Дымковская игрушка петух свистулька

Обновлено: 01.05.2024

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 1

Форма петушка интересна тем, что на мастер-классе идет ознакомление с разными техниками работы с глиной: лепка формы, приклеивание деталей, работа с инструментом для декорирования и пробивания отверстий для звука, плюс раскраска изделия, но это уже после сушки-обжига, то есть отдельный мастер-класс.

Что необходимо:

Рабочее место — небольшой столик, на котором можно поставить посудину с водой и 2-3 дощечки для пластилина.

Одежда — любая удобная, по сезону. Лучше, чтобы рукава легко было закачать или подтянуть. С рук глина мигом стирается, а с ткани придется оттирать или отстирывать. Для детей желательно фартук.

Материалы — гончарная глина, техническая вода (водопроводная).

Инструмент — дощечка для работы с пластилином; круглый деревянный профиль 1-2 см в диаметре (вроде ручки от шила); деревянная пичужка (узкая плоская палочка, сужающаяся к концу); зубочистка или палочка небольшого диаметра; корпус или заряд от ручки; узкий шпатель для замеса шликера из глины (можно стоматологический или что-то плоское); целлофановый пакет или крышка от косметических средств (если требуется долго хранить шликер); емкость для воды; кухонная губка; тряпка-полотенце.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 2

Основные этапы:

Вкратце схема изготовления выглядит так: катаем из глины шарик, надеваем его на палочку (грибочек), немного раскатываем корпус (стаканчик) и поднимаем головку птички. Далее снимаем заготовку с палочки, стягиваем открытый край и клеим хохолок. Затем пробиваем отверстия для формирования звука, декорируем и подписываем изделие.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 3

Итак, закатываем рукава и приступаем.

1. Отрезаем небольшой кусочек глины и катаем из него шарик. Небольшие неровности допустимы, но общая форма должна быть круглой.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 4

2. Кладем шарик в ладошку и надавливаем палочкой посередине. Нужно почувствовать через глину, что палочка уже близко, то есть толщина стенки будет до 1 см.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 5

3. Раскатываем край глины вдоль палочки, чтобы сделать из грибочка стаканчик. Важно, чтобы получилась более-менее ровная толщина стенок. Для этого достаточно раскатать совсем немного глины, удлиняя край на 1-2 см.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 6

4. Поглаживаем глину с небольшим нажимом в направлении одной точки. Сначала лучше вести большим пальцем в направлении указательного, зафиксированного вокруг выбранного места. Как только глина поднимается бугорком, можно сдавливать ее аккуратно уже двумя пальцами — большим и указательным. Задача — придать общие очертания шеи-головы.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 7

Нюансы: Рабочий палец увлажняем в мочалку, как только глина перестает гладиться и начинает отламываться или тянуться за пальцем. Если макать в воду, на поверхности будет грязь, а стенка пропитается влагой и ее будет труднее пробивать для свиста. Другая крайность — чересчур сухая глина. Если площадь прилегания руки (ладони) к глине большая, то масса нагревается и быстро отдает влагу. Чтобы избежать этого, лучше касаться поверхности изделия кончиками пальцев, время от времени макая их во влажную губку.

5. Вынимаем палочку. Если она прилипла, нужно охватить одной рукой заготовку, чтобы была максимальная площадь контакта, а другой взять палочку и вращать руки в разных направлениях — так меньше шансов деформировать общую форму.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 8

6. Закрываем камеру и прилаживаем хохолок.

Чтобы закрыть камеру, неподготовленному человеку сначала можно потренировать пальцы. Поставьте одну ладошку на край другой, чтобы пальцы смотрели прямо от вас. Ладони формируют чашечку, в нее можно положить губку и понажимать ее большими пальцами, удерживая их вместе (см. видео в конце, как это сделать).

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 9

Точно такими же движениями следует закрыть края стаканчика. Кладем его в ладоши дном к себе, а отверстием от себя. Начинаем понемногу сдавливать стенки от середины стаканчика, плавно его поворачивая. После первого круга пальцы смещаются ближе к дальнему краю и усилие увеличивается. На третьем-четвертом кругу стенки должны сойтись и их нужно плотно прижать и загладить.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 10

Чтобы приклеить хохолок, нужно подготовить шликер. Это специальный клей, сделанный из глины того же сорта с добавлением воды. Сделать его очень просто. Немного глины раскатываем в блин, продавливаем в нем рельеф и выдавливаем несколько капель воды из губки. Берем шпатель и перемешиваем до однородной массы, напоминающей по консистенции густую сметану. При необходимости добавляем воду или немножко глины.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 11

Сделать сам хохолок очень просто. Раскатываем из глины небольшую колбаску и режем ее на три части разного размера. Катаем из каждой шарик, а затем сдавливаем его края, чтобы получилась капелька. Делаем узкую часть немного плоской, чтобы увеличить площадь прилегания к голове петушка — так хохолок лучше приклеится.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 12

На низ подготовленных капелек наносим немного шликера и размазываем его равномерно, как масло по хлебу. Прикладываем их поочередно к поверхности изделия, начиная с самой большой (зеленая на рисунке). Немного прижимаем, чтобы контакт был плотный. Далее заглаживаем края стыков закругленной палочкой или ножиком, в идеале — металлическим шпателем. Такой инструмент обычно используют стоматологи, и его можно найти в аптеках, торгующих медтехникой.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 13

Если вы уверены, что форма не повредится, можно приклеить хохолок уже после того, как будет сделано отверстие для звука.

7-8. Пробиваем рассекатель воздуха. Это узкая кромка, разделяющая поток вдуваемого в камеру воздуха. Чтобы её сделать, используем пичужку — узкую сужающуюся палочку.

Чтобы сделать пичужку, можно приспособить палочки для суши. Длинная палочка неудобна в руке, разрезаем её пополам и состругиваем один край канцелярским ножиком. Выравниваем поверхность наждачкой, сначала более грубой, зернистость 240, затем 500-800. Если палочки для суши были сделаны из бамбука, даже тонкая пичужка будет прочной, хотя и бамбук со временем износится.

Прикладываем пичужку под углом 45 градусов к низу петушка, на линии, где сплошная глиняная масса хвостика переходит в камеру внутренней пустоты. Пробиваем стенку и выравниваем пичужку, чтобы вынуть ее уже под углом 90 градусов. При этом крайне важно сохранить линию рассекания воздуха, поэтому с усилием тянем пичужку от нее к хвостику. Можно тянуть пичужку от себя или к себе — но усилие прикладывать так, чтобы при выравнивании сохранить остроту рассекающего края.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 14

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 15

9. Пробиваем той же пичужкой тоннель в направлении линии рассекания воздуха. Прикинув на глаз, где она должна выйти, плавным движением ведем палочку от хвоста к заветной точке. Не нужно качать палочку, если выходит не туда. Так получится широкий тоннель, из которого не пойдет звук.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 16

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 17

Если пичужка упирается в глину немного ниже линии рассекания воздуха, продолжаем движение, чтобы срезать излишек. Если вышла выше, можно повернуть весь хвостик, не вынимая пичужки, чтобы она касалась заветной линии. Если палочка вышла в живот, нужно оставить ее в хвостике, придерживая, чтобы не шаталась, и прижать к ней глину сверху под острым углом. То есть так линия рассекания воздуха опускается, чтобы встретиться с потоком воздуха из тоннеля.

Аккуратно и плавно вынимаем пичужку и пробиваем зубочисткой два отверстия по бокам петушка. Закрывая и открывая их, можно играть на глиняной свистульке разные мелодии.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 18

Финальный этап — декорирование петушка. Лучший вариант — рельефное тиснение. Для того, чтобы нарисовать глазки, достаточно легонько вдавить в поверхность заряд или корпус от ручки. Прижимая под разными углами стеки, можно добиться самых причудливых узоров. И тут лучше не сдерживать фантазию строгими предписаниями, ведь на то оно и творчество, чтобы радоваться собственным открытиям.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 19

Далее следует сушка и обжиг. Чтобы изделие высохло, обычно достаточно 2-3 дней при комнатной температуре. Затем отправляем его в гончарную печь, чтобы прожарить на 900-1000С. Если этого не сделать, петушок будет петь и его можно даже разрисовать, но изделие будет более хрупким, чем обожженное, а при попадании в воду размокнет и станет комочком глины.

Потом, после обжига, можно и разрисовать петушка в любые красочные узоры. Для окрашивания нужен акрил по керамике и стеклу. Такие краски иногда требуют нагревания, чтобы красящее вещество и поверхность сплавились, но эта процедура требует нагрева всего в 100-150 градусов и ее можно выполнить и дома. Или используем краски, не требующие спекания.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 20

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 21

Встречаем Огненного Петуха

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы! Хочу представить вам еще одну свою работу на конкурс - народного дымковского петушка!
Когда я увидела в конкурсе тему "петушок народный", то появилось огромное желание слепить фигурку петушка. Пересмотрев разные народные стили, очень мне приглянулась дымковская роспись.
Перечитав и изучив это мастерство, отметила для себя то, что этому ремеслу уже свыше 400 лет! Вот это да, неправда ли? :-)

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы! Хочу представить вам еще одну свою работу на конкурс - народного дымковского петушка! Когда я увидела в конкурсе тему

Ну вот, нашла я в магазине такую глину и решила ее опробовать.

Ну вот, нашла я в магазине такую глину и решила ее опробовать. (фото 2)

Поделила глину на три части. Одну побольше для тела петушка, а две поменьше - для хвоста и украшений.
Вот слепила тулрвище, шею и годову из одного цельного кусочка. Не отдельно заметьте!

Поделила глину на три части. Одну побольше для тела петушка, а две поменьше - для хвоста и украшений. Вот слепила тулрвище, шею и годову из одного цельного кусочка. Не отдельно заметьте! (фото 3)

Из второго кусочка слепила плоский кружок и с одной стороны немного придавила. Это будет хвост петушка.

Из второго кусочка слепила плоский кружок и с одной стороны немного придавила. Это будет хвост петушка. (фото 4)

Далее к телу петушка приделала ножки и подставочку, чтобы петух стоял устойчиво!

Далее к телу петушка приделала ножки и подставочку, чтобы петух стоял устойчиво! (фото 5)

Прикрепила хвост к телу. Все части, прикрепляя к телу к петуха, смачиваем водой и затем водой заглаживаем стыки, чтобы не было трещин.

Прикрепила хвост к телу. Все части, прикрепляя к телу к петуха, смачиваем водой и затем водой заглаживаем стыки, чтобы не было трещин. (фото 6)

Затем делаем два таких плоских круга из третьего кусочка для крыльев, но не из всего, чтобы осталось для украшений, гребешка и бородушки петуха.

Затем делаем два таких плоских круга из третьего кусочка для крыльев, но не из всего, чтобы осталось для украшений, гребешка и бородушки петуха. (фото 7)

Затем немного срезаем кусочек с одной стороны. И вот этой срезанной стороной крепим к петуху по бокам.

Затем немного срезаем кусочек с одной стороны. И вот этой срезанной стороной крепим к петуху по бокам. (фото 8)

Вот такие крылья получились! :-) Из маленьких шариков делаем гребень и бородку.

Вот такие крылья получились! :-) Из маленьких шариков делаем гребень и бородку. (фото 9)

Затем делаем маленькие шарики, незабывая смачивать их водой, чтобы не потрескались, и сдавливается в лепешечки и украшаем хвост и крылья.
Когда петух готов, оставляем его сушиться три дня. :-)

Затем делаем маленькие шарики, незабывая смачивать их водой, чтобы не потрескались, и сдавливается в лепешечки и украшаем хвост и крылья. Когда петух готов, оставляем его сушиться три дня. :-) (фото 10)

На третий день. Я подсушила петуха еще в духовке. Сушила 2 часа, нагревая постепенно до 250 градусов.

На третий день. Я подсушила петуха еще в духовке. Сушила 2 часа, нагревая постепенно до 250 градусов. (фото 11)

Теперь можно и разукрашивать! :-)
Я использовала акриловые краски.

Теперь можно и разукрашивать! :-) Я использовала акриловые краски. (фото 12)

Сначала покрасила петуха полностью белой краской.

Сначала покрасила петуха полностью белой краской. (фото 13)

Затем скрутила из бумаги рулик, как на фото внизу, и использовала его в качестве круглого штампа. Окунала штамп в краску и разукрашивала хвост.

Затем скрутила из бумаги рулик, как на фото внизу, и использовала его в качестве круглого штампа. Окунала штамп в краску и разукрашивала хвост. (фото 14)

Для того чтобы нарисовать глаза, я сначала сделала желтую точечку. Затем взяла зубочистку, окунула ее в черную краску и нарисовала бровь, а затем в красную краску и нарисрвала контур глаза снизу.

Для того чтобы нарисовать глаза, я сначала сделала желтую точечку. Затем взяла зубочистку, окунула ее в черную краску и нарисовала бровь, а затем в красную краску и нарисрвала контур глаза снизу. (фото 15)

Прочие рисунки на петухе наносила кистью.

Прочие рисунки на петухе наносила кистью. (фото 16)

Вот петушок мой готов!

Вот петушок мой готов! (фото 17)

Дымковские игрушки делались женщинами на весенний праздник "свестунья". Население Дымково делали свистульки в виде разных животных - коней, баранов, уток, гусей. Каждая игрушка была уникальной, поскольку рисунок был неповторим и индивидуален.

Мастер-класс по рисованию и росписи игрушки «Дымковский петушок»

Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу.

Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.

Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл. Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку.

К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.

Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями.

Цель: роспись дымковской игрушки

Задачи:

Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры.

Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус.

Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.

Доставить удовольствие себе и окружающим.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации с изображением дымковских игрушек

Для работы нам понадобятся

Ход работы:


Возьмём альбомный лист и обводим ладошку, ребёнка.


Затем дорисовываем контур петушка и вырезаем его.

По шаблону обведем крыло петушка.

Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи мы знаем (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)



Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще.




Затем мы рисуем крыло петушку





А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.


Приклеиваем петушку крыло и вот наша игрушка готова!



Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все.

Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи

Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи Детский мастер – класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной к школе.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок»

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок» Цель: развитие интереса у детей к народной культуре, народному промыслу. Задачи: - развивать умение использовать разные элементы росписи.

Мастер-класс модульной игрушки для малышей «Петушок»

Мастер-класс модульной игрушки для малышей «Петушок» Для изготовления небольшой модульной игрушки "Петушок"нам понадобится: Льняная ткань 15 х 15 см Ткань красного цвета 5 х 20 см Холлофайбер.

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок»

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок» Дети старшей группы попробовали себя в роли художников-декораторов и украсили силуэт петушка элементами дымковской росписи на занятии по.

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Петушок»

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Петушок» Новый, 2017 год по восточному календарю наступит относительно рано – 28 января – во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Согласно.

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Петушок» из яичных лотков и цветной бумаги для детей младшего школьного возраста

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Петушок» из яичных лотков и цветной бумаги для детей младшего школьного возраста Цель: сделать игрушку «Петушка» из яичных лотков Задачи: 1. Обучить технике изготовления объемной игрушки «Петушок» из яичных лотков.

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню мезенской росписи на МААМИстория самой древней росписи Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области.

Бумажная радуга ремёсел

Дымковские игрушки - петушки, курочки и индюки.
Аппликация из "ладошек" + декоративная роспись и аппликация. Выполнили дети 5-6 лет. На 1 фото - образец педагога.

Дымковские игрушки - петушки, курочки и индюки. Аппликация из

Лепили дымковскую игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в город Киров. Отсюда и название - дымковская, вятская, кировская.
Излюбленными образами дымковских мастеров являлись сказочные, необычные , незабываемые петухи с расписными хвостами, индюки.

Лепили дымковскую игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в город Киров. Отсюда и название - дымковская, вятская, кировская. Излюбленными образами дымковских мастеров являлись сказочные, необычные , незабываемые петухи с расписными хвостами, индюки. (фото 2)

У каждого мастера свое видение, свой почерк.

У каждого мастера свое видение, свой почерк. (фото 3)

Все фигурки, как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец.

Все фигурки, как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. (фото 4)

Особенно характерен образ индюка или петуха с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшены кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором.

Особенно характерен образ индюка или петуха с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшены кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором. (фото 5)

Лепят фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, характерную для дымковской игрушки.

Лепят фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, характерную для дымковской игрушки. (фото 6)

После обжига все фигурки покрываются белым цветом. Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать.

После обжига все фигурки покрываются белым цветом. Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать. (фото 7)

Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов.

Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. (фото 8)

Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные - кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии.

Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные - кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии. (фото 9)

Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора.

Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. (фото 10)

Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый).Остается много незаполненного белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Присутствует и черный цвет, подчеркивающий яркость крупных элементов узора - колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними.

Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый).Остается много незаполненного белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Присутствует и черный цвет, подчеркивающий яркость крупных элементов узора - колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними. (фото 11)

Роспись веселая, жизнерадостная.

Роспись веселая, жизнерадостная. (фото 12)

У каждого дымковского мастера свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции русского древнего промысла.

У каждого дымковского мастера свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции русского древнего промысла. (фото 13)

Хорошо подготовились к работе.

Хорошо подготовились к работе. (фото 14)

Мастера за работой.

Мастера за работой. (фото 15)

ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА


Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.


Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.


Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.


Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись.
В старину сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Кисти используют преимущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Мастер-класс для детей дошкольного возраста. «Дымковская игрушка птичка-свистулька» .Часть 1. Лепка.

Автор: воспитатель Суханова Анна Андреевна.

Занятие проводилось в средней группе.

Цель: обучение детей приёмам лепки дымковской игрушки птички-свистульки.

Оборудование и материалы:

порошок глиняный для лепки;

емкость для разведения глины;

Беседа об истории создания дымковской игрушки.

Этапы лепки :

Этап №1 Насыпаем в емкость глиняный порошок для лепки, наливаем немного воды. Тщательно вымешиваем массу руками. Скатываем шарик величиной с куриное яйцо. Делаем вмятину в центре большим пальцем руки.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка»









Оборачиваем глиняный блин вокруг пальца. Не снимая, формируем голову нашей поделки.






Снимаем с пальца заготовку и аккуратно соединяем края отверстия, сохраняя полость внутри игрушки.

Сглаживаем мокрыми пальцами бока свистульки.


Делаем по бокам две небольших сквозных дырочки для возможности менять тональность мелодии и извлекать не только звук, но и музыку.


Проверяем свистульку на музыкальные качества. Их можно корректировать, увеличивая и уменьшая размеры отверстий






Отправляем наши свистульки в сушку.



Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка» Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка». Кононова Виктория Программное содержание: Продолжать.

Мастер-класс для родителей «Дымковская игрушка»

Мастер-класс для родителей «Дымковская игрушка» Автор: Бакулина Н. И., Малыгина Т. Ю. Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров. Задачи: - обогащать знания родителей.

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Мастер-класс по аппликации «Птичка»

Мастер-класс по аппликации «Птичка» Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению аппликации из сердечек "Птичка". Ой, как много в мире птиц: Пеликанов и синиц,.

Мастер-класс «Птичка» Аппликация.

Мастер-класс «Птичка» Аппликация. Здравствуйте дорогие пользователи! Предлагаю мастер-класс по изготовлению яркой и простой в исполнении аппликации "Птичка" Материалы клей.

Мастер-класс «Птичка-невеличка — весенняя птичка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей через получение ими собственного творческого продукта. Задачи: 1. Активизировать.

Мастер-класс «Птичка». Объёмная игрушка из бумаги

Мастер-класс «Птичка». Объёмная игрушка из бумаги Цель. Научить детей делать объёмную птичку из бумаги. Задачи. Формировать интерес детей к конструктивной деятельности. Развивать творческие.

Мастер-класс «Птичка в гнездышке»

Мастер-класс «Птичка в гнездышке» Весна - время пробуждения всего нового,живого. Перелетные птицы вернулись домой. Для них уже достаточно корма,прошлогодние семена,проснувшиеся.

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка»

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.

Читайте также: