Дымковская игрушка лошадка из пластилина для 2 класса как сделать

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств города г. Ялуторовска»

«Дымковский конь»

преподаватель изобразительного искусства:

Ведерников Александр Андреевич

Тюменская область 2016

Описание: мастер класс рассчитан на разновозрастных участников

Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

1. Формирование представлений о народной игрушке, приемах ее лепки;

2. Развитие фантазии, воображения, укрепление мелких мышц руки, развитие навыков лепки по частям и из цельного куска, развитие чувства пропорции, ритма, пространственного мышления, фантазии, чувства меры;

3. Воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев, воспитание культуры труда.

1. Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой «дымковский конь»;

2. Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска пластилина, передавая особенности формы, пропорций и деталей;

3. Закрепление умений использовать приемы лепки (вытягивание, защипывание, кручение, примазывание) для создания выразительного образа игрушки «дымковский конь»;

4. Развитие навыка самостоятельности анализа действий;

5. Привитие умения вести работу аккуратно и самостоятельно, воспитание чувства уважения и сопереживания к работе участников. Доставить удовольствие себе и окружающим

Оборудование:

наглядный ряд: постановка из дымковских игрушек на столике; набор открыток; таблицы с крупным изображением игрушек, инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня»;


Инструменты и материалы: скульптурный пластилин koh - i - nor ; пластиковые стеки; деревянные ножички, пилочки; тряпочки для уборки рабочих мест; пластиковые подставки или фанерки.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

– Сегодня у нас необыкновенный мастер-класс, мы будем создавать небольшую скульптуру маленького чудо-коня. Работать будем внимательно и аккуратно, чтобы он получился действительно сказочным.

- Посмотрите: какие инструменты нам подходят для работы?

(Столы поставлены по кругу; в центре на отдельном столике наглядность – образцы игрушек; на стенде инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня».)

-А сейчас, когда мы уже готовы к лепке, я расскажу историю о том, откуда взялся и откуда прискакал к нам вот этот конек.


- Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, рассказать вам одну удивительную историю.

Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки в виде фигурок, близких к природе: кони, птицы, козлы, бараны, а также в виде сказочного существа – полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормильцев» («кормилок»), «водоносок», «птичниц».

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Кирова (бывшая Вятка).

Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины местные мастерицы, игрушки распродавалась на празднике проводов зимы – Масленице. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля игрушками, выпечкой, шум, свист, гармонь и пение.

Игрушки у дымковских мастеров умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.

- Все это символизировало приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему веселью взрослых людей.

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Посмотрите на игрушечного конька; он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.

Сегодня мы будем лепить одну из дымковских игрушек. Дымковский конь.

1. Практическая часть

Приступаем к работе в нашей скульптурной мастерской.

Краткое описание:

- Вместо глины мы используем пластилин. Давайте его согреем.

- Берем палочку пластилина и сгибаем его, делаем яичко. Мнем двумя руками, катаем на дощечке.

- Вот яичко готово.

- Отделяем деревянным ножичком или стекой третью часть яичка – это для головы и груди. Из остальной части делаем полоску с двух сторон колбаску.

- Затем разрезаем стекой колбаску с двух сторон на 1/3 длины и загибаем вниз получившиеся две ножки передних и две ножки задних.

- Округляем ножки, утончаем копытца.

- Сзади прилепляем крученый из двух коротких тонких колбасок хвостик. Туловище готово.

- Теперь голова с шеей и грудкой.

- Раскатываем колбаску и с одного края утончаем и изгибаем – это голова.

- К ней приделываем уши.

- С утолщенного края слегка приплющиваем конец и подводим между передними ножками, приглаживаем, придаем гордую посадку голове. Конь гордый, богатырский, он помощник человека и в труде, и в бою. Он должен быть гордым и красивым, как и люди, которым он служит, которые навеки запечатлели его красоту в игрушке и донесли её до нас.

- Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву; её сделаем их двух жгутиков, скрученных между собой.

Вот и готов наш конь!

Последовательность лепки дымковского коня по частям из пластилина.

Уникальный человеческий инструмент – рука. Пальцы кисти, плоскость ладони и даже ногти помогут вам в изготовлении высокохудожественных изделий. Поэтому в основе пластики лежат простейшие фигуры, которые можно слепить руками. Главная часть любого изобразительного искусства – композиция. Так и при репке из глины нужно разобрать представленную мысленно будущую фигурку в виде совокупности композиционно совмещенных простейших геометрических фигур: шара, цилиндра, параллелепипеда и прочих.



Будущий конь может быть представлен в виде овального туловища и головы, цилиндрической шеи и ног. В ладонях несложно скатать такие фигуры, не забывая соблюдать примерные пропорции. Конечно, в декорировании часто применяются различные несоразмерности, но и они в пределах разумного.



Итак, мы имеем несколько деталей от коня. Это похоже на конструктор, только соединяются детали примазыванием. Соедините последовательно туловище, шею, голову и ноги. Старайтесь примазывать качественно, чтобы не наблюдалось трещин. Следите за чистотой рук – кожа должна чувствовать материал и не оставлять грубой шероховатости. Для этого намочите тряпочку в воде и вытирайте пальцы время от времени.



Уже на этом этапе получился грубый полуфабрикат, напоминающий какого-то животного. Следующим шагом будет более качественное заглаживание и придание более конкретной конечной формы – задание поворота головы, наклона шеи, постановки ног. К голове нужно приделать небольшие ушки. Сделать это можно защипыванием глины головы или примазыванием конических деталей, заготовленных заранее.



Когда заглаживание выполнено, нужно детализировать игрушку. Для начала выполним седло – необходимый для всадника атрибут. Седло изготовим из деформированного шарика, который сначала расплющили в лепешку или таблетку, а затем изогнули, как нам надо. Примазать седло не представляется возможным без его деформации, которая может испортить вид. Воспользуемся нехитрым способом – клеем. Нет, не ПВА. В качестве клея у нас будет вап - жидкая глина. По консистенции как сметана, вап способен приклеивать небольшие детали. Для этого нанесите его небольшое количество на деталь и прижмите к основной фигуре. После высыхания седло прочно приклеится к коню.



Все же конь недостаточно характерно проявился даже с седлом и выглядит лысовато. Для коня гордость – грива, кто-то может со мной не согласится, но мое мнение, что именно развивающаяся грива прекрасно характеризует это статное животное. Гриву выполним в виде перевивающихся тонких жгутиков. Получается веревочка. Приклеить ее тоже нужно на вап.



Коню не хватает еще хвоста. Выполняется он, как и грива и пускается для надежности по одной из ног. Как и гриву, я вывел хвост на правый бок коня, имитируя движение, вызванное дуновением ветерка.



Сушить изделие, если делаем его из глины, нужно равномерно, не допуская попадания прямых солнечных лучей и влияния отопительных прибором. При неравномерной сушке возможно коробление и образование трещин.



2. Подведение итогов:

- Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров!

Проводится выставка работ участников.

Источники информации :

Рекомендуемая литература:

1. Богуславская И. Я. «Дымковская игрушка», 1988 г.;

2. Величкина Г., Шпикалова Т. «Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства», 2006г.;

3. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством», 2003 г.

Дымковская игрушка Лошадка из пластилина

Поделки из пластилина

Дымковская игрушка Лошадка из пластилина

Дымковская игрушка символизирует радость и жизненную силу. Поэтому при ее создании используются только яркие цвета. Дымковская игрушка «Лошадка» из пластилина слеплена в сегодняшнем мастер-классе, придерживаясь канонов дымковской игрушки.

Для создания такой лошадки приготовим:

Основную заготовку для нашей лошадки мы выполним из белого скульптурного пластилина. Такой материал продается в брикетах различной массы и бывает мягким или твердым. В нашей поделке мы используем мягкий скульптурный пластилин. Если же он твердый, то предварительно его можно подержать в горячей воде. Из этого белого пластилина формируем основу для будущей дымковской лошадки.

Основа для будущей дымковской лошадки.

Затем приглаживаем поверхность пальцами, придаем окончательную форму.

Придание формы

Теперь берем красный пластилин и скатываем из него пару небольших шариков.

Пара шариков из красного пластилина

Вылепливаем из них заготовки треугольной формы.

Заготовки треугольной формы

Поверх них закрепляем заготовки из золотистого пластилина. Это будут ушки лошадки.

Ушки лошадки

Закрепляем их на голове.

Закрепление ушек на голове лошадки

Для копыт готовим 4 шарика из черного пластилина.

4 шарика из черного пластилина

Закрепляем их в нижней части ног.

Изготовление копыт

Пластилин этого же цвета используем для создания мордочки.

Оформление мордочки черным пластилином

Займемся созданием гривы. Для этого скатываем пару жгутиков из черного пластилина.

Пара жгутиков из черного пластилина.

Начинаем перекручивать их между собой.

Перекручивание жгутиков

Такая заготовка для гривы получилась.

Заготовка для гривы

Закрепляем ее сзади на голове.

Прикрепление гривы

Для создания хвоста делаем подобную заготовку. Используя более толстые жгутики. Но предварительно заготовку скручиваем в колесо.

Заготовка для хвоста

После этого закрепляем на лошадке.

Дымковская игрушка лошадка из пластилина. Закрепление хвоста

Делаем глазки. Для этого снова используем черный пластилин.

Дымковская игрушка лошадка из пластилина. Изготовление глазок

Теперь займемся украшением нашей поделки. Для этого готовим небольшие шарики красного пластилина.

Дымковская игрушка лошадка из пластилина. Небольшие шарики красного пластилина

Аккуратно приплющиваем их пальцами и сразу же закрепляем на лошадке.

Дымковская игрушка лошадка из пластилина. Прикрепление красных шариков

Рядом добавляем кружочки желтого цвета меньшего размера.

Дымковская игрушка лошадка из пластилина. Кружочки желтого цвета меньшего размера

Таким способом оформляем всю поделку. Наша дымковская игрушка «Лошадка» из пластилина готова.

Мастер-класс по лепке «Дымковская лошадка»

В продолжение моих "Дымковских барышень", предлагаю Вам следующий МК. Данный мастер-класс подходит как воспитателям детских садов, так и для родителей. идею позаимствовала на просторах интернета. Надеюсь вам понравиться.

Для работы нам понадобиться пластилин или глина, гуашь или акриловая краска, кисти, клей ПВА, акриловый лак, мука. Лепила лошадку по следующей схеме :

1 этап: из скульптурного пластилина по схеме лепим туловище, ноги, шею и голову будущей лошадки.


Делаем из двух жгутиков гриву и хвостик, на голове маленькие ушки.


2 этап: Обсыпаем лошадку мукой, чтобы гуашь не скатывалась. Оттряхиваем муку с помощью кисти.


3 этап: покрываем лошадку белой гуашью, а ушки, гриву и хвостик – чёрной.


разукрашиваем лошадку гуашью на своё усмотрение. Можно взять за образец дымковских.


Вот такая лошадка у меня получилась. надеюсь, что и у Вас всё получится. Желаю успехов.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Дымковская кукла «объемная» (мастер-класс)

Дымковская кукла «объемная» (мастер-класс) Мне всегда интересно дать детям что - то новое отличное от традиционного рисования. Задачи: • Закреплять умение детей расписывать узором.

Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Дымковская лошадка»

Конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Дымковская лошадка» Задачи: 1. Образовательные: продолжать знакомить детей с народным промыслом – глиняная Дымковская игрушка. 2. Развивающие: развивать художественный.

Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» (старшая группа)

Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» (старшая группа) Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» Цель : Познакомить детей.

Конспект НООД по рисованию в старшей группе «Дымковская лошадка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 83 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г. О. САРАНСК УТВЕРЖДАЮ Заведущая МДОУ.

Мастер-класс «Цветочная лошадка-качалка»

Мастер-класс «Цветочная лошадка-качалка» Хочу показать небольшой мк по шитью лошадки-качалки, которую я сшила для своего маленького сынишки. Лошадку я решила сделать цветочную,.

Мастер-класс для родителей «Дымковская игрушка»

Мастер-класс для родителей «Дымковская игрушка» Автор: Бакулина Н. И., Малыгина Т. Ю. Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров. Задачи: - обогащать знания родителей.

Мастер-класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс «Дымковская барыня» Предлагаю вашему вниманию изготовление объёмной дымковской игрушки. Для изготовления игрушки необходимы: бумага, карандаш простой,.

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию детей на занятии по изобразительной деятельности «Дымковская лошадка»

Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию детей на занятии по изобразительной деятельности «Дымковская лошадка» Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны,как березки, Кружочки,клеточки,полоски- Простой,казалось бы узор, Но отвести.

Мастер-класс по изготовлению объемной елочной игрушки «Лошадка»

Мастер-класс по изготовлению объемной елочной игрушки «Лошадка» Цель: - развитие мелкой моторики; - развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов.

Описание: данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы, педагогов, родителей и просто творческих людей.

Назначение: пополнение Центра творчества в группе, игрушка на выставку.

Цель: изготовление дымковской игрушки-лошадки.

- учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки;

- закреплять умение выполнять работу по образцу;

- развивать мелкую моторику рук, творческие способности;

- воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному

Для работы нам понадобится:

- заранее изготовленное тесто для лепки;

- сухая и сырая тряпочки

- ёмкость с водой

-пластиковая пластина для лепки.

Ход работы: пошаговый процесс изготовления.

Для лепки используем конструктивный (лепим из отдельных частей) и пластический способы.

1. Делим наш комок на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.

2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.

3. Из маленького комка пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем тесто вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.

4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.

5. Из большого куска делаем четыре столбика, расширяющихся кверху.

6. На верхней части ног делаем косые срезы для лучшего скрепления с туловищем.

7. Примазываем ноги к туловищу, тщательно сглаживая места соединения влажными пальцами рук.

8. Из двух самых маленьких комочков делаем уши (форма конуса).

9. Примазываем уши к голове.

10. Из третьего, самого маленького комочка глины, раскатываем два маленьких жгута.

11. Переплетаем их между собой. Получилась грива.

12. Плотно прижимаем гриву к голове и шее, примазываем.

13. Из четвёртого,самого маленького кусочка, делаем два тоненьких жгута, аналогично переплетаем и сворачиваем в кольцо. Получился хвост.

14. Затем примазываем хвост к задней части туловища.

15. Фигурку лошадки тщательно сглаживаем сырыми пальцами, даём высохнуть дней пять.

Фотоотчет «Лепка композиции из глины по мотивам дымковской «няньки»» в подготовительной группе

Фотоотчет «Лепка композиции из глины по мотивам дымковской «няньки»» в подготовительной группе В старшем дошкольном возрасте, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Лепка из глины – один.

Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки»

Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки» Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней.

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки»

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки» Апрель. 1 неделя Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка» (По дымковской игрушке) Программное содержание: учить лепить предмет,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект ООД «Лепка по мотивам Филимоновской игрушки «Петушок» в старшей группе

Конспект ООД «Лепка по мотивам Филимоновской игрушки «Петушок» в старшей группе Цель: учить детей лепить филимоновского петушка из пластилина, передавая характерные особенности игрушки. Задачи: Формировать представление.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет. В наши дни дымковская игрушка по праву считается.

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.

Мастер класс по лепке и росписи дымковского коня

глина сухая, стакан, миска, для разведения глины, тряпочка, клей ПВА, краски гуашевые: белила, красного, желтого, синего или голубого, чёрного цветов, ватные палочки, кисточка, стека.

1. Для изготовления дымковской лошадки нам понадобится глина.

2. Сухую глину разводим водой до получения однородной массы.


3. Если глина слишком вязкая, заворачиваем ее в х/б ткань. Ткань впитает лишнюю влагу.




4. После того, как глина приобрела нужную консистенцию (не липнет к рукам) можно приступать к изготовлению лошадки.


5. Берем кусок глины, визуально делим на 4 части,1/4 часть отламываем для головы, остальное туловище.


С двух сторон туловища делаем надрезы для ног.


6. Формируем туловище с ногами-копытами.


7. Формируем голову с шеей.


8. Соединяем голову с туловищем приемом примазывания.



9. Из двух маленьких кусочков глины катаем жгутики-колбаски, перекручиваем. Это грива и хвост.



10. Соединяем гриву с головой,хвост с туловищем приемом примазывания.


11. Маленькие треугольники -ушки примазываются к голове. Готовая лошадка должна высохнуть. Для этого нужно несколько дней.


12. После того как лошадка высохла, приступаем к росписи. Для этого понадобится гуашь, вода, клей ПВА, кисть.


13. Белую гуашь смешиваем с клеем, для того, чтобы наша лошадка не пачкалась в руках. Покрываем лошадку белой гуашью, кроме гривы и хвоста.


14. Черной гуашью с клеем покрываем гриву, хвост и копыта.


15. Для росписи лошадки также можно использовать тычки-ватные палочки.

16. Для узоров берем синюю, красную, желтую гуашь. Украшаем лошадку кругами.



17. Не забываем украсить ушки и глазки.

18. Наша дымковская лошадка готова. Ее можно использовать для игры, рассматривания на занятиях, в индивидуальной работе.

Мастер-класс для родителей «Хохломская и Гжельская росписи» Мастер-класс для родителей средней группы «Калинушка» «Диво дивное, чудо чудное». Приобщение родителей к истокам народного искусства. Гжельская.

Презентация «Мастер-класс по лепке «Пингвин» Предлагаю вашему вниманию легкий способ лепки, подойдет для любого возраста ребенка. Для этого вам понадобится: Пластилин (белый,черный,красный.

Мастер-класс по лепке из соленого теста

Мастер-класс по лепке из соленого теста Соленое тесто для лепки представляет собой пластичный и очень податливый материал из муки, соли и воды. В этом сочетании он может принимать.

Мастер-класс по лепке «Пингвин» Предлагаю вашему вниманию интересный способ лепки, который подойдет для детей старшего и подготовительного возраста. Для этого вам понадобится:.

Мастер-класс по росписи колокольчика

Мастер-класс по росписи колокольчика Мастер-класс по росписи колокольчика. Цареградская Анна Сергеевна. Каменск-Уральский - колокольная столица Урала. Каменск считается «колокольной.

Мастер-класс по росписи матрёшки в стиле искусства родного края

Мастер-класс по росписи матрёшки в стиле искусства родного края Я работаю воспитателем в детском саду № 1 п. Палех. Мои воспитанники – дети подготовительной группы, возраста 6-7 лет. Это взрослые, самостоятельные.

Мастер-класс «Роспись разделочной доски по мотивам городецкой росписи»

Мастер-класс «Роспись разделочной доски по мотивам городецкой росписи» Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками.

Читайте также: