Екатерина мурашова дети взрослым не игрушка

Обновлено: 29.04.2024

Никто, ни один человек не может быть, не должен становиться целью и смыслом для какого-то другого человека. Это глупо и бесперспективно. Это, в конце концов, безнравственно по отношению к тому, кого выбрали «целью и смыслом». Слишком тяжелая ноша. Слишком большая и никому не нужная ответственность. Слишком высоки ставки. Слишком велика вероятность горького и страшного вопрошания потом, когда-нибудь, однажды или годами: что ж так? Я для тебя то-то и то-то, а ты…

Все вышесказанное встречается в жизни взрослых людей или людей на пороге биологической и психологической взрослости. «Дорогая, я так тебя люблю, все, что у меня есть, вся моя жизнь – только для тебя!»; «Милый, я живу только для тебя, я готова все сделать, от всего отказаться, только бы тебе было хорошо!»

Обычное дело, транзиторное гормональное затмение, издавна называется влюбленностью (не любовью! Любовь – это СОВСЕМ другое), имеет четкие биологические сроки и функции, по истекании и выполнении их тихо и закономерно отмирает. И ни у кого это отмирание не вызывает никакого особого удивления: ну разумеется, так и должно быть, нельзя же постоянно жить в состоянии такой глупой и малофункциональной экзальтации…

Если оно вдруг задерживается – начинает все вокруг (включая, конечно, отношения и их развитие) портить и тормозить. Становится невыносимо тягостным для всех участников. Если кто-то из читателей ориентирован на художественную литературу, рекомендую: «Таня» Арбузова – вышесказанному прекрасный литературный пример.

А если речь идет не о взрослых людях? Если эта колоссальная ответственность («я для тебя») возлагается на маленького ребенка, который, в отличие от взрослых героев, и понять происходящее не сумеет, и возразить ничего не сможет, и сопротивляться до поры до времени не в состоянии?

Невротические проявления – еще не самое страшное, но самое, пожалуй, распространенное. Ко мне с этим то и дело приходят. Ребенок устает быть «целью и смыслом», и его нервная система просто не справляется с нагрузкой.

Единственное, что по-настоящему нужно ребенку, – это адаптированная в нашем мире мать (или оба родителя), твердо уверенная в том, что мир, несмотря на все его заморочки, стратегически – отличное, интересное предприятие, в котором есть место для нее и, несомненно, найдется место ее детям. Все остальное – вариативно. Даже вроде бы хрестоматийная присказка про «материнскую любовь» – тоже вариативна. Вы знаете, что у каждой пятой женщины эта самая биологическая программа «материнской любви» попросту не включается? Ни вначале, ни потом, никогда? Не знаете? (Об этом и вправду не любят писать и говорить.) Но это так. Про отцов даже и статистики не существует, мне кажется.

Однако позитивно настроенная мать на своем месте в этом мире – и база для адаптации детеныша заложена. А если она это место не нашла? И более того, не ищет и не собирается искать, а наоборот, перекидывает ответственность за свою жизнь на родившегося ребенка или детей?

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

С этой книги началось моё знакомство с детским психологом Екатериной Мурашовой. Знакомство удачное, требующее продолжения)
Я как родитель, вечно ищущий правду и сомневающийся во всём и вся, в том числе и в себе, постоянно в поиске хороших книг по детской психологии. Но "Дети взрослым не игрушки" отличается от всего, что я читала раньше. Во-первых, само содержание книги - это записки психолога, различные интересные случаи из практики - и тут автор раскрывается не только, как талантливый психолог, но и не менее талантливый писатель. Умный, наблюдательный, ироничный. Особенно нравятся мне психологические портреты пациентов и их родителей - тонко помеченные детали их внешности, поведения, мимики и жестов.
"Девочка лет четырёх мило, но практически непрерывно щебетала, показывая матери мои разнообразные игрушки. Если мать откликалась недостаточно (по мнению девочки) активно, девочка залезала к ней на колени и сорвала игрушку прямо к её физиономии. Щебетание при этом становилось на тон выше."
" - Да нет никакой причины, я же вам говорю! - раздраженно воскликнула дама, картинно и очень рассчитанно по движениям (фитнес три раза в неделю, не иначе) падая в кресло. "
" Мама, бабушка и дедушка. Все говорят громко, долго, перебивая друг друга, и самым удивительным образом в их тройном монологе нет ни грана информации. Я вежливо и внимательно слушаю троих взрослых людей несколько минут и в результате знаю о происходящем в их семье ничуть не больше, чем в тот момент, когда они только вошли в мой кабинет. "
Перед нами живые люди и невыдуманные ситуации, описанные хорошим литературным языком, и совсем нет теории (а потому за некоторыми терминами, встречающимися в тексте, возможно придётся лезть в поисковик). Не знаю, как вам, а мне всегда в психологической литературе мало примеров, реальных случаев из практики, с которыми вся эта теория оживает и обретает объём.
Есть в книге несколько глав, где описываются очень полезные психологические методики, но в целом практических советов вы здесь не найдёте. Зато тут много пищи для размышления, интересных наблюдений, а иногда и отрезвляющих пощёчин. Такими для меня стали главы, посвящённые гаджетам, до размера которых всё больше сжимается наш мир.
Это не может не пугать нынешнее поколение родителей, потому что мы ещё помним мир без гаджетов, помним суп из крапивы и яичницу из одуванчиков, которые готовили с мамой.
А что будут помнить наши дети? Нас или подсунутый под нос планшет/телефон, чтобы не мешал? Каждый волен делать свой выбор.
А может быть мы действительно постепенно придем к тому миру, который выдумал подросток - графоман из главы, давшей название всей книге. К миру, где научились делать "удобных" детей с модифицированными мозгами?
"Кажется, им нужны какие-то другие дети".
Что ещё необычно в этой книге, так это возможность посмотреть на работу психолога изнутри - от момента знакомства с пациентом до решения проблемы. Особенно увлекательно следить за тем, как по ходу приёма автор мысленно выдвигает множество гипотез о причине обращения за психологической помощью. Буквально видишь, как крутятся винтики и вообще всё устроено в мозгах практикующих психологов и даже перестаёшь их бояться)))
Вообще авторская манера общения с читателями и пациентами очень своеобразная - она не гладит по головке, не жалеет и не входит в положение (примерно такое впечатление создают книги Людмилы Петрановской). Она без лишних сантиментов чётко следует поставленной задаче, используя все имеющиеся ресурсы пациентов, и виртуозно решает проблему. Читать об этом очень увлекательно, даже если вам подобные ситуации не близки. А уж если это история-зеркало, то готовьтесь. увидеть себя настоящего, без прикрас и получить-таки эту пощёчину, а может быть и толчок, чтобы собрать в горсть все имеющиеся ресурсы и начать наконец что-то делать, а не жалеть себя или винить в своих неудачах весь мир и несчастное детство.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

С этой книги началось моё знакомство с детским психологом Екатериной Мурашовой. Знакомство удачное, требующее продолжения)
Я как родитель, вечно ищущий правду и сомневающийся во всём и вся, в том числе и в себе, постоянно в поиске хороших книг по детской психологии. Но "Дети взрослым не игрушки" отличается от всего, что я читала раньше. Во-первых, само содержание книги - это записки психолога, различные интересные случаи из практики - и тут автор раскрывается не только, как талантливый психолог, но и не менее талантливый писатель. Умный, наблюдательный, ироничный. Особенно нравятся мне психологические портреты пациентов и их родителей - тонко помеченные детали их внешности, поведения, мимики и жестов.
"Девочка лет четырёх мило, но практически непрерывно щебетала, показывая матери мои разнообразные игрушки. Если мать откликалась недостаточно (по мнению девочки) активно, девочка залезала к ней на колени и сорвала игрушку прямо к её физиономии. Щебетание при этом становилось на тон выше."
" - Да нет никакой причины, я же вам говорю! - раздраженно воскликнула дама, картинно и очень рассчитанно по движениям (фитнес три раза в неделю, не иначе) падая в кресло. "
" Мама, бабушка и дедушка. Все говорят громко, долго, перебивая друг друга, и самым удивительным образом в их тройном монологе нет ни грана информации. Я вежливо и внимательно слушаю троих взрослых людей несколько минут и в результате знаю о происходящем в их семье ничуть не больше, чем в тот момент, когда они только вошли в мой кабинет. "
Перед нами живые люди и невыдуманные ситуации, описанные хорошим литературным языком, и совсем нет теории (а потому за некоторыми терминами, встречающимися в тексте, возможно придётся лезть в поисковик). Не знаю, как вам, а мне всегда в психологической литературе мало примеров, реальных случаев из практики, с которыми вся эта теория оживает и обретает объём.
Есть в книге несколько глав, где описываются очень полезные психологические методики, но в целом практических советов вы здесь не найдёте. Зато тут много пищи для размышления, интересных наблюдений, а иногда и отрезвляющих пощёчин. Такими для меня стали главы, посвящённые гаджетам, до размера которых всё больше сжимается наш мир.
Это не может не пугать нынешнее поколение родителей, потому что мы ещё помним мир без гаджетов, помним суп из крапивы и яичницу из одуванчиков, которые готовили с мамой.
А что будут помнить наши дети? Нас или подсунутый под нос планшет/телефон, чтобы не мешал? Каждый волен делать свой выбор.
А может быть мы действительно постепенно придем к тому миру, который выдумал подросток - графоман из главы, давшей название всей книге. К миру, где научились делать "удобных" детей с модифицированными мозгами?
"Кажется, им нужны какие-то другие дети".
Что ещё необычно в этой книге, так это возможность посмотреть на работу психолога изнутри - от момента знакомства с пациентом до решения проблемы. Особенно увлекательно следить за тем, как по ходу приёма автор мысленно выдвигает множество гипотез о причине обращения за психологической помощью. Буквально видишь, как крутятся винтики и вообще всё устроено в мозгах практикующих психологов и даже перестаёшь их бояться)))
Вообще авторская манера общения с читателями и пациентами очень своеобразная - она не гладит по головке, не жалеет и не входит в положение (примерно такое впечатление создают книги Людмилы Петрановской). Она без лишних сантиментов чётко следует поставленной задаче, используя все имеющиеся ресурсы пациентов, и виртуозно решает проблему. Читать об этом очень увлекательно, даже если вам подобные ситуации не близки. А уж если это история-зеркало, то готовьтесь. увидеть себя настоящего, без прикрас и получить-таки эту пощёчину, а может быть и толчок, чтобы собрать в горсть все имеющиеся ресурсы и начать наконец что-то делать, а не жалеть себя или винить в своих неудачах весь мир и несчастное детство.

Екатерина Мурашова - Дети взрослым не игрушки обложка книги

22 %

Дети взрослым не игрушки

Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы

С любовью о детях и их родителях

Аннотация к книге "Дети взрослым не игрушки"

Как вырастить у себя личность? Нужны ли родителям роботоподобные дети? Стоит ли запретить Деда Мороза? Можно ли жить для кого-то? И что делать с подростком, если кончились воспитательные методики, а ситуация окончательно зашла в тупик?
Эти и другие, еще более невероятные вопросы задают Екатерине Мурашовой, известному петербургскому психологу, каждый день - бабушки, дедушки, мамы, папы и сами дети. На приеме в поликлинике, в блоге на портале "Сноб", на публичных лекциях, по почте. И вместе с детьми, взрослыми и своими читателями Екатерина Мурашова ищет решения в самых, казалось бы, распространенных - и в самых необычных жизненных ситуациях.
Книги Екатерины Мурашовой выходят в издательстве "Самокат" много лет, все они востребованы читателями и являются бестселлерами серии "Самокат для родителей".

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Давно ждала очередной сборник Екатерины, прочитала все ее книги, читаю время от времени блог.
В книги собраны истории из практики детского психолога. В этой и предыдущей книге Екатерина продолжает не просто рассказывать случаи из практики, но и задавать вопросы, приводить ситуации и предлагать подумать.
Мне почему-то всегда все было лучше понятно на живых примерах, потому предпочитаю именно такой формат других изданиям детских психологов. Можно читать, делать выводы самостоятельно на опыте.

Давно ждала очередной сборник Екатерины, прочитала все ее книги, читаю время от времени блог.
В книги собраны истории из практики детского психолога. В этой и предыдущей книге Екатерина продолжает не просто рассказывать случаи из практики, но и задавать вопросы, приводить ситуации и предлагать подумать.
Мне почему-то всегда все было лучше понятно на живых примерах, потому предпочитаю именно такой формат других изданиям детских психологов. Можно читать, делать выводы самостоятельно на опыте других людей - что можно или нужно или нельзя делать и к чему это может или обязательно приведет.
Добавлю фото: Скрыть

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 300 стр.
  • Жанр:в оспитание детей, д етская психология, и стории из жизни
  • Теги:к ниги для родителей, п роблемы воспитания, р азвитие личности, р азвитие ребенка, р еальные истории, с оветы родителямРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 399 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из персональной подборки. Узнать больше

В этой книге собрано сорок девять реальных историй из практики известного детского психолога. Но Екатерина Мурашова не только описывает случаи своих пациентов. Она анализирует различные сложные ситуации, связанные с воспитанием, и дает профессиональные рекомендации.

Вы сможете сделать собственные выводы, опираясь на опыт других людей. Поймете, что можно, а что не следует делать, воспитывая ребенка. А еще запомните, к каким последствиям с большей долей вероятности приведет выбранная вами линия поведения.

Чтобы читать книгу Екатерины Мурашовой онлайн или скачать ее в нужном формате оформите покупку в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.

Как вырастить у себя личность? Нужны ли родителям роботоподобные дети? Стоит ли запретить Деда Мороза? Можно ли жить для кого-то? И что делать с подростком, если кончились воспитательные методики, а ситуация окончательно зашла в тупик?

Эти и другие, еще более невероятные вопросы задают Екатерине Мурашовой, известному петербургскому психологу, каждый день бабушки, дедушки, мамы, папы и сами дети – на приеме в поликлинике, в блоге на портале «Сноб», на публичных лекциях, по почте… И вместе с детьми, взрослыми и читателями Екатерина Мурашова ищет решения в самых, казалось бы, распространенных – и в самых необычных – жизненных ситуациях.

Читайте также: