Дымковская филимоновская каргопольская игрушка изо 5 класс

Обновлено: 28.04.2024

Презентация на тему: " Дымковская Филимоновская Каргопольская Абашевская Городецкая Скопинска Народная глиняная игрушка." — Транскрипт:

1 Дымковская Филимоновская Каргопольская Абашевская Городецкая Скопинска Народная глиняная игрушка

2 Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Не придавали значения мастера игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отделенных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

3 Дымковская игрушка Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.

4 Образы дымковской игрушки: Барыни в пестрых юбках Бравые кавалеры и всадники Важные петухи и индюки Водоноски, кормилицы, няни Женихи и невесты Бараны, кони, коровы Веселые карусели Лепка Дымковскую игрушку лепят по частям, используя красную глину. Приступая в выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку – широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку украшают шляпой и кудрями, рюшами и муфтами. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

5 Роспись дымковской игрушки Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строиться по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

6 Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

7 Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к себе внимание.

8 Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

9 Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

10 Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.

11 Абашевская игрушка Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.

12 Городецкая игрушка Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо промыслу создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев ( ). Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950-е – 1980-е годы одаренная народная мастерица - Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием. В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин ( ).

13 Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

14 Скопинская игрушка Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины 19 века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.

15 Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не уступает другим.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Древние образы в современных народных игрушках

ИЗО 5 класс (21 ученик)

Учитель: Воронкова Г.Н.

создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов на примере народной глиняной игрушки, изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Дымково, Филимоново, Каргополья.

Образовательные: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; изучить древние образы через три известные школы народных игрушек: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской; формировать умение сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; умение видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов; умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству; уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций.

Здоровьесберегающие: с помощью динамических упражнений, гимнастики для глаз укреплять физическое и психическое здоровье; с помощью смены видов деятельности повышать и стимулировать активность детей на уроке; создать эмоциональный положительный фон урока.

Планируемые результаты:

Предметные : получат возможность научиться пользоваться необходимой информацией;

аргументировано анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению; познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения; определяют цель.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе; выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные : понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : открытие новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: фигурки силуэтов игрушек, гуашь, кисти, ватманы, клей.

1. Мотивация учебной деятельности. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Ребята, назовите предметы, украшаемые древними образами? (Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба)

- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Конь - крест, кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости;

Птицы - счастье, символ весны, тепла и света;

древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;

Берегиня - женщина с поднятыми руками, олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла)

3.Определение темы урока, постановка цели

- Все перечисленные предметы служат для быта людей, а сегодня мы поговорим о том, что есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь:

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

- О каких чудо-мастерах идет речь? Как им удавалось творить сказку? (Ответы детей)

- Да, ребята, это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

- Определите тему нашего урока?

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

- Сегодня мы поговорим о глиняных игрушках, а именно о самых известных – Филимоновской, Каргопольской и Дымковской игрушках.

Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки. Мы выясним, как же народные мастера – умельцы передавали эти образы в объеме.

- Ребята, как будет звучать цель нашего урока, исходя из того, что мы с вами уже изучили, и что нам только предстоит изучить?

( Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново, Каргополья ).

4. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? (Ответы детей)

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотритесь к современным народным игрушкам - и вы заметите, что в них живут те же древние образы - это конь, птица, баба, древо жизни. В них живут память народа, его древние традиции.

Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, они очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек. И о некоторых особенностях создания игрушки мы сегодня узнаем.

Работает три творческие мастерские. Вы будете сегодня исследователями и мастерами. Сначала вы найдете нужную информацию о своей игрушке в учебнике, а затем распишите фигурки разных силуэтов игрушек и расскажите нам о своей игрушке:

1 мастерская: Дымковская игрушка (учебник стр.71)

2 мастерская: Филимоновская игрушка (учебник стр.68)

3 мастерская: Каргопольская игрушка(учебник стр.77)

Выступление исследователей:

А) Дымковская игрушка

Родилась она в Дымковской слободе, которая находится неподалеку от города Вятки (Ныне Киров). Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках.

Рассмотрите внимательно форму игрушек. Она монолита, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутов!

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, клеточки, прямые и волнистые линии, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

Б) Филимоновская игрушка

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

В) Каргопольская игрушка

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. Форма фигурок приземиста, проста, неуклюжа и тяжеловата.

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Символика цвета:

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.

Физкультминутка (Упражнения для глаз)

Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз -
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели -
У них глазки заболели.

Творческая практическая деятельность

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь и т.д.)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации.

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремиться следовать традициям конкретного промысла.

Готовые работы каждая группа прикрепляет на ватман.

Алгоритм выполнения работы:

Распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу.

Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приемов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;

контроль объема и качества выполненной работы.

Закрепление знаний, полученных на уроке

- А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопросы:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие разновидности игрушек вы сегодня узнали?

- Что общего и различного в глиняных игрушках, принадлежащих к различным художественным промыслам?

Различия: форма игрушек, окраска, изображение.

Общее: все игрушки служат для красоты, передают традиции народов разных городов России, вносят радость в нашу жизнь.

- Ребята, какую закономерность вы увидели в названиях всех игрушек?

( Игрушки получили название от той местности, где они зародились).

- Почему игрушка называется народная?

б) Задание: соотнеси игрушку с названием промысла.

в) Задание: определи элементы соответствующего промысла.

Итоги урока. Рефлексия.

Работы всех мастерских вывешиваются на доске.

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, какая мастерская лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

- Какую оценку поставим за работу первой мастерской, почему? Второй групп мастерской, почему? Третьей мастерской, почему?

Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

Домашнее задание.

1.Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. Сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

«Искусство детям - увлекательно и просто: Минимализм»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:



игрушки

Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки.5 класс

Дымковская, Каргопольская,
Филимоновская игрушки.
5 класс

Дымковские игрушкиВ большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дым.

Дымковские игрушки
В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Весёлый игрушечный народец отличается яркими красками. Изделия дымковских мастеров украшены красными, жёлтыми, синими, зелёными кругами, точками, полосками и волнистыми линиями. Это – дымковский орнамент, или узор.

Дымковские игрушки

Дымковские узоры

Каргопольские игрушкиИгрушку из Каргополя можно узнать сразу. Она из края до.

Каргопольские игрушки
Игрушку из Каргополя можно узнать сразу. Она из края долгих зим и короткого лета, поэтому цвета её не очень яркие, как и природа Севера.
Тематика разнообразна: барыни, охотники, бородатый гармонист, танцующая пара, волк и многое другое.

Каргопольские игрушкиВесёлый Полкан-богатырь со знаками солнца на груди – си.

Каргопольские игрушки
Весёлый Полкан-богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки.
Полкан – это полуконь-получеловек, поэтому он наделён большой силой.

Каргопольские игрушки

Каргопольские узоры

Филимоновские игрушкиЭти яркие игрушки родились в деревне Филимоново Тульско.

Филимоновские игрушки
Эти яркие игрушки родились в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из неё лепят, вытягивая форму.
Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких красок.

Филимоновские игрушкиСреди персонажей больше домашних животных: коней, собак.

Филимоновские игрушки
Среди персонажей больше домашних животных: коней, собак, баранов, кур и петухов.

Филимоновские игрушки

Филимоновские узоры


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 506 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Рисование по памяти и по представлению
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Особенности акварельной живописи
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Особенности акварельной живописи
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Народные художественные промыслы
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Натюрморт
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Рисование по памяти и по представлению
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Цвет предмета

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Оставьте свой комментарий

  • 28.05.2018 4587
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 182 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шарипова Зульфия Рафисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

«Мотивация в профессиональном саморазвитии. Комьюнити-сообщества»

69 минут

«Учёт особенностей развития семьи обучающегося при взаимодействии родителей и педагогов»

44 минуты

«Ресурсное состояние, эмоциональная сфера, эффективное родительство»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.
  • познакомить обучающихся с народными промыслами «Хлуднёвская игрушка»,«Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Кожлянская игрушка»;
  • освоить особенности формы и росписи современных художественных промыслов (Хлуднево, Дымково, Филимоново, Каргополь);
  • сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров.

На уроке мы узнаем:

  • характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.

мы научимся:

  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Глоссарий по теме урока:

Игрушка – особый вид народного творчества.

Деревня Хлуднево – центр народного промысла хлуднёвской игрушки.

Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Деревня Филимоново - центр производства Филимоновской игрушки.

Каргопольскй район - центр производства Каргопольской игрушки.

Дымково - центр производства Дымковской игрушки.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

С давних времён к нам пришла замечательная профессия – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.

Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.

Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе.

В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.

Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.

Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов.

Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый; синий; желтый; оранжевый; розовый; ярко — красный; малиновый; черный.

Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.

Птица считалась хорошим оберегом, символизировала весну, тепло, солнце. Образ птицы символизировал счастливую семейную жизнь, например, жениха и невесту величали «лебедем да лебёдушкой». Образ птиц можно увидеть и в сюжетных композициях. Например, древо жизни с птицами, баба с птицей в руках и другие.

«Дерево жизни» - это древний собирательный образ матери-природы, дающий жизнь всему живому.

Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.

Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.

В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.

Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.

Дымковские свистульки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятки (сегодня - Киров).

Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами, где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.

Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.

Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.

Чередующиеся дужные полосы красно-малинового, желтого и зелёного цветов филимоновской игрушки.

Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Каргопольская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.

Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Хлудневская игрушка.

Текст задания. Выберите изображения хлудневской игрушки.


1.


2.


3.


4.


5.


6.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Глиняные народные игрушки.

Текст задания. Установите соответствие между изображением глиняных народных игрушек и их названиям.

1 Урок рисования 5 класс. Тема: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.» (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)

2 1. Из истории возникновения игрушек. Где делают дымковскую игрушку? С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом когда туман, вся слобода- будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далекую старину и зародился промысел дымковской игрушки С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом когда туман, вся слобода- будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далекую старину и зародился промысел дымковской игрушки Дымковская слобода Дымковская слобода в начале 20 века. в начале 20 века.

3 Дымковская игрушка Дымковские игрушки связаны с Дымковские игрушки связаны с древним языческим праздником - Свистопляски. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки древним языческим праздником - Свистопляски. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце). (вызывали весеннее солнце). Ласково и нежно называют эту Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка». Всю зиму женщины Дымкова лепили их игрушку «дымка». Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Что только не лепили Дымковские для ярмарки. Что только не лепили Дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек, барышень и кавалеров. мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек, барышень и кавалеров.

4 Где делают Филимоновскую игрушку? Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области. Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

5 Филимоновская игрушка Веселый, яркий хоровод филимоновских игрушек образуют кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц.

6 Где делают Каргопольскую игрушку? Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось.

7 Каргопольская игрушка Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские с игриво закругленной шеей, зайцы с гармошкой, бородатые мужики с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские с игриво закругленной шеей, зайцы с гармошкой, бородатые мужики с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка

8 2.Формы и росписи игрушек. Орнамент Дымковских игрушек Для росписи игрушек мастера используют геометрический орнамент. (ромбы, треугольники, квадраты, точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, пятна.

9 Цветовая гамма Дымковских игрушек Краски яркие- яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, синие и даже золотые. На каждой игрушке может быть до цветов одновременно. Поэтому это самая нарядная игрушка. Краски яркие- яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, синие и даже золотые. На каждой игрушке может быть до цветов одновременно. Поэтому это самая нарядная игрушка.

10 Орнамент Филимоновских игрушек Роспись выполняется красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу свой цвет. Из-за того что роспись велась пером, она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа. Роспись выполняется красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу свой цвет. Из-за того что роспись велась пером, она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа. Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг это солнце, треугольник земля, елочки и ростки символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг это солнце, треугольник земля, елочки и ростки символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

11 Орнамент Каргопольских игрушек Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево- синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков. Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево- синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например, - крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле, - ростки, изображение растительности, - волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения. Например, - крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле, - ростки, изображение растительности, - волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.

Читайте также: