Эксперимент 321 фабрика игрушек

Обновлено: 29.04.2024

Сегодня в Кремле на торжественной церемонии президент Владимир Путин вручил государственные награды за выдающиеся достижения в различных областях.

В числе тех, чьи заслуги отмечены страной, — пилоты самолёта Airbus A321 Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, выполнившие 15 августа аварийную посадку на кукурузное поле неподалёку от аэропорта Жуковский.

Уже на следующий день после этого инцидента глава государства подписал Указ о присвоении лётчикам звания Героя России — «за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях». В четверг, 21 ноября, на кителях Юсупова и Мурзина заблестели золотые звёзды.

Накануне другим членам экипажа были вручены ордена Мужества: это сделал министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Между тем эксперты утверждают: «чудо под Раменским» заключалось только в удачном стечении обстоятельств, никакой особой заслуги пилотов в том, что все остались, к счастью, живы, нет, а лётчикам и особенно пассажирам просто невероятно повезло.


Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

Что произошло 15 августа

Авиалайнер Airbus A321 «Уральских авиалиний» вылетел из аэропорта Жуковский, выполняя плановый рейс U6-178 по маршруту Москва — Симферополь. Но буквально сразу после того, как самолёт с 226 пассажирами и 7 членами экипажа на борту оторвался от взлётно-посадочной полосы, он, по официальной версии, столкнулся со стаей чаек: птицы попали в двигатели, те заклинили и отказали.

Однако экипаж сумел благополучно посадить машину на кукурузное поле. Все выжили, хоть 74 человека и получили травмы при жёстком приземлении.

История со счастливым спасением стала именоваться «Чудом под Раменским» или «Чудом на кукурузном поле».

Командиром воздушного судна был 41-летний Дамир Юсупов, шесть лет назад окончивший с красным дипломом Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, после чего и стал пилотом в «Уральских авиалиниях». Общий налёт у Юсупова — свыше трёх тысяч часов, а в качестве первого пилота он к тому времени отлетал всего год. Второму пилоту, Георгию Мурзину, всего 23 года, он выпускник того же вуза (окончил в 2017-м), налёт у него, соответственно, тоже меньше — порядка 600 часов.

Как рассказал после происшествия журналистам сам Юсупов, всё случилось через полторы минуты после взлёта.

Мысли были только о том, как не допустить падения, а когда стало понятно, что оно неизбежно, — как бы помягче посадить самолёт, — пояснил Юсупов. — Началось с того, что появилась неустойчивая работа двигателей, сначала левого, а потом и правого. Я сначала подумал, что произошёл отказ только одного двигателя, а правый работал.

По его словам, предполагалось, что они просто отключат вышедший из строя двигатель, развернутся и либо останутся в зоне ожидания, либо сразу зайдут на посадку. Однако затем пилот увидел, что и второй двигатель тоже теряет мощность.

«Решения менялись, — признался Юсупов. — Я планировал набрать определённую высоту, на ней задержаться, обдумать, что делать дальше, но, как оказалось, времени было мало».

Шасси он не стал выпускать (лайнер сел, что называется, «на брюхо»), потому что, пояснил Юсупов, так было безопаснее при посадке, иначе самолёт мог перевернуться.

Пассажиры были шокированы, но счастливы.

Ребятки, поздравьте всех нас! Здесь куча народа, и мы рухнули. Пилоты — красавцы, посадили птичку, просто респект и уважуха. Не могу говорить, сердце заходится, это было стрёмно,

— рассказывал один из них.

«Стоим в поле, пострадавшие есть, у парня рука сломана. Двигатель несколько раз хлопал, лётчики пытались его снова запустить, но мы начали падать. Я держался за крест, я теперь точно верю в Бога. Пилотам — памятник», — говорил другой.

Кстати, сам Дамир Юсупов сказал, что героем себя не считает.

Обещанных результатов расследования МАК нет и по сей день

Собственно, буквально сразу после ЧП было объявлено, что и Юсупова, и Мурзина представят к наградам.

Межгосударственный авиационный комитет, взявшийся за расследование, сообщил, что комиссия по этому вопросу была сформирована в тот же день.


Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

«В научно-техническом центре МАК проведено обследование бортовых регистраторов, которое установило надлежащее состояние обоих регистраторов (речевого и параметрического) и наличие на них записей аварийного полёта. Ведётся расшифровка и анализ данных записей», — отметили в комитете.

Глава Росавиации Александр Нерадько уточнил, что этот процесс займёт три дня.

Прошло три месяца, а никаких официальных выводов нет ни от МАКа, ни от Следственного комитета, который, как сообщалось, возбудил уголовное дело по статье УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Известно только, что якобы МАК всё-таки подготовил промежуточный доклад, об этом говорил источник в комитете, который подтверждал версию попадания в двигатели чаек.

«Самолёт умный: он сам включил "режим от дурака" и хлопнулся на землю»

Между тем эксперты продолжают спорить относительно того, насколько правильными были действия пилотов, решивших посадить А321 на кукурузное поле, а не вернуться на аэродром и приземлиться там.

Можно, конечно, говорить о том, что эта история в чём-то напоминает известное происшествие с аварийной посадкой А320 в 2009-м на реке Гудзон (знаменитое «Чудо на Гудзоне»), когда лайнер столкнулся после взлёта со стаей казарок, отчего у него также отказали оба двигателя.

Тогда расследование длилось больше года, американских пилотов затаскали по экспертизам, ситуация моделировалась на симуляторах, которые подтверждали, что экипаж мог приземлиться как минимум в трёх аэропортах — с гораздо меньшим риском. Однако претензии удалось отбить: лётчики сумели доказать, что тех пяти секунд, за которые в ходе экспериментов удавалось принять такое решение, им бы точно не хватило — на это требовалось как минимум в четыре раза большее время.

Проводились ли подобные исследования по «Чуду под Раменским», доподлинно неизвестно.

Что, собственно, как и отсутствие результатов официального расследования, даёт почву для сомнений экспертам.

Это неквалифицированные пилоты, угробившие своими абсолютно безумными действиями сверхдорогущий пассажирский лайнер A321, при изначально незлом частичном отказе одного двигателя, что, по официальной градации производителя Airbus, относится даже не к аварийным ситуациям (EMERGENCY), а лишь к необычным (ABNORMAL), — рубит с плеча, например, Герой России, лётчик-испытатель Александр Гарнаев. — И лишь по милости Бога тогда они были оставлены вместе с массой пассажиров пожить.

При этом, по мнению эксперта, в неуправляемое состояние самолёт загнал своими «клинч-движениями» органов управления сам экипаж, «упорно не выполнявший самые элементарные действия, которые не реже чем раз в полгода всегда обязан отрабатывать буквально каждый (без исключения) линейный пилот до безукоризненного освоения».

Впрочем, его позицию подвергли критике другие эксперты — в частности, тоже Герой России и тоже лётчик-испытатель, почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС Магомед Толбоев заявил, что Гарнаев не обладает нужной квалификацией, чтобы судить о том, как нужно было действовать Юсупову и его коллеге Мурзину в той ситуации.

Пилоты должны были заметить неполадки ещё на взлёте?

Вместе с тем вопрос о повреждении обоих двигателей встаёт и у тех, кто летел в А321.

«Я не знаю, почему говорят о том, что птицы попали в два двигателя. Шум был только с одной стороны — с правой, где буквы ДЕФ», — рассказывала, например, девушка по имени Ольга, которая была на борту лайнера.

У независимого технического эксперта Юрия Антипова, не раз дававшего верные оценки причинам авиакатастроф, тоже есть мнение на этот счёт, и он считает, что никакого героизма в произошедшем «Чуде под Раменским» не было.

«Я проанализировал видео, снятое пассажиром, который сидел с правой стороны, возле крыла: пламя пошло, когда самолёт только стал отрываться от земли. И в этот момент камера зафиксировала место, где всё случилось, — рассказал Антипов Царьграду. — Так вот, от этой точки до конца взлётно-посадочной полосы было ещё аж два километра, понимаете? А пилоты говорят про отказ левого двигателя уже при наборе высоты. Получается, что поломку в правом они просто проморгали!»

Иначе говоря, продолжает эксперт, если бы Юсупов и Мурзин заметили пламя в самом начале, им бы вполне хватило времени остановиться, и не пришлось бы рисковать дальше.

Что касается самого приземления, то он принял стандартное решение садиться, в соответствии с инструкциями, — говорит Юрий Антипов. — И повезло ещё, что самолёт не ударился крылом о землю, иначе бы он просто развалился! В том, что все живы, и этого не произошло, заслуга не лётчиков, а. кукурузы, потому что в момент скольжения лайнер просто катился на брюхе, а в горизонтальном положении его удерживали стебли. Не вижу никакого геройства.

Что касается отсутствия данных о ходе расследования от МАК, то это связано, полагает эксперт, с тем, чтобы просто выдать желаемое за действительное.

«И ещё один момент, — добавляет Юрий Антипов. — Я обратил внимание, что, когда уже А321 стоял на земле, была открыта только половина надувных трапов. О чём это говорит? Четыре открылись, другие — нет. А если бы пришлось садиться на воду? Тогда что было бы? Ведь эти трапы выполняют ещё и функцию своеобразных поплавков. Иными словами, просто повезло, что на пути оказалось именно кукурузное поле».

У общества есть запрос: стране нужны Герои

Впрочем, очень бы хотелось, чтобы эксперты, которые критикуют действия экипажа, были неправы. Потому что России сегодня нужны свои Герои — настоящие, способные на подвиг.


Командир аварийно севшего в Подмосковье Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин (слева направо) перед церемонией вручения государственных наград РФ в Кремле. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

«Сегодня, на фоне общей экономической и социальной нестабильности в стране, низких доходов населения и постоянных обсуждений мировой политической повестки, сюжетов о коррупции и прочих проблемах, у общества есть, образно говоря, устойчивый "запрос на героизм", назовём это так, — объясняет политолог Дмитрий Анисимов. — Поэтому случаи, когда человек делает что-то нетривиальное, яркое, вызывают приязнь и одобрение».

Люди хотят добра и осознания, что государство состоит не только из чиновников, воинов и экономистов, а есть в нём и смелые, отважные, принципиальные граждане.

Такие, как дети-герои, о которых недавно писал Царьград, спасавшие, рискуя своими жизнями, других, вытаскивая их из пожаров и из воды. Как лесничий из Дагестана Зейнудин Батманов, обменявший себя на взятую в заложники боевиками семью с маленьким ребёнком (мужчина погиб, и ему присвоили звание Героя России посмертно). Как глава Холм-Жирковского района Смоленской области Олег Макаров, спасший из огня двух школьниц и умерший от отравления угарным газом. Как лейтенант полиции Магомед Нурбагандов, захваченный террористами, которые заставляли его выступить с обращением к коллегам, чтобы те отказались от службы в органах, и расстрелянный со словами «Работайте, братья!» (ему тоже присвоили высшую награду России посмертно). Как многие и многие другие.

И если Дамир Юсупов и Георгий Мурзин действительно совершили подвиг, и иначе поступить, чтобы спасти жизни пассажиров, они не могли — честь им и хвала. Очень хочется, чтобы это было так.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Кто такой Хагги Вагги

Хагги Вагги, или Хаги Ваги (англ. Huggy Wuggy), — персонаж компьютерной игры Poppy Playtime, первый эпизод которой компания MOB Games выпустила 12 октября 2021 года. Сейчас десятки младших школьников по всему миру играют в Poppy Playtime в новом режиме «Роблокса».

По сюжету игры Хагги Вагги — антагонист, который охотится за игроком, бывшим сотрудником фабрики игрушек Playtime Co. Лучше всего огромное антропоморфное существо с синим мехом умеет обниматься (отсюда и название Huggy — от англ. to hug, то есть «обнимать»). Причем сперва он был добродушен, но из-за катастрофы на фабрике стал монстром.


Игра, как и многие другие инди-хорроры (низкобюджетные игры в жанре ужасов. — Прим. ред.), быстро стала популярной у летсплееров и стримеров. Аудитории особенно понравился не сюжет хоррора, а сам монстр Хагги Вагги. В сети стали появляться арты и клипы с персонажем. Иногда в работах фанатов появляется женская версия Хагги Вагги с розовым мехом — Кисси Мисси. Хотя ее изображение и встречается в оригинальной игре, ее самой там нет. Впрочем, это не мешает поклонникам Poppy Playtime фантазировать на тему взаимоотношений Хагги Вагги и Кисси Мисси: в сообществе принято считать, что эти персонажи состоят в романтических отношениях.

«У нас пропал синий Хагги Вагги»

Хагги Вагги стал героем не только изображений и видео внутри сообщества, но и десятков мемов, включая один, который стал самым популярным. В его основу легла фраза «У нас пропал синий Хагги Вагги. О нет, Хагги Вагги, нет, брат, нет. Он сгорел, почернел».

Мем появился благодаря ютуберу Скорти, который опубликовал видео «Хагги Вагги умер и стал призраком». Блогер играл в мод, позволяющий загрузить в игру GTA V модель Хагги Вагги, к тому же разных цветов. Один из персонажей — классический синий Хагги Вагги — погиб на костре. Фраза, впоследствии превратившаяся в мем, была реакцией на эту смерть.

Неизвестный тиктокер обрезал оригинальное видео Скорти и исказил голос ютубера. В итоге звук приобрел популярность в отрыве от фэндома (фанатского сообщества. — Прим. ред.) Poppy Playtime — он выражает отчаяние и крайнюю степень огорчения.

Почему Хагги Вагги нравится детям

Хагги Вагги настолько популярен, что во всех мировых маркетплейсах тут же появились линейки игрушек разного качества, часто в комплекте с ними идут теряющие популярность поп-иты. Средняя цена на игрушку на Ozon сейчас около 500 рублей (но есть Хагги и по четыре тысячи!), а вместе с ними на рынок «полетели» чашки, рюкзаки с принтами, антистресс-сквиши и все остальное, что могут попросить школьники у родителей, когда у них появляется «герой сезона».


Поиск по релевантному запросу забит результатами формата «как сделать Хагги Вагги из носка», «как сделать Хагги Вагги из бумаги», «как сделать движущегося Хагги Вагги» и так далее (запросы выдают уже 5 миллионов результатов и более). Причем, если судить по «Гугл.Трендам», Россия идет не в ногу с мировым поиском: там интерес к Хагги уже угасает, а у нас, наоборот, пока постоянно растет (не будем спрашивать, при чем здесь тикток).

Подобная ситуация уже происходила с монстрами из другого хоррора, Five Nights at Freddy's, где главными антагонистами были жутковатые движущиеся куклы, похожие на животных. Популярность у детей стала причиной выхода многочисленных продолжений серии, сопровождающихся и появлением новых игрушек.


Стоит ли отказывать ребенку в покупке Хагги Вагги или другого подобного монстра? С точки зрения психологов, в детском интересе к «страшным» игрушкам нет ничего плохого.

Игровой терапевт и детский психолог Александр Покрышкин замечает: «Для детей любая выбранная игрушка — это форма выражения каких-то чувств. Например, родители задаются вопросом: нужно ли иметь в детском наборе такой предмет, как игрушечный унитаз? Я думаю, ничего плохого в этом нет. При помощи этой игрушки дети осваивают вопросы, связанные с гигиеной. Трехлетнему ребенку, который еще недавно пользовался горшком, трудно найти слова и выразить, допустим, свой страх провалиться в унитаз. И игра с кукольной сантехникой — это его возможность отрефлексировать свою тревогу. Так же и с негативными персонажами: ребенок таким образом проживает определенные чувства».

Может ли ребёнок сказать, что солёная каша — сладкая, если так говорят другие дети? А назвать чёрное — белым? Эксперименты, которые советская исследовательница Валерия Мухина проводила для научно-популярного фильма «Я и другие», показали: да, может. Причем не только ребенок, но и взрослый. Рассказываем о том, как психологи измеряли конформизм в СССР.

Повторил трижды: «Обе белые»

Семеро молодых людей сидят полукругом. Перед ними чёрная и белая пирамидки. Эксперимент проводит кандидат психологических наук Валерия Мухина — женщина средних лет с аккуратной стрижкой и приятным голосом. Она спрашивает всех, какого цвета пирамидки. Шесть человек, один за другим, отвечают: «Обе белые».

Все эти люди «подсадные утки», их задача — говорить то, что очевидно противоречит реальности. Мухина вспоминает, как во время тренировок они то и дело смеялись, чуть ли не падая со стульев. Зато теперь говорят заученные фразы без тени сомнения. На монтаже их ответы специально выделяют эхом, чтобы создать эффект, будто они звучат в голове последнего, седьмого испытуемого.

Очередь отвечать доходит и до него — этот юноша не подозревает об эксперименте и не знаком с остальными шестью «испытуемыми». Молодой человек в чёрной водолазке смотрит на пирамидки грустно, почти страдальчески. Уголок его рта чуть дрожит, он говорит:

— А если серьёзно?

Впоследствии он будет объяснять, что пошёл на поводу у группы, потому что «так устроен человек», что для него это решение не имело большого значения, а в ситуации принципиального выбора он стоял бы на своём. Когда у него спросили о цвете пирамидок, он был несогласен с теми, кто отвечал до него — но только в душе, вслух говорить об этом не стал.

Такой результат шокировал самих организаторов эксперимента: режиссёра-документалиста Феликса Соболева, научного консультанта картины — академика АПН СССР Артура Петровского и его ученицу Валерию Мухину.

Вообще, изначально участниками этого эксперимента были дети. Часть из них повторяли за «подставными»: «Обе белые». Но когда Мухина попросила одну из девочек, которые так говорили, взять чёрную пирамидку — та смогла выполнить ее просьбу. На вопрос, почему она только что называла эту пирамидку белой, девочка ответила, что так говорили другие.

Тогда съёмочная группа решила провести тот же эксперимент с участием студентов. «Ситуация казалась абсурдной, — вспоминает Мухина. — Никто не мог представить, что взрослые люди пойдут на поводу у группы. Однако уже первый испытуемый молодой человек вслед за группой сказал про белую и черную пирамидки: «Обе белые». Он повторил эти слова трижды.

«Приезжайте! Вам будет интересно!»

В 1961 году у автора эксперимента, психолога Валерии Мухиной родились мальчики-близнецы — Кирюша и Андрюша. Мама вела дневник наблюдений за детьми, который потом опубликовала с профессиональными комментариями в книге «Таинство детства».

То, как близнецы рассматривают свои ручки, реагируют на интонацию взрослых, бормочут первые слова, играют с бумажками и солнечными зайчиками живо интересовало специалиста по возрастной психологии. Внимательный взгляд мамы не упускал ни одного изменения в их жизни.

«Кирюша сделал открытие: обнаружил, что у него есть руки. Оба брата стали чётко фиксировать взглядом предметы.

Перестали быть бесстрастными существами. Улыбаются наклонившимся над ними взрослым.

Мальчики пошли. Кирилл идёт, раскинув широко ручки, держа туловище наклонно вперёд. Лицо радостное. Иногда радость столь сильна, что что Кирюша, стоя, принимается неистово размахивать руками и, конечно, шлёпается.

Мальчики любят играть в кубики. Накладывают их горкой или кладут один на другой. Подобные нагромождения называют «дом».

Дети стали часто осмысливать спонтанно возникающие из-под их рук каракули. «Это пальки. Это босии, это маленькие пальки» (Это палки. Это большие, это маленькие палки)»

Из книги «Таинство детства» Валерии Мухиной

Когда мальчикам был год, Мухина поступила в аспирантуру и стала преподавать на кафедре психологии в Московском педагогическом институте. В 1964 году она защитила кандидатскую диссертацию о детском рисовании и о его связи с тем, как ребёнок воспринимает мир.

Фрагмент из книги Валерии Мухиной «Таинство детства». Издательство «У-Фактория». 2005 год

Когда в 1967 году мальчики пошли в первый класс, Мухина провела с их одноклассниками эксперимент: подговорила детей из подставной группы неправильно определять цвет и форму фигур. Другие дети стали повторять за ними.

В начале 1970-х годов Мухина уже числилась в докторантуре. Раздался звонок. Говорил её наставник Артур Петровский: «Лерочка! Помнится мне, что Вы когда-то огорчались о том, что не работали вместе с Феликсом Соболевым. Так вот, завтра он со своей командой у меня дома. Приезжайте! Вам будет интересно». Исследовательница и правда была в восторге от первых фильмов Соболева — «Язык животных», «Думают ли животные». Она не задумываясь согласилась ставить эксперименты в его новой документальной картине «Я и другие»: сначала только в эпизодах с детьми, а потом, по просьбе режиссера, и во всём фильме.

Зависит ли советский человек от коллектива?

В те годы в СССР говорили об экспериментах польского и американского исследователя Соломона Аша. В 1951 году он предлагал студентам поучаствовать в «проверке зрения» и сравнить на глаз длину нарисованных отрезков. Одного из испытуемых помещали в подставную группу, все участники которой давали неверные показания.

Коллеги Аша из СССР хотели показать, что советские люди «не такие» — что они способны принимать решения самостоятельно, вопреки давлению группы. Благодаря этой идее и покровительству Петровского стали возможны съёмки аналогичного эксперимента для советского фильма по социальной психологии.

Фильм снимали на киевской студии научно-популярных фильмов. Слухи о невероятных экспериментах распространились и по другим площадкам. К Соболеву и его команде приходили режиссеры, операторы, их ассистенты — узнать, что происходит.

«Мы тяжело работали, — вспоминает Мухина. — Норма труда — ненормированный день (обычный парадокс в творчестве). Изо дня в день Феликс страстно призывал всех к тому, чтобы мы физически, психически и нравственно были включены в процесс работы над будущим фильмом. Его энтузиазм в вербальном выражении: „Ведь это наше общее дело!“».

«Я знаю всё, но только не себя»

Валерии Мухиной поручили спрогнозировать, кто из приглашённых испытуемых будет с наибольшей вероятностью вести себя конформно под влиянием подставной группы. Эту группу она собрала на свой вкус — выбрала шесть энергичных и весёлых молодых людей и одну девушку. Психолог верила в силу коллективного воздействия, но всё равно волновалась: ведь раньше она проводила эксперименты только с детьми.

«Сначала я выбирала девушек, преимущественно хрупких, имеющих довольно неуверенный вид. И у нас пошло дело! Все они давали конформные реакции! Потом я стала выбирать бойких на вид девушек и юношей с большими вариациями во внешней самопрезентации, в поведении и манере общения. Даже сильные и уверенные в себе спортсмены и умники по большей части давали конформные реакции», — отмечает Мухина.

Удивляясь конформной реакции большинства, создатели фильма продолжали снимать, чтобы удостовериться в том, что дело не в индивидуальных особенностях конкретной выборки студентов. В итоговую версию картины помимо эпизодов с пирамидками вошли ещё несколько экспериментов:

  • На студенческой лекции профессор рассказывает студентам о том, что свидетельские показания бывают очень разными, поэтому им не всегда стоит безоговорочно доверять. Внезапно на сцену выбегает группа людей — одни стреляют в воздух, другие забирают профессора со сцены. Затем профессор возвращается невредимым и просит студентов назвать количество нападавших, описать их внешний вид и то, как исчез сам профессор. Показания студентов получались самыми разными.
  • Студентам по одному демонстрируют портрет мужчины (на самом деле это актёр) и просят дать ему характеристики. Одним говорят, что это — известный учёный, другим — что это опасный преступник. В зависимости от полученной установки испытуемые описывали мужчину совершенно по-разному: часть из них нашла в его внешности приятные черты и приписала ему доброту и мудрость, другие заподозрили его в хитрости и склонности к насилию.
  • Нескольких детей кормят кашей из одной тарелки — вся каша сладкая, кроме одного участка, который щедро посыпан солью. Три ребёнка пробуют кашу и говорят, что она вкусная. Последнему достаётся ложка пересоленной каши. Часть испытуемых после этого всё равно говорит, что каша сладкая. Некоторые отказываются есть кашу дальше, не называя настоящей причины.
  • Перед студентами — пять портретов разных пожилых людей. Подставная группа аргументированно рассуждает, почему какая-то пара снимков — портреты одного и того же человека (возможно, с разницей во времени, при разном освещении, в разных образах). Многие испытуемые меняет своё мнение под давлением группы, а один молодой человек даже соглашается с наличием мнимых сходств на фотографиях мужчины и женщины.

Школьников приглашают в импровизированный тир, где есть две мишени. Если испытуемый стреляет в левую, он получает рубль, на который может что-то купить. Если в правую, тот же рубль идёт на нужды класса. При этом светящимися точками показано, куда якобы стреляли предыдущие участники — намного больше точек на левой мишени. И всё-таки большинство школьников стреляли в правую мишень — в пользу класса.

«Я многое поняла о нас, — говорит Мухина. — Я увидела, как легко мы выражаем готовность принимать предлагаемые нам значения слов, как легко мы готовы следовать за суждениями и высказываниями других».

Изначально сценарист фильма Юрий Аликов предложил для него эпиграф из Шекспира: «Весь мир — театр…». Но за время работы весь текст сценария кардинально изменился, и Валерия Мухина заменила эпиграф на другую цитату.

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя.

Франсуа Вийон

«Что вы хотите сказать этим фильмом?»

Эпиграфом и закадровыми комментариями зрителя приглашают поразмышлять над собственной сущностью, посмотреть на себя со стороны. Режиссёр и автор экспериментов хотели предостеречь людей от манипуляций, показать, как важно брать на себя ответственность за самостоятельные суждения. Но фильм начал жить своей жизнью.

После выхода фильма «Я и другие» его создателям стали часто задавать вопрос: «Кто вы такие и что хотите сказать этим фильмом?» Мухина вспоминает, что «некоторые бдительные умники» из «творческих союзов» интересовались этим на показах картины в Доме кино, в Доме союза писателей и в других «домах». Спасти фильм помогал только авторитет Артура Петровского.

Валерия Мухина получила приглашение из учреждения, где готовили будущих политиков для дружественных СССР стран. Проведя несколько лекций, исследовательница поняла: с помощью фильма, в создании которого она принимала участие, хотят научиться манипулировать другими людьми. Мухина поняла, что это полностью противоречило изначальной задумке их проекта и перестала давать лекции.

Простые зрители могли посмотреть фильм в кинотеатрах «Россия» и «Москва», где его демонстировали много лет. Мухину стали узнавать на улицах, а потом — приглашать на телевидение. Она руководила психологической помощью для людей, попавших в экстренные ситуации, помогала адаптировать заключённых, стала основоположником научной школы «Феноменология развития и бытия личности» и получила множество наград. В настоящий момент Мухина занимает позицию научного руководителя кафедры психологии развития личности в МПГУ.

Текст подготовлен по материалам: Мухина В. Мой ироничный, умный и доброжелательный покровитель — Артур Владимирович Петровский; Мухина В. Рефлексия на себя и других: сорок лет фильму «я и другие»; Мухина В. Тайна детства

В годовщину празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать о том, какой ценой досталась нашей стране свобода. Сегодня речь пойдёт об одном из самых зловещих мест в истории человечества и Великой Отечественной войны. Фашисты всячески пытались скрыть следы своих зверств в Саласпилсе. Ведь этот лагерь в Латвии был не просто кузницей смерти, это была целая фабрика детской крови. Ежедневно в лагерь привозили тысячи маленьких узников. Согласно официальным данным, из 12 тысяч советских детей в Саласпилсе погибло больше половины.

Нечеловеческий стон

Концлагерь рядом с латвийским посёлком Саласпилс начали строить в октябре 1941-го. Официально немцы называли его Кайзервальд. Изначально он предназначался для евреев. Как позже рассказал во время Нюрнбергского процесса генерал СС Еккельн, еженедельно в концлагерь прибывало по две-три тысячи человек. Только по предварительным данным там было уничтожено около 87 тысяч евреев. С лета 1942-го в Саласпилс стали пригонять латышских антифашистов, цыган и пленных советских бойцов. Практически все узники были обречены. С конца 1942 года в лагерь вместе с другими пленными стали привозить детей.

Их везли в основном из Белоруссии, Псковской, Калининской и Ленинградской областей. В Саласпилсе держали детей всех возрастов, даже грудничков. Когда их забирали у матерей, в лагере стоял нечеловеческий стон. Мужчины сжимали кулаки и плакали. Детей немцы содержали отдельно и строго изолированно. Они были словно маленькие животные, их лишили даже примитивного ухода. За грудничками ухаживали старшие ребята. Вместо имени у каждого был номер, выбитый на жетоне. Пытаясь всячески прикрыть свои зверства, фашисты называли это жуткое место лагерем трудового воспитания. На самом деле это был банк крови и место проведения изуверских медицинских экспериментов. На детях испытывали различные яды, добавляли им в пищу мышьяк, делали смертельные инъекции, ампутировали конечности, держали голыми на холоде по нескольку суток и бесконечно выкачивали кровь от 500 мл в день и больше. Она очень была нужна офицерам СС, которые лечились после ранений на фронте. В Саласпилсе дети боялись всего. Они знали, что за малейшую провинность их ждёт суровое наказание. Плакать было запрещено.

Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали, – вспоминала бывшая узница Саласпилса Наталья Лемешонок. – Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но мне нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Врач сказал, что не стоит плакать, так как всё равно мы все умрём, а так от нас будет польза. Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла.

Ребята постарше знали, что в лагере также содержат и наших пленных бойцов. Одна из бывших узниц вспоминала, что, уловив момент, измученные солдаты старались подбодрить детишек. "Потерпите немного, носы не вешайте. Не думайте, что мы здесь брошены. Нас скоро освободят. Верьте в нашу победу", – шептали они им тихонечко. Дети держались, старались выжить. И каждый мечтал когда-нибудь вновь, как в старые и мирные времена, прижаться к маме.

Брали кровь и били до потери сознания

По утрам заходила надзирательница-латышка, высокая блондинка в пилотке, в длинных сапогах, с плёткой, – рассказывала бывшая узница Саласпилса Мацулевич Нина Антоновна. – Она кричала на латышском языке: "Что ты хочешь? Чёрного или белого хлеба?" Если ребёнок говорил, что он хочет белого хлеба, его стягивали с нар, и надзирательница избивала его этой плёткой до потери сознания.

Но самым страшным для ребят было появление в бараке человека в белом халате. Он демонстративно и пугающе выкладывал медицинские инструменты. Тех, кто плакал от испуга или отказывался от страшных манипуляций, насильно привязывали к столу и брали крови гораздо больше. Руководил сбором детской крови врач Майзнер.

Мейснер

"Доктор смерть" Отто Майзнер руководил сбором детской крови. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress

Ежедневно его фабрика поставляла солдатам и офицерам Третьего рейха пять ящиков с ампулами детской крови. 100 граммов хлеба в день и пол-литра жидкости наподобие супа лишь продлевали мучительную смерть маленьких узников. Обессиленных и умирающих детей кидали ещё живыми в печь или в канаву. Бывали случаи, когда местные жители находили среди горы трупов ещё живых малышей, тайком забирали их и выхаживали. Работали в лагере и подпольщики из взрослых узников. Они прилагали все усилия, чтобы спасти детей. По возможности они вывозили детей за территорию этого адского места на машинах-душегубках. Обычно немцы сажали в них пленных и включали газ. Антифашисты делали вид, что грузят детей для умерщвления, а сами отвозили измученных детей в один из костёлов в Ригу. Там детей разбирали по домам горожане. Но такой счастливый билет вытягивали лишь единицы.

Охраны было очень много, – вспоминала бывшая узница концлагеря "Саласпилс" Нина Владимировна Гобрусенок. – Если ребёночек провинился, спускали собак, те разрывали его на куски, а немцы просто смотрели на это. Мы дрожали, знали, что если провинимся – будет смерть. Я настолько боялась немцев, что даже не могла посмотреть им в глаза – глаза вечно были опущены. Немцы иной раз шли и били рукой по подбородку, чтобы мы посмотрели на них.

Уничтожение улик

Официально Латвия не признаёт факта массового убийства русских детей в Саласпилсе. Ещё бы! Ведь в том числе и латышские пособники фашистов пытались замести следы. Известно, что сотрудник гестапо Блобель незадолго до освобождения нашими войсками Прибалтики велел ликвидировать массовые захоронения узников Саласпилса. Могилы вскрывали, а останки спешно сжигали. Убивали и тех, кто участвовал в эксгумации детских тел. Узнав о зверствах фашистов и об их опытах над детьми, наши солдаты, оттеснившие немцев из Прибалтики, не просто плакали – они выли.

Саласпилс

Мемориальный комплекс "Саласпилс". Фото: Victor Lisitsin / Globallookpress

Сохранился акт судмедэкспертизы массовых детских захоронений концлагеря Саласпилс от 28 апреля 1945 года. Согласно документу, на территории Саласпилса было обнаружено 54 массовых захоронения. В них нашли останки более шестисот человек. Удалось установить, что среди них было 114 грудничков, 106 детей в возрасте от года до трёх лет и 208 ребят от трёх до восьми лет. Остальные маленькие ни в чём не повинные узники просто исчезли. Многие безутешные матери и отцы так и не смогли узнать, что стало с их кровиночками, не смогли прийти к ним на могилки…

Более чем за три года существования концентрационного лагеря Саласпилс у наших детей было выкачано в общей сложности три с половиной тысячи литров крови. В память о погибших детях-донорах и других убитых в Саласпилсе после войны был установлен мемориал скорби. Надпись над входом гласит: "За этими воротами стонет земля".

Сегодня многие латвийские политики и их коллеги с Запада пытаются стереть из нашей памяти эти жутчайшие преступления, смягчить их, как это делали фашисты в 1945-м. И когда с Прибалтики слышится жалкий вопль о том, что они не просили их освобождать в 1945-м, так и хочется сказать, что если бы не наша победоносная Армия, не дух и стойкость великого поколения наших бабушек и дедушек, то рано или поздно очередь в Саласпилсе дошла бы до латышских, литовских и эстонских детей.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Популярность Poppy Playtime резко возросла после ее выпуска, но большая часть истории этой инди-игры-ужастика/головоломки скрыта от глаз.

Все знания о Poppy Playtime, которые вы должны знать перед игрой

Как и многие инди-игры ужасов, разработанные за последние несколько лет, история Poppy Playtimeпогружается намного глубже, чем его ужасающие скримеры и жуткий сеттинг. Кажется, что каждая деталь в игре — потенциальная подсказка, намекающая на что-то гораздо большее — и более зловещее — происходящее за кулисами. История Poppy Playtime в основном воплощена в игре через повествование об окружающей среде и небольшие, но важные детали, из-за чего кажется, что ответы на загадки Playtime Co. собрать воедино.

Poppy Playtimeигрокам предлагается исследовать старую фабрику игрушек Playtime Co., где были созданы и изготовлены Поппи и другие невероятные игрушки Playtime Co. Игрушки Playtime Co. известны своими реалистичными качествами, но когда они оживают, чтобы попытаться убить игрока, быстро становится очевидным, что внутри объекта что-то пошло не так. В настоящее время выпущена только первая глава, поэтому игрокам предстоит сражаться только с ужасным монстром, Хагги Вагги из Poppy Playtime, пока в будущем не станут доступны новые главы.

Несмотря на все острые ощущения и мурашки, с которыми игроки столкнутся в первой главе Poppy Playtime, эта первая часть серии во многом похожа на демоверсию, в которой излагаются предпосылки игры и дразнится будущий контент. При этом большая часть информации, связанной с Poppy Playtime, в настоящее время носит спекулятивный характер, поскольку игроки только начали свое погружение в зловещие тайны фабрики игрушек Playtime Co. Неясно, сколько глав Poppy Playtimeбудет, но вторая глава должна выйти где-то в начале 2022 года, и игра скоро будет перенесена и на мобильные устройства.

История фабрики игрушек Playtime Co. от Poppy Playtime

Все знания о Poppy Playtime, которые вы должны знать перед игрой

Poppy Playtime Действие происходит через 10 лет после того, как фабрика игрушек Playtime Co. была закрыта из-за того, что весь ее персонал таинственным образом исчез внутри. Основана Эллиотом Людвигом, целью Playtime Co. в Poppy Playtime.заключалась в создании самых реалистичных игрушек, которые когда-либо продавались. Сама Поппи была создана в 1950 году, а печально известный Хагги Вагги был создан позже в 1984 году и быстро стал самой популярной игрушкой и талисманом Playtime Co. С помощью главы компании по инновациям Лейта Пьера и машины Make-A-Friend компания Playtime Co. преуспела в производстве самых невероятных игрушек на рынке. Однако никто не знает, что на самом деле случилось с персоналом фабрики, и, согласно письму, полученному игроками в начале Poppy Playtime, все сотрудники все еще находятся внутри.

В дополнение к своим реалистичным игрушкам Playtime Co. также запустила программу по уходу за детьми с целью дать детям-сиротам «шанс на новую жизнь». Программа, получившая название Playtime Co. Foster and Adoptive Care Initiative, была создана для помощи сиротам со всего мира, а не только со Среднего Запада, где, по-видимому, находится фабрика. Сотрудников Playtime Co. в Poppy Playtime рекомендовали усыновлять или усыновлять детей, хотя программа, похоже, создавала некоторую нагрузку на работников и, возможно, работала неэффективно, что заставило некоторых фанатов предположить, что вся инициатива может были прикрытием для более зловещих намерений.

Игрок — бывший сотрудник Poppy Playtime

Все знания о Poppy Playtime, которые вы должны знать перед игрой

В Poppy Playtime, игроки берут на себя роль бывшего сотрудника фабрики игрушек Playtime Co., который, в отличие от остальных сотрудников, не исчез в загадочном инциденте, который привел к закрытию предприятия. Хотя эта деталь кажется важной для истории Poppy Playtime, тот факт, что игрок был наемным работником, на самом деле не оказывает большого влияния на игровой процесс в первой главе, и игрокам все равно нужно будет получить GrabPack и посмотреть соответствующее обучающее видео, чтобы продвигаться по фабрике. Однако статус бывшего сотрудника игрока, скорее всего, станет более актуальным по мере продолжения сериала, и некоторые даже предполагают, что игрок может быть пропавшим экспериментом 1006, который упоминается в Poppy Playtime и его трейлерах.

Игрушки Poppy Playtime — это живые эксперименты


Игрушки в Poppy Playtime оживают не от злонамеренного ИИ или некоего мстительного духа.на самом деле кажутся живыми, органическими существами. Мало того, что глаза Поппи двигаются в трейлерах, игроки также заметили, что у них на самом деле есть капилляры, что подразумевает, что это могут быть человеческие глаза. У Хагги Вагги также есть пара человеческих глаз, спрятанных внутри его больших игрушечных глаз, и эти человеческие глаза следуют за игроком, когда он перемещается по комнате. Если игроки присмотрятся, они даже смогут увидеть дыхание Хагги Вагги. Кроме того, игрушки, разбросанные по всей фабрике Playtime Co., загадочным образом покрыты кровью, и, что более важно, сам Хагги тоже истекает кровью.

Как именно Playtime Co. оживляет игрушки в стиле FNAF Poppy Playtimeдо сих пор неизвестна, но знания, которые игроки могут найти на различных кассетах VHS, спрятанных по всей фабрике, предполагают что-то действительно ужасное. Компания Playtime проводила секретные эксперименты, преследуя цель создания самых похожих игрушек в мире, и, основываясь на внутриигровых журналах и данных, найденных в трейлерах, кажется, что им удалось создать игрушки, которые живут, дышат и даже функционируют. пищеварительные тракты. Хотя природа этих экспериментов до сих пор остается загадкой после событий первой главы, одна из наиболее популярных теорий предполагает, что Playtime Co. удалось найти способ превратить людей в живые игрушки. Возможно, результаты этих экспериментов как-то связаны с исчезновением сотрудников Playtime Co., но это еще предстоит подтвердить.

Кто такая Поппи из Поппи Плейтайм?

Вся история о Poppy Playtime, которую вы должны знать перед игрой

Рекламируемая как первая в мире по-настоящему умная кукла, Поппи — это первый успех компании Playtime Co. в создании реалистичных игрушек, а также главный герой Poppy Playtime.. Поппи может вести с ребенком целую беседу, а в конце введения в игру она также называет себя «настоящей девочкой». Однако, несмотря на то, что она является главным персонажем игры, ее роль в первой главе минимальна, и многое о ней еще предстоит раскрыть. Некоторые игроки предполагают, что она одна из сотрудниц Playtime Co. или сирота, которая каким-то образом превратилась в игрушку, но ее истинное происхождение и намерения до сих пор неизвестны.

Кто такая Хагги Вагги из Poppy Playtime?

Все знания о Poppy Playtime, которые вы должны знать перед игрой

Huggy Wuggy, созданный в 1984 году, стал самой популярной игрушкой Playtime Co. он оставался его талисманом, пока фабрика в конце концов не закрылась. Однако по мере того, как игроки исследуют огромную фабрику Poppy Playtime на протяжении всех глав, этот громоздкий синий талисман будет преследовать и атаковать их, превращаясь в зловещего зверя с рядами острых зубов. Как и другие игрушки на фабрике, точное происхождение этого чудовища до сих пор остается загадкой, но у игроков есть множество теорий о грозном антагонисте первой главы. Хотя некоторые предполагают, что Хагги Вагги — это эксперимент 1006, также возможно, что он был создан как часть системы безопасности фабрики, чтобы злоумышленники не раскрыли какие-либо секреты, которые Playtime Co. хотела сохранить в тайне. Неясно, вернется ли Хагги Вагги в будущих главах Poppy Playtime, но невероятный ужас Playtime Co. делает первую главу леденящим душу введением в этот инди-хоррор. название.

Читайте также: