Эксперимент курта левина с игрушками

Обновлено: 08.05.2024

Почему часто, когда речь идет об уходе за детьми, мы руководствуемся советами подруг, а не врачей? Почему нам так приятно доводить дело до конца? И каким должен быть учитель, чтобы дети были спокойными, работоспособными или творческими? Ответы — в социальных экспериментах психолога Курта Левина.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Курт Левин был одним из самых влиятельных психологов ХХ столетия, его активная работа пришлась на 1930–40-е годы. Знаменитая «Теория поля» Курта Левина оказала большое влияние на развитие гештальт-психологии и психологии как науки в целом — его наработками пользовались многие выдающиеся ученые, например известный всем педагогам Лев Выготский.​

Если не углубляться в подробности (хотя это очень интересно), можно сказать, что при помощи своей «Теории поля» Левин объяснил природу человеческого влечения, значимости определенных личностей, предметов, вещей и явлений для нас.

По Левину, в течение жизни человек подвержен разного рода раздражителям: какие-то из них притягивают и интригуют, какие-то пугают, отталкивают, вызывают отрицательные эмоции. Это и есть поле. А полевое поведение — это когда человек, по сути, плывет по течению жизни и объясняет все свои поступки внешними обстоятельствами или влиянием каких-либо третьих сил, факторов или лиц, то есть тех самых раздражителей («Все побежали, и я побежал», «Не смогла устоять перед тем платьем и купила его» и так далее).

Волевое поведение при этом означает, что человек опирается только на себя, хорошо представляет расстановку сил и, таким образом, может оценивать любую ситуацию объективно и действовать в ней осознанно. Это всегда стратегия, действия, основанные не на сиюминутных «хочу», а на понимании, кто я, где я, что я сейчас делаю и как это повлияет на мое будущее.

Чтобы подтвердить свою теорию, Левин провел ряд ярких экспериментов, в которых исследовал полевое и волевое поведение людей в разных ситуациях.

Чем кормить ребёнка

На наше мнение сильно действует группа. Эксперименты о влиянии окружения на человеческие поступки проводили на детях и взрослых в 1970-е годы в СССР, а немецкий и американский психолог Курт Левин устраивал аналогичные опыты на базе Массачусетского технологического института на несколько десятилетий раньше.

Эксперимент с апельсиновым соком и рыбьим жиром

Послевоенные годы. Айова. Сельские жительницы в родильном доме. Кажется, они пока не очень представляют себе, как ухаживать за новорождённым малышом. У них есть более опытные соседки и родственницы — после выписки подскажут.

Но профессор Левин точно знает, что им нужно: рыбий жир и апельсиновый сок (культ сока начался в Америке с конца 1900-х годов из-за хорошего урожая апельсинов). Было понятно, что первое дети точно не будут глотать с удовольствием. А сок — дело, конечно, хорошее, вот только из-за цитрусовых у детей могли начаться колики в животе или аллергическая реакция. Как же убедить мам давать им оба этих продукта?

Женщин разделили на две группы. С теми, кто попал в первую группу, врач беседовал лично: объяснял, в чём польза двух этих странных жидкостей и когда их стоит добавлять в пищу ребёнка. Но результат оказался не самым радужным. Возвращаясь домой, женщины попадали под влияние своего окружения: их родственники ничего не слышали о пользе сока и жира, а вот опасные последствия их употребления вполне могли допустить. Через 2 недели большинство мам решили не давать своим детям то, что так советовал специалист в роддоме. Через 4 недели дать врачу согласие было готово чуть больше половины женщин из первой группы.

Во второй группе всё было совсем иначе. Левин собирал женщин из нее в небольших аудиториях по 6 человек. По одной из версий, там были в том числе «подставные» мамы, которые в обычных светских беседах вдруг могли сказать о пользе сока или жира, упомянуть, что дают их своим детям и видят результаты, и так далее. Сам Левин слегка «опаздывал» на подобные встречи с мамами, и время его отсутствия было благодатной почвой для обсуждения детского питания в группе. Результат превзошёл все ожидания: через 2 недели больше 80% испытуемых согласились кормить детей жиром и соком, а через 4 недели в их пользе были уверены уже абсолютно все матери.

​Эксперимент с молоком

Похожий эксперимент проводился и среди домохозяек, живших в одном из городов Среднего Запада. Их убеждали в необходимости пить больше свежего коровьего молока. Одна группа прослушала об этом несколько лекций, другая участвовала в групповом обсуждении. «В ходе дискуссии не применялись никакие убеждающие приемы, более того, всякое давление на участников целенаправленно избегалось», — описывает эксперимент Курт Левин. И хотя в обеих группах о молоке говорили одинаковое количество времени, через 2 недели только около 15% женщин из первой группы стали пить и давать домашним больше молока, тогда как во второй группе так стали делать более 40% испытуемых.

Дело не в том, что коровье молоко, как и рыбий жир, выглядит как что-то полезное. Эксперимент со сгущённым молоком показал результаты, аналогичные эксперименту со свежим.​

​Эксперимент с субпродуктами

Его проводили в послевоенные годы среди волонтёров Красного Креста, которые ухаживали за лежачими больными. После войны было довольно мало обычного мяса, и испытуемым предложили перейти на говяжьи субпродукты. При этом испытуемые не любили их: при приготовлении они давали неприятный запах и были похожи на корм для собак.

На лекциях и в дискуссионных группах от 13 до 17 человек волонтерам объясняли, что субпродукты очень питательны, содержат витамины и минералы, а их потребление выгодно для экономики страны. С испытуемыми также делились рецептами их приготовления, в которых сводили на нет неприятный запах и внешний вид. В результате только 3% тех, кто присутствовал на лекциях, действительно начали готовить субпродукты дома. Зато из тех, кто участвовал в дискуссиях, заменить ими мясо согласились 30% волонтёров.

Вернуться ли к прерванному делу

Следующий эксперимент Левин проводил вместе со своей ученицей Марией Овсянкиной среди студентов. Им давали очень простое задание: сложить картинку из разрезанных частей. Испытуемые начинали его выполнять, но внезапно (в середине или ближе к завершению) руководитель эксперимента просил перейти к другому действию — например, начать решать головоломку. Часто студенты спрашивали: «А это что, оставить?» Экспериментатор не отвечал и делал вид, что не заметил вопроса. Когда испытуемый всё-таки приступал к новому заданию, часть картинки, которой он занимался изначально, накрывали газетой, а наблюдение за поведением студентов продолжалось.

Оказалось, что 86% студентов возвращались к первому заданию после того, как заканчивали второе. Для этого им нужно было просто убрать газету или спросить, нужно ли заканчивать сборку картинки. Почему они так поступали? Курт Левин считал, что этот эксперимент доказывал наличие у человека «квазипотребности» выполнить задание до конца.

У детей такие «квазипотребности» могут возникать в связи с самыми обыденными вещами. Левин наблюдал за маленькой девочкой, которая ходит вокруг камня, трогает его руками и даже облизывает, но не садится на него. Психолог объяснял, что в этой ситуации ей был интересен сам камень, а чтобы сесть на него, нужно было от него отвернуться.

Три стиля лидерства

Курт Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Вместе с Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом Курт Левин изучал, как эти стратегии действуют на подростков 10–11 лет.

В здании детского клуба их разделили на три группы и предложили им делать театральные маски из папье-маше. Авторитарный руководитель строго командовал ими, демократический предлагал все решения принимать голосованием, а руководитель с попустительским стилем позволял им делать всё, что они хотят.

В результате испытуемые из первой группы меньше всего применяли творческое мышление, зато там был и наименьший уровень агрессии. Во второй группе сделали меньше масок, чем в первой, зато они были более качественными. В последней группе было больше всего агрессии и, несмотря на полную свободу действий, подростки постоянно требовали от руководителя советов и распоряжений.

Исходя из этого эксперимента учителя и родители могут решать, как организовывать детей — в зависимости от результата, который они хотят получить.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить. По выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют радом, а не вместе».

Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Приведем диалог двух 4-летних девочек, в котором прослеживаются ясная цель и удачные способы ее достижения.

Лиз: «Давай понарошку это будет моя машина». Джейн: «Нет».

Лиз: «Давай понарошку это будет наша машина». Джейн: «Ладно».

Лиз: «Можно мне покататься на нашей матине?» Джейн: «Можно» (улыбаясь, выходит из машины). Лиз крутит руль и подражает шуму мотора.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников приводили в комнату с «некомплектными» игрушками (у телефона не хватало трубки, для лодки не было бассейна и т.п.). Несмотря на эти недостатки, дети с удовольствием играли, общаясь друг с другом. Второй день был днем фрустрации (СНОСКА: Фрустрация — состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели) . Когда дети зашли в ту же комнату, оказалась открытой дверь в соседнее помещение, где лежали полные наборы игрушек. Открытая дверь была затянута сеткой. Имея перед глазами притягательную и недостижимую цель, дети разбрелись по комнате. Кто-то тряс сетку, кто-то лежал на полу, созерцая потолок, многие со злостью разбрасывали старые, ненужные уже игрушки. В состоянии фрустрации разрушились как игровая деятельность, так и общение детей друг с другом.

Пример 1. Мы сидим за столом в кафе. Старший сын (5 лет) поел, младший (2 года) еще доедает. Сыну скучно ждать, он начинает ёрзать на стуле, берет солонку, крутит ее в руках. Когда я прошу его достать из сумки нужные мне вещи, с облегчением ставит солонку на место и начинает мне помогать.

Пример 2. Застаю сына в комнате, стоящим перед свежепоклеенными обоями с красным фломастером в руках. Вся стена в красных точечках от фломастера. Естественно, я не удержалась от вопроса: «Зачем ты это сделал?» и, безусловно, получила закономерный ответ: «Не знаю».

Пример 3. Занимаемся английским. Не то, чтобы скучно, но и ажиотажа не наблюдается. На столе лежат карандаши и забытый младшим сыном пластилин. Сын отвечает на мои вопросы, задает вопросы мне, но так как его руки при этом остаются свободными, то он берет карандаш и тыкает им в пластилин.

Сначала попробуем разобраться, почему ребенок ведет себя таким образом.

Ответить на этот вопрос нам поможет теория психологического поля известного немецко-американского социального психолога Курта Левина.

Курт Левин считал, что человека окружает психологическое поле и все предметы в этом поле обладают валентностью.

Причем это может быть и положительная валентность (предмет притягивает человека) и отрицательная (предмет отталкивает человека).

ЭКСПЕРИМЕНТ К. ЛЕВИНА: Почему дети лезут «куда не нужно»

ЭКСПЕРИМЕНТ К. ЛЕВИНА

Испытуемого приглашали принять участие в исследование памяти. Но перед этим просили несколько минут подождать в комнате ожидании.

В комнате были разложены предметы: на столе лежали карандаши, стоял колокольчик, на полках стояли книги, висела необычная занавески из бисера и т.д.

За испытуемым, находящимся в комнате, наблюдали через стекло Гизела (это стекло, которое с одной стороны является стеклом, а с другой – зеркалом).

Левину было интересно узнать, что будет делать человек, оставшись один в комнате.

Все без исключения испытуемые (а в эксперименте принимали участие студенты и профессора берлинского института психологии) производили различные манипуляции с предметами. Они перелистывали книгу, брали в руки и рассматривали разные предметы, проводили пальцем по бисерной занавеске и все без исключения звонили в колокольчик.

Что же заставляло взрослых людей совершать бессмысленные действия?

К. Левин сделал вывод, что в тот момент, когда человек не занят важным для него делом (то есть, попросту говоря, скучает), поведение человека становится «ситуативно обусловленным» или «полевым».

ПОЛЕВОЕ И ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В результате этого эксперимента К. Левин сделал вывод, что существуют два типа поведения: волевое и полевое поведение.

При волевом поведении человек существует в психологическом поле и преодолевает силы этого поля.

Напротив, при полевом поведении человек попадает во власть «поля».

Поясню на примере. Представьте себе, что вы вышли на улицу со своим ребенком. На детской площадке вам встречается малыш в шапочке со смешным помпончиком. Так и хочется протянуть руку и дернуть за этот помпончик. Вы попали во власть «поля». Помпончик имеет положительную валентность, он притягивает вас. Но вы сдерживаете себя, потому что понимаете, что не очень прилично хватать руками других людей. Это волевое поведение.

А ваш ребенок испытывает примерно те же чувства. Но у него другая реакция. Он подходит и дергает малыша за помпончик. Он не смог преодолеть тягу «поля» и продемонстрировал полевое поведение.

Полевое поведение преобладает у детей дошкольного возраста. Чаще всего полевое поведение проявляется в те моменты, когда ребенку скучно. Ребенок может ходить по комнате, и его по очереди будут «притягивать» различные вещи.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если мы говорим о детях раннего возраста (малышах до 3 лет), то вся ответственность за их поведение лежит на родителях.

Поэтому самым простым выходом будет организовать пространство таким образом, чтобы ребенок не мог достать вещи, которые ему нельзя трогать.

Дети дошкольного возраста (3-6 лет) уже могут учиться управлять собой. Вы можете обозначить предметы, которые ни в коем случае нельзя брать (например, это телефон или компьютер).

Если же во время занятий ребенок берет со стола предметы, манипулирует ими (например, играет карандашами или строит из них домик), это важный сигнал для родителей. В первую очередь обратите внимание на содержание занятия.

Чаще всего полевое поведение у дошкольников появляется тогда, когда им скучно. Во время занятия уберите со стола все лишнее и постарайтесь сделать это занятие интересным. Также полевое поведение появляется у ребенка, когда ему нечем заняться, отсюда и разрисованные обои, торчащие из розетки карандаши и т.д.

Помогайте ребенку найти интересное занятие, учите его играть и тогда он сможет найти себе интересное занятие!

Автор: Юлия Гусева

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему часто, когда речь идет об уходе за детьми, мы руководствуемся советами подруг, а не врачей? Почему нам так приятно доводить дело до конца? И каким должен быть учитель, чтобы дети были спокойными, работоспособными или творческими? Ответы — в социальных экспериментах психолога Курта Левина.

Курт Левин был одним из самых влиятельных психологов ХХ столетия, его активная работа пришлась на 1930–40-е годы. Знаменитая «Теория поля» Курта Левина оказала большое влияние на развитие гештальт-психологии и психологии как науки в целом — его наработками пользовались многие выдающиеся ученые, например известный всем педагогам Лев Выготский.


Если не углубляться в подробности (хотя это очень интересно), можно сказать, что при помощи своей «Теории поля» Левин объяснил природу человеческого влечения, значимости определенных личностей, предметов, вещей и явлений для нас.

По Левину, в течение жизни человек подвержен разного рода раздражителям: какие-то из них притягивают и интригуют, какие-то пугают, отталкивают, вызывают отрицательные эмоции. Это и есть поле. А полевое поведение — это когда человек, по сути, плывет по течению жизни и объясняет все свои поступки внешними обстоятельствами или влиянием каких-либо третьих сил, факторов или лиц, то есть тех самых раздражителей («Все побежали, и я побежал», «Не смогла устоять перед тем платьем и купила его» и так далее).

Волевое поведение при этом означает, что человек опирается только на себя, хорошо представляет расстановку сил и, таким образом, может оценивать любую ситуацию объективно и действовать в ней осознанно. Это всегда стратегия, действия, основанные не на сиюминутных «хочу», а на понимании, кто я, где я, что я сейчас делаю и как это повлияет на мое будущее.

Чтобы подтвердить свою теорию, Левин провел ряд ярких экспериментов, в которых исследовал полевое и волевое поведение людей в разных ситуациях.

Чем кормить ребёнка

На наше мнение сильно действует группа. Эксперименты о влиянии окружения на человеческие поступки проводили на детях и взрослых в 1970-е годы в СССР, а немецкий и американский психолог Курт Левин устраивал аналогичные опыты на базе Массачусетского технологического института на несколько десятилетий раньше.

Эксперимент с апельсиновым соком и рыбьим жиром

Послевоенные годы. Айова. Сельские жительницы в родильном доме. Кажется, они пока не очень представляют себе, как ухаживать за новорождённым малышом. У них есть более опытные соседки и родственницы — после выписки подскажут.

Но профессор Левин точно знает, что им нужно: рыбий жир и апельсиновый сок (культ сока начался в Америке с конца 1900-х годов из-за хорошего урожая апельсинов). Было понятно, что первое дети точно не будут глотать с удовольствием. А сок — дело, конечно, хорошее, вот только из-за цитрусовых у детей могли начаться колики в животе или аллергическая реакция. Как же убедить мам давать им оба этих продукта?

Женщин разделили на две группы. С теми, кто попал в первую группу, врач беседовал лично: объяснял, в чём польза двух этих странных жидкостей и когда их стоит добавлять в пищу ребёнка. Но результат оказался не самым радужным. Возвращаясь домой, женщины попадали под влияние своего окружения: их родственники ничего не слышали о пользе сока и жира, а вот опасные последствия их употребления вполне могли допустить. Через 2 недели большинство мам решили не давать своим детям то, что так советовал специалист в роддоме. Через 4 недели дать врачу согласие было готово чуть больше половины женщин из первой группы.

Во второй группе всё было совсем иначе. Левин собирал женщин из нее в небольших аудиториях по 6 человек. По одной из версий, там были в том числе «подставные» мамы, которые в обычных светских беседах вдруг могли сказать о пользе сока или жира, упомянуть, что дают их своим детям и видят результаты, и так далее. Сам Левин слегка «опаздывал» на подобные встречи с мамами, и время его отсутствия было благодатной почвой для обсуждения детского питания в группе. Результат превзошёл все ожидания: через 2 недели больше 80% испытуемых согласились кормить детей жиром и соком, а через 4 недели в их пользе были уверены уже абсолютно все матери.


Эксперимент с молоком

Похожий эксперимент проводился и среди домохозяек, живших в одном из городов Среднего Запада. Их убеждали в необходимости пить больше свежего коровьего молока. Одна группа прослушала об этом несколько лекций, другая участвовала в групповом обсуждении. «В ходе дискуссии не применялись никакие убеждающие приемы, более того, всякое давление на участников целенаправленно избегалось», — описывает эксперимент Курт Левин. И хотя в обеих группах о молоке говорили одинаковое количество времени, через 2 недели только около 15% женщин из первой группы стали пить и давать домашним больше молока, тогда как во второй группе так стали делать более 40% испытуемых.

Дело не в том, что коровье молоко, как и рыбий жир, выглядит как что-то полезное. Эксперимент со сгущённым молоком показал результаты, аналогичные эксперименту со свежим.


Эксперимент с субпродуктами

Его проводили в послевоенные годы среди волонтёров Красного Креста, которые ухаживали за лежачими больными. После войны было довольно мало обычного мяса, и испытуемым предложили перейти на говяжьи субпродукты. При этом испытуемые не любили их: при приготовлении они давали неприятный запах и были похожи на корм для собак.

На лекциях и в дискуссионных группах от 13 до 17 человек волонтерам объясняли, что субпродукты очень питательны, содержат витамины и минералы, а их потребление выгодно для экономики страны. С испытуемыми также делились рецептами их приготовления, в которых сводили на нет неприятный запах и внешний вид. В результате только 3% тех, кто присутствовал на лекциях, действительно начали готовить субпродукты дома. Зато из тех, кто участвовал в дискуссиях, заменить ими мясо согласились 30% волонтёров.

Вернуться ли к прерванному делу

Следующий эксперимент Левин проводил вместе со своей ученицей Марией Овсянкиной среди студентов. Им давали очень простое задание: сложить картинку из разрезанных частей. Испытуемые начинали его выполнять, но внезапно (в середине или ближе к завершению) руководитель эксперимента просил перейти к другому действию — например, начать решать головоломку. Часто студенты спрашивали: «А это что, оставить?» Экспериментатор не отвечал и делал вид, что не заметил вопроса. Когда испытуемый всё-таки приступал к новому заданию, часть картинки, которой он занимался изначально, накрывали газетой, а наблюдение за поведением студентов продолжалось.

Оказалось, что 86% студентов возвращались к первому заданию после того, как заканчивали второе. Для этого им нужно было просто убрать газету или спросить, нужно ли заканчивать сборку картинки. Почему они так поступали? Курт Левин считал, что этот эксперимент доказывал наличие у человека «квазипотребности» выполнить задание до конца.

У детей такие «квазипотребности» могут возникать в связи с самыми обыденными вещами. Левин наблюдал за маленькой девочкой, которая ходит вокруг камня, трогает его руками и даже облизывает, но не садится на него. Психолог объяснял, что в этой ситуации ей был интересен сам камень, а чтобы сесть на него, нужно было от него отвернуться.

Три стиля лидерства

Курт Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Вместе с Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом Курт Левин изучал, как эти стратегии действуют на подростков 10–11 лет.

В здании детского клуба их разделили на три группы и предложили им делать театральные маски из папье-маше. Авторитарный руководитель строго командовал ими, демократический предлагал все решения принимать голосованием, а руководитель с попустительским стилем позволял им делать всё, что они хотят.

В результате испытуемые из первой группы меньше всего применяли творческое мышление, зато там был и наименьший уровень агрессии. Во второй группе сделали меньше масок, чем в первой, зато они были более качественными. В последней группе было больше всего агрессии и, несмотря на полную свободу действий, подростки постоянно требовали от руководителя советов и распоряжений.

Исходя из этого эксперимента учителя и родители могут решать, как организовывать детей — в зависимости от результата, который они хотят получить.

Каждому или почти каждому из нас известны стили управления – авторитарный, демократический, попустительский. Без тени сомнений мы считаем первый и последний плохими, неуместными, неподходящими для воспитания детей. Однако на самом деле это может быть не совсем правильным.

Об этом говорят неожиданные выводы психологического эксперимента Курта Левина, сделанные более 80 лет назад, а затем и его венгерских последователей.

Курт Левин и его эксперимент

Немецкий психолог Курт Левин изучал лидерство в довоенной Германии. В 1939 году с помощью коллег он провел эксперимент с тремя группами школьников, чтобы понять, как поведение лидера влияет на поведение группы. Мальчикам 10-11 лет дали задание вылепить маски из папье-маше.

В первой группе царила демократия. Каждый мог высказать свою точку зрения. Решения принимали коллективно. Общались в дружеском тоне.

Руководитель второй группы держался в стороне, всю ответственность перекладывал на других. Запреты отсутствовали.

Третья группа жестко управлялась единоличной властью взрослого. Мнение детей в расчет не принималось. Позиция руководителя – обезличенно-отчужденная.

Наблюдатели следили за общением и активностью в группах, оценивали их сплоченность и результативность.

Венгерский эксперимент на дошкольниках

В 80-х годах XX века венгерские исследователи повторили эксперимент Левина, заменив школьников на дошкольников, а изготовление маски – на лепку пасхальных яиц. Специально обученный воспитатель по-разному общалась с тремя группами малышей. Видео об этом эксперименте размещены в конце статьи.

Результаты первого и второго экспериментов

Казалось бы, что тут думать? Демократический стиль руководства – самый верный путь к высокому результату.

К удивлению ученых, наиболее эффективным оказался авторитарный стиль . Члены группы были самыми вовлеченными в процесс. У них просто не было возможности проявить творческое начало, всю энергию они направили на выполнение поставленной задачи.

Демократия снизила продуктивность детей, хотя мотивация оставалась высокой.

Попустительство вызвало шквал просьб дать инструкции, распоряжения и приказы по выполнению задания. Самостоятельность дети этой группы практически не проявляли.

Какой стиль общения с детьми выбираете вы? И почему?

Воспитателям и другим работникам детских садов будет полезен просмотр видео венгерского эксперимента (три фрагмента в общей сложности идут 20 минут). Очень любопытное, рекомендую.

Читайте также: