Египетские игрушки для детей

Обновлено: 04.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Продолжая о праздничном. Древнеегипетские игрушки.

Подставка для игры в "пятьдесят восемь дырок" или в "собак и шакалов" в виде гиппопотама. Фаянс, инкрустации. XXII дин. Выс. 7,4 см, дл. 21,5 см. Париж, Лувр, N 3043, происхождение неизвестно. (с) фото - Виктор Солкин, 2004.

Различные древнеегипетские игрушки, среди них - лев с подвижной челюстью. II-I тыс. до н.э. Лондон, Британский музей. (с) фото - Kathy Nessman

Игра "в змею", или "мехен". Камень. Архаическяа эпоха. Кембридж, Музей Фитцуильям. (с) фото - FMC

Игрушка (?) - карлики, вращающиейся на подставке. Кость. Из эль-Лишта. XII дин. Каир, Египетский музей. Еще один карлик, четвертый, с этой игрушки - в Музее Метрополитен. (с) фото - В.Солкин, С. Иванов, 1998.

Две основы для игры в сенет и фишки из гробницы Тутанхамона. черное дерево, кость, золото. Каир, Египетский музей. (с) фото - SCA

Игрушечная лягушка с подвижной челюстью. Кость. II тыс. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - SCA

Набор для игры в "собаки и шакалы". Их гробницы Неферхотепа в Дра Абу эль-Неге. XVII дин. Каир, Египетский музей. (с) фото - SCA

Игры и развлечения. Статья из нашей Энциклопедии "Древний Египет", М., 2005, 2008

При изучении игр и развлечений, популярных в древнем Египте, помогают многочисленных изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, наборы игр, дошедшие до нашего времени, письменные свидетельства поздних авторов, исследования обычаев современных жителей долины Нила. Все это позволяет как можно более полно воссоздать картину повседневной жизни древних египтян.
Настольные игры. Во времена Раннего и Древнего царств одной из наиболее распространенных настольных игр была "мехен". В нее играли на столе или диске со стилизованным изображением свернутой в спираль змеи, тело которой разделялось на сектора. При игре, в которой, вероятно, могло участвовать до шести человек одновременно (возможно, в двух командах), использовалось шесть фигурок зверей, обычно по три фигурки львов и львиц, а также небольшие белые и красные шары, которые, возможно, нужны были при подсчете очков. Как и в большинстве случаев, нам не известны правила этой игры, хотя, вероятно, ее ход напрямую зависел от результата «бросков» игральных палочек. Изображение процесса игры можно видеть, например, в гробнице вельможи Хесира в Саккаре. В погребении Уаджи был обнаружен один из лучших игральных наборов, выполненный из слоновой кости и включающий в себя фигурки львов, львиц, шарики. После эпохи Древнего царства мехен, или «игра в змею», уже не была столь популярна и, видимо, во время I Переходного периода была практически забыта. Позднее изображения игры были обнаружены на стенах двух гробниц, относящихся ко времени XXVI династии, что косвенно может служить доказательством ее использования и в Новом царстве. В некоторых районах современного Судана сохранилась необычная игра, которая по своему внешнему виду полностью соответствует древнеегипетскому мехен. Игра упоминается в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов» и, возможно, была связана с великим змеем Мехеном, символом времени, сопровождающим и защищающим солнечное божество в его ночном странствии.
Другой распространенной настольной игрой была сенет, внешне напоминавшая современные шашки. В комплект игры входила прямоугольная доска, разделенная на 30 полей, а также фигурки, которые обычно делались из дерева или слоновой кости и сводились к двум видам – более низкие, представляющие собой полусферу, и более высокие, в виде цилиндров, сведенные на верху в конус с дискообразным навершием. Игра стала известна довольно рано, о чем говорит и тот факт, что изображающий ее иероглиф, мен, использовался в написании одного из имен Хора-аха, царя-основателя I династии. Игра имела важное религиозное значение, поскольку лишь выиграв в нее у невидимых сил загробного мира, покойный мог продолжить свое путешествие. Сцена игры в сенет стала одним из самых распространенных мотивов на гробничных рельефах и росписях времен Нового царства, а ее наборы часто клались в погребения. Одна из лучших досок, дошедших до нашего времени, была найдена в гробнице Тутанхамона. Игра в сенет была популярна на всем протяжении древнеегипетской истории и была забыта, видимо, лишь с окончательным утверждением христианства. В современной науке проводилось несколько попыток реконструкции правил игры на основе сохранившихся археологических данных. Тем не менее, этот вопрос остается открытым.
На обратной стороне досок для игры в сенет довольно часто находились поля для другой игры, которая по внешнему виду была очень похожа на первую, но состояла из 20 клеток, некоторые из которых были часто подписаны: «Анх нефер», «Амон», «Хеб-Сед» и т.д. Использование игральных палочек позволяет предположить, что ход игры определялся их комбинацией, что в более поздние времена было заменено броском кубиков. Один из древнейших наборов этой игры был обнаружен в гробнице Уаджи в Саккаре.
С Нового царства и до греко-римского времени в Египте была популярна игра, известная под названием «Собаки и Шакалы». Каждый игрок имел по пять палочек с навершиями в виде голов собак или шакалов, которые продвигались по игровому полю после броска костей. Некоторые из клеток, обозначенных отверстиями, куда вставляли палочки, были соединены линиями, что, возможно, давало игроку право перемещать по ним свои фигуры, сокращая или увеличивая расстояние, которое им оставалось «пройти». Некоторые исследователи видят современный аналог этой игры в «Змеях и Лестницах». Форма игральной доски могла быть различна.
Детские игры. Египетские Дети много играли в различные активные игры, требовавшие, как правило, большого числа участников. В Древнем царстве мальчики могли играть в так называемого «козленка на земле», как это можно видеть на рельефах некоторых гробниц в Саккаре. Один или два участника садились на землю, протягивая свои руки и ноги, изображая “козленка”. Их задачей было попытаться поймать других мальчиков, перепрыгивавших через них. Интересно, что игра, очень похожая на древние изображения, сохранилась в Верхнем Египте до сегодняшнего дня. Наряду с этим, популярностью пользовались различные акробатические упражнения, бег, в том числе на корточках, катание на спинах сверстников и т.д. Некоторые игры требовали специального инвентаря. В гробницах в Бени Хассане сохранились изображения различных детских игр с мячами – жонглирования, перекидывание мячами и т.д. Также была распространена игра, в ходе которой игроки должны были поразить дротиком цель, нарисованную на земле и носившую имя Сешему, бога давильни. Была популярна борьба; иногда боролись и девочки.
Игрушки. Самые древние из найденных игрушек относятся к додинастическому периоду. Они представляют собой миниатюрные модели лодок, фигурки животных, шары из глины и ила. Начиная с Древнего царства были распространены многочисленные куклы, которые могли быть сделаны как из дерева или обоженной глины, так и из тростника или папируса. С Нового царства куклы иногда стали выполняться из меди или бронзы. В одном из домов в Абу Тиге на блюдце XIX династии была обнаружена бережно запеленатая в льняную материю фигурка богини плодородия, относящаяся к додинастическому периоду. Видимо, какой-то ребенок нашел ее на древнем кладбище, сделав своей «куклой». Позднее были распространены фигурки лошадей и колесниц, первые игрушечные солдатики. Мячи делались из ткани или кожи, часто красочно расписывались. В качестве наполнителя использовался тростник или папирус.
Очень популярны были механические и движущиеся игрушки. Наибольшее распространение получили многочисленные волчки, выполненные из дерева или обоженной глины. В одной из гробниц Среднего царства в Лиште была обнаружена очень интересная игрушка, выполненная из слоновой кости и изображающая трех карликов, установленных на подставке. При натяжении веревочек, прикрепленных с обратной стороны подставки, карлики совершали вращательные движения, похожие на танец. В Лейденском музее хранится фигурка слуги, которая сгибалась при натяжении нити, привязанной к его груди. До нашего времени также дошли фигурки различных животных, таких как крокодил или кот, челюсти которых были сделаны подвижными. В гробнице Тутанхамона была найдена птица, способная сохранять равновесие при опоре на клюв, и обезьяна с подвижными лапами.

Эмери У.Б. Архаический Египет. – СПб., 2001.
Монте П. Повседневная жизнь древних египтян во времена великих фараонов. – М., 2000.
Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. – СПб., 2000.
Eady D. Toys And Games in Ancient Egypt.// RSUE 6, 1989.
Kendall T. Ethnoarchaeology in Meroitic Studies// MEROITICA 10 (1984), pp. 711-715.
Kendall T. Passing Through the Netherworld: The Meaning and Play of Senet, an Ancient Egyptian Funerary Game. - Boston, 1978.
Piccione P. Mehen, Mysteries and Resurrection from the Coiled Serpent. // JARCE 27 (1990), pp. 43-52.
Piccione P. The Historical Development of the Game of Senet and Its Significance for Egyptian Religion. Ph.D. dissertation, University of Chicago, 1990.
Piccione P.A. In Search of the Meaning of Senet. // Archaeology 4 (1980), pp. 55-58.
Tait W.J. Game Boxes and Accessories From the Tomb of Tutankhamun. – Oxford, 1982.

Настольные игры сегодня на пике популярности, но мало кто знает, что этому виду развлечений уже несколько тысяч лет. Знакомимся с 3 играми, популярными в Древнем Египте.

Сенет — игра, подарившая нам 5 дней в году

Сенет — одна из самых древних (возможно, самая старинная) настольная игра, основанная на передвижении фишек по доске. Первые упоминания о ней встречаются в папирусах додинастического периода (примерно 3500 лет до н.э.).

В 1500–1000 годах игру стали рассматривать не просто как развлечение: ее воспринимали как демонстрацию путешествия Ка (дух человека, душа) в загробный мир. Также упоминания о сенете встречаются в «Книге мертвых».

Интересен миф о происхождении игры. Считается, что ее придумал бог мудрости Тот. В далекие времена в году было всего 360 дней, лунный календарь насчитывал такое же количество суток. Бог солнца Ра наложил на богиню неба Нут проклятье: она не могла родить ребенка ни в один из дней года. Тогда Тот предложил богу луны Хонсу сыграть с ним в сенет. На кон боги поставили 5 суток. В итоге Тот выиграл, Нут получила 5 дней для рождения малышей, а наш с вами календарь насчитывает 365 суток, в то время как лунный — всего 355.

Историки называют разные правила игры, расскажем о наиболее распространенной версии. Поле для сенета представляет собой доску из 30 клеточек: 3 ряда по 10 клеток. У каждого игрока по 5 (иногда 7) фишек. Фишки противников стоят в начале крайних рядов, их задача — провести свои фишки «змейкой» от первого ряда к последнему и вывести их за пределы поля.

Каждая клеточка символизирует собой «дом», через который Ка (душа) путешествует по загробному миру. Некоторые ячейки были ловушками, другие символизировали подготовку души к вечной жизни, и т.д.

Историки утверждают также, что игра могла использоваться и как предсказательная система. А некоторые тарологи предполагают, что 22 старших аркана карт таро тоже происходят от клеток-домов игры сенет.

Кстати, именно в сенет играли герои знаменитого сериала «Остаться в живых» (Lost).

Псы против шакалов

Название этому развлечению дал египтолог Говард Картер, но также его называют «игра в 58 дырочек».

Поле представляло собой доску с 58 дырками (по 29 с каждой стороны), к нему прилагались 10 палочек: 5 — с головой собаки, 5 — с головой шакала. На доске часто изображали пальму и иероглиф, обозначавший бесконечность, замкнутый круг.

Историки затрудняются объяснить правила игры. Предположительно игроки должны были довести свои фигуры до какой-то точки, возможно, до иероглифа.

«Змеиная игра » мехен

Название игры могло произойти от имени Мехена, бога-защитника Ра. Его как раз изображали на папирусах в виде змеи, обвивавшейся вокруг Ра во время его путешествия по загробному миру Дуату.

Поле представляло собой змею, свитую в круг: в центре находилась голова, вокруг которой был закручен хвост.

Тело рептилии было разделено на секторы-клетки, по которым игроки двигали свои фишки, изготовленные в виде львов (ну или почти львов).

Помимо таких фишек использовали и простые каменные шарики. Предположительно задачей было обогнать других игроков и привести своих львов к финальной клетке — голове змеи.

Древние египтяне умели развлекаться, но вместе с тем, по мнению историков, закладывали даже в простые игры сакральный смысл. Удастся ли нам когда-нибудь разгадать их тайны до конца?

Детские иргушки в древности.

Древний Египет был высокоразвитой цивилизацией, и развлечения занимали в жизни египтян не самое последнее место. Куклы были и в бедных, и в богатых семьях. Только бедняки довольствовались простыми тряпичными куклами, а в богатых семьях дети играли с роскошными куклами из слоновой кости и даже драгоценных металлов. Также игрушки делали из дерева, глины, алебастра, камня, шерсти и льна. В захоронениях древнеегипетских детей часто находили кукол и фигурки животных, которые должны были сопровождать своих хозяев в загробной жизни.

По мнению археологов, куклы с механизмами были изобретены именно в Древнем Египте. Например, тянешь за веревочку, а у фигурки кота или крокодила открывается рот. А еще у древних египтян были куклы с шарнирами и даже марионетки.


Куклы в Древнем Египте использовались не только для детских игр, они также были важным элементом в некоторых религиозных обрядах и церемониях.

Благодаря находкам египтологов, мы можем иметь представление, как выглядели одни из самых древних кукол в истории. Таких кукол находили в гробницах, и увидеть их сейчас можно в различных музеях мира, например, в Британском, Берлинском, в музее "Метрополитен" в г. Нью-Йорке


Кукла выше относится к периоду Среднего Царства (Приблизительно 2160—1785 годы до нашей эры). Она сделана из дерева, глины и льняной нити, ее рост приблизительно 23 см. Существует мнение, что такие куклы применялись для религиозных ритуалов для музыкального сопровождения. При встряске тело и волосы куклы издавали звук, который должен был успокаивать и задабривать богов.

В некоторых регионах Древнего Египта крокодил являлся священным животным. Крокодилов могли бальзамировать и хоронить в гробницах вместе с людьми, а древнеегипетский бог Себек представлялся с головой крокодила на человеческом теле. Куклу крокодила, по мнению некоторых антропологов, помещали в гробницу для защиты умерших людей в загробной жизни.


Царица Клеопатра собирала кукол, у нее была большая коллекция, которая частично сохранилась до наших времен и хранится в музеях мира.

Египетская кукла уже имеет простейшие деревянные шарниры в руках.


Одна из самых древних погремушек Египта — «рыбка»(сер. 2 тысячелетия до н.э.), была погремушкой и детским амулетом одновременно, являясь символом рождения и возрождения (поскольку у рыб изо рта появляется живое потомство).


В Древней Греции.

Дети в Древней греции играли погремушками и маленькими глиняными зверюшками.


Греческие дети играли с йо-йо! У них были куклы и другие фигурки, сделанные из ткани и глины. У них было много игрушек. Ожидалось, что дети будут помогать по дому и в поле, если в семье не будет достаточно рабов для выполнения всей работы. Но у детей было достаточно времени, чтобы поиграть.

Одной из разновидностей игрушек в виде животных была лошадь на 4-х колесах, которую можно было тянуть на веревке.

Древнегреческие игрушки лошадки.



Лошадка из греческой гробницы

Из гробницы 950-900 гг. До н. э.


В Древней Греции кукол делали специальные ремесленники, мастеря фигурки из тканей, воска, глины, иногда с подвижными конечностями. Как выглядела типичная игрушка в Древней Греции в VII веке до н.э., весь мир узнал благодаря Олимпийским играм 2004 года. Талисманами игр были два странных человечка: Феб и Афина — точные копии античных кукол, найденных при раскопках.


Само слово "кукла" попало в русский язык из греческого. Уже в 6-5 веке до н.э. в Греции существовало массовое производство кукол, служивших как для игр, так и использовавшихся в ритуальных целях.


Куклы делались преимущественно из глины (терракоты), а также из дерева и воска, подвижные конечности крепились с помощью деревянных или металлических деталей. Затем куклы раскрашивались и одевались.


Глиняная кукла. Греция. V в. до н.э. Париж, Лувр.

Накануне свадьбы (в классической Греции замуж выходили рано: в 14-15 лет) девушки жертвовали своих кукол женским божествам. Множество таких подношений найдено в Дельфах и в других местах.


Глиняная кукла-подношение из музея в Дельфах. VI-V вв. до н.э.


450-400 гг. до н.э.


Глиняные куклы. Греция. Начало V века до н. э.


Греция. Вторая половина V века до н. э.


Шарнирная терракотовая кукла, предположительно изображающая ритуального танцора коринфских греков V века до н.э., в Музее искусств Метрополитен.

В Древнем Риме.

Первые римские куклы немногим отличались от греческих, но вскоре обрели свое характерное "лицо".

Древнеримская кукла из рогожки.


В Древнем Риме игрушка сопровождала маленькую хозяйку до самого дня свадьбы, а после возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девушка умирала незамужней, игрушку хоронили вместе с ней. Пожалуй, самая удивительная из древних игрушек — кукла девочки по имени Креперейя Трифена (II век н. э.) Она была найдена в древнеримской гробнице в 1889 году и долго оставалась без внимания ученых. Кукла удивительна своими пропорциями, гнущимися конечностями на шарнирах и натуралистичностью — по всем этим параметрам она могла бы тягаться с современной Барби.


Кукла из слоновой кости Кукла из слоновой кости, найденная в женском захоронении римского II века н.э. во Палаццо Массимо в Риме, Италия.


Шарнирная кукла из слоновой кости, найденная в женском саркофаге в Тиволи, Италия. Римский II век н.э. сфотографирован в Палаццо Массимо в Риме, Италия.


Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее
универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.


Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.


Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали из с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.


Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.


Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок.


Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;


б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;
в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;
г) образные игрушки – изображения животных, кукол.
д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение. Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Мы всегда рады честным, конструктивным отзывам. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Очень интересная коллекция!
Изида, Тот, Анубис, Бастет, сфинкс, скарабей с иероглифами, амулеты.
Нефертити, пирамиды Хеопса, Тутанхамон, мумия.

приятно рассматривать и держать в руках
(кстати, такое сокровище не получится спрятать в тубусе или коробке - придется проявить почтение) :)

Замечательный набор! Купила в класс для поддержки темы Египет детям 6-9 лет. Замечательное исполнение, выдерживают детский натиск. Описания, правда, даны только на английском языке.

Замечательный набор! У нас уже много наборов этой фирмы, и этот стал отличным дополнением к ним! Качество очень радует, все детали из мягкой, гладкой пластмассы, крепкой, но при этом гибкой, мелкие детали качественно и аккуратно прокрашены, на фигурках написаны названия (мелко, чтобы детям надписи не бросались в глаза и не мешали играть, но при этом все легко читается). Набор основывается на египетской тематике, в наборе фигурки:
1.Тутанхамон.
2. Нефертити.
3. Богиня Баст в образе черной кошки.
4. Бога Тот ( с головой ибиса)-фигурка в полный рост, на подставке.
5. Фигурка Анубиса в полный рост.
6. Фигурка амулета с головой Анубиса.
7. Фигурка Исиды (также на подставке).
8. Сокол (если не ошибаюсь, Гора).
9. Фигурка скарабея (интересно, что сзади она украшена иероглифами).
10. Сфинкс.
11. Три великие пирамиды (это одна фигурка).
12. Мумия (но не в бинтах, а уже с саркофагом).

По цветам все игрушки очень яркие, краска не слазит. Моей дочке понравилась золотистая краска на фигурках, а мне самой то, что иероглифы настоящие, а все фигурки сделаны с внимательностью к деталям и уважением к египетским традициям (так, у Тутанхамона есть змейка в головном уборе - символ власти, Исида держит в руках анкх, на саркофаге мумии есть защитные иероглифы, которые по преданию должны защитить умершего). Также в наборе есть описание фигурок и изображенных там богов на английском языке. А пришли игрушки в прямоугольной упаковке удобной для хранения, с маленьким глобусом на крышке, что очень понравилось дочке, к тому же он вертится. Фигурки все рельефные, играть ими, да и просто держать в руках, - приятно.
Я считаю, детям следует рассказать про Египет и данных богов, чтобы они знали какие фигурки есть в их коллекции и могли играть, основываясь на эти знания ,так что набор ещё и познавательный. У меня игрушки были разделены дочерями напополам, так как младшая стала ими играть, а старшая (большая поклонница Египта, узнавшая все фигурки сразу без всяких подсказок) решила поставить их в шкаф, как статуэтки. Добавлю, что фигурки на самом деле не очень маленькие. (некоторые в высоту - 6, 7 сантиметров) и все имеют либо удобные подставки, либо плоские поверхности, что дает возможность устойчиво стоять, к тому же большинство имеют предметы в руках (посох ,щит и т.д.).

Читайте также: