Дымковская игрушка мастер класс для детей

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект мастер-класса Дымка.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.ШАХТЕРСКА

УГЛЕГОРСКОГО муниципального района

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов

«Народный художественный промысел – дымковская игрушка»

Педагог дополнительного образования

Максюта Зинаида Карловна

пгт Шахтерск 2017г.

Тема: «Народный художественный промысел – дымковская игрушка»

Цель : расширение знаний педагогов о народном художественном промысле - дымковской игрушке, побуждение к народным традициям.

- расширить знания педагогов о – народном промысле дымковская игрушка;

- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;

- побуждать интерес и уважение к народным промыслам, к традициям;

- рекомендовать для дальнейшего использования в своей работе.

Тип занятия: мастер-класс

Оборудование :

для педагога - мастера : проектор, книги с иллюстрациями о народном творчестве, игрушки дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы, игрушки, предметы быта других народных промыслов, таблица с элементами дымковской росписи, народная музыка.

Для участников : таблицы «Элементы дымковской росписи» ( приложение 1,2,3), размер 1/2 А 4 альбомный лист (для каждого участника), заготовки – игрушек дымки ( барышни, лошадки, козлики, барашки), для росписи, белила, наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.

1. Организационный момент. ( слайд 1)

Хочу с вами поделиться опытом своей работы как я с помощью народного декоративно- прикладного творчества воспитываю интерес и уважение к художественным промыслам нашей страны. В связи с возрождением интереса к народным промыслам, у нас в районе прошел мастер-класс на тему «Русско – славянский орнамент в росписи», в котором три педагога с нашего ДДТ приняли участие (слайд 2).

В декабре 2016 г. я приняла участие в районном мероприятии «Город мастеров» в рамках региональной инновационной площадки с мастер-классом «Роспись Дымковской игрушки», участниками которого были дети из ДДТ Шахтерска, Углегорска, села Никольского (слайд 3,4).

Для стимулирования интереса у детей к декоративному рисованию, я в свою программу «Изобразительное творчество» я внесла изменения: увеличила количество часов в блок «декоративное рисование» и ввела занятия по лепке.

Новизной программы стали лепка и роспись народных игрушек из глины и соленого теста, до этого мы расписывали плоскостные игрушки.

(слайд №5 Лепка № 6 «Конкурсы»)

Актуальность программы заключается в том, что дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и уменмя в различных ситуациях, приобщает детей к народным промыслам нашей страны.

(слайд 7, 8 дети на занятиях)

Предлагаю посмотреть мини выставку детских работ и рисунков «Народные умельцы».

- Какие виды народных промыслов вы знаете? А можете ли вы один промысел отличить от другого? (показываю иллюстрации росписей и игрушек ответы педагогов - городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская, филимоновская, палехская миниатюра, богородская игрушка…).

Обращаю внимание на стол с игрушками (дымковская игрушка), послушайте стихотворение:

Игрушки эти не простые,

Они волшебно – расписные!

Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор!

- Как называется эта игрушка? (дымковская).

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, а именно о дымковской игрушки и я познакомлю вас с элементами росписи этой игрушки, проведу с вами мастер- класс.

Рассматриваем, описываем игрушки.

Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем. На его груди сияет круг - символ солнца.

Приглашаю сесть за столы.

Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».

Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г.Киров)

Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой и каждый день топились печи. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Почему «Свистунья», думаю, что вы догадались (потому что первоначально дымковская игрушка была свистулькой).

- Представте, что сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку. (слайд 9)

Эти игрушки дети моего объединения слепили для нашего мастер-класса, выберите себе игрушку и будем ее расписывать. Предлагаю вам сначало забелить игрушку (покрыть белой краской). Пока игрушка будет подсыхать, мы рассмотрим таблицу.

Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».

- Посмотрите, как красив дымковский узор.

Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).

Разбор таблицы (Приложение №1,2).

- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетаюжий с гладкокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор). Работаем по таблице 1, 2 (см. приложение)

Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

o круги – означали солнце,

» волнистые линии – небо,

· маленькие кружочки – семена,


· круг с серединкой – звездочкой – солнце.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.

- Давайте вспомним , что такое орнамент? (ответы)

Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…

- Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).

- Что такое тычок? (ответы ).

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а так же можно использовать обратную сторону кисточки.

Народные мастера узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. И мы с вами попробуем работать без карандаша. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.

3. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.

Т.Б. Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы с гуашью, с кисточками, тычком (для каждой краски свой тычок). (Ответы)

Под руководством педагога приступают к росписи игрушки.

Прежде чем расписывать игрушку, поупражняйтесь на листе бумаги.

Начинают роспись игрушки с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого ( Приложение 3 «Символы и значение цвета» (слайд 10).

- Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы.

- Кистью работайте свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть.

- Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.

- Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.

Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.

- Не беда, если круги и полосы получаются неровные.

4. Физминутка.

Русская народная игра «Звонарь» (звучит музыка)

Встали в круг . По считалке выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили - дон, дили - дон, дили-дон,

Отгадай откуда звон…

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока. Так игра продолжается, пока сзади не окажется 4-6 человек. Остальные играющие оставшиеся в кругу хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончание музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.

Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение.

5. Итог занятия.

Выставка и анализ работ.

- Расскажите о своих работах. Почему вы выбрали именно такой узор?

- Какую игрушку вы расписывали? (дымковскую)

- Чем отличается дымка от других росписей?

- Что нового, интересного вы узнали о народных прмыслах?

- Какие чувства вы испытывали? (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну…)

- Какие трудности испытывали?

- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?

Работы вам на память.

РЕКОМЕНДАЦИИ

(Слайд 11, 12) Сохранение традиций зависит от нас, чтобы народные промыслы не умирали, предлагаю вам внести в свои программы дополнение, блоки о народных промыслах - изучение песен, танцев с детьми, шитье костюмов или использование некоторых элементов в своих работах. Таким образом вы будите расширять знания детей, продолжать воспитывать интерес к народным промыслам нашей страны. (слайд 13, 14, 15)

Эти вещи, словно диво,

Нынче в гости к нам пришли,

Чоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо- люди, мастера!

(слайд 16) Спасибо, до свидания.

1. 2.Орлова Л. В. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись.» Москва. Мозаика-Синтез.2005г. стр.16.

3.Рондели Л.Д. « Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр.143.

4. Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные художественные промыслы» Москва Просвящение 2010г стр. 226.

Приложениие 1

«Элементы дымковской росписи»


Приложение 2

«Элементы дымковской росписи»


Приложение № 3

«Символы и значение цвета»

Зеленый связан с понятием жизни, символизирет природу, землю, пашню.

Солнечные знаки - круг с пересекаемыми линиями.

Лунные - пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пересечения треугольниках.

Точки в круге или чередующиеся с кругом - знак семян и зародышей

Ромб - знак плодородия.

Прямая линия и сверху волнообразная -небо с облаками,если небо дождевое, с каплями то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом.

Белый - всегда был связан с понятием нравственной чистоты,правды и добра

Черный - говорит о горе, неправде, зле.

Красный - не только символ огня, но и красоты,силы, славы,здоровья.

Голубой - небо.

Две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях - мать земля сыра и зерна в ней.

Дымковская игрушка - один из самых старинных русских народных глиняных художественных промыслов, более четырехсот лет. Возник в заречной слободе Дымково.

Дымковская игрушка - это ручная работа. Перед тем, как ребята начали создавать, каждый свою неповторимую игрушку, я рассказала им о истории дымковской игрушки, о процессе изготовления,о том, что обозначают узоры на игрушках, показала картинки. И вот работа началась. Должна сказать, что нет ничего интересней и увлекательней, чем создавать что-то своими руками. Работа конечно кропотливая, но когда все было закончено, дети были в восторге.

Чтобы сделать такую красоту с детками, нам понадобиться верхушка пластиковой бутылки, пластилин, гуашь, кисть. И можно приступать к работе.

Берем пластиковую бутылку с крышкой.

Обмазываем пластилином. Внешний вид дымковской барышни выражает ее достоинство и величие. У нее пышная юбка, на голове всегда кокошник или модная шляпка.

Приступаем к покраске изделия. Узоры на дымковских игрушках не простые. Волнистая линия ассоциируется с рекой или водой, клетки напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Ну вот и все, наши красавицы готовы!

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина Хочу немного рассказать, как мы с детьми знакомились с яркой, самобытной дымковской игрушкой. Работаю с детьми 2 младшей группы. И впервые.

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки Вот и наступил первый день зимы. И значит, настала пора готовиться к празднику "Новый год". Готовить подарки. В нашей семье принято готовить.

Мастер-класс по изготовлению игрушки-ловишки «Пчелка». Бильбоке

Мастер-класс по изготовлению игрушки-ловишки «Пчелка». Бильбоке Игрушка-ловишка "Пчелка" Нам понадобится: Бутылка пластиковая 1,5 литровая,баночка от киндер-сюрприза,цветная бумага, шнурок, изолента.

Мастер-класс по изготовлению объемной игрушки «Вертолёт»

Мастер-класс по изготовлению объемной игрушки «Вертолёт» Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению объёмной игрушки - "вертолёт" Мне не надо шоколадку, А верней она не в счет. Приготовил.

Мастер-класс по изготовлению развивающей игрушки

Мастер-класс по изготовлению развивающей игрушки Мастер-класс по изготовлению развивающей игрушки "Свинка". Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей.

Мастер-класс по изготовлению вязаной игрушки «Миньон»

Мастер-класс по изготовлению вязаной игрушки «Миньон» Мастер - класс по изготовлению вязаной игрушки «Миньон». Бенько Ольга Евгеньевна. Мое хобби вязание! Хорошо вяжу и спицами и крючком. Очень.

Мастер-класс по изготовлению вязаной игрушки «Светофорик»

Мастер-класс по изготовлению вязаной игрушки «Светофорик» Хочу поделиться своей новой работой, которую можно использовать в качестве пособия на занятиях по ПДД. Необходимые материалы и инструменты:.

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс)

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс) Изучив все этапы изготовления глиняной игрушки, приступаем к работе. Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело интересное. Но в.

Мастер-класс «Дымковская игрушка»

Я хочу вам предоставить мастер-класс по созданию дымковской игрушки из бросового материала. Может это для кого-то звучит немного не корректно. Но многие воспитатели знают, как сложно обстоят дела с наполнением развивающей среды в области декоративно-прикладного искусства (предметами).

Дымковская игрушка – это народная игрушка, ее лепят руками из красной глины, перемешанной с речным песком. Она хрупкая и дорогостоящая вещь. Она привлекает к себе внимание детей своей яркостью, необычностью. Выставляется она зачастую для антуража, и дети рассматривают вблизи только вовремя занятия, но на это отводиться мало времени.


Для этого нам понадобиться время, желание, обрезанная пластиковая бутылка и старый, отработанный пластилин, акриловые краски. К концу года в группах накапливается много смешанного пластилина.


Для начала обмазываем горлышко бутылки и формируем шею. Затем катаем голову и крепим на шею. На голове создаем образ, крепим головной убор, волосы, можно серьги. Отдельно катаем колбаски – это руки, украшаем рукава воланами, крепим к туловищу. По юбке пускаем волан. Для крепления волана я использовала тонкий конец кисти и зубочистку.


Всю поделку покрываем мукой жесткой кистью.


Затем покрываем основой, белой акриловой краской.



А теперь самое приятное действие, рисуем лицо, наносим рисунок на наряд.


По этой же технологии я создала мезенский колокольчик.

Дымковская барышня. Мастер-класс

Дымковская барышня. Мастер-класс Автор работы: Уткина Галина Владимировна, воспитатель. муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного.

Дымковская роспись. Мастер-класс «Юбка для барышни»

Дымковская роспись. Мастер-класс «Юбка для барышни» Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер- класс по Дымковской росписи. Выполняли работу детки с ОВЗ из подготовительной группы. Для.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка»

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка» Мастер-класс для детей дошкольного возраста. «Дымковская игрушка птичка-свистулька» .Часть 1. Лепка. Автор: воспитатель Суханова Анна Андреевна.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись»

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись» Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись. Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ.

Мастер-класс «Дымковская роспись». Вторая младшая группа

Мастер-класс «Дымковская роспись». Вторая младшая группа Уже, начиная, с младшей группы мы знакомим детей с русским народным творчеством. Сегодня я хочу вам рассказать и показать, как у нас проходят.

Мастер-класс по лепке «Дымковская лошадка»

Мастер-класс по лепке «Дымковская лошадка» В продолжение моих "Дымковских барышень", предлагаю Вам следующий МК. Данный мастер-класс подходит как воспитателям детских садов, так.

Мастер-класс «Поделка из солёного теста «Дымковская барышня»

Мастер-класс «Поделка из солёного теста «Дымковская барышня» Мука и соль смешиваются в пропорциях 1:1 или 2:1 (мука, соль). Важная деталь – соль берите Экстру, при добавлении крупной тесто может рассыпаться.

Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа) Паспорт проекта Название проекта: «Дымковская игрушка» Вид проекта: Информационно-творческий База проекта: МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок».

Рисование в подготовительной группе «Дымковская игрушка»

Рисование в подготовительной группе «Дымковская игрушка» Добрый день, коллеги и посетители моей странички. Сегодня в нашей группе мы с ребятами проводили беседу на тему "Что можно сделать из глины?".

Занятие «Дымковская игрушка» Занятие в старшей группе на тему: Дымковская игрушка. Цель: Закрепить знание детей о дымковской игрушкой и познакомить с профессией художник.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Совместный мастер-класс для родителей с детьми в подготовительной группе на тему: «Чудо расписное. Дымковская игрушка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков по работе с пластилином: рисование пластилином (размазывание), скручивание, скатывание, вытягивание, заострение, сплющивание и т.д.

Назначение: подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров.

Задачи для воспитателя и родителей :

1. Создать атмосферу творческого взаимодействия родителей с детьми.

2. Способствовать созданию условий речевого общения, диалога с детьми .

3. Познакомить с традициями дымковской глиняной игрушки .

4. Познакомить с характерными элементами дымковской росписи.

1. Закреплять знания детей о дымковской глиняной игрушке .

2. Закреплять умения детей по работе с пластилином в технике «пластилинография» (рисование пластилином)

3. Формировать умение творчески работать совместно с родителями.

4. Прививать уважение и интерес к народному искусству , художественный вкус, стремление к творчеству.

5. Развивать детское воображение, фантазию.

Оборудование и материалы : дымковские игрушки , готовые шаблоны дымковского козлика (2 вида) из плотного картона, пластилин мягкий («Кроха»), стеки, дощечки для пластилина, влажные салфетки, стразы самоклеящиеся., готовый образец для работы (дымковский козлик разрисованный в технике «пластилинография».

hello_html_m5a67b304.jpg

Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители ! Я очень рада видеть вас в нашей группе ! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие, интересное и такое же полезное.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Немного из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

hello_html_m20a284ba.jpg

- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц ! А кого будем расписывать - вы мне скажете сами.

Послушайте загадку и скажите мне, о ком или о чем идет речь?

С бородой, а не мужик

С рогами, а не бык.

С пухом, а не птица.

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Козлик)

- Из чего делали дымковскую игрушку? (Из белой глигны)

- Какие цвета использовались при росписи? ( контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги, яркую многоцветную роспись (4-8 цветов) . В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики)

- Какие элементы используются в росписи? (простейшие геометрические элементы : кружки, кольца, полоски, змейки, причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи)

- Что символизируют узоры и цвета в таких игрушках? ( В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Игрушкам приписывали магическую силу. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые , связанные с природой.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб . Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать - земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага .

- Молодцы, ребята! А теперь, можно приступить к работе. Напомню, что в среди игрушек таких, нет ни одной повторяющейся, все игрушки индивидуальные, отличаются своей непохожей красотой.

Напоминаю ребятам, а родителей знакомлю с основными приемами работы в технике «пластилинография». Готового козлика предлагаю дополнить красивыми блестящими элементами в виде самоклеящихся страз.

Сегодня Вы узнали об истории создания и приёмах росписи дымковской игрушки . Проявили интерес к традиционной культуре народа-расписали дымковского козлика. Давайте посмотрим, какие козлики сегодня получились.

Оформляем выставку из работ.

Все игрушки не простые,

А нарядно – расписные,

Белоснежны как березки –

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

hello_html_m65fa44fb.jpg

Даша с мамой терпеливо трудятся над своим козликом)

hello_html_176ea9b9.jpg

Сонечка с мамой и сестрёнкой)

hello_html_266c97d3.jpg

hello_html_2c294821.jpg

hello_html_6414d07f.jpg

Чудо расписной козлик от Егора) Постарались на славу вместе с папой и мамой.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Мастер – класс «Дымковская игрушка».

Кагальницкий Центр творчества Азовского района Ростовской области.

Педагог Абашкина Е.Н.

Цель : Приобщение к эстетике народного промысла ДЫМКА.

Создать из глины образ «Барыни».

Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Яркие, забавные игрушки сделаны руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.

Дымковские игрушки просты, но своеобразны и выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию скульптора, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Введение. История промысла.

Дым идет из труб столбом, —
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, —
И село большое
Дымково назвали.

В слободе Дымково под Вяткой (ныне г. Киров) издавна существует русский народный художественный промысел.

В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.

Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Дымковская игрушка самый известный из глиняных промыслов в России.

Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

Даже кони приобрели яркий наряд.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.


Дымковская барыня вся в оранжевых, жёлтых, синих, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щечки алые горят,
Чудо как хорош наряд!

— Что же общего у всех этих игрушек?

Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Игрушке на этом празднике отводилось особое место. Разные свистульки: конь, баран, уточка, всадник …

— Как вы думаете, почему праздник назывался именно так?

Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполнялась свистом, а от этого праздник становился ещё веселей!

Спрос на такие игрушки свистульки был очень велик. Жители Дымковской слободы привозили ежегодно тысячи ярких глиняных игрушки в четвертую субботу после Пасхи на весенние ярмарки и базары в г. Вятку, куда стекался народ на праздничное гулянье.

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Создание дымковской игрушки – трудоемкое ручное производство. Очень много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной.


Среди мастериц народных бытует легенда, как рождается дымковская игрушка. Пока игрушка станет вот такой, она должна трижды родиться.

Технология изготовления.

Крестьяне вятской земли не могли купить детям дорогие игрушки, не было возможности их изготовления из дорогих материалов (парча, фарфор, шелк…)

Но зато было много глины, которая пластична, послушна и в руках мастера превращалась в шедевр. Для этого нужны незамысловатые инструменты: палочка-стека, совок-лопатка и умелые руки мастерицы.

Первый раз игрушка рождается, когда её вылепят из глины, она тогда коричневая, как шоколад и очень ломкая.

Чтобы игрушка окрепла её надо обжечь.

Но прежде её просушивают 2 недели при комнатной температуре.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Обжиг работ длится от 1 часа 30 мин. до 2 часов при температуре 450-480°. От сильного жара игрушка раскаляется. Теперь она вся черная, зато крепкая.

Так игрушка рождается во второй раз: проходит испытание огнём.

— А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете?

Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много.

Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Поэтому, чтобы она стала белой, её белили мелом, разведенном на молоке. Сейчас мастерицы её грунтуют — покрывают в 2-3 слоя густой водоэмульсионной краской.

Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Далее, по грунтовке «вживую», т. е. без предварительных эскизов, наносились узоры. А расписывали таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Краска кладется то более плотно, сочно, то жидким слоем, придающим рисунку особую «светлость».

И вот чудесным образом рождается дымковская сказка, сотворенная искусной рукой и щедрым сердцем мастерицы.

Так, игрушка рождается в третий раз, когда её раскрашивают.

Особенности дымковской росписи.

— Где расположен узор на дымковской игрушке?


Узор располагается на больших участках фигурки: на центральных и значимых.

Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

Как правило, роспись выполняют в такой последовательности:

· У фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом.

· Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

Мастерицы изобретательны в своих геометрических узорах, поэтому возможно создание множества вариантов использования очень простых геометрических элементов.

· волнистые, зигзагообразные линии;

· крупные и мелкие кружочки-горошины;

· кольца, точки и др.

— Обратите внимание, ребята, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

Ритм и чередование этих незамысловатых элементов, разнообразие цветовых композиций придают каждой игрушке индивидуальность и неповторимость.


Этапы лепки дымковской барыни

Главная особенность дымки — лепка фигурки из глины по частям.


Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Затем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку.

Этапы рисования дымковской барыни.

1. Построение вспомогательных пропорциональных линий.

(пунктир на слайде)

2. Рисование основных деталей барыни — голова, туловище, юбка.

(красный контур геометрических фигур на слайде)

3. Рисование дополнительных элементов — шея, талия, руки, шляпа.

4. Стирание вспомогательных линий.

5. Прорисовка мелких деталей, создающих индивидуальный образ барыни.

6. Роспись барыни.

Сейчас мы будем расписывать дымковскую барыню.

Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Так и вы изобразите каждый свою барыню по своему желанию и вкусу.

Я предлагаю вам сначала подумать немного о том, каким узором вы распишете свою барыню. Затем приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, старайтесь и лишнюю воду убирать с кисточки.

Читайте также: