Дымковская игрушка барыня с караваем

Обновлено: 13.05.2024

Древний античный клинок, украшенный традиционным орнаментом, занимает значительное место в.

Выставка Врубеля из Третьяковки в Русский музей

В Русском музее Санкт-Петербурга начала работать экспозиция работ Михаила Врубеля в модном нынче.

История портсигара

С появлением табака в Европе, потребовалась ёмкость для его хранения. Нюхательный табак.

Наша рассылка

Дымковская игрушка огромного размера «Барыня с караваем»,

Лидия Сергеевна Фалалеева родилась 1 июля 1937 г. в деревне Дудинцы Куменского района Кировской области. Окончила среднюю школу. В мастерские дымковской игрушки пришла в 1958 г., обучалась у 3. В. Пенкиной, Е. 3. Кошкиной, Л. Н. Никулиной. С 1961 г. Начала принимать участие в областных, региональных, всесоюзных и всемирных выставках. Главной темой в творчестве Л. С. Фалалеевой стала жизнь русской деревни. Творческое вдохновение она черпает из собственных впечатлений и воспоминаний. Многочисленные произведения мастера отражают самые разные стороны жизни, труда и быта. Приемы дымковской лепки и росписи стали для нее средством самовыражения, тем языком, которым она делится со зрителями волнующими ее темами.

Отдельные фигурки и групповые сценки можно составить в большие композиции, в которых словно оживает деревенская улица. Персонажи Лидии Сергеевны легко узнаваемы своеобразием типов, особенностями лепки и росписи. Роспись звонкая в радостном сочетании красок, продуманных соотношениях гладко окрашенных поверхностей и орнамента. Фигурки не перегружены деталями, каждая из них точна и необходима в создании характера героя. Произведениям мастера свойственны скульптурная выразительность, укрупненность размеров, тональные или контрастные соотношения цвета.

В 1968 г. Лидия Сергеевна стала членом Союза художников СССР. А в 1980 году ей первой среди мастеров художественных промыслов Кировской области присвоили звание «Заслуженный художник РСФСР». За свой труд она награждена медалями «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», значком «За отличную работу» Министерства культуры РСФСР», благодарственным письмом Министерства культуры РФ, почетными грамотами. Свой опыт и мастерство Л. С. Фалалеева постоянно передавала молодым, обучая молодых мастериц лепке дымковской игрушки.


В любом промысле есть изделия, являющиеся как бы его «визитной карточкой», и фигурка барыни с караваем стала одним из символов дымковского промысла глиняных игрушек. Её не редко можно увидеть среди иллюстраций или символических изображений в книгах, на открытках и плакатах. Дымковскую фигурку хозяюшки, подносящей гостям хлеб-соль, смело можно назвать «классикой» дымковской игрушки.

Принято считать, что промысел по производству глиняной игрушки возник в слободе Дымково примерно в XV-XVI вв. Это был не гончарный, а именно игрушечный промысел, который постоянно развивался, поскольку на игрушки и свистульки с яркой раскраской всегда был спрос.

Промысел считается женским и среди основных сюжетов есть много изображений женщин — крестьянок и дам. Изображения городских дам появились позже, ближе к концу XIX века, а вот крестьянки были всегда. Они и сейчас изображаются по традиции, в народном костюме Вятского края.

Наша хозяюшка наряжена в высокий кокошник, украшенный рюшками, по центру блестит кусочек сусального золота, как и положено по традиции. На ней красная кофта и юбка в клетку — так положено по канонам местного женского костюма. Главный в наряде, пожалуй, фартук: он белоснежный и очень красиво украшен яркими цветами, как будто вышивкой. Повсюду в украшении фигурки художница применила типичные элементы, характерные для дымковской росписи. Хлебушек подаётся на полотенце с традиционной вышивкой.

Евгению Григорьевну Белых можно назвать потомственной мастерицей дымки, ведь училась она у своей матери, тоже мастера дымковского промысла. Евгения участвует в выставках и конкурсах, посвящённых промыслу. Её работы пользуются спросом среди почитателей и коллекционеров дымковской игрушки.

Дымку очень любят дети, им всегда хочется подержать фигурку в руках, поиграть с ней. Это вполне объяснимо, ведь дети чувствуют красоту. Дымковская хозяюшка с самоваром может занять достойное место как в доме, так и в интерьере детского центра творчества, детском саду или в школе. Крестьянка в традиционном костюме, встречающая гостей хлебом-солью — это отличный подарок иностранным друзьям или просто близкому человеку, гостеприимному и радушному.


Шахматы. 32 фигуры на холщовом игровом поле. Дымковская глиняная игрушка. Автор: Людмила Дмитриевна Верещагина (1950-2018). Киров, Кировская область, СССР/Россия. 1990-е годы. Изготовлены в единичном экземпляре.

Глина, обжиг, темпера, поталь. Игровое поле — холст с вышивкой и аппликациями — 80х80 см. Размеры шахмат: пешки — 13–14 см, ладья, кони — 16 см, офицеры — 18 см, король, королева — 19–21 см. Вес — 10 кг. Идеальное коллекционное состояние.

✔︎ Уникальные шахматы известнейшего мастера дымковской глиняной игрушки.

✔︎ Традиционная игра и украшение интерьера для детей и взрослых.

✔︎ Необычное применение дымковской техники изготовления игрушек в шахматах.

✔︎ Ценный экземпляр для пополнения личной или музейной коллекции изделий народных промыслов.

Шахматы. Дымковская глиняная игрушка

Шахматы — древнейшая настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта, каждая фигурка которой создана известнейшим мастером в виде образов дымковской глиняной игрушки.

Вместо привычной дымковской барыни с караваем мы видим самые настоящие шахматы. Настоящие, но необычные, в удивительно тонкой и выразительной дымковской манере. Каждая фигурка уникальна. Автор отказалась даже от изображения одинаковых пешек, в этих шахматах они представлены скоморохами с различными музыкальными инструментами в руках.

Дымковская глиняная игрушка

Промысел по производству глиняной игрушки возник в слободе Дымково в XV-XVI вв. Это был не гончарный, а именно игрушечный промысел, который постоянно развивался, поскольку на игрушки и свистульки с яркой раскраской всегда был спрос.

Промысел считается женским и среди основных сюжетов есть много изображений женщин — крестьянок и дам. Изображения городских дам появились позже, ближе к концу XIX в., а вот крестьянки были всегда. Они и сейчас изображаются по традиции, в народном костюме Вятского края.

Мастер: Людмила Дмитриевна Верещагина (1950-2018)

Родилась в 1950 г. в г. Кирове. В 1971 г. окончила педагогическое отделение Кировского училища искусств. В мастерские дымковской игрушки пришла в 1972 г., обучалась у А.В. Кузьминых.

Член молодежного объединения Кировской организации Союза художников РСФСР (1989). Участница ряда художественных выставок.

Участница выставок в Неаполе, Палермо, Улан-Баторе, Братиславе, Праге, семи городах Японии, многих российских (всесоюзных, российских, региональных и областных) смотров русского народного искусства.

Уникальные игрушки Людмилы Дмитриевны хранятся во многих музеях и частных коллекциях.

Школьный возраст – начальная школа (9-10 лет)
Описание: в конспекте представлен материал об истории дымковской игрушки, описаны основы росписи, представлены фотографии глиняной игрушки и пошаговый этап работы по рисованию дымковской барыни.
Материал будет полезен воспитателям детских садов и педагогам начальной школы и дополнительного образования.



Цель: нарисовать дымковскую барышню.
Задачи:
- познакомить с историей происхождения и особенностями изготовления дымковских игрушек из глины;
- научить рисовать элементы дымковской росписи;
- развивать познавательный интерес к изучению народного творчества;
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре.
Материалы: альбомный лист, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра.
Шаблон дымковской барышни:


Педагог:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с народным промыслом – дымковская игрушка.

Педагог читает стихотворение:
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок
Словно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село родное люди «Дымково» назвали
Там любили песни, пляски, в том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки - не простые, а волшебно - расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор, на отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право!
Говорят о ней по всюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведём сейчас рассказ.

Педагог:
Дымковская игрушка — это народный промысел, который зародился в слободе Дымково. Дымково – это его родина глиняной расписной игрушки, которую так и назвали – дымковская. Её истоки уходят в давнее прошлое. Родилась она в слободе Дымково еще 16 веке, неподалёку от города Хлынова – так раньше называли город Вятку или Киров. Слобода Дымково находилась на лугах, за рекой Вяткой. Каждую весну Дымково заливало паводком. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках глиняный игрушки, а весной продавали их на ярмарке на празднике «Свистунья».




«Вятская свистунья» — это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался весной. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку. Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.


Нянька с детьми или нянька-кормилица – один из самых популярных образов 19 века. Как и другие дымковские фигурки, он отражает обычаи и быт русского народа в те времена. Няньки с детьми изображают жительниц сел и городов, бравших на воспитание детишек с округи. Они частично или полностью заменяли детям родных мам – выкармливали их, воспитывали и передали знания.


А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.


Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом. Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.

Педагог:
Ребята, давайте рассмотрим элементы дымковской росписи. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Орнаменты дымковской игрушки — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Каждый из этих узоров имеет свое значение-кольцо – символ солнца, каравая хлеба, точки – звезды, волнистая линия – символ воды, прямая линия – дорога. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).


Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.


Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.


Этапы росписи:
1. Нарисуем простым карандашом с помощью шаблона на листе А4 контур дымковской барыни.

Мастер-класс с пошаговым фото: декоративная игрушка из пластилина с использованием бросового материала своими руками.


Автор: Садковкина Анастасия Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ №121, г.Москва.

Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.
Назначение: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цель:лепка из пластилина дымковской барыни.
Задачи:
- расширить теоретические знания о дымковской игрушке, традициях формы и росписи, узоре, орнаменте;
- воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.
- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
- развивать мелкую моторику руки, навыки правильной работы с пластилином;
- совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами.

В старину купить игрушку было многим не по карману. А детям во все времена хочется играть. И нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И вот в одном селе гончары организовали оригинальный глиняный промысел, придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской.


Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.
Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек и элементы росписи - простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.
Это легко продемонстрировать с помощью прорезной модели дымковской игрушки и вставных элементов, расписанных традиционными узорами дымковского наряда.



В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам - солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки - следы человека.
При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
Дымковская игрушка - действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.
Оборудование и материалы: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 (0,6; 1) л (верхняя часть «юбочка» с крышкой), пластилин, доска для лепки, стека, салфетки.


Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
Каркас для Барыни детям дома отрезают родители
В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая форма будет и у барыни.
Традиционный облик игрушек создаётся росписью по меловому белому фону – это цвет чистоты.
1.Начинаем работу с рисунка на юбке - нанесение белого фона.
Кусочек белого пластилина хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Раскатываем колбаску и придаём ей форму сосульки.



Размазываем колбаску полоской вдоль «юбки» от горлышка до основания, расширенной частью к низу.
Размазываем пластилин в виде конуса. Неровные края подравниваем стекой.



1) Оставляя небольшие промежутки «рисуем» четыре клина.
Для геометрического узора пластилин подойдет любого цвета. Но лучше брать цвета, традиционно используемые для раскраски барыни: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, голубой.
2)Мы берём красный пластилин – цвет солнышка. Раскатываем тоненькие колбаски и, размазывая с верху вниз, заполняем промежутки между клиньями.



3)Опоясываем низ юбки полоской из красного пластилина. В одном месте между двумя белыми клиньями заполняем промежуток белым пластилином – место для будущего фартука.
4) На юбке рисуем поперечными полосками красного пластилина клеточку.



Продолжаем роспись юбки барыни традиционными колечками и кружочками.
Раскатываем колбаски из красного, белого и оранжевого пластилина. Кружочки должны быть одного размера для этого надо набранное количество пластилина разделить на равные части. Скатываем из них маленькие шарики.

1) Шарик из красного пластилина кладём посередине клеточки.
2) Расплющиваем его, вдавливая в основу и сверху, кладём белый шарик.
3) Повторяем операцию, превращаем кружочек в кольцо, в центр ставим оранжевый шарик.
4) «Рисуем» традиционный дымковский узор. Делаем его плоским, создавая эффект нарисованного узора.



Украшаем фартук оборкой.

Из белого пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить.






2.Второй шаг - это создание основы туловища. Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли.




1) Из белого пластилина формируем голову.
2) Присоединяем к торсу.
3) Примазываем, придаём форму лифа.



Из зелёного пластилина вылепливаем полоску в виде ленты, придаём волнистость. Делаем воротник.
Рисуем украшение на шее – бусы.



Делаем для куклы красивую прическу.
1)Из тонких колбасок делаем жгутики.
2)Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек.
3)Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.
4)Закручивая по спирали, делаем пучок.



Делаем головной убор.
1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость.
2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем.
3) Формируем кокошник.





Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь Народ на ярмарке.
В XIX столетии появляются дымковские барыни с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, коромыслом и другими предметами быта. Нашей игрушке мы так же добавим ещё одну деталь. Лепим для барыни кренделёк или собачку или каравай или предмет, который вам больше понравится и подойдёт вашей неповторимой барышне.

Читайте также: