Дымковская игрушка история для детей дошкольного возраста

Обновлено: 16.05.2024

В материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с русской народной культурой. А именно знакомство с историей дымковской игрушки и процессе ее изготовления.

ВложениеРазмер
Конспект ООД "Дымковская игрушка" 23.68 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Воспитатель Пашко О.В.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;

2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки.

Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска

союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за

врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать

погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день

поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым

гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки : уточек, козликов, барашков и

глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного

материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного

промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем

сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому

времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы:

языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма

игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней.

Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века,

позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его

возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной,

бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с

художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем

Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную

дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в

облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е. А. Кошкина

достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа

дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году

и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А. А. Мезриной)

нравилось создавать образы животных, а мастерица Е. И. Пенкина предпочитала воплощать в

своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически

прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с

современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет

их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики

и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно

выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках,

водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды;

кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки,

исполненные величественности и достоинства.

•Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами

меньше по размеру и выглядят проще.

•Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана,

козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных.

Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко

расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с

инструментами в руках.

•Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков –

яркие фигурные хвосты.

•Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют

разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное

гулянье, катание на санях и многие другие.

•Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У

дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных –

устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не

выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком.

Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки,

потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на

местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее

конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика,

закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки.

Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная

шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка

изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к

изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши,

СушкаПеред обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от

размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот

процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне

прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что

является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед

нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке.

Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная

традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными:

не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали

неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например,

когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки.

Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной

льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы

орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из

волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих –

украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.

2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек. 3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.

4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое

покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

•ромбов и зигзагов,

•кругов и полосок.

•Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера

и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет

двух абсолютно одинаковых игрушек. Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми

и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

•Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки

из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине

мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих

студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному

искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные

символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым

интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных.

Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по

дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается

ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая

фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и

остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти,

символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как

энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при

поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке.

Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка,

играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры

выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на

открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе

большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания.

Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но

часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками

массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут

помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом

раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки,

дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

•В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла,

рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных

народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.

•Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные игры с фигурками. Народные

игрушки заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С

их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок

или придумать свои истории.

•Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и

посвященные народным узорам и игрушкам. Ребенок с удовольствием раскрасит

дымковского барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть,

дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое

хобби или даже профессию.

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных В октябре, к Всемирному дню животных, проходили у нас в детском саду несколько мероприятий. В этот раз мы решили рассказать о домашних.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые»

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»» Конспект мероприятия для детей и родителей.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.docx 29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.

  • Кавалеры , часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные . Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции . В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
  • Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

  • синий,
  • малиновый,
  • зеленый,
  • желтый,
  • оранжевый
  • коричневый.

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

  1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
  2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
  3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
  4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

  • полос,
  • ромбов и зигзагов,
  • кругов и полосок.
  • Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.
  • Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году .

Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

дымковская игрушка

рассказ о дымковской игрушке

дымковские игрушки

дымковская игрушка картинки

дымковская роспись

глиняные игрушки

дымковская игрушка фото

дымково

глиняная игрушка

дымковская игрушка рассказ для детей

дымковская игрушка раскраска

игрушки из глины

история дымковской игрушки

дымковская слобода

дымковская игрушка своими руками

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.

Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

роспись дымковской игрушки

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.

В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

изготовление дымковской игрушки

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

дымковская роспись в детском саду

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

дымковская игрушка лошадка

Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

лепка дымковской игрушки

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

глиняные игрушки своими руками

Побелка

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

как появилась дымковская игрушка

Цвета

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Конспект занятия по ознакомлению детей 4-6 лет о происхождением дымковской игрушки .

ВложениеРазмер
konspekt_nod_dlya_detey_4-6_let_dymkovskaya_igrushka.docx 108.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина

непосредственно – образовательной деятельности

с детьми 4-6 лет

воспитатель Климович И.В.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

( Ознакомление с предметным окружением)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Дымковская игрушка».

Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

- закрепить и расширить представления детей о происхождении дымковской игрушки;

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;

- совершенствовать речь как средство общения;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора; развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками;

- развивать всесторонние познавательное и творческие способности детей.

— воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: сбор произведений устного народного творчества; чтение книг, стихов, потешек; рассматривание иллюстраций, эскизов, игрушек; знакомство с декоративными приемами рисования; используя шаблоны.

Оборудование: компьютерная презентация, фонограммы с записями русской народной музыки, дымковские игрушки, силуэты фигурок (из бумаги), материалы для продуктивной деятельности (кисти нескольких размеров, гуашь, салфетки).

CD –плеер, мультимедийный проектор.

Интеграция образовательных областей: художественное – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Используемые технологии: игровые, обучающие

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель: Сегодня мы совершим с Вами путешествие в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев – мастеров Дымковской игрушки.

Откуда же такое удивительное название Дымковская игрушка? (Слайд 1)

Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, на берегу реки стояла деревенька. Поначалу и названия у неё не было. Жили в той деревеньке люди добрые и весёлые. Летом они в поле работали, песни пели. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались! (Слайд 2)

А ещё в той деревеньке глина была красная. И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках. Но особенно любили мастера лепить свистульки в виде птичек. Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. А игрушку назвали – Дымковской. (Слайд 3)

Берет мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая. Мягче, чем пластилин! (Слайд 5,6) Слепят игрушки и в печь, обжигать (Слайд 7,8)

После обжига игрушку белили мелом, который разводили на молоке - и она становилась белой. (Слайд 9). И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку. Долго они думали и спорили, до самой весны! А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга. Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, весёлой клеткой, украшать кружочками и точками, используя яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую. Полюбились мастерам и другие цвета – особенно малиновый и розовый.(Слайд 10,11,12)

А весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистопляску». Все – от мала до велика, свистели в свистульки, пели песни, шутили, веселились, дарили друг другу игрушки и угощали сладостями. И я предлагаю Вам посмотреть на весёлые Дымковские игрушки, созданные волшебными руками мастеров. (Слайд 14-21)

Воспитатель : Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

Дети : игрушки делали из глины

Воспитатель : но глина красная не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?

Дети : покрывали белой краской и расписывали.

Воспитатель : посмотрите какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

Дети: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

Воспитатель : как вы думаете, что означали элементы, которыми расписывали игрушки?

Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце), а как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду). А что же могла означать клетка? (Поле)

Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающей человека.

Воспитатель : какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Дети : красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель : а как одним словом можно сказать про эти цвета краски?

Дети : теплые, яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Воспитатель: А как вы думаете, почему сначала покрывали игрушку белой краской?
Дети: На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Если они любили такие яркие цвета то, какие люди были по характеру?

Дети : веселые, задорные.

Воспитатель: да, они любили повеселиться и изображали это в игрушках.

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, индюк, медведь, барышня.

Воспитатель: и они очень яркие и нарядные, например, козёл мог быть одет в смешные штаны , дымковский конек необычный, сказочный.

Мы встречаем наиболее распространённые сюжеты:

барыня , барышня, водоноска, модниц в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках , и даже карусель. Весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистопляску». Все – от мала до велика, свистели в свистульки, пели песни, шутили, веселились, дарили друг другу игрушки и угощали сладостями.

Я предлагаю вам повеселиться и сыграть в веселую игру «Карусель».

Воспитатель: предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. ( Дети выбирают трафарет по желанию и приступают к его росписи).

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают. Воспитатель хвалит детей, отмечает что все «игрушки» получились очень разные, не похожие друг на друга.

Все игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Читайте также: