Древо жизни хлудневская игрушка

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МБОУ ДО «Центр творчества детей и молодежи»

Педагог дополнительного образования

Педагог Петрова Рита Васильевна

Тема: Хлудневская игрушка гремотушка «Древо».

Студия керамики «Мастерляндия»

Группа № 1 разновозрастная. Занятие разработано для обучающихся с разным уровнем подготовки

Конспект занятия

Тема: Хлудневская игрушка гремотушка «Древо».

Цель: Знакомство с хлудневской народной игрушкой, изготовление из глины игрушки грематушки «Дерево».

· Познакомить с историей зарождения и развития глиняной игрушки в селе Хлуднево.

· Рассмотреть характерные особенности пластического языка хлудневских мастеров.

· Познакомить с основными приемами (способами) лепки объемного декоративного «дерева» с учетом особенностей пластического языка хлудневской игрушки.

· Развивать эстетический вкус, мелкую моторику кистей рук.

· Способствовать формированию интереса к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, гордость за богатую народными талантами Россию.

Форма проведения: занятие - путешествие в прошлое.

Материалы и оборудование для педагога: Иллюстрации, схема лепки, образец изделия, глина, стеки, шликер, вода.

Материалы и оборудование для обучающихся: образец изделия, глина, стеки, шликер, вода.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Организация начала занятия

Здравствуйте ребята, сегодня у нас занятие лепки, внимательно посмотрите все ли вы приготовили к занятию (глина ,стеки, шликер, поролоновые губки, фартуки, вода.) Соблюдайте технику безопасности при работе инструментами.

Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!

Наша русская игрушка не стареет сотни лет,

В красоте, таланте русском весь находится секрет.

Ребята сегодня мы отправимся свами в гости к народной игрушке, чтобы узнать название этой игрушки разгадаем красворд.

1.В земле скрывается,

В руках преображается,

В посуду превращается.

2.Чем лепит мастер? (Руки)

3.Инструмент для разрезания и примазывания глины? (стек)

4.Дым идет из труб кругом ,

Словно в дымке всё кругом ,

И село большое Дымково назвали…

Как называется глиняная игрушка, которую лепят в с. Дымково? (Дымковская)

5.Какой жидкостью разводят глину, когда готовят к лепке? (Водой)

6.Как называется глиняная игрушка, которая самая звонкая, звонкая? (Свистулька)

7.Вращающийся станок для лепки глиняных изделий? (Турнетка)

8.Клей для приклеивания деталей глиняных игрушек. (Шликер)

9.Как называется станок на котором лепит гончар? (гончарный круг)

10.Название одного из видов рельефа?

Какое ключевое слово у нас получилось? (Гремотушка).

Тема нашего занятия сегодня лепка игрушки гремотушки «Древо».

Обратите внимание на мальберт с иллюстрациями.

Какие народные глиняные игрушки изображены на этой иллюстрации? (Филимоновская, дымковская)

Назовите дымковские игрушки (барыня, индюк, всадник)

Назовите филимоновскую глиняную игрушку. (солдат с петухом, баран)

Какие элементы росписи использовали дымковкие мастера? (круги, точки, волнистые линии, полоски, кольца

Какие элементы росписи использовали

Филимоновсие мастера? (разноцветные полоски, «колоски»

На родимой стороне,

на калужской на земле,

Не велико не мало,

А в селе с древней поры

И лепили мастера, старые и детвора,

Крынки, плошки и горшки

Да свистульки – петушки.

За работою в светлице собирались мастерицы

Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,

И лепили все игрушки - солопелки, грематушки.

История хлудневской глиняной игрушки….

А сейчас давай те слепим игрушку гремотушку чудо-дерево. Почему его так называли? (люди верили что оно может творить чудеса – защитить их от невзгод, болезней помочь вырастить хороший урожай и пр.)

Возьмите в руки больший кусок глины скатайте из него конус (это ствол)

В толстой части конуса выберите глину, так чтобы образовалась пустота (это место называется пустырня, там будут лежать шарики)

Разрежьте стекой в верхней части ствол и вылепите ветки.

Вылепите гнёзда для птиц. Скатайте шарик расплющите и одну из сторон наклеите на дерево.

В гнездо можно посадить птицу или по класть маленькие шарики яйца.

На верхушку дерева посадить птицу или медведя с гармошкой. Хлудневское чудо – дерево готово.

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся лепят чудо-дерево

Выставляем поделки на столе импровизированная выставка.

Мы не ели, мы не пили,

Символ мира и добра

Понравилось вам лепить хлудневскую игрушку?

В чём – то испытывали трудность?

Что нового узнали?

Ребята все молодцы спасибо за участие.

Отвечают на вопросы

Использованная литература и интернет источники:

1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]. – М.: Просвещение, 1986. - 105 с.

3. Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства [Текст]. – М.: Глас, 2006. – 144 с.

4. Личенко, С. Народное искусство калужского края [Статья]. – М.: Политиздат,1996. – 225 с.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории, методики и организации социально-педагогической деятельности в ДОД

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Проектирование и реализация деятельности методиста организации дополнительного образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта


«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

Краткое описание документа:

Занятие для обучающихся второго года обучения. Лепка из глины знакомство с Хлудневской народной игрушкой. Лепка игрушки грематушки "Древо".

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 367 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление в сфере информационных технологий в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Становление и развитие профессионального сознания в контексте введения профессионального стандарта»
  • Курс повышения квалификации «Применение социальных медиа в обучении»
  • Курс повышения квалификации «Дополнительное образование в системе спортивного менеджмента по ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Государственно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация услуги по воспитанию детей в специальной (коррекционной) школе-интернат»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья»
  • Курс повышения квалификации «Деятельность преподавателя СПО в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

Оставьте свой комментарий

  • 27.08.2021 172
  • DOCX 789.6 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Рита Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

70 минут

«Имидж преподавателя и студента: точки взаимодействия»

131 минута

«Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников»

60 минут

«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

глиняные игрушки горница дом мастеров Калуга

В 2018 году мы запустили интересный проект, который познакомит вас с Хлудневской игрушкой. А наша серия статей станет вашим путеводителем по миру этой удивительной глиняной игрушки.

С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) лепили из глины игрушку и продавали на базарах и ярмарках. По названию деревни игрушку стали называть хлудневской.
Эта игрушка “…не имеет поливы, цвет черепка светло-желтый, переходящий почти в белый, раскраска полосатая – чередование полос красных и синих, красных и зелёных. Встречается так же ярко-жёлтый цвет.” (Н.М. Маслов «Калужская художественная керамика»).

Во время сельских и городских ярмарок, которые являлись, с одной стороны, местом хозяйственных покупок и торговых сделок, а с другой – местом праздничного веселья и различных развлечений, ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Кроме свистулек-зверей бытовала так же и другая игрушка. Сюжеты глиняной игрушки традиционны: “коза”, “петух”, “конёк”, сказочные персонажи. Кроме того, тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа.

История хлудневской игрушки

Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет, но есть различные версии как народные, так и теории краеведов. В рамках проекта “Хлудневская игрушка” , мы приведём пару таких примеров.

Устная народная традиция связывает изготовление хлудневской глиняной игрушки с появлением здесь в первой половине XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты. Согласно местному поверью, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла в ярмарочные гулянья, равно как и неоднородный, разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её собственного становления, о её связи с культурными пластами разновременного происхождения.

Обжиг игрушек Роспись игрушек

Интересно, почему хлудневская глиняная игрушка так долго была в тени?

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины, хранительницы семейного очага и уюта, создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые.

На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково. Хлудневская игрушка ни по своим художественным особенностям, ни по уровню организации промысла не выделялась среди прочих игрушек других селений.

Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной.

Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено. Мужчины, основные добытчики глины, уходили воевать, а оставшиеся жёны, дети и старики брали на себя ведение хозяйства.

История хлудневской игрушки

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки. Цикл статей нашего проекта “Хлудневская игрушка” раскроет вам главные моменты, но обо всём по порядку=)

Со временем широко развились транспортные пути и торговые обороты. Хлудневская игрушка стала распространяться на дальние расстояния. Стало уделяться большое внимание изучению родного края, его истории и культуры.
В конце 60-х годов ХХ века была создана комиссия по народному искусству, которая занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни. В 1970 году в Центральном выставочном зале впервые экспонировались хлудневские игрушки, где были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство».

В последствии взоры искусствоведов были направлены на подробное изучение этих глиняных изделий. В 1987 году А.Н. Фрумкин ввел Хлудневскую игрушку на выставку «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения». Вклад в изучение и популяризацию Хлудневской игрушки внесла Д.П. Дундукова, заведующая музейным сектором «Дома мастеров». При её участии были организованы выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий.

Кукла в ядерный век

К народному искусству есть два подхода. Музейно-реставраторский, консервативный, и трепетно-экспериментальный, творчески-свободный. Так и случилось с хлудневским промыслом глиняной игрушки. Несколько лет назад мастерица Мария Васина из Обнинска решила делать в «эстетике Хлуднево» шитые из тканей куклы. В августе прошлого года на фестивале «Хлудневское древо» в Калуге она получила диплом за серию оригинальных работ. «Мне всегда нравился дух хлудневских глинянок, – говорит Мария, – их настроение и простота росписи – яркими сильными пятнами. У них же свой философский взгляд на мир, своя пластика… Но я не работаю с глиной. Захотелось по-хлудневски применить навыки текстильного ремесла».


e89hWf9Xn-Q.jpg

Народное, русское…

– Мария Борисовна, как вы стали мастерицей народного стиля?
– Я родом из подмосковной Вереи. Родители были педагогами, вели предметы, связанные с трудом, рукоделием. В этом я пошла по их стопам, стала учителем в школе

№ 12 Обнинска. А высшее образование получила в педагогическом институте в Орехово-Зуеве. Так что смело можно сказать: тяга к ремёслам передалась от семьи. Уже маленькой я умела многое делать своими руками. Естественно, перепробовала немало, но душа потянулась к русскому народному. Стала пробовать в разных материалах и разных традициях. Параллельно изучала этнографические образцы и в музеях, и на специальных семинарах. Базовыми являются, конечно, музей декоративно-прикладного искусства в Москве и Российский этнографический музей (РЭМ). А нам в Калужской области повезло особо: есть Дом мастеров с богатейшим собранием предметов именно нашего края, а также сильно развивающийся в последнее время «Дом народного творчества и кино». А для себя я собрала небольшую коллекцию деревенских предметов и открыла в деревне Свитино свой домашний музей. Назвала его «Музей Добра». Здесь двойное смысловое значение: добро как вещь, нечто материальное, и добро как духовное качество человека.

– Вы получили диплом за серию оригинальных работ, ведь ранее никто не мастерил кукол из ткани в стиле глиняных изделий Хлуднева, не так ли? Как пришла такая идея?
– Современный мастер, очевидно, должен подобно дереву иметь и корни, и ветви, развиваться свободно, питаясь соками традиции. Это моя жизнь и мои корни. Теперь самые малые детки могут и мять мои игрушки, и кидать их (что недопустимо с обожжённой глиной!), и, наигравшись, подклеивать на липучку фигурки обратно. Радует, что новации мои быстро получили высокий общественный отклик: в 2017 году на выставке-конкурсе «Родное. Близкое. Своё» в Калуге я получила диплом за подписью министра культуры нашей области Павла Александровича Суслова. В нём отмечено именно «оригинальное решение темы хлудневского промысла».

7KK_9NV70yk.jpg

«Хлудневское древо»

– Есть ли у вас ученики?
– Моё основное место работы – педагог средней школы в Обнинске по предмету «Технология». Там пятые – седьмые классы шьют, вышивают, вяжут, мастерят. Сам-то Обнинск – молодой, нисколько не архаичный. Первый наукоград России, колыбель ядерной промышленности, крупнейший центр ядерной медицины. И соответственно его жители – люди науки, современных технологий. И вот именно им так важно не только знать своё прошлое (умом и глазами), но и продолжать его творчески (своими руками). Добавим ещё важный момент, и для педагогов, и особенно для родителей: ребёнку важно развивать мелкую моторику пальцев рук! Особенно в цифровую эпоху смартфонов и планшетов.

– Нужно ли кому народное искусство, кроме музеев?
– Многим хочется самим научиться делать то, что делали наши дедушки и бабушки. Это корни наши. Они живые. Без них – жизни нет. Потому так и важны конкурсы, выставки, фестивали. Как сильно подаётся, к примеру, ставший уже ежегодным фестиваль «Хлудневское древо», получивший в прошедшем году статус третьего всероссийского, – в центре Калуги со всероссийским размахом, с участием мастеров разных направлений, техник и школ из разных областей страны. Душа и мотор, организатор этого уникального процесса – Вадим Борисович Востриков, заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусств «Дома народного творчества и кино «Центральный».

Вызывает восхищение, что руководство области передало огромное здание кинотеатра «Центральный» под Центр народного творчества. Планирует его обновление с приспособлением под работу творческих клубов и мастерских – всё ради сохранения и – главное! – развития наших традиций. Скажем образно: листья и цветы на дереве живы, когда здоров корень. И мы питаемся от корней. И развиваем традицию. Она не стоит на месте.

Мария Васина – с 2017 года член Союза художников Подмосковья. Участник многих выставок. Ее композиция «Женщины тыла» отмечена специальным дипломом всероссийской выставки-конкурса «Салют Победы» 2019 г.
Дипломант Всероссийского фестиваля-конкурса «Хлудневское древо» 2020 года в номинации «Текстильная кукла».
Лауреат I степени выставки, посвящённой 70-летию Великой Победы, в номинации «Текстильная кукла».
Лауреат II степени фестиваля-конкурса «Ты душа моя, игрушечка» в Липецке.
Дипломант выставок-конкурсов «Родное. Близкое. Своё» в Калуге
2017 г., «Моя любимая кукла» в Медыни.
В 2014 году провела две персональные выставки «Народный календарь. Традиционная русская кукла» в Обнинске и Наро-Фоминске, в 2019-м – выставку кукол в костюмах Архангельской и Калужской областей и северной вышивки в Каргополе в рамках праздника народных мастеров России «Традиции и время».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр творчества детей и молодежи»

«Глиняное чудо: хлудневская игрушка»

(Конспект занятия прикладной направленности для обучающихся 10-13 лет)

Петрова Рита Васильевна,

педагог дополнительного образования МБОУДО « ЦТДМ»

Пояснительная записка

Занятие по теме «Хлудневская игрушка» проведено в рамках дополнительной образовательной программы «Мастерляндия», рассчитанной на детей 10-13 лет.

Основная задача данного занятия - формирование интереса к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, гордость за богатую народными талантами Россию посредством знакомства с хлудневской игрушкой

Данное занятие одно из цикла мультимедийных занятий прикладной направленности. Такие занятия проводятся педагогом дополнительного образования в дополнение к школьному предмету «Технология» на базе центра дополнительного образования.

Форма занятия в виде виртуальной экскурсии выбрана с целью разнообразия и активизации деятельности обучающихся, повышения интереса к занятиям, развития творческого воображения.

Кроме того, подобные занятия подразумевают большую краеведческую работу: знакомят с различными народными промыслами и мастерами, технологическими процессами изготовления различных предметов, используя доступный материал - глину. Обучающиеся уже знакомы с дымковской, филимоновской, каргопольской глиняной игрушкой. В сравнении с традиционной глиняной игрушкой, где в основном куклы и животные, хлудневская интересна тем, что в ней присутствует яркость, разножанровость. Примером такой игрушки может служить хлудневское дерево. Сравнительный анализ, разнообразных по форме элементов, проводимый в ходе занятия, помогает выявить черты их пластического своеобразия, то особенное, что отличает деревья друг от друга.

Кроме того, сильной стороной данной разработки являются предлагаемые методические рекомендации, комментарии и пояснения к этапам работы, которые размещены в приложении 1. Они

· позволяют лучше понять содержание занятия и конкретного задания во время его проведения;

· дают возможность варьировать содержание этапов в зависимости от особенностей конкретной группы обучающихся, имеющихся методических материалов для демонстрации;

· экономят время при подготовке;

· снижают трудозатраты педагога для достижения результативности обучения.

В связи с этим, данным материалом может воспользоваться любой педагог дополнительного образования, учитель начальных классов или технологии общеобразовательной школы.

Представленное занятие апробировано в условиях общеобразовательной школы (МБОУ «СОШ № 27») и на занятиях в учреждении дополнительного образования (МОУ ДОД ЦДТ) г. Киселевска, скорректировано в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы «Мир творчества» и пожеланиями обучающихся (на основе рефлексии, проведенной по окончании занятия).

Конспект занятия прикладной направленности

Тема: Хлудневская игрушка.

Объект труда: Изготовление игрушки «Дерево» из глины.

· Познакомить с историей зарождения и развития глиняной игрушки в селе Хлуднево.

· Рассмотреть характерные особенности пластического языка хлудневских мастеров.

· Познакомить с основными приемами (способами) лепки объемного декоративного «дерева» с учетом особенностей пластического языка хлудневской игрушки.

· Развивать эстетический вкус, мелкую мускулатуру кистей рук.

· Способствовать формированию интереса к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, гордость за богатую народными талантами Россию.

Форма проведения: занятие - путешествие в прошлое.

Материалы и оборудование для педагога: Иллюстрации, схема лепки, образец изделия, глина формовочная, краски по терракоте, стеки, разнофактурные ткани, различные емкости, вода.

Материалы и оборудование для обучающихся: образец изделия, глина формовочная, краски по терракоте, стеки, разнофактурные ткани, различные емкости, вода.

Использованная литература и интернет источники:

1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]. – М.: Просвещение, 1986. - 105 с.

2. Клиентов, А.Е. Народные промыслы [Текст]. – М.: Белый город, 2003. -136 с.

3. Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства [Текст]. – М.: Глас, 2006. – 144 с.

4. Личенко, С. Народное искусство калужского края [Статья]. – М.: Политиздат,1996. – 225 с.

(Рабочие места обучающиеся готовят до занятия)

(Слайд 3. "Подготовка рабочего места")

1. Организация группы. Эмоциональный настрой на занятие.

- Здравствуйте, друзья! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы совершим небольшое увлекательное виртуальное путешествие в прошлое.

- Кто знает, что значит виртуальное путешествие? (Не настоящая, выдуманная. Интерактивная экскурсия)

- А при помощи чего можно совершить такое путешествие? (Компьютера, иллюстраций, книг)

- Где в настоящее время можно встретиться и рассмотреть предметы старины? (В музее)

- Правильно. Сегодня мы отправляемся в одну старую деревушку с интересным названием…

- А его название вы соберёте из первых букв вот этих предметов:

(Словарная работа (Приложение 2)

Х – Художественная керамика (Слайд 4)

2. Основная часть.

а) Беседа (Приложение 3).

Деревня Хлуднево - один из очагов народного творчества Калужской области. (Слайд 5).

В тех краях в почве много глины, из-за этого крестьянам было трудно выращивать урожай. Поэтому жители деревни и приноровились к гончарному искусству. (Слайд 6)

Мужчины делали керамические трубы, горшки, декоративную посуду, (Слайд 7) а женщины, тем временем, лепили игрушки и свистульки. Хлудневская игрушка многообразна по композиции и сюжету.

- (Слайд 8) Что это? (Игрушка в форме дерева)

Перед вами хдудневское дерево. Это основное направление хлудневского промысла – древо жизни, являющееся оберегом, в исполнении ощущается близость человека с природой.

- Какими предметами чаще всего украшали хлудневцы свои деревья? (Птицами, животными, людьми).

Каждая игрушка имеет особый смысл за счет наполнения дерева различными животными, птицами и орнаментами. Хлудневское «дерево» представляет собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «дерево жизни». Скульптурные композиции: «петушки – соловьи», коники, медведи, собаки и др. зверюшки, человечки, цветы и листья древоподобны, так как наполнены прорастающими ветками, цветущими ягодами и птицами.

б) Демонстрация и анализ изделия.

(Слайд 9) Посмотрите на эти деревья, сравните их и скажите, что общего во всех увиденных композициях? (Ствол. Он мощный, несущий на себе всю композицию)

Демонстрация готового изделия педагогом.

- Из каких частей состоит изделие? (Ствол, ветки, листья, детали украшений)

- Сколько и каких деталей необходимо вылепить? (1 деталь ствола, 7 дет. листьев, 2 дет. цветов, 4 дет. гнёзд, 5 дет. птиц)

- Еще раз посмотрите на хлудневское древо. Можно ли определить, какие птицы изображены на дереве: синички, воробьи, снегири или другие птицы? (Нет, нельзя. По форме и цвету они не такие, как в жизни).

- Да. Изображение птиц изменено, упрощено, обобщено. Как называется такой прием в искусстве? (Стилизация).

- В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет: изменить форму изображаемой птицы или выполнить ее в цвете, несуществующем в реальной жизни.

- У меня на столе 2 дерева. Скажите, они похожи на настоящие деревья? (Нет. У них одни стволы, а листьев нет).

- Вспомните, какие приёмы лепки, в какой последовательности используем при лепке листьев (птички, цветка и т.д.)? (Чтобы вылепить лист сначала катаем шар размером с орех, далее из него делаем капельку. Сплющиваем, на ладони при помощи пальца, капельки придаем форму листа. Птичка - основа яйцо, хвостик, голова и клюв вытягиваются.)

- Какой способ лепки используется при изготовлении дерева? (Комбинированный, т.к. этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей.)

- Назовите способ соединения деталей изделия? (Неподвижный, при помощи шликера)

- Какие узоры мастера использовали при росписи? (Вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (Приложение 4)

- Основные цвета, которые используют мастера при росписи изделия? (Жёлтый, красный, синий, зелёный)

- С чего начинаем работу по росписи изделия? (Покрываем всё изделие белилами, затем раскрашиваем отдельные детали цветной гуашью)

- Какое настроение создают эти игрушки? (Радостное)

- Для чего предназначено данное изделие? (Оберег, украшение интерьера)

- Что можно создать из композиции дерево (какие предметы быта)? (Аромолампу, вазу, светильник и т.д.)

Подготовим руки к работе – выполним несколько специальных упражнений.

Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.

«Потягивание кошечки»

Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания «цветочек», «бутончик».

Гимнастика для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторить 6-8 раз.

2. Быстро поморгать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторить 3 раза.

- Вспомним этапы изготовления хлудневского дерева

(Работа с технологической картой (Приложение 5)

- Постарайтесь уловить сюжет композиции, её настроение, назначение и придумать своё дерево.

(Педагог даёт несколько секунд детям пофантазировать, создать мысленный образ своего дерева)

- Каким вы видите своё дерево? Какие детали для этого вам необходимо вылепить?

- Приступайте к выполнению работы, соблюдая технику безопасности.

(Обращает внимание детей на плакат «Техника безопасности» (Приложение 6)

3. Практическая часть.

Обучающиеся создают из глины своё дерево.

Педагог направляет, помогает, консультирует обучающихся во время работы.

Нескольким обучающимся педагог предлагает подумать и представить своё изделие (рассказать о замысле и результате работы).

4. Подведение итогов, анализ работ.

Организуется мини-выставка деревьев, выполненных детьми: по мере изготовления, деревья выставляются на специальную вращающуюся основу (турнетка).

- Какие разные и красивые деревья получились! Расскажите, что вы хотели выразить элементами ваших деревьев?

(Дети по желанию представляют свои работы)

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- При помощи чего удалось передать вам свое отношение к красоте окружающего мира?

- Что является символом народного искусства Калужского края?

- Кому вы подарите свое дерево-сувенир? (Ответ детей)

- Сегодня мы только вылепили свои деревья, а на следующем занятии будем их расписывать.

Детям предлагается убрать свои рабочие места.

5. Рефлексия.

- Если вам было интересно на занятии, то выходя из аудитории прикрепите к моему дереву цветок, а если было скучно и ничего не понравилось, то листочек.

(Обучающиеся, выходя из аудитории, выполняют просьбу педагога: прикрепляют к его дереву лист или цветок)

- Спасибо за творческую работу (Слайд 10). До свидания.

Методические рекомендации

по проведению предварительной работы к занятию

2. Придумать и написать ход занятия.

3. Подобрать творческие задания и приготовить необходимый материал для них.

4. Разработать технологические карты для обучающихся.

5. Разработать мультимедийную презентацию в программе Microsoft PowerPoint.

6. Подготовить образец изделия.

Методические рекомендации по проведению занятия

1. Предлагаемая форма занятий в виде виртуальной игры-путешествия может быть основой, скелетом любого по содержанию занятия. Главное соблюдать последовательность действия.

2. Организацию рабочего места педагог проводит до начала занятия. Возможно, этот этап провести в начале занятия, произнеся одну лишь фразу: «Наведите порядок на рабочем месте так, как показано на слайде».

3. Давая задания обучающимся, четко оговаривать время на его выполнение и подводить итог выполнения задания по истечению данного времени. Это дисциплинирует обучающихся, задает определенный тон и ритм занятию.

4. Проведение этапа «Рефлексия» необходимо с целью получения обратной связи от обучающихся о проведении занятии. Предложенная форма малозатратна по времени, но имеет большое значение при анализе эффективности занятия.

Что зашифровано в хлудневской игрушке

В семье Евгении КОНОПЛЁВОЙ из глины лепят все: папа Александр, мама Татьяна и брат Алексей.

Таких мастеров у нас по пальцам можно пересчитать. Лепить хлудневскую игрушку стало немодно. Да и в деревне Хлуднево, что недалеко от Думиничей, потомственных мастеров, которых когда-то знала вся страна, почти не осталось. А раньше там было 130 дворов, многие жители занимались гончарным промыслом — крынки, горшки были нарасхват. И игрушки лепили целыми семьями. Воз­или продавать на рынок, на ярмарки, их быстро разбирали. У каждого из нас, наверное, дома был свистулька-петушок или барыня. Но в середине прошлого века народ из деревни стал перебираться в город, глиняная посуда стала уже никому не нужна. А игрушки в Хлуднево лепить не перестали и старались передать своё мастерство внукам, правнукам, иногда и ученикам.


Дед везёт на ярмарку продавать свинью и гуся.

Евгения Коноплёва живёт в Думиничах, работает воспитателем в детском саду. Её семья — вовсе не потомственные мастера. И, может, никогда бы они не стали делать хлудневскую игрушку, если бы не один случай. Было это больше 20 лет назад.

— Мой папа Александр Заборских работал водителем в пожарной части, — рассказывает Евгения. — И однажды мэр посёлка Думиничи попросил его отвезти глину бабушкам в деревню Хлуднево. Там завалило карьер, а мужчин не осталось, помочь некому. Папа привёз глину, бабушки обрадовались. А им же хочется пообщаться… Они стали рассказывать ему, что промысел угасает, игрушки никто не покупает. И папа начал им помогать искать глину и продавать игрушки, и сам стал лепить. Бабушки ему покажут, как правильно делать, а он дома долепливает: свистухи, гудухи, грематухи (типа колокольчика) и барыни. И мне было интересно. Потом и мама — фармацевт по профессии — тоже стала лепить. А я свою первую игрушку сделала, наверное, лет в 16. И мне понравилось! Некоторые удивляются, что я хлудневской игрушкой занимаюсь. Но я им говорю, что это моя работа, и все разговоры прекращаются. Хотя знакомые время от времени могут пошутить…


Дед продаёт свистульки, а барыня его встречает.

Семья должна быть счастливой

Хлудневская игрушка непростая, в ней зашифровано послание мастера.

— Я, когда леплю, представляю, какую хочу семью: чтобы двое-трое детей, чтобы цветы были, собачка, кошка, — объясняет мастерица. — И всё это воплощаю в глине. Или вспоминаю свою подругу, её семью. И обязательно думаешь о том, что семья счастливая. Сюжетов много. Хлудневские игрушки многофигурные. Например, древо жизни объединяет людей и жителей леса — птиц, зверей. Это взаимодействие человека с природой. Вот наверху дерева сидит дед, держит медвежонка, а внизу — медведь с чашками, помогает деду их нести. Все вместе, все дружат. Сначала отдельно лепятся фигурки, потом собираются в одну композицию. Есть ярмарочная тема — дед едет на лошади на базар продавать свинью и утёнка или дед-лотошник свистульки продаёт, рядом — барыня с кувшином его встречает. Точечки на игрушке — это зёрнышки, солнышко — чтобы зёрнышки росли. Каждый символ что-то обозначает.


Семья с детьми на лавочке возле дома.

Пока дочка делает уроки

— Глину мы берём в лесу. Научились определять на ощупь по вязкости, какая подходит. Летом заготавливаем, на машине в мешках во­зим. И хранится она у нас в сарае. Потом берём нужное количество, замачиваем, строительным миксером взбиваем, перемешиваем с водой. А обжигаем игрушки в электрической печи. Сейчас электронное управление — задал время, и всё. Много лет уже лепим всей семьёй. И если кто-то игрушку недоделал, долепливают другие. Раскрашиваем тоже все вместе. Теперь и моя дочка Аня — ей 7 лет — с нами лепит. Больше всего любит делать кисок и собачек. Игрушки и дарим, и на заказ делаем — все расходятся. Я всё свободное время стараюсь лепить. Дочка уроки делает, я сажусь рядом, и руки сами лепят. В день — по игрушке!

Работы Евгении Коноплёвой можно увидеть в Доме мастеров до 22 марта.


Древо жизни: вместе и люди, и животные.

Эта статья была публикована в №11 газеты «Калужский перекресток» от 14.03.2018. Ещё больше интересных материалов в электронном архиве издания.

Читайте также: