Дымковская игрушка рисование индюка

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МКДОУ Новохоперского муниципального района Воронежской области

« Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

Занятие декоративное рисование

В старшей группе

«ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;

- совершенствовать речь как средство общения;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

- воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: ознакомление детей с русскими народными промыслами в образовательном процессе в ДОУ; проведение дидактических игр по закреплению знаний о русских народных промыслах,

Словарная работа: большак, древний, важно распустить, напыщен, горделив.

дымковские игрушки, кукла – перчатка «Петрушка», индюки вылепленные из соленого теста, материалы для продуктивной деятельности (кисти нескольких размеров, гуашь, салфетки).

На столах заранее приготовлены материалы для работы детей.

Дети входят в группу под звуки русской народной музыки,

их встречает воспитатель с надетым на руку Петрушкой.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим к нам!

Это Петрушка он живет в большом селе. Как красиво - то у них зимой!

Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

У нас любят песни, пляски,

В селе рождаются и чудо – сказки.

Вечера зимою длинны

И лепят там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Вот и вам я приготовил подарочки – наши замечательные игрушки.

Барыни и мужики,

Ярко все наряжены,

Любят их и стар, и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Каждая игрушка показывается детям и сопровождается небольшими присказками.

Игрушки – барыни и кавалеры

Наши руки крендельком, Мы - игрушки расписные,

Щеки, словно яблоки, Хохотушки вятские,

С нами издавна знаком Щеголихи слободские,

Весь народ на ярмарке. Кумушки посадские.

Всех на свете краше,

А гусары – баловни

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает –

В небеса не улетает.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляс».

И нарядны, и новы:

Медведь с гармошкой,

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Воспитатель: Замечательные игрушки! А знаете, дети, когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер наносил на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай, теплое не засушливое лето. Мы же сейчас, рассматривая игрушку, совсем не думаем об это. Мы просто любуемся ее красотой.

- Назовите цвета красок. (Ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый).

- Какое настроение создают дымковские игрушки? (Веселое, праздничное, радостное настроение).

- А какой же праздник без веселья и игры! Приглашаю всех поиграть.

Проводится динамическая пауза «Лошадки»

Эй, лошадки, все за мной! Двигаются подскоками по кругу, вытянув Поспешим на водопой. одну руку вперед, другую – подняв вверх.

Вот река, широка и глубока, Останавливаются, плавно разводя руки в Не достанешь ты до дна. стороны и наклоняясь вперед.

А водица вкусна! Пейте! Подносят ладони сложенные лодочкой к

Хороша водица! лицу.

Постучим копытцем! Притоптывают ногой, вытянув

Эй, лошадки, все за мной! одну руку вперед, другую – подняв вверх.

Поскакали домой! Двигаются по кругу.

3.Объяснение нового или расширение имеющихся знаний.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется учреждение, где хранятся ценные предметы культурного наследия. (Ответы детей).

Правильно, это музей. По всей нашей стране создано множество музеев народной игрушки, где можно увидеть различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев. Есть такой и в нашем городе. Расположен он на территории Тульского кремля. Здесь представлены и народные игрушки.

4.Мотивация на деятельность.

- А сейчас я предлагаю вам немного подумать.

Дидактическая игра «Выбери игрушку»

(из предложенных игрушек выбрать дымковскую и обосновать свой выбор)

- Перед вами несколько народных игрушек. Найдите и назовите среди них дымковскую. (Дети называют игрушку – дымковского индюка). Как называется игрушка? Как вы определили? Что вам помогло?

Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? ( Да).

- Сегодня мы с вами будем расписывать дымковского индюка. Каждую игрушку мастер расписывал по своему вкусу, как ему нравилось, поэтому народные игрушки не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по -своему. Раскрашивайте каждый своего индюка, как вам хочется. Но прежде подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку. Полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, а круги делаем тычками. Не забывайте о том, как правильно держать кисточку. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. У хорошего мастера всегда чистота и порядок.

Перед тем как дети приступят к работе проводится пальчиковая гимнастика.

«Солнце, заборчик, камешек»

(по аналогии – «Кулачок, ребро, ладошка»).

Воспитатель в произвольном порядке произносит слова «солнце», «заборчик», «камешки». Дети руками показывают «солнце» - ладони с растопыренными пальцами, «заборчик» - пальцы вместе, «камешки» - пальцы сжаты в кулачки. Сначала игра проводится медленно, затем с постепенным увеличением темпа. Звучит тихая музыка, дети начинают работать, воспитатель обращает внимание на осанку детей , следит что бы дети правильно сидели.

6. Выход из деятельности.

Работы выставляются на стол

Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какой индюк вам больше всего понравился? Расскажите, почему? Дети называют понравившуюся работу и обосновывают свой выбор.

Критерии для оценки:

- соответствие цветовой гамме;

- Молодцы, ребята! Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! Занятие окончено.

Инициировать желание украшать элементами декоративной росписи (круги, пятна, точки, штрихи)заготовку индюка.

Развивать предросылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы.

Формировать элементарные представления о видах искусства; стимулировать реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Учить аргументированно и развёрнуто оценивать изображения, созданные как им самим, так и его сверстниками.

Формировать умения замечать недостатки своих работ и исправлять их.

Продолжать развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых.

Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Лепка индюка из пластилина на занятии по лепке, прорисовывание отдельных дымковских орнаментов на полотне.

Беседа о разнообразии народных промыслов; рассматривание дымковских игрушек, плакатов с изображением дымковской игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

-Ребята сегодня на занятии мы будем украшать росписью дымковского индюка.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковский индюк» (подготовительная группа)

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтом, коней, медведей, оленей, индюков (петухов).Почти все они-свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами, кружочками. Игрушки эти очень простые, роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, желто-оранжевый цвета. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Каждая игрушка-авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре. Для производства игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку делали мелом, разведённым на молоке). Расписывали игрушки анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Сегодня для росписи используют темперные краски и мягкие колонковые кисти.

-Я предлагаю вам расписать своих индюков, как это делаю мастерицы дымковской игрушки. Самое красивое и сложное у дымковского индюка-это хвост. Поэтому начинаем роспись с хвоста. Роспись выполняется кончиком кисти. Для росписи нашего индюка возьмём краску красного, желтого, оранжевого, зелёного и коричневого цвета. Прорисовываем шаблон индюка простым карандашом и приступаем к поэтапной росписи.


(Шаблоны я взяла двух видов).






Оставляем наших индюков на столах до полного высыхания.

Наши индюки готовы и мы можем организовать выставку "Фантастические птицы". Посмотрите какая красота у нас получилась.


"Мы знамениты на весь свет, любимцы мы в России.

Имеем чистый белый цвет, приметны ярким стилем.

Вручную лепят мастера нас из необожжённой глины.

Собачки, индюки, подружки-в ассортименте выбирай.

Народной дымковской игрушке своё почтенье выражай".

Я со своей группой очень люблю заниматься декоративной росписью. Хочу предложить вашему вниманию ещё несколько наших работ.




Коллективная работа «Дымковский индюк» (фотоотчёт)

Коллективная работа «Дымковский индюк» (фотоотчёт) Вот и наступил 2017 год – год Красного Огненного Петуха по восточному календарю. Не смотря на огненную стихию и буйный нрав символа года,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: Обучающие: учить детей самостоятельно придумывать узор.

Конспект НОД по декоративному рисованию «В гостях у Петушка» в средней группе Программное содержание: • Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой.

Конспект НОД по лепке «Дымковский петушок» (старшая группа)

Конспект НОД по лепке «Дымковский петушок» (старшая группа) Конспект НОД лепка «Дымковский петушок» Цель: - продолжать приобщать детей к истинно русскому промыслу - изготовление глиняных игрушек;.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Батик» Тема:"Цветы для попугая Кеши"(Батик) Программное содержание: 1. Познакомить с новым видом рисования по мокрой ткани (холодный батик).

Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно.

Конспект занятия по рисованию «Козлик» (подготовительная группа) Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии,.

Конспект занятия по рисованию «Удивительный подводный мир» (подготовительная группа) Основное направление: художественно – эстетическое Интегрируемые образовательные области: «Художественно – эстетическая», «Познавательная»,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковский конь» Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковский конь» Программные задачи : Продолжать учить детей расписывать ярким узором фигуру.

Воспитатель: А какие любимые игрушки есть у вас дома? (Слушают детей, воспитатель задает наводящие вопросы: А почему игрушка любимая? Во что ты с ней играешь? А как эта игрушка у тебя появилась? И др.)

III. Работа по теме ООД

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

«Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо – сказки,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как берёзки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось - бы узор,

Но отвести не можешь взор»

Воспитатель: Теперь мы поговорим о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? (ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья».

Воспитатель: Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Воспитатель: Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

Воспитатель: Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Воспитатель: Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней. Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц.

Воспитатель: Дымковские индюки с пышными хвостами. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного индюка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский индюк полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Воспитатель: И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперед и назад)

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.

Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (Вращение головой)

А теперь мы приседаем и колени разминаем.

Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте)

V. Продолжение работы по теме ООД

Воспитатель: А сейчас отправимся с вами в волшебную мастерскую и превратимся в маленьких художников. А помогут нам в этом наши помощники: краски, кисти. Чтобы ваши рисунки получились действительно сказочными, нужно заколдовать материал, которым вы будете пользоваться. Давайте скажем волшебные слова:

Кисти, краски, помогите,

Индюка дымковского рисовать начните!

Воспитатель: Начинаем роспись индюка с хохолка и бороды. Можно использовать красный или оранжевый цвет. Какого цвета клюв у индюка? (Желтого).

Воспитатель: Какой по ширине кистью будете закрашивать клюв, хохолок, бороду и глаза индюку? (Тонкой - дети рисуют клюв, глаза, закрашивают бороду и хохолок)

Воспитатель: Какими узорами украшали мастерицы крылья индюка? (ответы детей)

Воспитатель: Какие цвета использовали? (ответы детей)

Воспитатель: Какой по ширине кистью можно нарисовать волнистую линию по краю крыла? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, кружочки на крыле можно нарисовать тонкой кистью. (Дети украшают крылья индюка узорами)

Воспитатель: А теперь украсим узорами хвост индюка. Какие элементы использовали мастерицы? Какими узорами можно украсить хвост индюка? (Полосками, кружочками, точками и т. д.)

Воспитатель: Кто сделает первым, подуйте на игрушку, помогите ей побыстрее высохнуть.

VI. Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Заканчивайте, пожалуйста, роспись игрушек.

Воспитатель: Что вы сегодня делали на занятии? (ответы детей)

Воспитатель: Почему игрушки называют дымковскими? (ответы детей)

Воспитатель: Из чего делают игрушки? (ответы детей)

Воспитатель: Возьмите аккуратно своих индюков и поставьте на выставку рядом с игрушками дымковских мастеров. (Дети размещают свои игрушки на выставке).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо вам за старание.

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки»

Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки» Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней.

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: Познакомить детей с процессом изготовления декоративной.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект изобразительной деятельности в подготовительной группе по мотивам дымковской росписи «Птицы на дереве»

Конспект изобразительной деятельности в подготовительной группе по мотивам дымковской росписи «Птицы на дереве» Автор: Федосова Ирина Николаевна, воспитатель МДОБУ детский сад №53 «Рябинка» р. п. Чунский Иркутская область Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Конспект занятия по рисованию «Новогодние игрушки» по мотивам гжели

Конспект занятия по рисованию «Новогодние игрушки» по мотивам гжели Задачи: познакомить детей с искусством гжельских мастеров; закреплять разные приемы работы кистью, элементы росписи; учить детей расписывать.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Индюк» из пластиковой бутылки

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Индюк» из пластиковой бутылки Для изготовления «Индюка» нам понадобится: 1. Пластиковая бутылка – 0,5 л. 2. CD диск 3. Толстый карандаш 3. Скульптурный пластилин 4.

Цель: Учить конструировать объемную игрушку-индюка и расписывать её дымковскими узорами.

ВложениеРазмер
ОД по изобразительной деятельности с элементами конструирования для старшей группы "Дымковский индюк" 20.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 94

Конспект занятия по рисованию

с элементами конструирования

«Роспись дымковского индюка»

(для старшей группы)

Рисование с элементами конструирования

«Роспись дымковского индюка».

Учить конструировать объемную игрушку-индюка и расписывать её дымковскими узорами.

1. Учить детей рассматривать дымковские игрушки и выделять части игрушки (голова, туловище, хвост, крыло, клюв, борода, хохол);

2. Закреплять умение составлять узор крыльях и хвосте из знакомых элементов;

3. Учить выбирать цвета, характерные для дымковских узоров;

4. Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

5. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, радоваться поделке, сделанной своими руками.

Предварительная работа: Беседа о дымковских игрушках; о работе мастеров, которые их изготавливают; знакомство с процессом изготовления дымковских игрушек; рассматривание дымковских игрушек, карточек с элементами росписи; чтение стихов и рассказов о Дымке, загадывание загадок.

Материалы и оборудование: Дымковские игрушки, таблицы с элементами узоров, развертка контура дымковского индюка, гуашь, кисти, подставка для кисточек, квачи, печатки, ватные палочки, баночки с водой, тряпочки.

Расширение словаря: «Дымково», «квач».

Дети расположены в центре группы.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что вы видите? Какая выставка проходит в нашей группе?

Дети: - Дымковских игрушек.

Воспитатель: - Правильно, мы попали на выставку дымковских игрушек. Почему игрушки называют дымковскими?

Дети: - Их делают в селе Дымково.

Воспитатель: - Послушайте стихотворение:

«Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо – сказки,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как берёзки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор,

Но отвести не можешь взор»

Воспитатель: - Из чего делают дымковские игрушки?

Воспитатель: - Правильно, вылепит мастерица из глины игрушку, а что дальше? Что делают, чтобы глина стала твердой?

Дети: - Обжигают в печи.

Воспитатель: - Верно, обжигают в печи, а затем белят. Роспись только по белому. Мастерицы используют краски яркие, блестящие.

Воспитатель : - Какие цвета использовали мастерицы из села Дымково для росписи игрушек?

Дети : - Малиновый, красный, желтый, оранжевый.

Игра «Как изготавливают дымковскую игрушку»

Цель : разложить по порядку карточки с изображением последовательности изготовления дымковской игрушки.

Воспитатель: - А теперь я предлагаю поиграть в игру, для этого нам необходимо разделиться на две команды. Проверим, знаете ли вы, как изготавливают игрушки из глины?

- Задание: разложите их в той последовательности, в которой изготавливают дымковскую игрушку – индюка.

Дети выполняют задание, проверяют друг друга.

Воспитатель: - Молодцы обе команды. Справились с заданием.

Рассмотрите внимательно дымковского индюка?

- Какого он цвета?

Воспитатель: Какие виды узоры вы видите?

Дети: Полоски, круги, точки, волнистые линии.

Воспитатель: Правильно. В старину дымковские игрушки на весенний праздник «Свистунья». Вам нравится игрушка-индюк?

Воспитатель: -Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами. Сконструировать дымковскую игрушку – индюка и расписать её. Воспитатель: - Выбирайте заготовки и садитесь за столы.

Дети берут заготовки и рассаживаются на места.

На мольберте перед детьми схема последовательности рисования и росписи туловища индюка.

Воспитатель: Начинаем роспись индюка с хохолка и бороды. Можно использовать красный или оранжевый цвет. Какого цвета клюв у индюка?

Воспитатель: Какой по ширине кистью будете закрашивать клюв, хохолок, бороду и глаза индюку?

(дети рисуют клюв, глаза, закрашивают бороду и хохолок)

Воспитатель: Какими узорами украшали мастерицы крылья индюка? Какие цвета использовали? Какой по ширине кистью можно нарисовать волнистую линию по краю крыла?

Воспитатель: Молодцы, кружочки на крыле можно нарисовать ватной палочкой и тонкой кистью. Приступайте к рисованию.

(дети украшают крылья индюка узорами)

«Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали,

Пусть немножко отдохнут,

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведем,

Снова рисовать начнем»

(кисти рук погладили, встряхнули, размяли)

Дети садятся за столы.

Воспитатель: А теперь украсим узорами хвост индюка. Какие элементы использовали мастерицы? Какими узорами можно украсить хвост индюка?

Дети: Полосками, кружочками, точками и т.д.

Воспитатель: Правильно. У вас на столах лежат печатки, квачи, они помогут вам напечатать большие кружочки, а ватные палочки – маленькие.

Показ росписи хвоста печаткой, квачами и ватными палочками.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Кто сделает первым, подуйте на игрушку, помогите ей побыстрее высохнуть.

Воспитатель: Кто уже украсил хвост индюка росписью, можете соединить детали вместе (туловище и хвост).

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Заканчивайте, пожалуйста, роспись игрушек. Возьмите аккуратно своих индюков и поставьте на выставку рядом с игрушками дымковских мастеров.

Дети размещают свои игрушки на выставке.

Воспитатель: Что вы сегодня делали на занятии?

Дети: Расписывали дымковскую игрушку – индюка.

Воспитатель: Почему игрушки называют дымковскими?

Дети: Их делают в селе Дымково.

Воспитатель: Из чего делают игрушки?

Воспитатель: Какие цвета используют для росписи игрушек?

Дети: Малиновый, красный, оранжевый, желтый, зеленый.

Воспитатель: Какие элементы росписи вы использовали для росписи индюка?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо вам за старание. Когда ваши дымковские игрушки высохнут, вы сможете их забрать, и они будут украшать ваш дом и дарить радость.

Занятие входит в блок по изучению народных промыслов.

ВложениеРазмер
konsp_naryadnyy_indyuk.docx 27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №106 – детский сад общеразвивающего вида

Конспект НОД для старшей группы

по образовательной области «Художественное творчество»

«Дымковские игрушки. Нарядный индюк»

воспитателем Гоцкой О.В.

Тема НОД: «Дымковские игрушки. Нарядный индюк»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Интеграция образовательных областей : художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка, здоровье, физическая культура.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.

Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;

- совершенствовать речь как средство общения;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

- воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: ознакомление детей с русскими народными промыслами в образовательном процессе в ДОУ; проведение дидактических игр по закреплению знаний о русских народных промыслах, экскурсия в музей.

Словарная работа: большак, древний, важно распустить, напыщен, горделив.

Оборудование: компьютерная презентация, фонограммы с записями русской народной музыки, дымковские игрушки, кукла – перчатка «Маша», силуэты индюка (из бумаги), материалы для продуктивной деятельности (кисти нескольких размеров, гуашь, салфетки).

ТСО: CD –плеер, мультимедийный проектор.

На столах заранее приготовлены материалы для работы детей.

Дети входят в группу под звуки русской народной музыки,

их встречает воспитатель с надетой на руку куклой Машей.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим к нам!

Меня зовут Машенька. А живу я в селе большом. Как красиво - то у нас зимой!

Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

У нас любят песни, пляски,

В селе рождаются и чудо – сказки.

Вечера зимою длинны

И лепят там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Вот и вам я приготовила подарочки – наши замечательные игрушки.

Барыни и мужики,

Ярко все наряжены,

Любят их и стар, и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Машенька ставит корзинку на стол, на экране проецируется корзинка, из которой появляются игрушки.

Каждая игрушка показывается детям на слайде и сопровождается небольшими присказками.

Игрушки – барыни и кавалеры

Наши руки крендельком, Мы - игрушки расписные,

Щеки, словно яблоки, Хохотушки вятские,

С нами издавна знаком Щеголихи слободские,

Весь народ на ярмарке. Кумушки посадкие.

Всех на свете краше,

А гусары – баловни

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает –

В небеса не улетает.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляс».

И нарядны, и новы:

Медведь с гармошкой,

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Воспитатель: Замечательные игрушки! А знаете, дети, когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер на носил на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай, теплое не засушливое лето. Мы же сейчас, рассматривая игрушку, совсем не думаем об это. Мы просто любуемся ее красотой.

- Назовите цвета красок. (Ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый).

- Какое настроение создают дымковские игрушки? (Веселое, праздничное, радостное настроение).

- А какой же праздник без веселья и игры! Приглашаю всех поиграть.

Проводится динамическая пауза «Лошадки»

Эй, лошадки, все за мной! Двигаются подскоками по кругу, вытянув Поспешим на водопой. одну руку вперед, другую – подняв вверх .

Вот река, широка и глубока, Останавливаются, плавно разводя руки в Не достанешь ты до дна. стороны и наклоняясь вперед.

А водица вкусна! Пейте! Подносят ладони сложенные лодочкой к

Хороша водица! лицу.

Постучим копытцем! Притоптывают ногой, вытянув

Эй, лошадки, все за мной! одну руку вперед, другую – подняв вверх .

Поскакали домой! Двигаются по кругу.

3.Объяснение нового или расширение имеющихся знаний.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется учреждение, где хранятся ценные предметы культурного наследия. (Ответы детей).

Правильно, это музей. По всей нашей стране создано множество музеев народной игрушки, где можно увидеть различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев. Есть такой и в нашем городе. Расположен он на территории Тульского кремля. Здесь представлены и народные игрушки.

4.Мотивация на деятельность.

- А сейчас я предлагаю вам немного подумать.

Дидактическая игра «Выбери игрушку»

(из предложенных игрушек выбрать дымковскую и обосновать свой выбор)

- Перед вами несколько народных игрушек. Найдите и назовите среди них дымковскую. (Дети называют игрушку – дымковского индюка). Как называется игрушка? Как вы определили? Что вам помогло?

Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? ( Да).

- Сегодня мы с вами будем расписывать дымковского индюка. Каждую игрушку мастер расписывал по своему вкусу, как ему нравилось, поэтому народные игрушки не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по -своему. Раскрашивайте каждый своего индюка, как вам хочется. Но прежде подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку. Полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, а круги делаем тычками. Не забывайте о том, как правильно держать кисточку. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. У хорошего мастера всегда чистота и порядок.

Дети приступают к работе.

Приглушенно звучит музыка русская народная музыка.

На экране картинка дымковского индюка.

Воспитатель следит за осанкой детей во время работы. При необходимости поправляет посадку детей.


По окончании работы, пока рисунки сохнут, проводится

«Солнце, заборчик, камешек»

(по аналогии – «Кулачок, ребро, ладошка»).

Воспитатель в произвольном порядке произносит слова «солнце», «заборчик», «камешки». Дети руками показывают «солнце» - ладони с растопыренными пальцами, «заборчик» - пальцы вместе, «камешки» - пальцы сжаты в кулачки. Сначала игра проводится медленно, затем с постепенным увеличением темпа.

6. Выход из деятельности.

Работы вывешиваются на доску.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какой индюк вам больше всего понравился? Расскажите, почему? Дети называют понравившуюся работу и обосновывают свой выбор.

Критерии для оценки:

- соответствие цветовой гамме;

- Молодцы, ребята! Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Звучит русская народная мелодия «Барыня».

Желающие дети веселятся под музыку.

  1. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством» М. «Скрипторий 2000» 2003г.
  2. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» второе изд. М. «Москва-Синтез» 2005г.
  3. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» М., «Российское педагогическое агентство» 1997г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД в старшей группе «Игрушка-оригами – рыбка».

Продолжать учить детей делать поделки из бумаги (оригами). Совершенствовать умение работать с ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание доставлять р.


Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.


Конспект занятия в старшей группе "Нарядный индюк"

Знакомство с дымковскими игрушками.


конспект по лепке в подготовительной группе "Нарядный индюк" (по мотивам дымковской игрушки)

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства.


Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе. «Нарядный индюк»

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе «Нарядный индюк» является заключительным занятием по ознакомлению с Дымковской игрушкой. .


Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе. «Нарядный индюк»

Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.


Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе. «Нарядный индюк»

Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам. .

Читайте также: