Дыхательная гимнастика по теме игрушки

Обновлено: 03.05.2024

И. п. : о. с. 1-вдох; 2- на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3-4 раза.

Грибы. Ягоды. Лес. Деревья.

«Вкусная малина»

И. п. : о. с. 1-вдох; 2- на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3-4 раза.

Ребёнок поднимает руки над головой, делает вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая руками, произносит звук [ш]. После ребёнок опускает руки вниз («ветер затих»). Повторить 3 – 4 раза.

Осень. Перелетные птицы. Я- человек.

«Ветер – ветерок – буря»

Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Повторить 3 – 4 раза. «Ушки»

И. п. : о. с. 1-наклон головы вправо (глубокий вдох); 2- наклон головы влево (произвольный выдох). Повторить 3-4 раза.

Предметы гигиены. Посуда. Продукты питания.

«Мыльный пузырь»

И. п. : о. с. 1-наклон головы вправо (глубокий вдох); 2- наклон головы влево (произвольный выдох). Повторить 3-4 раза.

«Горячий чай»

И. п. : о. с. 1- вдох носом, 2- выдох через рот на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Повторить 3-4 раза.

Детский сад. Игрушки.

«Надуй шарик»

Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 –4 раза

Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произносим «го», «гы», «гу»

Животные холодных стран. Зима. Зимующие птицы.

«Погреем пальчики»

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!».

Домашние животные и их детеныши. Животные наших лесов.

«Кошка мяукает»

Перебирать лапками перед собой – вдох; на выдохе произносить «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза

«Любопытный ёжик».

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

Новый год. Зимние забавы.

«Новогодняя забава»

Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать на ёлочную мишуру, ёлочный дождик. Щёки не надувать.

Стоя, ноги на ширине плеч. «Взять снежок» - вдох; на выдохе произнести «Оп!» и «бросить снежок» Повторить 3 – 4 раза

Одежда. Головные уборы. Обувь. Профессии. Инструменты.

«Забыли рукавицы»

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х]. «Подъёмный кран»

Вдох носом, наклонить туловище вперёд, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить фа – фо – фу. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой дотянуться до пальцев правой ноги. На выдохе произносить ма – мо – му.

Мебель. Бытовая техника. Моя семья.

«Сдуваем пылинки»

Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.

«Малыш плачет»

«Качать малыша» - вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!» Повторить 3 – 4 раза

Животные жарких стран. Наша армия.

Вдохнуть через нос, на выдохе наклонить туловище вправо – влево («змея покачивается»). Медленно произносить [ш]. Принять исходное положение, сделать вдох носом и повторить упражнение 3 – 4 раза.

Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.

Транспорт. ПДД. Наши мамы.

«Пароход гудит».

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Мама кормит малыша»

Поднести руку ко рту – вдох; на выдохе произносить «Ешь! Ешь! Ешь!» Повторить 3 – 4 раза

Весна. Перелетные птицы. Наша родина – Россия.

«Весенний ветерок» : набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой». Шум леса

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.

Наш город. Моя улица. Рыбы.

«Дом маленький, дом большой». Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). «Рыбка дышит»

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой.

Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Цветы распускаются»

Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.

Насекомые. День победы.

Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз. «Салют»

И. п. : о. с. 1-вдох; 2- на выдохе произносить: «Салю-ю-ю-т!». Повторить 3-4 раза.

«На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» для средней группы (январь-май) ЯНВАРЬ 1 НЕДЕЛЯ «Зимушка-зима, зима снежная была» 1 Чтение: К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы» -показать зависимость жив.

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» для средней группы (сентябрь-декабрь) Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день (средняя группа) СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ «Детский сад чудесный дом, хорошо.

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» для средней группы (сентябрь-декабрь) СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ «Детский сад чудесный дом, хорошо живется в нем!» 1. Чтение «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» (младшая группа) Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день (младшая группа) СЕНТЯБРЬ 1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто.

Картотека «Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в подготовительной группе»

Картотека «Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в подготовительной группе» Цель: Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое.

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5–6 лет Здравствуй, детский сад!» «Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ.

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и упражнений с использованием шарика Су-Джок Коваленко С. В. воспитатель, Хизуненко К. О. учитель-логопед, МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск. Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена. Весёлый.

Картотека загадок по лексическим темам Картотека загадок по лексическим темам Тема «Дом, квартира» Здесь начало всех квартир. Домофон здесь - командир. Снизу - полочка для тапок,.

Картотека загадок по лексическим темам (часть 2) Тема «ПДД» Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу.

«Гудит поезд». Произнесение слога «ту» на одном выдохе: «Ту-ту-ту».

«Сигналит машина». Произнесение слога на одном выдохе повышая и понижая голос:

«Упрямый ослик» - Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ . Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

  1. Координация речи с движением, развитие общей моторики «Мячик»

См. Н.В. Нищева, стр. 111.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Осень"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Осень" предназначен для детей подготовительной к школе группы.


Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Обитатели водоёмов"

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели "Рыбы".


Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии".


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран".


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда. Кухня"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда. Кухня".


комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?".


комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда"

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда".

Описание игры: сделать плавный бесшумный вдох и сдуть с ладони бабочку.

- сделать плавный вдох, произнести на выдохе:

И-и-и – с последовательным повышением и понижением голоса («комар пищит»);

Ж-ж-ж – «муха жужжит».

Игра «Осенний лес»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». ( Тихо). Листочки едва шевелятся.

Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко).

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо)

Осенние листочки на веточках висят.

Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и»

Игра: «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Тема «Ягоды, грибы»

Игра «В лес по ягоды»:

Описание игры: Маша вместе с родителями и подругой Олей пошла в лес за ягодами и грибами. Идут они по лесу, перекликаются:

(сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, протяжно, с четкой интонацией произносить фразы)

- Ау – у - у, папа! (высоким голосом) – кричит Маша.

- Ау – у – у, Маша! (с понижением голоса) – откликается папа.

- Ау – у – у, мама! (высоким голосом) – кричит Маша.

- Ау – у – у, Маша! (голосом средней высоты) – кричит мама.

Маша зашла далеко в лес и громко закричала:

А в ответ раздается тихо:

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как большая тыква (под счет до «трех») Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).

Игра «Разговоры овощей» Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «ПА-ПУ, ПЫ-ПА!» Огурец: «ПЫ-БЫ, ПО-БО» Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «ТО-ТЫ-ТУ»

Произносить «Ох! Ах! Ух!» Шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Игра «Узнай овощ».

Положить на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. Далее можно усложнить задание, попросив ребенка произнести название овоща на выдохе.

Сделать вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь называть овощи: «Картошка, капуста, свекла – это овощи».

Игра « Строим дом»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т, д-д-д», а затем слоги: та - да-та-да, ты-ды-ты-ды, ук-тук-тук-тук»

Игра « Сбор урожая»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоко в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: « ФА-ФО, ФЫ-ФУ.»

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: Ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Игра: «Приятный запах»

Описание игры: У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко).

Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Упражнение «Подуй на листок».

Педагог раздает детям изображения листочков с фруктовых деревьев, сделанных из папирусной бумаги, и предлагает сделать плавный бесшумный вдох и подуть на фруктовые листочки.

Игра « Шитьё одежды»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Шьём одежду и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю.»

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), Произнести на одном выдохе слоги: « Ой-ой-ой-ой-!», а затем предложения: «Ой-ой-ой-ой-ой, болит пальчик мой! Уй-уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!

Тема: «Бытовая техника»

Игра « Шум на кухне»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины « Дж-дж-дж-дж-дж. Дз-дз-дз-дз-дз.» Разговор холодильника с миксером: « Хла-хло-хлу. Вжи-вжа-вже»

Игра « Моя семья»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Братик плачет. Произносить звук (а) (громко,тихо.шепотом)

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а»

Малыш учится говорить. Произносить слоги: « Мна-мно, мны-мну, пи-пяпе, би-бя-бю»

Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у-у!» (Громко!)

Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у-у» (Тихо)


Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (ЛЯ-ЛЯ.)
Оборудование: кукла или матрешка.
Описание игры: игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Игра: «Кто кого»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки: а, о, у, и, э.

Тема «Части тела».

Цель: Вырабатываем координацию и дифференциацию ротового и носового дыхания, воспитываем навык фиксированного выдоха со звуком.

Игровая ситуация: Дети, вы так громко хлопали в ладошки, что разбудили Великана и Гномика. Великан шумно вдохнул воздух (вдох носом) и громко выдохнул: «Ф-ф-ф» (выдох ртом). А Гномик бесшумно втянул воздух (вдох носом) и тихо выдохнул: «х-х-х» (выдох ртом).

Игра « Птицы поют»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Удод: « Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: « Фью-фью-фью» Осоед: « Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: « Крек-крек-крек» Чайка: « Га-ак-аг-аг», гре, гри». Произнести названия четырёх-пяти птиц на одном выдохе. Например: сова,снегирь, синица, чиж.

Описание игры: Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

Игра «Птицы улетают»

Описание игры: подуть на изображения птиц, сделанных из бумаги прикрепленных ниткой к полоске картона.

- детям предлагается сделать вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов:

Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг.

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: « Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Описание игры: сделать полный вдох, затем на одном выдохе произнести «Динь-динь» далее наращивать количество слов на выдохе «Динь – динь – динь …»

Тема: «Домашние животные»

Игра « Отгадай, кто кричит?»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: « Му, молока кому?» (Громко, низким голосом) Телёнок: « Му» (Тихо, высоким голосом) Кошка: « Мяу-мяу-мяу» (Громко, низким голосом) Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо высоким голосом) Разговор теленка и Котенка: «Мле-мли-мля. Мяу-мяу-мяу. Пли-пля-пле»

Тема: «Домашние птицы»

Игра « Птичьи голоса»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко». Цыплята: « Пи-пи». Курица: «Куд - кудах, снеслась в кустах». Утка: « Кря-кря-кря, где здесь вода?»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Игра «Зимняя вьюга»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой-ягой. Воет вьюга: «З-з-з» (С усилением звука) Застонал лес от вьюги: «М-м-м» (Тихо высоким голосом) Тяжело стонут дубы « М-м» (Громко низким голосом) Стонут березы: «М-м» (Тихо высоким голосом) Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с».

Игра: «Соревнование лыжников».

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (скользит по столу)

Игра: «Надуй шарик». Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Детям предлагается надуть маленькие воздушные шарики для новогоднего праздника. Сделать полный вдох носом, затем выполнить длинный выдох ртом, имитируя надувание воздушного шара. Выполнять упражнение не более трех раз.

Выполнить полный вдох и на выдохе произнести музыкальную фразу: «В лесу родилась елочка».

Тема: «Дикие животные»

Игра « На лесной полянке» Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Ёжики принюхиваются. Волк воет: «У-у»(Произносить тихо и громко) Кто как голос подает. Ёжик пыхтит: « Пых-пых-пых».

Разговор Лисы и зайца

Зайка, где ты был?

Ты не съешь меня, лиса?

Игра: «Сердитый еж»

Вот идет сердитый еж:
Пф-ф, пф-ф, пф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Ребенок, изображая лису, надевает маску (шапочку). «Лиса» должна определить, чей след изображен на картинке. Для этого ребенок, изображающий лису, должен сделать глубокий вдох (принюхаться) и на одном выдохе произнести: «Это мышь (заяц, белка)».

Игра «Кто как кричит в лесу» : взрослый предлагает послушать ребенку, кто как кричит в лесу и повторить речевой материал в том же темпе и ритме на одном выдохе. Например:

Лиса кричит так: тяв – тяв, тяв – тяв – тяв.

Кукушка кричит так (произносить с понижением голоса на втором слоге):

ку – ку, ку –ку, ку – ку!

Волк воет так (произносить слитно с постепенным усилением голоса):

Игра « В мастерской»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: « Ша-шу-ши-шо.» Гудит автобус. Произнесение слога ту на одном выдохе: « Ту-ту-ту-ту». Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: « Би-би-би-би.»

Игра: « Чей пароход лучше гудит?»

Описание игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра: «Весёлое путешествие»

Цель: развитие речевого дыхания.

Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Упражнение «Автобус»: на картинке нарисован автобус с открытыми дверями. Когда у автобуса открываются двери, то мы слышим такой звук «ф-ф-ф-ф-ф». Вдох через нос, на выдохе произнести: ф-ф-ф-ф-ф-ф

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Игра « В зоопарке»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет « раз», «два», «три»). Затем выдох (под счет от « одного» до «пяти») Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р-р-р: тигр- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким голосом. Произносить фразу:

« Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Описание игры: Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох) ,
Качели вниз (выдох) ,
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Описание игры: ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох) ,
Качели вниз (выдох) ,

Крепче ты, дружок, держись .

Методические указания. В игре «Качели" вдох и выдох производится через нос.

Описание игры: встаньте в круг. Мы гуляем по саду. Цветут вишни, груши, яблони. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.

Игра «Сосчитай цветочки»

Описание игры: на картинке изображены 4 цветочка (размер их последовательно увеличивается). Выполните полный вдох, а на выдохе сосчитайте цветы (прямой счет до четырех), с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру цветков на картинке). Затем сосчитать цветы с уменьшением силы голоса.

Тема: «Мамин день»

Игра: «Выбираем цветок для мамы»

Оборудование: несколько цветков.

Описание игры: Мы выбираем цветок, чтобы подарить его маме. Как приятно пахнут цветы! Понюхаем цветок. Выполняем плавный вдох носом, на выдохе произносим «Ах!»

Описание игры: в каждой семье утром делают зарядку. А мы выполним дыхательную гимнастику.

Упражнение «Шар»: сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе. Затем выполнить медленный, плавный выдох – втянуть живот. Выполнить 3 раза.

Упражнение «Ежик»: выполнить плавный бесшумный вдох через нос, выдох – через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, произносить: «Фу-фу-фу». Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. Повторить упражнение 3 раза

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражнений

В данной картотеки подборка дыхательных упражнений для детей любого возраста.


Картотека дыхательных упражнений
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Пальчиковые игры по лексическим темам.

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.


Картотека "Дыхательные упражнения"

В данном материале собраны дыхательные упражнения, которые относятся в большей мере к сопряженным психофизическим упражнениям. В процессе использования таких дыхательных упражнений не тол.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Осень"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Осень" предназначен для детей подготовительной к школе группы.


Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Обитатели водоёмов"

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели "Рыбы".

Дыхательная гимнастика по лексическим темам (2)

Дыхательная гимнастика по лексическим темам.


Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии".


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран".


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда. Кухня"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда. Кухня".


комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?".

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Почистить зубки»: нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону.

«Подать состав - убрать состав

Дыхательная гимнастика:

Работа над силой голоса.

Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза)

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);

Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».

«Самолет»

Полетим на самолете,

Будем сильными в полете.

И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.

1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);

Июнь (3-4 недели)

Комплекс № 20

Тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики

Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим, (В правой ладошке «мешают» указательным по тарелке дадим. пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке.

Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки.)

«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». ( Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)

чередование упражнений «Оскал» - «Рупор» (бублик).

Упражнения для языка

Чередование упражнений «Лопатка» - «Колышек» - «Чашечка» (каждое положение языка удерживать под счёт от 1 до10, выполнять 3 раза)

«Качели» (тянуться языком к носу и подбородку по 5 раз).

«Паровоз» (3 раза выкатить состав).

Дыхательная гимнастика:

Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.)

«Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

Бормочут куры оп ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох),

Поднимем руки мы к плечам (вдох),

Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).

Июль (1-2 недели)

Комплекс № 21

Тема: «Речные рыбы»

Пальчиковая гимнастика:

«Рыбка».

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изоб-

Рыбке весело играть. ражают, как плавает рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница. (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плавает рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».) Рыбка быстро уплыла.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка» - медленно, 10 раз.

«Грибочек» - 5 раз под счёт от 1 до 5-10.

«Гармошка» - 10 раскрытий рта.

Чередование упражнений «Блинчик» - «Блинчик с вареньем» - 5 раз.

«Барабанщик». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд - тдд - тдд».

Дыхательная гимнастика:

Развитие речевого дыхания и голоса.

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши- шо».

Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

«Косарь».

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

Косарь идёт косить жнивьё:

Идём со мной косить вдвоём:

Замах направо, а потом

Налево мы махнём.

И так мы справимся с жнивьём.

Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).

Июль (3-4 недели)

Комплекс № 22

Тема: «Животные жарких стран»

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики

Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.

Вот верблюд – живое чудо.

Два горба есть у верблюда.

Крокодил. Раскрывать и закрывать сложенные ладони с

загибанием пальцев внутрь ладони.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Жираф. Сжать пальцы в кулак,

чуть – чуть приподняв мизинец

и указательный палец.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щёки.

Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух – ух – ух – ух, ох – ох – ох – ох».

Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.

Упражнения для языка

Жираф жуёт листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.

Обезьянки качаются на лианах. («Гармошка»)

Сигнал опасности у обезьянок. Щёлкать языком, изменяя форму рта.

Дыхательная гимнастика:

Развитие речевого дыхания и голоса

Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).

Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.

Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

Психогимнастика. Пластические этюды

Мартышка – кривляка. Педагог показывает какие – либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.

Август (1-2 недели)

Комплекс № 23

Тема: «Инструменты»

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед.

А тут отключили свет. (Ребром ладони дети стучат по столу.)

Повар леща берёт

И опускает в компот. (Загибают большой палец на левой руке.)

Бросает в котёл поленья.

В печку кладёт варенье. (Загибают указательный палец.)

Мешает суп кочерыжкой, (Загибают средний палец.)

Угли бьёт поварёшкой. (Загибают безымянный палец.)

Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)

И очень доволен он! (Разводят руками.)

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)

Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».

Упражнения для языка

Гладим бельё. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба.

Производить движения кончиком языка по твёрдому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.

Грибочек (3 раза под счёт от 1 до 10.)

Дыхательная гимнастика:

Развитие речевого дыхания и голоса

Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо».

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

Жж-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.

Август (3-4 недели)

Комплекс № 24

Тема: «Посуда. Продукты питания».

Пальчиковая гимнастика:

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Всё до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для щёк и губ

Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

Упражнения для языка

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашка» глубже?

Язык «чешкой» снаружи и внутри рта.

Чашка и блюдце на столе. Чередовать артикуляционные позиции: Язык «чашечкой» и язык «блюдечком» («лопатка»).

Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

Дыхательная гимнастика:

Развитие речевого дыхания и голоса

Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»

Читайте также: