Дымковская игрушка родной русский язык 3 класс

Обновлено: 28.04.2024

Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий произведения прикладного искусства, содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, обучение вычленению существенных признаков текста.

Развивающие: развитие критического мышления, речи, умения ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, пополнять словарный запас учащихся, обобщать полученные данные и делать выводы; развитие устной и письменной речи.

Воспитательные: создание условий для формирования познавательного интереса к чтению, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Приемы ТРКМЧП: сравнительная таблица, «толстые и тонкие» вопросы, синквейн.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для групповой и индивидуальной работы, учебник, рисунки детей.

I. Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни

Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.

II. Повторение. беседа по содержанию.

- какой раздел мы изучали на прошлых уроках?

- Сказки – это жанр чего? (устного народного творчества)

Почему устное и почему народное? Попытайтесь ответить своими словами.

Б) Игра «фольклор» I ряд называет, что относится к устному народному творчеству русского народа. II ряд называет виды устного народного творчества тувинского народа.

В) Индивидуальная работа с карточками

Каждый записывает название сказки в нужный столбик – к какому виды сказок они относятся. «Каша из топора», «Заяц хвастун», «Скорый гонец», «Теремок», «Конек-Горбунок», «Волк и лица».

Сказки о животных

III. изучение нового материала.

1.Введение в тему.

- Люди окружали себя предметами, которые помогали им в жизни, в быту или служили украшением. Предметы быта человека. Что к ним относится? (посуда, одежда, игрушки и т.д.) Как вы думаете о чем мы будем читать сегодня на уроке? (ответы детей)

2. Работа над темой.

а) словарная работа и работа над произношением.

Изящная – тонко сделанная

Керамика – изделия из специальной глины

Насыщенный цвет - очень яркий

б) Установка на восприятие текстов. (авторы, называния текстов)

в) Комбинированное чтение текста. (Чтение текста учителем и сильными учениками)

Текст «Гжель» В.Кузьмина и Э.Кубышкиной.

г) первичная беседа по содержанию текста. – Понравился ли вам текст? А чем? Что вы запомнили?

д) Чтение текста учащимися «Про себя»

ж) Выборочное чтение

з) Беседа по содержанию.

  • Какой цвет является основным на изделиях из Гжели?
  • Что изображается на изделиях гжельских мастеров?
  • Почему гжельские изделия из глины кажутся воздушными?
  • Раньше тувинцы из каких материалов делали посуду?

Показ работ гжельских мастеров. Слайд №2

Аналогичная работа с текстом

«Дымковская игрушка» стр.26.

Справка. Дымковская игрушка. Самая знаменитая среди глиняных игрушек. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной ублор, множество оборочек, воланов, они ярко раскрашены. Это белый фон, по которому написан простой узор геометрического характера: красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый.

б) словарная работа

своеобразные – ни на что не похожие

в) Работа по содержанию

- Понравился ли вам текст?

- Почему эти игрушки называются дымковскими?

- Какие узоры украшают дымковскую игрушку?

IV. Этап зарепления новых знаний и способов действий.

а) Показ слайдов и выборочное чтение слайдов

б) Разгадывание загадки

Чудо с ними цветами,

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

ы не слышало о… (гжели)

V.Этап применения знаний и способов на практике

1) Групповая работа. ТРМК. – Создайте группы из 4 учеников. Вспомните прочитанные тексты. Заполняйте таблицу и устно делайте выводы. У какой группы работа окажется интересной и творческой?

2) составление синквейна

Составьте синвейн на темы «Гжельская посуда», «Дымковская игрушка».

Давайте повторим правила составления синквейна.

Синквейн – своеобразное стихотворение – миниатюра из 5 строк

Первая строка – тема синквейна (1 имя существительное)

Вторая строка - характерные признаки предмета (2 имени прилагательных)

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (3 глагола)

Четвертая строка – что автор думает? (фраза из 4 слов)

Пятая строка – новое звучание темы (синоним) (имя существительное)

Любоваться, кушать, расписывать

Хочу иметь сервиз из гжели

-Ребята, настала пора оценить работу. Определим, кому что понравилось или не понравилось. Поднимите смайлики и с изображениями «Настроений». (Опрос учащихся – что нового они узнали, какая работа была интересной, трудной)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушкаГосударственное автономное профессиональное образовательное.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушкаГосударственное автономное профессиональное образовательное.

Дымковская игрушка
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
г. Черепаново, 2021г.
Выполнила: Доля Вероника
студентка 301 группы

Посмотрите, пышный хвост У него совсем непрост - Точно солнечный цветок, А вы.

Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк

Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже за.

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Баран

Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! Петушок

Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Петушок

Не пахарь, не столяр, Не кузнец, не плотник, А первый на селе работник.Конь

Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
Конь

Посмотри как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. Барыня

Посмотри как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Барыня




Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Правила работы с красками: Чистой водичкой подготовить и смочить краски; Смеш.

Правила работы с красками:
Чистой водичкой подготовить и смочить краски;
Смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти.
Правила работы с кистью:
Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу;
Аккуратно набирай краску на кисточку;
Лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками;
В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, и вытереть салфеткой.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 471 материал в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас», Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Оставьте свой комментарий

  • 19.11.2021 164
  • PPTX 6.1 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Доля Вероника Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

63 минуты

«Почему подростки хотят работать. Как семье и школе помочь ребенку принять правильное решение»

30 минут

«Делаем интерьерное украшение - гербарий между двумя стёклами»

63 минуты

«Психологическая подготовка к ЕГЭ – одно из приоритетных направлений в работе педагога-психолога»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть этого проекта в том, что подарки, сувениры, декоративные игрушки, сделанные своими руками, всегда высоко ценились в мире, они хранят частичку души, творение рук, неповторимость и оригинальность. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Краткое содержание. Работа включает в себя введение, теоретическую часть, историю дымковской игрушки, практическая часть, заключение ,список литературы. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В первой главе ведётся обзор литературы по теме «История дымковской игрушки». Во второй главе описывается практическое выполнение Дымковской игрушки. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Автор доказывает, Дымковская игрушка может быть выполнена не только из вятской глины, но и из соленого теста, что является подтверждением гипотезы.

Общая оценка. Работу Гандоян Альберт выполнял при помощи классного руководителя и родителей, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной для исследования. При выполнении работы Альберт проявил: самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполнял все рекомендации научного руководителя, и вовремя устраняла замечания в процессе доработки исследовательской работы.

Выводы: в целом это интересная работа, может быть оценена положительно и представлена VIII районная научно-практическая конференция младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку».

Нам много рассказывают народно- прикладном искусстве России. И мне захотелось узнать ещё больше об этом. Поэтому дома я стал задавать маме вопросы. Всей семьёй мы стали искать ответы. Cначала мы пошли в библиотеку, затем заглянули в интернет.

Дымковская игрушка вызывает у меня немало вопросов. Всегда ли она была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки, играли какую-то другую роль в жизни людей?

Цель: научиться лепить из соленого теста и расписывать дымковской росписью фигурки животных и барышень

● Познакомится и изучить технику лепки из соленого теста и росписи дымковской игрушки.

●Собрать материал узоры и фигурки из Дымково

Обязательно ли для изготовления дымковской игрушки необходимо использовать глину, собранную на реке Вятке? Выяснить подойдет ли соленое тесто приготовленное в домашних условиях?

Методы работы: рассматривание, наблюдение, опыт, сравнение.

Теоретическая часть

В наше время многие ребята любят играть в компьютерные игры, смотреть телевизор , и мало интересуются теми занятиями, которыми увлекались наши предки много-много лет назад. Например - это лепка и роспись дымковских игрушек. Проводя наблюдения, я отметил, что ребята нашего класса хорошо знакомы с пластилином и умеют из него лепить, а вот лепка предметов из соленного теста у нас еще не очень получается.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы пол вяткой.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые

А волшебно - расписные.

Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые любимые фигурки - это животные: кошечки, собачки, лошадки, петухи и рыбки. А ещё барышни, у них красивые и яркие наряды.

История дымковской игрушки

Впервые этот народный промысел появился на реке Вятке ,в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, в виде коней, баранов, козликов и уточек, расписанные красками сочных солнечных цветов, женское население лепило к празднику Вятской Свистуньи, который отмечался весной.

Существует старинная легенда, которая рассказывает о том ,как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но Вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, дети и старики, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско и в страхе убежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу весёлой « Свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверушек.

По форме дымковские игрушки довольно разные. Это вылепленные из глины фигурки животных: медведи, лошади, петухи и полые внутри фигурки кавалеров и барышень. Основной элемент росписи - геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски , волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. Цвет росписи игрушек радостный, яркий – красный, зелёный, жёлтый, синий, малиновый, голубой, а также позолота. У каждой мастерицы были свои рецепты разведения красок.

В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала чёрным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой - три красных или оранжевых пятна – рот и щёки. Затем красили шляпку и расписывали орнаментом юбку. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки золота.

Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более тёмным цветом. Также важно знать значение цвета. Зелёный цвет связан с понятием жизни, символ природы. Белый был связан с понятием чистоты, правды и добра. Чёрный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, здоровья. Голубой – цвет неба.

Все геометрические узоры, линии, квадраты обозначали явления природы: Волнистая линия – воду или дождь; круг с вписанным крестом – солнце; ромб – пашню. И составляя свои узоры, древний художник как бы писал целые фразы.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Практическая часть

Как делать игрушку из соленого теста

Пошаговый процесс изготовления:

1.Когда тесто готово, можно приступать к изготовлению фигурки Дымковской барышни.

2.Берём, пластмассовый стаканчик, накладываем на него кусочек сплющенного теста, разглаживаем пальцем, чтобы тесто легло на весь стаканчик.

3.Накладываем на низ юбки волан. С помощью воды приглаживаем юбку, чтобы она была гладкой.

4.Скатываем из теста туловище барышни, прикрепляем его сверху стаканчика.

6.Делаем руки барышни: сначала сплющиваем туловище с боков.

7.Когда барышня высохла, закрашиваем фигурку белой гуашью.

8.Затем обратной стороной кисточки делаем дырочки в туловище.

9.После того, как немного подсохнет белая гуашь, приступаем к росписи дымковской барыни. Можно использовать в работе различные элементы росписи.

10.Для воспитателей такое художественное творчество удобно тем, что его можно разделить на две или три непосредственно образовательных деятельности.
Сувенир «Дымковской барышни готов».

Как сделать лошадку из соленого теста

Чтобы сделать пластичное соленое тесто нужно взять муку, соль и воду, в весовых пропорциях 200:200:125. Но следует учесть, что соль в два раза плотнее муки, поэтому если отмерять объёмом, то пропорция будет 200:100:125.
Воду следует брать холодную и вливать её частями в смесь муки и соли. При вымешивании лучше всего воспользоваться миксером.
Затем тесто вымешивают руками так же, как это делают для выпечки.
Если решено вылепить фигурку лошадки, то сделать это можно в три приёма, начав с лепки туловища. Остальную массу лучше всего на время поместить в полиэтиленовый пакет с тем, чтобы она не покрывалась жёсткой корочкой.

Вылепив голову и шею, эту деталь скрепляют с туловищем. Можете для клейкости слегка смочить место скрепления, а сам «шов» осторожно разгладить, спрятав его.

В самом конце формируем хвост кобылы. Можете сделать его до самой земли – это увеличит опору фигурки ещё на одну точку.
Готовое изделие нужно хорошо высушить. Можно воспользоваться духовкой и «пропечь» скульптуру при 80 градусах. А можно воспользоваться «микроволновкой» – это безопаснее и быстрее. Только в микроволновой печи лучше сначала воспользоваться режимом разморозки и выдержать фигурку в течение минуты.
Затем нужно проверить, не появились ли трещины, не потеряло ли изделие форму. В случае нарушений поверхности можно «произвести маленький ремонт» тестом, опуская его предварительно в воду. Таким образом легко скрыть неровности и трещины, которые могут появиться.
Затем уже можно перейти на режим разогрева. Фигурку периодически следует вынимать и проверять на прочность. Когда она станет твёрдой и сухой, можно приступать к последнему шагу изготовления игрушки-статуэтки.
Это будет раскрашивание. Можете использовать любые краски: от акриловых и масляных до пищевых и акварельных. Некоторые могут вообще оставить фигурку чисто-белой, кто-то ограничится лишь окрашиванием гривы и хвоста. А можно немного пошутить и вспомнить знаменитые пёстрые дымковские игрушки.

Вот так легко стать настоящим скульптором, ваятелем, художником – одним словом, творцом.

Заключение
В результате своих теоретических исследований я пришел к выводу, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка .Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.

Основной элемент росписи – геометрические узоры, которые обозначают стихии природы. Моё предположение о том, что из соленого теста, которое можно приготовить дома, можно слепить такие же фигурки, как и Дымковские игрушки - полностью подтвердилось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»

Проектная работа

на тему: «Дымковская игрушка»

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


Свернуть следующие два блина и получаются

Одна девочка на свой день рождения получила в подарок сразу две игрушки. Одна прибыла к ней из Кировской области, бывшей слободы Дымково, а вторая была родом из Тульской области, деревни Филимоново. Обе игрушки были сделаны из глины: дымковская из красной, а филимоновская из белой. Но у второй была одна отличительная особенность – она имела удлиненную форму. Мастера объясняют это тем, что их глина особенная, поэтому и игрушки получаются необычными, не такими как все. Но и дымковские игрушки не так просты. Их обжигают в печи, покрывают сусальным золотом, расписывают красивыми узорами. И у дымковской игрушки нет двойников, она изготавливается в единственном экземпляре.

Игрушки, прибыв к девочке домой, сразу же заняли самое почетное место. Они быстро подружились между собой и со своей хозяйкой. Приходя со школы, девочка рассказывала им о том, как прошел день. А ее верные подружки, в ее отсутствие, следили за порядком, контролировали остальные игрушки, а потом обо всем рассказывали хозяйке.

Гжельская роспись и Городецкая игрушка

Жили на свете два мастера. Одни в селе Гжель, а другой в Городце. Первый создавал игрушки из фарфора, обжигал их в печи, расписывал, используя лишь самые лучшие кисти и черный кобальт. Второй создавал игрушки из глины и дерева, украшал их знаменитой на весь мир росписью, какой никто больше делать не умел.

И однажды понесли мастера свои игрушки на ярмарку, отдали торговцу да отправились домой. А игрушки их быстро познакомились, рассказали друг другу о том, каким мастером были созданы и как. Однако разговор их прервал покупатель, который забрал Гжельскую игрушку и унес. Загоревала тогда Городецкая, однако грусть ее быстро прошла, потому что вернулся покупатель и забрал ее тоже. Теперь Гжельская и Городецкая игрушки – неразлучные подруги. Стоят на одной полке, болтают да гостей встречают.

Каргопольская игрушка и Богордская игрушка

Однажды один мастер создал игрушку из небольшого куска глины. Все дорабатывал ее, добавлял какие-то делали, а раскрашивать не спешил. Дождалась таки игрушки, когда мастер ее распишет, и отправилась путешествовать. Долго ли коротко ли ходила, а попала в село Богородское, где увидела Богородскую игрушку. Стало интересно Каргопольской игрушке, как же создавалась ее новая знакомая. А Богородская и рассказала, что ее сделали из дерева, да не из простого, а из липы. Мастер обрабатывал ее топориком, пилой, стамесками да еще особым ножиком, какого ни у одного мастера нет. Этот ножик очень острый и имеет особый треугольный скос. Также Богородская игрушка продемонстрировала своей новой знакомой, как замечательно она может двигаться, совсем как живая. Впечатлил Каргопольскую игрушку такой рассказ. И она пригласила Богородскую к себе в гости, чтобы со своим мастером познакомить да себя показать.

Читайте также: