Дымковская игрушка пластилинография шаблоны

Обновлено: 02.05.2024



Автор: Вероника Поевская 6,5 лет, воспитаница подготовительной группы МДОУ№98.
Педагог: Часовских Светлана Олеговна, воспитатель МДОУ№98 п.Октябрьский Люберецкий район МО
Назначение: участие в конкурсе.
Цель:роспись дымковских животных пластилином.
Задачи:закрепить знания о дымковских игрушках,элементах росписи.
Закрепление умения работы с пластилином.
Учить составлять знакомые узоры из пластилина.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.
Материал:восковой пластилин, стека, белый картон.



Дымковская игрушка, — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.


Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.




Украшаем шею петуха, волнистые и прямые линии делаем из тоненьких колбасок, расплющиваем маленькие шарики, добавляем контрастные цвета.













Для украшения всех игрушек используем практически одни и те же элементы, эксперементируем в разных сочетаниях элементов и в цвете.Это лошадка.

Автор: Зюркалова Наталья Геннадьевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 166, города Тюмени.
Описание: данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей среднего дошкольного возраста, и просто творческим людям. В материале представлены мастер-классы по пластилинографии на тему: «Знакомство с народной культурой и традициями» для детей среднего дошкольного возраста. В данный период темы дети средней группы знакомятся с народными игрушками: с матрешкой, с дымковскими игрушками: барышня, конь, петушок, и т.д..



Цель: выполнение работ в технике «пластилинография»
Задачи:
-продолжать учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание);
-учить работать на заданном пространстве;
-развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
Материалы для работы:
-пластилин, доска для лепки, стека.
Шаблоны:




Программное содержание:
-Познакомить с русской игрушкой-матрешкой, обратить внимание детей на ее яркость, нарядность
-Развивать эстетическое восприятие, творчество
-Учить создавать рисунки с помощью пластилина
-Воспитывать самостоятельность, активность




Начнем оформлять сарафан матрешки. Сначала нужно сделать цветок по середине сарафана. Для этого нужно отщипнуть небольшой кусочек пластилина, скатать из него маленькую колбаску, и придавить ее к сарафану матрешки, таким образом сформировать цветок.



Добавить зеленых листочков, для этого отщипнуть маленький кусочек зеленого пластилина, скатать колбаску и придавить около цветка. Стекой сделать штрихи, выделить лист. Потом отделить подставку, взять небольшой кусочек пластилина раскатать тонкий жгутик, и придавить к матрешке.



Добавляем узор по низу. Скатать шарики и придавить, по верх шариков сделать шарики поменьше, тем самым сделать узор ярче.



Потом нужно закрасить косыночку матрешки. Для этого отщипнуть пластилин маленькими кусочками и размазать по шаблону.




Для детей были предложены разные варианты матрешек: раскраски, на которых есть рисунок, шаблоны без рисунка.

Программное содержание:
-Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки-барышни (история возникновения, цвета, элементы)
-Учить рассматривать дымковскую игрушку (барышня), выделять элементы украшения юбки в клетку; украшать кругами, точками
-Развивать чувство симметрии, ритма
-Воспитывать интерес к русскому народному творчеству





Начинаем украшать юбку барышни. Отщипываем пластилин маленькими кусочками, скатываем пальчиками шарики и приклеиваем их к юбке, надавливаем пальчиком.
Далее катаем жгутики и выкладываем их по рисунку.

















Программное содержание:
-Учить детей украшать ярким узором из пластилина фигуру коня, располагая узор вдоль туловища рядами,
-продолжать знакомить с элементами дымковской росписи - лепестки и точки,
-выполнять работу в указанной последовательности
-Закреплять приемы пластилинографии



Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!

Вся работа выполняется по выше описанному принципу, используя приемы: отщипывания, раскатывания, скатывания, придавливания.

Мастер-класс с пошаговым фото: декоративная игрушка из пластилина с использованием бросового материала своими руками.


Автор: Садковкина Анастасия Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ №121, г.Москва.

Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.
Назначение: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цель:лепка из пластилина дымковской барыни.
Задачи:
- расширить теоретические знания о дымковской игрушке, традициях формы и росписи, узоре, орнаменте;
- воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.
- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
- развивать мелкую моторику руки, навыки правильной работы с пластилином;
- совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами.

В старину купить игрушку было многим не по карману. А детям во все времена хочется играть. И нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И вот в одном селе гончары организовали оригинальный глиняный промысел, придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской.


Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.
Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек и элементы росписи - простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.
Это легко продемонстрировать с помощью прорезной модели дымковской игрушки и вставных элементов, расписанных традиционными узорами дымковского наряда.



В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам - солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки - следы человека.
При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
Дымковская игрушка - действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.
Оборудование и материалы: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 (0,6; 1) л (верхняя часть «юбочка» с крышкой), пластилин, доска для лепки, стека, салфетки.


Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
Каркас для Барыни детям дома отрезают родители
В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая форма будет и у барыни.
Традиционный облик игрушек создаётся росписью по меловому белому фону – это цвет чистоты.
1.Начинаем работу с рисунка на юбке - нанесение белого фона.
Кусочек белого пластилина хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Раскатываем колбаску и придаём ей форму сосульки.



Размазываем колбаску полоской вдоль «юбки» от горлышка до основания, расширенной частью к низу.
Размазываем пластилин в виде конуса. Неровные края подравниваем стекой.



1) Оставляя небольшие промежутки «рисуем» четыре клина.
Для геометрического узора пластилин подойдет любого цвета. Но лучше брать цвета, традиционно используемые для раскраски барыни: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, голубой.
2)Мы берём красный пластилин – цвет солнышка. Раскатываем тоненькие колбаски и, размазывая с верху вниз, заполняем промежутки между клиньями.



3)Опоясываем низ юбки полоской из красного пластилина. В одном месте между двумя белыми клиньями заполняем промежуток белым пластилином – место для будущего фартука.
4) На юбке рисуем поперечными полосками красного пластилина клеточку.



Продолжаем роспись юбки барыни традиционными колечками и кружочками.
Раскатываем колбаски из красного, белого и оранжевого пластилина. Кружочки должны быть одного размера для этого надо набранное количество пластилина разделить на равные части. Скатываем из них маленькие шарики.

1) Шарик из красного пластилина кладём посередине клеточки.
2) Расплющиваем его, вдавливая в основу и сверху, кладём белый шарик.
3) Повторяем операцию, превращаем кружочек в кольцо, в центр ставим оранжевый шарик.
4) «Рисуем» традиционный дымковский узор. Делаем его плоским, создавая эффект нарисованного узора.



Украшаем фартук оборкой.

Из белого пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить.






2.Второй шаг - это создание основы туловища. Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли.




1) Из белого пластилина формируем голову.
2) Присоединяем к торсу.
3) Примазываем, придаём форму лифа.



Из зелёного пластилина вылепливаем полоску в виде ленты, придаём волнистость. Делаем воротник.
Рисуем украшение на шее – бусы.



Делаем для куклы красивую прическу.
1)Из тонких колбасок делаем жгутики.
2)Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек.
3)Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.
4)Закручивая по спирали, делаем пучок.



Делаем головной убор.
1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость.
2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем.
3) Формируем кокошник.





Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь Народ на ярмарке.
В XIX столетии появляются дымковские барыни с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, коромыслом и другими предметами быта. Нашей игрушке мы так же добавим ещё одну деталь. Лепим для барыни кренделёк или собачку или каравай или предмет, который вам больше понравится и подойдёт вашей неповторимой барышне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер - клас, преднозначен для педагогов и дошкольников в Детских садах. Развивает творческое воображение, развивает мелкую моторику.

Просмотр содержимого документа
«"Дымковкая барышня" Пластилинография»

Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского

муниципального района Республики Татарстан

«Народные игрушки, как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

воспитатель, 1 кв.кат.

МБДОУ № 2 «Рябинушка»

«Дымковская барышня» в технике «пластилинография»

Цель мастер-класса это продолжение знакомства с нетрадиционной техникой работы с пластилином – «пластилинографией» на примере создания лепных картин на горизонтальной поверхности по мотивам народных промыслов.

Задачи:

Научить приемам и способам изображения пластилином по мотивам народных промыслов.

Научить создавать выразительные образы, посредством формы, цвета и элементов узора.

Предложить варианты «росписи» по мотивам дымковской росписи.

Вызвать интерес к использованию пластичных материалов для развития мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.

Развивать интерес к народному творчеству.

Показать возможность использовать данный метод в работе с родителями.

Ход мастер-класса:

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов.

Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем

приложат к любой области труда».

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.

В работе используются разные материалы для основы под лепную картину: картон, пластик (папки-уголки, салфетки для сервировки стола), старые диски, крышки от сметаны. Когда используется картон, то на нем со временем проступают жирные пятна. Чтобы этого избежать, основу можно покрыть скотчем. Те работы, которые готовятся в подарок или для оформления групповой комнаты, можно поверхность покрыть прозрачным лаком.

Во время работы полезные советы:

• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

• предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;

• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

• Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.

А теперь перейдем непосредственно к промыслу.

Дымковская роспись.

Используются колбаски, колечки, кружочки для создания дымковского узора, перекрученные жгутики для волос. При работе по дымковской росписи можно использовать много силуэтов: сначала простые формы – круг, квадрат, прямоугольник, потом сложные – барышня, лошадка, барашек.

Работы по мотивам дымковской росписи можно делать при освоении темы "Домашние животные", а дымковскую барышню можно можно сделать в подарок маме.

Приступим к изготовлению дымковской барышни. Для этого понадобится трафарет барышни белого цвета. Для долгого хранения можно покрыть трафарет скотчем.

Сначала оформляем прическу, кокошник и лицо. Кокошник заполняем пластилином одного цвета, волосы делаем из перекрученного жгутика, глаза, щечки - из маленьких шариков, брови и рот - из тоненьких колбасок.


Переходим к оформлению верхней части одежды. Выкладываем контур тонкими колбасками, а затем заполняем пластилином того же цвета внутреннюю часть контура. Из тонкой полоски делаем воротник.


Теперь перейдем к оформлению юбки. Ее можно украсить большими кругами, по краям которых расположить маленькие кружочки.


Между кругами можно расположить заостренные овалы (пирожки), украшенные волнистыми линиями.


А можно юбку барышни украсить широкими полосами.


Также можно обезжирить пластилин, покрыть все пластилиновые детали тоненьким слоем зубной пасты. После высыхания пасты выполнить роспись барышни.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Барышни получились непохожие друг на друга, разные и яркие. Дымковская игрушка - действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программные задачи: уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (украшение шаблонов дымковской игрушки нетрадиционной техникой - пластилинография).

Оборудование и материалы: ковер-самолет, сказочная музыка и записи русских народных мелодий, дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, пластилин, стеки, салфетки, карточки-схемы.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в детский сад и увидела я сороку.

Сорока - белобока по лесу летала, По веткам скакала, Детский сад искала. Принесла в клюве письмо.

(Открываю конверт читаю письмо.) «Здравствуйте, ребятки, -Ульянки и Ванятки, Полины, Саши, Ани и другие дети! Если любите играть, Лепить и рисовать, Приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки из села Дымково».

Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (Ответы детей).

- Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашаю детей сесть на ковёр).

- Все готовы? Ковёр взлетает: Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковёр взлетать. Над полями, над горами, Над высокими лесами.

(Звучит музыка, читаю стихотворение и показываю соответствующие иллюстрации дымковских игрушек).

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны, «Свистунье»,

Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки,

Словно радуга весной:

Посмотрите, вот индюшка,

Хвост, как веер расписной,

Как султанчик, гребешок,

Крылья с яркою подводкой –

Вся игрушка, как цветок!

Рядом барышня – красотка,

Фартук, юбка и кокошник:

Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,

Глазки, щёчки, алый рот –

Кажется, взмахнёт рукою

И немедля в пляс пойдёт.

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир;

Вы увидели сегодня

Этот русский сувенир.

- Ну, вот мы и на месте.

- Посмотрите, мы оказались перед мастерской, где изготавливают дымковские игрушки. Посмотрите, нас встречают дымковские игрушки.

(Оформлен выставка дымковских игрушек).

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(Дети рассматривают игрушки).

- Веселые эти игрушки или грустные? (Веселые.) – Конечно, веселые. Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому они такие забавные.

«Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они яркие, нарядные, не похожие друг на друга.

- А теперь давайте вспомним с вами, какие виды узоров используются в дымковской росписи? (круги, колечки, прямые линии, волнистые линии и т. д.). Какие цвета используют для росписи? (Ответы детей).

- А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую дымковской игрушки.

(Дети садятся за столы)

- Ребята, посмотрите мастера из Дымково приготовили для вас заготовки Барышень, но они не украшены. Давайте украсим их с помощью пластилина (расписывать будем пластилином).

- Ну, что за работу, чудо-мастера!

(Пальчиковая гимнастика)

(самостоятельная работа детей. Слежу за правильной техникой выполнения работы)

- Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

(Дети демонстрируют свои работы)


Посмотрите, как хороша,

Эта девица душа:

Щёчки алые горят,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Хоть весь базар обойдите,

Лучше барышень не найдёте!

- Мы сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр - самолет. Ещё минута – и он оторвётся от земли.

- Раз, два, три! Лети! Мы о дымковской игрушке. Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья – подружки, Мы закончим наш рассказ.

Читайте также: