создать эмоциональный положительный фон урока.

Планируемые результаты:

Предметные : получат возможность научиться пользоваться необходимой информацией;

аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению; познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения; определяют цель.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе; выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные : понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : открытие новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, фигурки силуэтов игрушек, гуашь, кисти, ватманы, клей.

1. Мотивация учебной деятельности. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас вновь на нашем уроке.

- Покажите смайлик- символ вашего настроения перед уроком?

2. Актуализация опорных знаний

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Ребята, назовите предметы, украшаемые древними образами? (Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба)

- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Конь - крест, кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости;

Птицы - счастье, символ весны, тепла и света;

древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;

Берегиня - женщина с поднятыми руками, олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла)

3.Определение темы урока, постановка цели

- Все перечисленные предметы служат для быта людей, а сегодня мы поговорим о том, что есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь:

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

- О каких чудо-мастерах идет речь? Как им удавалось творить сказку? (Ответы детей)

- Да, ребята, это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

- Определите тему нашего урока? (Слайд №1)

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках

Все игрушки не простые, ( Слайд №2)

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

- Сегодня мы поговорим о глиняных игрушках, а именно о самых известных – Филимоновской, Каргопольской и Дымковской игрушках.

Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки. Мы выясним, как же народные мастера – умельцы передавали эти образы в объеме.

- Ребята, как будет звучать цель нашего урока, исходя из того, что мы с вами уже изучили, и что нам только предстоит изучить?

( Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново, Каргополья ). (Слайд №3)

4. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? (Ответы детей) (Слайд №4)

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотритесь к современным народным игрушкам - и вы заметите, что в них живут те же древние образы - это конь, птица, баба, древо жизни. В них живут память народа, его древние традиции.

Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, они очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек. И о некоторых особенностях создания игрушки мы сегодня узнаем.

(Слайд №5) Продолжаем работать в группах. Вы будете сегодня исследователями и мастерами. Сначала вы найдете нужную информацию о своей игрушке в учебнике, а затем распишите фигурки разных силуэтов игрушек и расскажите нам о своей игрушке:

1 группа: Дымковская игрушка (учебник стр.71)

2 группа: Филимоновская игрушка (учебник стр.68)

3 группа: Каргопольская игрушка(учебник стр.77)

Выступление исследователей:

А) Дымковская игрушка (Слайды №6,7)

Родилась она в Дымковской слободе, которая находится неподалеку от города Вятки (Ныне Киров). Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках.

Рассмотрите внимательно форму игрушек. Она монолита, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутов!

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, клеточки, прямые и волнистые линии, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

Б) Филимоновская игрушка (Слайды №8,9)

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

В) Каргопольская игрушка (Слайды №10,11)

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. Форма фигурок приземиста, проста, неуклюжа и тяжеловата.

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.

5. Физкультминутка (Упражнения для глаз) (Слайд №12)

Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз -
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели -
У них глазки заболели.

6. Творческая практическая деятельность (Слайд №13)

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь и т.д.)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации.

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремиться следовать традициям конкретного промысла.

Готовые работы каждая группа прикрепляет на ватман.

Алгоритм выполнения работы:

· Распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу.

· Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

· Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  • контроль организации рабочего места;
  • контроль правильности выполнения приемов работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  • контроль объема и качества выполненной работы.

7. Закрепление знаний, полученных на уроке

- А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопросы:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие разновидности игрушек вы сегодня узнали?

- Что общего и различного в глиняных игрушках, принадлежащих к различным

Различия: форма игрушек, окраска, изображение.

Общее: все игрушки служат для красоты, передают традиции народов разных городов России, вносят радость в нашу жизнь.

- Ребята, какую закономерность вы увидели в названиях всех игрушек?

( Игрушки получили название от той местности, где они зародились).

- Почему игрушка называется народная?

Б) Задание: соотнеси игрушку с названием промысла. (Слайд №14)

В) Задание: определи элементы соответствующего промысла. (Слайд №15)

8. Итоги урока. Рефлексия.

Работы всех групп вывешиваются на доске.

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

- Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Второй группе, почему? Третьей группе, почему?

Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

9. Домашнее задание.

1.Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. Сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов.

2.Ответить на вопросы учебника стр. 75.

Используемая литература

1.Учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2012.

2. О.М. Гусева. Методическое пособие по изобразительному искусству. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

3. И.Д. Агеева. Методическое пособие. Занимательные материалы по изобразительному искусству. - М.: Творческий Центр, 2006.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках.

Древние образы в современных народных игрушках.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были у.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов.
Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. В народных игрушках живут те же образы – конь, птица, женская фигура.

Филимоновская игрушка возникла в деревне Филимоново Тульской области.

Филимоновская игрушка
возникла в деревне Филимоново Тульской области.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выгл.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.

Разнообразны и животные-свистульки: коровки, кони, бараны, олени, птицы.

Разнообразны и животные-свистульки: коровки, кони, бараны, олени, птицы.

Элементы росписи филимоновской игрушки.

Элементы росписи
филимоновской игрушки.

Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельск.

Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

По-детски решены приземистые фигурки людей и животных. Крепкие деревенские ба.

По-детски решены приземистые фигурки людей и животных. Крепкие деревенские бабы и мужики большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату.

Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушённых тонах, они отличаютс.

Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами.
На поверхности фигурок наведены древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.

Элементы росписи каргопольской игрушки

Элементы росписи
каргопольской игрушки

Самые знаменитые в России – дымковские игрушки. Родились они в Дымковской с.

Самые знаменитые в России –
дымковские игрушки.
Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалёку от города Вятки.

Широкова Инна Алексеевна «Мастерица дымковской игрушки» С.Гуркина.

Широкова Инна Алексеевна

«Мастерица дымковской игрушки» С.Гуркина.

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголи.

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголих с кавалерами, и нянек с детьми на руках.

Важные индюки.

Кони, олени

Целые сюжетные композиции.

Целые сюжетные композиции.

Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается плавностью и округлостью.

Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается плавностью и округлостью.
Много лепных деталей: оборок, воланов, косичек, жгутиков.

В росписи дымковской игрушки преобладают круги, овалы, клетки, полоски, точки.

В росписи дымковской игрушки преобладают круги, овалы, клетки, полоски, точки.
В росписи используют жёлтый и синий, малиново-красный и зелёный, чёрный цвета.

Практическое задание: Выполнить эскиз глиняной народной игрушки.

Выполнить эскиз глиняной народной игрушки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 367 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 26.02.2017 28163
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 3216 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Князева Инна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

71 минута

«Как через игру развить сенсорные системы ребенка с особенностями»

33 минуты

«Кубанский свадебный фольклор»

60 минут

«Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля. Финансовая грамотность дошкольников вчера, сегодня, завтра»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Авторы и название учебной программы: программа образовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд для 5 – 9 классы. «Просвещение», 2012. Разработанная под руководством и редакцией Б. М. Неменского

Учебная тем а: Связь времен в народном искусстве.

Название учебного занятия: Древние образы в современных народных игрушках

Художественно-педагогическая идея урока: «Кто не помнит свои корни, тот не имеет будущего».

Задачи учебного занятия:

  1. Ознакомление учащихся с народными промыслами изготовления игрушек.
  2. Научить приемам росписи матрешки.
  3. Воспитание любви к России, привитие интереса к народным промыслам.

Планируемые образовательные результаты учебного занятия:

Предметные – развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Метапредметные – умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательных творческую деятельность, связанную с традициями;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные – воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера;

формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками – представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу.

Вид учебного занятия: урок-исследование

Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс/ под ред. Б. М. Неменского. – М., 2012

Б. М. Неменский Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / М., 2012

Цифровые образовательные ресурсы:

Презентация по теме урока, CD диск «Народные промыслы».

Оборудование учебного занятия: компьютер, мультимедийный проектор, шаблоны игрушки, краски, кисти.

Этапы учебного занятия:

Этапы урока. УУД

создание проблемной ситуации.

Личностные УУД: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Регулятивные УУД: создание положительной мотивации; умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в выполнение заданий. Познавательные УУД : умение анализировать и обобщать. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы и аргументы дискуссии

Вводная часть ( мотивационная):

Игрушки – самое счастливое, красочное воспоминание детства связано с ними. С любимыми игрушками мы не расстаемся даже став взрослыми. Игрушка, о которой мы будем говорить на нашем уроке, для многих стала не просто любимой, а своеобразным талисманом, сувениром

Участвуют в беседе

На зеленом на лугу

Пляшут девушки в кругу.

И одна в одну сложились.

Разгадывают загадку, тем самым определяют тему занятия

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Личностные УУД: уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные УУД: умение прилагать усилия и преодолевать трудности и препятствия в исследовательской работе.

Познавательные УУД : умение выделять главное, анализировать различные модели. Коммуникативные УУД: умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в ходе сотрудничества необходимую взаимопомощь

Что бы вы назвали матрешкой?

Какую форму имеет матрешка?

Кто заметит различия в оформлении матрешек?

Отвечают на вопросы

Этап усвоения новых знаний

Личностные УУД: уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в выполнение заданий. Познавательные УУД: умение делать правильные умозаключения.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, а также участвовать в коллектив ном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.

Направляет обучающихся сделать правильные выводы.

Демонстрирует этапы росписи матрешки

Этап проверки понимания учащимися нового материала

Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; вырабатывать уважительное и доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные УУД: классифицировать (группировать) по заданным критериям.

Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде, в том числе, вести диалог друг с другом.

Делит класс на группы.

Каждой группе раздаются шаблоны матрешек. Задача учащихся – разукрасить их наиболее красочно и учитывая особенности конкретной матрешки. Составив в хоровод, мы решим, чей же хоровод наиболее правильный и красочный.

1 группа – делает хоровод из загорских матрешек;

2 группа – делает хоровод из семеновских матрешек;

3 группа – делает хоровод из полхов-майданских матрешек.

(При выполнении задания звучит русская народная музыка).

Оформление выставки работ учащихся в классе

Готовят работы к выставке

Для того, чтобы узнать отношение ребенка к уроку, раздает три вида смайликов (улыбка, равнодушие и уныние) и предлагает выбрать один из смайликов. По количеству смайликов того или другого вида, учитель делает вывод

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк.


презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. .


ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ

Конспект урока ИЗО в 5 классе.


Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка".


Древние образы в современных игрушках

Презентация урока для 5 класса.


урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)

для учителей искусства.

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Древние образы в современных народных игрушках 5 класс Кушова Марина Василье.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древние образы в современных народных игрушках 5 класс Кушова Марина Василье.

Древние образы в современных народных игрушках 5 класс Кушова Марина Васильевна учитель изобразительного искусства МБОУ Березовская СОШ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны, как березки, Кру.

Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Каргопольская игрушка Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка

ЦЕЛЬ: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Ды.

ЦЕЛЬ: изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Дымково, Филимоново, Каргополья. изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Дымково, Филимоново, Каргополья.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. В народных игрушках живут те же образы – конь, птица, женская фигура, древо жизни. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. В народных игрушках живут те же образы – конь, птица, женская фигура.

РАБОТА В ГРУППАХ ЗАДАНИЕ: всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, на.

РАБОТА В ГРУППАХ ЗАДАНИЕ: всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, найдите отличительные черты в форме и росписи игрушек. 1 группа: Дымковская игрушка (учебник стр.71) 2 группа: Филимоновская игрушка (учебник стр.68) 3 группа: Каргопольская игрушка(учебник стр.77) 1 группа: Дымковская игрушка (учебник стр.71) 2 группа: Филимоновская игрушка (учебник стр.68) 3 группа: Каргопольская игрушка(учебник стр.77)

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Самая знаменитая в России. Родилась в Дымковской слободе.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Самая знаменитая в России. Родилась в Дымковской слободе, которая находилась неподалёку от города Вятки (ныне Киров). Отличительные черты: силуэт монолитный, отличается плавностью и округлостью; множество лепных деталей: косички, жгутики, изящные оборки, воланы. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостьюДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ Снежной белизны фон, по которому написан.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ Снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, клеточки, прямые и волнистые линии, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый. Эснежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, клеточки, прямые и волнистые линии, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый,

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Знаменитый центр производства этих игрушек - деревня Ф.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Знаменитый центр производства этих игрушек - деревня Филимоново в Тульской области. Отличительные черты: вытянутые пропорции, мягкие очертания форм, выглядят стройными , изящными, игрушки почти всегда со свистком. Отличительные черты: - вытянутые пропорции - мягкие очертания форм - выглядят стройными , изящными - игрушки почти всегда со свистком

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Орнамент росписи простой: узкие черто.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого. Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Арханге.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области Отличительные черты: приземистые фигурки людей и животных, неуклюжие и тяжеловатые, большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ Орнамент очень своеобразен. Как прави.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ Орнамент очень своеобразен. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки. Орнамент очень своеобразен. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.

Физкультминутка (Упражнения для глаз) Побежали глазки смело. Снизу вверх, с.

Физкультминутка (Упражнения для глаз) Побежали глазки смело. Снизу вверх, сверху вниз - Опустились на карниз. А потом восьмерки пишем: Кто подальше, кто повыше? Плавно глазками моргаем, С силой глазки закрываем. Повторим все еще раз И рукой закроем глаз. На нос посмотрим, потом вдаль. Как ленивых деток жаль: Играть с нами не хотели - У них глазки заболели. Физкультминутка (Упражнения для глаз) Побежали глазки смело. Снизу вверх, а сверху вниз - Опустились на карниз. А потом восьмерки пишем: Кто подальше, кто повыше? Плавно глазками моргаем, С силой глазки закрываем. Повторим все еще раз И рукой закроем глаз. На нос посмотрим, потом вдаль. Как ленивых деток жаль: Играть с нами не хотели - У них глазки заболели.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Алгоритм выполнения работы: 1. Распреде.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Алгоритм выполнения работы: 1. Распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. 2. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. 3. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла. Алгоритм выполнения работы: Распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

СООТНЕСИ ИГРУШКУ С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА 1.Дымковская 2.Филимоновская 3.Каргопо.

СООТНЕСИ ИГРУШКУ С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА 1.Дымковская 2.Филимоновская 3.Каргопольская СООТНЕСИ ИГРУШКУ С НАЗВАНИЕМ ПРМЫСЛА Дымковская Филимоновская Каргопольская

1.Дымковская 2.Филимоновская 3.Каргопольская ОПРЕДЕЛИ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ ПРОМЫ.

1.Дымковская 2.Филимоновская 3.Каргопольская ОПРЕДЕЛИ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ ПРОМЫСЛА ОПРЕДЕЛИ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ ПРОМЫСЛА 1.Дымковская 2.Филимоновская 3.Каргопольская

Домашнее задание 1. Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. С.

Домашнее задание 1. Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. Сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов. 2. Ответить на вопросы учебника стр. 75. Домашнее задание. 1.Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. Сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов. 2.Ответить на вопросы учебника стр. 75.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Презентация по изобразительному искусству 5 класс составлена в соответствии с ФГОС и на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский/.- М.: Просвещение, 2013. Рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Слайдовая презентация содержит яркий наглядный материал по теме, основные понятия темы, схемы, занимательный материал, физкультминутку, дополнительный материал, задания для творческой практической деятельности, алгоритм выполнения работы, вопросы на закрепление темы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: