Дымковская игрушка информация для детей

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Группа кратковременного пребывания филиала МАОУ Гагаринская СОШ-Ваньковская ООШ

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «История дымковской игрушки»

Составила: Буянова Т.Б.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

Познавательное развитие:

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

Социально – коммуникативное:

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

Речевое развитие:

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Физкультминутка

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

дымковская игрушка

рассказ о дымковской игрушке

дымковские игрушки

дымковская игрушка картинки

дымковская роспись

глиняные игрушки

дымковская игрушка фото

дымково

глиняная игрушка

дымковская игрушка рассказ для детей

дымковская игрушка раскраска

игрушки из глины

история дымковской игрушки

дымковская слобода

дымковская игрушка своими руками

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.

Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

роспись дымковской игрушки

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.

В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

изготовление дымковской игрушки

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

дымковская роспись в детском саду

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

дымковская игрушка лошадка

Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

лепка дымковской игрушки

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

глиняные игрушки своими руками

Побелка

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

как появилась дымковская игрушка

Цвета

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;

2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки.

Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска

союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за

врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать

погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день

поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым

гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки : уточек, козликов, барашков и

глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного

материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного

промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем

сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому

времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы:

языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма

игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней.

Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века,

позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его

возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной,

бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с

художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем

Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную

дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в

облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е. А. Кошкина

достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа

дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году

и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А. А. Мезриной)

нравилось создавать образы животных, а мастерица Е. И. Пенкина предпочитала воплощать в

своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически

прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с

современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет

их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики

и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно

выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках,

водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды;

кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки,

исполненные величественности и достоинства.

•Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами

меньше по размеру и выглядят проще.

•Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана,

козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных.

Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко

расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с

инструментами в руках.

•Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков –

яркие фигурные хвосты.

•Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют

разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное

гулянье, катание на санях и многие другие.

•Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У

дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных –

устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не

выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком.

Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки,

потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на

местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее

конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика,

закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки.

Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная

шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка

изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к

изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши,

СушкаПеред обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от

размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот

процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне

прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что

является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед

нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке.

Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная

традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными:

не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали

неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например,

когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки.

Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной

льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы

орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из

волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих –

украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.

2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек. 3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.

4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое

покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

•ромбов и зигзагов,

•кругов и полосок.

•Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера

и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет

двух абсолютно одинаковых игрушек. Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми

и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

•Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки

из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине

мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих

студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному

искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные

символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым

интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных.

Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по

дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается

ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая

фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и

остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти,

символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как

энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при

поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке.

Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка,

играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры

выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на

открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе

большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания.

Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но

часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками

массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут

помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом

раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки,

дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

•В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла,

рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных

народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.

•Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные игры с фигурками. Народные

игрушки заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С

их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок

или придумать свои истории.

•Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и

посвященные народным узорам и игрушкам. Ребенок с удовольствием раскрасит

дымковского барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть,

дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое

хобби или даже профессию.

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных В октябре, к Всемирному дню животных, проходили у нас в детском саду несколько мероприятий. В этот раз мы решили рассказать о домашних.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые»

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»» Конспект мероприятия для детей и родителей.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9.


Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации


Курс повышения квалификации

Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста


Курс повышения квалификации

Национальная система учительского роста: деятельность учителя-наставника в общеобразовательной организации


«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Рябинка»
Дымковская игрушка – история промысла для детей
Подготовила воспитатель
Соколова Лариса Юрьевна
г.Сергач , 2022 год

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные.

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это
территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют «кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них п.

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Мамы делали их.

Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Мамы делали их для забавы своим детям из доступных в данной местности природных материалов.
Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали
заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами
мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия
расписывали вручную.

Характерной чертой дымковской игрушки является то, что все они могли свистет.

Характерной чертой дымковской игрушки является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум.
В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игр.

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух
одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и
хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего. Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с
помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.



После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжи.

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки. Процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.
После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки
обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический
противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет.

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшеб.

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской
игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов.
Основными из них являются:
лепка
сушка
обжиг
побелка
роспись
Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке используют сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Раньше роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочка.

Раньше роспись производилась с помощью палочек с
накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски. Наносят их на игрушку кистями.
Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный. Настоящий мастер должен
был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.

Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор ч.

Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геоме.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской
игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золо.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки.
Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не с.

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот
процесс так и не стал автоматизированным и серийным.
Фигурки и сейчас расписывают вручную.
Создание дымковской игрушки было и остается женской
профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные
образы и передавать их целой гаммой сочных красок. Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет,
продолжается богатая история русского народа и его
культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет, которой каждый человек придумывает для себя сам.
Дымковская игрушка продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

Читайте также: