Дымковская игрушка хохломская роспись

Обновлено: 08.05.2024

Цель материала – помочь учителю в проведении уроков по теме ДПИ, развить творческое начало в ребенке, получить удовольствие от проведенного урока, как учителю, так и ученику.

№ слайда Cодержание
1 Титульный слайд

Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
В ней молодость — изюминка!
В ней удаль и размах.

Сияет охра с суриком
На всей земле в домах.
Сияет охра с суриком,
Чтоб всем светло не сумрачно
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда!
(В.Фофанов)

Роспись хохломская, словно колдовская.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Поэт Виктор Боков так сказал о своей любви к искусству золотой Хохломы:

. Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В. Набоков

У красы точёной - сарафан парчовый
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
П. Синявский

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.

(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)

-Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

-Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Гродец, подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).

- Развивать речь, память, мышление.

-Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

-Развивать творческие способности.

-Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

О промыслах

Знакомство с понятием – «народные промыслы России».

Знакомство с понятием – «промысел».

Промысел – «Золотая хохлома».

Промысел – «Гжельская роспись».

Промысел – «Городецкая роспись».

Промысел – «Дымковская роспись».

Промысел – «Полховско-майданская роспись».

Промысел – «Русская матрёшка».

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей с самыми яркими и известными из них.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

(Гжель)

Гжель, гжельская роспись — народный промысел, зародившийся в России в одноименном регионе Гжель (примерно в XI-XIII веках, превратившийся в народное искусство, в основном характеризуется росписью фарфоровых изделий краской оттенками синего цвета на белом фоне.

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

На солнышке блестят.

(Городец)

Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови-ка меня!

(Дымка)

Дымковская роспись- представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров.

Бочонки, копилки, матрешки, грибки

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце и речка и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют и травка растет.

Рисуются тушью на стеблях цветы

Их яркие краски сочны и просты.

(Полховский Майдан)

Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать!

Загляделася старушка-

а в руках - одна игрушка.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета — портретная матрёшка.

Пословицы о ремесле, пословицы о мастерстве и ремесле.

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

Ремеслу везде почет.

Не учи безделью, а учи рукоделью!

Мужик не прядет, а без рубашки не ходит; а баба и прядет, да не по две носит.

Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.

Портной без кафтана, сапожник без сапогов, а плотник без дверей.

Мастерство везде в почете.

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дидактическое упражнение «Назови народные промыслы России»

Дидактическая игра «Угадай промысел»

В заключении предложить детям раскрасить по выбору детей какой промысел понравился больше всего. Оформить выставку детских работ.

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края В 2015-2016 году я выбрала тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по.

Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму»

Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму» Дидактическая игра "Найди лишнее". Цель:Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание»

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание» Год назад в нашей группе стартовал проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе. Дети узнавали свою родословную, традиции.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами»

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами» На первоначальном этапе проекта в раздевалке группы и в нашей группе в соц. сетях родителям для ознакомления были предложены консультации.

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми»

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми» 30 июля 2020 для детей дежурной группы "Домовята" (воспитатель Богомолова А. М., младший воспитатель Тукачева А. М.) было проведено мероприятие.

Дымковская и хохломская роспись. Лепка

Сегодня я покажу работы детей дымковских игрушек.

Объяснив и просмотрев все дымковские узоры, рисовали сперва на листах А-4, чтобы перейти на объёмные фигуры (по лепке с глиной).В первый день работы высохли и ребята приступили к окрашиванию (белая гуашь+клей ПВА).

Яркая роспись представляет собой крупный узор. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, синяя, голубая,зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.





Покрывали специальными красками " краска для керамики" на водной основе.



Это хохломская роспись. Как у нас получилось? Смотрим.

В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски,ложки.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - "верховой" и "фоновый". "Верховая" роспись наносится пластичными штрихами образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный рисунок на золотом фоне.

Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки. Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного.




Спасибо за просмотр!

Фотоочет о занятии в старшей группе «Хохломская роспись. Роспись хохломской вазы»

Фотоочет о занятии в старшей группе «Хохломская роспись. Роспись хохломской вазы» Цель занятия было:: Продолжать приобщать детей к истокам народного искусства. Задачи: Образовательные: • Вызвать у детей желание расписывать.

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская роспись» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка».

Конспект итогового занятия по рисованию в средней группе «Дымковская роспись»

Конспект итогового занятия по рисованию в средней группе «Дымковская роспись» Программное содержание: продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).Учить детей составлять узор из.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Хохломская роспись» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) в подготовительной к школе группе Тема «Хохломская.

Конспект НОД по рисованию во 2 млад. группе «Украшение лошадки» (дымковская роспись). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Кружка для лучшего друга. Хохломская роспись» МБДОУ «Детский сад № 16 «Искорка». «Кружка для лучшего друга». Конспект воспитателя: Седуновой Л. Е. Подготовительная группа «Шалунишки».

Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО - ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Декоративная дымковская роспись Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна Цель. Продолжаем.

Совместное мероприятие с родителями и детьми по приобщению к изучению народных промыслов России «Хохломская роспись» Хохломская роспись. Цель: формировать у родителей потребность приобщения к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. Развивать интерес.

Творческо-информационный проект «Хохломская роспись» Творческо-информационный проект "Хохломская роспись". Подготовила: Полянчева Светлана Николаевна МАДОУ д/с №7 г. Лебедянь 2016г. 1. Вид проекта:.

Хочу поделиться мастер-классом по конструированию народной игрушки "Барышня".

Мастер-класс по конструированию «Барышня» из теста для моделирования и пластиковой бутылки. Дымковская и хохломская роспись

В этой игрушке сочетаются дымковская роспись и хохломская роспись.

Для изготовления верхней части барышни я использовала тесто для моделирования. Оно мягче глины, лучше раскатывается, детям с ним работать интереснее.

Цель: конструирование народной игрушки "Барышни" из пластиковой бутылки и теста для моделирования.

- познакомить детей с народной игрушкой в которой сочетаются две росписи (хохломская и дымковская);

- развивать творческие способности и фантазии;

- воспитывать любовь к русским традициям, интерес к народной игрушке.

Для работы нам потребуется:

- пластиковая бутылка 0,25;

- тесто для моделирования;

- салфетка под торт (кружевная);

-баночка для воды;

- тонкая белая ленточка;

- ткань "Хохлома";

- клей для потолочной плитки.


Берём пластиковую бутылку. Отрезаем верхнюю часть, снимаем крышку. Из пасты для моделирования лепим голову, тело, руки куклы.



Голову, тело и руки скрепляем зубочистками, чтобы наша барышня крепко держалась.


Начинаем расписывать рубашку. Цвет подбираем по желанию детей.


Затем разукрашиваем волосы.



Теперь наша барышня в рубашке и с волосами.


Заготовку из ткани я делаю сама, прошиваю ниткой одну сторону, получается юбка. Дети завязывают её на поясе ниткой.



Вырезаем по образцу кокошник. Цвет дети выбирают по желанию.


Приклеиваем кокошник с помощью плиточного клея.


Наши барышни в одежде и кокошнике.


На нитку нанизываем бусы пожеланию детей.


Из кружевной салфетки для торта делаем заготовку фартука.


Приклеиваем тонкую ленточку.


Наша барышня почти готова.


Тонкой кисточкой расписываем лицо барышни.


Вот такие красивые получились барышни. Эти куклы останутся у детей как подарок и напоминание о детском саде.


Буду рада, если задуманная мною барышня, кому-то пригодится!

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Мастер-класс «Кормушка из пластиковой бутылки»

Мастер-класс «Кормушка из пластиковой бутылки» Кормушка из пластиковой бутылки. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • пластиковая бутылка • веревка • гвоздь • канцелярский.

Мастер-класс для детей 7 лет «Поделка из бумаги с использованием бросового материала «Дымковская барышня»

Мастер-класс для детей 7 лет «Поделка из бумаги с использованием бросового материала «Дымковская барышня» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №265" Барнаул «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается.

Мастер-класс поделки из пластиковой бутылки» «Кукла «Буденовец»

Мастер-класс поделки из пластиковой бутылки» «Кукла «Буденовец» В этом году 23 февраля нашей доблестной Красной, а ныне Российской Армии исполнилось 100 лет. И в школе был объявлен творческий конкурс.

Мастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушка

Мастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушка Для данной работы, нам понадобились: пластиковая бутылка,пластилин; Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего,.

Мастер-класс «Совёнок из пластиковой бутылки»

Мастер-класс «Совёнок из пластиковой бутылки» Мастер-класс «Совёнок из пластиковой бутылки и впитывающего коврика для автомобиля» Доброе время суток всем,кто нашел минуточку и заглянул.

Мастер-класс «Забавные пчелки» из пластиковой бутылки

Мастер-класс «Забавные пчелки» из пластиковой бутылки Украшения для сада в виде пчелок выглядят на фоне растительности и цветов очень естественно. Благодаря милым полосатым пчелкам ваш садик.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: