Дымковская игрушка барыня с ребенком описание

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект интегрированной НОД

Тема : « Дымковская барыня » .

Возрастная группа : подготовительная группа.

Форма совместной деятельности : интегрированная НОД.

Интеграция областей : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

• оборудование - рисования дымковской барыни; фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей) ; салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.

Цель : Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

1. Обучающие задачи :

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи :

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

• обогащать словарь детей : Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

3. Воспитательные задачи :

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).
Воспитатель:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

(Дети становятся в круг).


Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен? ( Рассуждение детей).

Воспитатель : Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров. (Дети подходят к столу).
Воспитатель: Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке начнем рассказ!
-Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (если затрудняются, говорю сама).

- Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками.

- Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? (Да).

- Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель : С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация : презентации.

- Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски).

Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).

7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).

8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).

9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная ).

10. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).

Физкультминутка.

Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон).

2. Основная часть.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» (Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем).

Воспитатель: Посмотрите, как интересно: здесь краски, кисточки. А что это? Какая-то посылка и письмо и фотография, давайте прочитаем письмо.

Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!».

Воспитатель: Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске. Ребята, обратите внимание на ее одежду.

1 Во что она одета? (юбку, блузку)

2 Какой формы юбка? (как колокол)

3 Что одето на юбку? (фартук)

4 А на голове что? (кокошник).

Обратите внимание на то, какими элементами украшены юбка, фартук и кокошник (колечки, точки, прямые и волнистые линии, клеточка).

Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(Геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки).


Воспитатель: Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примыкания.

3. Выставка детских работ.

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

- А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись».

4. Завершение образовательной деятельности.

Подведение итогов, рефлексия деятельности детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).

Приятно осознавать, что наша Вятская Дымковская игрушка – это символический образ русской женщины . И с этим трудно не согласиться, если заглянуть в глубь веков нашей истории и Культуры Русского народа. Символические знаки на юбке, фартуке, блузе, кокошнике и сарафане Дымковской барыни подчеркивают, что женщина - это, прежде всего, продолжательница Рода своего и её мужа.

  • Если разглядывать русскую глиняную красавицу снизу «от Земли» (потому как – женская наша натура и энергия, земная!), то юбку-понёву мы увидели бы в «клетку», где полоски разной ширины и разных размеров до семи цветов радуги – многоцветье. Клетка издревле – символ плодородия земного и женского. Очевидно, это идёт от древней руны в виде ромба с точкой в центре, что означало – засеянное поле, плодоносящая земля. А фон юбки, в основном, синего, коричневого, или белого цвета, что и было в более ранние времена (славяне носили одежды в основном из белого льна). По низу подола юбки – три полосы, «трёхполосье» , что означает по древним славянским воззрениям три Мира: Правь, Явь, Навь.
  • Блуза или рубаха предпочиталась – зелёной , как символ цветения Земли Матушки, разнотравья и урожая. Горох по юбке и блузе мог означать - рассыпанные зёрна. А вот большие круги многоцветные, круг в круге, могли быть красные с златым (жёлтого цвета и голубого не было, были названия цветов – златый и небесный) или алым и оранжевым. Круги, ромбы – всегда знак Солнца. Волна – сине-небесных, озёрных оттенков, - знак Воды.
  • Кокошник . Самый нарядный и красивый, потому и красный, и только на нём золотой ромбик , лучик Солнца, знак Цветения и Достатка. А может быть и совершенства…? Вспомните, что на кокошниках русских народных женских костюмов всегда изображалось «Вселенское Древо» или «Древо Жизни» с отходящими веточками, на которых чаще всего были ешё и цветочки. Что означает, что только Женщина как Земля Матушка, способна вкупе с Мужем своим, зародить, здоровое потомство, родить детей, продлить свой Род.
  • У Барыни-Водоноски – ведёрки красного цвета, - опять же, символизирует достаток и богатство.

А самое главное – форма юбки – КОЛОКОЛ! Именно он помогает вбирать силу, сохранить красоту и молодость русской красавице. И это означало – быть здравой, разумной, доброй, трудолюбивой и полноценной матерью.

На том стояла, и стоять будет Земля Русская! Живи и цвети, Вятская красавица, Барыня из села Дымково!

Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество "Любаслава" Вконтакте.

Благодарю, что дочитали статью до конца! Обязательно подпишитесь на мой канал!

Описание: работу можно выполнить с детьми разного возраста упрощая или усложняя ход работы. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия.
Задачи:
-познакомить детей с техникой лепки и росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Мы глиняному чуду поклонимся не раз,
О Дымковской игрушке поведую я сказ.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки.

2. Познакомить учащихся с дымковской росписью (элементы росписи, цветовая гамма).

3. Научить конструировать дымковскую барышню из бумаги.

4. Развивать художественный вкус, внимание, память.

5. Воспитывать интерес и уважение к народным промыслам.

Ход занятия

Здравствуйте ребята. Скажите у кого из вас есть любимые игрушки. Какие они? (Яркие, красивые, интересные, очень разные.) А сегодня на занятии я предлагаю вам возвратиться назад, в далекое прошлое и узнать об игрушках, которые делали в нашей стране давно, более 500 лет назад.

Работа по теме занятия

- Итак, наше путешествие в прошлое начинается.

Когда-то очень давно, на берегу реки Вятки появилось поселение – слобода – Дымково. Жили в этом селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера, копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было тогда у них таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые, чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные – они сразу полюбились детям. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Сегодня на занятии, мы познакомимся с дымковской барыней.

Посмотри, как хороша

Щечки алые горят,

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Анализ готового образца «Барыня»


- Какая часть костюма одноцветная? (головной убор, жакет)

- Какая одежда с орнаментом? (юбка)

- Какие узоры используют народные мастера? (круги, овалы, клетки, полоски, линии)

- А знаете ли вы, что каждый из этих узоров имеет свое значение?

Кольцо – символ солнца, каравая хлеба, точки – звезды, волнистая линия – символ воды, прямая линия – дорога.

- Посмотрите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга : в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями.

- Обратите внимание на точки: между кольцами; на кольцах; по краю колец (образцы на доске)

- При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

- Какие цвета используют для росписи игрушек? (образцы на доске) (Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный). В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

- Внимательно посмотрите на наряды барышень. У дымковских мастеров в юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета. Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту.

- А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.

Практическая работа

Я предлагаю вам сегодня изготовить фигурки барыни из бумаги и расписать их неповторимый наряд, в стиле «Дымково».

1. Расписать заготовки барыни.

2. Вырезать заготовки.

3. Склеить заготовки.

Физминутка.

Дети выполняют движения по тексту.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Дети работают самостоятельно (педагог оказывает индивидуальную помощь)


Подведение итогов, демонстрация работ.

(Готовые работы ребята ставят на парту, все вместе рассматриваем какие же барышни у них получились.)


Ребята, посмотрите, какие чудесные получились у вас барышни – яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров. Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра «Передай другому». Правила игры просты: пока звучит музыка, вы передаете друг другу главную героиню занятия - «дымковскую барыню». Музыка замолкает и тот, у кого в руках наша барыня, должен ответить на мой вопрос. (Звучит плясовая «Барыня»)

1. С каким промыслом мы сегодня познакомились?

2. Почему их называют дымковскими игрушками?

3. Из какого материала изготавливают дымковские игрушки?

4. Сушат ли дымковские игрушки? Зачем?

5. Какие цвета используют для росписи?

6. Какими узорами украшают дымковские игрушки?

7. Чему научился сегодня на занятии?

Молодцы, ребята! На этом наше занятие подошло к концу, благодарю за работу!.

Конспект занятия по конструированию из бумаги и картона «Динозавры» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия по конструированию из бумаги и картона «Динозавры» для детей младшего школьного возраста Ход занятия Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли. Вы на уроках часто говорите о том, что надо.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия «Открытка к 23 февраля» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Открытка к 23 февраля» для детей младшего школьного возраста Тема: «Открытка к 23 февраля». Цель: изготовить поздравительную открытку к 23 февраля. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с.

Конспект занятия «Открытка ко Дню Святого Валентина» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Открытка ко Дню Святого Валентина» для детей младшего школьного возраста Цель: изготовить открытку ко дню Святого Валентина. Задачи: Образовательные: познакомить с историей возникновения праздника дня Святого.

Конспект занятия «Открытка в технике киригами» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Открытка в технике киригами» для детей младшего школьного возраста Цель: изготовить открытку в технике киригами. Задачи: образовательные: изучить технологию изготовления открытки в технике киригами. формировать.

Конспект занятия «Подарок папе к 23 февраля» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Подарок папе к 23 февраля» для детей младшего школьного возраста Предлагаю вам конспект занятия по теме: "Подарок папе на 23 февраля" для детей младшего школьного возраста. Конспект познавательного характера,.

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Конспект занятия «Животные в технике оригами» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Животные в технике оригами» для детей младшего школьного возраста Конспект занятия по теме: «Животные в технике оригами» для детей младшего школьного возраста. Данный материал будет интересен для проведения.

Конспект занятия «Звучит великий Моцарт» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Звучит великий Моцарт» для детей младшего школьного возраста Цели: познакомить учащихся с биографией В. А. Моцарта, сделать скрипку из картона. Здравствуйте ребята! 27 января отмечается день рождения.

Конспект занятия «Валентинка — закладка для книг» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Валентинка — закладка для книг» для детей младшего школьного возраста Цель: Узнать историю праздника и изготовить валентинку - закладку для книг. Задачи: Обучающие задачи: - развить навыки работы с материалами.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Открытый урок

По предмету «Скульптура» для учащихся 1 класса

(5 лет обучения) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

«Дымковская игрушка. Барыня»

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

«Тайшетской Детской Художественной школы»

Шинкоренко Ольги

Александровны

Иркутская область


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во всем мире народное искусство вызывает неподдельный интерес. В нашей стране, имеющей глубокие корни декоративно-прикладного творчества, есть и промыслы, и мастера. Искусство, впитавшее в себя народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни, оказалось глубоко притягательным и необходимым современному человеку. Людям хочется видеть вокруг себя не только стандартные массовые изделия, но и рукотворные предметы, несущие тепло рук мастера, красивые и неповторимые. Правда, функция их несколько изменилась. Теперь эти предметы служат украшением быта, а раньше чаще всего несли утилитарную функцию. Такие вещи есть почти в каждом доме, но редко кто может сказать, какой это промысел, как называется игрушка, предмет. Привлекает людей духовная и эстетическая - «праздничная» функция народного искусства.

Для тех же, кто изучает народное искусство, оно становится неисчерпаемым источником творчества. Нередко можно слышать мнение, что «школьное обучение» никакого касательства не имеет к народным промыслам. Но ведь даже те, кто работает в мастерских того или иного промысла, далеко не всегда обладают исключительными способностями и талантом. Однако, то, что сделано их руками, редко становится объектом уничижительной оценки.

Занятия лепкой развивают у детей лучшую координацию движений, развивают пальцы рук (моторику), способствуют большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.

Также развиваются умственные способности детей, расширяется их художественный кругозор, формируются нравственные представления, которые содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывается любовь к труду.

Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки - барыни.

Задачи: образовательные:

· Научить приемам работы с глиной.

· Вылепить дымковскую игрушку - барыни, соблюдая традиции старых мастеров.

развивающие:

· Способствовать развитию воображения, логики, объемного мышления, памяти, творческих способностей.

воспитательные:

· Способствовать привитию любви и уважению к народному творчеству, к мастерам.

· Правильно организовывать рабочее место.

· Воспитывать усидчивость, терпение и аккуратность.

Оборудование:

для преподавателя:

· глина, подготовленная к работе, стеки, губка, полотенце, бумага.

· наглядные пособия с изображением различных видов дымковских индюков.

· наглядное пособие: поэтапное выполнение дымковской игрушки.

для учащихся:

· глина, подготовленная к работе, стеки, губка, полотенце, бумага

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: рассказ по введению в тему, беседа с учащимися по созданию дымковской игрушки, показ элементов дымковского узора, самостоятельная работа учащихся. Объект исследования: дымковские игрушки, таблицы, иллюстрации, трафареты.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций.

3. Технология последовательности лепки.

4. Практическая часть.

5. Самостоятельная лепка дымковской барыни.

6. Заключительная часть. Подведение итогов.

7. Анализ работ. Выставка.

Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,

Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

Подготовка к уроку.

Ребята, посмотрите все ли готово у вас к работе. Какая ждёт сегодня нас работа, Поскорее узнать нам охота. А мы будем не клеить, не резать, ни шить Мы будем друзья игрушки лепить. А какие игрушки - вы сейчас сами же скажите, собрав вот эту картинку.. (Дымковская игрушка.)

Ребята, сегодня будем лепить дымковскую барыню. Вы готовы к такому путешествию? Вам нужно совсем немного: глина сказочное воображение и ваше умение работать глиной.

Для начала давайте вспомним, что вы знаете об этом удивительно – сказочном народном промысле?

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века. Это связано с именем А. И. Деньшина, который, сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
«Дымковские игрушки» - яркие, красочные, барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки гордятся своими пышными хвостами, которые напоминают сказочные букеты, няни, хвастаются богатым семейством. Много выдумки и фантазии у народных умельцев!

hello_html_m254bfb63.jpg

hello_html_m7e48c6f9.jpg

hello_html_m5bbb7b47.jpg

hello_html_e54dece.jpg

Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и до лепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи , барыни .
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

Практическая работа.

Одним из интересных персонажей дымковской игрушки является - барышня. Создание такого видного персонажа всегда очень увлекательно, так как получается игрушка с характером и богатыми украшениями. Именно этим мы и займемся на уроке. Помним, что всегда стремимся выполнить большую часть игрушки из цельного, хорошо размятого куска глины - это повлияет на прочность изделия. Отдельно прилепленные элементы всегда рискуют отпасть от основного массива при сушке, обжиге или даже заглаживая.

А теперь согреем наши руки, сделаем гимнастику для рук.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики

Вот мы и готовы работать.

Что мы знаем о глине? Какие свойства глины вы знаете? ( Сухая глина - твердая, размоченная - мягкая, пластичная.) Давайте вспомним правила работы с глиной и стеками.

1. Аккуратно пользоваться глиной, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать глину в рот;

2. Будьте осторожны пластмассовыми стеками; нельзя взмахивать рукой с инструментом - это может нанести травму соседу.

3. После работы с глиной привести в порядок рабочее место; очистить от глины доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

4. По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.

· Берем кусок глины, тщательно разминаем его, заготавливаем нужной величины глиняный цилиндрик для общей массы игрушки.

· Намечаем талию по центру заготовки.

· Нижняя часть - юбка, выполняется по принципу изготовления колокольчика.

· Верхнюю часть плавно и осторожно вытягиваем, формируем голову, туловище и руки. При этом внимательно изучаем представленные таблицы, игрушки. Пытаемся уловить характер, осанку.

· Пропорции утверждены. Когда форма есть, заглаживаем заготовку.

· Теперь приступим к декору. Декора всегда должно быть в меру. Вариантов может быть много (рассматриваем на наглядных пособиях). Декор применяем по желанию.

· Раскатываем длинные колбаски (жгуты), скручиваем их. Формируем прическу и элементы одежды.

hello_html_7108c185.jpg
hello_html_6eef1f08.jpg

· На последнем этапе примазываем получившиеся детали к даме. Разглаживаем.

Самостоятельная деятельность детей.

Учащиеся самостоятельно лепят барышню из глины, по своему замыслу оформляют мелкие детали: носик на лице, прическу. Во время работы уточняются последовательность лепки, способы, советую, как сделать фигурку устойчивой и т.д. Выставляем все фигурки в хоровод, любуемся ими. Определяем, какие они получились: веселые, важные, гордые и др.

hello_html_m1d6b162a.jpg

Подведение итогов.

Преподаватель проводит фронтальный опрос, с целью выявления уровня сформированности теоретических и практических знаний учащихся на занятии.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- К какому народному промыслу относится игрушка, которую вы сегодня слепили?

- Каковы отличительные черты дымковской дамы?

- Какие приемы вы использовали в процессе лепки игрушки?

Проводится выставка работ учащихся.

- Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении.

- На следующем уроке я покажу вам, как превратить наши игрушки в расписных красавиц. И тогда они действительно оживут по-настоящему!

Анализ работ учащихся.

- Правильность последовательности выполнения лепки игрушки;

- Выразительность образа игрушки.

- Сохранение народных традиций.

Уборка рабочих мест.

Работы учащихся







Список использованной литературы:

1. Абрамычева Н.«Интеллект и творчество», 2011.

2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.

4. Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.

5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

6. Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.

7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.

Читайте также: