Экспертиза игрушки чек лист

Обновлено: 14.05.2024

Экспертиза игрушек : прошлое, настоящее, будущее.

Прошлое. Педагогическая экспертиза в нашей стране существует давно, уже более двух столетий. Свое начало она берет от времен царствования Екатерины 2. После учреждения при Александре 1 Министерства народного просвещения функции экспертизы были возложены на специально образованный в 1803 году комитет. Комитет, перед которым Правительство России одной из главных задач выдвинуло «ограждение учащийся от вредных учений»,и было это связано с экспертизой учебных изданий. Вопрос, касающийся непосредственно экспертизы игрушек, относительно молод; 21 января 1934 г. Совет народных комиссаров РСФСР утвердил «Положение о Комитете по игрушке при Наркомпросе РСФСР». Задачи, которые должен был решать данный орган, заключались в осуществлении политико – идеологического руководства и контроля за созданием, производством и распространением игрушек для детей всех возрастов.

Для выполнения этих задач Комитет по игрушке при Наркомпросе РСФСР должен был :

- разрабатывать и утверждать требования, которым должны отвечать игры и игрушки в отношении их тематики и ассортимента;

- рассматривать и утверждать новые и уже освоенные производством образцы игр и игрушек;

- запрещать производство и распространение игр и игрушек, не отвечающих целям и задачам коммунистического воспитания и гигиеническим требованиям, а также технически плохо оформленных.

- рассматривать планы производства игрушек по основным их видам (металлические и деревянные)

- публиковать списки игр и игрушек как рекомендованных и допущенных к производству, так и запрещенных.

18 июня 1941 г. Совет народных комиссаров РСФСР возлагает на Народный комиссариат просвещения РСФСР «идеологическое и художественное руководство работой по производству детский игрушек» и разрешает создать Художественно- технический совет по игрушке (ХТС). Министр просвещения РСФСР И. Каиров поручает ХТС рассматривать ассортимент и качество выпускаемых игрушек и решать вопрос о возможности их производства или о снятии с производства. В дальнейшем ХТС взяло на себя функцию проведения совместно с торгующими организациями периодических смотров состояния торговли игрушками снабжения ими детских учреждений, с последующими предложениями «по вопросам улучшения ассортимента, повышения культуры торговли, участия в организации и проведении конкурсов на лучшие игрушки, игры, игровое оборудование». В начале 90-х гг. XX в. прекратил свою деятельность ХТС. Правительство РФ дало право Минобразованию России до утверждения постановления Правительства РФ ввести «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», и правопреемником ХТС стала секция «Игрушка» Федерального экспертного совета (ФЭС) Минобразования России.

Настоящее. Частично одна из задач сохранилась. О безопасности игрушки свидетельствует Сертификат соответствия, который до II полугодия 2010 г. выдавался только на основании санитарно-эпидемиологического заключения (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). В настоящее время данная процедура упрощена. Сертификат соответствия выдается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на основании Протокола лабораторных исследований. Срок действий документа был и останется один год.

— Что касается содержания игрушки, что за него никто из производителей, поставщиков и тем более представителей государственных органов ответственность не несет. Что касается безопасности игрушки, то она сегодня не должна ограничиваться только наличием Сертификата соответствия. Поэтому современному Экспертному совету необходимо мнение специалистов здравоохранения. А кто как ни они могут подсказать нам ответы на эти вопросы (например, психиатры, ортопеды и т. д. ?

Сейчас вопросами психолого-педагогической экспертизы занимается очень незначительное число экспертных советов, которые разрознены, имеют стихийную практику оценки игрушки, у них нет единой нормативно-правовой и методической базы.

Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек

1. Социальная и психологическая безопасность игрушки

1.1. В игрушке не должно быть) явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.

1.2. В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексу-ального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.

1.3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинств или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостат-кам людей.

1.4. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.

2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка

3. Привлекательность игрушки для ребенка

4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).

5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании

Дополнительные критерии: возможность использования игрушки в коллективной игре;

- возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);

- прочность и долговечность;

— использование экологически чистых материалов;

— качество описания и упаковки игрушки.

Будущее -Необходим пакет документов, регламентирующих деятельность экспертных советов на территории России.

-На мероприятиях, проводимых в рамках Парламентских слушаний, выставок игрушек и т. п., обязательно должны заслушиваться педагоги, соприкасающиеся с детской игрой и использующие в своей деятельности игрушки и игровое оборудование.

Экспертным советам необходим анализ и состояние производства, рынка и оснащения игровых комнат в разнопрофильных образовательных и культурно-медицинских учреж-дениях игровой продукцией, с целью оказания информационной и методической помощи, а также защиты детей от негативных воздействий. Для выполнения данной задачи нужно пре-дусмотреть:

— формирование единых реестров продукции, прошедшей экспертизу (для всех экспертных организаций);

— в каталогах игровой продукции обязательно должны быть маркеры, указывающие на продукцию, прошедшую психолого-педагогическую экспертизу.

Игровое занятие «Магазин игрушек»

Игровое занятие «Магазин игрушек» Игровое занятие «Магазин игрушек» (для детей младшего дошкольного возраста) Программное содержание: • Продолжать знакомить со стихами.

Консультация для родителей «Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка» Порой часто можно наблюдать в магазинах, как ребенок доводит себя до истерики, требуя купить понравившуюся ему игрушку, и родители не выдерживают.

Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности» Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности» Народная игрушка и скульптура малой.

Консультация для педагогов. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада.

Консультация для родителей «Дети в мире современных игрушек» Все прекрасно знают и несомненно согласны с тем, что важнее всего из того,что окружает ребёнка-это игрушки. Игрушки для детей покупают.

Консультация для родителей «Использование самодельных игрушек из ниток для развития речи ребенка»

Консультация для родителей «Использование самодельных игрушек из ниток для развития речи ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка-детский сад №1 "Колокольчик". Консультация для.

Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Подготовила: Старший воспитатель Скеленчева Н. И. г. Краснодар Апрель 2019г. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического.

Консультация «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада.

План проекта учащихся начальной школы «Вода, которую мы пьем. Экологическая экспертиза воды» Название. Экологическая экспертиза воды "Вода, которую мы пьем" Участники проекта Учащиеся начальной школы Аннотация проекта Воде принадлежит.

План проекта учащихся начальной школы «Экологическая экспертиза воздуха» Название. Экологическая экспертиза воздуха Участники проекта Учащиеся начальной школы Аннотация проекта Неоспоримо, что только здоровый.

Экспертиза игрушки Подготовила воспитатель Медведева Т . А .

“ Настоящий ребенок ” должен сделать три вещи - вырастить куклу, построить дом и наиграться в нем вдоволь . Игрушки обладают волшебной силой для детей любого возраста. Неудивительно, что многие родители, стремясь превратить жизнь своего ребенка в сплошной праздник, буквально заваливают игрушками детскую комнату (конечно, если позволяют средства). Но им следовало бы задаться вопросами: “ Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребенка, поднять ему настроение? Отвечает ли она возрасту и способностям малыша?

Игрушка, оказавшаяся в руках ребенка определяет характер и содержание детской игры. Понимая все это, неравнодушные педагоги, психологи, производители, авторы-разработчики объединились и создали Межрегиональную общественную организацию «Объединение независимых экспертов, игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей ». Основной целью Объединения является : - содействие защите прав детей на получение качественной продукции; - информирование общественности о продукции полезной для детей; - содействие развитию рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми

Одной из основных задач , которую решает Объединение экспертов, является: определение качества продукции для детей на основании различных видов экспертизы. Порядок проведения экспертизы . На экспертизу может быть представлена игровая, учебно-методическая и электронная продукция для детей, родителей и педагогов. Заказчиком экспертизы могут быть государственные и муниципальные органы, общественные организации, физические и юридические лица, заинтересованные в проведении психолого-педагогической экспертизы . Исполнителями экспертизы являются члены Объединения или эксперты - имеющие высшее образование (по профилю), необходимый опыт и квалификацию для проведения независимой, открытой, компетентной, объективной психолого-педагогической экспертизы.

Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям. 1. Социальная и психологическая безопасность игрушки. 1.1. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 1.2. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. 1.3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей. 1.4. Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка. 2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка. 3. Привлекательность игрушки для ребёнка. 4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие). 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

Дополнительные критерии 1. Возможность использования игрушки в коллективной игре. 2. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями). 3. Прочность и долговечность игрушки. 4. Использование экологически чистых материалов. 5. Качество описания игрушки. 6. Качество упаковки игрушки.

И грушки для детей в возрасте до 3 лет должны быть : безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже; достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов, порезов и т.п.; сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить; без грубых поверхностей и острых краев. Кроме того, они не должны попадать в горло или закручиваться вокруг шеи. Изделия, которые могут быть ошибочно приняты за игрушки, следует определять с помощью так называемых индикаторов. Наиболее важный из них - игровое значение. Далее следует размер: если он явно “ не по ребенку ” , то изделие не может быть расценено как игрушка. Высокая, излишняя детализация также может указывать на то, что изделие предназначено для взрослых. При покупке следует обращать внимание на упаковку и маркировку.

Игрушками не являются: декоративные и подарочные изделия ( изделия , предназначенные для свадьбы, дня рождения и т.п., старинные музыкальные шкатулки, изощренные наборы канцелярских принадлежностей, металлические значки, магниты, используемые на дверце холодильника), образовательные изделия (головоломки, стратегические игры в комплекте с правилами, калькуляторы, оформленные мультипликационными персонажами), замысловатые изделия (термосы привлекательной для ребенка формы, игрушки для домашних животных, куклы- марионетки, надувные бассейны с максимальной высотой уровня воды 0,4 м, глубиной 0,5 м, диаметром 1,8 м и объемом 2,3 м), детские книги, периодика с неигровым значением, комиксы, брелки для ключей, сувениры и т.д.

Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу: - заявление; - техническое описание игрушки; - образец (макет, модель) игрушки в 2-х экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; - фотографию образца (макета, модели) игрушки - рекомендации по использованию игрушки; - санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.

Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия из квалифицированных специалистов - экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров. В состав экспертной комиссии могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли , общественности . Состав экспертной комиссии, ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу. По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии . Отзыв экспертной комиссии является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям .

В заключении указываются: - наименование организации, проводящей экспертизу; - для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей заключение; - для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение. - название игрушки; - разработчик и изготовитель игрушки; - возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; - соответствует или не соответствует игрушка социально-психо - логопедагогическим критериям; - дата выдачи и регистрационный номер заключения. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы. Заключение действительно в течение трех лет. Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России .

Чем должна быть игрушка для ребенка? "Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни". Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

Кукла «Инна» отвечает всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, предъявленным к куклам для детей дошкольного возраста. Авторы рекомендуют ее детям от одного года и старше. У куклы доброе, привлекательное лицо; красивые, хорошо укрепленные волосы, которые можно расчесывать, закалывать, заплетать в косы. Кукла хорошо сидит, стоит, в положении лежа закрывает глаза. Одежда на кукле эстетически выдержана. Куклу очень приятно брать в руки, она привлекательна для маленьких детей, вызывает положительные эмоции и чувства. Единственный недостаток – отсутствие нижней одежды и пуговиц на курточке. Кукла «Инна» одобрена МОО «Экспертиза для детей», ей присвоена Первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 33/15-07 от 7 июня 2007г.

Домино « Транспорт изготовлено из дерева. Оно является экологически чистой, безопасной для маленьких детей, настольной игрой, которая знакомит с различными видами транспорта и на-правлена на развитие внимания и памяти. Домино «Транспорт» отвечает всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, учитывает возрастные особенно-сти детей. Домино «Транспорт» «Одобрено» МОО «Экспертиза для детей», ему присвоена первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 24/06-07 от 31.05.07г.

Игра предназначена для проведения тематических занятий с детьми 3 - 7лет. Она состоит из планшета с набором рамок-вкладышей, методических рекомендаций, приложе-ния с изображением детенышей домашних животных. Данные рамки-вкладыши знакомят детей с домашними животными, способствуют умению различать животных по образу, классифицировать по характерным признакам. Игра способствует развитию памяти, внимания, наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук. В методических рекомендациях содержится серия заданий, с помощью которых данная игра становится более интересной и увлекательной. Однако, производителю необходимо изменить возрастную адресность (авторы рекомендуют ее детям от 3-х до 7-ми лет). Заложенные в игре действия соответствуют потребностям детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 2-х до 5-ти). Художественные рамки-вкладыши «Домашние животные» одобрены МОО «Экспертиза для детей», им присвоена Первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 34/16-07 от 7 июня 2007г .

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, помогая ему познавать окружающий мир, приучая к целенаправленной, осмысленной деятельности и способствуя развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Роль игрушки в жизни ребёнка

  • Познавательная – позволяет исследовать окружающий мир, познавать и моделировать предметную и социальную реальность.
  • Креативная – способствует формированию и реализации своих творческих способностей.
  • Психотерапевтическая – позволяет выражать и полноценно проживать свои чувства.
  • Коммуникативная– общение с игрушкой способствует формированию внутреннего диалога и внутреннего мира ребёнка.
  • Релаксационная – развлечение, отдых, источник положительных эмоций

Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение «Федеральный экспертный совет» Минобразования России, государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Критерии оценки игрушки

1. Конструкция игрушки , материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной) . Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.

3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления) .

4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней, обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.

7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка , защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие.

Провоцируют ребенка на агрессивные действия;

Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Критерии II группы связаны с качеством игрушки , направленными на обеспечение развития ребенка:

  • Полифункциональность , способствующая развитию творчества детей (игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях);
  • Возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности, в том числе с участием взрослого, и может инициировать совместные действия);
  • Дидактические свойства игрушки , необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • Эстетическая ценность , принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.

Характеристика каждого вида игрушек.

  • Сюжетные игрушки – это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства, посуда, мебель и др. игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
  • Дидактические игрушки – предназначены для интеллектуального и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в самой конструкции игрушки. К дидактич еским игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
  • Игрушки-забавы , «веселые игрушки». Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики и др. Игрушки-забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь их от нежелательных действий.
  • Спортивные игрушки предназначены для физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Они направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений. Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища. Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).
  • Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Эти игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты.
  • Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К театрализованным игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, в глазах ребенка они должны быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
  • Технические игрушки вводят детей в мир техники; они знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.
  • Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложения, представления, сочленение.
  • Игрушки-самоделки – изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артисты», элементы декораций, сюжетно- ролевой игры – «продукты». В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

Чем должна быть игрушка для ребенка? "Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни". Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Я ТАК ПРОВОЖУ ДИАГНОСТИКУ 3 РАЗА В ГОД. В КОНЦЕ ИТОГА ВИЖУ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОСЛЕ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ И ПЛАНИРУЮ СВОЮ РАБОТУ ИЗМЕНЯЮ ВНОШУ НОВШЕСТВА. СТАРАЮСЬ ЧТОБ МОИ ЗАНЯТИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ И ГОДОМ Б.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Я ТАК ПРОВОЖУ ДИАГНОСТИКУ 3 РАЗА В ГОД. В КОНЦЕ ИТОГА ВИЖУ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОСЛЕ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ И ПЛАНИРУЮ СВОЮ РАБОТУ ИЗМЕНЯЮ ВНОШУ НОВШЕСТВА. СТАРАЮСЬ ЧТОБ МОИ ЗАНЯТИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ И ГОДОМ Б.


Критерии оценки качества работы педагогов

Данные критерии , разработанные в учреждении могут быть использованы как методический материал.

Критерии оценки профессиональной деятельности - вопросы и решения

В начале 2013 года возник вопрос об утверждении различных критериев, оценивающих профессиональную деятельность педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Тем самым, данная статья.


Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития.


Контроль и критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения в ДОУ

Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию важная и обсуждаемая тема. Вашему вниманию представлены критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуем.


Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации предоставлена для родителей и представлены данные психологической экспертизы популярных детских игрушек, раскрыто значение игрушки в жизни ребенка, обозначены опасные тенденции рынка современных игрушек. Даны практические рекомендации родителям по выбору детской игрушки в зависимости от возраста ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация в рамках консультативной работы с родителями "Как же выбрать хорошую игрушку?"»

Как же выбрать хорошую игрушку?

Как же выбрать хорошую игрушку?

Экспертиза игрушки в нашей стране Елена Олеговна Смирнова — научный руководитель Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, ведущий детский психолог, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией «Психология детей дошкольного возраста» Психологического института РАО. Является автором концепции и методики экспертизы игрушки.

Экспертиза игрушки в нашей стране

Елена Олеговна Смирнова —

научный руководитель Центра игры

и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, ведущий детский

психолог, доктор психологических

наук, профессор, зав. лабораторией

«Психология детей дошкольного возраста» Психологического института РАО.

Является автором концепции и методики экспертизы игрушки.

Значение игрушки в жизни ребенка Игрушки – единственно доступное средство, которое уже в раннем возрасте становится средством организации самостоятельной детской деятельности и задаёт зону ближайшего развития. Игрушки позволяют ребёнку исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться, познавать мир и себя.

Значение игрушки в жизни ребенка

Игрушки – единственно доступное средство, которое уже в раннем возрасте становится средством организации самостоятельной детской деятельности и задаёт зону ближайшего развития. Игрушки позволяют ребёнку исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться, познавать мир и себя.

Функциональные особенности игрушек Среди всего разнообразия видов детской деятельности психологи выделяют две основные группы. В первой группе – происходит освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми, и на этой основе – социальное и личностное развитие ребёнка. Вторая группа - это виды деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с различными предметами, и на этой основе – формирование интеллектуальных , познавательных способностей.

Функциональные особенности игрушек

  • Среди всего разнообразия видов детской деятельности психологи выделяют две основные группы.
  • В первой группе – происходит освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми, и на этой основе – социальное и личностное развитие ребёнка.
  • Вторая группа - это виды деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с различными предметами, и на этой основе – формирование интеллектуальных , познавательных способностей.
  • Детские игрушки первой группы способствуют социально – эмоциональному развитию. Это детские развивающие игрушки, предполагающие общение или обращения с ними как с живыми персонажами: животные (слоники, мишки, зайчики) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью.
  • Вторая группа - детские игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей: всевозможные кубики, пазлы, конструкторы, мозаики, лото и домино.

Некоторые игрушки не только не могут быть средством игры, но и препятствуют игровой деятельности

Опасные тенденции рынка современных игрушек Натурализация и детализация игрушки Дегуманизация игрушки Автоматизация игрушки

Опасные тенденции рынка современных игрушек

Поясним на примере

Натурализация и детализация игрушки

Поясним на примере Дегуманизация игрушки

Поясним на примере

Дегуманизация игрушки

Поясним на примере Автоматизация игрушки

Поясним на примере

Автоматизация игрушки

Как вы яхту назовете… Кукла – образ человека. Ребенок, играя с куклами: Выражает себя : свой опыт, знания и переживания, чувства и образы. Строит, создает себя : делает своим пока не доступный для него мир человеческих отношений.

Как вы яхту назовете…

Ребенок, играя с куклами:

Игра без игры

  • Дети будут воспроизводить в игре тот характер поведения, который запечатлен в кукле;
  • Игра с монстрами – это погоня, битва, пожирание, самосохранение через уничтожение потенциальной опасности, агрессия ко всем, кто вступает на его территорию;
  • Игра с куклами Барби, Братц – это нескончаемая череда покупок, переодеваний, самолюбование и соперничество;
  • Игра с младенцем-роботом – это тренировка условных рефлексов.

Все это – не игра! Во всех этих случаях ничего не надо воображать и создавать. Ребенок становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями.

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек для дошкольников

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек для дошкольников

Иордик Светлана Владимировна

Игрушки обладают волшебной силой для детей любого возраста. Неудивительно, что многие родители, стремясь превратить жизнь своего ребенка в сплошной праздник, буквально заваливают игрушками детскую комнату (конечно, если позволяют средства). Но им следовало бы задаться вопросами: «Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребенка, поднять ему настроение? Отвечает ли она возрасту и способностям малыша? Присутствует ли в ней какой-либо намек на насилие, превосходство по признаку пола или иной отрицательный аспект?» и т.п. В последнее время рынок игрушек стал чрезвычайно динамичным. Как правило, продолжительность их «жизни» около года, и лишь пятая часть удерживается на рынке дольше. Игрушки из области мультимедиа, не устаревшие за 3 месяца, и подавно считаются «долгожителями».

Нельзя не заметить явную тенденцию: производителей игрушек больше всего воодушевляет электроника. Микросхемы внедряются почти во все традиционные игрушки: современный волчок работает на светодиодах, старый добрый паровоз оборудуется настоящей видеокамерой, конструктором можно управлять через персональный компьютер, а плюшевые зверушки, снабженные сенсорными датчиками, реагируют интерактивно - их даже можно «обучать»! Правда, стоят такие забавы недешево, а потому большинству российских покупателей не по карману.

Другая тенденция сопряжена с лицензиями. Все больше изготовителей обращаются к героям телевизионных сериалов, кинофильмов, а также к известным фирменным маркам, спортивной тематике и т.п. Это ставит игрушки в зависимость от лицензии, получить которую бывает не так просто.

Наконец, еще одна важная тенденция - высокие требования к качеству и безопасности современных игрушек, а также контроль за соблюдением соответствия характеристик игрушек определенному возрасту детей.

1. Тенденции развития современного рынка игрушек

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции, как с Запада, так и с Востока.

В дошкольном возрасте есть так называемые сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства. Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо:

· совершенствовать правовую базу и повышать правовую грамотность населения в вопросе защиты детей от влияния игр и игрушек, которые могут нанести вред здоровью, психическому и духовно-нравственному развитию детей

· использовать педагогический потенциал образовательных учреждений, прежде всего дошкольной системы, в работе с семьями с целью создания единого развивающего пространства в детском саду и дома.

· совершенствовать систему социальной и психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек с целью обучения потребителей правильному выбору игр и игрушек.

2. О психолого-педагогической экспертизе игрушек

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В психологической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка. В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек и игрового материала отечественного и зарубежного производства есть необходимость ориентировки в нем - понимания, что эти игрушки могут дать для развития ребенка.

Разработка критериев оценки является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны - через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.

Такое понимание психологической экспертизы связано с культурно-историческим представлением об игре и игрушке. Игру рассматривают как особую форму передачи опыта, созданную обществом для управления развитием детей. Игрушка выступает одновременно как продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре ребенка).

Это представление об игре и игрушке тесно связано с периодизацией психического развития ребенка Д.Б. Эльконина. Игровая деятельность «выращивает» индивидуальные психические новообразования, развивая социально-эмоциональную сферу (мотивационно-личностную) и интеллектуально-познавательную сферу (операционально-техническую), способствует достижению и реализации задач возраста, конкретизированных на каждом возрастном этапе и объективированных в соответствующих системах игрушек.

Рассмотрение игрушки в качестве средства организации игровой деятельности по освоению культурного опыта позволяет проводить анализ игрушки с позиции деятельностного подхода. Он предполагает отражение в игрушке и игровом материале структурных компонентов деятельности, создающих возможность реализации психологических задач возраста в игровой деятельности. К этим компонентам относятся: мотив игровой деятельности, цель, ориентировка, исполнение и контроль.

В основу разработки психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина.

Игрушка является средством организации развивающих действий (познавательных, регуляторных, моторных) и образцов отношений между людьми. К первым относятся игрушки, предназначенные для реализации предметной деятельности и моторной активности (автодидактические, настольные игры, головоломки, спортивные игрушки и т.д.), ко вторым - игрушки, направленные на организацию сюжетно-ролевой игры (куклы, атрибутика к ним, мягкие игрушки и т.д.). Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение не только для развития психических функций и познавательных процессов, но и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому и пр.

Критерии оценки игрушек, используемых для отработки конкретных действий и развития социально-эмоциональной сферы, при совпадении общих требований к ним принципиально различаются между собой. Считается, что игрушки, направленные на освоение познавательных, моторных действий, имеют только операциональное значение, в то время как игровой материал сюжетно-ролевой игры способствует формированию смыслов отношений и деятельности, т.е. влияет на формирование мотивационно-потребностной сферы. Однако это различение хотя и существенно, но достаточно условно, поскольку в игре с теми и с другими игрушками формируется и смысловая, и операциональная сторона. Играя с игрушками, направленными на овладение познавательными и моторными действиями, ребенок осваивает не только конкретные действия, но у него формируется и познавательная активность, появляется интерес к новым действиям, на основе чего в дальнейшем может возникнуть творческая активность в этой сфере. С другой стороны, при игре с сюжетными игрушками ребенок постигает не только смыслы и ценности деятельности и отношений, но и операторику этих отношений. Вместе с тем, очевидны различия в организации этих типов игровой деятельности, из которых вытекают и особенности требований к игровому материалу. Развитие мотивационной сферы при овладении конкретными действиями зависит от привлекательности самой игрушки и действий с ней. Формирование смыслов отношений и деятельности в игре с сюжетными игрушками определяется в большой степени участием взрослого по выделению этих смыслов и отношений в разыгрываемой ситуации.

Читайте также: