Дымковская игрушка баба рисунок

Обновлено: 19.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Консультация

« Особенности дымковской росписи. Использование опорных схем в декоративном рисовании »

Дымковская игрушка - история промысла для детей, как раскрашивать

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков.

Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов.

Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

рисунок Дымковская игрушка Барышня

Рисунки

рисунок Дымковская игрушка Барышня

Дымковская игрушка, как русский народный художественный промысел, изготавливается из глины. Затем дорисовывают ее деталями яркими красками. В основном такие изделия ручной работы можно увидеть в виде коней, баранов, уток и других домашних животных или птиц. Также делают такие фигурки и в виде человечков. Например, барышню с коромыслом. Давайте нарисуем рисунок «Дымковская игрушка Барышня» красками на листе.

1. На первом этапе подготовим лист. Его размещаем вертикально. Рисуем простым карандашом контур туловища девушки. Добавляем на плечи коромысло. Все это представим в виде простых геометрических фигур и линий.

Набросок барышни

2. Более детально рисуем контур наряда барышни, а затем добавляем декоративные элементы. Дорисовываем ведра к коромыслу в виде простых фигур.

Детализация барышни

3. Рисуем лицо и добавляем детали к одежде, чтобы карандашный набросок был полностью готов перед нанесением краски. При необходимости убираем ластиком вспомогательные линии.

Готовый набросок барышни

4. Сперва светло-бордовым цветом прокрашиваем деревянное коромысло на плечах девушки и части одежды.

Прокрашивание светло-бордовым цветом

5. Далее возьмем красный или карминовый, чтобы раскрасить ведра, щечки и детали наряда.

Ведра, щечки и детали наряда красным цветом

6. Теперь воспользуемся зеленой гуашью. Ею рисуем многие детали на одежде барышни.

Рисование зеленой гуашью

7. Теперь смешиваем песочный тон с белым, чтобы получить светлый оттенок кожи девушки и также он пригодится для юбки. Желтой гуашью рисуем головной убор.

Окрашивание кожи барышни

8. Черной гуашью создаем контур всех элементов и закрашиваем глаза и рот на личике.

Контур черной гуашью

В итоге получился вот такой интересный рисунок «Дымковская игрушка Барышня».

Дымковская игрушка Барышня из пластилина

Поделки из пластилина

Дымковская игрушка Барышня из пластилина

Родиной этой игрушки является село Дымково, где мастера изготавливают их из глины, после чего расписывают яркими красками. В этом мастер-классе представлена дымковская игрушка из пластилина «Барышня», а вы сможете повторить эту поделку, если будете придерживаться пошаговых фотографий данного мастер-класса.

Для изготовления барышни возьмем следующие материалы:

Начнем работу с белого пластилина. Мы используем скульптурный, который бывает различным по твердости. Чтобы его размять, иногда рекомендуется подержать пластилин с горячей воде, после чего он становится более податливым. Из него вылепливаем нижнюю часть (юбку) будущей барышни.

Изготовление юбки

Затем сверху добавляем заготовку из красного пластилина, это будет тело.

Изготовление туловища

Добавляем заготовки для рук, это будут «колбаски», скатанные из красного пластилина.

Изготовление рук

Сверху делаем широкую накидку, а из белого пластилина вылепливаем небольшие шарики, которые станут руками.

Изготовление красной накидки и белых ручек

Голову делаем из белого пластилина и закрепляем сверху нашей дымковской поделки.

Голова из белого пластилина

Добавляем небольшой красный воротник, который поможет скрыть место соединения головы с телом.

Изготовление красного воротника

Волосы барышни делаем из тонких жгутиков коричневого пластилина, их сначала перекручиваем между собой, после чего укладываем на голове. Кокошник выполним из оранжевого пластилина.

Изготовление волос барышни и кокошника

Украсим головной убор желтым ромбиком и жгутиком, выполненным из красного пластилина.

Украшение головного убора желтым ромбиком

Оформляем лицо нашей барышни. Добавляем яркие красные серьги.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина. Оформление лица и изготовление красных серьг

Начинаем украшать юбку. Делаем пышную оборку из красного пластилина.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина. Пышная оборка из красного пластилина

Затем скатываем несколько шариков из пластилина оранжевого цвета, расплющиваем их и закрепляем на юбке.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина. Прикрепление шариков из оранжевого пластилина на юбке

Поверх них добавляем белые кружки.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина. Прикрепление белых кружков поверх оранжевых

А центр этих декоративных элементов украшаем красными кружочками. По нижнему краю юбки добавляем желтых ромбиков. Наша дымковская игрушка «Барышня» из пластилина готова.

Знакомство с дымковской игрушкой

Развитие детей

Знакомство с дымковской игрушкой

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов не только Вятки, но и всей России. Знакомство с дымковской игрушкой можно начинать с дошкольного возраста. Она узнаваема, любима детьми и взрослыми, служит отличным подарком для гостей и партнёров.

Технология изготовления дымковской игрушки

Для производства, как и встарь, используются местная красная глина и тщательно просеянный мелкий речной песочек. Замешивается «тесто», и из него мастер изготавливает отдельные детали игрушки: корпус, руки, ноги, кокошник, оборки к фартуку и т.п. Затем фигурка собирается, места стыка тщательно заглаживаются, чтобы изделие смотрелось цельным. Это первый этап работы.

Затем игрушки выставляют на просушку в сухом, лишенном прямого солнечного света помещении. Маленькие игрушки, собачки, козлики, сохнут быстрее, дня за три. Крупные фигуры сохнут медленней, иной раз до двадцати дней. Затем просушенные игрушки на подносах загружаются в специальную печь для обжига, при температуре от 700 до 800 градусов. Игрушке дают остыть, и тут начинается самое интересное: раскрашивание изделия.

Цвета росписи дымковской игрушки

Основой служит, согласно традиции, белый цвет. Раньше тёрли мел, замешивали его на снятом молоке и этой пастой покрывали фигурку.

Теперь для этих целей используют так называемые темперные белила, ими изделие покрывается в два-три слоя, новый слой наносится после высыхания предыдущего.

После того, как грунт готов, мастера и мастерицы берутся за роспись. Конечно, уже не пользуются красками, замешенными на смеси кваса и взболтанного яйца, не водят по игрушке палочками и птичьими перьями. Выбираются мягкие беличьи и колонковые кисточки, используются стойкие анилиновые красители.

В отличие от других народных промыслов, использующих только определенную гамму красок (скажем, гжельская посуда всегда белая с различными оттенками синего), дымковская игрушка многоцветна, порой украшена серебром и позолотой. После холодной серой зимы людям хотелось разноцветья, радости, праздника — это и обусловило гамму росписи. Основные цвета — алый, лимонно-желтый, васильково-синий, кумачовый. Добавляются также зеленый, коричневый.

Орнамент дымковской игрушки

Орнамент росписи традиционен. Символическое значение рисунков уже давно забыто, но рисунок сохраняется: правильная клетка, волнистые продольные линии, растительный орнамент, точки, кружки.

Геометрический орнамент и цвета росписи игрушки символизируют природу (земля, небо, солнце, зелень, ростки), т. е. все то, что окружало русского крестьянина в повседневной жизни. Кроме того, яркие и контрастные цвета придавали творениям праздничный, нарядный вид, что обеспечивало интерес к игрушке как среди детей, так и взрослых. Продавались игрушки на ярмарке, приуроченной к празднику «Свистуньи».

Сюжеты дымковской игрушки

Сюжеты тоже традиционны: важная барыня, скоморох, нянька с множеством детишек, водоноска. Из животных — олешек, баранчик с вызолоченными рожками, петух, важный индюк, реже — собака или кошка.

В двадцатом веке к ним добавились: гусар, паренек на коне или на козле, павлин, музыканты, баба с коровушкой, влюбленная парочка, своеобразная глиняная «мадонна с младенцем. Из новых сюжетов, изображающих группы людей, отметим мужиков в лодке, карусель, хоровод.

Дымковская игрушка в силу своей лаконичности и со вкусом подобранной цветовой гаммы очень важна для формирования художественного мировоззрения детей. Знакомство с дымковской игрушкой часто проводят в детских художественных студиях для стимулирования детского творчества. Фигурки конкретны и узнаваемы, пластика их проста и наглядна, яркая роспись гармонична и доступна пониманию детей. Похожие игрушки дети лепят из пластилина, рисуют карандашами и красками, изготавливают по их мотивам коллажи, История России — это не только цари и войны. Это — душа народа, так жизнерадостно и художественно выраженная в дымковской игрушке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушка

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись


Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка


Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.

Река Вятка. На том берегу располагалась раньше
Дымковская слободка.

Такой Дымковская слобода была в начале 20 века. Зимой, когда топились печи.

Такой Дымковская слобода была в начале 20 века.
Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки.

Лепят дымковскую игрушку из глины, затем сушат, сначала на столе, затем в печ.

Лепят дымковскую игрушку из глины, затем сушат, сначала на столе, затем в печи.
Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённым на молоке, и начинают расписывать.

В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках во.

В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки.
Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, к.

Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе.

И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром я.

И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место:
барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки…


Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.


Этапы работы

Этапы работы

Этапы работы

Этапы работы

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игр.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек .

Дымковская лошадкаОчень стройный и красивый, С челкой и пушистой гривой. Може.

Дымковская лошадка
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку…

Поэтапное выполнение работы

Поэтапное выполнение работы



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 416 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Пейзаж родной земли
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Декоративно-прикладное искусство и человек

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Оставьте свой комментарий

  • 29.03.2022 340
  • PPTX 2.3 мбайт
  • 34 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Ольга Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

62 минуты

«Музыкальная терапия при нарушении сенсорной интеграции»

116 минут

«Место интегрированных элективных курсов в современной образовательной парадигме»

44 минуты

«Ресурсное состояние, эмоциональная сфера, эффективное родительство»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: