Эпоха железных дорог игрушка

Обновлено: 07.05.2024

PIKO

Железная дорога Piko (ПИКО) — модели локомотивов и вагонов, системы управления, путевые элементы и рельсы, электрические компоненты и аксессуары в масшабе G (1:22.5), H0 (1:87), TT (1:120), N (1:160).

PIKO немецкая железная дорога - самая известная в СССР детская игрушка из Германии, фирмы Piko, которая производит стартовые наборы, модели паровозов, локомотивов и различных вагонов, рельсовый материал PIKO A-Gleis и G, дополнения к железным дорогам, в масштабах H0, G, N и модели подвижного состава 1:120 (ТТ).

PIKO Spielwaren GmbH Компания образована в 1949 году на базе филиала компании Siemens в городе Хемниц, ГДР. В 1951-52 годах был произведён частичный перенос производства в город Зоннеберг, где в сотрудничестве с VEB EIO инженеры PIKO производят первые локомотивы. В конце 50-х продукция компании PIKO под маркой «PIKO» появляется на выставках игрушек.

Первые изделия государственного объединения VEB KOMBINAT PIKO SONNEBERG, наборы PIKO «Junior» с питанием от батарей, начали появляться в магазинах «Детский мир» в 1964 году. Предприятием производились и поставлялись в СССР железные дороги и модели под маркой «PIKO SONNEBERG» двух масштабов – H0 (1:87) и N (1:160). После объединения Германии, в начале 90-х, после денационализации производственного объединения, компанию PIKO приобрёл Dr. Rene F. Wilfer.

Сейчас PIKO Spielwaren GmbH известный производитель модельных железных дорог выпускающий изделия для масштабов: H0 1:87, G 1:22,5, модели строений N 1:160 и подвижной состав TT 1:120. Приоритетным направлением, как и для многих других компаний, является производство моделей и аксессуаров в масштабе H0.

Основное производство моделей и аксессуаров PIKO H0 осуществляется в Китае. Новый завод по производству моделей PIKO в Китайской Народной Республике начал свою работу в 2008 году.
В 2010 году компания PIKO начала производство новых моделей, с небольшой, упрощённой детализацией, но с наличием габаритных огней – серию Пико Эксперт (PIKO EXPERT).

Сегодня на современном, технологичном китайском предприятии PIKO производится широкий ассортимент стартовых наборов HOBBY, моделей и аксессуаров, путевые элементы A-Gleis.

Мы работаем только с официальными поставщиками , поэтому вся игрушечная железная дорога, приобретенная на нашем сайте соответствует стандартам безопасности и качества производства "РосТест" и имеет гарантию качества 6 месяцев (ROCO, MARKLIN, FLEISСHMANN) и 1 год (WOODY).

Купить железную дорогу на день рождения, новый год и любой другой праздник - отличная идея, ведь каждый ребенок в детстве мечтает управлять поездом.

О наличии таких брэндов как ROCO, MARKLIN, FLEISCHMANN, HOBBYTRAIN, BRAWA, KATO и др. - Вы можете узнать у менеджеров по телефону. В наличии имеются типоразмеры ТТ (1:120), N (1:160), Z (1:220) и другие.

Железная дорога PIKO в России

PIKO - модели железных дорог

Немецкая компания PIKO Spielwaren GmbH начавшая свою деятельность в городе Хемниц, начала производить модели железных дорог еще во времена ГДР. "ПИонер КОнструирования" - именно так расшифровывается аббревиатура ПИКО . Настал 1951 год, в это время компания решила перебазироваться в городе Зоннеберг, славившимся большим количеством производителей игрушек для детей. Всего за несколько лет стала крупнейшим производителем на территории бывшей ГДР. В 1960–1980-е годах компания ПИКО была главным экспортером масштабных моделей железных дорог по всему миру, в том числе в СССР, и любителям жд игрушки можно было купить PIKO в Москве. После распада ГДР в 1989 году произошло много изменений как в стране в целом, так и в компании PIKO . в 1992 году компания была переименована в PIKO Spielwaren GmbH. Доктор Рене Вилфер - стал основателем новой компании и является ее президентом по настоящее время.

С момента основания, PIKO производили только профессиональные модели локомотивов , грузовых и пассажирских вагонов, а с 1997 года начинается производство наборов серии hobby, именно для тех, кто только начинает знакомство с миром железнодорожных игрушек. В стартовй набор железной дороги входит: локомотив , грузовые или пассажирские вагоны , набор путей и система управления .

С течением времени, наиболее популярными типоразмерами производимыми компанией Piko стали Типорамер H0 ( типоразмер 1:87 от реально существующих поездов) и типоразмер G ( типоразмер 1:22,5 ) - большая игрушечная железная дорога. PIKO H0 в настоящее время выпускается в трех сериях: Hobby, Expert и Classic.

PIKO Хобби - это железная дорога для начинающих моделистов любого возраста. Надежная в работе игушка для детей, и к тому же несложная в сборке. Сейчас игрушки компании производятся с такими же требованиями к качеству как и во времена ГДР, поэтому она и в настоящее время остается лидером.

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Заговаривая о моделях железных дорог с посторонним человеком, нередко слышишь недоумение: "Как понять — модели? А, немецкая, что ли?" Да, действительно, многие при упоминании миниатюрных копий железных дорог в первую очередь вспоминают хорошо знакомые всем изделия из ГДР. Даже сейчас, когда производство таких моделей освоено уже несколькими российскими, украинскими, латвийскими предприятиями.

Между тем у производства железнодорожных моделей на территории бывшего Союза есть своя история. И хотя, пожалуй, нельзя назвать её богатой и славной, забывать о ней не стоит.

Как известно, производство игрушек железнодорожной тематики началось практически сразу после появления железных дорог. Однако моделизм в современном понятии этого слова выделился из увлечения такими игрушками значительно позже. Трудно обозначить какую-то грань, разделяющую "игрушку" и "модель" — она представилась бы очень размытой. И всё же попытаемся сделать это.

Уже мало кто помнит электрическую железную дорогу, которая выпускалась в тридцатые годы XX века заводом "Пресс" в Серпухове. Сохранившиеся до наших дней экземпляры этих игрушек являются чрезвычайной редкостью. Но по ним мы можем констатировать: это были изделия, стоящие на уровне тогдашних мировых стандартов. Они представляли собой прекрасные, высокотехнологичные игрушки и. как и большинство зарубежных изделий того времени, не являлись моделями. Локомотивы не копировали какие-либо прототипы, вагоны также были, так сказать, вагонами "вообще". Однако, взглянув на зарубежные изделия того времени, мы увидим, что такая условность во многом была печатью эпохи.

Железная дорога завода "Пресс". Иллюстрация из книги "Модели железных дорог"

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Западные производители также не ставили перед собой задачи добиться полного сходства своих изделий с настоящими локомотивами и вагонами. Первые шаги к изготовлению моделей-копий предпринимались единичными фирмами, такими, как Märklin. Так что с этой стороны игрушечная железная дорога из Серпухова была, так сказать, вполне "на уровне".

Напомним некоторые характеристики этой дороги. Было выпущено два вида локомотивов: двухосный паровоз и двухосный же электровоз с центральным расположением кабины. Локомотивы имели электродвигатели переменного тока, питались напряжением 12 В. Система электроснабжения — трёхрельсовая. Вагонов имелось почти 10 видов, из них один — четырёхосный пассажирский, остальные — грузовые (крытые, полувагон, платформа и другие). И локомотивы, и вагоны изготовлялись из металла. Путь из профилированных рельсов имел ширину 45 мм. Рельсы крепились к металлическим шпалам — всего по 3 или 4 шпалы на звено пути, и это также примета времени.

Производство железной дороги в Серпухове было прервано войной. А по прошествии наиболее тяжёлых послевоенных лет уже другое предприятие — московский завод "Прожектор", приступил к производству нового набора железной дороги под торгово-рекламным названием "Пионерская". Выпуск её начался примерно в 1951 году и продолжался около 20 лет.

В набор входил шестиосный тепловоз загадочной серии "ИС" с номером 51, четыре 4-осных вагона — два пассажирских и два грузовых (платформа и крытый); большой комплект рельсов с двумя стрелочными переводами, мост, переезд со шлагбаумами и домиком дежурного, здание вокзала, несколько светофоров и фонарей освещения. Подвижной состав, здание вокзала, переезд были выполнены из металла. Поставлялась эта железная дорога в огромной деревянной коробке, вес её составлял несколько килограммов. К набору прилагался трансформатор с регулятором напряжения.

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Это была игрушка сложнейшего по тем временам технического уровня, мечта всех ребят. Путь был разделён на блок-участки, и сигналы светофоров переключались при движении поезда. При прохождении поезда по переезду опускались шлагбаумы, из домика "выходил" дежурный с фонарём, а его "коллега" на платформе станции поднимал зелёный флаг. Локомотив был снабжён действующим прожектором, в пассажирских вагонах имелось освещение и хвостовые красные огни. Светились фонари на станции, переезде и у стрелок, подсвечивалось изнутри здание вокзала. Разложенная в затемнённой комнате, действующая "пионерка" являла собой впечатляющее зрелище.

Дежурный и домик дежурного

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Особо следует сказать о путевом материале для этой дороги. Как и в железной дороге завода "Пресс", рельсы были профилированными, локомотив питался по всё ещё распространённой в то время трёхрельсовой системе. Ширина колеи составляла 32 мм, напряжение питания — 13В переменного тока. В наборе было 7 или 8 прямых, 16 радиусных звеньев и два стрелочных перевода с ручным приводом — левый и правый.

Конечно, назвать эту железную дорогу "модельной" всё ещё трудно. В облике тепловоза, вагонов, сооружений было ещё много условности. И вместе с тем внешний вид подвижного состава уже приближался к виду настоящей техники. Вагоны, особенно грузовые, выглядели вполне узнаваемо, а выполненные надписи и эмблемы добавляли им реализма. В облике фантастического локомотива "ИС-51" угадывались очертания новейших по тому времени магистральных тепловозов ТЭ2 или ТЭ3 первого выпуска.

Словом, следует признать: эта дорога впервые стала чем-то бoльшим, чем просто игрушка. Именно её мы и назовём той "гранью", за которой можно говорить о начале промышленного производства моделей железных дорог в нашей стране.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МОДЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. МОДЕЛИ ЗАВОДА "СЧЁТМАШ"

Однако после первого, такого удачного, шага естественный процесс развития отечественного модельпрома неожиданно был нарушен. Связано это с появлением на прилавках советских магазинов "тех самых" моделей железных дорог производства ГДР. История производства железных дорог в Германии к тому моменту была уже очень богатой, а часть Германии вошла в соцлагерь и расплачивалась с Советским Союзом за блага социализма многими изделиями своей промышленности. Первые немецкие модели были завезены в Союз в конце пятидесятых годов, а по прошествии нескольких лет было принято решение закрепить модельпромовские функции за предприятиями ГДР.

В основном в СССР поставляли свои изделия заводы PIKO (масштабы H0 и N) и Berliner-TT-Bahnen (масштаб TT). Впоследствии к ним добавились VERO (модели зданий и сооружений), PILZ (профилированный рельсовый материал) и некоторые другие.

Появление "немецкой железной дороги", безусловно, подхлестнуло все благотворные процессы в развитии этого увлечения среди советских граждан: и стремление к миниатюризации, и улучшение качества деталировки самостоятельно изготовляемых моделей — достойные образцы были теперь перед глазами. Да и началось увлечение моделизмом для многих именно с покупки немецкого набора.

Всё было бы очень хорошо, если бы не одно "но": среди поставляемых из ГДР моделей подвижного состава практически не оказалось копий советских прототипов. "Наши" модели можно было пересчитать по пальцам. В типоразмере ТТ это были электровоз ЧС1 и тепловоз ЧМЭ2, в типоразмере N — электровоз ЧС4 и пассажирские вагоны "Аммендорф", а в типоразмере Н0 — один-единственный вагон-ледник, всем хорошо известный "ашхабадец". Причём именно эти модели имели досадные недостатки: не очень точно воспроизводились детали, не соответствовали некоторые масштабные размеры.

К началу 80-х годов наши любители-энтузиасты создали великолепные модели советских локомотивов и вагонов в домашних условиях. Многие использовали "бонусы", предоставляемые импортными моделями: так, многие возвращали тепловозу BR120 (М62) фирмы PIKO его "законную" окраску и советские надписи, некоторые брались за переделку паровоза BR52 в трофейный ТЭ, распространённый у нас в послевоенные годы. Интерес к железнодорожному моделизму возрос в целом. Всё это стимулировало потребность в отечественных моделях железных дорог промышленного производства. Однако заводы, такие, как московский "Огонёк", выпускавшие вполне качественные игрушечные железные дороги, оказались не готовыми начать выпуск моделей-копий. Потому за это благородное дело взялись серьёзные организации, далёкие от игрушек.

Первой такой организацией стал приборостроительный завод "Счётмаш" из Курска. Он подготовил к выпуску ряд моделей подвижного состава и путевого материала. Для них был выбран самый распространённый и популярный в мире типоразмер — H0. В 1982 году была выпущена первая партия. Набор включал в себя паровоз серии Ов с угольным отоплением и два 14-метровых двухосных пассажирских вагона, путевой материал и блок питания.

Рассматривая эту железную дорогу, не без удовольствия отмечаешь, что разработчики явно не стремились ни подражать изделиям PIKO, ни даже копировать какие-либо их узлы. Первую отечественную модель железной дороги решили делать сами!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мужские игрушки. Время расцвета.

Продолжаю рассказ об истории производства моделей железных дорог фирмой PIKO из ГДР. В 1970 году появился обновленный каталог фирмы. Он был издан на нескольких языках, экспортер продукции PIKO на международный рынок DEMUSA предлагала модели в большинство стран мира.

Изображение 159

В каталоге раздел моделей в масштабе N удивил даже видавших виды специалистов и дистрибуторов , буквально за год ассортимент вырос в разы, а детализация и качество моделей было отменным

Изображение 160

Рельсы, стрелки, мосты и даже контактная сеть были разработаны и внедрены в производство в очень сжатые сроки, надо отдать должное гению немецких инженеров.

Изображение 161

А появившиеся модели паровоза BR 55 и локомотивов NOHAB стали одними из лучших в мире на то время , это фото из моей коллекции

BR 55 DR - я этот редкий вариант модели первого выпуска называю 4-matic

10802005_553491451448302_3706479909707321156_n

10702078_553491448114969_4187200130321346520_n

А это редкий вариант модели в окраске Французских дорог SNCF

10368800_555880637876050_4321799579523372381_o

А это NOHAB датских дорог DSB

1

Пассажирские четырёхосные вагоны начинает выпускать фирма SCHICHT из Дрездена, которая постепенно переходит под контроль PIKO

SCHICHT 1-2 DR Spur N

В это же время ГДРовские фирмы по производству аксессуаров для моделей железных дорог начинают выпуск приложений и дополнений, домов. станций, перронов , переездов и т.п.

 572

 571

10385485_568622006601913_486782371007810621_n

 57-1

Выходит специальное издание для строительства макетов, с электрическими схемами и схемами путей.

37394475

А спустя два года выходит первый отдельный каталог PIKO только для масштаба N.

Изображение 156-1

К огромной радости советских моделистов, здесь были модели наших локомотивов и вагонов - электровозов ЧС 4 и пассажирских вагонов, так называемых Аммендорфов, приписки Октябрьской железной дороги, которые получили у коллекционеров название "Октябри"

Изображение 158

Самым редким был ЧС 4 голубого цвета, он не попал в продажу в СССР, вот эти составы в моей коллекции

IMG_1163

IMG_1154

Вагоны были сделаны очень качественно, конечно они служат и сегодня, поменять коллпары не проблем и они на ходу

6

7

8

12

13

Именно из этих вагонов в конце 70 х годов ХХ века известный ленинградский музыкант и моделист Вадим Воронин начал производить мелкосерийные модели багажного и почтового вагонов.

10438593_556193621178085_8678597687090248692_n

Эту традицию достойно продолжают нынешние моделисты, поэтому Октябри одни из наиболее востребованных моделей вагонов на Ebay и бурзах.

IMG_1537

Тогда же появились модели фирмы VEB FAMOS из Лейпцига полувагоны, силосники и двухосные пассажирские вагоны фирмы VEB Leipziger Modellbau и VEB Perfecta Bautzen ( часть из них ранее выпускала фирма Herbert Stein KG, национализированная и переименованная несколько раз)

Изображение 162

 5744

 5755

Впоследствие эти модели будут выпускаться Народным предприятием VEB Prefo, которое доживёт до начала 90х годов

 5733

Модели в девятке используются для производства сувениров, такими моделями в ГДР награждали юбиляров, передовиков производства и дарили их иностранным гостям.

 57

Сегодня они самые редкие и их очень тяжело найти, фото моделей из моей коллекции

616550_569285253202255_3388180052588345379_o

1391916_551078888356225_344403913045637458_n

В разных странах поклонников ПИКОвской девятки становилось все больше появились модели автомобилей фирмы PREFO из Дрездена

 57 66

Фотография Мэтра отечественной фотографии Валерия Генде Роте "Мои игрушки" на ней коллекция фотографа, в основном PIKO масштаб N

Валерий Генде-Роте Мои игрушки . 1976

А в ассортименте объединенного PIKO уже было 17 локомотивов и почти 100 вагонов , в конструкторском бюро государственного предприятия разрабатывались новые модели , планировался переход с П образных на профильные рельсы, которые тогда уже вовсю выпускали конкуренты из ФРГ

Изображение 163

Моя коллекция, одна из самых полных в Европе

10486169_558760570921390_3167140313722072404_o

IMG_1151

10486561_558760357588078_4398261663916098389_o

Казалось бы девятка и в ГДР начала одерживать победу над самым популярным в странах соцлагеря масштабом ТТ. Модели в ГДР продавались строго по прайс листу

Изображение 157

В Советском Союзе цены на вагоны были от девяносто копеек . за двухосный вагон или цистерну

104_2a

до 13 рублей за паровоз BR 55. Модели из Дрездена в СССР не продавались, не попали к нам варианты паровоза BR 55 во французском, бельгийскоми и чешском вариантах , вагон 1-2 класса CSD и голубой Чс 4 , за который коллекционеры готовы были платить целых 100 рубдей.

10733396_568833653247415_782003628874546032_o

И вдруг произошло неожиданное. Но это уже совсем другая история, о которой я расскажу в завершающей главе трилогии об истории производства в ГДР моделей в масштабе N.


Немецкая фирма Мэрклин – известный производитель детских игрушек, расположилась в швабском городе Геппинген. На сегодняшний день эта компания является мировым лидером по производству железнодорожных моделей. Годовой оборот Марклин в настоящее время составляет около 110 млн. евро, в то время как оборот таких известных производителей на рынке моделей железных дорог как Hornby, Roco и Fleischmann составляет соответственно 69 млн. евро, 35 млн. евро и 21млн. евро.

А начиналось все в 1859 году с производства кукольных домиков. Основателем компании стал Теодор Фридрих Вильгельм Мэрклин, который с 1840 года проживал и работал жестянщиком в Гёппингене. В этой же компании работала сотрудница Каролина Хеттих, которая объездила всю Швейцарию и Южную Германию, представляя интересы фирмы и которая в то время была единственной женщиной-коммивояжером. В 1859 году Вильгельм Мэрклин женился на Каролине Хеттис, которая и подала идею о собственной компании. Таки образом в этом году и была основана компания по производству домиков для кукол.

В 1866 году основатель компании - Теодор Фридрих Вильгельм Мэрклин умер, и руководство взяла на себя Каролина, которая смогла сохранить компанию для своих сыновей. В 1888 году руководство компанией приняли на себя Карл и Ойген Мэрклин. К тому времени ассортимент продукции охватывал не только домики для кукол, а и различные карусели, волчки, тележки и даже напольные локомотивы. Братья довольно умело вели корпоративную политику, что позволило им приобрести Ludwig Lutz – компанию занимающуюся выпуском оловянных игрушек и открыть в 1891 году свой филиал в Эльвангене. В этом же году на ярмарке в Лейпциге братья впервые представили модель железной дороги, которая была оснащена часовым механизмом, а рельсы укладывались в форме восьмерки.

Ойген и Карл Мэрклин стали основоположниками мирового успеха игрушечной железной дороги «Мэрклин». Братья сумели стандартизировать ширину колеи, типоразмеры которой и сейчас используют во всем мире. Это немаловажный факт, поскольку до того времени модели железных дорог имели существенные различия, что не позволяло соединять отдельные детали железной дороги друг с другом, даже несмотря на то, что выпущены они были одним производителем. На тот момент только компания Märklin использовала единый для всех своих изделий типоразмер 1, в масштабе 1:32.

Ассортимент продукции компании расширялся с каждым годом и уже в 1909 году он охватывал принадлежности для игрушечных кукольных домиков, волчки, карусели, более 90 моделей паровых машин, автомобили, корабли, металлические конструкторы и самолеты. В 1926 году компания приступила к производству электрической железной дороги, которая работала от источника переменного тока в 20 В без малейшего ограничения времени горения спирта или хода часового механизма, благодаря чему могла работать непрерывно.

Со временем основной продукцией Märklin стали модели железных дорог.

В 1935 году в состав руководства компанией вошел Фриц Мэрклин. В том же году компания представила на осенней ярмарке настольную железную дорогу, ширина колеи которой была всего 16,5 мм, что было вдвое меньше существовавших до этого типоразмеров.

Продажи моделей железных дорог стремительно возрастали и уже в 1950 – 1960 годах компания Märklin становится крупнейшим мировым поставщиком в этой отрасли.

В 1969 году в каталог Märklin возвращается традиционный Типоразмер 1 в немного обновленном виде.

Несмотря на то, что вся продукция производилась по обновленному типоразмеру 1, компания не прекращала работать над более усовершенствованными моделями. Так в 1972 году как новинка был представлен на Нюрнбергской ярмарке типоразмер Z (масштаб 1:220), который получил название «мини-клуб». Эта железнодорожная модель до 2007 года оставалась самой маленькой из всех представленных в массовом серийном выпуске.

С начала 20-го века собственниками компании оставались семьи Мэрклин, Фриц и Заффт. Компания развивалась и даже приобрела в 1997 году независимого конкурента – компанию Trix из Нюрнберга.

В начале октября 2009 года компания приняла участие в выставке игрушек Suisse Toy, которая проходила в Швейцарии, а в декабре 2009 года в Гёппингене был организован день открытых дверей, куда приглашались все желающие посетить предприятие.

Свою деятельность компания продолжает по настоящее время под руководством Михаэля Плюта.

Читайте также: