Дымковская игрушка дама с веером

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Открытый урок

По предмету «Скульптура» для учащихся 1 класса

(5 лет обучения) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

«Дымковская игрушка. Барыня»

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

«Тайшетской Детской Художественной школы»

Шинкоренко Ольги

Александровны

Иркутская область


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во всем мире народное искусство вызывает неподдельный интерес. В нашей стране, имеющей глубокие корни декоративно-прикладного творчества, есть и промыслы, и мастера. Искусство, впитавшее в себя народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни, оказалось глубоко притягательным и необходимым современному человеку. Людям хочется видеть вокруг себя не только стандартные массовые изделия, но и рукотворные предметы, несущие тепло рук мастера, красивые и неповторимые. Правда, функция их несколько изменилась. Теперь эти предметы служат украшением быта, а раньше чаще всего несли утилитарную функцию. Такие вещи есть почти в каждом доме, но редко кто может сказать, какой это промысел, как называется игрушка, предмет. Привлекает людей духовная и эстетическая - «праздничная» функция народного искусства.

Для тех же, кто изучает народное искусство, оно становится неисчерпаемым источником творчества. Нередко можно слышать мнение, что «школьное обучение» никакого касательства не имеет к народным промыслам. Но ведь даже те, кто работает в мастерских того или иного промысла, далеко не всегда обладают исключительными способностями и талантом. Однако, то, что сделано их руками, редко становится объектом уничижительной оценки.

Занятия лепкой развивают у детей лучшую координацию движений, развивают пальцы рук (моторику), способствуют большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.

Также развиваются умственные способности детей, расширяется их художественный кругозор, формируются нравственные представления, которые содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывается любовь к труду.

Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки - барыни.

Задачи: образовательные:

· Научить приемам работы с глиной.

· Вылепить дымковскую игрушку - барыни, соблюдая традиции старых мастеров.

развивающие:

· Способствовать развитию воображения, логики, объемного мышления, памяти, творческих способностей.

воспитательные:

· Способствовать привитию любви и уважению к народному творчеству, к мастерам.

· Правильно организовывать рабочее место.

· Воспитывать усидчивость, терпение и аккуратность.

Оборудование:

для преподавателя:

· глина, подготовленная к работе, стеки, губка, полотенце, бумага.

· наглядные пособия с изображением различных видов дымковских индюков.

· наглядное пособие: поэтапное выполнение дымковской игрушки.

для учащихся:

· глина, подготовленная к работе, стеки, губка, полотенце, бумага

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: рассказ по введению в тему, беседа с учащимися по созданию дымковской игрушки, показ элементов дымковского узора, самостоятельная работа учащихся. Объект исследования: дымковские игрушки, таблицы, иллюстрации, трафареты.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций.

3. Технология последовательности лепки.

4. Практическая часть.

5. Самостоятельная лепка дымковской барыни.

6. Заключительная часть. Подведение итогов.

7. Анализ работ. Выставка.

Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,

Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

Подготовка к уроку.

Ребята, посмотрите все ли готово у вас к работе. Какая ждёт сегодня нас работа, Поскорее узнать нам охота. А мы будем не клеить, не резать, ни шить Мы будем друзья игрушки лепить. А какие игрушки - вы сейчас сами же скажите, собрав вот эту картинку.. (Дымковская игрушка.)

Ребята, сегодня будем лепить дымковскую барыню. Вы готовы к такому путешествию? Вам нужно совсем немного: глина сказочное воображение и ваше умение работать глиной.

Для начала давайте вспомним, что вы знаете об этом удивительно – сказочном народном промысле?

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века. Это связано с именем А. И. Деньшина, который, сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
«Дымковские игрушки» - яркие, красочные, барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки гордятся своими пышными хвостами, которые напоминают сказочные букеты, няни, хвастаются богатым семейством. Много выдумки и фантазии у народных умельцев!

hello_html_m254bfb63.jpg

hello_html_m7e48c6f9.jpg

hello_html_m5bbb7b47.jpg

hello_html_e54dece.jpg

Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и до лепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи , барыни .
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

Практическая работа.

Одним из интересных персонажей дымковской игрушки является - барышня. Создание такого видного персонажа всегда очень увлекательно, так как получается игрушка с характером и богатыми украшениями. Именно этим мы и займемся на уроке. Помним, что всегда стремимся выполнить большую часть игрушки из цельного, хорошо размятого куска глины - это повлияет на прочность изделия. Отдельно прилепленные элементы всегда рискуют отпасть от основного массива при сушке, обжиге или даже заглаживая.

А теперь согреем наши руки, сделаем гимнастику для рук.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики

Вот мы и готовы работать.

Что мы знаем о глине? Какие свойства глины вы знаете? ( Сухая глина - твердая, размоченная - мягкая, пластичная.) Давайте вспомним правила работы с глиной и стеками.

1. Аккуратно пользоваться глиной, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать глину в рот;

2. Будьте осторожны пластмассовыми стеками; нельзя взмахивать рукой с инструментом - это может нанести травму соседу.

3. После работы с глиной привести в порядок рабочее место; очистить от глины доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

4. По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.

· Берем кусок глины, тщательно разминаем его, заготавливаем нужной величины глиняный цилиндрик для общей массы игрушки.

· Намечаем талию по центру заготовки.

· Нижняя часть - юбка, выполняется по принципу изготовления колокольчика.

· Верхнюю часть плавно и осторожно вытягиваем, формируем голову, туловище и руки. При этом внимательно изучаем представленные таблицы, игрушки. Пытаемся уловить характер, осанку.

· Пропорции утверждены. Когда форма есть, заглаживаем заготовку.

· Теперь приступим к декору. Декора всегда должно быть в меру. Вариантов может быть много (рассматриваем на наглядных пособиях). Декор применяем по желанию.

· Раскатываем длинные колбаски (жгуты), скручиваем их. Формируем прическу и элементы одежды.

hello_html_7108c185.jpg
hello_html_6eef1f08.jpg

· На последнем этапе примазываем получившиеся детали к даме. Разглаживаем.

Самостоятельная деятельность детей.

Учащиеся самостоятельно лепят барышню из глины, по своему замыслу оформляют мелкие детали: носик на лице, прическу. Во время работы уточняются последовательность лепки, способы, советую, как сделать фигурку устойчивой и т.д. Выставляем все фигурки в хоровод, любуемся ими. Определяем, какие они получились: веселые, важные, гордые и др.

hello_html_m1d6b162a.jpg

Подведение итогов.

Преподаватель проводит фронтальный опрос, с целью выявления уровня сформированности теоретических и практических знаний учащихся на занятии.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- К какому народному промыслу относится игрушка, которую вы сегодня слепили?

- Каковы отличительные черты дымковской дамы?

- Какие приемы вы использовали в процессе лепки игрушки?

Проводится выставка работ учащихся.

- Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении.

- На следующем уроке я покажу вам, как превратить наши игрушки в расписных красавиц. И тогда они действительно оживут по-настоящему!

Анализ работ учащихся.

- Правильность последовательности выполнения лепки игрушки;

- Выразительность образа игрушки.

- Сохранение народных традиций.

Уборка рабочих мест.

Работы учащихся







Список использованной литературы:

1. Абрамычева Н.«Интеллект и творчество», 2011.

2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.

4. Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.

5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

6. Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.

7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.

Приятно осознавать, что наша Вятская Дымковская игрушка – это символический образ русской женщины . И с этим трудно не согласиться, если заглянуть в глубь веков нашей истории и Культуры Русского народа. Символические знаки на юбке, фартуке, блузе, кокошнике и сарафане Дымковской барыни подчеркивают, что женщина - это, прежде всего, продолжательница Рода своего и её мужа.

  • Если разглядывать русскую глиняную красавицу снизу «от Земли» (потому как – женская наша натура и энергия, земная!), то юбку-понёву мы увидели бы в «клетку», где полоски разной ширины и разных размеров до семи цветов радуги – многоцветье. Клетка издревле – символ плодородия земного и женского. Очевидно, это идёт от древней руны в виде ромба с точкой в центре, что означало – засеянное поле, плодоносящая земля. А фон юбки, в основном, синего, коричневого, или белого цвета, что и было в более ранние времена (славяне носили одежды в основном из белого льна). По низу подола юбки – три полосы, «трёхполосье» , что означает по древним славянским воззрениям три Мира: Правь, Явь, Навь.
  • Блуза или рубаха предпочиталась – зелёной , как символ цветения Земли Матушки, разнотравья и урожая. Горох по юбке и блузе мог означать - рассыпанные зёрна. А вот большие круги многоцветные, круг в круге, могли быть красные с златым (жёлтого цвета и голубого не было, были названия цветов – златый и небесный) или алым и оранжевым. Круги, ромбы – всегда знак Солнца. Волна – сине-небесных, озёрных оттенков, - знак Воды.
  • Кокошник . Самый нарядный и красивый, потому и красный, и только на нём золотой ромбик , лучик Солнца, знак Цветения и Достатка. А может быть и совершенства…? Вспомните, что на кокошниках русских народных женских костюмов всегда изображалось «Вселенское Древо» или «Древо Жизни» с отходящими веточками, на которых чаще всего были ешё и цветочки. Что означает, что только Женщина как Земля Матушка, способна вкупе с Мужем своим, зародить, здоровое потомство, родить детей, продлить свой Род.
  • У Барыни-Водоноски – ведёрки красного цвета, - опять же, символизирует достаток и богатство.

А самое главное – форма юбки – КОЛОКОЛ! Именно он помогает вбирать силу, сохранить красоту и молодость русской красавице. И это означало – быть здравой, разумной, доброй, трудолюбивой и полноценной матерью.

На том стояла, и стоять будет Земля Русская! Живи и цвети, Вятская красавица, Барыня из села Дымково!

Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество "Любаслава" Вконтакте.

Благодарю, что дочитали статью до конца! Обязательно подпишитесь на мой канал!

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Мудрость народного творчества

Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы!

Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы! (фото 1)

С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал!

С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал! (фото 2)

При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый.

При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый. (фото 3)

Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска.

Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска. (фото 4)

Подобрала пряжу и определилась с силуэтом.

Подобрала пряжу и определилась с силуэтом. (фото 5)

Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища.

Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища. (фото 6)

Ручки гибкие - использовала каркас.

Ручки гибкие - использовала каркас. (фото 7)

Связала головной убор.

Связала головной убор. (фото 8)

Вместо волн у меня зигзаги.

Вместо волн у меня зигзаги. (фото 9)

Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг.

Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг. (фото 10)

Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр.

Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр. (фото 11)

Теперь очередь фартука.

Теперь очередь фартука. (фото 12)

Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки!

Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки! (фото 13)

Украшение из кружочков.

Украшение из кружочков. (фото 14)

Вот Барыня готова!

Вот Барыня готова! (фото 15)

Теперь свяжем ведёрки.

Теперь свяжем ведёрки. (фото 16)

А коромысло? (фото 17)

Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое.

Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое. (фото 18)

Покрутимся! (фото 19)

Дымковская Барыня (фото 20)

Дымковская Барыня (фото 21)

Работа выполнена из пряжи Пехорка детская новинка, крючком 1,75. Кружочки на фартуке – из пряжи Пехорка ажурная. Каркас – проволока 0,9мм и синельная проволока. В незначительном количестве использован бисер и бусины, кружочки фетра. Наполнитель – синтепон. Высота игрушки – 16 см.


Валечка, БРАВО Вашей фантазии и золотым ручкам - ПРЕКРАСНАЯ ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ!

Елена Ивановна! Спасибо огромное!

Валентина,какая же Вы выдумщица, прекрасная получилась дымковская барышня,да очаровательная какая! Здорово!

Как интересно - дымковская игрушка крючком ! Неожиданно и красивое и аккуратное исполнение !

Хороша барышня в ярком наряде, да краснощёкая

Какая красивая. А идея великолепная какая, ммм. 😍😍😍

Как же мне нравится Ваша барышня.

Ну, до чего же хороша! Просто прелесть!

Ладная! Статная! Сплошное ОЧАРОВАНИЕ.

Спасибо, Вера Михайловна!

Ой, Валюш, как здорово получилось! Я вот даже не представляю, как все такое малипусенькое вязать. Умничка, барышня - загляденье.

Игрушка совершенно очаровательная! И никогда не разобьется! И6рай хоть заиграйся, яркая, нарядная!👍👏👏👏👏👏🌹

Спасибо, Татьяна Ивановна!

Я не сразу поняла, что барышня связана крючком))) Просто чудесно получилось, очень похоже на оригинал, браво.

Ух ты! Вязанная Дымковская игрушка! Обожаю дымковскую игрушку. А в твоем исполнении - огонь! Скажи, вот как можно связать такую мелочь так красиво и качественно?!

Спасибо, Люда! В последнее время мелочевка даётся с трудом, зрение сильно "подсело".


Спасибо, Николай Михайлович!

замечательная игрушка получилась

Ух ты ж,Валя. Боже,какая ты молодец! Это потрясающе! Чудеснейшая Дымковская Барышня!! В таком варианте,вязаном,я ещё не видела! Браво,браво!!

Сплошное очарование, игрушка получилась замечательной. Восторг и восхищение

Спасибо, Альбина Николаевна!

Красавица! Барыня барыней, больше никак не назовешь!

Спасибо, Ольга Викторовна!

Даже представить не могла , что такую барышню можно связать ! Замечательная работа !

Валентина, какая очаровательная Барыня! Я в восторге! Умничка!

Спасибо, Вера Андреевна!

Надо же, вязаная барышня! Прелесть какая! И ведерочки вязаные - как мило!

Барыня деревенская. Дымковская игрушка, Народные сувениры, Киров, Фото №1
Барыня деревенская с блинами
Заказать Барыня деревенская. Дымковская игрушка. Дымка. Ярмарка Мастеров. . Народные сувениры Фото №3
Барыня деревенская. Дымковская игрушка. Народные сувениры. Дымка. Ярмарка Мастеров. Фото №4
Барыня деревенская. Дымковская игрушка. Народные сувениры. Дымка. Ярмарка Мастеров. Фото №5
Барыня деревенская. Дымковская игрушка. Народные сувениры. Дымка. Ярмарка Мастеров. Фото №6

Эти барыньки носят деревенские наряды - сарафаны, кокошники и передники. В руках держат предметы сельского быта: самовар, чайник или каравай.
Игрушка изготовлена вручную по классической технологии. Дымковская игрушка замечательна яркой и красочной росписью, которая не тускнеет в течение долгого времени. Глиняная игрушка подойдет в качестве подарка, национального русского сувенира или просто хорошего украшения интерьера.
Есть игрушка в наличии и на заказ.

Читайте также: