Элементы рппс игрушки оборудование и другие материалы не должны

Обновлено: 20.05.2024

Светлана Васильченко
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС до.

Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки. Среда, условия могут, как тормозить развитие человека, так и стимулировать его развитие. Бывает и нейтральный вариант, когда она не тормозит, но и не стимулирует. ФГТ предъявляли требования к предметно - развивающей среде. ФГОС ДО дает другую формулировку среды - развивающая предметно - пространственная среда.

Что изменилось?

1. На первый план выходит слово " развивающая", это важно;

2. Добавлено слово "пространственная", не только предметная, предметно - пространственная среда.

Что это значит?

Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада, пространство прилегающей территории. Чаще всего в группах детского сада мы наблюдаем такую картину: в спальне находятся кровати по количеству детей и, соответственно, пространство спальни используется только для сна на 2 часа; в раздевалке находится шкафчик, здесь только можно одеваться - раздеваться, вся информация выше глаз ребенка, а значит для родителей, для взрослых. То есть, эти два достаточно больших по площади помещения практически никак не используются для развития ребенка.

Теперь посмотрим групповую комнату, практически половина комнаты занята столами. Поэтому в конечном итоге для развития крупной моторики, для разворачивания разных видов детской деятельности, двигательной активности остается половина групповой комнаты, при этом жестко - зонированной, не поддающейся никакой трансформации.

Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) – это психологически благоприятная обстановка группы, помещений детского сада, а так же прилегающей территории, наполненная разнообразными предметами, игровыми и неоформленными материалами. Если РППС спроектирована, организована профессионально грамотно, если элементы среды обладают развивающим потенциалом, то такая среда способствуют максимальному раскрытию способностей и возможностей ребенка дошкольника, развитию познавательной мотивации.

Развивающая предметно - пространственная среда - это система условий, но система" живая", требующая с одной стороны стабильности, с другой стороны - изменений. Это система, которая обеспечивает развитие ребенка по всем направлениям: физическое, художественно - эстетическое, речевое, социально - коммуникативное, познавательное. Содержание РППС зависит от образовательных целей и задач, которые решает педагог, от темы недели, месяца, от времени года, от интересов и здоровья детей и так далее. ФГОС ДО определяет конкретные требования к развивающей предметно - пространственной среде. И, несмотря на то, что все педагоги знают эти требования, на практике не всегда удается педагогам выстроить систему условий, соответствующую Стандарту.

Авторы Стандарта предоставили подробные требования к РППС детского сада и определили принципы её построения:

В основе принципов организации развивающей предметно - пространственной среды лежит концепция современного дошкольного образования, которая выделяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития ребенка.

Обратите внимание, в тексте ФГОС ДО формулировка "социальная ситуация развития" встречается несколько раз. То есть, ФГОС ДО подчеркивает значимость " социальная". Поэтому и важно организовать пространство так, чтобы оно не было жестким, закрытым, так как это не дает возможности развитию социальных навыков - умение найти себе партнера по игре, определить свое место в пространстве, определить границы этого места и т. д.

Развивающая предметно - пространственная среда должна быть:

• содержательно - насыщенной – включать средства обучения и воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.

• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании отводится главная роль.

Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с нужными материалами.

• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно многофункциональные материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.

• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Казалось бы, этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в реальной практике реализуется слабо.

Мы уже рассматривали выше о доступности пространства, явного запрета нет, но для игры эти пространства не используются. Так же и с другими материалами, дети понимают, что это выставлено для выставки, а не для игры. Воспитатели часто говорят "дети попросят".

• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению наджности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Развивающая предметно - пространственная среда - это один из важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.

Каким образом среда может побуждать ребенка к творчеству, исследованию, к освоению способов деятельности, к проявлению и появлению личностных качеств? Часто от воспитателей можно слышать "ничего нового в Стандарте нет, мы всегда так делали". Что - то в Вашей среде не так, если.

• Если дети начинают и бросают, то одну, то другую игру.

• Если дети бегают, перекрикивают друг друга, толкаются и ссорятся.

• Если дети разрушают материалы и игровые пособия.

• Если дети не хотят делиться игрушками.

• Если дети не знают, как и где разместить свои продукты деятельности.

• Если действует правило "глазками смотри, ручками не трогай".

• Если выставлены игрушки и игры для красоты, а не для игры.

РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую деятельность.

При реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма - игра, которая задается взрослыми в двух видах - сюжетно - ролевая и игра с правилами.

Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно - ролевой игры, для организации игр с правилами, а так же подготовить материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для познавательно - исследовательской и двигательной деятельности.

Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое, социально - коммуникативное.

Основными этапами проектирования РППС являются:

1. Определение желаемого результата.

2. Постановка целей и задач проектирования РППС.

3. Анализ реальной ситуации (наличие помещений, состояние помещений, наличие материалов и игрового оборудования, кадровый ресурс, реализуемые комплексная и парциальная программы, социальное окружение, региональные особенности и т. д.).

4. Определение проблем и рисков.

5. Описание способов реализации проекта, где формулируется перечень желаемых трансформаций РППС, перечень тех компетенций, которыми должен овладеть педагог.

6. Наблюдение за детьми – какие центры интересны в течение дня, в течение недели, в течение месяца. Анализ центров в соответствии с принципами ФГОС ДО. Анализ элементов РППС - какой уровень развивающего потенциала каждого из элементов.

7. Определение конкретного плана.

8. Реализация проекта.

9. Мониторинг и анализ (соотнесение желаемого и полученного результата).

Выстроенная таким образом работа по проектированию РППС в отдельной группе или в целом в детском саду позволит:

• обеспечить целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

• создать постоянную творческую атмосферу в работе педагогов;

• обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей семьи и детского сада.

При формулировании целей проекта педагог ДОО должна понимать, что РППС должна представляет собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определнных системообразующих компонентов. Данный принцип дат возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.

Какие вопросы организации развивающей среды в связи с введением Стандарта у педагогов вызывают затруднения:

• отсутствует представление, что необходимо изменить в РППС;

• не соотносят основную образовательную программу и РППС;

• упрощенный взгляд на технологию организации РППС;

• не могут сбалансировать роль педагога и роль среды в развитии ребенка.

Типичные ошибки в организации развивающей предметно - пространственной среды:

1. Сенсорная агрессия оформления группы.

2. Неэстетичный подбор мебели (смешение пластиковой и деревянной мебели и оборудования).

3. Школьная расстановка мебели: столы расставлены, как парты в школьном классе.

4. Мебель, не позволяющая изменять границы зон группового пространства. Не выделены пространство для игры. Жесткое зонирование.

5. Нефункциональное структурирование пространства.

6. Отсутствие содержательного материала на полках группы.

7. Перегруженность пространства. Невозможность организации сюжетной игры. Сюжетные картинки выше роста ребенка.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО Деловая игра для педагогов ДО на заседании КМО. В ФГОС большое значение придается развивающей среде, которая является частью целостной.

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Анализ развивающей предметно - пространственной среды детского сада Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС через создание мини-музеев в детском саду Обоснование проекта: Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении созданы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Там, где раздаётся смех… Там, где множество потех… Там, где хором поют песни… Там, где очень интересно… Там, где множество ребят, Называют.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Авторы: Семенова Е. С, Матвеева А. С. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В нашу.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

1. Образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

2. Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

3. Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

«Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особе

Назначение и цели организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей,

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов,

- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность,

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрос-лых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, ме-бель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе тех-нические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависи-мости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможостей детей;

полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе де-тей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, по-собиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной

Предметное содержание Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом)

Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные

Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и наси-лием;

- вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выхо-дящим за рамки его возрастной компетенции;

- провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;

дидактическая ценность . Это качество указывает на то, что игровые сред-ства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;

эстетическая ценность . Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Организация пространства

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации,

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО12.

Примерный перечень зон для организации РППС:

– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

– для познавательной активности (экспериментирование с различными материлами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Изменении е Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр.

Обеспечение

В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективные показатели негативного влияния:

1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

5) снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

6) тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

7) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборно-сти, включенности в социум.

Формирование предметного содержания РППС ДОО

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.

РППС может включать следующие функциональные модули:

Функциональный модуль «Игровая»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

 организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;

 включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;

 формирование и коррекция индивидуального развития детей;

 создание условий для гармоничного развития детей.

 организация персонального пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности ребенка;

 создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи

Функциональный модуль «Физкультура»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

 способствование правильному формированию опорно-двигательного аппа-рата;

 становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

 создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

 ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.

 способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;

 становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

 создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

 ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний

Функциональный модуль «Музыка»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

 приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;

 воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;

 формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;

 приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство и первичными элементами нотной грамотности.

 приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;

 воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;

 приобщение к различным видам музыкальной культуры

Функциональный модуль «Творчество»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

 развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;

 развитие детского творчества;

 развитие продуктивной деятельности детей – аппликация, рисование, лепка, художественное конструирование, труд.

 развитие творческой активности детей в различных видах деятельности

Функциональный модуль «Уличное пространство»

Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

 организация различной деятельности дошкольников на свежем воздухе для поддержки гармоничного развития;

 организация занятий дошкольников для физического развития и укрепления здоровья.

 организация различной деятельности дошкольников на свежем воздухе для поддержки гармоничного развития

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды на участках дошкольных образовательных организаций»

(консультация для педагогов)

«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка. »
В. Сухомлинский

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия: развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна иметь привлекательный вид; выступать в роли естественного фона жизни ребенка; снимать утомляемость; положительно влиять на эмоциональное состояние; помогать ребенку познавать окружающий мир; давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком, и придерживаться правила: «Вместе с детьми!».

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации

Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

· реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

· организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

· реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учётом индивидуальных особенностей детей.

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для экспериментирования, для творческих игр и игр с различными игрушками, для сюжетно-ролевых игр.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца, оборудованные столами для общения детей с книгой, для художественного творчества, настольно – печатных игр, ручного труда, для работы с природным материалом. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты и др.; ракетки для игр в бадминтон и малый теннис; сетки для перебрасывания мячей, кольца с сетками для бросания мячей; мячи разных размеров и т.д.

Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.

Оборудование площадки для игр с песком включает:

· песочницу с увлажнённым песком, собранным в горку

· совки, формочки, ведёрочки, баночки, стаканчики

· плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные и т.д.)

· объёмные игрушки, машинки и др.,

Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, использовать резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.

Организация игр с водой на участке осуществляется следующим образом: в 7-8 часов утра, во время утреннего приёма детей, заливается бассейн, наливаются водой тазики. К выходу детей на прогулку вода нагревается до достаточной температуры. Дети, под наблюдением воспитателя могут играть в воде с предметами и в простейшие игры: "Надуй парус", "Достань игрушку со дна " и др.

Также, надо предусмотреть асфальтированную площадку для рисования мелками. Если площадки нет, то воспитатель помогает детям найти ровный участок земли, на котором можно рисовать палочками.

Не надо забывать и про двигатели разных размеров, которые используются и для катания детей, катания кукол, игр с песком, как дополнение для настольных конструкторов и крупного строительного материала.

Труд детей на участке организует воспитатель:
помощь воспитателю в выносе игрушек, заливке водой ёмкостей, поливке участка, мытье игрушек, помощи малышам в сборе игрушек, посильная работа на цветниках.

Таким образом , задача взрослого во время прогулок помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения, сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье. При этом важно опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать его интересы и стремление к познанию нового.

Предметное содержание

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка. Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

· провоцировать ребенка на агрессивные действия;

· вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);

· провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

· вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

· провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти своё отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Следовательно , в соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Формирование предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к

общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Дошкольное детство — время первоначального становления личности,

формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Наш детский сад работает по программе «Детство» Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если педагоги будут нацелены на:

· развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общенияи деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;

· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

· создание предметно-пространственной развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Сегодня мы готовы поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

· охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям;

· формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;

· охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

· построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

· создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

· открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

· провоцировать ребенка на агрессивные действия;

· вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партеры (сверстники, взрослые);

· провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

· вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

· провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка. Поэтому РППС должна быть:

· содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное иоздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

· трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

· полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

· доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

· безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации РППС следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей»

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти своё отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО.

Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов

РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.

Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом.

Чем больше количество заданий, которые могут быть сформулированы перед

ребёнком с использованием элементов РППС таких заданий, чем больше число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.

Смысл двух последних степеней можно понимать следующим образом: на основе некоторого элемента РППС можно сформулировать несколько заданий, но все они мало отличаются друг от друга по сложности, а, следовательно, такой элемент не позволит сформировать большое число ступеней сложности.

Возможен и другой вариант: элемент имеет достаточно много ступеней, но задания на соседних ступенях значительно отличаются друг от друга по уровню сложности, т. е. «высота» ступеней сложности различна. При такой неравномерности ребёнок может легко справится с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны, и он сможет их выполнить только с помощью взрослого.

Степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания. Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и ребѐнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей помимо тех. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал.

Степень универсальности – возможность применять элементы РППС для не-

скольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.

«Автодидактичность» – структурное свойство игрового средства, которое

«указывает» ребѐнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.

Определяя перечисленные параметры, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных элементов РППС, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

В нашей группе организована РППС по следующим зонам:

· Центр сюжетно - ролевой игры

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Мы в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

· Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.

В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами , дидактические игры на развитие музыкального слуха.

· Центр творческой деятельности

В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно - прикладному искусству, настольно- печатные игры.

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, также игровые дидактические панно изготовленные своими руками, которые являются трансформируемыми. Эти панно могут использоваться, как для развития мелкой моторики рук, так и для первоначальных навыков счета, изучения цвета и формы.

В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.

· Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.

Игры по звуковой культуре речи

Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо».

Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».

Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения

«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».

Картотека артикуляционных игр и упражнений.

Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».

Игры на развитие связной речи

«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике.

· Центр нравственно – патриотического воспитания.

Целью воспитания является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Очень важным моментом в реализации воспитательных задач является формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота. Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране создает у ребенка чувство социальной ответственности и бережного отношения к труду, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост. С этой точки зрения мы оборудовали специальный патриотический уголок в нашей группе, наполненный необходимым дидактическим материалом.

Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Также в соответствии с ФГОС она должна быть сменяемой. Мы еженедельно организуем РППС в соответствии с тематическим планированием.

Читайте также: