Дымковская игрушка символ кировской области

Обновлено: 16.05.2024

Кажется, что радуга щедро поделилась с художниками своим многоцветием – каждая фигурка восхищает яркостью и сочностью красок. Барыни в пышных платьях, петухи и индюки с хвостами, похожими на павлиньи, фантастические двуглавые кони в узорах – эти самобытные персонажи заставляют вспомнить народные сказки. Дымковская игрушка – явление поистине уникальное. Её невозможно спутать с глиняными изделиями из других краёв.

Загадочный праздник

Сейчас слобода Дымково – это часть города Кирова (прежние названия – Хлынов, Вятка). История знаменитой на весь мир игрушки насчитывает около 400 лет. Лепкой занимались женщины. Глиняные фигурки неразрывно связаны с весенним праздником, известным как Свистопляска, или Вятская свистунья. Его отмечали в четвёртую субботу после Пасхи. Корни у него очень древние – он связан с культом земли и посвящён пробуждению природы после зимнего сна.

Праздник наполнен не только радостью. Это ещё и воспоминание о Хлыновском побоище. Трагическое событие произошло в XV веке. Когда к городу Хлынову подошли враги, жители поняли, что сами не смогут одолеть такую силу. Было решено позвать на помощь устюжан. Подмога пришла, однако в ночной темноте хлыновцы приняли друзей за врагов. Началось сражение, и лишь под утро стало ясно, что «своя своих не познаша».

В память о погибших на месте тех событий была построена часовня. Там ежегодно служилась панихида. Только после этого начинался праздник. Такое сочетание скорби и радости несло в себе смысл – оно олицетворяло торжество жизни над смертью. На протяжении долгой зимы мастерицы лепили свистульки специально к празднику. Он продолжался три дня, расписные игрушки продавались на весёлых ярмарках.

Возрождение красочной сказки

В конце XIX века рукотворные глиняные фигурки были вытеснены фабричными гипсовыми изделиями. Однако известный вятский художник Алексей Иванович Деньшин взялся за возрождение промысла. Тщательно изучались особенности уникального ремесла, собирались материалы. В 30-е годы XX столетия была организована артель «Вятская игрушка». Она объединила замечательных мастериц, в числе которых – Зоя Васильевна Пенкина, Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина.

Возрождение промысла было прервано началом войны, однако в 1942 году производство ярких изделий возобновилось. По словам Алексея Деньшина, «дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 50-60-е годы промысел активно развивался. Искусство выдающихся мастериц было отмечено многочисленными наградами. Сейчас в Кирове действует творческое объединение «Дымковская игрушка».

Точки, линии, круги…

Прежде чем изделия предстанут перед зрителями во всём своём великолепии, мастерам необходимо проделать сложную, кропотливую работу. Ярко-красная глина тщательно перемешивается с мелким песком. Игрушки нередко состоят из множества деталей, каждая из которых лепится по отдельности. Затем фигурка собирается – для склеивания используется жидкая глина. Все неровности на поверхности аккуратно сглаживаются.

Игрушка вначале просушивается на воздухе, затем обжигается. После этого она покрывается белилами и расписывается. В былые времена для побелки использовался мел, разведённый в молоке. Краски делались на основе яйца с квасом. Иногда в конце вся фигурка покрывалась взбитым белком для блеска. Рисунки наносились птичьими перьями. Сейчас для росписи используются анилиновые красители. Иногда приклеиваются квадратики из сусального золота или его имитации – потали.

Одна из особенностей дымковской игрушки – богатая цветовая гамма. Нарядная палитра делает изделия очень узнаваемыми. Преобладающие цвета – красный, синий, зелёный, жёлтый. Существуют определённые каноны для росписей. Каждый элемент узора несёт в себе конкретный смысл. Круги символизируют Солнце, волнистые линии – воду. Точки изображают человеческие следы. Перекрещенные прямые линии означают колодец. Эти символы очень древние.

Летние краски посреди зимы

Небезынтересно, что яркие, многоцветные фигурки помогают лечить такое явление, как цветовой голод. Природа в вятских землях достаточно суровая, в холодное время года пейзаж лишён обилия красок. Сейчас психологи подтверждают, что в таких условиях очень важно вносить в обстановку яркие цвета. Люди издавна чувствовали это – задолго до научных изысканий. Нарядные игрушки поднимали настроение посреди суровой зимы. Каждая из них была напоминанием о лете.

В 1968 году на Кировской студии телевидения был снят документальный фильм «Дымковская игрушка», посвящённый уникальному промыслу. Авторы оживили фигурки – перед зрителями на экране предстал целый город, населённый весёлым народом. Закачались качели, закрутились карусели, по дорогам помчались быстрые тройки. Игрушки как будто зажили своей жизнью.

Красочные фигурки действительно выглядят живыми – достаточно лишь повнимательнее присмотреться к ним. Они похожи на народные песни – задорные, весёлые, наполненные тёплым юмором. Это настоящий фейерверк красочных фантазий. Каждая игрушка несёт на себе отпечаток минувших столетий. Она вобрала в себя мудрость, которую мастера стараются передать будущим поколениям.

Веб-форма не найдена.

Дымковские игрушки

В XIX — начале XX века была основана «слобода Дымково за рекой» - место жительства работного люда: ремесленников, гончаров, кузнецов, сапожников и игрушечников, изготавливающих глиняные расписные свистульки. Мастерицы из Дымково и стали авторами вятского чуда - дымковской игрушки: яркой и своеобразной ветви русского народного декоративного искусства.

В 1811 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово, удаленный в Вятку, подробно описал праздник свистопляски, с поминанием утром предков - в часовенке, а в «остальную часть сего достопамятного дня» с увеселениями. "Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице».

Из "Вятских записок" Всеволода Лебедева": "Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание. Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком."

Традиционным материалом для изготовления дымковской глиняной игрушки была вятская красная глина. Но очень скоро у нее появился очень опасный конкурент — вятский гипс.

Из описания вятских ремесленных промыслов: «Приготовлением игрушек из глины, в высшей степени дешевых и своеобразных, занимаются во все время года шестнадцать семейств, остальные . . . работают только весною. Исключительно занимаются женщины и дети, начиная с десяти лет».

О книге художника А. Деньшина "Вятская, глиняная игрушка в рисунках. Раскраска рисунков ручная яичными красками, точно скопированными с подлинников", изданной в Москве в 1917 году.

Известные популяризаторы дымковской игрушки начала двадцатого века: художник А. Деньшин и мастер Михаил Николаевич Шатров (книжка «Кировские кустари») - о состоянии, в котором находилось искусство дымковских мастериц в первые десятилетия XX века.

Награды и международное признание дымковской игрушки, начиная со вступления известных вятских мастериц: Елизаветы Кошкиной, Елизаветы Пенкиной и Ольги Ивановны Коноваловой в июле 1943 года в члены Союза художников.

«Я отобрала для детей самых ярких петухов, баранов с золотыми рогами, нарядных, важных барынь. Покрыв столик яркой пестрядинной скатертью, расставила на нем игрушки. Все это я проделала в то время, когда дети спали. Проснувшись, они бросились к новым игрушкам, внимательно рассматривали их и радовались им. Двое мальчиков начали напевать, часть ребятишек пошла плясать. Самые младшие тянулись к нарядным петухам-свистулькам. В комнате стало весело и оживленно».

О технологии изготовления знаменитой дымковской игрушки, приспособлениях, материале, обжиге и раскраске фигурок.

О самой первой дымковской мастерице, чье творчество стало широко известно и чей труд получил общественное признание, - Анне Афанасьевне Мезриной.

О Елизавете Александровне Кошкиной - талантливом мастере дымковской глиняной игрушки. "С необыкновенной легкостью лепила Елизавета Александровна своих высоких, украшенных пышными оборками, полногрудых, здоровенных нянек, водоносок, танцующих девушек, как легко она переходила от простой утицы к эффектному фантастическому индюку, крутогривому коньку, рогатому оленю, бодастой корове." (А. Деньшин)

Жизнь и творчество А. Деньшина, а также его жены Екатерины Иосифовны Косс-Деньшиной.

О последователях старых дымковских мастеров - ярких и талантливых Е. И. Пенкиной, М. А. Ворожцовой, Л. Н. Никулиной и их молодых учениках.

Знаменитые работы дымковских мастеров - в иллюстрациях: А. А. Мезрина. "Няня. Няня с девочкой и мальчиком", "Корова. Олень"; О. И. Коновалова. "В лодке" и другие.

IMG_3623.jpg

Уникальный музей г. Кирова «Дымковская игрушка: история и современность» находится в здании самого промысла. Он открыт с 2011 года для всех желающих узнать традиции древнего вятского ремесла, познакомиться с удивительным процессом творчества отдельной мастерицы, как прошлого, так и настоящего. Здесь можно воочию увидеть, как рождается знаменитая дымковская глиняная игрушка в умелых руках вятской мастерицы.

В музее собрана крупнейшая в рамках Кирова интересная коллекция Дымковской игрушки. Здесь более 700 экспонатов и собрание постоянно пополняется. Музей Дымковской игрушки собирает и бережно хранит наследие промысла.

Эта коллекция показывается через постоянную экспозицию и временные выставки для жителей г. Кирова и для гостей и туристов Кировской области.

История Дымковской игрушки насчитывает более четырёхсот лет.

В тридцатые годы ХХ века промысел возродился. Экспозиция музея раскрывает все этапы развития вятского дымковского промысла с начала ХХ века и до современности. Здесь вы увидите работы старейших мастериц дымковской игрушки, знаменитых З.В. Пенкиной, Е.З. Кошкиной, З.Ф. Безденежных, О.И. Коноваловой и других.

Каждая игрушка уникальна и не имеет аналогов в мире. Изделие от начала и до конца рождается в одних единственных женских руках.

В музее можно познакомиться с работами следующих нескольких поколений мастериц. А каждая наша современная мастерица, имеет возможность сделать персональную выставку в залах нашего музея.

В музее на Свободы,67 не только работают выставки, но и проходят мастер-классы и круглые столы по вопросам жизни промысла. В музее можно заказать познавательную экскурсию или посмотреть фильмы разных лет, касающиеся творчества всех поколений мастериц.

Одной из интереснейших частей экспозиции стала большая настенная фреска известного Народного художника России, лауреата Государственной премии Виктора Харлова. Роспись раскрывает историю народного промысла, слободу Дымково. Здесь же расположились портреты известных мастериц.

Расписал стену Харлов еще в 1982 году, а через тридцать лет, готовясь к открытию нового музея, сам же отреставрировал её. И даже продолжает над ней работу.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.



Дымковская игрушка по праву считается символом Вятского края. История промысла насчитывает более 400 лет. Дымковская игрушка представляет собой глиняную фигурку-свистульку, украшенную разнообразными узорами и мотивами.

История

Первые свистульки в вятской слободе Дымково каждый год делали к празднику «Свистуньи», отмечавшемуся на Руси через месяц после Пасхи. Фигурка являлась своеобразной данью уважения воинам, погибшим во время Хлыновского побоища 1418 года. К началу XIX века Дымковская игрушка стала любимым атрибутом жителей Вятского края. Но в XX веке ремесло пришло в упадок. Былая слава игрушки была восстановлена благодаря мастерице Анны Мерзиной, которая продолжала собственноручно лепить и расписывать глиняные фигурки, несмотря на то, что многие ремесленники уже перешли на гипсовые изделия. Именно она передала своим потомкам технологию изготовления дымковской игрушки, получившей всеобщее признание и любовь.

Состояние

Чаще всего для Дымковской игрушки используют образ барышни. Также встречаются образы домашних животных, как правило, индюка или лошадки. Для изготовления фигурки необходима глина и песок. Традиционно глина должны быть красной. Готовое изделие сушат на открытом воздухе в течение суток, а затем обжигают в печи. Когда фигурка остывает, можно приступить к ее отбеливанию. В старину для этого использовался мел и молоко, а сегодня берутся специальные темперные краски. После отбеливания игрушку раньше разукрашивали яичными красками, теперь вместо них используют акриловые. Некоторые детали выделяются с помощью золотой потали.

Впечатления

Дымковская игрушка – уникальное ремесло. Благодаря тому, что каждое изделие изготавливается вручную, невозможно встретить две одинаковые фигурки. Каждая игрушка хранит в себе определенный посыл мастера, который ее сделал.

Дымковская игрушка - визитная карточка Кировской области. В 2011 году в Кирове был открыт Музей Дымковской игрушки. Фонд Музея насчитывает более 700 уникальных изделий. Мотивы орнамента Дымковской игрушки использовались на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, что доказывает: ремесло ценится и остается актуальным спустя несколько веков.

Читайте также: