Дымковская игрушка уточка лепка в старшей группе

Обновлено: 04.05.2024

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка).

Вид занятия : Тематическое.

Тема: Лепка по мотивам дымковской игрушки «Уточка».

Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

Обучающие: дать детям представления о дымковской глиняной игрушке. Показать выразительность формы игрушки, ее отличительные особенности. Учить лепить уточку путем оттягивания глины от общего куска. Формировать умения лепить, используя приемы лепки (скатывания, сплющивания, соединения деталей лепки, применяя комбинированный способ лепки. Учить использовать в работе стеки для придания выразительности образу. Активизировать словарь (дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание).

Развивать слуховое восприятие через прослушивание словесной инструкции.

Развивать операции анализа и синтеза через обследование образца.

Развивать скоординированность движений рук и глаз через физкультминутки.

Развивать произвольное внимание через смену различных видов деятельности.

Воспитывать интерес к русской народной игрушке, желание лепить самостоятельно;

Воспитывать аккуратность, доведение начатого дела до конца.

Словарная работа: дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание.

Методы и приё мы:

Наглядный (наблюдение, обследование, приём показа предметов, приём показа образца, приём сопряжённых действий);

Словестный (беседа);

Практический (планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов; контроль и регулирование);

Виды занятий :

1. По характеру задач: ознакомление с новыми способами изображения;

2. По содержанию изображения: декоративная;

3. По способу изображения: с натуры;

4. По характеру выбора темы: на тему предложенную педагогом;

5. По источнику тематического замысла: на тему окружающей действительности.

Демонстрационный материал: дымковские игрушки (петушок, барышня, лошадка, уточка, озеро из бумаги голубого цвета, уточка из глины.

Раздаточный материал: глина на каждого ребенка, стеки, салфетки.

Подготовка к занятию, предварительная работа: организация выставки; рассматривание иллюстраций дымковских игрушек из глины; беседы о быте, играх русского народа; разучивание русских народных потешек и игр.

Ход занятия:

Дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и не будем грустить.

Ребят предлагаю вам упражнение для глаз, чтобы глазки наши не устали.

Физкультминутка на глаза

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)

Мотивационный момент.

Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку игрушек, но не тех, которые вам знакомы, а глиняных. (Приглашаю детей подойти к столу).

Дети, посмотрите, какая красивая, нарядная и веселая игрушка приехала к нам из деревни Дымково. В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково.

Посмотрите, здесь есть петушок, барышня, лошадка и уточка. Особое внимание обращаю внимание на уточку и петушка, спрашиваю:

Ребята, обратите внимание на петушка и уточку, внешний вид у них различается?

Какие отличия вы заметили? (у петушка есть гребешок и яркий большой волнистый, расписной хвост, а у уточки хвост поменьше).

- Какой формы уточка? (овальной)

- Из чего она вылеплена? (из глины)

Посмотрите ребята, эту уточку я вылепила из глины.

- Скажите, похожа моя уточка на дымковскую? (Да, похожа)

- Какие части тела есть у моей уточки? (Туловище, шея, голова, клюв, хвост)

- Есть ли эти части у дымковской уточки? (Да)

Только моя не украшена красивым узором, и ей не хватает утят, поэтому она грустит. Пойдемте, я покажу вам, как лепить утенка, а когда утята высохнут, мы их распишем.

Объясняю и показываю. Кусок глины круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на колове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза.

Закрепляю последовательность работы и приемы лепки.

- Что сначала делаем с куском глины? (Раскатываем между ладонями, чтобы получился овал или колбаска)

- Как будем делать шею и голову? (Оттягиваем вверх и формируем, шея потоньше, а голова потолще)

- Как будем делать клюв? (Прищипываем на голове)

- Как будем лепить хвост? (Оттягиваем кусок с другой стороны)

- Что делаем стекой? (Рисуем глаза и перышки)

В конце работы протираем руки салфеткой.

Ребята перед работой, мы с вами разомнем наши ручки.

Физкультминутка на мелкую моторику.

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке.)

Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга)

Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Дети садятся за столы и приступают к работе. При необходимости помогаю детям советом, показываю, как правильно положить пальцы на форму для оттягивания. Поощряю самостоятельность и аккуратность при лепке. После работы дети вытирают руки салфеткой. Предлагаю организовать свою выставку. Дети ставят своих утят на озеро возле мамы уточки.

Дети, посмотрите, какие у вас красивые получились утята! Вы молодцы.

- На какую игрушку похожи ваши утята? (Дымковскую)

Мама уточка говорит вам спасибо, теперь ей будет весело, и она не будет грустить.

Давайте ребята с вами немного поиграем:

Вышли уточки на луг Физкультминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Конспект образовательной деятельности «Декоративная аппликация по мотивам дымковской игрушки» МБДОУ д/с №3 «Светлячок» г. о. Красноармейск Московской обл. Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной - логопедической.

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: Познакомить детей с процессом изготовления декоративной.

Конспект комплексно-тематического занятия по лепке в средней группе по разделу ознакомления с дымковской игрушкой «Уточка»

Конспект комплексно-тематического занятия по лепке в средней группе по разделу ознакомления с дымковской игрушкой «Уточка» нтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект НОД «Нарядные лошадки. Лепка по мотивам дымковской игрушки»

Конспект НОД «Нарядные лошадки. Лепка по мотивам дымковской игрушки» Цель: Закреплять и уточнять представления детей о дымковских игрушках, их орнаменте. Совершенствовать умение самостоятельно создавать узор.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект ООД «Лепка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности.

Презентация для детей «Лошадка из глины по мотивам дымковской игрушки» Знакомим детей с промыслами русского народа. Например игрушки, которые лепили из глины и расписывали узорами, у каждой игрушки свой индивидуальный.

Самоанализ ООД «Лепка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Самоанализ организованной образовательной деятельности.

Оформление зимнего участка по мотивам дымковской игрушки

Оформление зимнего участка по мотивам дымковской игрушки Вот и зима. Это время года у детей связано с ожиданием чуда, сказки, радости и веселья. А для жизнерадостных детей хочется превратить участок.

2. О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народными декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003

  • наглядные - дымковские игрушки, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
  • литературные – стихи, рассказ воспитателя;
  • материалы – глина для лепки, белая водоэмульсионная краска для покрытия игрушки. Доска для лепки, стеки, салфеточки, баночки для воды, гуашь, кисти, ватные палочки, печатки – тычки (дети изготавливают заранее).
  • беседа о дымковских игрушках,
  • рассматривание элементов дымковской росписи;
  • просмотр презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства;
  • организация выставки детских рисунков, поделок;
  • рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов;
  • чтение стихотворений, загадок о народных промыслах;
  • разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей подготовительной группы в процессе лепки и росписи дымковской уточки.

  1. Обучающие задачи:
  • продолжать знакомить детей со свойствами глины;
  • продолжать учить детей изображать предметы путем вытягивания частей из целого куска;
  • совершенствовать умения детей передавать характерную форму туловища — сплюснутый овоид;
  • закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке;
  • продолжать учить детей стекой делать узор на крыльях утки;
  • продолжать учить расписывать уточку по мотивам дымковской игрушки.
  1. Развивающие задачи:
  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности дымковской росписи;
  • развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
  • обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • напомнить Полине, Саше, Олегу начинать лепить из целого куска глины;
  • напомнить Максиму, Кире о том, чтобы пользовались водой по мере необходимости.

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность воспитанников

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте — желаю вам здоровья!

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют друг друга.

Дети настроены на общение.

работа над темой проблемная ситуация

Воспитатель предлагает вспомнить детям, где видели уточек.

Показывает детям заранее вылепленную и расписанную дымковскую уточку.

Бережком идет, Уточек – марфуточек

С помощью вопросов воспитатель уточняет знания детей о форме частей тела утки. Спрашивает, не догадается ли кто – нибудь, как легче всего вылепить утку.

Решают проблемную ситуацию, вспоминают, отвечают на вопрос. Рассматривают уточку, элементы росписи.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

Воспитатель показывает способ вытягивания шеи и головы на заранее сделанной заготовке (несколько сплюснутый овоид).

Проявляют творческую активность в процессе изобразительной деятельности.

Умение следовать правилам.

Воспитатель предлагает детям слепить уточек для утки Марфутки.

Воспитатель по ходу лепки оказывает индивидуальную помощь.

Дети начинают лепить. Готовые изделия размещают на подставке.

Напоминает об аккуратности во время работы.

После выполненного задания дети идут мыть руки.

итог творческой деятельности

Анализ детских работ.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу).

Обращает внимание на то, как получилась форма туловища, головы, правильно ли переданы пропорции.

Делятся впечатлениям, высказывают эмоциональный отклик.

  • Воспитатель после выполненной работы напоминает детям: вылепленные игрушки просохнут, их надо покрыть белой краской и расписать по мотивам дымковской росписи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект открытого занятия:Украсим дымковскую уточку.

занятие включает в себя лювовь к народному творчеству. чТО НЕ МАЛО ВАЖНО В НАШЕЙ ЖИЗНИ ПРИВИВАТЬ ЭТО У ДЕТЕЙ.


Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:"Дымковская барышня". Роспись дымковской барышни.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Конспект открытого занятия: УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАСТЕРОВ»(вторая младшая группа)

продолжить знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью приспособлений (тычков), выполнять упражнения пальчиковой гим.


Конспект по рисованию. Роспись Дымковской игрушки.

Данный конспект поможет воспитателям провести НОД по рисованию.


Конспект НОД по рисованию "Дымковская уточка"

Конспект занятия во второй младшей группе «Дымковская уточка».Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Задачи:1. Учить рисовать элементы дымковской росписи, наносить их .

Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

  1. Дать детям представления о дымковской глиняной игрушке.
  2. Показать выразительность формы игрушки, ее отличительные особенности.
  3. Учить лепить уточку путем оттягивания пластилина от общего куска.
  1. Развивать художественно – эстетические способности.
  2. Совершенствовать умение использовать в лепке приемы оттягивания и прищипывания, использовать в работе стеки для придания выразительности образу.
  1. Воспитывать интерес к русской народной игрушке, желание лепить самостоятельно и аккуратно.

Средство реализации: дымковские игрушки, озеро из бумаги голубого цвета, уточка из пластилина, пластилин на каждого ребенка, стеки, салфетки.

Словарная работа : дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковских игрушек из глины; беседы о быте, играх русского народа; разучивание русских народных потешек и игр.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Воспитатель: дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, нашим гостям и не будем грустить. ( Приветствие )

Собрались все дети в круг ( встают в круг )

Я твой друг ( руки к груди )

И ты мой друг ( протягивают руки друг к другу )

Крепко за руки возьмёмся ( берутся за руки )

И друг другу улыбнёмся ( улыбаются )

(дети садятся за стол, воспитатель обращает внимание на осанку)

Воспитатель: ребята, кто знает, что за игрушки вы видите на доске?

Дети: дымковская игрушка

Воспитатель: давайте познакомимся с историей этой игрушки

Воспитатель: показ презентации

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково. Посмотрите, здесь есть петушок, барышня, лошадка и уточка.

( Особое внимание обращаю внимание на уточку ).

Воспитатель: какой формы уточка?

Воспитатель: из чего она вылеплена?

Воспитатель: а эту уточку я вылепила из пластилина.

Воспитатель: скажите, похожа моя уточка на дымковскую?

Воспитатель: дети, посмотрите на утку, из каких частей она состоит?

Дети: туловище, шея, голова, клюв, хвост.

Воспитатель: есть ли эти части у дымковской уточки?

Воспитатель: только моя утка почему-то грустит, мне кажется ей не хватает друзей. Я предлагаю вам помочь утке приобрести их. А сейчас покажу вам, как лепить утку.

( Объясняю и показываю. Кусок пластилина круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на голове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза. Закрепляю последовательность работы и приемы лепки. )

Воспитатель: перед тем, как мы начнём лепить, предлагаю вам поиграть с нашими пальчиками.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

( Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются )

Мы с тобой подружим

( Подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)

Раз, два, три, четыре, пять…

( Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

( Одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы закончили считать.

(встряхиваем опущенные вниз кисти рук).

Воспитатель: вот теперь, когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к лепке.

Воспитатель: что сначала делаем с куском пластилина?

Дети: раскатываем между ладонями, чтобы получился овал или колбаска.

Воспитатель: как будем делать шею и голову?

Дети: оттягиваем вверх и формируем, шея потоньше, а голова потолще.

Воспитатель: как будем делать клюв?

Дети: прищипываем на голове.

Воспитатель: как будем лепить хвост?

Дети: оттягиваем кусок с другой стороны.

Воспитатель: что делаем стекой?

Дети: рисуем глаза и перышки.

Воспитатель: а вместо лапок сделаем подставку ( скатаем шарик и сплющиваем его немного, что бы у нас получилась устойчивая подставка )

( Дети приступают к работе. При необходимости помогаю детям советом, показываю, как правильно положить пальцы на форму для оттягивания. Поощряю самостоятельность и аккуратность при лепке. Дети ставят своих утят на озеро возле мамы уточки.)

Воспитатель: как называются игрушки, с которыми мы познакомились?

Воспитатель: а что мы сегодня с вами лепили?

Дети: дымковскую уточку.

Воспитатель: дети, посмотрите, какие у вас красивые получились утята! Вы молодцы. Уточка говорит вам спасибо, теперь ей будет весело и она не будет грустить.

Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.

1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;

2. Закрепить знания детей о таких материалах как глина, дерево, пластмасс, резина, ткань;

3.Развивать чувство формы, пропорций;

4 . В оспита ть интерес и эстетическо е отношени е к народному искусству, вызвать желание больше узнать о родной культуре.

Материалы и оборудование для занятия: образ цы игруш е к , глина , стека, доска для лепки, емкости с водой, салфетки.

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie.odt 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уточка по мотивам дымковской игрушки.

(конспект занятия по декоративной лепке из глины

в старшей группе)

Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.

1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;

2. Закрепить знания детей о таких материалах как глина, дерево, пластмасс, резина, ткань;

3.Развивать чувство формы, пропорций;

4. Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, вызвать желание больше узнать о родной культуре.

Материалы и оборудование для занятия: образцы игрушек, глина, стека, доска для лепки, емкости с водой, салфетки.

1. Организационный момент (3-4 мин.)

- Здравствуйте ребята, я дымковская барышня и часто бываю рассеянной и что-нибудь постоянно забываю. Меня пригласили в детский сад — я правильно пришла?

- А как он называется?

-А какое сегодня число?

- Тогда я вовремя и на месте. Вы любите играть? У меня есть волшебный ларец, который достался мне от одной известной волшебницы, хотите посмотреть что в нем? Тогда давайте открывать. Кто мне ответит из чего сделана эта игрушка (достаю и кладу на столе пять игрушек поочередно: матрешка из дерева, пирамидка из пластмассы, резиновый львенок, плюшевая игрушка, глиняный дымковский козлик)

- Молодцы, а теперь садитесь за стол. Я предлагаю вам поиграть в лото по новым правилам. Ваша задача набрать карточки не для себя, а для ближайшей игрушки раньше других. На карточках изображены игрушки из различных материалов — дерева, пластмассы, резины, ткани, глины. Например, для матрешки вы набираете карточки с деревянными игрушками. Понятно? Тогда начнем.

Воспитатель подходит к каждому ребенку, а тот достает не глядя карточку с изображением игрушки и называет из чего она сделана и передает соответствующей игрушке на столе.

-Какие вы молодцы, в жизни бы не поверила что малыши младшей группы так легко справятся с такой игрой. Или я снова что-то напутала, вы ведь первая младшая группа?

- Вот это да! Значит я все-таки немного не туда попала. Ну раз уж зашла — похвалюсь вам, ведь я шла к малышам с подарками — дымковскими игрушками. Вот посмотрите. ( достаю из дырявой сумочки одну игрушку ) Ой, беда, я все игрушки растеряла, что же делать? Поможете мне сделать побольше игрушек? Тогда в путь, за мной.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

За клубком мы побежим - в село Дымково спешим!

В мастерской нам не до скуки — для работы эти руки!

Вот мы и на месте, добро пожаловать в дымковскую мастерскую. Но для начала мне нужны подмастерии. Знаете кто это? Подмастерии во всем помогают мастерам, а заодно и сами учатся их ремеслу, работе.

Воспитатель одевает двум детям фартуки, девочке - кокошник, мальчику — фуражку.

-Подмастерии, помогите подготовиться нашим будущим мастерам.

Подмастерии вместе с воспитателем помогают остальным детям одеть фартуки.

2. Беседа о дымковской игрушке (1-2 мин.)

- А вы знаете, что в таких мастерских в селе Дымково на самом деле лепили посуду и только из остатков глины придумали различные игрушки, свистульки для детей. Ведь в те давние времена, когда зародилось это ремесло, игрушек у детей не было и мастера, желая порадовать малышей начали лепить животных, птиц и даже кукол. Их сушили в течение недели, обжигали в печи и только потом расписывали яркими красками. Так игрушки становились прочными и нарядными. Еще в старину верили, что такие свистульки берегут детей от злых духов. Ну что, вы готовы, мои мастера? Тогда давайте разомнем свои пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)

Прежде, чем лепить начать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.

4. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5-6 мин.)

- Возьмите в руки весь кусок глины и разделите его на две неравные части; больший кусок глины слегка сожмите.

- После того раскатайте этот комок глины в руках. У вас получится вот такая фигурка – овал.

- Возьмите нашу заготовку в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец овала.

- У вас получится шея и голова уточки.

- От головы нужно вытянуть клюв, он у нее должен получится тупым

- Сзади, вытягиваем хвостик.

- Возьмите маленький кусочек глины и скатайте шар — это беретик для нашей уточки, его нужно закрепить на голове. Для этого слегка смочите его, тогда он лучше приклеится.

- А оставшийся кусок глины сожмите, и потом скатайте шар, одну сторону которого нужно прижать большим пальцем к дощечке. Так у нас получилась подставка для уточки

- Теперь нужно загладить все неровности. Для этого слегка смочите пальчики и погладьте свою уточку.

- Теперь возьмите стеку и нарисуйте уточке крылья по бокам и глазки на голове.

5. Физкультминутка (1-2 мин.)

Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли утки – и пошли гулять гурьбой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

6. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7-8 мин.)

Дети лепят игрушку из глины.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2-3 мин.)

- С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?

- Какие красивые игрушки у вас получились!

- Кому понравилось лепить из глины?

- Молодцы! Давайте соберем всех уточек на подносе, им предстоит еще хорошенько высохнуть, а через несколько дней мы сможем их раскрасить! А какую уточку мы с вами сегодня лепили?

- А зачем нам эти уточки понадобились, да еще и так много?

- У меня для вас есть небольшой подарок — пока ваши уточки будут сохнуть, вы сможете потренироваться в росписи дымковской игрушки на вот таких шаблонах. А сейчас давайте уберем в нашей мастерской.

Отправляйтесь в группу, до новых встреч.

Дети рассматривают слепленные игрушки. Подмастерии помогают убрать со стола.

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка из глины)

Непосредственно – образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию лепка из глины построена по программе «Детство» и в соответствии с ФГОС ДО. Условия проведения НОД отвечали нормам СанПин: чистое помещение, свежий воздух, хорошее освещение, мебель соответствовала росту детей, соблюдены правила техники безопасности.

Тема: «Уточка по мотивам дымковской игрушки»

Вид деятельности: изобразительная (лепка)

Тип деятельности: Ознакомительная

Продолжительность– 25 минут.

Цель: развитие интереса детей к декоративно - прикладному искусству, изобразительного творчества в лепке из глины

Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

- расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – дымковской игрушке

- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки при создании животных;

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии предметов декоративно - прикладного искусства, художественного слова и произведений народного музыкального творчества;

- развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при изображении симметричных деталей (глаз, крыльев), мелкую моторику рук;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы, презентовать свои работы;

- развивать творческое воображение; потребность в двигательной активности.

- воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну, уважение к труду народных мастеров;

- воспитывать самостоятельность, чувство баланса и симметрии в композиции.

В ходе подготовки к непосредственно – образовательной деятельности были проведены:

- познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве;

- рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов;

- цикл непосредственной образовательной деятельности по лепке из пластилина;

Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический) и приёмов. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом, соответствием материала психологической и возрастной готовности воспитанников к его усвоению. С глиной дети работают впервые, поэтому была выбрана именно уточка, которая имеет минимум дополнительных деталей. Это фигурка проста в исполнении, поэтому как нельзя кстати подходит к ознакомительному с глиной занятию, чтобы заинтересовать детей, дать им уверенность в том, что они смогут выполнить и более сложные фигуры.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх этапов, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой.

Организационный этап был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней.

Эта цель была достигнута сюрпризным моментом — появлением дымковской барыни с ларцом, в котором спрятаны игрушки. Она появилась с русской народной мелодией «Барыня», что способствовало более глубокому эмоциональному эстетическому восприятию увиденного и плавному переходу к основному этапу непосредственно – образовательной деятельности.

Основной этап был подчинён главным задачам образовательной деятельности. Так, вопросы уточняющего, познавательного характера, дидактическая игра «Лото по новым правилам», – позволили актуализировать опорные знания и подвести к восприятию новых знаний.

Открытие нового знания было предложено в форме специального рассказа, содержание которого предполагало последующую за ним постановку проблемы и создание игровой ситуации. Перед ребятами встала задача – помочь барыне слепить игрушки для детей первой младшей группы, которые барыня потеряла по пути в детский сад. Барыня на протяжении всего занятия рассеяна и забывчива с целью развития речи и самостоятельности детей.

Переход к продуктивной деятельности включил в себя физкультминутку-бродилку в дымковскую мастерскую, что удовлетворило потребность детей в двигательной активности и подготовку мелкой моторики рук к лепке с помощью пальчиковой гимнастики. Церемония с перевоплощением в подмастерий с переодеванием в фартуки создала дополнительный благоприятный настрой на продуктивную деятельность.

Музыкальное сопровождение по ходу продуктивной деятельности - способствовало развитию творческого воображения, поддержанию интереса, положительного эмоционального настроя на протяжении всей деятельности.

Физкультминутка проведенная во время работы позволила снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к следующему, заключительному этапу непосредственно – образовательной деятельности.

На заключительном этапе проводился анализ детских работ, который предполагал положительную оценку результатов продуктивной деятельности всех детей и оценку детьми работ сверстников. Барыня договорилась встретится с детьми через неделю, чтобы раскрасить игрушки после того как они окончательно высохнут.

В завершении заключительного этапа барыня подарила детям шаблоны для раскрашивания дымковских игрушек, чтобы дети потренировались в росписи, пока их игрушки будут высыхать.

На протяжении всей непосредственно – образовательной деятельности осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся детям помощи при выполнении заданий, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.

Таким образом, содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и успешному решению поставленных задач.

Затруднений в ходе проведенной непосредственно – образовательной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити.

Рабочая программа курса «От умения к творчеству» по разделу «Художественно – эстетическое воспитание. Изобразительная деятельность Лепка». для детей 4-5 лет срок реализации – 1 год

Предлагаемая программа по лепке рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май включительно.Программа разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения .


конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те.

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития.


Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".


Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования».

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор.

Задачи. Способствовать развитию интереса детей к народной игрушке. Формировать умение детей лепить по образцу дымковской игрушки конструктивным способом. Познакомить детей с новыми приёмами лепки – сдавливание, оттягивание. Закрепить приёмы лепки: разминание, скатывание, соединение частей лепки. Напомнить детям правила безопасного обращения с материалом для лепки. Воспитывать аккуратность.

Материалы к деятельности. На каждого ребёнка. Доска для лепки. Пластилин или глина, разделённый на два неравных куска. Стека. Золотые квадратики (3 шт.). Влажные салфетки.

Образец уточки, слепленный педагогом и украшенный золотыми квадратиками. Дымковские игрушки – птицы. Картины из альбома для детей 3-4 лет «Дымковская игрушка», серия «Уточка».

1. Беседа.

В руках у педагога Петрушка (или другая игрушка).

— Здравствуйте, дети! Я, Петрушка – народная игрушка. По ярмаркам гуляю, чудеса собираю. Привёз я вам чудо-расчудесное, чудо сказочное – Дымковскую игрушку.

Дети с педагогом рассматривают дымковскую игрушку. Педагог обращает внимание детей на образец уточки.

— Дети, это дымковская уточка. Уточка одна, скучает она. Как нам уточку развеселить, подружек ей подарить? (Предложения детей).

— С помощью пластилина мы слепим уточек – подружек для дымковской игрушки. Дети, из каких частей состоит уточка? (Ответы детей).

— У уточки есть туловище и голова. Дети, что больше туловище или голова? (Ответы детей).

— Туловище уточки больше, чем голова. На туловище у уточки хвост. На голове – клюв. Дети, вы обратили внимание, что дымковские мастера украшают свои игрушки золотыми квадратиками. Где у уточки приклеены квадратики? (Ответы детей).

— Золотые квадратики украшают крылья и грудь уточки.

2. Лепка.

— Дети, вот перед вами пластилин, осторожно обращаемся с ним.

Правила безопасности при работе с пластилином:

1. Пластилин не еда, в рот не берём его никогда.

2. Домик пластилина доска, для лепки она нужна.

3. О чистоте не забываем, руки салфеткой вытираем.

— Дети, лепку уточки мы начнём с головы или с туловища? (Ответы детей).

— Лепят сначала большие части поделки, затем маленькие. Дети, перед вами два куска пластилина, большой и маленький. Из какого кучка пластилина мы слепим туловище? (Ответы детей).

— Из большого куска пластилина мы слепим туловище уточки, а из маленького кусочка– голову.

Педагог показывает каждый этап лепки уточки поясняет свои действия. Дети лепят вместе с педагогом. Педагог и дети берут большой кусок пластилина.

— Дети, лепим туловище уточки.

1 этап – разминаем пластилин, чтобы пластилин стал мягким, пластичным.

Пластилин разминать начинаем,

Кусочек пальчиками сжимаем.

Раз – сжимаем! Два – сжимаем!

Крепко, сильно нажимаем.

И лепить мы начинаем.

2 этап – скатываем большой кусок пластилина в шар.

В ладони пластилин возьмём,

И катать его начнём.

Ладони по кругу бежали,

Ладони по кругу бежали,

Ладони по кругу бежали,

Шар из пластилина скатали.

3 этап – легко сдавливаем шар, с целью придать туловищу овальную форму.

На шар ладонями легко нажимаем,

Овальное яйцо получаем.

4 этап – пальцами руки оттягиваем от туловища хвостик.

Пальцами кусочек сжимаем,

Тянуть пластилин начинаем.

Хвостик уточке оттянули.

Педагог и дети берут маленький кусок пластилина.

— Дети, лепим голову уточки.

1 этап – разминаем пластилин, чтобы пластилин стал мягким, пластичным.

Пластилин разминать начинаем,

Кусочек пальчиками сжимаем.

Раз – сжимаем! Два – сжимаем!

Крепко, сильно нажимаем.

И лепить мы начинаем.

2 этап – скатываем маленький кусок пластилина в шар.

В ладони пластилин возьмём,

И катать его начнём.

Ладони по кругу бежали,

Ладони по кругу бежали,

Ладони по кругу бежали,

Шар из пластилина скатали.

3 этап – пальцами руки оттягиваем от головы клюв.

Пальцами кусочек сжимаем,

Тянуть пластилин начинаем.

Клюв уточке оттянули.

— Дети, о чистоте не забываем, руки салфеткой вытираем.

— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Утята».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Вот идут утята Дети идут за педагогом по кругу.

Весёлые ребята. Остановились.

Кря! Кря! Кря! Руки на пояс, наклон головы вперёд на каждое слово.

Песню напевали. Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Кря! Кря! Кря! Руки на пояс, наклон головы вперёд на каждое слово.

Травку щипали, Наклон туловища вниз.

Песню напевали. Встаём прямо.

Кря! Кря! Кря! Руки на пояс, наклон головы вперёд на каждое слово.

Домой идут утята Дети идут за педагогом по кругу.

Весёлые ребята. Остановились.

Кря! Кря! Кря! Руки на пояс, наклон головы вперёд на каждое слово.

— Дети, за столы приглашаю, уточку лепить продолжаем.

Дети садятся за столы.

— Дети, мы слепили туловище уточки с хвостиком и голову с клювом. Лепим уточку.

1 этап – соединяем туловище и голову.

Туловище и голову соединяем,

— Дети, о чистоте не забываем, руки салфеткой вытираем.

2 этап – стекой нарисуем уточке глаза.

Туловище, хвостик, клюв, голова.

Стекой глаза отмечаем,

3 этап – украшаем крылья и грудь уточки золотистыми квадратиками.

Дымковским мастерам подражаем,

Золотом уточку украшаем.

— Дети, о чистоте не забываем, руки салфеткой вытираем.

3. Заключительная часть.

Поделки детей стоят на одной доске.

— Чудеса! Какие красивые уточки у нас получились! Дети, возьмём в руки волшебную камеру, сделаем волшебный снимок.

Педагог соединяет большие и указательные пальцы рук перед глазами. Дети повторяют за педагогом.

— Щёлк. Дети, повторяем за мной волшебные слова.

Педагог по частям произносит текст. Дети за ним повторяют.

По моему хотению,

по моему велению,

уточки – красавицы оживите,

в Дымково летите.

— Дети, после лепки обязательно вымоем руки с мылом. Дети моют руки.

Поделки дети могут забрать домой или они некоторое время украшают группу. Когда вы уберёте поделки детей, вы можете им пояснить, что уточки улетели в Дымково.

Внимание. Нельзя ломать поделки детей из пластилина (глины) на виду у детей. Если вы используете пластилин повторно, скатайте его в шары в отсутствие детей.

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки»

Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки» Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней.

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: Познакомить детей с процессом изготовления декоративной.

Конспект изобразительной деятельности в подготовительной группе по мотивам дымковской росписи «Птицы на дереве»

Конспект изобразительной деятельности в подготовительной группе по мотивам дымковской росписи «Птицы на дереве» Автор: Федосова Ирина Николаевна, воспитатель МДОБУ детский сад №53 «Рябинка» р. п. Чунский Иркутская область Задачи: Образовательные:.

Конспект изобразительной деятельности в старшей логопедической группе по мотивам дымковской росписи «Птицы на дереве» Образовательные задачи: 1. Расширять представления детей о народных игрушках из глины. 2. Учить различать особенности характерные для дымковской.

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки»

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки» Апрель. 1 неделя Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка» (По дымковской игрушке) Программное содержание: учить лепить предмет,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Читайте также: