Дрезденский картонаж елочные игрушки дореволюционные

Обновлено: 02.05.2024

А у нас приближается единственный на всей планете праздник – Старый Новый Год. Только у нас есть Старый Новый Год, с 13 на 14 января – это же надо, какое чудо! И 14 января по Новому стилю – праздник Обрезания Господня, как правильно напомнил мне один из авторов.

Моя двоюродная бабушка Елизавета, тетя Лиля, невзирая на Советскую власть, всегда праздновала Старый Новый Год. Она приглашала всю родню. Пекла незабываемый торт Наполеон, капустный пирог, коврижку – это что я смогла запомнить. Тетя Лиля жила на Кузнецком мосту напротив Зоомагазина. Дом сохранился до сих пор. Последний старинный дом, примкнувший к новому зданию КГБ.

И раз у нас Старый Новый Год, давайте я расскажу, что знаю, про старинные новогодние игрушки. Так получилось, что в моей семье не выкидывали ничего раритетного, и я невольно оказалась владелицей небольшой игрушечной коллекции. Елочные игрушки – стеклянные, бьются, и с каждым годом старинных игрушек становится все меньше, и стоят они все дороже.


С большим удовольствием мы побывали в г. Клин, в музее "Клинское подворье" при дореволюционной фабрике «Ёлочка». Нам рассказали и историю создания игрушек, показали технологию изготовления, мы побывали в музее и на новогоднем представлении Деда Мороза. Я с восторгом узнавала мои игрушки в музее. Снимала я, к сожалению, на мобильный через стекло витрины, что-то может быть немного не в фокусе, простите.

Историю возникновения стеклянных игрушек нам рассказали такую. Давным-давно, в Голландии, праздновали Рождество. Это был основной христианский зимний праздник. В Европе было принято принести в дом живую елочку и украсить ее яблоками, орехами, позолоченными шишками, белыми и розовыми розами из песочного теста, а также свечами. Подарки детишкам приносил младенец Христос или святой Николай, Санта-Клаус.

Вот как выглядела в те времена украшенная елочка:


Но однажды случилось очень холодное лето, и яблоки не вызрели. Украшать елки было нечем! И один мастер-стеклодув выдул стеклянные шары, которые умельцы раскрасили «под яблоки». Говорят, что так и появились первые елочные украшения из стекла.


Интересно, что первые российские елочные украшения выглядели иначе. На Юге Российской Империи были модны яркие бусы из стекла.

Если шары выдуваются – вот так:



И разрисовываются вручную:


То технология изготовления бус (и любой елочной фигурки сложной формы) другая.


Бусы изготавливались из горячей стеклянной трубочки, помещенной в специальные формы – щипцы (фото справа, на переднем плане):

Потом они покрывались амальгамой, становились «серебряными», затем окрашивались. Получалось примерно так:


Коробейник вешал себе на шею бусы и ходил с ними по деревням и селам, продавал бабам и девкам. Понятно, что зимой бусы особо не нужны никому – под зипуном не видно, и тогда коробейники придумали продавать их как новогоднее украшение.

Вот так и появились елочные бусы и сделанные на их основе фигурки:


Вот одно из моих приобретений этого года (мне сделали подарок, огромное спасибо) - светофорчик из бус.


Дореволюционные украшения делались и из ваты. Для упрочнения и блеска внешнего слоя игрушки покрывали клеем и блестками, окрашивали.


У этих куколок фарфоровые головки – немецкие игрушки, стоят сейчас баснословных денег.





У нас каждый год висит на елочке вот этот милый аист. Детей сильно коробило, что аист подвешен за шею, а за что еще? И вот висит древний старичок каждый раз внизу, чтобы не видно было. Но - традиция. Ребенок, украшающий елку, знает, что мамочка все равно заставит заново доставать коробку ради аиста, а там еще много чего есть, дорогого для коллекционера. вешают молча.


Много украшений делалось из картона. Например, вот такой чудесный ангелочек – картонная головка и стеклянные бусы – для украшения верхушки:


Популярны были всевозможные гирлянды из флажков:


Бонбоньерки (коробочки с сюрпризом, или «сюрпризницы»), хлопушки и «дрезденский картонаж» - фигурки, выдавленные из картона, склеенные половинками – получалась объемная картонная фигурка:


"Дрезденский картонаж"


Вот как могла выглядеть рождественская елка в сказке «Щелкунчик»:


После революции 1917 года и рождественская елка была объявлена пережитком прошлого.


Но в 1937 году И. В. Сталин решил возродить традиции, и снова засияли новогодние огоньки, снова в клубах и квартирах появились новогодние елки. Святого Николая и младенца Христа заменили сказочный Дед Мороз с внучкой Снегурочкой, и – появилась нужда в елочных украшениях!


Я нашла изображение первого пригласительного билета в Колонный зал Дома Союзов в Москве и фотографию с этой елки.



У кого-то в семьях оставались игрушки, да и все помнили, как их делать в домашних условиях. Вот как рассказал А. Гайдар в рассказе «Чук и Гек» о приготовлении к Новому году:

«На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку.

Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки!

Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.

Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их всё новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принёс им серебряную бумагу от завёртки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.

Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные. Но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные.

Теперь дело было за ёлкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушёл в лес.

Через полчаса он вернулся.


Ладно. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обёрнутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таёжная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки».

В музее «Клинское подворье» нарядили одну елочку самодельными игрушками:

А вот как выглядела елка, украшенная «по-настоящему»:


Новая историческая формация потребовала новых елочных украшений. И появились шары и «фонарики» с красными звездами, серпом и молотом, флажки с летчиками и буденновцами, с Кремлем.

Ватные игрушки представляли дружбу народов, фрукты и овощи говорили об изобилии. Появились аэростаты, дирижабли, самолеты.

Полноценное производство первых стеклянных игрушек в России было налажено в период Первой мировой войны в городе Клин, где находился стеклодувный завод. Мастера, работающие на заводе, специализировались в основном на производстве стеклянных изделий для аптек, однако пленные немцы научили их выдувать нечто более изысканное – праздничные шары и бусы. И, кстати, клинская фабрика «Елочка» по сей день остается единственной в России фабрикой, которая изготавливает стеклянные бусы для елок.

И, конечно, стеклянные шары являлись пусть и очень красивым, но не единственным вариантом украшения праздничной ели. Так, например, в дореволюционной России была очень популярна техника под названием «дрезденский картонаж». Игрушки, выполненные в этой технике, представляли собой две склеенные между собой половинки выпуклого тонированного картона. Так же елки украшали маленькими тканевыми куколками с бумажными лицами, кружевом, бисером и бумагой.

Были среди них и игрушки из ваты, накрученной на проволочный каркас, и бутафорские фрукты.

Венчала же верхушку праздничной елки звезда, Вифлеемская, шестиконечная, или пика. С последней, кстати, связан вот такой любопытный факт. Одно время было принято считать, что форма пики соответствует форме ледяной сосульки, поэтому она так хорошо вписывалась в общую концепцию зимнего праздника. На самом же деле, очертания «верхушки» для елки были связаны, прежде всего, с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии – пики для елок первоначально делали именно там. А вот украшения в форме сосулек начали делать в СССР только в период «оттепели».

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено – большевики узрели в этом семейном празднике прямую отсылку к Рождеству, а, значит, пропаганда их атеистических взглядов могла быть поставлена под удар. Поэтому на протяжении 10 лет Новый год если и отмечался, то тайно. А вот публичное празднование этого события было возобновлено только в 1935 году, и в связи с этим в газете «Правда» даже появилась соответствующая заметка: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Праздник был реабилитирован, и по этому случаю в январе 1937 в Колонном зале Дома Союзов была установлена огромная 15-метровая ель и организовано грандиозное празднование Нового года.

С этого момента в жизни рядовых советских граждан вернулся не только сам праздник, но и соответствующие атрибуты – елки, новогоднее украшение и мишура. Правда, выполнены игрушки были в стиле актуальных на тот момент исторических реалий: космонавтов, парашютистов, пионеров, красноармейцев. Кроме того, была выпущена ограниченная серия елочных игрушек с изображением членов Политбюро. Елочные украшения по-прежнему изготавливали из стекла, ваты, картона и папье-маше, а также из трубочек и стекляруса на проволоке.

Во время Отечественной войны на ветвях фронтовых елок можно увидеть игрушки, сделанные из носков, погон и даже бинтов.

К 70-м годам фантазия производителей елочных игрушек заметно поугасла, и вместо оригинальных фигурок фабрики «штамповали» одинаковые шарики, «шишки» и «сосульки», а также зайчиков и мишек на прищепках. Также в 70-80-е годы стало очень популярно украшать новогодние елки «дождиком» из фольги, а также разноцветной мишурой. И, конечно же, почетное место на самой верхушке праздничного дерева занимала звезда.

Как мы помним, традиция венчать святочные деревья звездой пришла к нам из средних веков, однако во времена Советов Вифлеемская звезда была заменена на ярко-красную, аналогичную той, что появилась при советской власти на кремлевских башнях. Такие звезды частенько делали с лампочками внутри, что придавало общему убранство праздничной елки более яркий и эффектный вид. По сути, подобный подход сохранился и по сей день, поскольку, как говорится, фонариков мало не бывает.

В 90-е годы 20 века особую популярность завоевали елочные украшения с изображением животных-символов наступающего года и всевозможная атрибутика, связанная с гороскопами и лунными (восточными) календарями. Надо сказать, что эта тенденция сохранилась и по сей день.

С открытием новогодних и рождественских базаров на прилавках можно встретить огромное количество елочных украшений и всевозможных аксессуаров с символом года наступающего. Шары, свечи, подсвечники, открытки, магнитики, полотенца и просто фигурки частенько используются не только в качестве праздничного декора, но и преподносятся в виде презентов для коллег и знакомых.

Современные производители елочных игрушек утверждают, что мода на эти неотъемлемые атрибуты праздника повторяется каждые четыре года. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня в магазинах, помимо привычных пластиковых шариков, можно встретить новогодние игрушки с ручной росписью, изготовленные на небольших стеклодувных заводиках, или авторские украшения, стилизованные под 70-80-е годы.

По сути, если в ваших «новогодних» коробках в еще сохранились игрушки, которыми наряжали елки ваши родители или даже бабушки с дедушками, не спешите с ними расставаться. Во-первых, это прекрасная возможность вспомнить о детстве, о тех временах, когда все было чуть проще и легче, а Новый год считался настоящим чудом и временем исполнения всех заветных желаний.

А, во-вторых, оригинальные советские елочные игрушки сегодня – это, фактически, винтаж, который никогда не выходит из моды и не теряет своей актуальности. Старенькие, местами потертые и даже слегка треснутые новогодние украшения добавляют некий особый шарм праздничному декору, делая его более теплым и каким-то родным, что ли.

Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой Instagram , где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii

Антикварные предметы, которые хранят в себе частички истории, всегда в почете. Востребованная отрасль коллекционирования - старинные ёлочные игрушки. Особой популярностью среди ценителей старины пользуется «дрезденский картонаж».

Понятие картонаж означает совокупность изделий из бумаги и картона, детали которых соединены клеем. Картонаж является частью типографского дела. Свое развитие он начал в Германии на рубеже XIX-XX веков. И это неудивительно. Первый печатный станок создал немец Иоганн Гуттенберг, а изобретению литографии человечество обязано владельцу мюнхенской типографии Алоизу Зенефельдеру.


Активная деятельность производств по изготовлению бумаги и химических красителей стала пусковым механизмом для массового появления продукции из картона. Первые качественные и красивые картонные игрушки для рождественских елок выпускались в Дрездене в небольших типографских мастерских, где была налажена цветная печать с камня (литография).

Так, в середине 19-го века появился термин «дрезденский картонаж» - как обобщающее название для объемных елочных украшений, характерными чертами которых были: конгревное тиснение, фигурная вырубка, печать методом хромолитографии и сложный декор поверхности.


Благодаря ювелирной проработке миниатюрных элементов и натуралистичной окраске дрезденские игрушки отличались высокой реалистичностью. Для создания выпуклых деталей перед процедурой тиснения мастера обрабатывали бумагу паром. После этого она становилась более эластичной и не разрывалась на части при использовании штампа. Рассмотреть особенности данной техники вы можете на примере елочной игрушке в виде орла, которая была продана на нашем сайте.

В скоро времени елочные игрушки-картонаж распространились за пределы Германии и появились в Европе, в том числе - в России. Получить оригинальное немецкое украшение можно было по почте.
Претерпев некоторое технологическое упрощение, «Дрезденский картонаж» стал прототипом для
советского картонажа. Украшения в СССР в основном выполнялись из двух элементов. Соответсвенно игрушки имели более плоскую форму по сравнению с оригиналом.


Но в тоже время некоторые российские типографии специализировались на воспроизведении практически точных копий немецких картонажей. Для копирования ремесленники выбирали самые популярные среди населения игрушки. К их числу часто относились изделия, штампованные одним штампом. То есть такие, где лицевая и обратная стороны были идентичными.

Сегодня немецкие и советские игрушки-картонажи можно назвать артефактами ушедшего времени и символами целой эпохи. Приобрести трогательно красивые изделия, которые помнят тепло рук своих создателей, можно на нашем сайте в разделе «Елочные игрушки».

ДРЕЗДЕНСКИЙ КАРТОНАЖ История украшать елку бумажными украшениями началась давно. Один из примеров дает нам 19 век, когда до появления мишуры на рождественское дерево вешались цепи, сделанные из

История украшать елку бумажными украшениями началась давно. Один из примеров дает нам 19 век, когда до появления мишуры на рождественское дерево вешались цепи, сделанные из цветной бумаги. Кстати, эта традиция была популярна в советские времена: многие дети мастерили сами такие простые украшения из бумаги, конфетной фольги и фантиков.
В конце 19 века, примерно в 1870-е годы, начинается промышленное производство картонажей. Новинка стремительно вошла в моду.

Особенно привлекательными были так называемые Pappschmuc, что можно перевести как «картонные ювелирные изделия» — благодаря серебряному или золотому покрытию. Этот эффект достигался методом ламинирования картона металлической фольгой. Казалось, что эти елочные игрушки сделаны из металла. Но это была все лишь имитация.
Картонные игрушки по сравнению с металлическими не были тяжелы для еловых веток.
Впервые игрушки из тонкого рельефного картона начали производить в Дрездене и его окрестностях, а также Лейпциге в конце 19 — начале 20 века. Такие елочные игрушки назывались и по-прежнему называются «Dresdеner Pappe» «Дрезденский картон». Расцвет игрушки пришелся на 1880 год. Но, стоит сказать, что популярность сохранялась и в первой половине 20 века, а в нашей стране — и в 60-70-е годы.
Елочные картонажи продавались в двух видах: готовой игрушки и набора для творчества.

Российский картонаж
В дореволюционной России, конечно же, были разнообразные елочные игрушки из картона отечественных производителей. Обычно их выпускали артели и фирмы, занимающиеся полиграфией, изготовлением бумажных коробок для кондитерской продукции, игрушек для детей.
Картонажи с удовольствием покупали как готовую елочную игрушку, так и в виде набора для поделок: это были листы с раскрашенными деталями будущего картонажа. С долей творчества и запасом терпения сначала надо было заняться тиснением, чтобы сделать игрушку выпуклой, потом вырезать и склеить ее из двух половинок картона, вклеив специальную петельку.

Однако картонажи из Германии считались более интересными, изящными и при этом добротными. Часто они заказывались по почте. Тематически эти украшения напоминали о рождественской символике Европы: рождение младенца-Христа, ангелы, крылья ангелов, елки, листья клевера. Но все-таки немецкие картонажи имели самые разные сюжеты: кареты, пароходы, самолеты, локомотивы, автомобили, часы, трубочисты, ордена, корзины с цветами, торжественные венки, цифры, дирижабли, воздушные шары, зверюшки. Картонажи немецкого производства отличали добротность и обращение к любимым бытовым мотивам: толстые свинки, коровки, колбасы и окорока, инструменты, часы, музыкальные инструменты, мебель и бутылки, собачки и многое др.
Были и целые сценки: мальчик на фоне елки, прикрепленный к венку из мишуры. Для создания таких игрушек использовались и другие материалы ленты, мишура, различные виды бумаги, легких и прозрачных тканей. Кстати, игрушки из дрезденского картона украшали не только рождественскую елку, но и окна домов.
Любой житель России (конечно, определенного достатка) имел возможность заказать картонажи по почте. Стоили они доступно — 40 копеек лист, самые дорогие около 1 р 20 копеек. Их высылали листами с вытисненными деталями, которые предстояло самостоятельно выдавить-вырезать и склеить в объемные фигурки и бонбоньерки.
Сегодня такие игрушки раритеты и стоят довольно дорого.

Советские блестящие картонки
Игрушки для елки, которые после 1935 года получили вторую жизнь, делались из самых разных материалов. Одним из них был картон картонажные игрушки производились методом штамповки, склеивания, а затем покрывались слоем особой бумаги серебряной или бронзовой, на которую для большего эффекта мог распыляться дополнительный цвет. Каждая игрушка имела крепление петельку из крепкой нити, чтобы ее можно было легко повесить на еловую ветку. При декорировании картонажей использовался и ручной труд художников.

Эти игрушки отражали практически все темы.
Конечно, русская народная сказка, дореволюционные и современные произведения для детей один из главных мотивов в производстве, в том числе, и елочных игрушек того времени. Поэтому создавались такие прекрасные картонажи: Емеля и щука, Иван-царевич на коне, Лиса и колобок, Сорока, Дед, который пытается вытащить репку, Алёнушка и братец Иванушка, ставший козленочком, Рыбак и золотая рыбка, Мышка в платье, говорящий по телефону Крокодил герой сказки Корнея Чуковского и прочие.
Тема цирка также одна из самых популярных. Стоит сказать, что когда-то цирковые представления считались развлечением для взрослых, именно номера с животными и клоуны сделали цирк любимым зрелищем людей всех возрастов. Поэтому елки советских детей украшали клоуны, лошадка со всадником, цирковой слон, играющая на барабане обезьяна, нарядные собачки, попугаи, заяц с барабаном и даже — медведь с виолончелью и баран со скрипкой, что не совсем реально.

Безусловно, были и картонный Дед Мороз, Снегурочка, часики, Снеговик, Пингвин, гирлянды звездочек, снежинки, месяц и солнышко, матрешка, вишенки. Самыми романтичными картонажами можно признать различные виды парусников.
Но все-таки самый массовый выпуск картонажей коснулся темы животного мира. Это были «серебряные» и «золотые» птички (лебеди, курочки, петушки, попугаи, тетерев, синички, пеликан), рыбки и бабочки самых разных видов, муха, крокодил, страус, кенгуру, лягушка, ежик, белочка, ягненок, ослик, черепаха, ракушка, морской конек

Стремительное развитие страны отражали картонные дирижабли с красными звездами, автомобили, парашютисты, спутники, космонавты. Политический мотив несло в себе и такое елочное украшение, как звезда с серпом и молотом — одно из самых раритетных сегодня украшений для новогодней елки.


С приближением Нового года и Рождества мы начинаем задумываться о новых елочных игрушках. Есть такая традиция во многих семьях: к Новому году – новая елочная игрушка. Оправдание затрат - старые бьются.


А есть такие, которые не бьются? Обидно же, если ваша киса решит поиграть, опрокинет елку на пол и драгоценные стеклянные игрушки побьются!

Конечно, есть – имитирующие стекло, пластиковые, деревянные, бумажные, из фольги… А еще есть дрезденский картонаж.

Дрезденский картонаж точно не разобьется. Это – общее название игрушек из картона с конгревным (объемным тиснением) и старинных картонных елочных украшений. Они наверняка есть и у вас, только, возможно, вы не знали, что эта симпатичная простенькая рыбка, этот цыпленок, доставшийся от прабабушки, выкинуть который рука не поднимается – дрезденский картонаж.


И хорошо, что не выкинули. Если ваша игрушка произведена до 1966 г. – это редкий антиквариат, его можно продать задорого. А еще это – память, история – вашей семьи и нашей страны. Вот так глобально.


Почему «картонаж»? Почему «дрезденский»?

Картонаж – это старинное название изделий из картона и полузабытого ремесла – изготовления коробочек, игрушек, папок из толстого картона (от 1 мм). По инструментальному оснащению ремесло претерпело, конечно, изменения, но объем ручного труда по-прежнему велик.


Дрезденский картонаж – это общее название для елочных украшений, сделанных из картона. Германия – европейский первопроходец в полиграфии. Первыми книги начали печатать китайцы (6 век), подхватили идею европейцы (печать с деревянных резных форм), а автором первого печатного станка со сменными литерами стал ювелир Иоганн Гутенберг (1440 г.).


Библия Гутенберга

А цветная печать в широких масштабах стала возможной благодаря изобретению немца, актера-любителя, Алоизия Зенефельдера в Богемии в 1796 году.


Литографическая печать (сколько красок, столько и форм из известняка)

ГДР и во времена СССР была единственным производителем высококачественных печатных станков на весь Варшавский договор.

Не удивительно, что именно в Германии начался выпуск красочных елочных украшений из картона.

Это сейчас «глянцевый журнал», красочная книга, буклет – норма. А в 19 веке полноцветная печать была редкостью. Стеклянные елочные украшения раскрашивались вручную, а это дорого.

Немцы придумали следующее. Запечатывали бумагу, приклеивали ее на толстый картон и продавали в листах. Оставалось выдавить (или вырезать) головку сказочного персонажа, куколки, приклеить ее к картонному «телу», одеть в остатки ткани, кружева… вуаля, игрушка готова. А можно было просто подвесить красивую картонку на елку.


А еще немцы придумали делать из толстого картона объемные фигурки. Как? Брали лист картона толщиной 1 мм, приклеивали к нему лист тончайшей серебряной или золотой фольги, распаривали картон при температуре 130 гр и тиснили на нем объемную фигуру (конгревное тиснение). Далее части фигуры склеиваются, вклеивается петелька, и елочная игрушка готова!


Вот такие фантастические картонажи делали немецкие мастера.


Порывшись в интернете, я нашла на удивление мало статей о новогоднем картонаже, включая мою собственную.




Но кто ищет, тот всегда найдет. И мне повезло – я выискала небольшую работу «Рождественское чудо из картона» автор-составитель: Л.Л. Крайнов-Рытов. В книге много фотографий, описан процесс изготовления, история картонных елочных игрушек.

Вначале игрушки собирались из нескольких деталей, получались настоящие бумажные скульптуры.


«Тетерев» смонтирован из восьми отдельно отштампованных частей (деталей). Имеет сложный, близкий к натуральному окрас (яркие краски: коричневая, зеленая, красная). Глаза из двухцветного стекла. С любой точки зрения он представляет собой уменьшенную бумажную «копию» («макет») оригинала, т.е. натуралистичный артефакт».


Позднее, с распространением картонажей в Европе, России, игрушки упростились. Они стали «полуобъемными», склеенными из 2 частей, правда, с хорошим подъемом.


Картонажи можно было купить в магазине игрушек, заказать листы с деталями по почте. Вот такое трогательный фрагмент с упоминанием дрезденского картонажа:

«Валя со слоненком толковала целые дни про елку. Надо было, значит, непременно елку схлопотать. Выписала, по секрету, от Мюра и Мерелиза картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики. »


Полуобъемные фигурки нужно было выдавить из листа и склеить, вдев веревочку.


В России и в дальнейшем в СССР делали полуобъемные фигурки, вначале повторяя немецкие.


После «разрешения» новогодней елки в 1935 г. стали появляться картонажи с советской тематикой.



Картонажи упрощались и дальше – объем становился меньше, некоторые игрушки состояли из одной детали.


Я хорошо запомнила рыбу, склеенную из двух частей. Мне очень хотелось посмотреть, что там внутри. Я ее разодрала… Внутри оказалась пустота, а мне влетело за порчу антиквариата.


Помню цыпленка, крокодильчика. В 70-е годы у меня появилась россыпь корабликов, состоящих из одной детали.


Не так давно выпуск этих очаровательных украшений возобновился. Повторяются старые, любимые формы, стала ярче окраска, появились новые изделия.


В принципе, картонажи можно делать самостоятельно, кустарным способом.


«Большой ассортимент елочных игрушек, имеющих блестящую плоскую поверхность с двусторонним изображением, изготовляют из металлизированного картона.

Для изготовления металлизированной елочной игрушки нужны следующие материалы: картон (бурый древесный, прессшпан и др.); алюминиевая фольга толщиной 7,5 микронов (ГОСТ 618—50); картофельный крахмал; клей (костный, мездровый или галлерта); бесцветный нитролак; растворители (спирт этиловый, ОСТ 278 НКПП, бутилацетат, ацетон, растворитель АКР).

Технологический процесс изготовления металлизированной елочной игрушки включает следующие операции:

1) ковку (расплющивание) алюминиевой фольги при помощи молотка в специальном шаблоне, с доведением толщины фольги до 2,5—3 mикрohob и размеров отдельного листка — до 13,5 х 13,5 см;

2) наклеивание обработанной алюминиевой фольги на листы картона крахмальным или столярным клеем;

3) сушку подвешенных листов картона, оклеенных фольгой (при комнатной температуре — в течение 48—72 часов);

4) протирку листов металлизированного картона и нарезку ножницами полос и пластин нужных размеров;

5) горячую штамповку полос и пластин картона на ручных винтовых прессах и вырубку половинок;


6) склеивание фигуры из двух половинок (двух сторон) мездровым клеем или галлертой;

7) вклеивание нитки внутрь фигуры;

8 ) окрашивание игрушки.

Игрушку окрашивают при помощи аэрографа нитролаком, разбавленным до требуемой рабочей вязкости и окрашенным анилиновым спирторастворимым красителем в нужный цвет».


Облегчить себе жизнь можно, купив готовый металлизированный картон. Можно заказать конгревное клише и сам процесс конгрева в переплетной мастерской или типографии. Это не так дорого, как кажется. Вот как тиснят кожу. Точно так же и картон кустарным способом.

Картонаж – это дешевые украшения, по сравнению со стеклянными, расписанными вручную. Конечно, до наших времен старинные игрушки дошли поцарапанными, поблекшими. Но сколько в них очарования и тепла!


Предлагаю полюбоваться и вспомнить золотое детство.






Может быть, у вас есть картонные елочные украшения? Делитесь фотографиями!

А что еще мы знаем «дрезденское»?

Дрезденский кружевной фарфор.


«Свое название кружевной фарфор получил благодаря легкости и изяществу, а также сходству с настоящим плетеным кружевом. Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки предстают перед нами в виде девочек и девушек, нередко балерин или танцовщиц в пышных, воздушных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. А специально подобранные нежные цвета, такие как розовый или голубой, делают эти фигурки еще более легкими, нежными и невесомыми».

Дрезденский рождественский штоллен.


«Традиционная немецкая рождественская выпечка из сочного, тяжёлого дрожжевого сдобного теста, в классическом рецепте это обильно посыпанный сахарной пудрой кекс с высоким содержанием пряностей, изюма, орехов и цукатов. Его овальная форма символизирует спелёнутого младенца Христа. Штоллен, как ремесленное пекарное изделие, имеет в Германии самую долгую традицию, уходящую корнями, по одной из версий, в саксонский Наумбург XIV века».

А еще… держитесь крепче, дамы – дрезденский зеленый бриллиант.


«Дрезденский зелёный бриллиант — грушевидный алмаз естественного яблочно-зелёного цвета. Единственный крупный (41 карат) образец бриллианта данной разновидности. Своим уникальным цветом обязан природной радиоактивности. С XVIII века хранится в дрезденской сокровищнице Грюнес Гевёльбе».

Старинный город Дрезден (Восточная Германия) сильно пострадал во время Второй Мировой войны, бережно восстановлен. Но если бы он погиб, память о нем донесли бы дрезденские картонажи, кружевной фарфор, рождественский штоллен, распространившиеся за прошедшие столетия по всему миру.


Замок Цвингер в Дрездене

Читайте также: