Дымковская игрушка барыня с детьми

Обновлено: 18.05.2024

Цель: Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

1. обучающие задачи:

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи:

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

• обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_baryshnya.docx 30.92 КБ
d_barynja1.ppt 174 КБ

Предварительный просмотр:

К о нспект занятия « Дымковская барыня ».

• оборудование - рисования дымковской барыни; фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.

Цель : Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

1. обучающие задачи :

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи :

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

• обогащать словарь детей : Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

3. Воспитательные задачи :

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).
    Воспитатель:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

(Дети становятся в круг).


Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен? ( Рассуждение детей).

Воспитатель : Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров. (Дети подходят к столу).
Воспитатель: Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

о древней дымковской игрушке начнем рассказ!
-Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (если затрудняются, говорю сама).

- Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками.

- Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? (Да).

- Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель : С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация : презентации.

- Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски).

один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).

7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).

8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).

9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная).

1о. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).

Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон).

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» (Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем).

Воспитатель: Посмотрите, как интересно: здесь краски, кисточки. А что это? Какая-то посылка и письмо и фотография, давайте прочитаем письмо.

Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!».

Воспитатель: Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске. Ребята, обратите внимание на ее одежду.

1 Во что она одета? (юбку, блузку)

2 Какой формы юбка? (как колокол)

3 Что одето на юбку? (фартук)

4 А на голове что? (кокошник).

обратите внимание на то, какими элементами украшены юбка, фартук и кокошник (колечки, точки, прямые и волнистые линии, клеточка).

Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(Геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки).


Воспитатель: Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примыкания.

3. Выставка детских работ.

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

- А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись».

4. Завершение образовательной деятельности.

Подведение итогов, рефлексия деятельности детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).

Дымковские «Барыни» — игрушки расписные. Детский мастер-класс

Сколько бы лет, столетий не прошло - самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть "народной". Она никогда не наскучит, не выйдет "из моды", всегда будет востребована и любима. Почему? Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь. Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они сделали сами! При работе над Дымковской барыней, Ульяна задала мне вопрос: "Любовь Геннадьевна, а когда мы сделаем барыню, можно будет забрать её домой?" и, немного подумав, добавила: "Мне так уже хочется её забрать!". "Конечно, Ульяна! Вы все заберёте барынь домой, ведь это ваши игрушки, вы их создали!" - поспешила заверить ребёнка я. И, каждый раз, мастеря с ребятами новых кукол, ещё и ещё раз убеждаюсь в том, что нет ничего роднее и ближе, чем то, что сделано своими руками и с душой.

Детский мастер-класс.

Хочется сказать слова огромной благодарности за идею, которую мы воплотили с детьми "в жизнь", Патраковой Наталье Владимировне! Уважаемая Наталья Владимировна, Ваша публикация: "Мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки "Барыня"" вдохновила нас с ребятами и наш мастер-класс мы посвящаем Вам!

Для выполнения поделки нам понадобился следующий материал:

1. Скульптурный или обычный пластилин.

2. Половина пластиковой бутылки (верхняя часть с крышкой).


3. Клей ПВА, салфетки бумажные белые, ножницы.


4. Присыпка детская (тальк).


5. Краски акриловые глянцевые.

6. Лак акриловый глянцевый.

7. Кисти "Нейлон" № 4 и № 5.


Ход работы.

1. Пластилин разогрели до мягкого состояния, размяли руками и покрыли им заготовленную часть бутылки вместе с крышкой.


2. Разгладили пластилин на заготовке, чтобы поверхность была гладкой и ровной.



3. Отдельно слепили: голову, руки, косу, кокошник, детали наряда - всё собрали на заготовке и закрепили.


Примечание:перед тем, как мы начали лепить с ребятами "Барыню", рассмотрели все варианты и, каждый выбрал себе ту, которая понравилась.

4. Заготовку из скульптурного пластилина присыпаем тальком, а заготовку из обычного пластилина обклеиваем бумажными салфетками белого цвета, нарезанные на не большие квадраты. Заготовка должна просохнуть. Как только заготовка обсохла, приступаем к раскрашиванию "Барыни".



5. Покрываем заготовку белой акриловой краской (2 слоя). Даём просохнуть.



6. Далее, раскрашиваем теми цветами, и той росписью, которая есть на образце, выбранном детьми. Даём просохнуть.




7. Покрываем всю "Барыню" акриловым лаком, даём просохнуть в течение суток. Дополняем деталями декора. Дымковская игрушка "Барыня" готова!


Вот такие "Барыни" получились у наших ребят:








А, это моя "Барыня с цветком" - от всей души всем Вам: моим друзьям и гостям!


Прикреплённые файлы:

Дымковские игрушки

Дымковские игрушки "Хороша игрушка расписная, Вся поёт, бесхитростна, светла, И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. " Село Дымково уже.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дымковские игрушки» Тема: "Дымковские игрушки". Интеграция областей: познавательная, речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Дымковские игрушки» Конспект занятия по изодеятельности Тема: «Дымковские игрушки» Вид нетрадиционной техники изображения: оттиск пробкой, рисование ватными.

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись»

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись» Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения. Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению.

Мастер-класс «Нитяные игрушки»

Мастер-класс «Нитяные игрушки» Мастер-класс «Нитяные игрушки» Развитие детских пальчиков — мелкой моторики детских ручек способствует развитию речи и интеллекта малыша.

Мастер-класс «Расписные Пасхальные яйца»

Мастер-класс «Расписные Пасхальные яйца» Близится праздник Пасха и как всегда,как мне кажется,у педагогов возникает вопрос,что бы такого интересного придумать для подделок. В этом.

Мастер-класс «Расписные вазочки из папье-маше»

Мастер-класс «Расписные вазочки из папье-маше» Весна. Солнышко греет и всё оживает кругом. У всех прекрасное весеннее настроение. И мы хотим вам предложить работу,сделанную девочками из.

Проект создания детской коллекции «Чудеса народных промыслов: игрушки не простые — глиняные, расписные» Продолжительность проекта: 1 месяц Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Возраст детей: 4 - 5 лет Значимая для детей проблема,.

Конспект занятия — творческой мастерской с использованием интерактивной доски «Дымковские игрушки» Тема: «Дымковская мастерская» Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и.

Мастер-класс в младшей группе «Дымковская барыня» Мастер – класс в младшей группе «Капитошка» Тема: «Украшение юбки дымковской барыни» Цель: знакомство дошкольников с дымковской игрушкой, формирование чувства патриотизма и уважения к самобытной русской культуре. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Приобщение к искусству.

Занятие по ИЗО в подготовительной группе с использованием ИКТ «Роспись дымковских барышень» Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и.

Барышня. Дымковская игрушка барыня - Конспект ОД по декоративному рисованию «Дымковская барышня» с детьми 4–5 лет

Лепка из пластилина «Дымковская барыня»

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» Цель: Приобщение детей к народному декоративно прикладному искусству через знакомство с «Дымковской игрушкой». Задачи: Познакомить детей с народным промыслом – «Дымковская игрушка». Познакомить детей с цветовым колоритом и с элементами узора дымковских игрушек – круги, горошины.

Конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной к школе группе «Дымковская барышня» Конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной к школе группе «Дымковская барышня» Задачи: - Продолжить знакомить с декоративно-прикладным искусством. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры, украшать одежду барыни.

НОД по декоративному рисованию «Укрась юбку дымковской барышне» Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства. Учить выделять элементы дымковской росписи (круги , точки, прямые линии волнистые линии) Продолжать учить детей составлять узор из.

Барышня. Дымковская игрушка барыня - Мастер-класс по лепке с использованием бросового материала «Дымковские барышни» подготовительная группа

Мастер-класс по лепке с использованием бросового материала «Дымковские барышни» подготовительная группа

Статья «Мастер-класс по лепке с использованием бросового материала. » Лепка "Дымковские барышни" Чтобы слепить такую "красавицу" нам с ребятами понадобился следующий материал. Пластилин - разного цвета; картон - для подставочки, кокошника (можно разного цвета); верхняя част от 0.5 л. бутылки с крышкой - для основы (чем меньше бутылочка, тем.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская барышня» Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Ход занятия. Организационный момент. Воспитатель: - Дети, к нам в детский сад прислали посылку, вот и письмо, которое прикреплено к посылке.

Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина «Дымковская барышня»

Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина «Дымковская барышня» Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково и до наших времён сохранились традиции изготовления .Конечно в современном мире.

Конспект ООД по рисованию «Дымковская барышня»

Конспект ООД по рисованию «Дымковская барышня» Задачи. Художественно-эстетическое развитие: формировать умение создавать объемное изображение, используя элементы дымковской росписи. Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Речевое.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект интегрированной НОД

Тема : « Дымковская барыня » .

Возрастная группа : подготовительная группа.

Форма совместной деятельности : интегрированная НОД.

Интеграция областей : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

• оборудование - рисования дымковской барыни; фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей) ; салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.

Цель : Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

1. Обучающие задачи :

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи :

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

• обогащать словарь детей : Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

3. Воспитательные задачи :

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).
Воспитатель:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

(Дети становятся в круг).


Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен? ( Рассуждение детей).

Воспитатель : Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров. (Дети подходят к столу).
Воспитатель: Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке начнем рассказ!
-Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (если затрудняются, говорю сама).

- Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками.

- Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? (Да).

- Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель : С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация : презентации.

- Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски).

Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).

7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).

8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).

9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная ).

10. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).

Физкультминутка.

Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон).

2. Основная часть.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» (Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем).

Воспитатель: Посмотрите, как интересно: здесь краски, кисточки. А что это? Какая-то посылка и письмо и фотография, давайте прочитаем письмо.

Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!».

Воспитатель: Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске. Ребята, обратите внимание на ее одежду.

1 Во что она одета? (юбку, блузку)

2 Какой формы юбка? (как колокол)

3 Что одето на юбку? (фартук)

4 А на голове что? (кокошник).

Обратите внимание на то, какими элементами украшены юбка, фартук и кокошник (колечки, точки, прямые и волнистые линии, клеточка).

Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(Геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки).


Воспитатель: Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примыкания.

3. Выставка детских работ.

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

- А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись».

4. Завершение образовательной деятельности.

Подведение итогов, рефлексия деятельности детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Открытый урок

По предмету «Скульптура» для учащихся 1 класса

(5 лет обучения) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

«Дымковская игрушка. Барыня»

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

«Тайшетской Детской Художественной школы»

Шинкоренко Ольги

Александровны

Иркутская область


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во всем мире народное искусство вызывает неподдельный интерес. В нашей стране, имеющей глубокие корни декоративно-прикладного творчества, есть и промыслы, и мастера. Искусство, впитавшее в себя народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни, оказалось глубоко притягательным и необходимым современному человеку. Людям хочется видеть вокруг себя не только стандартные массовые изделия, но и рукотворные предметы, несущие тепло рук мастера, красивые и неповторимые. Правда, функция их несколько изменилась. Теперь эти предметы служат украшением быта, а раньше чаще всего несли утилитарную функцию. Такие вещи есть почти в каждом доме, но редко кто может сказать, какой это промысел, как называется игрушка, предмет. Привлекает людей духовная и эстетическая - «праздничная» функция народного искусства.

Для тех же, кто изучает народное искусство, оно становится неисчерпаемым источником творчества. Нередко можно слышать мнение, что «школьное обучение» никакого касательства не имеет к народным промыслам. Но ведь даже те, кто работает в мастерских того или иного промысла, далеко не всегда обладают исключительными способностями и талантом. Однако, то, что сделано их руками, редко становится объектом уничижительной оценки.

Занятия лепкой развивают у детей лучшую координацию движений, развивают пальцы рук (моторику), способствуют большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.

Также развиваются умственные способности детей, расширяется их художественный кругозор, формируются нравственные представления, которые содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывается любовь к труду.

Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки - барыни.

Задачи: образовательные:

· Научить приемам работы с глиной.

· Вылепить дымковскую игрушку - барыни, соблюдая традиции старых мастеров.

развивающие:

· Способствовать развитию воображения, логики, объемного мышления, памяти, творческих способностей.

воспитательные:

· Способствовать привитию любви и уважению к народному творчеству, к мастерам.

· Правильно организовывать рабочее место.

· Воспитывать усидчивость, терпение и аккуратность.

Оборудование:

для преподавателя:

· глина, подготовленная к работе, стеки, губка, полотенце, бумага.

· наглядные пособия с изображением различных видов дымковских индюков.

· наглядное пособие: поэтапное выполнение дымковской игрушки.

для учащихся:

· глина, подготовленная к работе, стеки, губка, полотенце, бумага

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: рассказ по введению в тему, беседа с учащимися по созданию дымковской игрушки, показ элементов дымковского узора, самостоятельная работа учащихся. Объект исследования: дымковские игрушки, таблицы, иллюстрации, трафареты.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций.

3. Технология последовательности лепки.

4. Практическая часть.

5. Самостоятельная лепка дымковской барыни.

6. Заключительная часть. Подведение итогов.

7. Анализ работ. Выставка.

Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,

Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

Подготовка к уроку.

Ребята, посмотрите все ли готово у вас к работе. Какая ждёт сегодня нас работа, Поскорее узнать нам охота. А мы будем не клеить, не резать, ни шить Мы будем друзья игрушки лепить. А какие игрушки - вы сейчас сами же скажите, собрав вот эту картинку.. (Дымковская игрушка.)

Ребята, сегодня будем лепить дымковскую барыню. Вы готовы к такому путешествию? Вам нужно совсем немного: глина сказочное воображение и ваше умение работать глиной.

Для начала давайте вспомним, что вы знаете об этом удивительно – сказочном народном промысле?

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века. Это связано с именем А. И. Деньшина, который, сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
«Дымковские игрушки» - яркие, красочные, барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки гордятся своими пышными хвостами, которые напоминают сказочные букеты, няни, хвастаются богатым семейством. Много выдумки и фантазии у народных умельцев!

hello_html_m254bfb63.jpg

hello_html_m7e48c6f9.jpg

hello_html_m5bbb7b47.jpg

hello_html_e54dece.jpg

Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и до лепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи , барыни .
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

Практическая работа.

Одним из интересных персонажей дымковской игрушки является - барышня. Создание такого видного персонажа всегда очень увлекательно, так как получается игрушка с характером и богатыми украшениями. Именно этим мы и займемся на уроке. Помним, что всегда стремимся выполнить большую часть игрушки из цельного, хорошо размятого куска глины - это повлияет на прочность изделия. Отдельно прилепленные элементы всегда рискуют отпасть от основного массива при сушке, обжиге или даже заглаживая.

А теперь согреем наши руки, сделаем гимнастику для рук.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики

Вот мы и готовы работать.

Что мы знаем о глине? Какие свойства глины вы знаете? ( Сухая глина - твердая, размоченная - мягкая, пластичная.) Давайте вспомним правила работы с глиной и стеками.

1. Аккуратно пользоваться глиной, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать глину в рот;

2. Будьте осторожны пластмассовыми стеками; нельзя взмахивать рукой с инструментом - это может нанести травму соседу.

3. После работы с глиной привести в порядок рабочее место; очистить от глины доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

4. По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.

· Берем кусок глины, тщательно разминаем его, заготавливаем нужной величины глиняный цилиндрик для общей массы игрушки.

· Намечаем талию по центру заготовки.

· Нижняя часть - юбка, выполняется по принципу изготовления колокольчика.

· Верхнюю часть плавно и осторожно вытягиваем, формируем голову, туловище и руки. При этом внимательно изучаем представленные таблицы, игрушки. Пытаемся уловить характер, осанку.

· Пропорции утверждены. Когда форма есть, заглаживаем заготовку.

· Теперь приступим к декору. Декора всегда должно быть в меру. Вариантов может быть много (рассматриваем на наглядных пособиях). Декор применяем по желанию.

· Раскатываем длинные колбаски (жгуты), скручиваем их. Формируем прическу и элементы одежды.

hello_html_7108c185.jpg
hello_html_6eef1f08.jpg

· На последнем этапе примазываем получившиеся детали к даме. Разглаживаем.

Самостоятельная деятельность детей.

Учащиеся самостоятельно лепят барышню из глины, по своему замыслу оформляют мелкие детали: носик на лице, прическу. Во время работы уточняются последовательность лепки, способы, советую, как сделать фигурку устойчивой и т.д. Выставляем все фигурки в хоровод, любуемся ими. Определяем, какие они получились: веселые, важные, гордые и др.

hello_html_m1d6b162a.jpg

Подведение итогов.

Преподаватель проводит фронтальный опрос, с целью выявления уровня сформированности теоретических и практических знаний учащихся на занятии.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- К какому народному промыслу относится игрушка, которую вы сегодня слепили?

- Каковы отличительные черты дымковской дамы?

- Какие приемы вы использовали в процессе лепки игрушки?

Проводится выставка работ учащихся.

- Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении.

- На следующем уроке я покажу вам, как превратить наши игрушки в расписных красавиц. И тогда они действительно оживут по-настоящему!

Анализ работ учащихся.

- Правильность последовательности выполнения лепки игрушки;

- Выразительность образа игрушки.

- Сохранение народных традиций.

Уборка рабочих мест.

Работы учащихся







Список использованной литературы:

1. Абрамычева Н.«Интеллект и творчество», 2011.

2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.

4. Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.

5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

6. Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.

7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.

Читайте также: