Дымковская игрушка баран рисунок

Обновлено: 28.04.2024

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель: Развитие эстетического восприятия прекрасного на примере изделий народных промыслов (дымковской игрушки).

  1. расширять представления детей о создании и происхождении Дымковской игрушки;
  2. формировать умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, ритм);
  3. закреплять умения правильно держать кисть, нетрадиционные средства рисования в ходе создания творческой работы; закреплять умения чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
  4. побуждать детей включаться в отбор созданных ими работ в процесс организации выставки.

развивать внимание, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, воображение.

  1. воспитывать устойчивую мотивацию к речевой деятельности, аккуратность при работе с красками (гуашью), чувство сопереживания герою;
  2. воспитывать уважение к труду народных мастеров.
  1. развивать вербальную память на основе прослушивания и запоминания маленьких стишков, отгадывания загадок;
  2. обогащать и активизировать словарный запас детей.

Словарная работа: дымковская игрушка, роспись, умельцы, мастера.

Предварительная работа: беседы об истории создания дымковской игрушки, рассматривание и обследование с помощью рук изделий дымковского промысла, рассматривание иллюстраций и таблиц с элементами узоров, прорисовка некоторых элементов дымковской росписи, чтение стихов и легенд, просмотр мультимедиа - презентации “Дымковская игрушка”, дидактические игры “Разрезные картинки”, ”Найди силуэт”, лепка дымковской уточки - свистульки, роспись коня.

Оборудование: дымковские игрушки, силуэты дымковских баранов по количеству детей, ватные палочки, кисти, гуашь, стаканчики с водой, салфетки влажные для рук, салфетки для кисточек, подставки или стаканчики для кисточек, клеенки.

1. Создание проблемной ситуации

Ребята, как вы думаете что в ней? Как узнать? (Нужно открыть.)

(Достаю из коробки Дымковскую игрушку-Барыню-сударыню.)

- Ребята, посмотрите кто у нас сегодня в гостях

Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку -
Отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
Назовите игрушки, друзья!

- Правильно, это дымковские игрушки, молодцы!

Ребята, вы хотите узнать какие еще бывают Дымковские игрушки? (Да!) Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных мастеров - умельцев, которые сделали эти игрушки.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Кого называют умельцами?

- Да верно умельцы- это люди с умелыми руками, умелый и искусный работник.

- Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Давайте, ещё раз повторим, как называются эти игрушки?

- Эти игрушки называются дымковскими!

- А кто из вас помнит, почему эти предметы называют дымковская игрушка?

- Игрушки делают в селе Дымково.

- Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

- Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек?

- Это индюк (петух, барышня, лошадка).

- Давайте рассмотрим эти игрушки. Какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?

- Круги, кольца, полоски, точки.

- Молодцы! Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?

- оранжевый, жёлтый, зелёный

Воспитатель:

- Да, цвета разнообразны: оранжевый, жёлтый, зелёный, красный, голубой, немного чёрного. Дымковские игрушки расписываются яркими, нарядными, праздничными цветами.

Мотивация к деятельности

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то бараны загрустили, головы опустили. Вы не знаете почему?

- Бараны не расписанные, не такие красочные.

- Действительно на них нет узора, мастера не успели их расписать. Ребята, что делать, как помочь?

- Давайте распишем сами!

Проектирование решения проблемной ситуации

- Хорошо. Сначала вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? Каким цветом?

- Закрашиваем полностью хвостик и копыта чёрным цветом.

- А Алиса запомнила, что закрашиваем полностью? Повтори. А Алиса?

Где мы расположим узор?

- Узор будет вдоль ног, шеи, туловища.

- Какие узоры мы будем использовать для росписи игрушки?

- Круги, точки будем рисовать.

Садитесь на свои рабочие места.

- Большие круги мы сегодня будем делать с помощью пальчиков. Для этого нужно опустить указательный пальчик в гуашь и прижать её к бумаге, чтобы получился отпечаток. Круги на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз. Вот как я это делаю. Затем вытрем пальчик влажной салфеткой и положим ее на тарелочку, ватной палочкой рисуем точки. Пока наши круги сохнут, возьмем в руки кисти. Как мы берём кисточку? Покажите. Правильно, тремя пальчиками у «юбочки». Нам нужно закрасить хвост и копыта нашему барану. Обмакиваю кисть в воду и о край баночки снимаю лишнюю каплю, теперь на весь ворс набираю краску - наберу краску чёрного цвета. Закрашиваю хвост. За линии не захожу.

Посмотрите, дети, теперь наш баран стал красивым и ярким. Давайте вспомним, с чего начнём расписывать барана. Правильно, сначала печатаем колечки вдоль ног, шеи, туловища. Затем ватной палочкой рисуем точки, а после закрашиваем копыта и хвост прямыми линиями сверху вниз.

Теперь можем приступить к работе.

Дети выполняют работу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь – индивидуальный показ на отдельном листочке.

Анализ результата деятельности

- Дети, давайте посмотрим на баранов, которых вы расписали. Какие яркие, красочные узоры на них. Скажите, вам понравилось расписывать игрушки?

Ребята, скажите, какие узоры вы нарисовали? (Воспитатель спрашивает несколько человек, выбирая разные варианты изображения.) Катя, какие краски ты использовала? Выставку каких игрушек мы с вами будем делать. Вы покажете родителям свои работы? А как ты, Слава, узнаешь, что это твоя работа?

Вы хорошо потрудились. Теперь мы можем устроить выставку дымковской игрушки.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Картинки дымковских игрушек для детей 1,2,3 класса и дошкольников

Наглядное пособие для начальных классов и детских садов. Самодельные дымковские игрушки.

Картинки можно использовать для оформления стенгазет, докладов, плакатов, лэпбука "Дымковские игрушки", стендов и тематических уголков в детском саду и школе (начальных классах).

Если сделать ленточку длиннее, можно вручать игрушки, как наградные медали за отличие в учебе и знание темы "Народные промыслы".



Похожие материалы

Разрезные пазлы. Матрешки

Игра на развитие слоговой структуры слова

Фигуры из счетных палочек. Схемы - картинки

Кто лишний? Животные

Животные для макета фермы

Лабиринт с овечками

Ваши предложения
и пожелания

Дидактическая игра «Фруктово-овощной турнир» для старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия «Насекомые» в старшей группе

Конспект НОД «Наблюдение за цыпленком» в первой младшей группе

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении

День мороженого для детей младшей группы

Летняя веранда во второй младшей группе

Праздник русской березки

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»

Лабиринты с насекомыми - картинки для лэпбука

Учимся экономить. Картинки для лэпбука

Квест «Волшебный лес»: строительство моста через реку

Карман для лэпбука о России «Флаг, герб»

Цель: Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

1. Учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)

2. Закреплять умения концом ватной палочки наносить точки, рисовать круги вокруг точек, использовать для каждой краски отдельную ватную палочку.

3. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке.

4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Материалы: дымковские глиняные игрушки, картинки с изображением дымковских игрушек, шаблоны барашков, красивая коробка, гуашь, ватные палочки, непроливайки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, сегодня нам в группу принесли в подарок эту коробку. Давайте посмотрим что в ней. (Открывает коробку). Что это? (Игрушки) Это дымковские игрушки.

Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягкий падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом,

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Уже много лет такие игрушки делают в селе Дымково. Мастера лепят их из глины, обжигают в печи, окрашивают белой краской, а потом украшают разными узорами. Посмотрите, какие они красивые. (обращаю внимание детей на картинки с изображением дымковских игрушек) Здесь и барышни, и лошадки, и барашки, и индюки, и петухи. А краски какого цвета использовали мастера? (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, черный) Давайте мы внимательно посмотрим, что же рисовали народные умельцы на игрушках (точки, круги, полоски, волны) Ребята, на что похожи круги? (солнышко) А точки? (зернышки, цветы). Молодцы. Полоски похожи на небо или землю, а волнистые линии – на воду, речку.

Ребята, а хотите сами стать народными мастерами и украсить дымковскую игрушку? (Да) Здесь в коробке еще что-то лежит. (достает шаблоны барашков) А вот и барашки-круторожки.

Барашек-свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Предлагаю украсить барашков точками и кругами. Объясняю, что рисовать дети будут ватными палочками. Для каждой краски должна использоваться отдельная палочка.

Дети самостоятельно составляют узор на силуэте барашка, изображают элементы, и выбирают цвет.

Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

По окончании работы, пока сохнет краска, проводим физкультминутку

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем —

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Из выполненных работ предложить сделать выставку. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность в работе.

- Вот наши барашки какие нарядные и веселые! Спасибо за вашу работу, мастера! На этом наше занятии закончено.

Конспект занятия по изодеятельности в средней группе «Дымковские барашки»





Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Все материалы по теме «дымковские игрушки»
( 63 картинки )

Разрезные пазлы. Матрешки

Обложка для лэпбука «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка, лэпбук. «Лепим дымковского коня»

Фон. Шаблон страницы для лэпбука

Фоновая страница для лэпбука. Дымковские узоры

Карманы для лэпбука на тему дымковских игрушек

Карманы для лэпбука с дымковским узором

Карман для лэпбука «Дымковские игрушки»

Шаблон кармана для лэпбука «Дымковские игрушки»

Дымковская игрушка раскраска

Рисунки вкладываются в конверт с обратной стороны лэпбука.

Учимся рисовать дымковскую игрушку

Рисунки дымковских игрушек

Ваши предложения
и пожелания

Дидактическая игра «Фруктово-овощной турнир» для старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия «Насекомые» в старшей группе

Конспект НОД «Наблюдение за цыпленком» в первой младшей группе

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении

День мороженого для детей младшей группы

Летняя веранда во второй младшей группе

Праздник русской березки

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»

Лабиринты с насекомыми - картинки для лэпбука

Учимся экономить. Картинки для лэпбука

Квест «Волшебный лес»: строительство моста через реку

Карман для лэпбука о России «Флаг, герб»

Читайте также: