Дымковская игрушка олень роспись

Обновлено: 30.04.2024

Продолжать знакомить детей с народным творчеством, закрепить представление о характере и особенностях дымковской игрушки, её росписи (кругами, точками, прямыми линиями, волнистыми линиями).

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти и ватными палочками на объемной форме.

Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

Оборудование: рисунки дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; гуашь, кисточки, ватные палочки, вода, салфетки, заготовки для росписи.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о происхождении дымковской игрушки, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке. Письмо с просьбой прислать глиняные игрушки для росписи.

Группа оформлена под мастерскую дымковских мастеров.

(Звучит русская народная музыка)

- Ребята, где же вы так долго ходите? Я вас уже заждалась, так хочется поделиться с вами новостью! Рассаживайтесь поскорее, вы помните, мы отправляли письмо в Дымково? А о чём мы просили в письме дымковских мастеров? (Чтобы они прислали нам дымковских игрушек).

- И у меня в руках письмо, пришло из Дымково оно!

«Дорогие ребята! Пишут вам мастера из села Дымково. Мы получили ваше письмо и с большой радостью спешим поделиться своим народным творчеством. Но высылаем вам по почте не готовые дымковские игрушки, а заготовки. Объясним почему, когда мастер расписывает игрушку, он превращается в художника! Он придумывает рисунок, подбирает цвета красок и поэтому, нет ни одной одинаковой игрушки. Мы хотим, чтобы вы почувствовали себя настоящими художниками и разрисовали сами своего олешка. Надеемся, что из вас получатся замечательные подмастерья. Удачи вам друзья!».

- Ребята, а вы знаете кто такие - подмастерья? (Нет)

- Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья).

(Словарная работа: хоровое и индивидуальное проговаривание слова).

- Что такое «заготовка»? (Подготовленная для росписи глиняная игрушка)

- Правильно, вот такие заготовки и прислали нам дымковские мастера.

- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, краски какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Красного, желтого, оранжевого, голубого, синего, зеленого, розового).

- Как, можно сказать про эти цвета? Это цвета какие? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).

(Выставляю фото с образцами цветов дымковской росписи).

- Какие элементы используются при росписи игрушек? (Кружки, точки, волны, полоски и т.д.).

(Выставляю фото с элементами дымковской росписи).

- Давайте представим, что у нас в руках кисточки и в воздухе прорисуем эти элементы: кружки, точки, волнистые линии и полоски рисуем сверху - вниз.

- Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку.

Итак, подмастерья, проходите на свои рабочие места, но перед началом работы надеваем фартуки, как настоящие подмастерья. Садитесь удобнее и приступайте к работе. Когда закончится музыка, мы немного отдохнем, а потом продолжим работу.

- Настроились? Тогда давайте творить чудеса.

(Самостоятельная работа детей за столами).

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх – вниз, вправо – влево

Гордо словно королева,

Кисточка пошла тычком,

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем

Мы рисуем: раз, раз….

Всё получится у нас!

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально).

Снова звучит музыка, дети заканчивают расписывать игрушки. По окончании работы дети выставляют свои изделия на столе.

- Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

- А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера!

И на память о нашей работе в мастерской я хочу подарить вам игру «Укрась Дымковскую игрушку». Всем большое спасибо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"

итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок.


Конспект НОД в младшей группе "Роспись Дымковской игрушки"

Итоговое годовое мероприятие, совместно с родителями.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).


Дымковская игрушка "Олешек" из пластилина в старшей группе

Давным - давно недалеко от города Вятки на берегу реки, жили в одном селе люди. Когда становилось холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи.Дым окутывал все крыши домов, да так, .


«Роспись дымковской игрушки. Олешек»

Роспись дымковской игрушки. Олешек»Программное содержание образовательной деятельности:Продолжать знакомить детей с народным творчеством, закрепить представление о характере и особенностях дымко.

Конспект занятия в старшей группе по пластинографии «Дымковская игрушка. Олешек»

Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".Цель:Знакомство с дымко.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать .

Образцы росписи дымковского оленя и лошадки для старших дошкольников

Знакомить дошкольников с дымковскими игрушками мы начинаем со второй младшей группы. Далее, в средней группе, расширяем представления детей об основных элементах дымковской росписи, знакомим с творчеством мастеров.

Старшие дошкольники более глубоко и широко познают основы дымковской росписи, как плоскостных игрушек, так и объемных. В этом возрасте дети раскрывают свои творческие способности, становятся маленькими мастерами в изготовлении и росписи дымковских игрушек. Они постигают дух народного творчества в процессе создания новых собственных творений, сохраняя традиции прошлого времени.

Копилка моих разработок по Дымке:

• коллекция дымковских игрушек, изготовленных собственноручно;

• памятки, консультации и рекомендации для родителей;

• дидактическое пособие «Дымковский цветок» (закреплять основные цвета, которые используют в творчестве дымковские мастера);

• дидактическое пособие «Дымковкие узоры»;

• образцы поэтапного рисования дымковского оленя, барышни;

• образцы росписи дымковских лошадок и индюков.

Старшие дошкольники прекрасно создают свои дымковские композиции узоров, опираясь на предоставленные образцы росписи дымковских игрушек.

Дидактическое пособие «Дымковский цветок»

Цель: познакомить детей с основной цветовой гаммой, которую используют дымковские мастера. Запомнить эти цвета и использовать в дымковской росписи.

Главное. Лепестки – красный, синий, зеленый, желтый – основные цвета для дымковской росписи. Середина белая - роспись на белом фоне, вся игрушка не раскрашивается. Черный и коричневый цвета используют в малом количестве. Иногда добавляют розовый и оранжевый цвет.


Поэтапная роспись дымковского оленя.






Образцы росписи дымковкой лошадки.





Памятка для родителей




Использование тематичесских заданий для ознакомления дошкольников с элементами хохломской росписи Современный период в российской истории и образовании – время смены ценност-ных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись дымковского индюка» Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Роспись дымковского петуха» Конспект Тема: «Роспись дымковского петуха». Программные задачи: 1. Учить рисовать ватными палочками, расписывать игрушку по мотивам дымковского.

Новогодняя инсценировка для старших дошкольников Инсценировка «Новогодний спор» Дело было в декабре, на хозяйском на дворе. Действующие лица: Петух, Свинка, Коза, Собака, Лошадь, Бык (это.

Образцы поэтапного выполнения росписи городецкой дощечки и солонки

Образцы поэтапного выполнения росписи городецкой дощечки и солонки Приветствую всех друзей и гостей любимого сайта! Недавно я знакомила вас с образцами поэтапного выполнения росписи цветов из городецких.

ООД по конструированию «Дом для оленя» (подготовительная к школе группа) Тема: «Дом для оленя» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная категория: 6-7 лет Цель: развитие конструктивной деятельности.

Викторина для старших дошкольников Викторина «Звездный час» - Сегодня, мы проведем интеллектуальное соревнование между 2 командами (в нашем случае - между 1-м рядом и 2-м.

Олень — один из самых часто встречающихся героев русской глиняной игрушки, традиционных росписей и даже обрядовой выпечки. Его рога всегда служили неким символом власти, могущества и одновременно астральным символом, связанным с культом плодородия. В отдаленные времена олень мог почитаться и как основатель и защитник рода. Каким же видели оленя мастера из разных уголков страны?

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).


Знаменитый центр производства филимоновских игрушек — деревня Филимоново в Тульской области.


Абашевская игрушка родом из приволжских селений (село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области), где в 1930-е годы была организована артель.

В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью игрушки стала роспись. Раньше мастера окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили кусочками сусального золота. А теперь основа изделия покрывается яркими масляными красками, а затем дополняется серебряной или золотой «оживкой». Та часть свистульки, которую берут в рот, не окрашена и имеет естественный розоватый цвет обожженной глины.


Романовская игрушка получила свое название от одноименного села, расположенного недалеко от Липецка. Позднее село поделилось на части. Та из них, к которой относят романовскую игрушку, стала называться село Троицкое.


В деревнях Каргопольского района Архангельской области издревле занимались гончарным промыслом. Отдыхая от однообразия горшков и крынок, гончары лепили игрушки.


Козули первоначально являлись национальным лакомством поморов (жителей Архангельской губернии), которые изготовляли их только на Рождество. В настоящий момент козули изготавливают в Архангельской и Мурманской областях, а также на Урале.


Петровская глиняная игрушка

Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области.


Промысел жбанниковской игрушки возник в начале XX века в деревнях Жбанниково, Рыжухино, Ромпино Городецкого района Нижегородской области. Центром изготовления игрушек традиционно считается деревня Жбанниково.

Местная глиняная свистулька «дудка» получила известность в 1930-е гг. Порой эти игрушку расписывают «под Хохлому». Главная особенность жбанниковских фигурок в том, что «основательное туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах».


Центр возникновения и производства — деревня Хлуднево Калужской области. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству. Мужчины делали керамические трубы, горшки, декоративную посуду, а женщины тем временем лепили игрушки и свистульки.

Почти все хлудневские игрушки — свистульки. Они снабжены свистком с несколькими отверстиями.

Кроме свистулек у хлудневских мастеров есть грематушки — полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига превращаются в звонкие шарики.


Кожлянская игрушка зародилась в деревне Кожля Курской области. Прежде всего, это игрушка-свистулька. Лепили ее с музыкальной части из Дроняевской синей глины. Если дымковскую игрушку мастера подбеливают, то кожлянскую — нет. Еще одна отличительная черта — на ней нет «налепов», то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку.


Олень - один из самых часто встречающихся героев русской глиняной игрушки, традиционных росписей и даже обрядовой выпечки. Его рога всегда служили неким символом власти, могущества и одновременно астральным символом, связанным с культом плодородия. В отдаленные времена олень мог почитаться и как основатель и защитник рода. Каким же видели оленя мастера из разных уголков страны?

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).


Знаменитый центр производства филимоновских игрушек - деревня Филимоново в Тульской области.


Абашевская игрушка родом из приволжских селений (село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области), где в 1930-е годы была организована артель.

В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью игрушки стала роспись. Раньше мастера окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили кусочками сусального золота. А теперь основа изделия покрывается яркими масляными красками, а затем дополняется серебряной или золотой "оживкой". Та часть свистульки, которую берут в рот, не окрашена и имеет естественный розоватый цвет обожженной глины.


Романовская игрушка получила свое название от одноименного села, расположенного недалеко от Липецка. Позднее село поделилось на части. Та из них, к которой относят романовскую игрушку, стала называться село Троицкое.


В деревнях Каргопольского района Архангельской области издревле занимались гончарным промыслом. Отдыхая от однообразия горшков и крынок, гончары лепили игрушки.


Козули первоначально являлись национальным лакомством поморов (жителей Архангельской губернии), которые изготовляли их только на Рождество. В настоящий момент козули изготавливают в Архангельской и Мурманской областях, а также на Урале.


Петровская глиняная игрушка

Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области.


Промысел жбанниковской игрушки возник в начале XX века в деревнях Жбанниково, Рыжухино, Ромпино Городецкого района Нижегородской области. Центром изготовления игрушек традиционно считается деревня Жбанниково.

Местная глиняная свистулька "дудка" получила известность в 1930-е гг. Порой эти игрушку расписывают "под Хохлому". Главная особенность жбанниковских фигурок в том, что "основательное туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах".


Центр возникновения и производства - деревня Хлуднево Калужской области. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству. Мужчины делали керамические трубы, горшки, декоративную посуду, а женщины тем временем лепили игрушки и свистульки.

Почти все хлудневские игрушки - свистульки. Они снабжены свистком с несколькими отверстиями.

Кроме свистулек у хлудневских мастеров есть грематушки - полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига превращаются в звонкие шарики.


Кожлянская игрушка зародилась в деревне Кожля Курской области. Прежде всего, это игрушка-свистулька. Лепили ее с музыкальной части из Дроняевской синей глины. Если дымковскую игрушку мастера подбеливают, то кожлянскую - нет. Еще одна отличительная черта - на ней нет "налепов", то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Открытое занятие «Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки - «Дымковский олень»

Воспитатель – Малахова Э.Р.

1. Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки) ; закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка) .

2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.

3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Материал: образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики - непроливайки.

-Ребята, посмотрите у меня в руках необыкновенный олень.

У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

-Что это за игрушка?

- Правильно, это игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые задумались: чем порадовать детей. Набрали на берегу глины и вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Если посмотреть на узор – он необычно прост:

Скажите, из каких деталей состоит узор?

Правильно – круги, линии, клеточки, точки, кольца. (Приложение1)

Мастера наносят узор точным уверенным движением гибкой кистью. Давайте вспомним, как нужно наносить элементы росписи – прямая линия наносится одним концом кисти (хвостиком, а другой смотрит в потолок; Напоминаю детям, как нарисовать круги (нарисовать контур круга слитным движением, потом закрасить его по форме или прямыми линиями, кольца и точки рисовать концом кисти, кисть держим тремя пальцами; а также точки можно рисовать тычком.

Воспитатель предлагает детям украсить оленя волшебными узорами по своему усмотрению: можно скопировать рисунок художника, а можно самому украсить оленя дымковскими узорами. Перед занятием проводится физминутка:

Между двух лесных дорог.

В этом тереме тетери

Захотели печь пирог.

Если любишь пироги

Дети приступают к выполнению задания. Во время работы воспитатель ходит и смотрит за правильность выполнения задания, при возникновение затруднения помогает.

В конце занятия разложить все работы на столе и рассмотреть их, оценит каждую работы. Обговорить с детьми, как украшен олень.

Какое настроение вызывают дымковские игрушки?

Из какого материала они сделаны?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются?

Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

Что тебе больше всего здесь понравилось?

Что особенного в этой работе?

Чем отличается от других эта работа?

Похвалить детей, особенно хорошие работы у..(имена).- молодцы.

(вновь привлекаю внимание детей и родителей к рассматриванию этих замечательных работ)

Читайте также: